Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Пасхальное Богослужение: все о Пасхальном Богослужении. Все о службе в церкви на Пасху: начало, сколько идет и как проходит

19 августа - престольный праздник Спасо-Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя - кафедральный собор Москвы. Уникальный статус - причина возникновения множества мифов. Раз храм «не такой, как все», то и происходит в нем все «не так, как у людей». И вообще, с самого начала говорили о том, что долго эта церковь не простоит… Насколько соответствуют истине расхожие представления о жизни главного храма Москвы, рассказывает ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев.

Отец Михаил, Вам лично приходится сталкиваться с мифами о Храме Христа Спасителя? Какие из них наиболее распространены?

Приходится. Подобные мифы стали появляться еще на этапе строительства Храма Христа Спасителя. Все вдруг вспомнили, что игуменья Алексеевского монастыря, который находился на месте, где предполагалось построить храм, уходя, якобы произнесла какие-то проклятия, и поэтому впоследствии храм был разрушен. Уходя - потому что в 1837 году монастырь перевели в Красное село, где раньше стояла приходская церковь Воздвижения Креста Господня с шатровой колокольней, сооруженная в конце ХVII века (ныне там проходит Красносельская улица).

Когда мы знакомились с историческими материалами, то узнали, что игуменья Алексеевского монастыря была старицей высокой духовной жизни и, кончено, никаких проклятий изречь не могла, потому что и перемещение монастыря, и постройка храма делались по благословению правящего архиерея Москвы митрополита Филарета (Дроздова). Это была нормальная практика: старые постройки разбирали, на их месте устраивали новые здания, в том числе церковные.

Так вот, будучи человеком высокой духовной жизни, как бы прозревая дальнейшую историю храма, игуменья Алексеевского монастыря произнесла следующие слова: «Бедный. Недолго ему здесь стоять». А потом эти слова стали обрастать слухами, и получилось какое-то проклятие.

Эти слова до сих пор вспоминают в каких-то газетных статейках, когда пишут, что Храм Христа Спасителя то проваливается, то трещит по швам, и люди ждут - не дождутся, когда же он, в конце концов, развалится. Но я хочу сказать, что не дождутся, потому что храм построен на совесть, с применением современных строительных материалов. Хотя и это не всем нравилось: некогда храм был построен из кирпича, строительная смесь замешивалась на яичных желтках, а тут он строится из бетона! Недовольные всегда найдутся. Но главное ведь то, что на этом месте стоит храм и в храме совершается Божественная литургия! Может быть, именно это и не дает покоя недоброжелателям? И они выискивают какие-то внешние факторы, чтобы очернить само присутствие храма на этом месте.

Говорили также о том, что незачем было тратить на постройку храма столько денег и было бы лучше раздать их нищим. Однажды даже была высказана мысль о том, что у нас тюрем не хватает, а мы храм строим, на что патриарх Алексий II остроумно заметил, что если будут строить храмы, может быть, отпадет необходимость строить тюрьмы.

Приходят наши благочестивые, воцерковленные, как они себя называют, люди, и возмущаются по поводу того, что в оформлении храма присутствуют шестиконечные звезды. Действительно, паникадила выполнены в виде шестигранников, узор на полу, орнамент тоже включают в себя такие изображения. И еще многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Хотя, собственно говоря, такой орнамент в христианском искусстве и в оформлении православных храмов использовался с древности. На севере Италии в городе Аквилея сохранилась базилика IV века, и в мозаичных изображениях внутри этого храма я сам видел орнамент в виде шестигранников, а ведь в те времена о масонах и речи не было! А что касается надписи под куполом, там написано «Бог», так что ничего страшного нет.

А потом, ведь то ли забывают, то ли не знают, то ли не хотят вспоминать, что непосредственное участие в оформлении Храма Христа Спасителя принимал святитель Филарет, митрополит Московский. И уж этот святитель, который постоянно боролся за чистоту Православия, наверное, лучше понимал значение всех тех изображений, которыми украшен Храм Христа Спасителя.

А вообще, с этими шестигранниками был такой курьезный случай. В нашем храме постоянно дежурят священники, и как-то раз пришел мужчина и предъявил претензию: «Как так - в православном храме кругом звезды Давида?». Наш отец Александр задал ему вопрос: «А Вы знаете, кто такой Давид?». - Царь израильский. - «А еще?». Дальше знания человека не простирались. Тогда отец Александр спросил: «Вы Псалтирь читаете?» - Как же, каждый день! - «Так вот, пророк Давид и написал Псалтирь!». Реакция пришедшего была поразительная: «Так что же мне, теперь и Псалтирь не читать?».

Хотя он мог бы среагировать по-другому и переосмыслить свой взгляд в соответствии со словами священника и что-то для себя узнать. Человек ведь имеет свободу.

Разные люди приходят. Одни просто слова не могут вымолвить от восторга, восхищения, наплыва чувств при виде этого величественного, громадного храма, в котором можно потеряться. А другие испытывают к нему неприязнь. Господь говорит: «лежит на падение и на восстание». Думаю, что Храм Христа Спасителя производит как раз такое действие. Если человек действительно рад тому, что возрождаются храмы, совершается богослужение, то он принимает храмы всей душой и всем сердцем и употребляет всякие способы, чтобы прийти в храм. А другие люди дышат ненавистью, злобой. Ну что ж? И Христа тоже распинали, и дышали злобой по отношению к Нему. А храм наш называется Храм Христа Спасителя.

Насчет оформления многие говорят, что храм выглядит как слишком новый, что из-за этого он какой-то неживой…

Храм не то что новый, но вновь построенный. Но построен он точно таким, каким был до разрушения - это был основной принцип воссоздания. И никаких споров о том, например, в каком стиле его расписывать, не было.

Интересно, что в XIX веке, когда роспись храма была закончена, приехал император Александр III, осмотрел, и приказал переписать, потому что что-то показалось ему не подходящим для этого храма. Так что императоры тоже принимали участие в оформлении Храма Христа Спасителя.

Еще одна тема, которая возникает, когда сравнивают прежний и нынешний Храм Христа Спасителя - деньги. Первый строился на народные деньги, а нынешний - непонятно на какие средства…

Средства вполне определенные. Ведь миф заключается в том, что якобы первый храм был построен искл ючительно на народные средства. Так вот я скажу, что это не совсем так. Действительно, каждый человек мог принять посильное участие в строительстве Храма Христа Спасителя. Для этого была определена мера - 1 или 2 копейки, чтобы богатый не кичился вкладом, а бедный не был лишен возможности внести свою лепту и не стыдился того, что она такая малая. Но таким образом было собрано 15 % от общей суммы, которую потратили на строительство. 85% выделили из государственной казны.

Такое же соотношение было решено оставить при воссоздании Храма Христа Спасителя. Только из государственной казны средства не отчислялись. Более того, на первом этапе строительства 13% от поступающих средств государство забирало в качестве налога, и священноначалию пришлось дважды обращаться к президенту Борису Николаевичу Ельцину с просьбой отменить налог на собранные средства, потому что люди жертвовали их на строительство храма. В итоге поступающие суммы перестали облагать налогом.

Но государство не участвовало в строительстве, участвовало правительство Москвы. Всем известно, что инициатором воссоздания Храма Христа Спасителя был наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились. И именно благодаря его энергии и предприимчивости храм был построен. Уж не знаю, как он изыскивал средства для финансирования со стороны городских структур.

На входе в нижний храм помещены гранитные доски, на которых запечатлены организации и частные лица, от которых шли пожертвования. Список частных лиц возглавляет Мстислав Ростропович, который дал концерт в строящемся храме. Пришло множество народа, был произведен сбор, и всю сумму он перечислил в Фонд Храма Христа Спасителя. И вообще было немало людей, которые приносили деньги и всей душой воспринимали строительство храма как благое дело.

Сегодня многих возмущает, что простым людям нельзя пройти в ваш храм на Пасху, что Храм Христа Спасителя - храм для vip-персон.

Храм вмещает пять тысяч человек?

С учетом всех галерей - десять тысяч. Но во время богослужения на галереях ведь никто не стоит, все находятся внизу, и там помещается пять с половиной тысяч человек.

Многих возмущает, что на Пасху в Храм Христа Спасителя пускают только по билетам…

Что касается билетов, на Пасху мы делаем 1500 для каждой из боковых сторон и 2500 для входа в центральную часть. Это делается, чтобы ограничить число пришедших, потому что большее количество храм просто не может вместить.

А как эти билеты распространяются?

По приходам. Запросы на билеты нам присылают архиереи, чтобы раздать их своим духовным чадам, которые хотят на Пасху помолиться вместе с Патриархом. Часть билетов по просьбам мы отсылаем в правительственные организации. Своих личных гостей приглашает Святейший Патриарх.

И, конечно же, мы раздаем билеты нашим прихожанам, потому что кто, как не они, должен иметь возможность помолиться в храме на Пасху?

На Страстной седмице, особенно во время вечерних богослужений, наши батюшки раздают билеты своим чадам и тем, кто просит. Кончено, мы смотрим и на состояние человека, и, если он не совсем адекватен, приходится отказывать. В определенной степени это делается, чтобы обеспечить безопасность и спокойствие других людей на время пасхального богослужения. Не секрет ведь, что на Пасху в храмы приходят разные люди. Кто-то у нас начинает отмечать Пасху сразу после того, как освятит куличи. Они приходят домой, начинают «разговляться», хотя и не постились, а к ночи такие «радостные», «пасхальные», навеселе идут в храм. И что получится, если такая публика окажется на богослужении? Конечно, будет уже не до службы…

А на Рождество?

На Рождество, престольный праздник нашего храма, мы делаем билеты только в центральную часть. В боковые стороны храма вход свободный, и любой желающий может попасть в храм, если только придет пораньше и успеет войти до того момента, когда храм заполнится и доступ будет прекращен.

Когда смотришь трансляцию пасхального богослужения по телевизору, видно, что на крестный ход выходят только священнослужители и высокопоставленные гости. А остальные люди? Вы их не выпускаете?

Да. Опять же, из соображений безопасности. Ведь можно представить, что случится, когда эта пятитысячная толпа начнет выходить в одни двери! К сожалению, без жертв подобные мероприятия у нас не обходятся. Любим потолкаться, кого-то придавить, потеснить - будь то во время елеопомазания, в очереди за артосом или за святой водой.

Когда я был в Японии, меня поразило, насколько организованно и спокойно люди подходили к Причастию. У нас стараются к Чаше подойти в числе первых А если служит архиерей, особенно Патриарх, все стремятся попасть именно к нему и создается давка, хотя рядом могут стоять несколько священников и владык с Чашами.

В Японии ничего подобного нет. Люди выстраиваются в очередь и спокойно, с благоговением, с поклонами, как это у них принято, подходят к Чаше. Картина совершенно иная, чем у нас.

Так вот, если вся пятитысячная толпа начнет после крестного хода входить в двери, боюсь, будет много неприятных моментов. Поэтому мы стараемся не выпускать народ. Зато, когда Святейший Патриарх входит в храм, он в первую очередь христосуется с теми, кто оставался в храме.

Как же при таком количестве народа на Пасху проходит Причастие?

Максимальное количество Чаш у нас - 17. Все духовенство, которое служит в эту ночь в храме, выходит с Чашами, так что Причастие проходит довольно быстро.

А вообще, сколько клириков в Храме Христа Спасителя?

В штате - пять священников и четыре диакона.

В Храме Христа Спасителя проходят практику диаконы и священники после хиротонии. Что представляет собой эта практика? Много ли неудобств она доставляет штатным клирикам?

Во-первых, для нас большая честь, что священноначалие воспринимает Храм Христа Спасителя как место, где молодому клирику можно начать делать первые шаги служения в Церкви и как место, где молодых священнослужителей, которые только-только приняли священный сан, могут научить правильному совершению богослужения и правильному отношению к совершению богослужения.

Конечно, бывают разные моменты, разные люди приходят. Одни очень хорошо подготовлены и с ними нет проблем, а другие приходят в замешательство, когда встают к Престолу, и приходится употреблять все свое терпение и выдержку, чтобы их успокоить. Алтарь - место, которое воспринимается как что-то необыкновенное, и можно понять, что люди просто теряются. Но со временем успокаиваются, начинают нормально воспринимать советы, которые дают более опытные священнослужители, и к концу практики уже твердо становятся на ноги.

Конечно, за 40 дней - а именно столько по традиции продолжается практика - всему научить невозможно, но поставить на ноги, помочь человеку начать спокойно и свободно ориентироваться в чинопоследовании богослужений и треб возможно. А дальше все придет с опытом.

В чем заключается правильное отношение к совершению богослужения?

Это очень объемное понятие, начиная с облачения. Вот если батюшка облачается, а у него подризник справа задран, слева волочится по полу, из-под поручей торчат рукава подризника, а фелонь постоянно где-то на боку, думаю, что человек, пришедший в храм и увидевший такого священника, сделает определенный вывод и постарается найти для себя другого священника, который выглядит аккуратнее. Это может казаться мелочью, ведь главное - душа, благочестие… Но на самом деле внешний вид говорит о многом.

Важно, как священник произносит возгласы. К сожалению, наша приходская практика свидетельствует о том, что на это не обращают внимания. Произносят либо впопыхах, либо скороговоркой, либо шепчут что-то себе под нос, так что человек, который стоит в храме, или вообще не слышит того, что произносится в алтаре, или слышит, но не понимает. Да что там говорить, подчас и находясь в алтаре не поймешь, что произнес священник.

Вот обсуждается проблема церковнославянского языка и возможности перевода богослужения на русский язык. Действительно, она существует, и, может быть, со временем мы придем к тому, чтобы перевести на русский язык если не все богослужения, то хотя бы некоторые моменты, благодаря чему наши прихожане смогут лучше понять то, что происходит в храме. Но я уверен, что если будет священник четко и со смысловыми интонациями читать текст на церковнославянском языке, даже тот современный человек, который бывает в храме нечасто, все равно поймет смысл текста и уловит общее содержание.

Но у нас этого не происходит, потому что у священников какая-то каша во рту. И у нас народ все принимает на веру, доверяет священнику. Что он там говорит, непонятно, но народ верит, что священник говорит правильно.

К сожалению, в наших духовных учебных заведениях произнесению возгласов не обучают. А ведь надо! Может быть, не в семинариях и академиях - там и так программа насыщенная, но в каких-то начальных учебных заведениях, например, училищах, церковному чтению должно уделяться особое внимание. Причем не только выработке дикции, но и пониманию того, что человек читает. Ведь если священник сам плохо разбирается в церковнославянском тексте, он читает невнимательно и лишь бы быстрее прочитать, тем более что и прихожанам текст неинтересен и все равно никто ничего не поймет. И очень жаль, что у нас происходит именно так.

Священнослужители служат в алтаре все 40 дней?

Первую неделю они нам сослужат, то есть основную нагрузку берет наш штатный священник, а практиканты в большей степени смотрят со стороны. Если практикант понимает, что и как нужно делать и готов, на второй или третий день мы доверяем священнику совершать проскомидию. Потом уже практиканты начинают служить сами, но все равно на протяжении всей практики кто-то из опытных священников находится с ними в алтаре.


К сожалению, сейчас сроки практики сократились. Если раньше все 40 дней священник или диакон служил - и это называлось «сорокоуст» - то теперь 25 дней он стоит у Престола, а потом, по просьбе епископа Пантелеимона (Шатова), на 15 дней уходит на практику в Отдел по благотворительности и социальному служению, где основной акцент делается на обучении разнообразной социальной работе, например, помощи бедным, больным, нуждающимся. Безусловно, пастырю эти навыки необходимы, но мне кажется, что процесс становления священника и усвоения им навыков совершения Божественной литургии все же нельзя сокращать. Человек только успокаивается, только начинает «входить во вкус» - и должен уйти, не дав закрепиться полученным знаниям и навыкам.

Один из мифов - то, что в Храме Христа Спасителя нет приходской жизни.

Относительно недавно мы летали со Святейшим Патриархом на Соловки (как раз была хиротония владыки Пантелеимона). Сидели в Архангельске в аэропорту, ждали вылета на острова, и один из московских священников, который был с нами, подошел ко мне и говорит: «Извините, можно задать Вам вопрос?». - Пожалуйста. - «Почему у Вас в храме нет воскресной школы?». Я даже как-то опешил от этого вопроса: «Как нет?». - А что, она у вас есть? - «Да уже лет 10 как существует». - Правда? А я не знал.

Может быть, это мы виноваты, что даем недостаточно информации. А может быть, действительно, отношение к нашему храму такое, что раз тут все не так, раз тут только для vip-персон, то какая же воскресная школа может быть? И человек не доставляет себе труда как-то поразмыслить о том, что раз есть храм, логично, что при нем есть и воскресная школа.

Так вот, у нас есть и детская воскресная школа, и взрослая.

Детей примерно 60 человек, что для центра нормально, потому что рядом с храмом почти нет жилых домов. Родители приезжают с разных концов Москвы, везут детей, которым поспать бы, потому что их и так в школе загружают. Но дети сами стремятся в храм.

Занимаемся мы с ними после воскресной Литургии. Посещение Литургии обязательно, с этого начинается занятие.

Плюс есть воскресая школа для взрослых. Каждое воскресенье на занятие остаются человек 100-150. Мы не имеем возможности их собрать и покормить, так что они что-то берут с собой, перекусывают и идут на занятия.

Эти люди составляют основу нашего прихода. Многие пришли, еще когда основной храм строился и мы служили в Преображенской церкви, так что немало наших прихожан ходит в наш храм на протяжении 15 лет.

Нет возможности собрать и покормить? Звучит достаточно странно, если учесть, сколько помещений в Храме Христа Спасителя!

Помещение правда огромное, а собраться-то и негде. Самую значительную площадь у нас занимает Зал Церковных Соборов. Также есть трапезные, которые не приспособлены для занятий, и музейная галерея.

Для школы мы выделили помещение, в котором раньше была книжная лавка. Никто туда особо не заходил, и мы оборудовали помещение для детской воскресной школы. Еще собираемся в одной из трапезных, и в зале Синода. Синод там никогда не собирался, но название такое. Взрослые занимаются в так называемом Малом Архиерейском Зале, который расположен за сценой Зала Церковных Соборов и рассчитан как раз на 150 мест.

Есть ли возможность вместе праздновать, собраться на трапезу?

Детишек у нас поздравляют, в праздники делают угощение, праздничное чаепитие. Кончено, если речь идет о Рождестве или Пасхе, то не ночью после богослужения, а на Святках или на Светлой седмице. Сотрудников поздравляем с Днем Ангела.

Вы ведете занятия в воскресной школе?

Я занятия не веду, но в курсе всего, что у нас происходит.

Много ли людей хотят принять Крещение или окрестить ребенка в Храме Христа Спасителя?

С такими просьбами к нам обращаются практически ежедневно. Мы совершаем крещения, но, конечно, не в таких количествах, как, скажем, священники в храмах в спальных районах, когда приходит по 15-20 человек.

К тому же, сейчас лето, и в городе меньше народа. Зато, бывает, приходят те, кто приехал в Москву и хочет принять Крещение именно в Храме Христа Спасителя.

С того момента, как Храм Христа Спасителя стал действующим, мы проводили беседы с теми взрослыми, кто желал покреститься. Если выяснялось, что человек действительно осознанно подходил к этому шагу, мы совершали Таинство Крещения.

Если было понятно, что человек не совсем осознал, для чего ему это нужно, мы старались наставить его, научить чему-то, давали почитать Евангелие и книги, в которых разъясняется смысл Таинства Крещения. Через некоторое время человек возвращался и после очередной беседы, если он усвоил все необходимое, а не формально подошел к этому вопросу, мы совершали крещение.

В Алексеевском приделе нижнего, Преображенского храма, у нас сделан баптистерий, где мы совершаем крещение с полным погружением

С крестными и родителями младенцев также проводились беседы?

Предварительных бесед с крестными и родителями у нас не было, но, как правило, до или после совершения Таинства Крещения священник обращался со словом назидания к присутствующим и в первую очередь к крестным, которые взяли на себя ответственность за духовное воспитание ребенка, разъясняя им, как они должны воспитывать крестников в будущем.

Теперь, когда Святейший Патриарх Кирилл утвердил практику предварительных огласительных бесед, перед совершением Таинства мы беседуем с родителями ребенка и с будущими крестными.

Нередко практика таких бесед вызывает протест и непонимание…

Да, и мы встречаем порой какое-то недопонимание и неприятие такой практики. У нас ведь как? Люди решают окрестить младенца, заранее оповестят своих родных и близких о том, что они пойдут крестить, купят продукты для праздника. Идут в храм, ничего не узнав заранее - и вдруг оказывается, что еще нужно немножко позаниматься катехизисом. Конечно, это вызывает недовольство.

Но постепенно люди привыкают к тому, что к Таинству Крещения надо подходить осознанно, и появляется другое настроение. Люди благодарят, что в храме к ним отнеслись со вниманием, и не получилось так, что они просто пришли, заплатили деньги и ушли.

Если практика огласительных бесед во всех храмах Москвы или даже во всех храмах нашей Церкви утвердится, это, кончено, пойдет на пользу людям.

Храм Христа Спасителя - одно из тех мест, которое традиционно посещают молодожены после заключения брака. А вот всем ли можно повенчаться в кафедральном соборе Москвы?

Венчания у нас бывают, хотя и немного. Особенно часто венчаются на Красную горку или осенью, когда обычно играются свадьбы. На будние дни венчания приходятся редко, чаще - на пятницу или воскресенье. Но больше пяти венчаний в день у нас не было.

Пять? Ничего себе, как много!

В некоторых храмах бывает и больше, так что несколько пар приходится венчать одновременно. Знаю, что такая практика существует в Богоявленском соборе, потому что много желающих повенчаться именно там.

А у нас пять пар вполне возможно повенчать по отдельности в течение дня.

И венчание проходит в самом Храме Христа Спасителя?

Все требы у нас совершаются в нижнем, Преображенском храме.

Все-таки верхний храм - Патриарший, торжественный, и до сих пор мы не решались совершать так какие-то требы, чтобы не получилось так, что кто-то кичится тем, что он принял Крещение или повенчался в главном храме Москвы.

Мне кажется, если бы такая практика была, то люди стали бы венчаться здесь из-за тщеславия, а это неправильно.

Что касается Преображенского храма, там очень благодатная атмосфера. Обычно мы перекрываем вход для посторонних, и в храме во время венчания находятся только родные, близкие, друзья молодоженов и нет суеты и хождения из угла в угол. Люди стоят, кто молится, кто радуется за молодых - в зависимости от степени веры. И создается особенная, камерная, домашняя обстановка.

Естественно, верхний храм мы не могли бы перекрыть и прекратить доступ людей. Там всегда бывает какая-то суета, много народу, много туристических групп, порой шумные группы. На мой взгляд, все это стало бы как-то отвлекать и молитвенное настроение могло бы попросту раствориться.

Во всяком случае, когда люди узнают, что венчания совершаются не в верхнем храме, а в нижнем, то не отказываются венчаться и никаких возражений не высказывают, а относятся с пониманием. Думаю, это верное направление.

После венчания некоторые молодожены поднимаются в верхний храм, где имеют возможность приложиться к святыням нашего храма: частице Ризы Господней, мощам святителя Филарета, митрополита Московского, и другим, которые находятся в особом мощевике, расположенном по левую сторону от иконостаса.

Какие проблемы современной приходской жизни Вам лично кажутся основными?

Я сказал, что около 150 человек составляют «ядро» нашего прихода. Но ведь в основном-то большинство тех, кто находится в храме - люди приходящие и проходящие. И с такой текучей публикой очень сложно работать. Конечно, мы общаемся с людьми, говорим проповеди, но ведь одно дело - когда люди постоянно ходят в храм и слышат слова священника, и совсем другое - когда одни люди уходят, а на их место приходят другие, чтобы, в свою очередь, также уйти.

И порой бывает, что в храме много народа стоит, а поешь «Верую» или «Отче наш» - и поют всего несколько человек. Особенно это чувствуется по праздникам, когда надо спеть величание. Наших прихожан всегда слышно, а большинство даже и не знает, что нужно петь.

Что же делать?

А вот на это и нужно обратить внимание, помнить, что, когда идешь в храм, надо готовиться к службе. И мы всегда говорим, что в богослужении надо принимать участие. Ведь люди в храме не просто стоят как зрители, но являются участниками богослужения в молитве, пении. Священники и миряне составляют полноту Церкви, а когда в богослужении участвуют только священники, это какая-то неправильность и ущербность.

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Праздничная ночная пасхальная служба стартовала в главном православном соборе России - храме Христа Спасителя. Торжественное богослужение возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В храме присутствуют президент России Владимир Путин, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, мэр столицы Сергей Собянин и другие общественные и политические деятели. Присутствие руководителей страны на праздничных богослужениях стало традицией с 2001 года, когда в восстановленном храме Христа Спасителя проходило первое Пасхальное богослужение.

"Желаю каждому из вас почувствовать особую радость от соприкосновения с Христом воскресшим в эту ночь", - сказал предстоятель РПЦ перед началом богослужения. Патриарх отметил, что люди, посещающие храм в эту ночь, "знают, что на сердце особое состояние". По его словам, дело не в парадности службы или проникновенности пения хора: "Мы знаем, что даже в самых простых храмах, где нет такого торжества, как в кафедральных соборах, люди получают особую радость в сердце и живут с этой радостью" (цитата по "Интерфаксу").

Патриарх призвал верующих в трудные минуты жизни вспоминать о пасхальной радости, о благодати воскресения Христа. "Пусть его благодать, его сила, Христа победившего смерть, укрепляет нас в нашей вере и помогает идти по жизненному пути", - заявил первоиерарх.

В храме Христа Спасителя собрались несколько тысяч верующих. По словам очевидцев, в этом году среди собравшихся особенно много молодежи.

В Москву доставили благодатный огонь из Иерусалима

В субботу в международном аэропорту Внуково приземлился самолет с делегацией Фонда Андрея Первозванного, которая доставила в Москву благодатный огонь из Иерусалима. Святыня из иерусалимского храма Гроба Господня была привезена спецрейсам, сообщает РИА "Новости" .

Огонь доставили в особых лампадах, похожих на те, что использовались для транспортировки Олимпийского огня.

Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил апостол Петр. Огонь загорается ежегодно в храме Гроба Господня в канун Пасхи по молитвам патриарха Иерусалимского и других представителей православного духовенства и десятков тысяч паломников.

В Москве делегацию Фонда Андрея Первозванного встретили сотни верующих, которые смогут получить частицы Благодатного огня, чтобы принести святыню в свои дома и храмы.

Примерно в полночь в главном соборе России, а также во всех православных храмах страны и зарубежья совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выходят из храма, как бы навстречу Спасителю. Обойдя храм, они останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение тропаря "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!" - двери открываются, молящиеся входят в храм и начинается пение пасхального канона.

С этого момента и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе! - Воистину воскресе!".

Хотя Пасху празднуют в течение 40 дней, самой торжественной является первая неделя праздника, Светлая седмица. На протяжение этой недели совершаются необыкновенные по красоте богослужения, которые точно повторяют службу пасхальной ночи с крестным ходом, а двери алтарей всех церковных престолов распахнуты как символ открытых райских врат. Кроме того, каждый может позвонить в колокола, чтобы выразить радость праздника - такая возможность предусмотрена почти во всех храмах. Но посещать кладбища, вопреки сложившейся в советское время традиции, на Пасху не принято - это можно будет сделать на Радоницу 21 апреля. Этот день иногда называют пасхой умерших.

История праздника

Празднование Пасхи - победы Иисуса Христа над смертью, его "восстания из мертвых" - было установлено еще в апостольское время. В первые века христианские общины отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в Малоазийских Церквах, ее праздновали одновременно с Пасхой иудейской - 14-го нисана по еврейскому календарю, независимо от того, на какой день недели выпадал праздник.

Западная Церковь отмечала Пасху в первое воскресенье после весеннего равноденствия. Первая попытка установить для всех Церквей единое правило празднования Пасхи была предпринята св. Поликарпом, епископом Смирнским, в середине II века. Но окончательное решение о едином праздновании Пасхи было принято только на Первом Вселенском Соборе, проходившем в городе Никея (современный Изник, Турция) в 325 году. Собор постановил, что Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния при условии, чтобы она никогда не совпадала с иудейской Пасхой.

Таким образом, Пасха является подвижным праздником, выпадающим каждый год на разные числа в период с 22 марта по 25 апреля. Эти числа определяются по особой таблице, Пасхалии, в которой указаны даты празднования Пасхи на много лет вперед.

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Перед его началом в храмах зажигаются все светильники и все присутствующие стоят со свечами в знак особой духовной радости. Со времен апостолов пасхальное богослужение совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.

Основные пасхальные торжества продолжаются в течение всей последующей недели, называемой Светлой седмицей, и заканчиваются на восьмой день - в воскресенье (второе воскресенье после Пасхи).

Задолго до начала пасхального богослужения подходы к храму Христа Спасителя в минувшую субботу были перекрыты сотрудниками Федеральной службы охраны. Стражи порядка оцепили даже выход со станции метро "Кропоткинская", ведущий к церкви. Готовились к приезду патриарха, президента, мэра и других высокопоставленных лиц. Внутрь храма пускали, естественно, по специальным приглашениям.

Тем не менее на Волхонку в этот вечер пришли и москвичи без нужного пропуска, чтобы увидеть проекционное шоу, которое должны были транслировать прямо на стены храма в течение часа – с 22.00 до 23.00.

Народ, не рассчитывавший попасть на Крестный ход, проявил смекалку и заранее разжился пивом и прочими горячительными напитками. Те же, кто намеревался купить их неподалеку, повсеместно натыкался на табличку: "До 2 часов ночи спиртное не продается".

Само действо началось примерно с пятиминутным опозданием. Прожекторы, освещавшие стены, потухли, из динамиков полились колокольный перезвон и церковные песнопения.

А собор превратился в громадный экран, на который стали проецировать иконы VI–XVIII веков ("Тайная вечеря", "Суд Пилата", "Бичевание Христа", "Распятие", "Омовение ног", "Снятие со Креста", "Положение во Гроб", а также фрески Снетногорского монастыря во Пскове и др.).

Изображения икон не замирали, а двигались – накладывались друг на друга. Создавалось впечатление, что перед глазами проносится жизнь Спасителя, точнее, последние ее минуты.

Примерно через четверть часа действо приостановилось, а сотрудники милиции начали расталкивать толпу. Под звон колоколов к храму подъехал кортеж патриарха. Выйдя из машины, Алексий II внутрь ХХС не пошел, решив также полюбоваться на шоу. К нему присоединился мэр Москвы Юрий Лужков. Трансляцию икон начали заново.
Что же до зрителей, то их мнение разделилось. Обладатели пропусков на пасхальное богослужение возмущались: – Мало вам телевизоров, так еще и из храма экран сделали! Другие, напротив, шоу восхищались.

– Мы не собирались идти ни в храм, ни на крестный ход, а так вроде прикоснулись к святому, а заодно и ребенок увидел изображения известных икон, – поделилась с репортером "ВМ" молодая пара.

Кстати, в пасхальную ночь не обошлось и без "жучков". Верно сориентировавшись, ушлые дельцы оставили привычные точки возле популярных театров и переместились к главному храму страны. И, надо полагать, внакладе не остались.

Спрос многократно превышал предложения. К сожалению, корреспонденту "Вечерки", несмотря на все старания, так и не удалось выяснить, во сколько оценивалась возможность помолиться вблизи первых лиц государства. Стоило кому-то намекнуть о наличии "лишнего билетика", его окружала плотная толпа страждущих, пробиться сквозь которую не представлялось возможным.

СПРАВКА "ВМ"
В столице в пасхальных богослужениях приняли участие порядка 80 тысяч человек. Самое большое число верующих – около 10 тыс. – смог вместить храм Христа Спасителя. Свято-Данилов монастырь посетили 2,3 тыс. человек, Успенскую церковь Новодевичьего монастыря – примерно 2,6 тыс., Богоявленский собор – 3,5 тыс., Всехсвятскую церковь – до 1,5 тыс.

Похожие публикации