Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Пауэрс сбитый над уралом. Фрэнсис Гэри Пауэрс (1929–1977)

Из рассказа очевидца событий писателя Клары Скопиной " Я записала четыре рассказа тех самых людей, которые бежали через поле к пятому, — помните? Один из рассказов принадлежал совхозному шоферу Владимиру Сурину, демобилизованному старшему сержанту. Трудно сказать почему, но он сразу показался мне необыкновенно важным. Совершенной бесхитростностью, может быть? Правдой того времени?

«День был просто как по заказу для праздника! Настроение — отличное! Около одиннадцати мы с отцом и матерью сели за стол. И вдруг слышим сильный такой звук — как сирена. Что-то случилось? Я выскочил на улицу. Ничего не видно. Только высоко в небе белый дымок. Может, праздничная ракета? Но тут раздался взрыв, поднялся столб пыли над полем. Пока я раздумывал, что к чему, к нашему дому подъехал на машине мой друг Леня Чужакин, к слову сказать, бывший балтийский моряк. В гости к нам спешил. Смотрим: в небе зонтик, под ним раскачивается черная палочка. Парашютист! Там, где он должен опуститься, — поле, лес, речка. Но там же и высоковольтная линия электропередачи проходит! Если на нее угодит? Опасно-то как! Вскочили в машину, мчимся. Подъехали как раз вовремя: приземлился парашютист не очень удачно — упал на спину. Мы кинулись к нему. Мысль была одна — помочь. Тут подбежал еще Петр Ефимович Асабин, бывший фронтовик, человек в нашем селе уважаемый.

На летчике сверху был надет легкий комбинезон защитного цвета, шлем такого типа, как у танкистов (с амортизирующей прокладкой), белая каска. На лице — стеклянный небьющийся щит и кислородная маска. Мы помогли снять перчатки, каску, шлем. Когда освободили его от всего лишнего, смотрим — перед нами симпатичный, здоровый такой парень лет тридцати, молодой, а на висках проседь.

Стали гасить парашют и видим — на нем нерусские буквы. В это время я заметил у летчика пистолет. Сказал подоспевшему к нам Толе Черемисину. Даже увидев оружие, мы еще не могли подумать, что перед нами враг, нарушитель границы! Знаете, как-то дико это было даже представить — праздник ведь! У нас в селе все двери в такой день любому человеку открыты.

Как-то нам всем не по себе стало, но ни слова не сказали. И парашютист молчал. Толя Черемисин снял с него оружие. Взяли мы летчика под руки, потому что он прихрамывал, неловко все-таки приземлился. Вокруг уже толпа собралась, побежали люди со всего села на помощь, когда взрыв услышали.

Когда стали усаживать летчика в машину, я увидел нож в узеньком кармане комбинезона. Сказал Асабину. Тогда Асабин сразу вытащил у него финку Парашютист и виду не подал, что заметил это. Нож был без ножен, с лезвием сантиметров в двадцать пять.

Сели в машину, поехали Летчика посадили рядом с шофером, с другой стороны — Толя Черемисин. Мы с Асабиным — сзади.

Понимаете, слова никто не сказал тревожного, а вот что-то уже почувствовали неладное. Он такой напряженный, ни слова не говорит. Может, в шоке? Ну, тут Толя Черемисин смеется и показывает ему жестом, который каждый поймет: хорошо бы, дескать, сейчас «пропустить»? А он на это не среагировал. Мы переглянулись: не русский, что ли? Но в то же время мы старались ничем не оскорбить парня, никакого сомнения не показать, не дай бог человека зря обидеть.

Парашютист держался уверенно и спокойно. Чувствовалось по всему, что выучка у него добрая. Он так и не произнес ни единого слова, только жестом показал: пить! Мы остановились у первого же дома, и хозяйка вынесла стакан воды.

Когда приехали в нашу совхозную контору, Чужакин побежал звонить в сельсовет. А тут уже подоспели капитан и старший лейтенант из части. Спрашивают летчика по-немецки. Он мотает головой, не понимает. Стали обыскивать. Расстегнули молнии на комбинезоне. В карманах рукава — часы. Из внутреннего кармана штанин вывалились пачки советских денег.

Потом в совхозную контору принесли еще сумку, которая была с ним, но, видимо, упала в другом месте, когда самолет сыпался. В ней — ножовка, плоскогубцы, рыболовная снасть, накомарник, брюки, шапка, носки, разные свертки. Видно, основательно собирался и был готов к любому случаю.

Летчик все делал вид, что не понимает ни слова по-русски, но когда директор совхоза Михаил Наумович Берман сказал ему: «3десь не курят», — он тут же отодвинул от себя пепельницу."

(1977-08-01 ) (47 лет)

U-2 с фиктивными знаками различия и вымышленным регистрационным номером НАСА. Самолет, представленный прессе 6 мая 1960 года, был призван доказать, что Пауэрс являлся пилотом НАСА, а не ЦРУ.

Гэри Пауэрс - заключенный в СССР.

События 1 мая 1960 года

U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, при стрельбе по самолёту вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл со стороны задней полусферы. Около 9.00 летчика ослепила сильная вспышка у хвоста самолета на высоте 21740 метров. В результате хвостовая часть самолёта была разрушена («отрубила хвостовое оперение » ), но гермокабина с лётчиком осталась цела. Самолёт потерял управление, вошел в штопор и начал падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и покинул самолет, перевалившись через борт, не используя катапульту, затем на пяти километрах привёл в действие парашют . По приземлении был задержан местными жителями в районе станции Косулино , недалеко от обломков сбитого самолёта . По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом , однако не сделал этого, так как знал от одного из техников, что при этом сработает заряд взрывчатки, и на высоте около 10 км [ ] покинул самолёт самостоятельно.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота .

31 мая 1960 года Никита Хрущёв отправил отцу Пауэрса - Оливеру Пауэрсу телеграмму, в которой говорилось:

Я получил ваше письмо с просьбой передать вашему сыну записку от его матери. В вашем письме вы сообщили, что к нему приложена записка, однако по какой-то причине в конверте её не оказалось. Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешаться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в Советский Союз, чтобы увидеть сына, я готов помочь вам в этом деле.

Опубликованные в 2010 году рассекреченные документы ЦРУ показали, что официальные лица США не поверили изложенной Пауэрсом версии инцидента, поскольку она противоречит данным секретного отчёта Агентства национальной безопасности, в котором утверждалось, что имело место снижение высоты U-2 с 65000 до 34000 футов (с 20 до 10 км) перед сменой курса и исчезновения с экранов радаров. Отчёт Агентства национальной безопасности остается закрытым грифом .

Память

«Советские военные знали маршрут Пауэрса, и его вели от самой границы. Возле Свердловска U-2 уже ждали четыре дивизиона ракетных войск» ,- Н. Фомин.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный приём. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного аэрофотоаппарата , отснятой плёнки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ. Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения. Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 годы Пауэрс работал в фирме Lockheed лётчиком-испытателем.

В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция „Перелёт“: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident ). В 1972 книга была издана в СССР малым тиражом с грифом «Распространяется по специальному списку », в продажу не поступала .

Впоследствии стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе . 1 августа 1977 года погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары ; вероятной причиной падения стал недостаток топлива; вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. В последний момент он заметил детей, играющих в этом районе, и направил вертолёт в другое место, чтобы предотвратить их смерть (если бы не это отклонение в последнюю секунду, которое поставило под угрозу его спуск в режиме авторотации, он мог бы благополучно приземлиться) [ ] . Похоронен на Арлингтонском кладбище .

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён (за него получил Медаль военнопленного , Крест за выдающиеся лётные заслуги , Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду » - третью по значимости военную награду США - за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды ».

Спустя полвека после освобождения Пауэрса из советской тюрьмы и его обмена на разведчика-нелегала Абеля - Фишера, Пентагон решил посмертно наградить своего лётчика.

Руководство ВВС США вручило серьёзную боевую награду - Серебряную звезду - его семье.

Напомним, что шпионский самолёт "У-2" Френсиса Гарри Пауэрса был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском. В Пентагоне "РГ" сообщили, что награда за мужество и отвагу присвоена за проявление "исключительной преданности и храбрости, проявленной перед лицом вооружённого врага" и почти двухлетнего нахождения в плену в Советском Союзе.

Собственный корреспондент "РГ" в Вашингтоне побеседовал с Гарри Пауэрсом-младшим - сыном ставшего своеобразным символом "холодной войны" американского летчика - о его отце. Московский корреспондент "РГ", написавший книгу "Абель - Фишер" и детально изучивший судьбу Пауэрса, рассказывает о нём без всяких прикрас.

Последние медали были вручены вашему отцу 12 лет тому назад. Вы приняли Серебряную звезду от руководителя ВВС США генерала Нортона Шварца. Что означает эта награда для семьи Пауэрса?

Гарри Пауэрс-младший: Действительно, предыдущие награды - медаль военнопленного и медаль директора ЦРУ - были вручены отцу в мае 2000 года и ознаменовали 40 лет с момента инцидента с "У-2". Лично для меня Серебряная звезда является затянувшимся на полвека признанием того, что мой отец был героем своей страны, и она поставит точку в различных слухах и спекуляциях о нём.

Комментарий из Москвы

Обменённого в 1962-м Пауэрса поначалу заклеймили дома как предателя. И не только пресса с согражданами. Пилота, сознавшегося в шпионаже, вызвали в конгресс. Требовали объяснений, почему сознался? "А что было делать, - оправдывался потом Пауэрс. - Хотели, чтобы я сдался живым в руки русским и совершил самоубийство. Да, в потайном отверстии полой монеты у меня хранилась булавка со смертельным ядом. Но мне приказали употребить её, только если я не смогу выдержать мучений при пытках. Но чего не было, того не было". Так Пауэрс, рассказавший на следствии в Москве всё, что знал, сумел доказать, что поступил правильно. И даже сумел заставить ЦРУ выплатить ему по 2500 долларов в месяц - по тем временам сумма немаленькая - за два года отсидки.

Как вам удалось "пробить" вручение столь высокой боевой награды?

Гарри Пауэрс-младший: Рассекреченные в 1998 году документы подтвердили, что полет отца на "У-2" был совместной операцией ЦРУ и ВВС США. Это дало возможность официально признать его военнопленным, и именно поэтому он получил предыдущие награды. Десять лет спустя я узнал о двух других американских пилотах, сбитых на границах СССР и оказавшихся в советских тюрьмах, которые впоследствии получили высокие награды. На основании этого в январе 2011 года я написал письмо в Пентагон и поинтересовался, не является ли данный факт прецедентом и для моего отца. Спустя 10 месяцев Министерство обороны США подтвердило право отца на посмертное присуждение Серебряной звезды.

Комментарий из Москвы

Вернувшись, летчик конфликтовал в основном с ЦРУ. На то были у него особые основания. ЦРУ о нем как следует позаботилось. Он вообще не имел шансов катапультироваться: нажми он на кнопку, и он бы просто взорвался. Кресло пилота было заминировано.

Как часто Гарри Пауэрс вспоминал и рассказывал о том, что с ним произошло в 1960 году?

Пауэрс: Когда в 1962 году отец вернулся домой, его тщательно допросили следователи ЦРУ, и он рассказал им всё, с чем ему пришлось столкнуться. После этого он часто выступал в различных клубах, организациях и школах и рассказывал об обстоятельствах, при которых его сбили. Конечно, он не затрагивал чувствительные вопросы, связанные с секретами самолета "U-2" и национальной безопасностью США.

Комментарий из Москвы

Летчик был не из тех, кто ценил нормальное отношение к себе. Ненавидел Россию, и до такой степени, что когда в 1976-м наметились признаки разрядки, выступал где только мог и бесплатно, призывая: "Не верьте русским. Они хотят нас похоронить!"

Что именно отец рассказывал вам о пребывании в Лубянской тюрьме?

Пауэрс: Он вспоминал о том, как его держали в одиночной камере в течение трёх месяцев. Там он прошел серию жестких допросов со вспышками яркого света, острых вопросов, угроз смерти. Физических пыток, впрочем, не было. Следователи КГБ пытались расколоть и сломать его, тем самым заставив сотрудничать с ними.

Комментарий из Москвы

Жестких допросов не было. Никаких пыток и вспышек яркого света. Пауэрс был нужен не в качестве устрашения. Его, во всем признавшегося, выставляли на публичный суд и продемонстрировать миру свою гуманность. Лётчика не надо было ломать. Он был уже сломлен. При нем сразу после приземления обнаружили карту, инструкции по выживанию, фотодокументы, острый нож, пистолет с длинным стволом и с глушителем. А ещё несколько пар золотых часов и пять тысяч рублей - огромные тогда деньги. Свои же могли и взорвать в воздухе, и подстраховать, о чём свидетельствует и такая записка: "Я американец и не говорю по-русски. Мне нужны пища, убежище и помощь. Если вы мне поможете, вас наградят за это". Нашли и толстую иголку. Спросили, что это, и Пауэрс, принимая его допрашивавших за полных идиотов, ответил, что "обыкновенная булавка". Помните, та самая, "обыкновенная", с сильнодействующим ядом, которой, по мнению своих коллег из ЦРУ, он должен был бы уколоться на прощанье.

Пройдя через эту драму, отец всё же не выдал жизненно важную информацию, не подставил под угрозу другие программы и других пилотов "У-2" о которых он знал, и не отрекся от США. И именно поэтому ему вручается Серебряная звезда.

Пауэрс рассказал немало. Благодаря ему и были приняты меры, помешавшие "У-2" летать над СССР безнаказанно.

Что именно вам рассказывал Пауэрс о своем обмене на советского разведчика Рудольфа Абеля на известном мосту в Берлине?

Пауэрс: По его рассказам, это произошло холодным хмурым утром на мосту Глинике. Рудольф Абель был с одной стороны моста, а он - с другой. После того как сопровождающие удостоверились в их личностях, они одновременно пошли навстречу друг другу и своей свободе. Отец говорил мне, что к тому моменту он уже для себя твердо решил, что если бы что-то пошло не так, то он бы прыгнул с моста в реку и попытался использовать свой шанс на побег. Он действительно был решительно на это настроен, поскольку не хотел возвращаться в советскую тюрьму.

Комментарий из Москвы

Излишняя бравада. Пауэрса содержали во Владимирском централе. Кстати, вместе с легендарным генералом разведки Павлом Судоплатовым, отсидевшим своё от звонка до звонка. Первое время Пауэрс действительно загрустил - было от чего - и впал в депрессию. Из неё шпиона, приговорённого к десяти годам заключения - с отбыванием первых трех в тюрьме, вывели врачи. За два года он даже поправился. На мосту появился, об этом почему-то помнят все, кто встречал на другой стороне Абеля, грузный человек в нашей меховой шапке и хорошем зимнем пальто, да еще с чемоданом в руках. Как рассказывали очевидцы, среди вещей были аккуратно уложены традиционные русские сувениры и, прямо не верится, черная икра. Нет, судя по всему, совершать прыжки с моста Глинике никто не собирался. Навстречу располневшему Пауэрсу шел исхудалый полковник Абель в каком-то лёгоньком плащике, кепочке заключённого и с пластиковым пакетом в руках...

В США многие неоднозначно восприняли возвращение Пауэрса на родину в 1962 году. Его обвиняли в ошибках, в частности в том, что он не отравился имевшимся при нем цианидом, не уничтожил секретное оборудование и сдался живым. Почему к нему так относились и как он это воспринимал?

Пауэрс: Дело в том, что он вернулся домой в самый разгар "холодной войны". В Америке раздувалась "красная угроза", еще были отголоски маккартизма... Его дело было связано со шпионажем, тем более он долгое время находился за пределами "железного занавеса", не имея возможности себя защищать. В итоге, в США объявилось множество "политических экспертов", которые начали рассуждать на тему, что Пауэрс должен и чего он не должен был делать. Все это говорилось без осознания реальных фактов и обстоятельств, в которых оказался отец. Потребовалось 50 лет и вновь рассекреченные документы, чтобы окончательно установить истину о том, что именно с ним случилось в 1960 году и как он себя вёл впоследствии.

Комментарий из Москвы

Вскоре не только армия, но и ЦРУ признали Пауэрса своим. И хотя он был уволен из разведки без почестей, о нем заботились. Даже устроили в ЦРУ первую жену, с которой он развелся.

Ходят слухи, что книга Фрэнсиса Гарри Пауэрса "Операция "Перелет": Воспоминания об инциденте с У-2" сильно навредила ему, поскольку он в ней негативно отзывался о ЦРУ. Именно из-за этого он якобы потерял работу в компании "Локхид Мартин", где он был пилотом-испытателем. Это действительно так?

Пауэрс: Я не могу этого подтвердить, поскольку не нашел никаких доказательств на этот счет. Но именно так действительно считал мой отец. Поскольку еще за несколько месяцев до выхода книги его уволили из "Локхид Мартин". На основании того, что ему рассказали его бывшие коллеги, он стал персона нон грата для подрядчиков ЦРУ и минобороны именно из-за его книги.

Комментарий из Москвы

В "Локхиде" Пауэрс трудился до 1970-го. Ушёл из военных летчиков в 41 год, что считается по всем канонам нормальным. Из-за небрежности Пауэрса в баке его вертолета не оказалось бензина, вместе с ним погиб и телеоператор местного канала.

Согласно одной из версий историков, кто-то в правительстве США специально подставил Пауэрса. Эти люди хотели, чтобы "У-2" сбили над Советским Союзом с тем, чтобы разрядка, которой хотели и Никита Хрущев, и Дуайт Эйзенхауэр, была сорвана. Верите ли вы в такую теорию заговора?

Пауэрс: Нет, поскольку я твердо знаю, что в результате расследования не было выявлено никаких актов саботажа по отношению к самолету, как не было и людей, которые организовали бы падение "У-2" или его механическую поломку над СССР. Все это слухи и спекуляции, ведь точно известно, что самолет летел на высоте 17 500 футов, когда в хвостовую часть попала советская ракета, вызвав его разрушение. А всего по самолету было выпущено восемь ракет. Конечно, те, кто планировали эту операцию, могли бы послать "У-2" по другому маршруту, но даже в этом случае был шанс нарваться на ПВО. На самом деле ЦРУ знало, что какой-то шанс быть сбитым у их пилотов был всегда. В итоге, 1 мая 1960 года отец оказался не в том месте не в то время, а для русских всё было с точностью наоборот.

Комментарий из Москвы

ЦРУ даже не догадывалось о появлении ракет ПВО нового образца. Лётчики были уверены, что уж на высоте 25 км его не собьют. Потому и летали без страха.

Справка "РГ"

Френсис Гарри Паэурс родился 17 августа 1929 года в штате Кентукки. В 1950 году стал кадетом авиационного училища ВВС США. В мае 1956 года был принят на работу в летный отряд ЦРУ. В том же году начал совершать разведывательные полеты на самолете "U-2" над СССР. Пауэрс был сбит 1 мая 1960 года во время выполнения разведывательного полета над территорией Советского Союза и провел 21 месяц в тюрьме. В 1962 году вернулся в США в результате обмена на советского разведчика-нелегала, полковника Рудольфа Абеля.

На протяжении нескольких лет Пауэрс работал в фирме "Локхид Мартин". С 1972 года был пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В 1977 году он погиб в катастрофе пилотируемого им вертолета. Похоронен на Арлингтонском кладбище в пригороде Вашингтона. Серебряная медаль - не третья, а четвертая награда Пауэрса. До этого были медаль военнопленного. Памятная медаль национальной обороны и Крест за выдающиеся летные заслуги.

Александр ГАСЮК (Вашингтон), Николай ДОЛГОПОЛОВ (Москва)

Послесловие к материалу

ПОЧЕМУ ЖЕ ПЛЕНЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ШПИОН ПАУЭРС ВСЁ РАССКАЗАЛ ЧЕКИСТАМ?

С момента инцидента с Пауэрсом прошло более 50 лет. Это время достаточное, чтобы многие тайны уже не существующей страны – СССР перестали быть тайными.

К юбилею сбития американского шпионского самолета У-2 появились замечательные публикации в нашей прессе, одну из которых вы, я надеюсь, только что прочитали. Кое-какие документы о шпионской программе полетов У-2 рассекретили сами американцы, но недосказанности остались.

Кто же такой Френсис Пауэрс?

Беспринципный шпион? Герой Америки или ее предатель? А может быть это был очень неглупый человек, большой профессионал своего дела, которого американские спецслужбы использовали во многом втёмную для осуществления грязных дел, которые шли не на пользу американскому народу и которые едва не поставили мир на грань ядерной войны, но который когда у него появилось время подумать поменял свои взгляды?

Начнём издалека.

В начале 80-х годов прошлого века, после моего прихода на работу в органы государственной безопасности я познакомиться с удивительной женщиной – бывшей радисткой из партизанкой бригады знаменитого Дмитрия Заслонова, ветераном советской разведки, назовем её Зинаидой Гавриловной.

Невысокая, седая женщина, честная, работящая, бывшая партизанка (она потеряла на войне одно лёгкое), а потом и сотрудник советской разведки. Она не получила больших чинов или богатств, как и большинство других заслуженных участников войны, но не обижалась и не тяготилась этим. У неё была дочь, любимая работа, небольшая, но отдельная однокомнатная квартира и этого ей вполне хватало.

Когда наступал какой-либо праздник – Зинаида Гавриловна надевала все свои заслуженно полученные награды и на неё, подтянутую и помолодевшую, любо-дорого было посмотреть. Такого количества боевых орденов и медалей в нашем чекистском коллективе не было ни у кого, даже у генералов.

Жизнь у Зинаиды Гавриловны складывалась не простая, но мне выпало счастье оказать некоторые услуги этому неординарному человеку, и у нас завязалась самая настоящая дружба. Во время наших встреч я часто просил её рассказать что-нибудь интересное или поучительное из легендарного прошлого, и она оказалась очень отзывчивым и благодарным человеком.

Она много рассказывала мне о войне: как училась на радиста в спецшколе НКВД, как её забросили к партизанам в Белоруссию, как воевали диверсанты-профессионалы (воевать-то тоже надо было уметь), как допрашивали плененных партизанами немецких солдат и офицеров (противник был очень достойный, но они, всё-таки, всё рассказывали) и как их потом расстреливали. После того, что немцы натворили в Белоруссии, ждать пощады от партизан им уже не приходилось. Во время расстрела немцы бросались на винтовки партизан с криками “Да здравствует Великая Германия!” и умирали. Умирали хорошие немцы и плохие, нацисты и просто мобилизованные, но деть их партизанам было некуда.

Да и сама жизнь партизана висела на волоске и могла прерваться в любой момент.

Вот она коллизия войны. Сегодня ты, а завтра тебя.

В начале 60-х годов прошлого века Зинаида Гавриловна. работала в Большом Секретариате Комитета государственной безопасности CCCР. Т.к. она в совершенстве владела стенографией, её часто привлекали к стенографированию допросов шпионов, которые проводили следователи следственного отдела КГБ. Стенографировала она и допросы сбитого американского лётчика Френсиса Пауэрса.

Допросы шли вначале очень тяжело. Кроме лётного обучения Пауэрс прошёл ещё и специальную подготовку и был готов даже к жёстким допросам. Более того, он ожидал, что его будут бить и даже пытать. Но на улице был не 1937 год и даже не 1942, а он находился не в болотах и лесах Белоруссии, а в Москве, на Лубянке. Жизни Пауэрса ничего не угрожало. Но в своих рассказах сыну Пауэрс не врал. Несколько устрашающих инсценировок следователи всё-таки сделали. Cтрашна не смерть, а угроза смерти, не пытки, а угрозы их применения. Зинаида Гавриловна рассказывала, как после этих спектаклей ребята-следователи от души хохотали, это была для них хорошая разрядка. Но дело вперёд не двигалось.

Было ясно, что Пауэрс – не пилот одиночка, что эта серьезнейшая глобальная разведывательная программа. C июля 1956 года по апрель 1960 года самолеты У-2 совершили 23 сверхдлительных полёта над территорией СССР. Американцами проводилась обширнейшая аэрофотосъемка территории Советского Союза, точно также как и немцами перед войной. Высотные самолеты безнаказанно летали над нашей территорией. Сегодня у высотника разведывательная аппаратура, а завтра бомба? Сегодня разведка, а завтра война?

Эти полёты надо было прекратить. Но для этого требовалось узнать: что за высотные самолеты нарушают нашу границу, их характеристики, слабые и сильные места, могут ли нести на своём борту атомную бомбу, кто на них летает, маршруты движения, кто заказчик? И т.д., и т.п. А этой информацией обладал только Пауэрс, но он молчал. К нему надо было найти какой-то очень простой подход, и следователи нашли.

Сначала составили психологический портрет сбитого пилота.

Умный, профессионал (5-й или 7-й пилот в военно-воздушных силах США), честолюбивый, патриот своей страны, антисоветски настроен, обладает здравым смыслом и склонен к анализу, недолюбливает, а где-то и ненавидит собственное начальство (которое считает себя умнее всех, а его держит за расходный материал) и т.д.

Когда психологический портрет был составлен, то лёд тронулся.

Пауэрс был патриотом своей страны (и он не раз это доказывал своими рискованными полётами над чужими территориями на новейшем высотном, но очень хрупком самолёте), но он не хотел войны между США и СССР. Он был отличным пилотом, но он вторгся в чужую страну и был сбит, он проиграл свой последний бой, а проигрывать надо уметь. Во время всех непредвиденных происшествий над территорией СССР он должен был умереть, но умереть в бою за родину героем – это одно, а безвестно на чужой земле неизвестно за что – это другое. Он был к этому не готов, он был против такого поворота дела, но его мнение никому из его начальников не было интересно, а зря. И, наконец, он был ещё жив, а американские власти уже от него отказались, заявив, что самолёт Пауэрса совершал научно-исследовательский полёт и разбился, а неуправляемый самолет с потерявшем сознание летчиком мог нарушить воздушное пространство СССР.

Пауэрс любил свою страну, но ненавидел своё чванливое начальство, которое ни во что не ставило своих подчинённых, с их бредовой идеей мирового господства. И он сообщил следователям-чекистам информацию и о самолете, и о разведывательной программе, и о её заказчиках, которая позволила пресечь в дальнейшем полеты У-2 над территорией СССР.

В дальнейшем американские самолеты-разведчики У-2 были сбиты ракетами советского производства над Китаем и Кубой. И это уже была агония всей программы.

Погиб Пауэрс при катастрофе вертолёта в 1977 году, в котором якобы по его вине не оказалось достаточного количества горючего. В это верится с большим трудом. Скорее всего, его настигла отложенная смерть, которую он избежал 1 мая 1960 года, когда не стал катапультироваться с подбитого советской ракетой самолёта и не стал колоть себя отравленной иглой. Он должен был умереть по задумке американских стратегов-“миротворцев”, которые едва не ввергли весь мир в ядерную катастрофу, но он остался жив, и этого, скорее всего, ему не простили.

А сын у Пауэрса оказался замечательным человеком, для которого память об отце стала священной. Я думаю, любой отец гордился бы таким сыном.

Виктор АНДРЕЕВ

Пауэрс, Фрэнсис Гэри
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Фрэнсис Гэри Пауэрс (англ. Francis Gary Powers; 17 августа 1929 - 1 августа 1977) - американский лётчик, выполнявший разведывательные миссии для ЦРУ.

Пилотируемый Пауэрсом самолёт-шпион U-2 был сбит во время полёта под Свердловском 1 мая 1960 года. Пауэрс выжил, был приговорён советским судом за шпионаж к 10 годам лишения свободы, но позже обменян на советского разведчика Рудольфа Абеля, разоблачённого в США.

1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. Целью полёта была фотосъёмка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полёта начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.

Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересёк государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолёта Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надёжного поражения было выпущено ещё несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чём не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полёта U-2. Пилот советского самолёта старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись - из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.

U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолёту вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл сзади самолёта. В результате хвостовая часть самолёта разрушена, но гермокабина с лётчиком осталась цела. Самолёт стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины.
Затем на пяти километрах привёл в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого самолёта. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолёт самостоятельно.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота.

19 августа 1960 года Гэри Пауэрс был приговорён Военной коллегией Верховного суда СССР по статье 2 «Об уголовной ответственности за государственные преступления» к 10 годам лишения свободы, с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

10 февраля 1962 года в Берлине на мосту Глинике Пауэрса обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).
Обмен состоялся при посредничестве восточногерманского адвоката Вольфганга Фогеля.

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный приём. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного АФА, отснятой плёнки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ.
Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения.

Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид лётчиком испытателем. В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция Перелёт: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Ходят слухи, что это привело к его увольнению из Lockheed из-за негативной информации о ЦРУ в книге.

Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе.

1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс.

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён за него (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся лётные заслуги, Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду» - третью по значимости военную награду США - за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды».

Задача данной статьи - выяснить как заложена гибель в авиакатастрофе ФРЭНСИСА ГЭРИ ПАУЭРСА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

16 17 37 67 84 102 123 140 170 184 202 212 230 234 264 281 291
П А У Э Р С Ф Р Э Н С И С Г Э Р И
291 275 274 254 224 207 189 168 151 121 107 89 79 61 57 27 10

21 38 68 82 100 110 128 132 162 179 189 205 206 226 256 273 291
Ф Р Э Н С И С Г Э Р И П А У Э Р С
291 270 253 223 209 191 181 163 159 129 112 102 86 85 65 35 18

ФРЭНСИС ГЭРИ ПАУЭРС = 291 = 138-АВИАКАТАСТРОФА + 138-АВИАКАТАСТРОФА + 15-АВИА...

291 = 123-КАТАСТРОФА + 168-\ 99-ВЕРТОЛЁТА + 69-КАТАСТ(рофа)\.

Рассмотрим дополнительную таблицу:

20 25 26 43 53 65* 83 115 119 134 146 161 164 179* 189** 207** 220 226*243 262 291*
У Д А Р И Л С Я Г О Л О В О Й + С М Е Р Т Ь
291*271 266 265 248 238 226*208 176 172 157 145 130 127 112** 102** 84* 71 65* 48 29

Мы видим два одинаковых столбца в верхней и нижней таблицах кода ПОЛНОГО ИМЕНИ: 189**\\112** 207**\\102**

123 = КАТАСТРОФА
___________________________
189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ

189 - 123 = 66 = АВИАТОР.

Проверим дешифровку двумя таблицами:

16* 22** 39 42 57 63* 64** 67** 71 91 109 128 129*
П Е Р В О Е А В Г У С Т А
129* 113** 107*90 87 72 66** 65** 62* 58 38 20 1

4 14 16* 22** 34 63* 64** 67** 77 78 97 112 129*
Г И Б Е Л Ь А В И А Т О Р...
129*125 115 113** 107* 95 66** 65** 62* 52 51 32 17

Мы видим совпадение трёх столбцов: 22**\\113** 64**\\66** 67**\\65**

291 = 129-ПЕРВОЕ АВГУСТА + 162-ГИБЕЛЬ ВЕРТОЛЁТА.

179 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВО\ й \
________________________________________________
129 = ПЕРВОЕ АВГУСТА = ГИБЕЛЬ АВИАТОР\ а \

179 - 129 = 50 = КАТАС\ трофа \.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 84-ВОСЕМЬ = 160 = 58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ.

291 = 160-СОРОК ВОСЕМЬ, (58-ПАДЕНИЕ + 102-СМЕРТЬ) + 131-В КАТАСТРОФЕ.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

189 = УДАРИЛСЯ ГОЛОВОЙ
___________________________
112 = СОРОК ВОС\ емь \

189 - 112 = 77 = ЛИШЕНИ\ е жизни \.

КАК СБИЛИ ПАУЭРСА

Первого мая 1960 года над территорией СССР был сбит самолет-шпион У-2. Это событие получило огромный резонанс во всем мире, стало одной из вех истории «холодной войны». Однако тридцать лет тайной был тот факт, что после уничтожения У-2 ракетчики сбили советский истребитель МИГ-19. Об этом трагическом событии и других малоизвестных подробностях случившегося рассказывает полковник запаса Михаил Воронов, ракетный дивизион которого сбил У-2.

«Первого мая в 5.30 американский самолет-шпион «Локхид» У-2, взлетевший с аэродрома Пешавар в Пакистане, пересек границу СССР. Его тридцатилетний пилот Френсис Г. Пауэрс должен был пересечь страну от Памира до Кольского полуострова, фотографируя военные и промышленные объекты.

Осенью наш дивизион получил новый зенитный ракетный комплекс. До февраля 1960 года им командовал подполковник Шишов, но потом его откомандировали учиться на длительный срок. На меня, в то время майора, было возложено исполнение его обязанностей.

Накануне 1-го мая 1960 года мы сменились с боевого дежурства. Я отпустил нескольких офицеров домой к семьям.

Утро выдалось теплым и солнечным. Я вышел из домика, начал чистить сапоги, собравшись пойти в казарму и поздравить солдат с праздником. Вдруг сирена и крик дневального:

– Тревога!

Побежал прямо на позицию. Была мысль, что в праздничный день просто решили устроить проверку. Но вот добежали, включили всю аппаратуру. Докладываю, что дивизион к бою готов. Командир части сообщает в ответ, что самолет-нарушитель идет в сторону Урала. Быть готовым к его уничтожению, если войдет в зону.

Самолет был еще далеко, в районе Аральского моря. Я попросил разрешения накормить солдат. Он дал десять минут. Только сели за стол – опять сигнал тревоги. Причем команда: «Аппаратуру в боевой режим!». Это очень редкая команда, подается она в исключительных случаях. Значит – дело крайне серьезное. Все сосредоточились, подобрались.

Я, признаюсь, здорово волновался: что за самолет? Что у него на борту? Может, атомная бомба?

Во время второй мировой войны, когда я командовал батареей, приходилось сбивать немецкие самолеты. Но они тогда летали на высоте не выше 10 километров. Этот же шел аж на 20-тысячной высоте. Да и пуск по боевой, а не по учебной цели предстоял впервые.

Сделав съемку объекта на берегу озера Иртыш, Пауэрс начал огибать Свердловск.

Праздничный день был выбран для разведывательного полета, по-видимому, не случайно. Его организаторы рассчитывали на то, что ракетчикам потребуется много времени на согласование своих действий с Москвой. А Москва в это время была занята военным парадом на Красной площади.

– Есть цель! – докладывает сержант Ягушкин.

Идет подготовка к пуску ракеты. И вдруг самолет, пройдя Челябинск и не дойдя до зоны нашего дивизиона, развернулся вправо и начал удаляться на восток. Я уже подумал: «Все, ушел от нас». Но через некоторое время он снова повернул и стал приближаться с юго-востока. И вот цель в зоне дивизиона. Командую: «Пуск!»

Офицер наведения старший лейтенант Эдуард Фельдблюм замешкался – видно возник какой-то психологический барьер. Я ему еще раз: «Да пуск же, мать твою!…» и ракета пошла к цели. А промедли старший лейтенант еще немного, самолет вышел бы из зоны поражения.

Первая ракета пошла навстречу цели. Вторая и третья – отказ. Сработала автоматика: самолет был уже вне нашей досягаемости. Они, однако, и не понадобились. Первая ракета достигла У-2 и разорвалась в задней его полусфере. Это произошло в 8.53 по московскому времени.

В Москве на Красной площади Никита Хрущев приветствовал с Мавзолея Ленина праздничную демонстрацию. Он уже знал о полете Пауэрса и приказал сбить его. Но только когда маршал Бирюзов, Главнокомандующий войсками ПВО, поднялся на Мавзолей и сообщил, что нарушитель сбит первой же ракетой, у премьера отлегло от сердца.

В то же время Борис Ельцин, в то время студент Уральского политехнического института, шел в колонне демонстрантов по главной площади Свердловска и увидел, как многие, высоко в небе яркое пятнышко. Это был взрыв ракеты, прервавший полет У-2.

С оценкой результатов стрельбы произошла ошибка. Мы хорошо наблюдали на экране сближение отметки от нашей ракеты и от самолета-нарушителя, но, когда они сошлись, экран оказался забит отметками от обломков. Фельдблюм принял их за помехи. Я продублировал его доклад на КП.

Через десять минут мы поняли, что Пауэрс все же сбит, – я вышел из кабины и увидел высоко в небе парашют. Доложил и об этом, а на КП не верят: противник, говорят, продолжает полет. Дело в том, что подразделение радиотехнических войск, которое вело цель, исчезновение ее на экранах посчитало временным и продолжало выдавать прокладку курса – фиктивную.

Капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафонов прибыли в свердловский аэропорт Кольцово в 7.35 по боевой тревоге, однако поднялись на своих МИГ-19 на перехват цели только через час с лишним. Вскоре после этого Айвазян заметал взрыв самолета Пауэрса, но принял его за самоликвидацию ракеты.

Зенитно-ракетный дивизион майора Шугаева, один из соседей Воронова, обнаружил истребители и послал запрос «я свой». Они молчали: летчики при взлете почему-то не включили автоответчики. Миги были приняты за вражескую цель, по ним пустили ракеты.

Борис Айвазян заметил в небе странное облачко и резко спикировал. Это спасло ему жизнь. Погиб старший лейтенант Сергей Сафонов, которому не исполнилось и тридцати лет.

Пауэрс летел на высоте 20 километров, а потолок МИГ-19 был на 2-3 тысячи метров меньше. Трагический вылет Сергея Сафонова был ненужной подстраховкой.

Мог быть и еще Один трагический вылет. В аэропорту Кольцове случайно оказался и еще один самолет-перегонщик Су-9 без всякого вооружения. Командиру самолета приказали перехватить самолет-нарушитель и таранить. Это был приказ на верную, смерть, но пока заправляли перегонщика – в небе все решилось.

Как уже упоминалось, ракета разорвалась в задней полусфере, и это спасло жизнь Пауэрса. Вместе с самолетом он падал 11 тысяч метров, а потом вручную открыл фонарь и выбросился с парашютом.

Позже, при осмотре обломков самолета, под сиденьем летчика обнаружили 200 килограммов взрывчатки.

Стоило ему нажать на катапульту, как произошел бы взрыв. Пауэрс знал об этом и потому не катапультировался. (Американцы имеют на это свою точку зрения: взрывчатка под сиденьем не была связана с катапультой, а относилась к механизму ликвидации самолета. Пауэрс не привел его в действие, так как предполагал, что в этом случае произойдет не только ликвидация самолета, но и его самого.)

Когда Пауэрс почти спустился на парашюте, его увидели двое жителей села Кокулино Кужакин и Асабин, которые ехали на совхозном «Москвиче». Подъехали, стали спрашивать, что случилось. Парашютист молчал. Тут Асабин, бывший моряк, догадался, в чем дело и обезоружил Пауэрса. Его отвезли в совхозную, контору и там обнаружили у него несколько золотых часов, цепочек, колец. Много было иностранной валюты и советских рублей.

Вскоре Пауэрс был доставлен в Свердловск, а затем в Москву.

19 августа 1960 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила гражданина США Френсиса Г. Пауэрса к 10 годам лишения свободы. Но уже 10 февраля 1962 года на мосту Глинкер-Брюкке, соединявшем Западный Берлин с Восточным, Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящая фамилия – Фишер).

После обмена и возвращения в США в отношении Пауэрса было начато расследование, но комиссия оправдала его. В августе 1977 года Френсис Пауэре погиб в вертолетной катастрофе около Лос-Анджелеса.

Сразу же после инцидента НАСА передала заявление для печати по поводу исчезновения самолета У-2, предназначавшегося для изучения атмосферы. Причем американцы сообщили, что исчез он над территорией Турции, в районе озера Ван.

Через четыре дня, пятого мая, Хрущев, выступая на сессии Верховного Совета СССР, вскользь упомянул об инциденте. При этом он намеренно умолчал о том, что Пауэре жив и пленен. Госдепартамент поспешил заявить, что полет был исключительно мирным и летчик попросту сбился с курса.

О том, что это явная ложь, миру стало известно в последний день сессии, когда Хрущев сообщил, что он намеренно воздержался от упоминания того, что пилот жив и что имеются обломки самолета. «Мы поступили так потому, что, сообщи мы все, как было, американцы придумали бы иное объяснение».

Неудачный полет Пауэрса обернулся для США большим скандалом, едва не приведшим к отставке шефа ЦРУ Аллена Даллеса. Самолет У-2, неплохая по тем временам машина, приобрел среди американских пилотов дурную славу. Некий шутник из ВВС США даже подметил, что У-2 (Ю-ту) звучит по английски неотличимо от фразы «тебя тоже».

Седьмого мая во всех газетах появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении отличившихся военных. Я получил орден Красного Знамени.

Первым в списке награжденных стояло имя старшего лейтенанта Сафонова, однако пометки «посмертно» не было. Видимо, только что избранный Председателем Президиума Верховного Совета Леонид Брежнев не хотел, чтобы за первым документом, подписанным им в новом качестве, стояла столь трагичная судьба. И правда была скрыта на тридцать лет.

По воле рока жена Сергея Сафонова вышла замуж за Бориса Айвазяна.

Дивизионом я продолжал командовать до декабря 1961 года. В марте следующего года меня перевели в вышестоящий штаб, присвоив звание подполковника. В штабе проработал пять лет и уволился в запас по состоянию здоровья.

В 1978 году, в запасе, получил звание полковника. Проживаю в городе Туапсе. Тот Первомай вспоминаю часто и, видимо, никогда не забуду».

А теперь, чтобы поставить все точки над «и», послушаем другого участника инцидента с американским шпионом – Игоря Ментюкова.

После суда над Френсисом Гарри Пауэрсом, бывшим пилотом ВВС США и наемным летчиком ЦРУ, в одной из советских газет появилась любопытная заметка. В ней сообщалось, что, вернувшись в США, отец Пауэрса повторил журналистам слова, произнесенные сыном: «Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолет, я его видел своими глазами…»

В комментарии редакции говорилось, что отец летчика сделал это заявление, вероятно, под нажимом американских спецслужб. А летчик самолета, которого Пауэрм «видел своими глазами» ждал вызова в суд. Но в суд не попал – в угоду политической конъюнктуре. И, верный данному слову, летчик Игорь Ментюков молчал более тридцати лет.

О чем тридцать лет молчал советский летчик-ас?

Игорь Андреевич подписки о неразглашении не давал, просто обещал молчать. Слову офицера верили. В последние годы нужды в молчании, как выяснилось, нет.

Родился Игорь в 1932 году в Новознаменке, что на Тамбовщине. В 1946 году переехал в Тамбов, окончил железнодорожный техникум, затем поступил в Черниговскую «летку», был переведен во Фрунзе и после окончания Фрунзенского училища в 1954 году попал в Савостлейку Горьковской области. Служил хорошо, правда, в академию не поступил, а так – все шло без запинки.

Так что же произошло тогда, весной шестидесятого?

В публикации того времени, рассказывает Игорь, говорится о единичных пролетах над территорией СССР американских самолетов-разведчиков. Это не так. Увы, воздушное пространство над страной было в 1960 году как дырявый кафтан, и летали американцы как хотели – вдоль и поперек.

Например, знаменитый самолет-радведчик У-2 9-го апреля совершенно безнаказанно прошелся над нашей территорией от Норвегии до Ирана. Отснял Капустин Яр, Байконур, еще один ракетный полигон. Сколько наших ракет пустили бесполезно в ясное небо – тайна сия велика есть. После этого Хрущев неистовствовал: «Всех разгоню, головы поотрываю! Не дай Бог, если это повторится!»

Командование ПВО решило более основательно подготовиться к возможному повторению разведывательных полетов американцев. И шестерых летчиков – в их числе был и я – капитан, командир звена, в короткий срок переучили, пересадили на новейшие сверхзвуковые высотные сверхдальние истребители-перехватчики Су-9. Их тогда называли Т-3.

Так, за несколько дней до этого мы с покойным ныне Колей Сушко перегнали пару Су-9 из-под Рязани, с завода, далеко на север, за Мурманск, к норвежской границе. Пять дней там просидели на боевом дежурстве, а потом – домой, в Савостлейку.

Спрашиваем Игоря Ментюкова:

– Как же вы оказались первого мая в Новосибирске? Ведь очередного нарушения границы воздушного пространства ждали на западе?

– Совершенно верно. Именно на западе, в белорусский город Барановичи, я и должен был перегнать новенький Су-9 из Сибири. Перегнать и приступить к боевому дежурству. Принял я самолет «нулевой», как принято теперь говорить. Но, естественно, без боекомплекта – четырех ракет «воздух-вода». И вечером, в канун Первомая, приземлился на промежуточном аэродроме под Свердловском. Надо было дозаправиться, подождать тихоходный самолет-транспортник, который летел вслед за мной с техсоставом и оборудованием.

А утром будит меня дежурный, и я мчусь по срочному вызову на аэродром. Там меня уже ждут на телефоне из Новосибирска. А в трубке приказ: «Готовность номер 1».

Я бросаюсь к Су-9, занимаю место в кабине, и на связь со мной выходит командующий Свердловской воздушной армией генерал Вовк. Он сообщает приказ «Дракона» – уничтожить любой ценой реальную высотную, цель. «Дракон» передал – таранить. А «Дракон» – это был позывной главкома авиации ПВО страны генерала, а впоследствии маршала авиации Савицкого.

– И Евгений Яковлевич дал такой жесткий приказ?

– Да, Савицкий знал, что я без боекомплекта. А при таране шансов выжить не было.

– О чем подумалось тогда? Или и не думалось вовсе, действовали как автомат?

– Почему же, еще как думалось! Я имел право отказаться: не война же в конце концов, чтобы под танки без оружия бросаться. Но ведь я не знал, с чем он летит. А вдруг – с бомбой? Одна моя жизнь или сотни тысяч?

– И вы решили…

– Решил и сказал: «Наводите. Единственная просьба – позаботьтесь о жене и матери».

Жена в то время ребенка ждала. Мне ответили: «Все будет сделано». А дальше было уже не до лирики. Дальше – пошло-поехало.

– Вы были первым летчиком, попытавшимся достать Пауэрса?

– Почему?… Двое коллег, находящихся на боевом дежурстве, на Су-9 тоже пробовали это сделать, но один набрал 15 «с хвостиком» километров высоты, другой – на километр больше. Завалились и ушли.

– Как же вам-то удалось?

– Ну, я еще на МИГ-19 когда летал, стремился к «потолку». Несколько раз 17 километров 300 метров набирал, а американские разведчики ходили на высоте 19 тысяч метров. Что тут сделаешь? Стрелять бесполезно. Правда, помню, один раз наш летчик – Филюшкин – не выдержал, заругался и пальнул из всех трех пушек. Естественно, без толку, от отчаяния: движки встали, поехал вниз. А я еще курсантом помнил: чтобы набрать «потолок», нужно держать максимальную скорость или около нее. А у Су-9 скоростные возможности были невиданные по тем временам, да и я налегке – без ракет. Плюс температурный режим был подходящим. Поэтому я туда и поднялся, на 20 километров.

– И стали сближаться?

– Да. Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. Одним словом, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Шарю глазами – его не вижу. Сближение вдет ни много, ни мало – 550 метров в теку иду! И я проскочил чуть выше него.

– Что же случилось?

– Сам Пауэре в ходе следствия и на суде говорил, что услышал хлопок и впереди него полетело оранжевое пламя. Хлопок такой, наверное, вы сами не раз слышали – при полетах сверхзвуковых самолетов. Когда стекла в окнах дрожат. А пламя – это он выхлопное сопло моего движка увидел. Словом, самолет Пауэрса попал в спутную струю моего самолета. В ней потоки воздуха стегают со скоростью 180 метров в секунду, плюс крутящий момент – вот его и стало крутить, крылья обломились.

– Выходит – и таранить его не пришлось? Хватило конверсионного следа от вашего «Сухого»?

– Это все дело случая. Тем не менее он начал падать.

– А как же доклад Хрущева о том, что Пауэрс сбит ракетой?

– Да если бы в его «У-2» попала ракета, на землю щепки бы рухнули. А летчик живым бы не остался, погиб бы вместе с самолетом. Взрыва не было, только все скрежетало, когда распадался на части его У-2.

– Так почему же нам всем много лет говорили, что Пауэрс сбит доблестными ракетчиками?

– Все до банального просто. Ситуация очень удачно укладывалась в хрущевскую завиральную идею, что при наличии ракет авиация не нужна или нужна для парадов и почетных эскортов.

С другой стороны – убедить врагов, что теперь воздушные границы страны наглухо закрыты от любого посягательства. Поэтому сам факт, что Пауэрс приземлился в зоне действия дивизиона капитана М. Воронова, истолковали в пользу теории Никиты Сергеевича.

А тогда сам Воронов не знал, как доложить. Колхозники приняли Пауэрса за космонавта, привезли его к ракетчикам, а те-то знали, что не сбивали.

Полчаса Воронов держал «паузу», это известный факт, и только тогда доложили. Но когда специалисты поняли, что ракетчики ни при чем, никто, естественно, не осмелился доложить правду Хрущеву. Так родилась легенда о «сбитом ракетчиками» Пауэрсе.

– Позвольте, но если Воронов полчаса не докладывал о «космонавте», то целых полчаса считалось, Что цель не уничтожена?

– Да, и по мне активно работали с земли, как по чужому!

– В суматохе все забыли о том, что надо сменить код «свой-чужой», потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько. Приходилось маневрировать, уходить от ракет. Их по мне не одну выпустили. Еще три – по летчикам Айвазяну и Сафонову, которые на самолетах МИГ-19 летели сбивать неприятеля, в том число и меня. – Да. Я ведь со старым кодом был для земли чужим. Они, кстати, тоже оказались чужими! И Сергея Сафонова сбили… Я видел этот момент, видел позже остатки его машины – щелки! Представляете, что было бы с самолетом Пауэрса – уничтожь его ракета. А он упал «большими кусочками»: крылышки, фюзеляж…

– Мне сказали: завтра приедет за тобой машина, будешь разговаривать с Савицким. И в полвосьмого утра я уже разговаривал по телефону с Евгением Яковлевичем.

– Савицкий-то понимал, что не ракетчики сбили Пауэрса?

– Да все всё понимали. Мы были профессионалы. Просто это была сделка с совестью. А Савицкий спросил, как здоровье, как самочувствие.

– Почему такой вопрос здоровому человеку, летчику?

– Я летел на высоту в два десятка километров чуть ли не в чем мать родила, – без гермошлема, без высотно-компенсирующего костюма. Но хоть и ломили косточки, ответил, что все хорошо. И тут Савицкий сказал фразу которая является ответом на вопрос – все ли он понимал. Он сказал следующее: «Спасибо, без тебя бы он ушел!» Потом меня отправили в Белоруссию. Был разговор с Москвой, после которого я ждал вызова на допрос. Пауэрса как раз в это время допрашивали. Но следствию я не понадобился – чтобы не опорочить наши ракетные войска. Ждал вызова на суд – не дождался. Получил в награду наручные часы «Сатурн» и приказ помалкивать. И только тридцать с лишним лет спустя проявились публикации – в журнале «Авиация и космонавтика», в газетах «Красная звезда». «Совершенно секретно». Но авторы там допустили, мягко говоря, много неточностей, не поговорив со мной. Моя дальнейшая судьба сложилась нормально. По закону парности случаев, будучи комэском на Су-11, оказался личным инструктором маршала Савицкого. Того самого, чей приказ обрекал меня, в сущности, на верную гибель, если бы не случай. Но я обиды на него никогда не держал – мы люди военные. Службу закончил подполковником, штурманом полка, а был и замом, и начбоем полка.


Андрей Адерехин. «Комсомолец Кубани».

Николай Никулин. «Труд».


Из рассказов ракетчика и летчика читателям дано право самим осознать истину. Мнение автора книги – наградить Игоря Ментюкова высшей правительственной наградой. Он совершил подвиг!


| |

Похожие публикации