Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ракетный крейсер «Варяг. Флагман ТОФ ракетный крейсер «Варяг

Пишет жж-юзер drugoi: 44-я Краснознаменная бригада противолодочных кораблей Тихоокеанского флота России располагается в самом центре Владивостока, рядом с морвокзалом, напротив здания штаба флота. У стенки рядком стоят четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Отсюда эти корабли отправляются на боевые дежурства в Аденский залив, где защищают торговые суда от пиратов.

Справа от четверки БПК стоит плавучий госпиталь «Иртыш», а слева - флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг».


Ракетный крейсер проекта 1164.1 «Червона Украина» заложен на заводе имени 61 коммунара в Николаеве 31 июля 1979 г. (заводской № 2010), 5 ноября 1982 г. зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, спущен на воду 28 августа 1983 г., вступил в строй 25 декабря 1989 г., а 28 февраля 1990 включен в состав Тихоокеанского флота. После распада СССР крейсер достался России и в 1996 г. по инициативе экипажа корабля был назван «Варягом» - в честь знаменитого бронепалубного крейсера 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России, участника боя при Чемульпо 1904 г.
Главное крейсера - самонаводящиеся крылатые ракеты комплекса П-1000 «Вулкан». Пусковые установки ракет СМ-248 расположены по бортам корабля, выглядят очень внушительно и по ним «Варяг» легко отличить среди других кораблей. Крейсеры проекта 1164 еще называют «убийцами авианосцев» - собственно, для этого они и создавались.

1. Впечатляет схема действия ракет - после залпа с одного борта все восемь ракет после раскрытия крыльев образуют единую группу, «волчью стаю» с вожаком - отдельно летящей ракетой, которая наводит всю группу на цель, корректирует курс для остальных ракет, сбрасывая им информацию. При подлете к цели ведущая ракета выбирает самый крупный объект (авианосец), направляет на него одну из ракет с т.н. «спецбоеприпасом» и делит оставшиеся объекты между остальными ракетами «стаи». Все ракеты включают головки самонаведения и наносят удар по объектам. Масса одной ракеты - почти пять тонн, скорость полета - около 2900 км/час. Шансов остаться на плаву после попадания такой ракеты у корабля противника нет никаких. Если ведущую ракету успевают сбить, на её место встает другая, точно такая же. Атака происходит без участия экипажа корабля по системе «выстрелил - забыл». Интересно, что всё это - технологии начала 70-х годов.

2. Знакомство с «Варягом» начинается с прозаических мешков с капустой и морковкой. Стоящий рядом БПК «Адмирал Пантелеев» собирается в поход к берегам Африки и загружает к себе запас продуктов.

3. В морские походы уходят надолго и запасаются всем необходимым всерьез. Это только малая часть той питьевой воды, которая загружается в трюмы военного корабля.

4. Сопровождающий меня офицер посоветовал не пользоваться мобильным телефоном: «Если смартфон, лучше выключить, а то может сгореть». Я не поверил, но на всякий случай выключил. На корабле есть полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо» по обнаружению работающих радио и локационных станций, головок самонаведения ракет противника, их пеленгованию и подавлению. Может быть, в словах офицера и был определенный резон.

5. На баке «Варяга» стоит АК-130 - корабельная автоматическая пушка. Стреляет осколочно-фугасным снарядом со скоростью 90 выстрелов в минуту и дальностью до 23 километров. Полностью автоматическая - действует самостоятельно до тех пор, пока не кончится боезапас. Говорят, не имеет аналогов в мире. Чего-чего, а то, что стреляет у нас умели делать. С ширпотребом были проблемы, а вот пушки всегда были отменные. АК-130 - не исключение. В первоначальных экскизах корабля пусковых установок было 12 (по шесть на борт) и вместо одной сдвоенной пушки было две одноствольных А-100. В 1972 г. адмирал Горшков приказал добавить еще четыре пусковых установки для осуществления двух полных восьмиракетных залпов, а две АК-100 заменить на одну двухствольную АК-130. Корабль стал значительно тяжелее, уменьшилась скорость и боезапас артиллерийских орудий (720 выстрелов против 2000).

6. Несмотря на современные средства связи, система сигнальных флагов остается на флоте основной коммуникацией для плавсредств. На военно-морском флоте России используется свод сигналов флота СССР. 32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: Веди - «Курс ведет к опасности», Живете - «Дать средний ход», Й - «Обнаружил мину» и т.д. На этом снимке - место сигнальщика на крейсере. В металлическом ящике лежат сигнальные флаги, которые по необходимости поднимаются на вертикальных фалах на рею. Слева от ящика - черные «ходовые шары», которыми в море обозначают скорость корабля. Чем ниже расположен «шар» - тем выше скорость. К слову, «Варяг» может идти со скоростью в 32 узла. Когда он идет с такой скоростью, бурун за кормой - высотой метров в десять.

7. «Что это там красненькое синеется?». На стенке - силуэты кораблей и самолетов России и стран НАТО. Подсказка для сигнальщика, который наблюдает за происходящим вокруг корабля.

8. Это ходовая рубка корабля. Отсюда им управляют в повседневных условиях. Рубка соединена с боевым информационный центром БИУС «Лесоруб-1164» командирским лифтом.

9. Место командира крейсера «Варяг», гвардии капитана 1-го ранга Эдуарда Москаленко.

10. Здесь и правда всё напоминает о 70-х годах. Такое надежно-железное. «Тёплый ламповый звук». Я изо всех сил старался не фотографировать ничего секретного, но поди разбери, где тут что.

11. «Товсь» - люблю эти флотские словечки. Гюйс, битенг, твиндек, зюйд-вест, комингс, ахтерштевень, нактоуз - все это пахнет соленым морским ветром и волнует несказанно.

12. Смены разошлись по местам работы. Кавтаранги ломали головы: «Что бы тебе такого несекретного показать?». Сошлись на каком-то экране №22. Матрос Ренат из Башкирии сел на место оператора и стал нажимать кнопки, включать мониторы - изображать деятельность на боевом посту. Выглядело это вполне достоверно.

13. Тот же Ренат, невовремя попавшийся на глаза офицерам, оживил собой помещение корабельной библиотеки, сделав вид, что разбирает пришедшую на корабль почту. Библиотека хорошая. Маленькая, но всё есть. Вообще, «Варяг» довольно комфортный корабль. Кают-компании отделаны деревом, висят картины, на полу ковры. Есть бассейн с водопадом, лечебные души, большая парилка, сауна. В жилых каютах кондиционеры, на корабле есть четыре воздушные холодильные установки.

14. Прогулка по крейсеру - это длинные переходы по бесконечным коридорам и внезапные спуски и подъемы по вертикальным трапам. В четвертом отсеке мы спускаемся все ниже, туда, где матросские кубрики. Оружие, конечно, интересно, но очень хотелось посмотреть, как живут моряки на одном из самых мощных крейсеров в мире.

16. На экране состязания на лучший кубрик можно увидеть, например, что кубрик №14, забивший болт на состязание в декабре, получил, видимо, большой звезды от командиров и потом стал передовым, не опускаясь ниже оценки «четыре».

17. Так отдыхает ночная смена в образцовом теперь кубрике №14. Я на пару секунд приоткрыл дверь и сделал несколько снимков спящих матросов.

18. В соседнем кубрике матрос писал что-то важное в журнал. Рядом с ним стоит привинченная к столу клетка с попугаем. Попугай был на месте и отдыхал.

19. Святая-святых ракетного крейсера - камбуз. Потолки здесь низкие и матрос с тряпкой в руке, наводящий порядок, ходил нагнув голову, что придавало его фигуре печальный вид. Рядом два других матроса начали открывать консервные банки простым ножом, за что немедленно получили нагоняй от сопровождающих меня офицеров. Все должно быть идеально для чужого взгляда, я понимаю.

20. Корабельный котэ - непременная принадлежность любого боевого корабля для борьбы с грызунами. Или, как здесь говорят, «белками». Котики и жизненно важные кабели в металлической оплетке - таковы условия сосуществования людей и грызунов. Котов на корабле несколько, их заводят по одному на боевую часть. Кошки крейсера «Варяг» пользуются популярностью у гостей в разных странах, куда заходит корабль. Случается, их дарят - один из корабельных котов живет теперь в православной церкви в Сингапуре. Матушка, говорят, была счастлива такому подарку. Еще один был подарен местному адмиралу в Индонезии.

21. Хотелось взять один спасательный круг на память. Круг не дали, казенный, но подарили другое.

22. Мы пообедали с офицерами, поговорили, потом переместились в рабочую каюту, там еще поговорили. Уходить не хотелось, но времени было в обрез - у них, и у меня. Уходя, сделал еще несколько снимков на палубе «Варяга» и на берегу.

24. Мне показалось, что на крейсере всё в порядке. В море ходит, учебные стрельбы проводит. «Варяг» - желанный гость в иностранных портах, на него выстраиваются очереди из желающих совершить экскурсию по кораблю. Как говорили офицеры: «Рядом стоит французский «Мистраль» - туда никого, а к нам - очередь на весь причал, по тридцать тысяч человек приходит за несколько дней визита». Видно, как моряки гордятся своим «Варягом», своей службой. Звали с собой в поход - надо подумать, я с качкой не дружу, хотя очень хочется, конечно. Потому что это - настоящее.

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

Официальная историческая справка:
Крейсер заложен 31 июля 1979 года на судостроительном заводе “Имени 61-го коммунара” как ркр “Червона Украина”. Назван по ходатайству Совета ветеранов Великой Отечественной войны КЧФ в честь крейсера, погибшего в 1942 году в Севастопольской бухте, защищая Севастополь.

Спущен на воду 27 июля 1982 года.
01 декабря 1986 года на 10-й Оперативной эскадре ТОФ сформирован экипаж. Приказом МО СССР №-284 от 10 августа 1988 года зачислен почётным матросом Герой Советского Союза, кавалер орденов Славы 3-х степеней гвардии старшина в отставке Дубинда Павел Христофорович.
С 15 августа по 1 декабря 1989 года корабль проходил ходовые и государственные испытания.
25 декабря 1989 года крейсер принят в состав ВМФ СССР.
07 января 1990 года на крейсере поднят Военно-морской флаг СССР.
С 27 сентября по 05 ноября 1990 года крейсер в охранении ЭМ “Быстрый” совершил межфлотский переход из порта Севастополь в порт Петропавловск-Камчатский с выполнением задач боевой службы. В ходе перехода с 22 по 24 октября осуществил деловой заход в порт Камрань (СР Вьетнам). Переход и выполнение задач боевой службы оценены на “хорошо”.
С приходом на КТОФ 05 ноября 1990 года крейсер зачислен в состав 173 бригады ракетных кораблей Камчатской флотилии.
По итогам БП за 1991 год корабль занял второе место по боевой подготовке, объявлен лучшим кораблём КТОФ по ракетной подготовке за 1991 год.
В 1991 году были успешно выполнены ракетная стрельба крылатыми ракетами по морской цели и стрельба по ракето-мишени ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
26 июля 1992 года на крейсере был спущен Военно-морской флаг СССР и поднят Андреевский флаг.
Крейсер был объявлен лучшим на КТОФ по ракетно-артиллерийской подготовке и ПВО и завоевал приз ГК ВМФ за стрельбу крылатыми ракетами по морской цели и стрельбу по 3-м ракето-мишеням ”Малахит” УМЗРК “Форт”.
В 1991 - 1994 годах крейсер являлся лучшим кораблем соединения.
В 1994 году крейсер объявлен лучшим кораблем 1 ранга на КВФ.
В 1995 году крейсер после длительной стоянки осуществил за 4 суток переход из пункта базирования Петропавловска - Камчатского во Владивосток на морской парад в честь празднования 50-летия Мира на Тихом океане (2 сентября).
04 сентября 1995 корабль переведен в состав 36 дивизии ракетных кораблей 10 Оперативной эскадры.
09 февраля 1996 года ркр “Червона Украина” приказом ГК ВМФ торжественно переименован в гвардейский ракетный крейсер “Варяг”.
В 1996 году крейсер выполнил стрельбы артиллерией по береговым и морским целям. Огнем зенитно-ракетных комплексов уничтожено 2 самолето-мишени Ла-17 и 1 ракета-мишень РМ-15 “Термит”. Объявлен лучшим кораблем КТОФ по ПВО.
С 09 по 13 февраля 1997 года крейсер выполнил официальный дружественный визит в порт Инчхон Республики Корея к месту сражения бронепалубного крейсера “Варяг” с японской эскадрой.
03 сентября 1997 г. выполнена стрельба крылатой ракетой по фактической морской цели (мишень - списанный десантный корабль). Морская цель уничтожена прямым попаданием КР. За эту стрельбу крейсер награжден призом Главнокомандующего ВМФ как лучший надводный корабль ВМФ по ракетной подготовке. В 1997 году крейсер объявлен передовым НК КТОФ.
В 1998 году на крейсере произведен доковый ремонт. После ремонта корабль отработал курс боевой подготовки. Выполнил стрельбы зенитно-ракетными комплексами и артиллерией по воздушным, береговым и морским целям.
В 1999 году крейсер выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГК ВМФ.
Со 02 по 06 октября 1999 года крейсер “Варяг” в совместно с эскадренным миноносцем “Бурный” под флагом командующего КТОФ адмирала ЗАХАРЕНКО М.Г. участвовал в официальном визите в порт Шанхай - Китайской Народной Республики в связи с празднованием 50-летия образования КНР.
28 октября 1999 года крейсер участвовал в комплексном контрольном выходе кораблей КТОФ в залив Петра Великого с Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным.
С 10 по 15 октября 2002 года крейсер совершил официальный визит в порт Йокосука (Япония) на 50-летие военно-морских сил самообороны Японии, участвовал в военно-морском параде в Токийском заливе. 2003 году крейсер успешно выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на приз ГКВМФ.

В 2004 году с 10 по 15 февраля кораблем совершен официальный дружественный визит в составе отряда боевых кораблей КТОФ (совместно с БПК «Адмирал Трибуц», МПК «Кореец») под флагом Командующего КТОФ адмирала ФЕДОРОВА В.Д. в порт Инчхон Республики Корея на празднование 100-летия подвига бронепалубного крейсера «Варяг». В ходе визита проведены совместные учения с кораблями ВМС Республики Корея.
В апреле 2004 года в ходе КШУ КТОФ кораблем успешно выполнены ракетные и артиллерийские стрельбы, сбита воздушная мишень ЗРК «Гюрза» и АК-630.
Шефами корабля являются администрация Тульской области и города Тулы (договор БН от 19 декабря 1996 года), администрация Ногинского района (договор №-84 от 23 декабря 1996 года), трудовой коллектив ОАО «ВЛАДИВОСТОК-АВИА» (договор БН от 14 августа 1999 года), Благотворительный фонд поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» (договор БН от 08 февраля 2011 года)
В сентябре-декабре 2005 года крейсер в составе ОБК (бпк «Адмирал Пантелеев», бпк «Адмирал Трибуц» танкер «Печенга») успешно выполнил задачи дальнего похода с посещением портов порт Вишакхапатнам (Индия) - порт Сингапур- порт Джакарта - порт Саттахип - порт Хайфон. Крейсер принял участие в международных учениях «ИНДРА-2005». Ряд офицеров и мичманов награждены государственными и ведомственными наградами.
В декабре крейсер объявлен лучшим по основным видам подготовки по итогам 2005 года.
В марте-апреле крейсер произвёл чистку топливных цистерн и выгрузку всего боезапаса.
В мае 2006 года на крейсере начат доковый ремонт.
В период с июня 2006 по февраль 2008 года на крейсере проведены отдельные ремонтные работы с заменой основных и маршевых двигателей и модернизацией вооружения силами ОАО «ХК Дальзавод».
В апреле 2008 года экипаж крейсера успешно отработал и сдал курсовую задачу «К-1».
В мае 2008 года крейсер вступил в состав сил постоянной готовности.
В октябре 2008 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей совершил неофициальный визит в порт Пусан республики Корея и принял участие в международном морском параде.
По итогам 2008 года крейсер объявлен лучшим кораблём 1-го ранга объединения.
В апреле 2009 года гркр «Варяг» в составе отряда кораблей КТОФ совершил неофициальный визит в порт Циндао КНР на празднование 60-тилетия ВМС НОАК.
В октябре – декабре 2009 года гркр «Варяг» совершил деловой заход в ВМБ Чанги республики Сингапур с целью обеспечения безопасности Президента РФ Д.А. Медведева участвовавшего в саммите АТЭС-2009.
Борт крейсера посетили Президент РФ Д.А. Медведев, губернатор Приморского края С.М. Дарькин, Владыка Приморский и Владивостокский Вениамин.
По итогам 2009 года крейсер завоевал два приза ГК ВМФ за выполнение ракетных стрельб.
В 2010 году гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил с неофициальным визитом порт Сан-Франциско США. В ходе визита проведён ряд встреч с командованием ВМС США, администрацией города Сан-Франциско.
Борт крейсера посетил Президент РФ Д.А. Медведев.
В ноябре 2010 года гвардейский ракетный крейсер «Варяг» посетил порт Инчхон Республики Корея. Экипаж крейсера принял участие в церемонии передачи в аренду Российской Федерации Гюйса бронепалубного крейсера «Варяг».

Мне уже довелось побывать этим летом на борту аналогичной "Варягу" "Москвы", но тогда все ограничилось простым осмотром корабля, а здесь, на Камчатке, предстоял выход в море и боевые стрельбы.

Итак, вечером 14 сентября на катере мы направились на корабль. "Варяг" в это время получал припасы с судна снабжения - среднего морского танкера "Иркут"

2. Швартуемся

3. Гвардейский ракетный крейсер пр.1164 "Варяг", флагман Тихоокеанского флота

4. Спуск гюйса

Всю ночь и утро 15 сентября корабли шли к месту проведения завершающего этапа двусторонних учений между объединениями флота, которое находилось в 154 милях от Петропавловска-Камчатского.
Корабли сопровождения.
Малый ракетный корабль пр.12341 "Разлив"

6. Эскадренный миноносец пр.956 "Быстрый"

7. Спереди МРК "Разлив", на втором плане - большой противолодочный корабль пр.1155 "Адмирал Виноградов"

8. Также в учениях участвовали БПК "Адмирал Трибуц", МПК "Кореец", МРК "Мороз".
Что происходило на самих учениях: корабельная ударная группа Приморской флотилии разнородных сил выполняла зенитно-ракетную стрельбу для отражения средств воздушного нападения противника с различных направлений.
К сожалению, корабли сопровождения шли на очень большом удалении, активно использовали помехи и задымление, поэтому их работу снять не получилось. МРК "Мороз" выполнил стрельбу двумя противокорабельными ракетами П-120 "Малахит", которые выполняли роль мишеней для кораблей сопровождения, а МПК "Кореец" отстрелялся ракетой-мишенью "Саман", по которой стрелял "Варяг" ракетой зенитного комплекса С-300Ф "Форт". Также крейсер работал артиллерийской установкой АК-130, но не знаю по какому типу мишени.
Стрельба "Фортом" с двух точек съемки (фотографии сделаны Вадимом Савицким)

14. Стрельбу АК-130 и видео работы "Форта" можно посмотреть в сюжете телеканала "Звезда".
Стрельбу командующий Приморской флотилией назвал успешной.

Небольшая экскурсия по кораблю.
Трёхкоординатная РЛС обнаружения воздушных целей МР-600 «Восход»

15. РЛС МР-123 "Вымпел" управления стрельбой артиллерийской установки АК-630

16. 30-мм шестиствольная автоматическая артустановка АК-630. Справа - оператор установки

18. А вот видео с весенних учений, где "Варяг" работал комплексом РЭБ ПК-10 "Смелый" и АК-630

Реактивная бомбометная установка РБУ-6000 "Смерч-2"

19. Видео ее работы можно посмотреть в моем отчете об учениях Северного флота, а это одна из стрельб "Варяга"

21. Под это крышкой располагается корабельный эенитный ракетный комплекс Оса-М

21. Ракета 9М33 "Осы-М"

22. Это снимает любой фотограф, посетивший крейсер, - силуэты кораблей и самолетов. Наших и вероятного противника

23. Оптический пеленгатор ПГК-2

24. Командный пост корабля. Он практически идентичен "Москве", видеоэкскурсию по которому вы можете посмотреть в соответствующей записи.
Боевая информационная система БИУС "Лесоруб-1164"

Системы навигационной безопасности - комплексы "Бал" и "Вайгач"

26. На данном комплексе отображаются электронные карты

27. Но бумажные расчеты выполняются всегда, на случай выхода электроники из строя в следствие аварии, боевых действий и т.п.

28. Прибор, транслирующий навигационные данные

Прибор спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS СН-3101

30. Таблица сигналов

31. На посту энергетики и живучести. На монитор транслируется видео с различных отсеков

На сайте Минобороны есть хорошая виртуальная фотоэкскурсия по крейсеру, там есть и этот пост, очень советую посмотреть http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/museums/varyag.htm.

Вид с вертолетной площадки. Ворота ангара для вертолета Ка-27 и знаменитая "сиська" - РЛС "Волна" антенного поста управления стрельбой ЗРК "Форт"

Встречая на океанских просторах ракетный крейсер «Варяг», американские военные корабли семафорят ему фразу «You’re Looking Good!», в переводе означающую «Хорошо выглядите!» Забыв о том, что перед ними судно вероятного противника, они выражают восхищение этим грозным судном, прозванным «убийцей авианосцев».

Особой приметой этого корабля (проект 1164) являются восемь направленных под углом вверх больших двойных контейнеров, по четыре с каждого борта. Они, конечно же, не для красоты, в каждом размещен комплекс «Вулкан» П-100. Это страшное оружие.

Залп, который может произвести ракетный крейсер «Варяг», смертелен для целой эскадры, составляющей авианесущую группу кораблей. «Волчья стая» из восьми пятитонных реактивных снарядов мчится к указанной цели, управляемая электронным мозгом. Как и положено, у этой «группы товарищей» есть свой вожак, дающий команды остальным семи участникам атаки. Именно он выбирает для себя самую крупную цель - флагманский авианосец - и раздает указания, куда лететь другим. В случае преждевременной гибели главной ракеты командование берет на себя следующая, которая на это момент окажется на наибольшей высоте. Только это вряд ли, сбить идущий со скоростью почти в 3000 км/ч и совершающий обманные маневры, очень трудно. А если учесть, что их восемь, и у каждого ядерный заряд…

Ракетный крейсер «Варяг», флагманский корабль Тихоокеанского флота, построен в Николаеве более тридцати лет назад. До 1996 он назывался «Червона Украина».

Первоначальный проект предусматривал шесть двойных пусковых контейнеров (три с каждого борта). Вмешательство адмирала Горшкова привело к изменению первоначального замысла в сторону увеличения огневой мощи. Командующий ВМФ повлиял и на состав артиллерийского вооружения: вместо автоматической А-100 на баке установили двуствольную АК-130. Водоизмещение увеличилось, несколько ухудшились ходовые характеристики, пришлось снизить боезапас. Насколько все эти меры улучшили боевые качества корабля, судить трудно, но факт остается фактом, и сегодня ракетный крейсер «Варяг» - одна из самых грозных боевых единиц в мире.

Тихоокеанского флоту довелось участвовать в походе к берегам Сомали (2011). Пираты вблизи африканского побережья препятствовали судоходству, создавая угрозу безопасности торговых моряков. Эскадру из нескольких кораблей возглавлял ракетный крейсер «Варяг». Фото российских судов опубликовали все печатные издания мира после проведения ими успешных операций, которые пресекли активность новоявленных корсаров. Противокорабельные комплексы в этом походе не понадобились, использовать их было бы так же рационально, как стрелять из пушек по воробьям. А вот артиллерия оказалась очень кстати.

В 1991 году Украина, как и все остальные республики СССР, перестала быть красной. Через пять лет экипаж предложил дать кораблю имя, прославленное еще в 1904. Тогда, во время Японской войны, непокоренный русский крейсер не опустил у Чемульпо и ушел на дно, не доставшись врагу. Подвиг последнего парада впечатлил немецкого поэта Рудольфа Грейца, сочинившего текст песни, ставшей неофициальным гимном Флота Российского. Гордое и дорогое имя унаследовал гвардейский ракетный крейсер «Варяг», разрезающий своим форштевнем океанские волны в XXI веке.

Для России Дальний Восток в силу своей удаленности от центральных районов страны всегда был регионом особых интересов. Начиная с того момента, когда на берегах Амура и в Приморье стали появляться поселения и города, Россия вынуждена была держать здесь военные корабли. Символом российской военно-морской мощи на Тихом океане по праву считаются военные корабли, носящие гордое имя «Варяг». Сегодня это имя носит мощнейший гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а почти 100 лет назад, это имя было написано на борту другого военного судна. Бронепалубный крейсер I ранга Российского Императорского флота «Варяг» стал символом несгибаемого мужества русских моряков, которые своим подвигом вписали название корабля в славную историю Российского военно-морского флота.

Американская родословная русского крейсера — героя

Создание военного флота на восточных окраинах огромной империи было делом трудным и затратным, однако, в силу геополитического положения России, обязательным. Особенно это стало актуально на рубеже веков. Именно в период конца XIX — начала XX века обострились политические противоречия в Тихоокеанском регионе. Япония, выйдя из добровольной изоляции, стремилась занять свое место в мировой политике, Китай, раздираемый внутренними противоречиями, представлял собой огромный неосвоенный рынок. Соединенные Штаты, Великобритания, Франция и Германия также заявляли свои экономические и политические права на территории в этой части света. Россия, имея непосредственный выход в Тихий океан, никак не могла оставаться в стороне от решения спорных политических моментов, назревших на Дальнем Востоке. Военно-политическое противостояние оставалось вопросом времени. Тем более что Япония, подстегиваемая западными политиками и финансируемая западным капиталом, открыто перешла к вооруженной конфронтации. Сначала жертвой японских милитаристов стал Китай, позже пришла очередь Российской Империи ощутить на себе все прелести крупного военного конфликта и тяжесть современной морской войны.

В таких условиях основной вооруженной силой России на Дальнем Востоке являлся Императорский военный флот. С конца XIX века в российских высших эшелонах власти среди военной верхушки прослеживалась стойкая тенденция к усилению военно-морского присутствия Империи в этом взрывоопасном регионе. Были созданы постоянные отряды военных судов, базирующиеся на порт Владивосток. Для нужд флота на Тихом океане стали строиться новые мощные корабли, броненосцы, крейсера, миноносцы и канонерские лодки. Отечественные верфи были под завязку загружены заказами от военно-морского ведомства. Активно участвовали в постройке новых кораблей иностранные компании. Верфи Германии, Франции, Великобритании и США строили для России бронепалубные крейсера и эскадренные броненосцы.

Гордостью Императорского флота мог стать строившийся в США «Варяг», бронепалубные крейсер I ранга, готовившийся для ведения крейсерской войны на Тихом океане. Действительно корабль по своим техническим характеристикам, по обводам корпуса и элегантности палубных надстроек считался на то время одним из самых современных военных судов. Однако реальность оказалась далеко не такой радужной, как планировалось. В ходе строительства корабля были допущены целый ряд технических нарушений, которые оказались в дальнейшем неизлечимыми болезнями военного корабля. Вместо быстрого и мощного военного корабля, Российский флот получил корабль-картинку, который на деле оказался далеко не той боеспособной единицей, на которую рассчитывало российское военно-морское командование.

Главная болячка нового русского крейсера заключалась в недостаточном эксплуатационном ресурсе его машин. Паровые котлы системы Никлосса не могли развить достаточную для быстрого хода тягу. В конструкции корабля имелись и другие технические недостатки, которые уже проявились в ходе ходовых испытаний. Стоял вопрос о возврате корабля американцам для последующих исправлений, однако назревавший военный конфликт с Японией, заставил изменить решение Заказчика. Бронепалубный крейсер «Варяг» в 1900 году был передан Российскому Императорскому флоту и через год на нем был поднят военно-морской флаг.

Что представлял собой крейсер «Варяг»

Военно-морская концепция, на основе которой Россия строила свой флот на Тихом океане, заключалась в следующем. Главной силой Империи на Дальнем Востоке должна была стать 1-я Тихоокеанская эскадра, базирующаяся на арендованный у Китая Порт Артур. По количеству крупных военных судов и по качеству вооружения, российский флот на Тихом океане должен был не уступать флоту Императорской Японии. В состав эскадры входили новейшие эскадренный броненосцы и крейсера.

Для крейсеров, подобных классу крейсера «Варяг» отводилась роль рейдеров, которые должны были действовать на морских коммуникациях противника. Этому способствовала высокая скорость хода, большая дальность плавания и мощное вооружение. Однако такая концепция оказалась недостаточно проработанной. Русские крейсера, строившиеся для подобных целей, выходили очень дорогими и громоздкими. «Варяг» имел водоизмещение 7000 тонн. Для каперских операций вполне подходили вооруженные пароходы, а не дорогостоящие бронепалубные крейсера. К тому же, в ходе военных действий во время русско-японской войны российским крейсерам пришлось участвовать в эскадренных сражениях. Боевое участие кораблей этого класса в несвойственных для них боевых столкновениях показало слабость артиллерийского вооружения и недостаточную броневую защиту.

При таком большом водоизмещении корабль имел 152-мм орудия главного калибра. Несмотря на то, что количество орудий главного калибра было доведено до 12 шт., корабль был не приспособлен для морского боя с равноценными и превосходящими силами. Этому способствовали и слабость основного бронирования. Палуба и траверзы были защищена всего 38мм. броней. Защиту машинного отделения и артиллерийских погребов, по мнению конструкторов, должны были обеспечить угольные ямы. Артиллерийские орудия не имели броневых щитов, что ставило под сомнение боевую эффективность артиллерии корабля.

Тем более что во время эксплуатации крейсера выявился значительный перерасход угля. Для дальних морских походов корабль становился слишком прожорливым. Имея длинный список недостатков, крейсер стал первым русским военным кораблем, которому пришлось первому принять участие в боевых действиях. Злую штуку с крейсером сыграла и его дислокация накануне войны. Для крейсера была определена роль стационера в корейском нейтральном порту Чемульпо. «Варяг» должен был представлять интересы Российского Императорского Флота в Корее и в других нейтральных портах Тихого океана. Гибель крейсера «Варяг» во время боя у корейского порта Чемульпо 27 января 1904 года стала не только славной страницей в истории российского флота, но и показала ошибочность концепции развития крейсеров в России начала XX века.

Корабль вынужден был вступить в эскадренный бой с превосходящим противником. В результате боя российский крейсер получил серьезные повреждения материальной части и большую убыль в людях. Практически вся артиллерия корабля была уничтожена, к тому же крейсер имел повреждения двигательной установки, неспособной дать крейсеру высокую скорость. Не имея возможностей для сопротивления и в целях сохранения жизней членов команды корабля, командование крейсера приняло решение затопить судно.

В дальнейшем уже в ходе других столкновений на море, русские бронепалубные крейсера также вынуждены были выполнять несвойственные им функции, участвуя в эскадренных морских баталиях. Россия в русско-японскую войну потеряла весь свой океанский флот. Задачи, которые возлагались на бронепалубные крейсера, оказались неуместными в ходе конфликта. Слабо защищенные и недостаточно вооруженные быстроходные русские крейсера были не готовы к изменившейся тактической и стратегической обстановке на море.

Продолжение славных традиций

Спустя 85 лет со дня гибели российского «Варяга» у корейского порта Чемульпо, советский Тихоокеанский флот пополнился мощным современным кораблем. Гвардейский ракетный крейсер «Варяг», введенный в состав флота в октябре 1989 года, продолжает сегодня оставаться флагманом Тихоокеанского флота, гордо неся на борту славное и легендарное название.

Ракетный крейсер представляет собой военный корабль проекта 1164 «Атлант», строившийся на Николаевском судостроительном заводе им. 61 комиссаров. Мощные корабли должны были стать промежуточным звеном между более крупными тяжелыми крейсерами типа «Киров» с ядерной силовой установкой и ракетными эсминцами проекта 956 типа «Сарыч». Благодаря мощному противокорабельному вооружению советские крейсера проекта 1164 должны были стать адекватным ответом американским авианосным группам, господствовавшим на океанских просторах.

Первоначально предполагалась постройка 10 кораблей этого класса, однако в дальнейшем решено было ограничиться шестью единицами. Новые корабли должны были усилить корабельные группировки Северного, Тихоокеанского и Черноморского флотов. В реальности постройка судов ограничилась всего 4-мя судами. Три из них «Слава», «Маршал Устинов» и «Варяг» были построены и сданы флоту. Четвертый корабль «Украина» так и остался стоять у заводской стенки Николаевского судостроительного завода, продолжая недостроенным ржаветь и в наши дни.

Ракетный крейсер «Слава» стал в дальнейшем флагманом Черноморского флота, получив новое имя «Москва». Его меньший собрат крейсер «Маршал Устинов» продолжает служить на Северном флоте. Третий корабль, которому первоначально хотели дать название «Червона Украина», под именем «Варяг» был отправлен служить на Тихий океан.

Как и славный предшественник, новый корабль также тяжело строился и долго вводился в эксплуатацию. Заложенный в 1983 году, корабль только спустя 6 лет был принят в состав Военно-Морского Флота СССР. Еще на стадии строительства в конструкции корабля была внесена масса технических исправлений и добавлений, в результате которых корабль существенно отличается от головного корабля проекта 1164.

Новый флагман Тихоокеанского флота имел следующие параметры:

  • водоизмещение более 11 тыс. тонн;
  • мощность силовой установки составляла 13 тыс. л/с;
  • дальность плавания корабля составляла свыше 7 тыс. морских миль;
  • максимальная скорость хода 32 узла.

Как видно из приведенных данных, новый «Варяг» также имеет высокие скоростные данные и большую дальность хода. Как и его предшественник, ГРКР крейсер проекта 1164 «Варяг» имеет мощное корабельное вооружение. Противокорабельный комплекс П-1000 «Вулкан» представляет собой грозную и сокрушающую силу. Ракеты класса «поверхность-поверхность» способны поразить любое современное военное судно, включая такие гиганты, как американские атомные авианосцы типа «Нимиц». Таких подарочков на борту советского, а теперь российского крейсера, имеется 16 штук. Такая огневая мощь способна рассеять любое корабельное соединение иностранного флота.

На сегодняшний день, когда на улице 21 век, крейсер продолжает оставаться в составе флота. Сегодня этот корабль постоянно находится в море, участвуя в тактических учениях и представляя военно-морской флаг России за рубежом. Новости, которые подаются в СМИ, свидетельствуют о том, что корабль находится в удовлетворительном техническом состоянии. Плановый ремонт корабля планируется провести в период до 2020 года, однако эта дата стоит под вопросом, ввиду отсутствия четкого определения места подобных кораблей в новой морской стратегии развития современного флота.

Похожие публикации