Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Рассматривание комнатных растений в средней группе. Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с природой «Мир комнатных растений». Дети читают стихи

НАШ НОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ДРУГ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым растением – Бальзамином. Дать его бытовые названия (Огонек, Ванька мокрый). Учить детей описывать растение, отмечая при этом его характерные признаки. Учить рассматривать растение в определенной последовательности, работать с сенсорными эталонами и графическими моделями. Развивать речь. Закрепить счет, знание геометрических фигур. Формировать интерес и заботливое отношение к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Фотография нового комнатного растения и записка, комнатные растения за пределами группы. Сенсорные эталоны поверхности (гладкая, бархатистая), формы (овал, круг, треугольник), края листа (ровного, не ровного), эталоны цвета (розовый, красный)

ХОД: Перед занятием педагог незаметно кладет конверт с фотографией нового растения и запиской под горшок с любым цветком. Предлагает навестить одного из зеленых друзей. Называет знакомое детям растение, дети находят его. Под ним конверт – письмо от Дюймовочки, в котором она сообщает, что дарит новый цветок (на фото, название). Предлагает найти цветок за пределами группы (в фойе, раздевалке, где кроме данного цветка стоят другие).

Педагог вместе с детьми идут искать нового зеленого друга. По пути им встречаются другие растения (2-3), дети останавливаются около них, сравнивают их с фотографией. Находят нужный цветок, радуются, приветствуют и приглашают его в группу знакомиться.

П.: Это растение называется – Бальзамин. Так же его называют Ванька мокрый за то, что он очень любит пить воду. А за то, что у цветка такие красивые яркие цветы иногда его называют Огонек. Покажите, где цветки у Бальзамина? Какие они по величине? Выберите среди цветных карандашей такие, которые по цвету напоминают цветки бальзамина. Так какого же цвета цветки Бальзамина: красного или розового? (Если дети называют цветки красными, педагог уточняет их окраску и вводит в активный словарь детей название оттенков: розовый, ярко-розовый. Для этого дети сравнивают цвет красного карандаша с окраской цветка Бальзамина.)П.: В чем растет наш новый цветок? (в горшке, в земле) Что у цветка находится в горшке, в земле? (в земле находятся корни

Педагог показывает черенок Бальзамина с корнями.

П.: В земле у Огонька корни, как и у всех других растений: фикуса, герани, березы. Корни удерживают растения в земле, а еще корнями они пьют воду из почвы. Мы тоже с вами пьем воду Чем? Чем пьет воду Бальзамин? (мы пьем воду ртом, а Бальзамин пьет воду корнями)

П.: Верно, а какой по форме стебель у Бальзамина? (прямой) Покажите на карточке. Что еще вы можете сказать о стебле? Какого он цвета? (стебель зеленый) А что располагается на стебле? (на стебле есть веточки, листья, цветки) Найдите и сосчитайте веточки (счет) Сколько листьев у Бальзамина? (Много) А цветочков? (мало) Какого цвета листья у цветка? (листья зеленого цвета) А какой они формы? Выберите из геометрических фигур (модели) ту, которая больше всего подходит к листу бальзамина. (Дети выбирают овал) У Бальзамина листья действительно похожи на овал (повторить название геометрической фигуры с детьми) А какой величины листья? Крупные или мелкие, большие или маленькие? Сравните, что больше: ваши ладошки или листья Бальзамина?

Дети сравнивают, и выясняют, что лист Бальзамина маленький, меньше ладошки.
П.: Осторожно погладьте листочки цветка пальчиками. Какая поверхность у листьев: гладкая или шершавая? Подберите нужную тряпочку или лист бумаги, у которой такая же поверхность.
Дети выбирают и объясняют свой выбор. (Тряпочки или бумага гладкие, как лист цветка, пальцы по нему легко скользят, ни за что не цепляются.)

Педагог обобщает полученные детьми знания о листе Бальзамина: «Он зеленый, гладкий, овальный» Дети повторяют описание, используя модель.

П.: Где же будет жить наш новый зеленый друг?

Дети вместе с воспитателем определяют место расположения Бальзамина в уголке природы. Уточняют, как будут за ним ухаживать.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ НОВОГО КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с новым комнатным растением (хлорофитумом, кливией). Отметить характерные особенности цветка. Учить рисовать с натуры, передавать в рисунке характерные особенности растения (строение, направление стеблей, листьев, форму цветочного горшка). Закреплять навыки рисования кистью и красками, учить располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать интерес к комнатным растениям.

МАТЕРИАЛ: Дюймовочка, комнатное растение, игрушки-заместители фотоаппаратов, краски, бумага, образец.

ХОД: Дюймовочка приносит ребятам новое комнатное растение – хлорофитум. Дети рассматривают его. Педагог предлагает найти похожие растения в уголке природы (Зеферантес, кливия). Дети вместе с педагогом описывают растение, выделяя его характерные особенности (нет стебля, длинные узкие листья, их много) Сравнивают листья хлорофитумаи зеферантеса (или кливии). Педагог говорит о пользе данного растения для человека – оно очищает воздух.

Педагог предлагает сфотографировать растение и сделать фотографии цветка. Имитирует фотографирование и показывает свой образец рисунка. Дети сравнивают образец рисунка и само растение. Обращает внимание на форму горшка, расположение на листе.
Далее следует показ с комментарием последовательности и способов рисования растения.
Педагог предлагает детям сфотографировать растение (используя игрушки-заместители) и нарисовать фотографию. (Дети встают и фотографируют растение с удобной позиции)
После рисования выбираются самые точные фотографии, отмечаются самый лучший фотограф.
Педагог предлагает поставить растение в уголок природы, уточняет с детьми, как будут за ним ухаживать.

СРАВНЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ

(с элементами ФЭМП)

ЦЕЛЬ: Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая при этом различия и сходства между ними, и наиболее характерные признаки внешнего вида. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения (сравнивать по величине, форме листа, размеру). Формировать умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Развивать речь, учить составлять описательные рассказы, опираясь на карту-модель.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения (бальзамин и герань), графические модели, отражающие характерные признаки внешнего вида цветка, для составления рассказа о комнатном растении, карты модели (по типу карточки лото) с изображением растений, полоски цветной бумаги

ХОД: На столе стоят два растения - бальзамин и герань.

П.: Что стоит у меня на столе? (комнатные растения). Как они называются? Чем нравятся бальзамин и герань? (они очень красиво цветут). Что есть у каждого из этих растений? (стебель, листья…). Сколько стеблей у бальзамина? У герани? Посчитайте. (У герани один стебель, а у бальзамина четыре). Отложите слева столько полосок бумаги, сколько стеблей у бальзамина, а справа, – сколько стеблей у герани. У какого растения стеблей больше и на сколько? Как это можно определить?
(Дети берут по одной полоске слева и справа и считают, сколько осталось справа.Могут выложить полоски одни под другими). Выставляется картинка-модель строения стебля растения.
П.: Какого цвета стебли герани и бальзамина? (У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани стебель снизу темный, а выше зеленый.) Что находится на стебле? (На стебле находятся листья, цветки, бутоны, веточки.) Сравните по форме листья герани и бальзамина. Обведите их пальчиками. (У бальзамина овальные листочки с острым концом, а у герани листочки круглые.) лист бальзамина похож на огурец (яйцо) – он овальный, лист герани похож на круг (зонтик). Выбирается модель, заполняется карточка моделями формы листьев.

Как определить, какая поверхность у листочков? (Надо осторожно погладить листья пальчиком.)
Дети гладят листья, определяют какая поверхность у листьев герани и бальзамина. Педагог предлагает рассмотреть лист герани в лупу.

П.: Лист герани покрыт маленькими волосками, поэтому он шершавый, пушистый. Выбирают соответствующую картинку-модель. (У герани лист шершавый, а у бальзамина лист гладкий.)
Посмотрите внимательно на края листьев герани и бальзамина. Потрогайте их осторожно, обведите пальчиком. Пальчик скользит или цепляется? (Пальчик цепляется, края листьев растений неровные.)
А чем все-таки отличаются края листьев бальзамина и герани?
Педагог вместе с детьми уточняет форму края листа у герани (волнистый) и бальзамина (зубчиками). Выбирается соответствующая модель-картинка.

П.: Понюхайте растения и определите, у какого цветка листья имеют запах.Дети осторожно трогают листочки, принюхиваются, определяют, что листья герани имеют запах (модель).П.: Сравните цветки герани и бальзамина. Посчитайте количество лепестков у цветов герани и бальзамина. Осторожно погладьте их, ощутите бархатистость и нежность лепестков. У герани пять лепестков, у бальзамина тоже пять лепестков у цветка. Чем же цветки этих растений отличаются? Они разные по цвету: у герани они красные, у бальзамина – розовые, ярко-розовые. Они разные по форме. У герани они похожи на маленькие цветочки, образующие один большой цветок – «шар», «помпончик», у бальзамина цветочки растут отдельно. Выставляется картинка-модель в карточку-описание.

Проводится физкультминутка.

Педагог обобщает знания детей, составляя описательный рассказ о растениях по заполненной карточке-модели, еще раз напоминая, что обозначает каждый символ.

Затем карточки-описания оставляются в уголке природы. В свободное время педагог индивидуально с детьми составляет описательный рассказ о знакомых растениях, опираясь на карточки-модели.

ПОМОЖЕМ ЗЕЛЕНЫМ ДРУЗЬЯМ

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к комнатным растениям, закрепить знания о строении растения, о функциональной значимости его частей. Формировать понятие, что растение – это живой организм (оно пьет, растет, питается). Продемонстрировать пересадку растения с посильным участием детей.

МАТЕРИАЛ: Комнатные растения, новая земля, тазик для старой земли, горшки, лейка, прочий инвентарь для пересадки.

ХОД: Педагог заранее готовит послание от зеленых друзей и незаметно кладет его рядом с одним из них.
П.: Посмотрите на наших зеленых друзей. (Называет комнатные растения.) Мне показалось, что наши растения немного загрустили, они о чем-то нас хотят попросить. Давайте подойдем к ним поближе, приглядимся и прислушаемся.Дети подходят к растениям и около одного из них находят послание, в котором говориться, что растениям стало голодно, а некоторым и тесно в своем горшочке. Растения просят о помощи: накормить их и пересадить. А если им никто не поможет, то они начнут болеть, увядать – и не будет тогда красивых листьев и цветов.

Педагог получает от детей согласие помочь растениям, интересуется - как они поняли их жалобу о том, что им стало голодно. (Высказывания детей)

П.: Чем можно накормить растения? Где они хранили свою пищу раньше? Ведь они не просили их покормить, значит, где-то хранили свое питание и потихоньку брали его?
Все наши растения живут в своих домиках-горшочках. Но горшочки не пустые. Что находится в них? (Ответы детей) Наши зеленые друзья обязательно должны питаться (как и дети), и питание им нужно, для того чтобы расти.

Все, что необходимо нашим зеленым друзьям, содержится в земле. Именно из земли растения берут свою пищу.

Педагог интересуется, наполнялись ли чем-нибудь цветочные горшки раньше; напоминает, что растениям всегда давали воду, их поили. А, теперь наступил такой момент (именно весной), когда растения необходимо подкармливать. А для этого надо поменять в горшочках … (землю).
Педагог сообщает, что все необходимое для пересадки и подкормки растений готово: предлагает рассмотреть землю, горшки, инвентарь для работы. В процессе рассматривания каждого предмета дети говорят, что это за предмет, каковы его внешние характеристики и детали, для чего он нужен.
Далее педагог начинает пересадку одного из растений. Все вои действия педагог комментирует, задает вопросы, предлагает оказать посильную помощь.

П.: Сначала растение надо аккуратно вынуть из горшка со старой землей. Что значит – аккуратно? Смотрите: я осторожно тяну, растение за основной стебель, но растение почему-то легко не вытаскивается. Его что-то держит.

Педагог бережно вытаскивает растение вместе с комом земли и бережно отряхивает старую землю в тазик, при этом начинают оголяться корни растения.

П.: Вот что так прочно держит растение в земле и не дает ему упасть, с помощью корней растение забирает свою пищу из земли. Именно поэтому корни растения располагаются в источнике питания и влаги – пища растений в земле, и корни в земле. Куда дальше от корней идут питательные вещества? (в стебель, листья, цветы).

Далее дети сравнивают старую и новую землю (по цвету, запаху, рыхлости и т.п.). Отмечают, что она разная.
Затем педагог просит ребенка, заполнить горшок свежей землей. Наполнив горшок примерно на одну треть, педагог опускает в горшок растение, дети помогают присыпать корни землей, слегка поливают землю, после этого насыпают еще земли, покрывая полностью корни, и снова поливают.
Все любуются выполненной работой. Педагог благодарит детей, говорит о том, что без их помощи растения могли бы погибнуть, обращает внимание на то, что сегодня они помогли только одному растению. В следующий раз надо будет помочь другим.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ .

«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача. Найти растение по названию

Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.

Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.

Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.

Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование. 4-5 растений.

Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?

«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию.

Игровые действия . Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило .Назвать растение можно только после его описания.
Оборудование. 5 – 6 растений, из них несколько названий одного семейства, но разных видов (пеларгония душистая и зональная)

Ход игры . 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.

2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т.п.)

«МАГАЗИН ЦВЕТОВ»

Дидактическая задача . Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам.
Правило . Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.
Ход игры . На столе расставляют комнатные растения так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это «Магазин цветов». Покупатели не называют растение, а только описывают его. Продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

«ГДЕ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

Дидактическая задача . Сгруппировать растения по месту произрастания, описать, сравнить их внешний вид.

Оборудование. Живые цветы разного произрастания или картинки с их изображением.
Ход игры . Дети рассматривают все предложенные растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ»

Дидактическая задача . Найти предметы по сходству.

Игровые действия . Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.
Ход игры . Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»

Дидактическая задача . Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие . Поиск спрятанной игрушки.

Правило . Нельзя подсматривать.

Оборудование . На столе расставляют 4 – 5 растений.

Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Дидактическая задача . Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)

Игровое действие . Отгадать, какого растения не стало.

Правило . Не подглядывать.

Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает: «Какого растения не стало?»

«НАЙДИ, О ЧЕМ РАССКАЖУ»

Дидактическая задача . Найти растение по описанию взрослого.
Игровые действия . Угадывание растений по загадке-описанию.
Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать.
Ход игры. 1. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в группе. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать.
При описании следует использовать общепринятые термины: форма листа, окраска цветов и т.д.
2. воспитатель предлагает одному ребенку описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу, показать и назвать его.

Цели:
— закрепить знания воспитанников о комнатных растениях;
— продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям;
— закрепить знания воспитанников об основных потребностях комнатных растений;
— закрепить навыки ухода за комнатными растениями;
— развивать память, мышление;
— воспитывать любовь к растениям, желание за ними ухаживать.

Предварительная работа: занятия, опыты, наблюдения по плану проекта, чтение художественной литературы, разгадывание загадок, дидактические игры, уход за комнатными растениями.

Материалы: игра «Что нужно растениям для роста», комнатные растения, инструменты для ухода за растениями, фартуки, магнитофон, компьютер.

Организационный момент.

Игра «Добрые ладошки».

Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй солнце! Здравствуй свет! Здравствуй добрый мой сосед!

Дети садятся на стулья.

— Ребята, нам сегодня пришло электронное письмо. Посмотрите на экран, как вы думаете от кого оно? (От Незнайки)
— Давайте посмотрим, что там написано. Незнайка приготовил для вас много разных заданий и игр. Вы готовы выполнить его задания и поиграть с ним игры?

Итак, первое задание – загадка. Слушайте внимательно.
Воздух очищают, Создают уют. На окнах зеленеют, И зимой цветут. (Комнатные растения)

— Молодцы! А почему эти растения называются комнатными? (Предположения детей).
— Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения? (Предположения детей).
— Правильно, чтобы было красиво, комнатными растениями люди украшают свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой и создают уют, но и очищают воздух от пыли. Многие растения хорошо пахнут.
— Посмотрим, что еще нам приготовил Незнайка. Это игра «Четвертый лишний». Внимание на экран.
— Молодцы! С этим заданием мы справились.

— Смотрим следующее задание – «Угадай по описанию».

Стоит мокрый Ванек, А в кудрях огонек. (Бальзамин)

Зеленый в колючках Похож на ежа. (Кактус)

Журавлиный нос Нам духи принес. (Герань)

Что за хвост пустился в рост: Не в пруду, не в речке –

На окне у печки. (Сансевьера)

Лист с горбочком, желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас В любой день и час. (Алоэ) .

— Какое интересное растение. Что вы знаете об алоэ.

Ребенок рассказывает об алоэ.

— Молодцы! Четвертое задание – игра «Что нужно растениям для роста».
Дети должны выбрать карточку с изображением того, что нужно растениям для того, чтобы он хорошо росли и цвели. Объяснить, что она означает.
— О комнатных растениях поэты написали много красивых стихотворений. Сейчас ребята нам их прочтут.

Дети читают стихи.

— Молодцы! А теперь нам пора отдохнуть.

Физкультминутка.

На окне в горшочках Поднялись цветочки, К солнцу потянулись. К солнышку листочки Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут.

Игры «Что будет, если…»

— Что будет, если растение не поставить место? (Предположения детей)
— Что будет, если растение помесить в холодное место? (Ответы детей)
— что будет, если за растением ухаживать? (Предположения детей)

Практическая часть.

— Сейчас я предлагаю вам пройти к столам. Посмотрите, сколько много красивых цветов.
— Посмотрите на растения и скажите, чем они похожи друг на друга. (Предположения детей).
— Правильно у всех растений есть листья, корень и стебель.
— А чем растения отличаются друг от друга? (Предположения детей).
— Правильно растения отличаются друг от друга формой и размером листьев, длиной стебля.
— Все растения отличаются друг от друга по внешнему виду, и ухаживать за ними тоже нужно по-разному.

Давайте вспомним, как нужно ухаживать за растениями:

1. Вода для полива растений должна быть комнатной температуры. Ее нужно приготовить заранее.
2. Если у растений большие блестящие листья, потребуется мягкая ткань. Ее нужно смочить водой и протереть поверхность листьев с обеих сторон.
3. Если у растений листья небольшого размера, их можно опрыскать из пульверизатора.
4. Растения с бархатистыми листьями, покрытые пушком, чистят с помощью мягкой кисточки.
5. Разрыхлять верхний слой земли нужно на следующий день после полива. Рыхлить нужно осторожно, возле стенок горшка, чтобы не повредить корни.

— Молодцы! Все правила мы с вами вспомнили. У каждого из вас есть свое растение, за которым вы будете ухаживать. Подумайте, какой уход нужен именно вашему растению и приступайте к работе. (Звучит музыка).
— Чтобы растения хорошо росли с ними нужно разговаривать. Что мы можем пожелать нашим растениям? (Высказывания детей).
— Молодцы! Вы хорошо потрудились и теперь наши растения будут радовать нас своей красотой.

Итог. Вам понравились игры, которые приготовил для вас Незнайка? Что больше всего вам понравилось?

Морфо – биологическая характеристика комнатных растений уголка природы в средней группе.

Фикус

Семейство тутовых. Это одно из самых распространенных комнатных растений. Первое почетное место среди различных видов фикусов занимает Фикус каучуконосный или Фикус эластика. Также очень популярны Фикус Бенджамина, Фикус лировидный, Фикус бенгальский, Фикус карликовый и др.

Все фикусы не переносят сквозняков, переувлажнения почвы и прямого солнца (фикусы пестролистных форм более светолюбивы, переносят прямое солнце, но притенение нужно в самые жаркие часы).

Зимой фикус также нуждается в свете, поэтому горшки с растениями переставляют ближе к окну. А пестролистные формы, например фикуса бенджамина могут всю зиму стоять даже на южном окне. При недостатке освещения зимой образуются слабые и искривленные побеги и листья.

Размножаются фикусы черенками. Из побега можно получить столько черенков, сколько на нем листьев. Черенок для размножения должен состоять из одного листа с неповрежденным глазком и половины нижнего междоузлия без глазка. После срезания черенка его опускают в теплую воду для прекращения выделения млечного сока. Для лучшего укоренения внизу черенка делают разрез или расщеп (у черенка с твердой древесиной крестообразно, у черенка с мягкой древесиной один надрез). Черенки лучше укоренять с почвенным подогревом и укрыв черенок полиэтиленовым пакетом.

Для всех фикусов лучше всего подойдет такая почвенная смесь - 2 части листовой, 1 часть торфяной земли и 1 часть перегноя. Фикусы не любят когда их сажают в посуду значительно большую, чем их корневая система, поэтому пересаживают их тогда, когда предположительно корни заполнят весь горшок или кадку. При этом растут довольно быстро, следовательно, почва при пересадке должна быть питательной, кроме того, весной и летом проводят удобрительные подкормки (хорошо отзываются на подкормку органическими удобрениями, хорошо подойдет для этого перепревший коровий навоз или магазинное удобрение "Исполин"). Так же фикусы можно подкармливать такими удобрениями, как "Радуга" и "Пальма". Старые экземпляры крупных фикусов пересаживают очень редко - через 5-6 лет. Но ежегодно можно заменять верхний слой земли на новый. Так же следует заменить верхний слой земли, если на нем появилась белая корка - солевой налет.

Температура: предпочтительно умеренная, не ниже 18 °С. Любят "держать ноги в тепле" - не ставьте горшок с фикусом на холодный подоконник, мраморный или кафельный пол и т.п. В комнате с температурой выше умеренной, листья начинают свисать вниз.

Освещение: Все разновидности фикуса каучуконосного предпочитают светлое место, с защитой от прямых солнечных лучей. Пестролистные формы нуждаются в более светлом и теплом месте, чем формы с темными листьями.

Полив: Умеренный, не любит переувлажнения почвы. Вода комнатной температуры, хорошо отстоянная. Подкормки удобрениями с марта по август через две недели.

Влажность воздуха: Листья необходимо регулярно протирать влажной губкой.

Пересадка: Проводят весной, тогда, когда корни оплетут весь земляной ком, молодые растения через год-два, старые через несколько лет.

Размножение: Верхушечными черенками, для лучшего укоренения с подогревом почвы и укрывании черенка полиэтиленовым пакетом.

Фуксия

Семейство ослинниковых. Родина Центральная и Южная Америка, Новая Зеландия. Это вечно зеленые кустарники, которых в природе насчитывается около 100 видов.

Фуксия изящная Fuchsia gracilis - кустарник с красноватыми стеблями. Листья супротивные овально-ланцетной формы, 4-5 см длиной, заостренные на конце и слегка зубчатые по краю. Цветки поникающие на длинных цветоножках. Плоды - черные ягоды. Цветение начинается весной, причем цветки фуксии недолговечны, но довольно многочисленны и цветение при благоприятных условиях обильное.

В культуре существует и продолжает появляться множество разных сортов фуксий, которые затруднительно все описать. Фуксии отличаются формой и строением цветков - простые, махровые, полумахровые и их цветовой гаммой - белые, розовые, красные, пурпурные, фиолетовые и т.д. К сожалению, фуксия довольно недолговечное растение, так как очень требовательна к температурным условиям и по окончании цветения начинает сбрасывать листья.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная в течение всего года, при температуре выше 18-20°С, фуксия сбрасывает цветки и листья, вплоть до гибели растения. Зимой не ниже 6°С, фуксии предпочитают прохладную перезимовку при температуре 8-10 °С.

Освещение: Фуксия очень светолюбива, при этом свет должен быть рассеянным, от прямых солнечных лучей фуксия может получить ожоги. Хорошо фуксия будет расти на восточных окнах.

Полив: Летом обильный, почва должна быть все время слегка влажноватой. Зимой полив умеренный или ограниченный, в зависимости от температуры. При недостаточном поливе фуксия сбрасывает бутоны и цветки.

Удобрение: С марта по сентябрь фуксию подкармливают минеральным удобрением для цветущих комнатных растений.

Влажность воздуха: Летом фуксию периодически опрыскивают. В жаркие летние дни можно разместить растение на поддоне с мокрой галькой.

Пересадка: Ежегодно весной. Почва - 3 части глинисто-дерновой и 2 части торфяной земли с добавлением 1 части песка. В горшке или кадке лучше сделать дренаж.

Размножение: Стеблевыми черенками весной или летом, которые укореняют с применением стимуляторов корнеобразования (гетероауксин, корневин).

Бегония вечноцветущая

Семейство бегониевых. Существует много видов бегоний и все они по-своему прекрасны. Среди бегоний есть как декоративно-лиственные, так и декоративно-цветущие виды. Бегонии это красивые комнатные растения с сочными листьями, имеющими несколько кособокую форму. На цветоножках имеются как мужские, так и женские цветки. У женских цветков над лепестками образуется трехгранная семенная коробочка. Большинство бегоний цветут все лето, однако при создании им хороших условий, они могут цвести и осенью, и даже зимой. Все бегонии делят на две основные группы: бегонии декоративно-лиственные и бегонии декоративно-цветущие.

Бегонии декоративно-цветущие

Ценятся за красоту и обильность своих цветков. Среди декоративно-цветущих бегоний есть вечнозеленые растения, которые можно содержать в комнатных условиях в течении всего года, например, бегония вечноцветущая. Одними из самых эффектных цветущих бегоний являются клубневые бегонии, это горшечные культуры, такие как например, гибриды бегонии Лоррен и гибриды бегонии Элатиор. Эти растения после цветения заканчивают свой срок выращивания и их, как правило, выбрасывают. Цветут клубневые бегонии летом и осенью (при хорошем уходе с весны по декабрь), на зиму они теряют листья. Осенью, когда клубневые бегонии начинают переходить в состояние покоя, полив сокращают, а после опадания листьев прекращают совсем. Клубни освобождают от земли и хранят в ящиках в песке, в прохладном помещении. При зимовке клубней в комнате, в горшках, их время от времени поливают, но, не допуская сырости.

Уход за декоративно-цветущими бегониями

Температура: Умеренная, температура выше 20°С нежелательна для этих бегоний. Зимняя температура около 17-18°С, но не ниже 15°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой от прямых солнечных лучей в жаркое время дня. Во время цветения бегонии должны стоять на окнах не скученно, так чтобы один цветок не загораживал другой. Для сохранения правильного роста их периодически поворачивают на окнах.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем и пересыхания земляного кома. Вода должна быть мягкой, отстоянной. Клубневые горшечные бегонии зимой не поливают, хранят в сухом торфяном субстрате.

Влажность воздуха: Бегонии любят высокую влажность воздуха, но не терпят опрыскивания. Практика показала, что практически все виды бегоний на попадание влаги на листья реагируют появлением коричневых пятен. Поэтому, в жаркую сухую погоду можно поместить горшки с бегониями на поднос или ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ранней весной клубни сажают в свежую землю. Корневищные бегонии пересаживают по необходимости, когда горшок станет уже тесноват. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. При этом землю засыпают не доверху, чтобы потом, когда образуются дополнительные корни, можно было бы досыпать земли. Растения помещают на солнечное окно, и они быстро покрываются новыми листьями, а примерно через 40-50 дней появляются бутоны.

Удобрение: Декоративно-цветущие бегонии полезно удобрять с момента формирования цветочных бутонов жидким комплексным удобрением для цветущих комнатных растений 1 раз в две недели. Не используйте азотистые удобрения для декоративно-лиственных растений, так как это приведет к росту листьев и подавлению цветения.

Размножение: Размножают стеблевыми черенками и семенами. Клубневые бегонии кроме этого размножаются делением пророщенных клубней. Клубень разрезается пополам, так, что бы каждая часть имела ростки и корни, срезы на клубне присыпаются углем или серой. Сажают клубеньки так, что бы его верхушка не много возвышалась над уровнем почвы.

Уход за декоративно-лиственными бегониями

Температура: Умеренная, оптимально 18-20°С, зимой не ниже 16°С. Гибриды бегонии королевской предпочитают температуру чуть выше оптимально 22-25°С.

Освещение: Яркое освещение, с обязательной защитой прямых солнечных лучей. Желательно чтобы освещение было равномерным круглый год. Для этого летом бегонии несколько отодвигают от окна (но место должно быть очень светлым), а зимой придвигают как можно ближе к окну.

Полив: Весной и летом обильный, но не заливать, т.к. бегонии не любят застоя воды, как впрочем, и пересыхания земляного кома. Зимой полив умеренный, в пасмурные, хмурые дни, когда очень мало света полив прекращают совсем. Поливают бегонии очень осторожно, так чтобы струя воды не попадала на листья, иначе на них остаются бурые пятна. Вода должна быть мягкой, отстоянной. В период с октября по март бегонии поливают более умеренно. С марта по октябрь проводят подкормку удобрениями 1 раз в неделю, используя для этого жидкие комплексные удобрения для декоративно-лиственных растений.

Влажность воздуха: Бегонии требуют высокой влажности воздуха. Но кустовые бегонии, в большинстве своем с пушением листьев не переносят попадания воды на листья, поэтому можно поместить горшки с бегониями на поднос, или в ящик с мокрым торфом или мхом.

Пересадка: Ежегодно или через год, весной. В тесном горшке листья бегоний бледнеют и теряют свою декоративность. Почва питательная - смесь перегнойной, листовой и дерновой земли с добавлением небольшого количества хвойной земли и речного песка. Бегонии предпочитают почвы, имеющие слабо кислую реакцию, когда рН = 5,5 - 6,5. После пересадки растения обрезают.

Размножение: Стеблевыми черенками, листьями, частью листа, делением и семенами. Стебли разрезают на кусочки по 2 см длиной и укладывают для укоренения в плошки, желательно с почвенным подогревом.

Бальзамин («огонек»)

Семейство бальзаминовых. Родина бальзамина - тропическая и субтропическая Азия и Африка. В природе известно более 500 видов этих травянистых, кустовидных растений. В переводе с латинского impatiens переводится как "не переносящий", поэтому Бальзамин получил название недотрога. Связано это с тем, что созревшие плоды этого растения при малейшем прикосновении к ним раскрываются и из них разлетаются семена.

Бальзамин имеет много названий. В народе его называют Лиззи хлопотунья или Ванька мокрый. Первое название появилось в связи со способностью этого растения цвести практически круглый год. Ванькой мокрым бальзамин окрестили за его влаголюбие, при недостатке влажности в почве у растения сразу поникают стебли и листья.

Импатиенс Валлера Impatiens walleriana - до 55-60 см высотой, с прямостоячими сочными стеблями. Листья очередно расположенные, широкоовальной формы, заостренные на конце, светло-зеленого цвета и мелкозубчатые по краю. Листья до 10 см длиной, цветки около 4см диаметром одиночные или в малоцветковых соцветиях с длинными цветоножками. Цветки могут быть красными, розовыми, белыми, красновато-оранжевыми или красно-белые. Этот вид является исходным для множества гибридов и сортов, которые могут иметь разную окраску листьев, цвет и строение цветка (простые или махровые, одно или двухцветные).

Импатиенс Петерса Impatiens petersiana - от 60 см и выше, с прямостоячими красными стеблями. Отличается быстрым ростом. Листья ланцетной формы, пурпурно-красной окраски, мелкозубчатые по краю, на длинных черешках.

Импатиенс линейнолистный Impatiens linearifolia - быстрорастущие растения, размеры куста до 1 м, с прямостоячими красноватыми стеблями. Листья узко овальной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа зеленая с широкой кремовой полосой по центру и красноватой центральной жилкой.

Импатиенс Холста Impatiens holstii - от 60 см и выше, с прямостоячими стеблями. Листья яйцевидной формы, заостренные на конце, мелкозубчатые по краю. Поверхность листа коричневато-зеленая.

У всех выше перечисленных видов, цветки могут быть самых разнообразных цветов и окрасок, белые, розовые, красные, фиолетовые, белые, лиловые, сиреневые, пурпурные, однотонные или двухцветные, простые или махровые.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА:

Температура: Умеренная, зимой

не ниже 12 °С. Для цветения зимой температура нужна не ниже 15 °С.

Освещение: Светолюбиво, но летом от прямых солнечных лучей нужно притенять.

Для цветения зимой необходимы несколько часов прямого солнечного света ежедневно.

Полив: Обильный, почва всегда должна оставаться влажной. Зимой полив уменьшают.

Влажность воздуха: Время от времени листья полезно опрыскивать, избегая попадания воды на цветки.

Пересадка: Хорошо цветет только в том случае, когда корни заполняют горшок.

При необходимости пересаживают весной.

Размножение: Стеблевыми черенками в любое время года или семенами весной.

Китайский розан

Семейство мальвовых. Вечнозеленый кустарник, в домашних условиях от 70 до 1,2 м высотой. Довольно легко зацветает при хорошем уходе крупными, до 12 см в диаметре цветками. Цветение может быть очень обильным и долгим - с весны до осени, хотя цветки не держатся долго - около двух дней. Цветки бывают разных оттенков - оранжевые, желтые красные, розовые или белые, а так же разной формы - простые или махровые. Есть сорта с пестрыми листьями. На лето растение лучше вынести в сад, но место должно быть защищенным от ветра и немного притемненным.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Гибискус довольно теплолюбив. Летом содержат при температуре около 20-25°С. Зимой при 15-20 °С, минимум 13°С.

Освещение: Светолюбиво, предпочитает яркий рассеянный свет, с небольшим количеством солнечных лучей. Зимой нужно светлое помещение. Лучшее место для гибискуса на восточном или западном окне. На южном окне понадобится притенение в самые жаркие часы дня.

Полив: Обильный с весны до осени. Почва должна быть все время влажной. Зимой умеренный. Избегайте переувлажнения или пересушки земляного кома. Не поливайте холодной водой.

Удобрение: С апреля по август гибискус подкармливают специальными комплексными удобрениями для цветущих комнатных растений, через каждые 3 недели. Можно использовать "Радугу", "Идеал" и т.п.

Влажность воздуха: Регулярно опрыскивают.

Пересадка: Почва - 1 часть дерновой, 1 часть листовой, 1 часть торфяной земли, 1 часть песка. Пересадка в марте - апреле. Обрезают после пересадки. А летом можно неоднократно прищипывать. Посуда предпочтительна просторная. Весной растение укорачивают, и пересаживают в свежую землю.

Размножение: Стеблевыми черенками, которые лучше укоренять в июле-августе.

Аспарагус

Семейство аспарагусовых. Родина тропические и субтропические районы Старого Света. Делится на полу-вьющиеся виды - аспарагус перистый и ампельные виды - аспарагус Шпренгери. Как комнатные растения распространены похожие на папоротники аспарагусы с шиловидными "листьями". Аспарагус перистый Asparagus plumossus - компактное растение с изящными, раскидистыми в молодом возрасте ветвями, которые со временем оголяются внизу. Самый маленький сорт Asparagus plumossus Nanus. У Аспарагуса Шпренгера Asparagus densiflorus sprengery свисающие побеги с ярко-зелеными "листьями" и красные ягоды. Менее распространен, но более декоративен Аспарагус Мейера Asparagus meueri. Прямые и жесткие, густоопушенные "листьями" побеги достигают 40-55см в длину и эффектно оттеняют в композициях растения с крупными листьями. Аспарагус серповидный Asparagus falcatus совсем не похож на папоротник. У него большие сердцевидные "листья" и достигающие одного метра в длину колючие стебли. Аспарагус спаржевидный Asparagus asparagoides представляет собой ветвистый кустарник со стелющимися стеблями, которые достигают 1,7м в длину. Два распространенных аспарагуса - перистый и густоцветковый ценят за изящные ажурные ветви. Несмотря на распространенное мнение, они не относятся к папоротникам, а их шелковидные "листья" на самом деле - видоизмененные стебли.

В целом аспарагус - неприхотливое растение.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Умеренная или прохладная, для большинства аспарагусов около 15-18°C. Зимний минимум 10°C, идеально 10-14°C.

Освещение: Светолюбиво, лучшее место подоконник северо-восточного или северо-западного окна. Если растение помещено в комнате, за тюлевой занавеской, то его место около восточного или западного окна; если окно южное, то в комнате на некотором расстоянии от окна. Зимой нужно больше рассеянного света, растения переставляют ближе к окну.

Полив: Зимой (с ноября по февраль) полив умеренный, с весной его увеличивают. Летом можно оставлять в поддонах воду.

Влажность воздуха: Любит влажный воздух, иногда аспарагус не зацветает только от того, что слишком сухой воздух. Если растение стоит близко к батарее центрального отопления или камину, то мелкие листочки начинают желтеть и осыпаться, и опрыскивание тут не поможет, придется переставить растение подальше от источника жаркого воздуха.

Пересадка: Аспарагус требует просторной посуды и легкой питательной почвы из листовой, парниковой и глинисто-дерновой земли с песком. Молодые растения пересаживают ежегодно весной, старые раз в 2-3 года. При пересадке не следует без необходимости повреждать корневой системы, но если корни разрослись очень буйно, то нужно аккуратно оборвать клубеньки руками, так, чтобы корневая система уменьшилась раза в три. В период активного роста проводят удобрительные подкормки.

Размножение: Посевом (март-апрель) семян, которые легко вызревают и делением куста. При делении растение осторожно выбивают из горшка. Делят на 3-4 части так, чтобы каждая имела хотя бы один надземный побег. Удобрительные еженедельные поливки летом способствуют сильному росту и обильному цветению. Старые растения с подсохшими побегами лучше всего омолодить делением корневища, предварительно проведя обрезку.

Аспидистра

Семейство лилейных. Родина Япония. В природе распространено 8 видов. В культуре выращивают Аспидистру высокую Aspidistra elatior - многолетнее травянистое растение. У нее подземное ползучее корневище, глянцевидные листья на длинных черешках широкоовальной или ланцетной формы, около 50 см длиной и 15 см шириной. В основании листа можно увидеть 1 или 2 редуцированных листа обхватывающих черешок. Цветки мелкие, пурпурного цвета, появляются под листьями на коротких ножках.

СОВЕТЫ ПО УХОДУ

Температура: Хорошо развивается в умеренных условиях. Зимой требует прохлады, лучше не выше 15°C, оптимальная температура 10-12 °C, минимум 5 °C. При содержании зимой при температуре выше 20°C требуется регулярное опрыскивание.

Освещение: Летом притенение от прямых солнечных лучей, легкая полутень. Зимой аспидистре нужно хорошее освещение.

Полив: Обильный с весны до осени, зимой умеренный или редкий, в зависимости от температуры.

Удобрение: С апреля по сентябрь через каждые две недели подкармливают специальным жидким удобрением для комнатных растений.

Влажность воздуха: Аспидистра переносит сухой воздух, только если не слишком жирко. Однако регулярное опрыскивание и обмывание листьев только благоприятно сказываются на растении.

Пересадка: Так как аспидистра плохо переносит пересадку, то пересаживают ее по необходимости - через 3-4 года, весной. Почва - смесь дерновой земли (2 части), листовой (1 часть), перегнойной (1 часть), торфяной (1 часть) и песка (1часть).

Размножение: Весной, делением куста при пересадке. Аспидистру можно размножать и листом, по особой технологии. Она заключается в том, что у аспидистры срезают здоровый лист без черешка, так, чтобы был сохранен толстый мясистый наплыв в основании листа (образованный редуцированными листьями на подобии влагалища). Затем срез листа подсушивают и помещают в бутылку с водой (бутылка с широким горлышком, как кефирная). Бутылку закрывают крышкой и замазывают пластилином, чтобы туда не попадал воздух. Бутылку помещают в теплое и светлое место. Когда на срезе листа появятся корешки, его вынимают и сажают в рыхлую (лучше листовую) почву и накрывают банкой или помещают в комнатную тепличку. Если корни не появились, а конец листа начал портится и загнивать, то можно срезать его до здоровой ткани (только в месте утолщения листа) и в чистой воде снова помещают в бутылку.

Душистая герань

Семейство: Гераниевые, Geraniaceae.

Происхождение: Южная Африка, некоторые виды из Средиземноморья.

Время цветения: Май-октябрь, некоторые виды круглогодично.

Род пеларгоний (герань) охватывает около 250 видов. Со временем в нем вычленились пять больших групп: декоративно-лиственные; душистые; благородные или английские; плющелистные, или балконная герань; зональные или стоячая герань. Пеларгония душистая обладает целебными свойствами.

Освещение: Светлое и солнечное.

Полив: Обильный, по мере подсыхания почвы. Переувлажнения следует избегать. Зимой полив реже. В период роста еженедельная подкормка.

Температура: Умеренная, летом желательно на открытом воздухе. Зимой не ниже 10 °C.

Размножение: Черенками.

Вредители, болезни: Белохвостка, тля; зональные или "стоячая герань" - тля, паутинный клещ, серая гниль, "ржавчина"

  1. Фикус
  2. Фуксия
  3. Бегония вечноцветущая и крапчатая
  4. Бальзамин (огонек)
  5. Китайский розан
  6. Аспарагус
  7. Аспидистра
  8. Герань душистая

Конспект занятия в средней группе «Мир растений»

Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский д/с № 3 комбинированного вида» Шагарова Н.Н.

Программные задачи:

Закреплять трудовой навык ухода за комнатными растениями (протирать широкие листья влажной салфеткой).

Способствовать развитию аналитического мышления, умения делать простейшие выводы.

▪ продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

▪ подвести детей к пониманию того, что растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;

▪ учить детей находить растение по перечисленным признакам;

▪ закрепить знания об основных потребностях растений;

▪ воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

✓ комнатные растения цикламен, фиалка и т.д.;

✓ картинки с изображением стадий роста и развития цикламена;

✓ карточки-схемы с изображением предметов и действий, необходимых для роста и развития комнатных растений;

✓ картинки с изображением комнатных растений группы и одуванчика.

Предварительная работа:

➣ наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

➣ рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;

➣ уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);

Дидактические игры:

❖ «Угадай растение по описанию»

❖ «Найди растение по названию»

❖ «Чего не стало?»

❖ «Найди такое же растение»

❖ «Что растениям необходимо для роста?»

Ход занятия:

Ребята, послушайте, пожалуйста, загадку:

Белый снежок,

Солнце светлит

Деревья растут

Птицы поют

О чем эта загадка?

О природе

А все что нас окружает, что это?

Природа

А какая бывает природа?

Природа бывает живая и неживая

Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки, что это? (дерево, кошка, цветок, рыбы, птица, человек, солнце, облако, камни, вода. Работа в компьютере и фланелеграфе).

Итог: Все что дышит, питается, растет – это живая природа.

А что не дышит, не растет – это неживая природа.

Сегодня мы поговорим о живой природе.

Стук в дверь: Прилетает сорока и стрекочет:

Тра-та-та-та-та-та-та – 3 раза

Сорока, что случилось? Что стрекочешь? Какую нам весть принесла?

Загадку отгадать:

Без рук, без ног, подвигается

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет.

Что это такое?

Это растение.

Как растение двигается, ведь у него ни рук, ни ног нет? (растет, поворачивается к свету)

Как дышит растение? (через листья, корни)

Как пьет и ест? Так же как и мы? (корнями)

Правильно, ребята, именно корни кормят растение.

А где же хранится пища для растения? (в земле, почве)

Растения питаются совсем не так как мы с вами, и хранить свое питание в холодильниках они не могут. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

Растения двигаются, дышат, питаются. Значит, про них можно сказать, что они такие же живые существа, как и мы с вами.

Ребята, сорока полетела в лес, наверное, нас приглашает

Представьте, ребята, представьте, что мы в лесу. В лесу растут деревья, кусты, ягоды, грибы.

Давайте попробуем узнать, какую же пользу приносят человеку и всему живому, что нас окружает. Я вам хочу открыть маленький секрет, приготовьте ушки и мы узнаем о чем шепчут нам растения…

Посмотрите, а вот листочки (клен, береза, дуб) Игра с листочками.

Деревья нам дают кислород, которым мы дышим. Какой чистый воздух в лесу, давайте подышим.

Деревья и кустарники в лесу могут накормить и людей и животных, они дарят: дикие яблоки, ягоды – малину, бруснику и др. У сосны есть шишки, у дуба – желуди, ими питаются белки, дятлы.

А вот и полянка. Что на ней растет?

На ней растут грибы, ягоды.

_ Физкультурная минутка:

К солнцу лепесточки

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнцу лепесточки

Повернут цветочки.

Развернут в бутоны,

В солнышке утонут

Она прилетела в поле и рядом огород.

Скажите, а что растет в поле?

Травы, ягоды,цветы.

А в огороде?

Овощи.

Правильно. Давайте попробуем отгадать какие травы и растения у нас в коробочках (Дыхательная гимнастика, исследовательская деятельность: нюхаем укроп, петрушку, иван чай, мелису, мяту, чеснок). Вот сколько у нас разных растений растет.

Ой, а сорока опять куда-то полетела. Куда?

К нашей группе

А, какое сейчас время года? Какие деревья стоят на участке? Есть ли трава? (Ответы детей)

Дети, сейчас зима. На улице холодно. Идет снег. Деревья и кусты стоят голые, а травки нет. У нас в группе тепло и много комнатных растений, которые напоминают нам о лете.- А вы видели такие же растения на улице зимой? (нет).

Загадка:

«Встречаешь ты их везде,

И на клумбе и в горшке,

И в парке, и в саду

И даже на пруду.

Поднимут настроение

Зеленые…. (растения).

Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их называют комнатные растения.

Обратите внимание на знакомые нам комнатные растения. - Как называется это растение? какой формы листья? Какого цвета листья? А у фиалки есть стебель? (нет) У фиалки от корня сразу идут листья (показать).

За комнатными растениями нужно ухаживать.

Дети, теперь вы поможете мне полить и протереть листья у наших комнатных растений (дети подходят к заранее подготовленным комнатным растениям).

Что это? - лейки. Как мы поливаем комнатные растения? Возьмите их и осторожно полейте воду по краю горшка. Листья у растений тоже дышат, поэтому их следует протирать влажной салфеткой. Ребёнок показывает – одеть фартук, тряпочку отжать, взять влажную салфетку в правую руку, а в левую руку положите листок и осторожно протрите его салфеткой.

Дети я познакомлю вас ещё с одним видом ухаживания за растениями – рыхление. Рыхлить землю надо: у краёв глубже, а ближе к корню концом палочки (воспитатель рыхлит землю). Вот мы полили, помыли листья, прорыхлили землю у комнатных растений.

1. Умелые руки - не знают скуки

2. «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»

3. «Кончил дело - гуляй смело!

«Ой, какие красивые и ухоженные стали растения. Теперь я уверена, что им у вас будет очень хорошо».

Дети, вам понравилось ухаживать за комнатными растениями? Что нового вы узнали? Как мы трудились?

«Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно,

Где зимою – лето,

Где цветов полно».









Мероприятия 1задача: 1.Рассматривание демонстрационного материала: картины и плакаты из серии «Комнатные растения» 2.Наблюдение за растениями в д/с 3.Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Огонек», А. Латулина «Комнатные цветы», Б.Заходер «Алоэ», М.Марусин «Фикус». 4.Продуктивная деятельность: «Раскраски», «Лепим любимый цветок», «Цветы нашей группы»(конструирование из бумаги) 5.Проведение целевых прогулок в другие группы д/с 6.Игры: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» 7.Беседа – рассуждение 8.Картотека загадок о комнатных растениях 9.Просмотр слайдовых презентаций: «Комнатные растения в детском саду», «Цветы»


Мероприятия 2 задача: 1.Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями 2. Оформление пособия «Растения нашей группы» 3. Составление и заучивание совместно с детьми рассказа о любимом растении группы 4. Привлечь родителей к уходу и разведению растений в группе 5. Размещение на сайте ГБОУ информации по данной проблеме 6. Оформление папок передвижек


Мероприятия 3 задача 1.Изготовление д/и «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Магазин цветов», «Помощники» 2.Изготовление пособия «Работа с комнатными растениями» 3.Изготовление картотеки «Комнатные растения» 4.Изготовление фотоальбома «Растения нашей группы»


Чтение художественной литературы Загадки, стихи, Самостоятельное составление рассказов о растении Труд: помощь взрослому в поливе, рыхлении, опрыскивании, протирании и т.д.; поручения по уходу за растениями Художественное творчество Лепка герани, рисование кактуса, раскрашивание готовых силуэтов цветов Здоровье беседа о лечебных растениях, д/и «Чем полезен этот цветок?»; Психогимнастика: «Я растение» Физическая культура П/и «Раз, два, три к бегонии беги» Физ.минутка «Цветок» Тренинг: «Заряд бодрости» Интеграция образовательных областей в ходе реализации проекта (формы организации) Познание Занятие: «Комнатные растения -наши друзья» Д/и, беседы, эксперименты Коммуникация Д/и «Угадай по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов»; разучивание новых слов: стебель, Алоэ, Бегония, Герань, Фиалка, Кактус.; составление рассказа о любимом цветке; ситуативные разговоры Социализация Д/и: «Собери цветок», «Что изменилось», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась матрешка», «Найди растение по названию», «Чего ни стало», «Опиши, я отгадаю», «Магазин цветов», «Помощники» Безопасность Беседа: «Ядовитые комнатные растения», «Правила ухода за растениями»










Стихи о комнатных растениях Китайской розой называют Цветок любви и страсти Взгляни на красоту его, Забудь про все напасти. Хрустит за окошком морозный денёк. Стоит на окошке цветок-огонёк. Малиновым цветом цветут лепестки, Как будто и вправду зажглись огоньки. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу! Уж очень он ярок, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож! Е.Благинина Говорят - алоэ, алоэ, - интересно, что это такое? Какое оно алоэ – алое, голубое? Доброе или злое? Маленькое или большое? Хорошее или плохое? Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ. А маминой лучшей подруге алоэ не помогло-э. И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои. На комоде у тёти Зои в горшочке росло алоэ: Зелёное, небольшое, но колючее и кривое. Б. Заходер


Загадки о комнатных растениях Чтобы солнце сквозь стекло К нам в окошко не пекло, Я повешу шторочку В белую оборочку, Не крючком плетеную Живую и зеленую. (Традесканция) Лист с горбочком-желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час. (Алоэ) Вышла балерина: Блузка, как рябина. Юбочка лиловая, лента васильковая. Ножки, как точеные, Туфли золоченые. (Фуксия) Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек. (Бальзамин) Щучий хвост В землю врос. (Сансевьера) Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каемчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)







Что нового вы узнали о комнатных растениях? (вопросы детям) 1.«Я узнала новое растение каланхоэ, если кто то порежет пальчик, то соком можно быстрее заживить рану»-Катя С. 2.«Я узнала, что спатифиллум не любит прямых солнечных лучей, лучше растет в тени»-Вика Г. 3.«Я узнал, что алоэ лекарственное растение, им можно лечить насморк»-Денис Ф. 4.«Я узнал, как правильно нужно поливать фиалки-в поддон»-Влад И.


Результаты работы проектной деятельности: 1. Повысился уровень сформированности системы знаний о комнатных растениях у детей средней группы через реализацию проекта «Комнатные растения наши - друзья». 2. Создан комплекс дидактических и словесных игр о растениях. 3. Пополнился уголок природы в группе новыми комнатными растениями 4. Разработаны конспекты НОД, экскурсий в другие группы, просмотр иллюстрированных презентаций о цветах. 5. Показана НОД «Комнатные растения - наши друзья» 6. Повысился уровень экологической культуры детей % родителей проявили активность по данной проблеме.


Литература 1.Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. 2. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. 3.Дамашева Т. Комнатные растения – спутники нашей жизни // Дошкольное воспитание. – Организация деятельности уголка природы. Средняя группа /Сост.П.Г. Федосеева. dlya-detskoj-komnaty/

Похожие публикации