Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Предпосылки буржуазных реформ. Предпосылки реформ второй половины XIX века

Шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики постепенно формировался капиталистический уклад.

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Вторая половина XIX в. характеризуется буржуазными реформами в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем. Этому послужили различные социально-экономические, политические и идеологических предпосылки.

Социально-экономические предпосылки: к 1820-е гг. стал активно применяться труд вольнонаемных рабочих, к 1860-м гг. их число уже превысило 50% от числа всей рабочей силы на фабриках. Вотчинная и посессионная мануфактуры уступили место новым буржуазным отношениям. Промышленный прорыв 1830-1840-х гг. обнажил проблему нехватки рабочих кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости. Земля начала стремительно переходить от дворянства другим сословиям, распространялась практика отходничества крестьян. Основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья, скорее, наоборот, требовали новых капиталовложений. Поэтому в среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ.

Росло мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы.

Важным явлением в развитии капиталистических отношений было перерастание мануфактуры в капиталистическую фабрику.

Политические предпосылки: в 1850-х гг. постоянно возрастала классовая борьба Между дворянством и крестьянами, обострившаяся после Поражения в Крымской войне 1853-1855 гг. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. Участились выступления рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.

Чтобы удержать абсолютную монархию, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам государства. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы. Немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились либеральные взгляды Александра II.

Идеологические предпосылки: толчком к установлению буржуазных порядков в России послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России сформировались три главные идейно-политические силы, считавшие необходимостью проведение буржуазных реформ: официально-правительственная, либеральная и революционная. 1861 г. ознаменовался крестьянской реформой, в результате которой были отменены крепостное право и монополия дворян на населенные земли.

Подготовка крестьянской реформы заняла довольно много времени. В 1857 г. по указанию императора образован Секретный комитет (позднее Главный комитет по устройству сельского населения). Проекты реформы рассматривались и в дворянских губернских комитетах. Разработанные проекты рассматривались редакционными комиссиями, закончившими работу в 1860 г. и передавшими материалы в Главный комитет по крестьянскому делу.

Крестьяне получили ряд следующих прав и свобод:

0 личную свободу;

0 ограниченную свободу передвижения (а именно оставалась зависимость от крестьянских общин);

0 право на общее образование за исключением особо привилегированных учебных заведений;

0 право заниматься государственной службой;

0 право заниматься торговлей и прочей предпринимательской деятельностью;

0 прав крестьян вступать в гильдии;

0 право обращаться в суд на равных основаниях с представителями других сословий.

Крестьяне находились на положении временно обязанных у помещиков до выкупа себе надела земли. При этом объем работ или оброк оговаривались законом в зависимости от размера надела; земля не переходила безвозмездно крестьянам, которые не имели достаточных средств, чтобы выкупить себе наделы земли, из-за чего процесс полного освобождения крестьянства затянулся до революции 1917 г. Если крестьянин не мог выкупить весь надел, то он выплачивал лишь часть надела, а остальную - государство.

Порядок выкупа земельного надела крестьянами был следующим: крестьянам полагалась только их оседлая доля от помещичьей земли, за которую они должны были выплатить 25% выкупной суммы наличными. Денежные средства поступали собственнику земли из казны, однако эту сумму с процентами крестьяне должны были возместить государству в течение 49 лет.

Крестьяне должны были учреждать сельские общества. Поселки, принадлежавшие одному или нескольким владельцам, объединялись в волости (приходы).

Формировалось самоуправление крестьян. Во главе волости стояли волостной староста и волостной сход, составленный из домохозяев волости, которые имели хозяйственно-административное значение.

В зависимости от вида земельного надела (нечерноземной, черноземной или степной полосы) крестьянам устанавливались разные размеры подушного надела.

В местности устанавливался максимальный размер земельного надела, выделяемого крестьянам. Он определял конкретный размер выкупаемого надела, который не мог быть меньше "/3 максимального размера. Собственники земли могли безвозмездно предоставить земельный надел меньшего размера (нищенский надел).

Высшая норма крестьянского надела составляла семь десятин, а низшая - три.

Главным итогом крестьянской реформы явилось уравнение крестьян в естественных правах с другими слоями общества, а главное - в праве на личную свободу.

Недостатки крестьянской реформы: сохранение крупного помещичьего землевладения; маленький размер крестьянских наделов; учреждение общин и установление круговой поруки. 50.

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права обусловлено особенностями российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма, опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

В конце XVIII - середине XIX в. даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания решения крестьянского вопроса. Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников. К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, всё больше приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое вынуждено было тратить огромные деньги на поддержку помещиков.

Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Резко сократился экспорт и импорт товаров. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией её международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Реформа 19 февраля 1861 г. и ее характер

19 февраля 1861 года были изданы «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений.

Гражданские права. Крестьяне объявлялись лично свободными от власти помещика. Они становились юридическими лицами, то есть могли совершать от своего имени сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленные заведения, предъявлять иски, переходить в иное гражданское состояние (мещан, купцов).

Права собственности на землю. Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика, наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Крестьянские надельные земли не были собственностью отдельных крестьян или крестьянских «дворов» (семейств) , но были переданы во владение крестьянским обществам, которые «уравнительно» распределяли полевые земли между своими членами и сообща пользовались общими угодьями (пастбищами, сенокосами и др.). Выкупные платежи и все подати (государственные, земские и мирские) крестьяне платили сообща, миром, который был связан «круговою порукою», т. е. коллективной ответственностью, и потому должен был платить подати за своих неисправных или несостоятельных членов.

Поэтому каждый крестьянин был «приписан» к своему обществу и без согласия «мира» не мог из него выйти. Органом крестьянского мира был сельский сход, в котором участвовали, все крестьяне-домохозяева и который в своих внутренних делах имел широкую компетенцию. Сельский сход выбирал сельского старосту, а также уполномоченных (по одному от каждых 10 дворов), которые образовывали волостной сход, выбиравший волостного старшину, и состав волостного суда -- от 4 до 12 судей, из коих не менее трех должны были присутствовать в судебных заседаниях.

Во-вторых, была объявлена обязательность, для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. Земля переходила в руки крестьян с правом «постоянного пользования», помещик уже не мог ее отнять. В перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в разряд собственников земли. Поскольку право собственности на землю было признано за помещиками, то крестьяне должны были выкупить землю в свою собственность. За 2 года должны были быть составлены уставные грамоты (добровольные между землевладельцами и крестьянами соглашения) определявшие на местах конкретные условия освобождения крестьян. Затем крестьяне переводились в разряд временнообязанных до момента перехода на выкуп. Чтобы уплатить выкуп за землю, государство предоставляло крестьянам ссуду в размере 80% от стоимости надела. Остальные 20% крестьянин платил помещику сам. Ссуду государству крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет.

Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из расчета доходности крестьянского оброка: полученная помещиком сумма выкупа, положенная в банк в расчете на прибыль из 6% годовых, должна была давать тот же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Так правительство стремилось оградить помещиков от возможных финансовых потерь.

До выплаты 20% помещику крестьянин переходил в разряд временнообязанных и должен был нести определенные повинности в пользу помещика. Однако теперь эти повинности были зафиксированы, и произвольно увеличить их помещик уже не мог. Повинности были те же: оброк и барщина, однако, основной повинностью признавался оброк. Если крестьянин ранее платил только оброк, без его согласия его нельзя было перевести на барщину. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право перейти на оброк через 2 года без согласия помещика. Барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими днями работы в год.

На практике выкупная операция затянулась на долгие годы. Только в 1881 году временнообязанное состояние было отменено. А выкупные платежи просуществовали до начала XX века: с 1906 года они были сокращены наполовину, а с 1907 года окончательно отменены.

Размер земельного надела определялся в зависимости от зоны: черноземной, нечерноземной и степной. Для каждой из этих зон устанавливался максимальный и минимальный размер надела. Он составлял от 1 до 12 десятин на «душу» мужского пола. Средний размер «душевого» надела помещичьих крестьян составлял 3,3 десятины. Крестьянину должен был быть предоставлен тот надел, которым он владел до реформы. Если он был больше максимального, помещик имел право отрезать излишек, изъять эти «отрезки»; если меньше минимального -- помещик обязан был добавить крестьянину земли.

Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников, назначаемых из числа местных потомственных дворян. Они имели значительную власть над органами крестьянского самоуправления. На уездном уровне делами по крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском -- губернское по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего "мира"), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически "уравнительно" их перераспределяли.

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помщика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных (статьи А. Герцена и Н. Огарева в "Колоколе", Н. Чернышевского в "Современнике").

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и позднее армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.

Построенная на компромиссах, реформа учитывала интересы помещиков гораздо более чем крестьян. И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории. Велико было и нравственное значение этой реформы, покончившей с крепостным рабством.

Шел процесс разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений, который усилился в первой половине XIX в. и привел к кризису феодализма. Во всех основных отраслях экономики постепенно формировался капиталистический уклад.

Сельское хозяйство все больше связывалось с рынком, производило часть продуктов специально для продажи. Широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства. Капиталистические отношения проникали и в крестьянское хозяйство, усиливая процесс социального расслоения крестьянства. Большая часть крестьян беднела, разбогатевшие крестьяне вели торговлю, заводили промыслы, вкладывали свои капиталы в промышленность.

Вторая половина XIX в. характеризуется буржуазными реформами в сфере правового положения крестьян, структуры органов управления земствами и городами, судебной и полицейской систем. Этому послужили различные социально-экономические, политические и идеологических предпосылки.

Социально-экономические предпосылки: к 1820-е гг. стал активно применяться труд вольнонаемных рабочих, к 1860-м гг. их число уже превысило 50% от числа всей рабочей силы на фабриках. Вотчинная и посессионная мануфактуры уступили место новым буржуазным отношениям. Промышленный прорыв 1830-1840-х гг. обнажил проблему нехватки рабочих кадров, так как большинство населения находилось в крепостной зависимости. Земля начала стремительно переходить от дворянства другим сословиям, распространялась практика отходничества крестьян. Основными источниками существования дворянства становились предпринимательство и служба государю, а поместья, скорее, наоборот, требовали новых капиталовложений. Поэтому в среде дворянства также появлялись сторонники буржуазных реформ.

Росло мелкотоварное производство: кустарная и мелкая городская промышленность, крестьянские промыслы.

Важным явлением в развитии капиталистических отношений было перерастание мануфактуры в капиталистическую фабрику.

Политические предпосылки: в 1850-х гг. постоянно возрастала классовая борьба между дворянством и крестьянами, обострившаяся после поражения в Крымской войне 1853-1855 гг. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. Участились выступления рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала.

Чтобы удержать абсолютную монархию, требовалось принятие скорейших мер по установлению некоторых гарантий гражданам государства. Перестройки требовал весь государственный аппарат, полицейские и судебные органы. Немаловажным фактором, послужившим предпосылкой для проведения реформ второй половины XIX в., явились либеральные взгляды Александра II.

Идеологические предпосылки: толчком к установлению буржуазных порядков в России послужили идеи Великой французской революции: свобода, равенство, братство, законность.

В России сформировались три главные идейно-политические силы, считавшие необходимостью проведение буржуазных реформ: официально-правительственная, либеральная и революционная.

История и СИД

Сегодня этот вопрос имеет также немаловажное значение в связи с теми переменами которые происходят в современной России. Но не менее важна и другая задача: прояснение нашей истории отказ от примитивных схем в ее восприятии реальное понимание сложности и противоречивости событий прошлого выявление исторического позитивного...

Введение

  1. Буржуазные реформы: их причины, содержание и противоречивость
  2. Попытки модернизации политического уклада России
  3. Общественно - политическое значение реформ 60-х - 70-х г.г 19 века
    Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования вызвана повышенным интересом современных исследователей к опыту преобразований Александра II и их последующему воплощению в жизнь. История государственного управления второй половины XIX в. обычно рассматривается через призму «великих реформ» Александра II, ибо они оказались в эпицентре общественно-политической и политико-правовой мысли, и именно с ними связывается появление элементов и признаков буржуазного управления в лице местного представительства, суда, начала внедрения буржуазных принципов управления в сфере народного образования, цензуры и др.

Интерес к истории реформ, называемых в дореволюционной историографии «великими», а в советской «буржуазными», приобретал в определенные эпохи (например, во время революции 1905–1907 гг.) особую остроту и политическую окраску.

Сегодня этот вопрос имеет также немаловажное значение в связи с теми переменами, которые происходят в современной России. Вглядываться в прошлое, дабы лучше уяснить современность. Но не менее важна и другая задача: прояснение нашей истории, отказ от примитивных схем в ее восприятии, реальное понимание сложности и противоречивости событий прошлого, выявление исторического позитивного опыта, чем также богато прошлое России.

Цель работы состоит в изучении опыта проведения административных преобразований второй половины XIХ века, анализ российского реформаторства и его значения в модернизации России.

Задачи работы:

1) охарактеризовать необходимость преобразований в государственном и местном управлении в середине XIX в.;

2) раскрыть сущность либеральных реформ;

3) определить значение реформ для модернизации страны.

  1. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ: ИХ ПРИЧИНЫ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

60-70-е гг. - это время коренных преобразований в России, которые затронули практически все наиболее важные стороны жизни общества и государства. За относительно короткий срок в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры.

Александр II. В 1855 г., когда у стен осажденного Севастополя гремела канонада, внезапно умер Николай I. На престол вступил его старший сын Александр II, который вошел в историю России под именем Освободителя.

Александр II вступил на престол уже зрелым человеком — в 36 лет. Он не был ни либералом, ни реакционером и до воцарения не имел своей экономической и политической программы. Не принимая отвлеченных от жизни идей и принципов, Александр Николаевич был человеком действия. Он понимал необходимость компромиссов и уступок в интересах государственной жизни. Воспитанный на идеях гуманизма поэтом В. А. Жуковским, Александр II склонялся к мысли о необходимости перемен в политической сфере.

Новый царь понимал, что порядки, существующие в России, надо изменить. Он вернул из Сибири декабристов, разрешил свободный выезд за границу. На многие государственные посты Александр назначил новых людей, умных и образованных. В Кабинет министров он ввел своего брата Константина, который был убежденным либералом.

При подготовке реформ царь опирался на чиновников-либералов. Это были мыслящие, интеллигентные люди, объединенные сходством взглядов на предстоящие преобразования и методы их исполнения. Они были близки к прогрессивно настроенным общественным деятелям, литераторам, ученым.

Сторонники либеральных преобразований были и среди дворянства, хотя составляли в нем явное меньшинство. Все свои надежды и чаяния либералы возлагали на реформы, проводимые правительством.

Крестьянская реформа. Главной реформой из тех, что готовились правительством, являлась крестьянская, т. е. отмена крепостного права. Большинство помещиков были возмущены и напуганы, когда узнали об этом. Землевладельцы пытались убедить царя в том, что отменять крепостное право ни в коем случае нельзя. Но Александр II видел, что крестьянские волнения усиливаются с каждым годом, и понимал, что крестьяне не могут дальше терпеть власть помещиков. «Лучше отменить крепостное право сверху, чем ждать, когда народ отменит его снизу»,— отвечал царь недовольным дворянам.

19 февраля 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получали личную свободу. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить. Бывшие крепостные объявлялись «свободными сельскими обывателями» и получали гражданские права. Они могли заключать договоры и сделки, выбирать род занятий, переходить в другие сословия (мещан, купцов), поступать в учебные заведения. За помещиками закреплялось право собственности на все земли своих имений. Крестьяне получали в пользование от помещика земельные наделы, которые могли впоследствии выкупить в собственность. До выкупа наделов крестьяне (они назывались «временнообязанными») должны были нести в пользу землевладельца повинности — платить оброк или отбывать барщину. Выйдя на выкуп с согласия или по требованию барина, став «крестьянином-собственником », они должны были выплачивать государству выкупные платежи за полученную ссуду. Освобождение с землей 23 млн помещичьих крестьян было уникальным событием не только в русской, но и в мировой истории.

Земская и городская реформы. В 1864 г. была проведена земская реформа. В соответствии с ней в губерниях и уездах создавались всесословные органы местного самоуправления, которые были названы земствами.
Земствам было предоставлено решение местных хозяйственных вопросов: устройство и содержание дорог и мостов, земских школ, приютов, богаделен, медицинское и ветеринарное обслуживание, землемерные работы, статистический учет и др. Земства внесли существенный вклад в организацию медицинской помощи, особенно в деревне, и создание земских школ.

В продолжение и дополнение к земской реформе в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах России создавались новые органы городского самоуправления — городские думы, которые выбирали исполнительные органы — городские управы. Городскую думу и городскую управу возглавлял городской голова. Поскольку выборы велись на основе буржуазного принципа — имущественного ценза, то в городском самоуправлении преобладали представители крупной буржуазии. От участия в выборах устранялись все те, кто не платил городских налогов, т. е. рабочие, ремесленники, прислуга, мелкие служащие, интеллигенция.

В крупных городах городской голова утверждался министром внутренних дел, в мелких — губернатором. В круг дел городских учреждений входили разные хозяйственные вопросы: благоустройство, торговля, местная промышленность, образование и здравоохранение, противопожарные и санитарные меры и др.

Городская реформа способствовала развитию городского хозяйства, благоустройству, росту городского населения.

Судебная реформа . Проведенная в 1864 г. реформа суда была наиболее последовательной буржуазной реформой. Она провозглашала независимость суда от администрации: судья мог быть отстранен от своей должности только по суду. Старые сословные суды упразднялись. Предварительное следствие проводили судебные следователи, не подчиненные полиции. Суд объявлялся всесословным, т. е. единым и равным для всех сословий. Суд становился открытым и гласным: на судебных заседаниях могли присутствовать представители прессы и публика; в судебном процессе принимали участие представитель обвинения — прокурор и защитник подсудимого — присяжный поверенный (адвокат).

Уголовные дела рассматривались с участием присяжных заседателей от всех сословий, в том числе и от крестьян, которые выбирались по жребию. Присяжные заседатели, выслушав судебные прения, выносили решение о виновности или невиновности подсудимого. Их решение являлось обязательным для судьи. Это было существенное завоевание демократии, которое ненавидели реакционеры. «Суд улицы», «суд толпы»— так они презрительно отзывались о суде присяжных.

Военная реформа. В 1874 г. вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность. Законом были установлены сроки действительной военной службы для сухопутных войск (6 лет) и на флоте (7 лет).
Для имевших высшее образование срок действительной военной службы определялся в шесть месяцев; со средним образованием — 1,5 года; для лиц, окончивших уездные училища и прогимназии,— 3 года и начальные училища — 4 года. Не призывались на действительную военную службу единственные сыновья и единственные кормильцы. Отсрочку от призыва получали и те, кто учился в средних и высших учебных заведениях.
Больше внимания уделялось боевой подготовке войск, были введены новые уставы и наставления, ускорено перевооружение армии более современным оружием. Создание военных училищ и академий позволило улучшить военную подготовку офицеров. Но, несмотря на перемены, многое в армии оставалось по-старому: муштра и рукоприкладство офицеров, бесправие солдат.
Реформы 1861—1874 гг., получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями общества второй половины XIX в. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

В ходе проведения реформ была ослаблена цензура, на страницах газет и журналов стали гласно обсуждаться общественные проблемы.

  1. ПОПЫТКИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УКЛАДА РОССИИ

Падение крепостного права открыло шлагбаум перед российской экономикой на пути развития более прогрессивного, чем феодализм, капиталистического способа производства. Теперь Россия смогла устремиться в погоню за другими великими державами мира, которые к тому времени далеко ушли вперед. Старт в этой погоне Россия приняла с позиции, почти безнадежно отсталой. Однако еще до конца века Россия смогла сократить свое отставание от ведущих государств в промышленном отношении. Могучими стимуляторами ее индустриального рынка 60-90-х годов стали, во-первых, отмена крепостного права и, во-вторых, промышленный переворот, или, как теперь чаще говорят, промышленная революция, которая осуществилась только благодаря падению крепостного права.

Квалификация рабочих требовалась для усовершенствования производственных процессов и внедрения новых машин в производство. Поэтому определенный эффект проявлялся, где использовался труд вольнонаемных, а в условиях принудительного труда такого эффекта не могло наблюдаться. Для тех времен вольнонаемные рабочие не были свободными людьми, это были крестьяне, которые уходили из деревень на заработки с разрешения помещика, при этом которые платили определенный оброк со своей заработной платы. При этом данную категорию рабочих помещик, мог вернуть обратно в деревню. Эти рабочие находились в двойственном положении: у промышленника, как вольнонаемные, а у помещика, как крепостные. При этом благодаря отмене крепостного права появилась возможность создания для капиталистической промышленности достаточно свободного рынка наемной рабочей силы.

Благодаря реформам 60-х годов появилась возможность для промышленной революции, которая из стесненной фазы перешла в свободную. Так, например, в 1861 году утверждены «Правила для поощрения машиностроительного дела», данные правила дали право на беспошлинный ввоз промышленником из-за границы металлов, которые были необходимы производства машин и инструментов. Отечественное машиностроение получило очень большой толчок в развитии. Так за 1861-1879 гг. число машиностроительных заводов увеличилось с 99 до 187. Таким образом произошло закладывание индустриальной базы страны. В то же время создавались все необходимые условия, при которых только и возможно свободное развитие капиталистического производства, а именно рынок вольнонаемной рабочей силы, накопление стартового капитала, рынок сбыта промышленной продукции.

Основным источником наемных рабочих стало крестьянство, которое освободили от крепостной зависимости. При этом меньшая часть поступила сразу на рынок рабочей силы, а большая часть стала поступать, по мере разорения крестьянства. Мастеровые крепостных мануфактур, ремесленники стали другим источником пополнения рабочего класса. Итак, к началу 80-х годов рабочий класс в основном сформировался.

При накоплении капитала, пореформенная Россия использовала следующие источники: первые – это были операции по выкупу земель; вторыми были приток иностранного капитала. При этом иностранные капиталисты всячески помогали промышленному развитию, но и при этом они выкупали изначально отдельные предприятия, а затем и целые отрасли.

В 60-х годах огромными темпами начал расти рынок сбыта промышленной продукции. Данный процесс проявлялся благодаря развитию капитализма в сельском хозяйстве, при этом повысился спрос села на промышленные товары, а также бурным ростом строительства железных дорог.

После отмены крепостного права строительство железных дорог имело двоякое назначение – экономическое и стратегическое, так к 1861 году общая протяженность железных дорог составила 1492 версты, а к 1871 году сеть железной дороги составила 10090 верст. При этом строительство железной дороги способствовало сбыту промышленной продукции, а также стимулировало рост промышленности, при этом предъявляя большой спрос на металл, уголь, нефть.

Расширению внутреннего рынка также способствовал рост городов и городского населения. При этом города не только росли, а и благоустраивались. Всячески улучшалась планировка, появлялись новые застройки.

Главная особенность перехода России от феодализма к капитализму (не в результате революции, а посредством реформы, при сохранении самодержавия как феодального института власти) наложила свою печать и на происхождение, и на все последующее поведение российской торгово-промышленной буржуазии. Поскольку буржуазия формировалась под покровительством царизма, она и в деятельности своей рассчитывала на его покровительство, льнула к нему под крыло, ибо он давал ей многое: обеспечивал правительственными заказами, ограждал от иностранной конкуренции, своей завоевательной политикой помогал ей осваивать внешний рынок, защищал ее от пролетарского гнева.

Для развития капитализма в промышленности в 1861 г. у России были все условия, также она могла использовать многие достижения в то время передовых стран, которые достаточно раньше стали на путь развития капитализма. При этом промышленность в 60-х годах сделала огромный скачок, и вначале 70-х годов вступила в полосу грюндерства, что было характерно и для других капиталистических стран.

Причинами развития российской промышленности, которые позволяли бы использовать развитие капиталистического производства состояли в следующем: достаточно слабая техническая база, большой ввоз машин и капиталов из-за границы, низкая производительность труда, хозяйственная политика царизма.

Благодаря падению крепостного права появилась возможность развития капитализма в сельском хозяйстве. При этом сельское хозяйство медленнее, чем промышленность стала обретать предпринимательский характер. Все это появилось из-за производства хлеба на продажу.

Также в сельском хозяйстве капитализм проявлялся в покупке и использовании сельскохозяйственных машин. Одним из главных признаков капитализма в сельском хозяйстве было применение вольнонаемного труда.

На основании этого можно сделать вывод, что буржуазная аграрная эволюция была характерной особенностью развития сельского хозяйства в России.

Одной из черт крестьянского хозяйства было расслоение крестьянства. Крестьяне, которые были более зажиточными, нанимали деревенскую бедноту к себе на работу.

При этом достаточно зажиточные хозяйства, имеющие наемную рабочую силу, перерастали в капиталистические, а те которые были бедными - разорялись. В ходе этого образовывались новые слои сельского населения, именуемые деревенской буржуазией и сельскохозяйственным пролетариатом, которые были резервом промышленного пролетариата. Как видно, что крестьянское хозяйство после 1861 г., в результате товарно-денежных отношений постепенно отходило от феодальных приемов хозяйствования к капиталистическим.

Помещичье землевладение и отработочная система сильно тормозили капитализм сельского хозяйства, при этом они разоряли бедноту и ограничивали крестьянское предпринимательство. В ходе этого сельское хозяйство, в отличие от промышленности развивалось очень вяло. Академик Н.М. Дружинин подсчитал, что урожаи хлеба на крестьянских надельных землях по 30 губерниям Европейской России составляли в 1861-1870 гг. сам-3,3, в 1871-1880 гг. - сам-3,5, а урожаи картофеля соответственно - сам-3,8 и сам-4,7. Поголовье лошадей и крупного рогатого скота за 1870-1880 гг. выросло с 9013 тыс. до 9207 тыс. (лошади) и с 10 828 тыс. до 11 458 тыс. (крупный рогатый скот), но в среднем на двор даже несколько сократилось ввиду опережающего прироста населения.

При этом большое количество здравомыслящих россиян достаточно хорошо понимали, что крепостничество является огромным тормозом для развития экономики России. Весь ход экономического развития страны неумолимо ставил царизм перед выбором: либо пойти на устранение крепостнических пережитков посредством радикальной реформы, либо стать жертвой грандиозной и разрушительной революции.

  1. ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ 60-х – 70-х ГГ. 19 ВЕКА

Придя после Крымской войны к мысли о необходимости серьезных преобразований, правительство Александра II провело Крестьянскую реформу и целый ряд других реформ, серьезно изменивших весь строй жизни в России. Крестьяне получили личную свободу и земельный надел, в стране возникло местное самоуправление, в корне изменилась судебная система, на новых основаниях стала комплектоваться армия. Крестьянская реформа открывала перед экономикой России возможность развиваться по капиталистическому пути, городская, земская и судебная реформы должны были видоизменить политический строй, приспособить самодержавие к сотрудничеству с выборными органами и в конечном итоге открывали путь к созданию конституционной монархии.

Действительно, вторая половина ХIХ в., особенно его конец, стала периодом бурного развития экономики России, прежде всего промышленности. В 90-е годы ХIХ в. По ряду показателей темпа промышленного роста наша страна вышла на первое место в мире. Огромные успехи были достигнуты в области развития просвещения и культуры.

Однако реформы 60 – 70 –х гг. ХIХ в. Проводились непоследовательно, а результаты их затем еще больше искажались, подгоняясь под старые, традиционные, дореформенные порядки. Так, крестьяне получили слишком мало земли для того, чтобы вести доходное хозяйство, и вынуждены были платить за эту землю слишком большие деньги. Освободившись от крепостной зависимости от помещика, они тут же попали в долговую кабалу к нему, отрабатывая свои долги на барском поле. Земское и городское самоуправление все в большей степени попадало под контроль чиновников: та же судьба во многом ожидала и новый суд. В результате вместо последовательного движения вперед началось топтание на одном месте. Особенно сложное положение сохранялось в сельском хозяйстве.

Общество, в котором за годы подготовки и проведения реформ значительно усилились либеральные и революционные настроения, было чрезвычайно раздражено подобным ходом событий и вступило в открытое противоборство с правительством. Определяющую роль в этом играла разночинная интеллигенция, которая, пройдя в 60-х гг. ХIХ в. Через период нигилистического отрицания, в значительной своей части встала на народнические позиции. Пиком ее борьбы стала деятельность «Народной воли», закончившаяся убийством царя Александра II.

Его приемнику Александру III удалось на какое-то время стабилизировать положение в стране. Он достиг этого не продолжением реформ, а беспощадной борьбой с противниками существующего строя. Причины, порождавшие революционное и либеральное движения, не только не были устранены, они стали еще более значимы благодаря политике контрреформ, с помощью которых правительство Александра III пыталось повернуть Россию вспять или, по крайней мере, «подтормозить» ее. Успокоение носило временный характер; внутренние противоречия в стране нарастали.

Внутриполитические проблемы усугублялись сложным международным положением России. Сумев преодолеть невыгодные ей последствия Крымской войны, она добилась успеха в войне с Турцией в 1877 – 1878 гг., результатом которой стало освобождение значительной части балканских народов от османского ига. Однако победа России вызвала недовольство ведущих европейских держав, в том числе усилившейся Германии. Россия начинает постепенно сближаться с Францией, заключает с ней военный союз, вступая тем самым в противостояние с возглавляемым Германией Тройственным сюзом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XIX в. Россия завершила второй этап модернизации. Если первый проводился на феодальной основе в течение XVIII в., то второй, занявший вторую половину XIX в., проходил одновременно со становлением капиталистической формации. Капиталистический уклад становится ведущим, структурообразующим в экономике и определяет социальную организацию общества.

Великие реформы были близки к революционному перевороту. Эти революционные по своему характеру и последствиям преобразования - реформы 60 - 70-х гг. X I X века не сопровождались общественными потрясениями. При этом самодержавие не смогли довести до конца буржуазные реформы, и это позже отразилось как – убийство Александра II , контрреформы Александра III , и, наконец, открыла путь к революциям ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бессолицын А.А., Кузьмичев А.Д. Экономическая история России: очерки развития предпринимательства: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2005

2. Ляшенко Л.М. Царь - освободитель: жизнь и деяния Александра. – М., 1992

3. Миронов Б.М. Социальная история России: в 2т. – М.,1999

4. Троицкий Н.А. Россия в 19 в. – М.: Высш. шк.,2003


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5613. Основные фонды предприятия 223 KB
Основные фонды предприятия Состав и структура основных фондов Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства - получения прибыли - является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирован...
5614. Оборотные средства предприятия. Их состав и структура 108.5 KB
Экономика предприятия Оборотные средства предприятия Состав и структура оборотных средств предприятия Для осуществления непрерывного производственного процесса предприятиям необходим оборотный капитал (оборотные средства). Оборотные...
5615. Труд и заработная плата как часть национального дохода 257.5 KB
Труд и заработная плата Заработная плата как часть национального дохода Как увеличить свой заработок? Как определить тот уровень заработной платы, при котором работник будет в процессе труда наиболее активен? Как сдержать рост заработной платы, ч...
5616. Инновационная деятельность предприятия (фирмы) 95 KB
Инновационная деятельность предприятия (фирмы) Значение и предпосылки инновационной деятельности предприятия (фирмы) Одной из приоритетных целей развитых стран мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду произво...
5617. Инвестиции и капитальное строительство 135 KB
Инвестиции и капитальное строительство Понятие, виды и структура инвестиций Поступательное развитие экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов ввиду того, что удовлетворение возникающих общественных потребностей требует...
5618. Качество промышленной продукции 140.5 KB
Качество промышленной продукции 1. Качество промышленной продукции и ее показатели Рыночная экономика предполагает товарный обмен и стоимостную форму учета затрат труда. Соответственно продукт промышленной фирмы выступает в товарной форме, имеющей п...
5619. Аренда, лизинг, франчайзинг. Арендные механизмы в предпринимательстве 106.5 KB
Аренда, лизинг, франчайзинг. Арендные механизмы в предпринимательстве Эффективное ведение производственной и другой предпринимательской деятельности, вне зависимости от формы ее организации, требует значительного стартового капитала, существенных...
5620. Издержки, прибыль и рентабельность производства 378 KB
Издержки, прибыль и рентабельность производства Издержки. Понятие и виды Для принятия предприятием (фирмой) оптимальных решений по объемам выпуска продукции необходимо учитывать информацию об уровне издержек. Издержки - это денежное выражени...
5621. Механизм и инструментарий управления предприятием (фирмой) 110.5 KB
Механизм и инструментарий управления предприятием (фирмой) Функции и методы управления экономикой, их развитие и совершенствование Установление целей производственно-хозяйственной деятельности предполагает целенаправленное воздействие на участник...

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Крепостничество мешало индустриальной модернизации страны. Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. Народное движение не могло не влиять на позицию правительства.

Отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Эти предпосылки также обуславливали проведение других немаловажных буржуазных реформ: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле.

Отмена крепостного права и ее значение 19 февраля 1861 г. Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. С момента публикации законов 19 февраля 1861 г. помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями», присвоило им гражданские права -- свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя и пр.

Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными». Размеры крестьянского надела и повинностей по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников. В законе была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. B нечерноземных в пользовании крестьян оставалось почти столько же земли, как и прежде. В черноземных же был введен сильно уменьшенный душевой надел (надел на каждого крестьянина). Рано» или поздно, полагало правительство, «временнообязанные» отношения закончатся, и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку -- по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Крестьяне были связаны круговой порукой и прикреплены к своему наделу.

Реформа получилась не такой, какой мечтали ее видеть Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян, и обладала очень коротким «ресурсом времени» -- не то что на «пятьсот лет», а, пожалуй, не более чем на двадцать. И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития.

Университетская и школьная реформы Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. был утверждён новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. Важное значение имело издание нового и общего устава российских университетов в 1863 г. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию. Новый Устав вернул автономию университетам, ликвидированную Николаем I в 1835 г. В них восстанавливались самостоятельность решения административно-финансовых и научно-педагогических вопросов. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному в 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города).

Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов.

Судебная реформа. Одновременно с земской реформой, в 1864 г., по настоянию общественности, правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.

Центральным звеном нового судебного устройства был; окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт. На основании вердикта суд выносил приговор, т. е. определял меру наказания или прекращал дело. Такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Только специальные судебные органы (военные суды, Особое присутствие Сената) могли приговорить к смертной казни.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой суд, состоявший из одного человека. Мировой судья избирался земскими собраниями или городскими думами на три года. Правительство не могло своей властью отстранить его от должности (как и судей окружного суда). Принцип несменяемости судей обеспечивает независимость суда от администрации и является одним из основных начал правильного судебного устройства.

Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60-70-х гг. Однако судебная реформа 1864 г. осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат -- высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд. Волостной суд, а также мировой посредник имели право присуждать к телесным наказаниям. Они существовали в России до 1904 г.

Земская и городская реформы. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делам: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сборустатистических сведений.

Распорядительными органами земства были губернские уездные земские собрания, а исполнительными -- уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.

Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных (депутатов) уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда. Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.

Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.

По закону земства были чисто хозяйственными организациями. Но вскоре они стали играть важную политическую роль. В те годы на земскую службу обычно шли самые просвещенные и гуманные помещики. Они становились гласными земских собраний, членами и председателями управ. Они стояли у истоков земского либерального движения.

На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам. Люди, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но и общественном движении были не столь заметны, как земства.

Военные реформы. В конце 1861 г. военным министром был назначен генерал Дмитрий Алексеевич Милютин. Учитывая уроки Крымской войны, министр провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

В 1874 г. был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы был установлен в 6 лет, на флоте -- в 7 лет. Для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали дополнительным стимулом для распространения образованности. Военная реформа 1874 г. ускорила ломку сословного строя. Отмена рекрутчины, наряду с отменой крепостного права, значительно увеличила популярность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60--70-х гг.-- крупное явление в истории России. Устранив ряд отживших явлений, создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения, улучшению качества жизни. Россия подключалась к общеевропейскому процессу создания передовых, цивилизованных форм государственности, основанных на самодеятельности населения и его волеизъявлении. Но это были только первые шаги. В местном управлении были сильны пережитки крепостничества, оставались нетронутыми многие дворянские привилегии. Реформы 60--70-х гг. не коснулись верхних этажей власти.

Похожие публикации