Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Почему нельзя кремировать крестьян. Почему христианство против кремации

Пишет «Коммерсант». Москвичи скупают места в колумбариях. Можно даже выбрать место на Ваганьковском кладбище. Средняя цена 40-45 тыс. в зависимости от ряда: чем выше стоит урна, тем дороже. Стоимость варьируется и от типа колумбария - открытого или закрытого (в помещении), сообщил руководитель пресс-службы ФГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов. «Сейчас очень популярны стали карусельные колумбарии. Очень дорогостоящие, потому что они все из дорогого материала, то есть, не стена плача, не в одну линию, а автономные, как вертикальные цилиндры. Если говорить о колумбарии в центре Москвы, к примеру, на Донском стоимость ниши колумбария будет варьироваться от 40 до 45 тысяч. Что касается Ваганьковского кладбища, свободно там можно провести колумбарные захоронения», — говорит он.

Кремация обходится дешевле погребения. По крайней мере, можно сэкономить на транспортных услугах. Да и в пробке стоять с похоронной процессией — мало приятного. Однако в большинстве случаев кремацию делают по завещанию умершего. В столичном регионе четыре крематория, три из который на балансе ФГУП ритуал и 15 печей. Сама процедура кремации фиксированная - и обойдется всего в 3 тыс. 400 руб. Однако большая часть доходов крематориев приходится на дополнительные услуги - от хранения тел, бальзамирования до заказа гробов, сообщил гендиректор одного из похоронных бюро Москвы Сергей. «От 25 до 30 тысяч рублей — это где-то средняя цена. Верхней границы нет. Гробы есть из дорогих пород дерева, стоимостью 600 и больше тысяч рублей. Зал прощания и все остальное там ни к чему. Очень часто сотрудники крематория перекладывают тела и хорошие, дорогие гробы себе оставляют и перепродают», — говорит он.

О богословском измерении кремации рассуждает в интервью « » кандидат богословских наук иеромонах Кирилл (Зинковский) :

Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая - не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное - оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.

Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада - сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.

К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.

В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».

В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.

Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы - не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.

Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.

Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия - человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия - учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.

Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.

И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.

В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее - она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания - так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!

Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.

Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход - договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация - позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это - неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.

- Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились. Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.

- А когда началось это разрушение традиций?

Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.

- Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте. А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом. Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!

- Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?

Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море. То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).

Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен - все равно все обратится в прах.

- То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?

Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:

«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».

- То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?

Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.

Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.

- Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?

Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.

Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.

- А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…

И это можно понять. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам. И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения

- Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?

В случае если сам усопший хотел кремации , и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.

- А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?

Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.

- А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?

Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.

- А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?

Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения. Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека. Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.

- Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?

Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).

Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)

- Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя. А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный. Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?

Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.

В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни. Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)

Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека. Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано. Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей. И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.

- А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?

Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:

«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».

Смерть - логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно - время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.

Кремировать или нет

Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.

По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.

Как это происходит

Кремирование - это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.

Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.

Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.

В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.

Кремировать христианина - значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.

Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.

Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.

Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:

  • Человек умер своей смертью (не самоубийство).
  • Были проведены все необходимые обряды.

Однако существуют следующие толкования этой проблемы:

  • Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
  • Сожжение трупов - дань язычеству.

Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.

В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц .

Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело - храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Игумен Федор

Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.

Патриарх Всея Руси Кирилл

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей

А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств . Самый распространенный из них - сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.

Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.

Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её. Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо. В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего .

У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно. Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, - подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое. Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина - не грех.

Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.





У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ О христианском погребении усопших» .

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

"Можно ли кремировать усопших?"

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к "услугам" крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.

Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, - по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя - тело - до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.

Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией – и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, - обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.

Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация - это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.

Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения - именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, - и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.

Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения - кремированный, - может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.

К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху - предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.

Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию - Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.

Священник Александр Шантаев

Отец Лаврентий (Лоуренс) Фарли (Православная Церковь в Америке), бывший англиканский священник, закончил Уиклиф-колледж в Торонто (Канада) в 1979 году. В 1985 году перешел в Православие и закончил Свято-Тихоновскую семинарию в Южном Ханаане, штат Пенсильвания (США). После рукоположения отправился с новой миссией в город Суррей (канадская провинция Британская Колумбия) под омофором ПЦА, где основал приход в честь преподобного Германа Аляскинского. Приход, первоначально из 12 человек, вырос в большую общину и сегодня имеет собственный храм в городе Лэнгли (Британская Колумбия). Благодаря трудам прихода св. Германа появились и другие православные общины, например, в городах Виктория, Комокс и Ванкувер. Отец Лаврентий – автор многих книг, например «Справочник для изучающих Библию» и «Календарь святых на каждый день». Его перу принадлежат многочисленные статьи; он составитель ряда акафистов, опубликованных издательством «Alexander Press»; регулярно выступает на православном радио «Ancient Faith Radio»; ведет свой православный блог «Straight from theHeart» («Прямо от сердца»). Проживает с матушкой Донной Фарли – известной канадской писательницей – в городе Суррей. У них две взрослые дочери и два внука.

Сжигание книг само по себе вызывает неприятие. Когда я слышу, что где-то сжигают книги, то всегда вспоминаю известное, дальновидное и мудрое высказывание Генриха Гейне, который родился иудеем, но позднее принял христианство и умер в 1856 году. Гейне говорил: «Где жгут книги, там, в конце концов, будут сжигать и людей». По иронии, в 1930-е годы нацисты, среди многих других, предали огню и книги Генриха Гейне.

Так же как недопустимо сжигать книги, недопустимо сжигать и людей. А помимо этого, кремация не является частью нашей христианской традиции. Это утверждение полностью противоречит современной культуре Северной Америки, где кремация стремительными темпами становится наиболее предпочтительным способом погребения усопших. Но, несмотря ни на что, Православие продолжает свидетельствовать о своей традиции, согласно которой кремация недопустима, так как она предполагает сжигание людей.

Современная секулярная культура это отрицает. Она заявляет, что люди – это одно, а их (мертвые) тела – это другое, и при кремации сгорает не человек, а лишь его тело. То есть «настоящего» человека отождествляют с его душой, которая живет в его теле, точно так же, как письмо находится в конверте. В этом случае конверт не имеет постоянной функции и используется только для благополучной доставки письма. Но как только получено письмо, конверт можно сразу выбросить. В конце концов, именно письмо имеет значение, и именно его мы будем хранить. Точно так же современный секуляризм утверждает, что душа – это и есть настоящий человек, в то время как тело – лишь временное вместилище, «носитель» души. Когда в момент смерти душа покидает тело, то оно сразу же теряет свою ценность и становится таким же ненужным, как конверт, из которого вынули письмо. Что тело без души, что конверт без письма можно за ненадобностью выбросить или сжечь.

Красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога

Напротив, Церковь вновь и вновь провозглашает, что тело – не просто сосуд для души, но в нем, как и в душе, запечатлен образ Божий , образ красоты небесной. Поэтому правильнее будет сказать не «мы имеем тело», а «мы есть тело, душа и дух». Тело создано Богом, причем по образу и подобию Божию, и это надо понимать не так, что у Бога тоже два глаза, нос и уши, а что красота и благодать, содержащиеся в теле, имеют своим источником Бога.

Тело является причастником Божественной благодати не только как сотворенное Богом, но и как искупленное Богом. Ведь именно над телом совершаются таинства Крещения, Миропомазания, именно тело причащается Святых Христовых Таин в таинстве Евхаристии, и именно тело однажды воскреснет для новой, вечной жизни при всеобщем воскресении. Одним словом, тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении. Как и со всеми святыми предметами, с человеческим телом надо обращаться благоговейно. Как говорилось выше, предание огню означает отрицание ценности того, что сжигается. Такая практика имела место и оправдывалась в язычестве, потому что для язычников тело не представляет большой ценности (вот почему языческие афинские философы смеялись над апостолом Павлом, когда услышали от него, что тела людей воскреснут – ср. Деян. 17, 32). Язычники могли кремировать и сжигать свои тела – это не входило в противоречие с их религиозными верованиями. Христиане этого делать не могут, ибо веруют, что наши тела имеют слишком огромное значение, чтобы их подвергать огню.

Тело человека свято, и оно участвует в нашем спасении

С современной практикой кремации связаны и другие проблемы. Например, работники похоронной индустрии не рассказывают людям всей правды о кремации. В особенности, они не рассказывают, что кости не сгорают. При достаточно высокой температуре могут сгореть плоть, волосы и жир. (Это ужаснейшее зрелище. Многие из тех, кто стали этому свидетелями, говорили, что если бы люди знали, что именно происходит в процессе кремации, то никогда бы на это не пошли). Да, кости не горят, какой бы высокой ни была температура. Что же делают с ними после кремации? Их выгребают из печи и помещают в специальную мельницу, где перемалывают до мелких частиц. Мне рассказывали, что чистить такие «мельницы» – нелегкое занятие, и кусочки костей разных людей смешиваются. Говорят, что их специально посыпают тальком, чтобы больше походило на прах. Все это – нечестные попытки скрыть от людей тот факт, что кости не горят.

Существуют и другие проблемы. Мне приходилось присутствовать при захоронении праха кремированных покойников на кладбищах в специально отведенных местах (колумбариях). Однажды во время таких похорон на кладбище об усопшем читались молитвы, в которых он упоминался как личность – с использованием местоимения «кто», как это и подобает. Затем вышел работник крематория, неся в руках пластиковый пакет с прахом умершего. Работник спросил родственников покойного: «Куда мне это поставить?» Таким образом, усопший превратился в «что». Заметьте, он не сказал «его» или «ее», а сказал «это». Не думаю, что он был бессердечным человеком и неуважительно относился к покойным. Он просто выполнял свою работу и своими машинально произнесенными словами лишь подтвердил тот факт, что кремация превращает человека в вещь – во что-то, что можно нести под мышкой в пластиковом пакете и поместить в маленькую погребальную урну. Кремация означает деперсонализацию.

Вот основная разница между кремацией и исторической традиционной церковной практикой захоронения усопших. Только церковная практика поистине воздает должное личности покойного и признает святость человеческой плоти. Конечно, не стоит судить тех, кто выбрали кремацию для своих близких, ибо мы делаем, что можем, а время скорби и тяжелой утраты – не лучшее время, чтобы переучиваться и передумывать. Хотя Церковь не судит, она предлагает лучшее решение. Мы воздаем настоящее почтение нашим усопшим близким и родным, когда не подвергаем их кремации, а благоговейно хороним. Нам нельзя сжигать тела тех, кого любим. Вместо этого мы предаем их тела благословенной земле, а души вверяем всеблагому Богу.

Иеромонах Кирилл (Зинковский) о росте популярности этой языческой практики в России …

Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая - не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное – оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.

Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада – сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.

К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.

В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».

В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.

Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы - не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.

Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.

Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия – человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия – учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.

Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.

И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.

В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее – она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания – так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!

Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.

Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход – договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация - позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это - неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.

Родственники умершего или погибшего христианина иногда встают перед выбором: хоронить или кремировать? И причины для этого могут быть разные, например, так хотел усопший, или может не хватать финансов на захоронение. Как православие относится к кремации? И правы ли родственники, для которых кремация тела умерших родственников оказалась более предпочтительной?
Кремация. По-христиански ли это?

Обряды кремации находятся как бы вне православных традиций

Кстати, традиция сжигать тела пришла в Россию из стран, где исповедуется буддизм, индуизм. И в силу разных обстоятельств она прижилась среди православных.

А меняется ли что-то от того, что тело сжигают? И имеет ли значение способ разложения тела усопшего? Такие вопросы также часто интересуют родственников.

В данном случае стоит отметить, что в православии тело считается храмом души. И когда приходит время, этот храм восстанавливается. Захоронением или кремацией родственники показывают свое отношение к телу и, соответственно, храму души. И выбрав кремацию, родственники показывают свою не веру в то, что когда-то произойдет воскрешение. А погребение наоборот доказывает сильную веру в бессмертие души и глубокое уважение к памяти умершего.


Какие обстоятельства оправдывают кремацию?

Согласно христианским традициям есть ряд «не грешных» обстоятельств для кремации. Это, например, финансовые возможности родственников, невозможность купить место на кладбище, желание быть захороненным в одной могиле с давно усопшими людьми и так далее. По мнению многих христиан, главное – это не обстоятельства, а искренняя скорбь по усопшему.


Стоит ли нарушать желание усопшего о кремации?

Довольно распространены случаи, когда человек ещё при жизни оговаривает свое желание о кремации своего тела и развеивании праха над конкретным местом, например, лесом, водоемом. Как быть родственникам в таком случае? Ведь с одной стороны, хочется похоронить человека по-христиански. А с другой стороны его воля священна, и нарушать её категорически не хочется.

Однако считается, что нарушение подобной воли – это спасение души усопшего от греха. И Господь видит, что это нарушение во благо.

Но в любом случае лишь родственникам стоит принимать решение о погребении или кремации тела дорогого им человека.
Если выбрана кремация…

В данной ситуации возникают разные вопросы, например:

  • Что делать с иконой, которая находится в руках умершего?
  • Как правильно рассыпать благословлённую землю?
  • Какая участь у венчика и разрешительной молитвы?

Начнем с ответа на первый вопрос. Икона должна быть убрана из гроба перед самой кремацией.

Земля должна быть рассыпана по гробу. А венчик и молитва вместе с телом отправляются в огонь. Эти обычаи соблюдаются, если отпевание происходит до кремации.

Если же отпевание происходит после кремации, то земля должна быть рассыпана крестообразно прямо по могиле в момент подзахоронения.

Кремация – грех ли это для христианина?
Если родственники кремировали человека, то они всё равно остаются членами Церкви. Ведь кремация тела православная не совсем категорично запрещена Церковь. Соответственно, для родственников кремация усопшего тяжелым грехом не является.

Как видно, вопрос кремации с православной точки зрения действительно интересен и многогранен. И выбор, конечно, только за людьми, которым выпала участь провожать умершего в последний путь.

Похожие публикации