Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Иверская икона божьей матери история происхождения. В чем помогает икона Вратарница. «Пресвятая Дева, помоги!»

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события — Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море — иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» — то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом — слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор — светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она — свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.

Икона Иверской Божьей Матери – одна из самых известных на священной горе Афон. Первые упоминания об этом образе фиксируются с IX века. Однако православные люди верят, что лик был создан еще евангелистом Лукой и даже писался с самой Богородицы.

Обретение образа

До IX века сведений об иконе не сохранилось – первая история, связанная с Иверской Божьей Матерью, появляется в период иконоборчества. Тогда образ хранился в доме богатой вдовы, проживавшей в Византии. Она долгое время прятала икону, но все же однажды иконоборцы пришли к ней. За большие деньги вдове удалось уговорить солдат не уничтожать образ сразу, а подождать до утра. Уже уходя, один из них со злости проткнул икону копьем, к удивлению всех из лика Богородицы потекла кровь. Эта отметина сохранилась до сих пор, а пораженный чудом солдат позже раскаялся, стал монахом и служил Богу всю оставшуюся жизнь.

Женщина всю ночь молилась о спасении иконы и получила знак свыше – Господь велел ей опустить образ в Средиземное море, ведь именно так его можно будет сохранить. Несмотря на опасения, вдова все же исполнила сказанное ей и опустила образ в воду. Икона действительно не затерялась в волнах, более того, она плыла по морю вертикально, а не плашмя, а в небо от святого лика уходил яркий столб света.

Спустя некоторое время свечение на море заметили монахи Иверского монастыря (Иверон, грузинская обитель) с горы Афон. Они долго пытались достать образ, но удалось это только отшельнику Гавриилу Святогорцу, который прошел к иконе Богородицы по водам. Изначально икона была помещена в храм, но на четвертый день сама переместилась на монастырские врата. Монахи несколько раз пытались вернуть ее в святую обитель, но на утро образ неизменно находили над вратами. А позже сама Богородица явилась Гавриилу и наказала оставить икону на том месте, где она является. После этого образ стали называть также Вратарницей (Портаитисса) или Привратницей. Считается, что расположенная над вратами, она охраняет весь Афон, а также предупреждает о надвигающейся беде.

Описание оригинала и списков

Отличительная черта иконы Иверской Божьей Матери – след от раны, которую нанес лику солдат еще в IX веке. На оригинале он расположен на подбородке и до сих пор кровоточит, на списках капли крови иногда изображают на щеке Богородицы.

Древняя икона достаточно массивна – 137х87 см. У образа есть два оклада, один из которых датируется еще XVI веком. Эту ризу изготовили грузинские мастера, они украсили ее обратную сторону крестом с монограммой и фразой «Христос дарует благодать христианам».

С иконографической точки зрения образ принадлежит типу «Одигитрия» – Дева Мария и Иисус Христос у нее на руках изображаются по пояс, сидящими прямо. Богородица указывает десницей на Спасителя, а тот держит в руках свиток – символ Божьего Слова, которое он несет человечеству.

Монахи Афона бережно хранят оригинал образа, но поскольку слава о нем быстро разлетелась по православному миру, иконописцы монастыря создавали списки, которые и передавали в другие храмы. Первый список для России был сделан в XVII веке, а в день прибытия иконы в столицу, 13 октября 1648 года, был учрежден церковный праздник. Первое время образ принадлежал храмам Кремля, а после был перенесен в Новодевичий монастырь. В ХХ веке право распоряжаться чудотворной иконой перешло к властям – ее забрали из обители. Монастырю удалось вернуть свою святыню только в 2012 году, и с этого времени один из старейших сохранившихся списков Иверской Божьей Матери находится здесь.

Почитают икону три раза в год: 25 февраля, 17 апреля, 26 октября.

Чудеса иконы Иверской Богородицы

Оригинал Иверской иконы хранится в афонском грузинском монастыре, и после его чудесного обретения в водах Средиземного моря он никогда не покидал священную гору. Это одна из немногих икон, которая не вывозится за пределы святого места, увидеть ее можно только здесь. Более того, афонский отшельник Нил Мироточивый говорил, что Иверская Божья Матерь покинет Иверон лишь перед вторым пришествием Иисуса Христа, Страшным Судом.

Предупреждение о переменах и испытаниях, которое несет икона Иверская, – главное значение образа, то в чем она помогает людям много веков. Так, по заверению монахов, расположенная перед образом лампадка иногда начинает сама по себе раскачиваться. Так было перед наступлением турок на Кипр, землетрясением в Армении и нападении на Ирак. А вот перед началом Первой мировой войны лицо Христа на иконе изменило черты – вместо кроткого, умиротворенного лика, проступил грозный.

Икона спасла монахов, когда монастырь атаковали персы. Служители молились чудотворному образу, и их просьбы были услышаны. Резко началась сильная буря, уничтожившая все войско врага, подступающее к стенам. Было потоплено множество кораблей, живым остался лишь военачальник Амир. Он был так поражен чудом, что отдал монастырю большую часть денег на строительство оборонительной стены.

О чем молиться иконе

Известны и документально зафиксированы случаи чудесных исцелений после молитв перед иконой Иверской Божьей Матери. Так, есть свидетельства, что люди избавлялись от лейкоза, параличей и других тяжелых болезней. Часто в церквях можно увидеть множество крестиков и подвесок, украшающих образ, – это дары тех, кому Богородица помогла справиться с недугами и бедами.

Как оригинал образа защищает Афон и предупреждает о мировых катаклизмах и войнах, так же и даже небольшая копия иконы может оберегать семью. Если поместить ее над дверями дома, Иверская Божья Матерь способна отвернуть от жилья любую беду. Икона помогает избавиться от злых людей с недобрыми намерениями, защит дом от краж, пожаров.

Еще в начале своей истории икона заставила грешника раскаяться и прийти к Церкви – кровоточащая рана на лице Богородицы осталась вечным напоминаем о том событии. Поэтому верующие часто молятся Иверскому образу в минуты отчаяния и разочарований. Она помогает вернуться к вере, обрести спокойствие, душевное равновесие.

К первым изображениям Богородицы, написанным еще евангелистом Лукой, относится Иверская икона Божьей Матери: где находится сегодня святой образ, исполняя свое высшее предназначение? Он был благословлен самой Приснодевой, с тех пор вовеки пребудет с ними сила и благодать Всевышнего. История образа чудесна и удивительна.

Обретение Иверской иконы Богородицы

В IX веке правление Византией императором Феофилом (813-843 годы) стало жестоким временем испытаний для молодой христианской веры, периодом угнетения и уничтожения святых икон. Божественные образы забирали из монашеских обителей, из домов христиан, а затем разжигали на улицах костры, бросали реликвии в огонь. Изображение Богоматери как святыню хранила у себя дома благочестивая вдова, жившая неподалеку от города Никеи. Однажды к ней также пришли воины императора-иконоборца. Один из жестокосердых ударил богородичную икону мечом, и все увидели, как из повреждения на доске потекла кровь. В ужасе наемники отступили, а ударивший пал на колени. Когда растерянные воины покинули дом, женщина решила надежно скрыть икону, чтобы спасти ее от других варваров.

Благочестивая женщина пошла к морю и опустила на воду святой лик. Икона не утонула, а удивительно поплыла по волнам в вертикальном положении. Сын вдовы видел это, после он отправился на Афон, где посвятил себя иночеству. Благодаря его рассказам и свидетельствам предание о чудесной иконе Божией Матери сохранилось.

Прошло много лет, одного дня (1004 года) святой образ Богоматери, окруженный «столпом огненным», появился на море недалеко от Иверской монашеской обители, что на горе Афон. Тогда в Иверском монастыре проживал старец-подвижник по имени Гавриил-Пещерник («Спелеотис»). Дни и ночи он посвящал изучению святых книг, а питался ключевой водой и горными травами. К нему во сне пришла Пречистая, повелела сказать братии и настоятелям, что дает обители свою святую икону для заступничества и помощи. Далее Богородица велела старцу без страха и опаски пойти прямо по воде к иконе. Гавриил выполнил наказ. С молитвой, верой он прошел, ступая просто по поверхности водной глади, взял чудесную икону, а затем вынес ее на сушу.

Пришедшие крестным ходом монахи внесли образ в обитель и поместили его в алтарь. Но утром следующего дня иконы на месте не оказалось. После безрезультатных поисков святой лик, к всеобщему удивлению, был обнаружен на стене выше монастырских ворот. Его вернули, но наутро все повторилось. И вновь явилась преподобному Гавриилу Пресвятая Богородица. Сказала передать монахам и игумену, что не им хранить Матерь Божию, а она сама явилась, чтобы быть хранительницей. А еще, пока святая икона с обителью, а монахи будут трудолюбивы и добродетельны, не оскудеет для них милость Господа.

Иноки поняли, что чудодейственный образ сам выбрал себе место. Икону разместили в киоте над входом, а вскоре соорудили специально для нее небольшой храм возле врат. Здесь святыня пребывает до сегодняшнего дня. Имя иконе дали по названию обители – Иверская, а также упомянули ее особенность, место пребывания, назвав «Вратарницей» (что на греческом языке звучит как «Портаитисса») .

Иверский монастырь: обитель образа Богородицы

Иверская обитель расположена в чудесном месте – на северо-восточном побережье Святой Горы. Северо-западная сторона монастыря окружена горами с густым лесом. Монастырь получил имя Иверского из-за грузинского происхождения его первых монахов, основателей. Латиняне причинили много бед святой обители, разорили ее (1259 год). С 1285 до 1306 года следовали нападения латинян и каталонцев. Монастырь был в упадке до конца XVI века.

XVII столетие ознаменовалось возрождением Иверского монастыря. К XIX веку политические перевороты изменили расстановку сил, грузин на востоке становилось все меньше. Управлять обителью стали исключительно греки.

Оригинал Иверской иконы Богородицы ни разу не вывозили из обители, святой лик всегда находится на Афоне, в Иверском монастыре. Но по обращениям, молитвам монахи-изографы пишут списки и предоставляют их храмам, монастырям, мирянам. Только три раза каждый год «Вратарницу» выносят из храма:

  1. Перед Христовым Рождеством (после 21.00) монахи с почетом переносят образ в собор и оставляют там до первого понедельника после празднования Собора Иоанна Крестителя.
  2. В день вторника Пасхальной недели иноки совершают крестный ход внутри монастыря.
  3. На празднование Успения Пресвятой Божией Матери.

Афонское предание гласит, что перед Вторым Пришествием Иверский образ Приснодевы покинет обитель на Афоне. Об этом поведал преподобный Нил (Мироточивый), который являлся монаху Феофану (1813-1819 годы).

Почитание Иверской иконы Богородицы на Руси

История старинной реликвии на Руси начинается с посещения Москвы игуменом Иверской обители архимандритом Пахомием. Монах прибыл в столицу, собирая пожертвования. Узнав о чудесной иконе, царь Алексей Михайлович (Романов) пригласил (середина XVII века) иверских иноков посетить Россию, а архимандрит Никон просил о даровании извода святыни.

Готовя копию русскому царю, иверский иконограф иеромонах, имя которого Ямвлих Романов, соблюдал строгий пост, а другие иноки усердно молились. Список иконы был выполнен идентично оригинальному изображению, соблюдены все размеры. Прибыв в Москву 13 октября 1648 года, иверские монахи (экклисиарх Пахомий, иеродиакон Дамаскин, келарь Игнатий) подарили царю, вышедшему с торжественной процессией навстречу, копию образа Иверской Божьей Матери. В ответ на молитвы чудотворная святыня помогла излечить царскую дочь. Желая отблагодарить Царицу Небесную и Иверских иноков за чудо, русский царь выделил им обитель Святого Николая, расположенную в центре Москвы.

Сначала Вратарницу с почетом вручили Успенскому собору Кремля. Затем передали церкви при доме царицы Марии Ильиничны Милославской. В 1654 году, отправляясь в военный поход, государь взял икону с собой. Сражение под Вязьмой завершилось разгромом вражеских польских войск. В благодарность за одержанную победу Алексей Михайлович поставил Иверский богородичный образ в Смоленском соборе на территории Новодевичьего монастыря. В XVI-XVII веках храм являлся местом «царского богомолья».

Слава об Иверской иконе быстро разошлась по Руси. Появились новые списки:

  • В 1656 году благодаря деятельности Патриарха Никона доставили второй афонский извод Вратарницы для обустройства Валдайской Иверской обители.
  • В 1669 году возвели еще одну московскую (Иверскую) часовню. Место для нее выбрали у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь разместили список Иверской иконы Богоматери, написанный в Москве с афонского образа (Новодевичьего монастыря). Новое изображение имело немного больший размер. Сейчас его можно увидеть в Воскресенском храме, что в Сокольниках.
  • Также копия святого образа есть в Третьяковской галерее. Ранее икона находилась в Иверской часовне. Ее брали для молебнов на дому тяжелобольных. Чтобы богородичный лик удобно было транспортировать, внизу сделаны петли.


Днями празднования святой Иверской иконы Богоматери являются:

  • 12 февраля (по старому стилю 25 февраля), во вторник Пасхальной недели в честь явления святыни на Афоне.
  • 13 октября (по старому стилю 26 октября) появление в Москве (1648 год) чудотворного афонского списка образа, дара царю Алексею Михайловичу.

Традиции написания Иверского образа Божьей Матери

Иверская икона Богородицы является особым вариантом иконографического типа «Одигитрии». В византийском искусстве писания он получил название «Милостивая». Изображение наносят на доску вытянутой формы. При этом фигуры Богородицы и Богомладенца заполняют практически всю поверхность. Царица Небесная написана по пояс, ее голова слегка склонена в сторону Христа. Правая рука Девы Марии в молитвенном движении приподнята до уровня груди.

Богомладенец прямо и высоко расположен на левой руке Божьей Матери. Его голова немного откинута назад в повороте к Богородице. Правая рука Христа направлена к руке Матери в двуперстном благословляющем жесте. Левой рукой Иисус удерживает свиток, который вертикально опирается на колено.

Характерной чертой Иверской иконы представляется особое расположение рук Девы Марии, а также повторяющиеся полукруглые складки одежды Богоматери. Эти детали визуально создают определенное место для Божественного Младенца, напоминающее трон. Изображение полностью отвечает поэтической и богословской византийской трактовке образа Пресвятой Богородицы. Она есть вместилище, храм Невместимого. Эта черта четко наблюдается в произведениях искусства Византии периода XI-XII веков.

Прослеживается своеобразная иконопись в изображении святых ликов. У Богоматери и Иисуса массивные, крупные черты, миндалевидные широко раскрытые глаза; взгляд направлен вперед. Мать и Сын имеют сосредоточенное выражение лиц. Обязательной чертой Пречистой является изображение на правой щеке (ланите) раны, нанесенной рукой воина-иконоборца, из которой сочится кровь.

Копии, написанные монахами Иверского монастыря, не отличаются от оригинала ни размерами, ни изображением. На иконе мастер оставлял автограф на греческом языке. (Например, что эту икону писал Ямвлих Романов, который живет в Иверской келье. Лето 7156). Над головой Девы Марии между двумя ангелами слова «Вратарница Иверская», возле правого плеча – «Милующая». В начале XVI века для иконы из золота и серебра грузинские мастера изготовили драгоценный чеканный оклад. Он полностью покрывал образ, оставляя открытыми только лики Богородицы и Младенца Христа. Украшение точно повторяет иконографию древнего образа, но на полях накладка дополнена чеканными изображениями 12 апостолов.

В чем поможет Иверский лик Богоматери

К Иверской иконе Божией Матери люди приходят с проблемами, бедами, просят о помощи, разрешении дилемм, пр. Прежде всего, Богородица – Великая утешительница, она уменьшит скорби, направит на верный путь. Сельским жителям можно молиться о хорошем будущем урожае, о том, чтобы земля была плодородной.

Само название «Вратарница» говорит о том, что икона оберегает домашний очаг, дом, помогает защитить его от врагов, пожара, отвернет от дома недоброжелателей и напасти. Поэтому держать образ лучше у входа в дом, квартиру или офис.

Чудотворный образ, если нужно, способен вразумить и самих хозяев дома. Старая притча рассказывает историю о голодном путнике, который решил в монастыре поискать пристанища на одну ночь. Время для обители было нелегкое, и привратник решил взять плату с человека. Денег у него не было, поэтому остался путник без пищи и крова. Продолжая свой путь, он повстречал женщину, которая дала ему золотую монету. Бедняк обрадовался и вернулся к монахам, чтобы поесть за плату. Когда иноки взяли монету, поразились. Точно такими же был украшен оклад Иверской иконы. И поняли они – сама Богородица пожалела бедняка, пристыдив их.

Раскаялись иноки, захотели угостить путника, да только все их продукты испортились. С тех пор больше никогда монахи не брали денег за кров, хлеб и воду. Они радушно встречают своих гостей, угощая их ракией, фруктами, сладким лукумом.

Иверская икона Божьей Матери – одна из самых древних богородичных икон. Святыня чудотворная с уникальной историей по церковному преданию относится к числу тех, что были написаны апостолом Лукой, а его иконописные труды, запечатлевшие облик Пречистой, насчитывают, по разным сведениям, от трех до семидесяти икон, написанных с Ее благословения еще при земной жизни Владычицы.

По церковному же преданию, на земле существуют несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы, которые находятся по Ее милости на Ее особом попечении. Иверская икона соединяет в себе четыре таких Жребия: Иверский, Афонский, Киевской Руси и Дивеевский. Вкратце же эта история выглядит так.

Хранительница Иверии
Версия происхождения первоначального списка Иверской иконы

Первый Свой удел Божья Матерь получила в день Пятидесятницы, когда апостолы получали назначение по жребию, в какую страну им идти для проповеди Господней веры. Пречистая сказала, что и Она желает принять в том участие, чтобы и у Нее была страна по воле Господа, и, бросив жребий вместе с апостолами, получила Иверию (так ныне называется Грузия). Она с радостью собралась отправиться туда, но ангел принес Ей благовестие о том, чтобы Она пока оставалась в Иерусалиме, а христианская вера еще придет и в языческую в то время Иверию. Вместо Себя в иверийскую землю Она отправила апостола Андрея Первозванного, и здесь мы встречаемся еще с одной версией возникновения первоначального, исходного списка иконы Божьей Матери, получившей название Иверской. Предание Церкви гласит, что Царица Небесная велела принести ей доску, на каких писали иконы, и, умывшись, приложила свой светоносный лик к доске. А когда отняла лик – на доске отпечатался Её образ с Младенцем Христом на руках. Лик Ее на иконе был строг, почти суров, а Сама Она сказала святому апостолу Андрею, что таким образом Она посылает Себя на этом образе и так Она станет Хранительницей Иверии и тех, кто населяет эту страну, и будет молить за них Сына Своего. К тому времени в Иверии уже вел проповедь Христовой веры святой апостол Симон Кананит.




Когда в I веке от Рождества Христова в Иудее начались гонения на христиан, Матерь Божья со святым апостолом Иоанном Богословом решили покинуть Иерусалим и двинулись на Кипр. По пути они пристали к Афонской горе. Увидев гору, Богоматерь попросила Господа дать Ей Афон во Второй удел, и Господь отдал Ей в дар Афон, сказав, что отныне на этом месте всегда будет особая Божья благодать со всеми, кто будет отныне и впредь населять Афонскую гору в своем желании спасения. И Матерь Божья также объявила Священную гору до скончания времен местом, которому Она будет вечной Заступницей и Ходатаицей перед Богом.

Но, уже покинув земной удел, Царица Небесная сокрушалась, что Первый Ее удел – Иверия – еще не крещен в должной мере. Потому в IV веке Она направила в Иверскую землю святую Нину , явившись ей в сновидении и вручив ей крест, который был сделан из виноградной лозы (мы же помним, что Иверия – древнее название Грузии, славной своими виноградниками и винодельческой традицией). Святая Нина перевязала крест, который по пробуждении нашла у себя в руках, своими волосами и, испросив благословения у Патриарха Иерусалимского, отправилась в Иверию. Здесь она узнала обычаи народа, обучилась языку.

Город Мцхета в древние времена был столицей Картлинского царства. Святая Нина пришла сюда, когда в городе праздновали какой-то языческий праздник, но для православных это был праздник Преображения Господня – события, преображающего духовное состояние человека. Она начала горячо молиться. И тут же поднялся ураганный ветер, уничтоживший идолов, которым народ возносил жертвенные просьбы. Святая Нина проповедовала Евангелие, и Господь даровал ей способность к исцелению людей от болезней.

После того как она исцелила супругу царя Мириана, царь принял Святое крещение, и прибывший сюда по поручению царя Константина Великого епископ Иоанн вместе со святой Ниной окрестил и царя страны, и весь ее народ. Так было исполнено поручение Божьей Матери об обращении в веру истинную Ее Первого Вселенского удела, и с IV века началась история Грузии как страны христианской. В память о том, что крещение Грузии началось в праздник Преображения, в Мцхете был воздвигнут храм Преображения Господня.

Примерно в Х веке из Иверии в Афон прибыли грузинские иноки из рода царей Багратионов. Их звали Иоанн Иверский и Иоанн Торникий, и до XIX века насельниками обители, восстановленной ими на месте Климентова монастыря, от которого к тому времени остались одни руины, были иноки только грузинского происхождения. Этот монастырь назвали Иверон, находится он в той области Афона, что и не менее знаменитый Ватопед, и здесь была явлена из моря чудотворная Иверская икона Божьей Матери, соединившая Первый и Второй уделы Царицы Небесной.

Хранительница Афона
Чудесное обретение Иверской иконы Божьей Матери

Обретение иконы произошло чудесным образом. После того, как окончательно были посрамлены носители арианской ереси, и в христианском мире наступил долгожданный покой без смут и метаний, появилась новая ересь – иконоборчество, направленное против почитания православными христианами их святынь – икон.

Ересь пришла из Греции в конце XIII века, и гонения на православных длились до Седьмого Вселенского собора, состоявшегося в 747 году, на котором было восстановлено иконопочитание, а иконоборцы отлучены от церкви. Однако период иконоборчества затянулся до 843 года, когда защитником иконопочитания Мефодием на созванном им соборе был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям Православия, и мы, православные христиане, помня об этом событии, празднуем «Торжество Православия» в первую неделю (воскресенье) Великого поста.

Так вот, во времена иконоборчества в Малой Азии (территория современной Турции) в области Никея жила вдова с сыном, исповедовавшая святую православную веру. Вдова была богата и потому возле дома поставила церковь, где находился старинный образ Пречистой, которую почитала как бесценное сокровище. Когда иконоборцы пришли в дом женщины, они увидели через окно храм. Ворвавшись туда, они стали требовать денег, но женщина сказала, что сейчас у нее нет такой суммы, тогда один из нечестивцев мечом ударил по лику Богоматери, и из него, как из живого человеческого лица, потекла кровь. Разбойники пришли в ужас и убежали, но, убегая, обещали, что вернутся утром.

Ночью вдова вместе с сыном долго молилась в храме, чтобы Господь дал им знак, как сохранить Пресветлый лик Богоматери. Затем они взяли икону и вышли на берег моря и там молились перед ней, как молились бы перед Самой Владычицей. С молитвой они положили икону на воду плашмя, но она вдруг стала вертикально и поплыла в неизвестном направлении от берега. После этого чуда мать с сыном обнялись, решив, что сыну надо бежать прочь из Никеи, а мать попробует остаться и укрыться где-нибудь от иконоборцев.

Юноша бежал в Фессалоники, оттуда – на Афон, где был принят в Иверский монастырь. Там он принял постриг, вел жизнь подвижника, там и скончался – от него иверские монахи узнали о чудесном спасении иконы, которая ушла в море.

И вот однажды, когда старцы сидели над морем у монастырских ворот и вели спасительные беседы о вере, вдруг увидели они над морем огненный столп, взметнувшийся до неба. Видение ужаснуло их, они воззвали к Богу, а столп не исчезал и к ночи воссиял еще сильнее. Весть о чуде быстро разнеслась по всему Афону. Когда на берег, на котором располагался Иверон, сошлись братии всех Афонских монастырей, то столп угас, а они увидели в море икону Божьей Матери и хотели достать ее. Но едва к ней приближались, чтобы взять в руки, икона отстранялась.

Тогда все, кто был на берегу, собрались в храме Иверона и начали горячо молиться Господу о том, чтобы Он позволил обретенную из морской пучины икону Божьей Матери доставить в обитель. Господь внял их молитвам, но для того, чтобы доставить святыню в монастырь, избрал самого скромного монаха, грузина по имени Гавриил, известного теперь как святой Гавриил Святогорец. Гавриил вел отшельнический образ жизни в непрестанном молении Богу. Летом он уходил к самым высоким Афонским вершинам, с зимой возвращался в обитель, но здесь, не вступая ни с кем в общение, затворялся в своей келье. Он носил власяницу, пищей ему служили травы Афона, пил только воду.

Во время его недолгого сна ему явилась Сама Богородица и велела ему отставить отшельничество и идти в монастырь к настоятелю. Там сказать ему, что Она желает отдать свой образ, пришедший по морю в монастырь, а затем он, Гавриил, должен с верой и без страха пройти по морской глади, взять икону и вынести ее на берег, в обитель, которую отныне Она будет защищать…

Он сделал все, как повелела Царица Небесная: все собрались и с молитвами и каждением вышли на берег. Гавриил ступил на воду, прошел над пучиной, икона сама приблизилась к нему. Вознося в молитвенном пении хвалу Господу, он взял образ Её и вынес на берег. Трое суток затем в храме беспрерывно шла служба перед образом, поставленным на святой алтарь. А на другой день, когда ктитор вошел в храм для приготовления к заутрене, то не нашел там иконы. Монахи начали ее искать и нашли над монастырскими вратами. Они вновь водворили ее на алтарь, и вновь неведомыми силами она очутилась над вратами, и так было не раз и не два, пока монахи не поняли, что такова воля Той, что изображена на иконе.

Об этом им снова возвестил отшельник Гавриил, которому явилась Пречистая и потребовала, чтобы он снова шел в монастырь и сказал настоятелю и братии, что Она послала им икону свою не затем, что они ее охраняли, а чтоб Ей Самой, чей лик на этой иконе, стать навеки Хранительницей и Иверона, и всего Её Второго удела – Афона. Икону же с тех пор стали звать Портаитиссой – Вратарницей.

(Надо отметить интересную параллель – ведший ангельскую жизнь монах Гавриил носил то же имя, что и архангел Гавриил – один из главных вестников о Господе и о Богоматери, являвшийся с посланиями от Бога и к святым Иоакиму и Анне о рождении у них Богоматери, и к Деве Марии и Йосифу Обручнику с вестью о Рождестве Младенца Иисуса. Он же возвещал Захарии и Елисавете о рождении Иоанна Крестителя, и ветхозаветному пророку Исайе о будущем приходе Мессии. И вот ангельски живущий монах Гавриил также стал вестником Царицы Небесной.)

Иверский монастырь с тех пор стал домом этой иконы, а во дворе обители возвели небольшой храм во имя покровительницы Афона – Портаитиссы, и с тех пор она находится в боковом приделе, слегка выступающем вперед, в богатом окладе, украшенная драгоценными камнями. Выражение лика Ее некоторым кажется чрезвычайно строгим, другие глядят на образ, но не видят ничего, кроме величественного покоя. Перед иконой висит неугасимая лампада, столь же дивно изукрашенная, ее зовут «Лампадой Вратарницы». У лампады есть чудесное свойство – без малейшего воздействия извне в часы богослужений она иногда начинает раскачиваться, как маятник, предупреждая о приближении бедствий огромного размаха – эпидемии, землетрясения с роковыми последствиями, нашествия врагов. Жители Афона рассказывают: перед нападением турок на остров Кипр лампада раскачивалась так, что масло лилось через ее края, но Вратарница не допустила их вторжения на Афон. В наши дни такое необъяснимое раскачивание происходило перед вторжением американцев в Ирак, перед Спитакским землетрясением, перед другими событиями планетарного масштаба.

И постоянно Хранительница Иверона – Матерь Божья являла братии свое знаменательное присутствие и попечение. Во время голода Она послала опечаленного тем, что нечем кормить монахов, настоятеля в амбар, и там оказалось полно муки. Закрома всегда были полны прочей необходимой провизии, сами собой гасли возникавшие пожары, а враги не смели подойти к Афону. В ворота Иверона не могут войти нераскаявшиеся грешники. По преданию, в 422 году дочь царя Феодосия Плакидия прибыла в Ватопед, но голос Матери Божьей воспретил ей войти в обитель. С тех пор Афон по повелению Богоматери недоступен для посещения женщин.

Третий и четвертый удел Богородицы

Третий Вселенский Жребий Богоматери – удел Киевская Русь, истинный оплот православного христианства, который Богородица благословила через подвижника – святого преподобного Антония Печерского. В начале XI века он пришел на Афон, долгое время провел там и непрестанно возрастал в духовном стяжании, но, исполняя волю Пречистой, вернулся на Русь. Игумен, который провожал его, предрек преподобному, что он станет первым духовным отцом российского монашества. Так и произошло – преподобный Антоний Печерский основал Киево-Печерскую лавру. По велению Пречистой в Киеве была воздвигнута и освящена Великая Лаврская Успенская церковь, сюда же была принесена икона Её Успения.

Здесь же, в первой столице Руси, Божья Матерь объявила о новом будущем своем уделе – Четвертом Её Вселенском Жребии. Им стала Дивеевская обитель. Богоматерь явилась схимонахине Александре – ее мирское имя Агафья Семеновна Мельгунова. Пречистая велела монахине, подобно тому, как Она направила преподобного Антония Печерского из Афона в Киев устраивать Ее Третий Жребий, идти на север в Дивеево. Доныне Дивеевская обитель, к устроению которой приложил великие труды святой преподобный Серафим Саровский (ему не раз являлась Богородица, называя его «любимиче Мой»), стала местом, управляемым Самой Царицей Небесной.

Вот так чудесно оказались связаны между собою через Святую гору Афон и Иверскую икону Божьей Матери все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной.

Иноки Иверона каждое утро приходили смотреть – не покинула ли их Портаитисса, ибо верят, что если такой трагический день наступит – это станет вселенской трагедией, знаком того, что близок конец времен.

Какое чудо произошло

Об исцелениях от сложных и запущенных болезней после молитвенных обращений, есть, кроме устных, которые хранились преданием, и множество письменных свидетельств.

Известный московский купец Дометий Диомидов Мещанинов известил афонского архимандрита Феодосия, что после акафиста перед Иверской иконой Божьей Матери, прибывшей в Москву из Софрониевой пустыни, получил на 71-м году жизни полное исцеление от подагры. Случай для такого возраста удивительный.

Жене купца из города Боброва Воронежской губернии Любови Григорьевой было видение, в котором она получила повеление идти в Софрониеву пустынь и там отслужить перед Иверской иконой Божьей Матери молебен с акафистом о здравии тяжелобольного двухлетнего сына. Там же, после совершения всего назначенного ей в видении, сын был исцелен, и она во всеуслышание объявила в храме при старцах и прочих присутствующих о полном исцелении мальчика.

В 1982 году в Монреаль (Канада) мироточащую Иверскую икону, написанную в 1981 году с оригинала Портаитиссы греческим монахом, привез с Афона испанец, исповедовавший Православие, Иосиф Муньос Кортес. Икона мироточила постоянно, кроме Страстной недели перед Пасхой. Миро истекало из рук Богоматери, Младенца и звезды на правом плече одеяния Пречистой. После молебнов и акафистов перед ней излечивались самые тяжелые и неизлечимые заболевания – например, полный паралич, лейкоз и пр.

Не менее удивительны и благодатны случаи, когда после лицезрения этой иконы люди возобновляли церковную жизнь – вновь начинали посещать богослужения и участвовать в таинствах церкви, таких, как исповедь, причастие, миропомазание и т.д. Известен случай, когда женщина после гибели сына решила покончить жизнь самоубийством, но после молитвы перед этой иконой раскаялась в своем решении и вновь обрела радость и желание жить.



Почитание Иверской иконы Божьей Матери столь велико, что известны случаи, когда поклониться ей приходили и католики, и протестанты, некоторые даже принимали Православие – так велико было ее воздействие, а, по сути, действие через нее самой Пречистой.

В ночь с 30 на 31 октября 1997 года хранитель Монреальской Иверской иконы Иосиф Муньос Кортес был убит при нераскрытых обстоятельствах, а икона исчезла.

Но надо верить, что Монреальская Иверская святыня сама еще обнаружит себя, когда настанет срок, ибо Та, что на ней изображена, не потерпит вольного обращения с Ее святым образом и вновь откроется миру, как еще одно благовестие о несказанной милости Господней, вечно простирающейся над нами.

Значение иконы

Иверская икона Божьей Матери – прямое свидетельство тому, что Она действительно взяла в усыновление, под свое святое заступничество весь род людской. Пришедшая чудесным образом на Афон, она стала щитом для всех, кто молится денно и нощно на Святой горе за весь людской род. Вратарница – Иверская икона – соединяет в себе указание на все четыре Вселенских Жребия Царицы Небесной на земле. Это один из самых удивительных по чудотворным проявлениям образов, проявляющих самые разные действия Богородицы в земных пределах – Заступницы и Хранительницы, Целительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих и от стихий, и от человеческих пороков.

13 октября 1648 года у Воскресенских ворот Китай-города царь с семейством, священнослужители и великое множество православного народа встречали список с Иверской иконы Божьей Матери, написанный и присланный с Афона по просьбе игумена Новоспасского монастыря Москвы, будущего патриарха Никона. Так началась история почитания Иверской иконы Божьей Матери на Руси. Именно этому событию посвящено русское празднование в честь сего исторического события, которое по новому стилю приходится на 26 октября.

Предание

Существует множество текстов, рассказывающих историю Иверской иконы Божьей матери. Церковное предание говорит о том, что икона, в дальнейшем получившая название Иверской, была написана евангелистом Лукой и долгое время находился в Никее. Согласно одной из редакций греческого сказания об иконе, в правление императора-иконоборца Феофила (829-842 гг.) одна благочестивая вдова, жившая близ Никеи, хранила в домовой церкви икону Божией Матери. Воины-иконоборцы, случайно увидевшие у вдовы икону, потребовали от нее крупную сумму денег, грозя в противном случае донести властям. Вдова попросила их прийти за деньгами на следующий день и, чтобы уберечь икону от поругания, пустила ее ночью по морю, и та чудесным образом стоя поплыла по волнам на запад. Тем временем юный сын вдовы отправился в Македонию, а спустя некоторое время принял постриг в одном из афонских монастырей. Он и рассказал братии о происшедшем чуде с иконой.

Спустя много лет икона появилась близ Афона: монахи, увидев в море столп света, исходящий от иконы, пытались приблизиться к нему на лодках, но она удалялась от них. В это время среди монахов Иверского монастыря был отшельник прп. Гавриил Иверский. Ему явилась Божия Матерь, велев взять Ее образ из воды и возвестить братии Иверского монастыря, что Она дарит им Свою икону. Иверские монахи вместе с прп. Гавриилом отправились к морю крестным ходом. Прп. Гавриил вошел в воду, и икона стала быстро приближаться к берегу. Тогда он пошел по волнам, как по суше, а икона приплыла прямо к нему в руки. На месте, где прп. Гавриил вышел с иконой из воды, была построена часовня. Это произошло во вторник Светлой седмицы. Сначала образ Божией Матери поместили в соборе Иверского монастыря. Однако икона дважды сама покидала свое место в алтаре и оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем монастыря. После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница» или по-гречески Портаитисса.

Другое сохранившееся греческое сказание содержит рассказ о ранении иконы «в шею» арапом, слугой эмира, после одного из пиратских набегов на Иверский монастырь. Увидев, что из раны Богоматери истекла кровь, арап раскаялся и принял постриг. Сюжет о ранении иконы в доме вдовы воином-иконоборцем в «Сказании об иконе» появляется в более поздних редакциях лишь в середине XVII века.

Афонская икона Иверской Божьей Матери. Иконография

Иверская икона из одноименного монастыря на Афоне считается оригиналом. Некоторые ученые определяли время её появления иконоборческим периодом, однако современные искусствоведы датируют икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

Иверская икона Божьей Матери имеет чеканный оклад, изготовлен грузинскими мастерами в XVI веке. Рельефы по сторонам от Богоматери на самом окладе представляют поясные изображения двенадцати апостолов, призванных напомнить об апостольском служении самой Божией Матери, так как для Грузин Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли, а Грузия – Её уделом. Внизу находится вкладная надпись на грузинском языке. На обороте иконы находится изображение креста с монограммой «IC XC NI KA» и четырьмя буквами «Х» – сокращением фразы «Христос дарует благодать христианам», в которой на греческом языке все слова начинаются с Х.

Оклад, по мнению Н.П. Кондакова, изучавшего христианские древности на Афоне, скорее всего, точно передает иконографию образа и повторяет основные линии рисунка.

Иверская икона достаточно большая по размеру – 137×87 см. Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Образ представляет собой тип иконографии Божией Матери «Одигитрия»: Богородица держит на левой руке Богомладенца, а правой — прямо указывает на Него, как на Путь, Истину и Жизнь (Ин 14:16). Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу. Одной из отличительных особенностей данной иконы от других вариантов Одигитрии является то, что Богомладенец сидит на левой руке Матери значительно ниже в легком повороте к Ней. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое «вместилище» — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого. Это получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, влевой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Петербургский искусствовед О.В. Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ:

«Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее). Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. <…> Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр. 4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. <…>Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…»

Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».

Афонские списки Иверской иконы в России

Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом». Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач. XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. имеет ряд отличий, влияющих на общую художественную идею образа. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой. Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.

Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг.. По сообщению диакона Павла Алеппского, список был изготовлен в меру чудотворной иконы и «тем же образом», что и список 1648 г. Он же свидетельствует о запрете патриарха Никона копировать икону. Список привезли в Валдайский монастырь 12 февраля 1656 г., где его торжественно встретили и в честь этого события установили второе празднование дня почитания Иверской иконы. После революции 1917 г. икона исчезла, и в настоящее время ее местонахождение неизвестно. По иконографии этот образ, по данным публикаций XIX в., не отличался от иконы 1648 г., ее размер также почти совпадал с размером древнего чудотворного образа.

К особым спискам Иверского образа Божьей Матери следует отнести иконы, которые принадлежали дочерям царя Алексея Михайловича — царевнам Софии и Евдокии. Обе иконы в настоящее время находятся в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве и написаны были, вероятно, на Афоне. Из дворцовых покоев вместе со своими владелицами иконы попали в Новодевичий монастырь, где по смерти царевен были помещены в их надгробные иконостасы в соборе монастыря.

Икона, принадлежавшая Софии Алексеевне, среднего размера, с клеймами чудес, — заключена в серебряный оклад с золотыми дробницами, исполненными в технике выемчатой эмали. Характерна эта техника для московских мастеров, что позволяет предположить, что этот список, как и храмовый образ собора Валдайского Иверского монастыря, был сделан по заказу патриарха Никона и являлся его даром на день рождение царевны в сентябре 1657 г. Этот афонский список значительно отличается от двух первых размером иконной доски (77×50,5 см). Изменение пропорций отчасти повлияло и на иконографию средника. В общих чертах она близка к Иверской иконе 1648 г., однако срез фигуры Богоматери здесь выше, а Ее силуэт становится более плавным, расширяющимся книзу, фигура Богомладенца уменьшается, а в круглых картушах, в верхней части средника, вместо изображений ангелов находятся монограммы: ΜΡ ΘΥ. На широких полях иконы помещены 12 клейм, иллюстрирующих сюжеты «Сказания об истории образа и о чудесах от Иверской иконы»: на верхнем поле: «Воины императора Феофила приказывают никейской вдове бросить икону Богоматери в море», «Вдова с сыном молятся перед иконой», «Вдова и ее сын опускают икону в море», «Икона в морских волнах»; на левом поле: «Иверские старцы впервые видят икону в море близ монастыря», «Икона Богоматери в огненном столпе в волнах и приближающиеся к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на правом поле: «Икона в огненном столпе и плывущие к ней на лодках иноки», «Иноки, молящиеся в обители»; на нижнем поле: «Крестный ход из монастыря на берег моря для встречи иконы», «Инок Гавриил на берегу обретает икону», «Торжественное богослужение на морском берегу». Близость иконографии средника иконы к образцу Иверской иконы 1648 г. и своеобразный подбор клейм могут свидетельствовать об одновременном заказе патриархом Никоном на Афоне этой иконы вместе с образом для Валдайского Иверского монастыря в сер. XVII в. К этому же времени можно отнести и исполненный русскими мастерами сплошной серебряный оклад иконы с 8 золотыми дробницами в технике выемчатой эмали на сюжеты чудес, произошедших от Иверской иконы. Икона с клеймами Сказаний о чудотворных иконах Божией Матери характерна именно для русской культуры позднего средневековья, и если верно, что список для царевны Софии был сделан на Афоне, то сопровождение чтимого образа иллюстрациями «Сказания об иконе» могло быть обусловлено пожеланием русского заказчика.

Икона Евдокии Алексеевны, возможно первоначально находившаяся в киоте в ее дворцовых покоях, имеет малый размер (28,5×22,4 см) и также украшена русским мастером серебряным золоченым окладом с жемчужной обнизью, не закрывающим фигуры Богоматери и Младенца. Икону и оклад датируют шестидесятыми годами XVII в.

Первые списки Иверской иконы оказали большое влияние на распространение этого образа в России. С них делалось большое количество копий. Так Иверская икона стала одним из наиболее известных и почитаемых икон как среди простого народа, так и в высших слоях, включая царей и их семьи. Списки с Иверской иконы Божьей матери продолжают создаваться и в настоящее время, в том числе и в Иконописной школе при Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Источники

  1. Православие.ру. Надежда Дмитриева. Икона Божьей Матери Иверская (http://www.pravoslavie.ru)
    2. Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/293359.html#part_6)
    3. Губарева О. В. Божия Матерь в Её иконах.
    4. Кондаков Н. П. Памятники Христианского искусства на Афоне

Другие иконы:

Иверская икона Божией Матери. Мацюк Н. (выпускник Иконописного отделения СПбДА)

Иверская икона Божией Матери. Преподаватель Иконописного отделения СПбДА Жданова В.Т.

Похожие публикации