Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Река Стикс. Паромщик Харон на реке Стикс. Река стикс - проклятие царства мертвых

Как называлась река мертвых через которую перевозил Харон?

  1. Стикс (по другой версии через Ахерон)
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Харон_ (мифология)
  2. Стикс - река в царстве мертвых, через которую души умерших традиционно перевозятся Хароном. Иногда она описывается как озеро или топь (болото) , как, например, в комедии Аристофана Лягушки. У Данте - это тоже грязное черное болото, в котором гневные должны драться, друг друга норовя изгрызть в клочки, а угрюмые - давиться грязью. Она появляется в картине Делакруа Данте и Вергилий, переправляющиеся через Стикс. У Гомера самая страшная клятва богов - присягать именем Стикса. В негомеровской легенде Ахилла погружали в Стикс, чтобы сделать его неуязвимым. Геродот писал о существовании ручья в Аркадии, отвесно срывающегося со скалы, его воды холодны как лед и оставляют черный след на камнях, считалось, что это воды Стикса.
    uАвтор сообщения: Miss Airam - Liveinternet.ru
    В древние времена думали, что воды его ядовиты. Арриан Флавий и Плутарх сообщают о том, что Александр Великий был отравлен водой из Стикса, присланной ему в копыте мула, хотя Павсаний не упоминает об этом факте. В композиции - герой вместе с Хароном переправляются через реку Стикс в царство мертвых.. . берег живых полон света, а на берегу мертвых герой видит кентавров, драконов, гарпий, птиц с женскими головами и других монстров преисподней.. .
    .
    СТИКС
    (автор неизвестен)
    .
    Уходят дни, уходят годы,
    Так или этак жизнь идет.
    Я приближаюсь понемногу
    К краям, где Стикс течет.
    .
    А по ночам ко мне приходит
    Татуированный святой.
    И вновь, и вновь он речь заводит
    О сладкой жизни за Рекой.
    .
    Ему угрюмо подпевают
    Жрецы низвергнутых богов -
    Кто-кто, а уж они-то знают,
    Как этот мир порой суров.
    .
    Когда-нибудь я им поддамся
    Харона взяв в проводники,
    Уеду, чтоб навек остаться
    На дальнем берегу Реки.
    .
    И где-то там, за Стиксом,
    Мертвецки трезвый, буду я
    Читать свои стихи Харону
    И рано умершим друзьям.
  3. Харон (C a r w n) персонаж греческих мифов о мире мертвых (в римском восприятии - гений подземного мира) , перевозящий на своем челне души умерших к вратам аида через протекающую в аиде подземную реку Стикс (или Ахеронт) за плату в один обол (по погребальному обряду находившийся у покойников под языком или за щекой) . Тех, у кого денег нет, Харон отталкивает веслом; он перевозит также только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле.

    Харона представляли в виде мрачного уродливого старца в рубище, с всклокоченной седой бородой. Вергилий, вопреки своему обычному стремлению внести в повествование этрусскую струю, следует образу Харона, характерному для греков, а не этрусков, которые под именем Харун изображали его на своих фресках как грозного крылатого демона смерти с вплетенными в волосы змеями и молотом в руке, который не перевозит души на челне, а добивает своим молотом умирающего и тащит его в подземный мир.

    Данте, следуя за Вергилием в описании входа в царство мертвых, изображает, однако, Харона не безобидным старцем, а бесом:

    Недвижен стал шерстистый лик ужасный,
    У лодочника сумрачной реки,
    И вкруг очей змеился пламень красный. .

    Скорее всего, это связано с посещением поэтом этрусских гробниц, фрески которых более соответствовали картине христианского ада, чем описанию Вергилия.

    Геракл, Пирифой и Тесей насильно заставили Харона перевезти их в аид.Только золотая ветвь, сорванная в роще Персефоны, открывает живому человеку путь в царство смерти. Так, показав Харону золотую ветвь, Сибилла заставила его перевезти Энея.

Столетиями человек, осознавая неизбежность смерти, задавался вопросом: а что ждет его за границей жизни? Казалось бы, мировые религии, такие как ислам и христианство, давным-давно удовлетворили это любопытство, суля грешникам муки ада, а праведникам -беззаботную жизнь в райских кущах.

Однако, согласно древним источникам, тысячелетия назад люди верили совсем в другое загробное существование, обещающее умершему увлекательные приключения, веселый отдых от земных забот и даже... шанс на возвращение в мир живых. Вот только добраться до царства теней было порой непросто.

Важная профессия - перевозчик

Из учебников истории все мы хорошо знаем, что древние народы очень трепетно относились к погребальному обряду. Иначе и быть не могло, ведь согласно многим религиям, чтобы достичь царства теней, умерший должен был преодолеть немало препятствий. Прежде всего, следовало умилостивить перевозчика, осуществлявшего переправу через реку, разделяющую миры живых и мертвых.

Практически все мифы разных времен и народов упоминают об этой странной грани миров в виде водной преграды. У славян это река Смородинка, у древних греков - Стикс, а у кельтов безбрежное море, преодолев которое, умерший достигнет прекрасного острова - Земли женщин.

Неудивительно, что и персонаж, перевозивший на своей лодке души умерших, пользовался особым уважением. Так, в Древнем Египте считалось, что даже погребенный по всем правилам человек не сможет достигнуть загробной страны вечного счастья, Полей Налу, если не умилостивит некоего безымянного старца - паромщика, перевозившего почивших через реку мертвых.

А потому заботливые родственники клали в саркофаг умершего специальные амулеты, которые впоследствии служили платой за проезд в ладье старика.

В преданиях скандинавов миры живых и мертвых разделяет страшная глубокая река с темной водой, берега которой только в одном месте соединяет золотой мост. Миновать его очень сложно, так как по переправе рыскают свирепые стаи диких собак, а сторожит его толпа злобных гигантов.

Но если дух умершего сумеет договориться с матерью великанов - ведьмой Модгуд, то проблем на пути к царству мертвых у него не будет. А вот отличившихся и павших в бою воинов на золотом мосту встречает сам Один -именно повелитель богов сопровождает героев в Валгаллу (особое место мира мертвых), где их ждет вечный пир в компании прекрасных валькирий.

Самым суровым перевозчиком душ умерших являлся Харон - герой древнегреческих мифов. С этим стариком, переправлявшим тени почивших в царство Аида через реку Стикс, нельзя было договориться и задобрить его, так как Харон свято соблюдал законы, установленные богами-олимпийцами.

За проезд в своей лодке и с великого царя, и с ничтожного раба Харон брал всего лишь один обол (мелкая медная монета), которую родные клали во время погребения покойнику в рот. Однако попасть в челн этого перевозчика было непросто - на переправу мог рассчитывать только умерший, погребенный по надлежащим правилам.

Если же родственники усопшего поскупились на пышные жертвы богам Аида, Харон гнал его прочь без всякой жалости, и бедняга был обречен на вечное скитание между мирами.

Путь к Земле женщин

Однако самая заманчивая загробная жизнь ждала древних кельтов. Сохранилось немало легенд о неведомых островах, где умерших ждала поистине райская и совсем не скучная жизнь. На острове, который в преданиях назывался Землей женщин, каждый мог подобрать занятие себе по вкусу.

Так, для храбрых воинов там устраивались блестящие турниры, дамы наслаждались обществом сладкоголосых менестрелей, выпивохи радовались рекам эля... А вот мудрые правители и друиды в этом раю не задерживались, так как им вскоре после смерти предстояло следующее воплощение - ведь их разум был нужен грядущим поколениям.

Неудивительно, что кельтские воины несколько столетий считались самыми бесстрашными и отчаянными рубаками - можно и не дорожить жизнью, если за ее порогом тебя ждет такой чудный остров.

Правда, и добраться до Земли женщин было непросто. Предание гласит, что еще тысячу лет назад на западном берегу Бретани стояло одно загадочное селение. Жителей этой деревушки освободили от всех налогов, так как мужчины селения были обременены непростой задачей -переправлять умерших на остров.

Каждую полночь жители села просыпались от громкого стука в двери и окна и шли к морю, где их ждали странные лодки, окутанные легким туманом. Эти ладьи казались пустыми, но каждая из них была погружена в воду почти до самого борта. Перевозчики садились к рулю, и челны сами по себе начинали скользить по морской глади.

Ровно через час носы лодок утыкались в песчаный берег, на котором прибывших ждали неведомые провожатые в темных плащах. Встречающие называли имена, звание и род прибывших, и ладьи быстро пустели. На это указывало то, что их борта поднимались высоко над водой, указывая так перевозчикам, что те избавились от таинственных пассажиров.

Стражи у порога

Во многих древних религиях стражами порогов загробных миров выступают... собаки, которые не только охраняют царства мертвых, но и покровительствуют душам почивших.

Древние египтяне верили, что миром умерших правит Анубис - бог с головой шакала. Именно он встречает душу, сошедшую с ладьи перевозчика, сопровождает ее на суд Осириса и присутствует при вынесении приговора.

Согласно египетским мифам, Анубис научил людей мумифицировать трупы и истинно верному обряду погребения, благодаря которому умерших ждет достойная жизнь в его владениях.

У славян умерших на тот свет провожал серый волк, ставший впоследствии знаменитым благодаря русским сказкам. Он переправлял почивших через легендарную реку Смородинку, наставляя при этом своих седоков, как правильно вести себя в царстве Прави. Согласно славянским преданиям, врата этого царства охранял огромный крылатый пес Семаргл, под охраной которого находились границы между мирами Нави, Яви и Прави.

Однако самым свирепым и неумолимым стражем мира мертвых выступает жуткий трехголовый пес Цербер, многократно воспетый в мифах древних греков. Предания гласят, что правитель царства умерших Аид как-то пожаловался своему брату Зевсу, что его владения не имеют должной охраны.

Владения владыки мертвых мрачны и безрадостны и выходов в верхний мир имеют немало, вот потому-то тени умерших того и гляди выберутся на белый свет, нарушив тем самым вечный порядок. Зевс прислушался к доводам брата и подарил тому огромного пса, слюна которого была смертельным ядом, а тело украшали шипящие змеи. Даже хвост Церберу заменял ядовитый страшный змей.

Долгие столетия безукоризненно нес Цербер свою службу, не позволяя теням умерших даже приближать к границам царства Аида. И только однажды пес ненадолго покинул свой пост, так как был побежден Гераклом и доставлен к царю Эф-рисею как подтверждение двенадцатого подвига великого героя.

Навь, Явь, Правь и Славь

В отличие от других народов, славяне верили в то, что пребывание души в мире мертвых временно, так как почившего ждет скорое перерождение среди живых - в царстве Яви.

Души, не отягощенные преступлениями, миновав границы миров, находили временное пристанище среди богов в царстве Прави, где они в неге и покое готовились к перерождению.

Люди, погибшие в бою, переносились в мир Слави. Там героев встречал сам Перун и предлагал храбрецам навеки поселиться в своих владениях - провести целую вечность в пирах и развлечениях.

А вот грешников и преступников ждало мрачное царство Нави, где их души застывали в вековом тяжелом сне, и расколдовать (отмолить) их могли только родственники, оставшиеся в мире Яви.

Отдохнувший в царстве Прави умерший человек через некоторое время вновь появлялся среди живых, но обязательно в своем роду. Славяне верили, что с момента смерти до минуты рождения проходило, как правило, два поколения, то есть почивший человек воплощался в своих правнуках. Если же род по каким-либо причинам прерывался, то все его души вынуждены были перевоплощаться в животных.

Такая же участь ждала и безответственных людей, бросивших свою семью, детей, не почитавших старших. Даже если род таких отступников креп и процветал, они все равно уже не могли рассчитывать на достойное перерождение.

Подобное наказание несли и дети, чьи родители запятнали себя грехом супружеской измены. Помня об этом, муж и жена даже не смотрели на сторону до тех пор, пока их младшему ребенку не исполнялось 24 года, вот потому-то брачные союзы славян были крепкими и дружными.

Елена ЛЯКИНА

Реки Аида Стикс и Ахеронт. - Перевозчик Харон. - Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина). - Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант. - Тройственная богиня Геката. - Богиня Немезида. - Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота. - Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона. - Бочка Данаид. - Миф об Елисейских полях (Элизиуме).

Реки Аида Стикс и Ахеронт

Согласно мифам древней Греции, на земном шаре были такие страны, где царила вечная ночь и солнце никогда не восходило над ними. В такой стране поместили древние греки вход в Тартар - подземное царство бога Аида (Плутона), царство мертвых греческой мифологии.

Царство бога Аида орошали две реки: Ахеронт и Стикс . Именем реки Стикс клялись боги, произнося клятвы. Клятвы рекой Стикс считались ненарушимыми и страшными.

Река Стикс катила свои черные волны среди безмолвной долины и девять раз огибала царство Аида.

Перевозчик Харон

Ахеронт, грязная и мутная река, охранялась перевозчиком Хароном . Мифы древней Греции описывают Харона в таком виде: в грязной одежде, с нечесаной длинной белой бородой, Харон одним веслом управляет своей лодкой, в которой перевозит тени умерших, тела которых на земле уже погребены; лишенных же погребения Харон безжалостно отталкивает, и тени эти осуждены вечно странствовать, не находя покоя (Вергилий).

Античное искусство так редко изображало перевозчика Харона, что тип Харона стал известен только благодаря поэтам. Но в средние века мрачный перевозчик Харон фигурирует на некоторых памятниках искусства. Микеланджело поместил Харона в своем знаменитом произведении «День Страшного суда», изобразив Харона перевозящим грешников.

За провоз через реку Ахеронт надо было платить перевозчику душ. Верование это так укоренилось среди древних греков, что мертвым клали в рот мелкую греческую монету обол для платы Харону. Древнегреческий писатель Лукиан насмешливо замечает: «Людям не приходило в голову, в ходу ли эта монета в подземном царстве Аида, а также они не соображали того, что лучше было бы не давать этой монеты умершим, потому что тогда их бы не захотел перевозить Харон, и они могли бы вновь вернуться к живущим».

Как только тени умерших были перевезены через Ахеронт, на другом берегу встречал их пес Аида Цербер (Кербер), обладающий тремя головами. Лай Цербера так устрашал умерших, что отнимал у них даже всякую мысль о возможности возврата туда, откуда они прибыли.

Бог Аид (Плутон) и богиня Персефона (Прозерпина)

Судьи царства Аида Минос, Эак и Радамант

Затем тени умерших должны были предстать перед богом Аидом (Плутоном), царем Тартара, и богиней Персефоной (Прозерпиной), супругой Аида. Но бог Аид (Плутон) не судил мертвых, это исполняли судьи Тартара: Минос, Эак и Радамант. По словам Платона, Эак судил европейцев, Радамант - азиатов (Радаманта всегда изображали в азиатском костюме), а Минос должен был, по повелению Зевса, судить и решать сомнительные случаи.

Прекрасно сохранившаяся живопись на одной античной вазе изображает царство Аида (Плутона). Посреди находится дом Аида. Сам бог Аид, властелин преисподней, сидит на троне, держа в руке скипетр. Подле Аида стоит Персефона (Прозерпина) с зажженным факелом в руке. Наверху, по обе стороны дома Аида, изображены праведники, а ниже: направо - Минос, Эак и Радамант, налево - Орфей играет на лире, внизу же находятся грешники, среди которых можно узнать Тантала по его фригийской одежде и Сизифа по скале, которую он катит.

Тройственная богиня Геката

Богине Персефоне (Прозерпине) не было, по мифам древней Греции, дано активной роли в царстве Аида. Богиня Тартара Геката призывала богинь мщения Фурий (Эвменид), которые схватывали и овладевали грешниками.

Богиня Геката была покровительницей волшебства и заклинаний. Богиню Гекату изображали в виде трех соединенных вместе женщин. Этим как бы аллегорически поясняется, что власть богини Гекаты распространялась на небо, землю и царство Аида.

Первоначально Геката не была богиней Аида, но она подарила Европе румяна и тем как бы вызвала восхищение и любовь Зевса (Юпитера). Ревнивая богиня Гера (Юнона) стала Гекату преследовать. Богиня Геката должна была укрыться от Геры под погребальной одеждой и тем сделалась нечистой. Зевс приказал очистить богиню Гекату в водах реки Ахеронта, и с тех пор Геката стала богиней Тартара - подземного царства Аида.

Богиня Немезида

Немезида, богиня возмездия, исполняла в царстве бога Аида почти такую же роль, как богиня Геката.

Богиня Немезида изображалась с согнутой у локтя рукой, чем намекалось на локоть - меру длины в античности: «Я, Немезида, держу локоть. Зачем, спросишь ты? Потому что я напоминаю всем, что не надо превышать меры».

Царство мертвых древнегреческого художника Полигнота

Древнегреческий автор Павсаний описывает картину художника Полигнота, изображающую царство мертвых: «Прежде всего, вы видите реку Ахеронт. Берега Ахеронта покрыты тростниками; в воде видны рыбы, но это скорее тени рыб, нежели живые рыбы. На реке лодка, в лодке гребет перевозчик Харон. Нельзя хорошенько различить, кого перевозит Харон. Но невдалеке от лодки Полигнот изобразил ту пытку, которой подвергается жестокий сын, осмелившийся поднять руку на отца: она состоит в том, что собственный отец его вечно душит. Подле этого грешника стоит нечестивец, осмелившийся грабить храмы богов; какая-то женщина смешивает яды, которые должен он вечно пить, испытывая при этом страшные мучения. В те времена люди чтили и боялись богов; поэтому художник поместил в царстве Аида нечестивца, как одного из страшнейших грешников».

Сизифов труд, муки Тантала, колесо Иксиона

Почти не сохранилось в искусстве античности изображения царства мертвых. Только из описаний античных поэтов знаем мы о некоторых грешниках и о пытках, которым они подвергались в царстве мертвых за свои преступления. Например,

  • Иксион (колесо Иксиона),
  • Сизиф (Сизифов труд),
  • Тантал (Танталовы муки),
  • дочери Даная - Данаиды (бочка Данаид).

Иксион оскорбил богиню Геру (Юнону), за что в царстве Аида был привязан змеями к колесу, которое вечно вертелось (колесо Иксиона ).

Разбойник Сизиф должен был вкатывать в царстве Аида огромную скалу на вершину горы, но лишь только скала дотрагивалась до этой вершины, как невидимая сила сбрасывала ее в долину, и несчастный грешник Сизиф, обливаясь потом, должен был вновь начинать свою трудную, бесполезную работу (Сизифов труд ).

Тантал, царь Лидии, вздумал испытать всеведение богов. Тантал пригласил богов на пир, зарезал своего родного сына Пелопса и приготовил из Пелопса кушанье, думая, что боги не узнают, какое ужасное блюдо стоит перед ними. Но только одна богиня Деметра (Церера), удрученная горем вследствие исчезновения дочери Персефоны (Прозерпины), съела нечаянно кусок плеча Пелопса. Зевс (Юпитер) приказал богу Гермесу (Меркурию) собрать куски Пелопса, соединить их вновь и оживить ребенка, а недостающее плечо Пелопса сделать из слоновой кости. Тантал за его каннибальский пир был приговорен в царстве Аида стоять по горло в воде, но - лишь только Тантал, мучимый жаждой, хотел напиться - вода уходила от него. Над головой Тантала в царстве Аида висели ветки с прекрасными плодами, но стоило Танталу, голодному, протянуть к ним руку, как они поднимались до небес (Танталовы муки ).

Бочка Данаид

Одна из самых интересных пыток в царстве Аида, которую придумало богатое воображение древних греков, - та, которой были подвергнуты дочери Даная (Данаиды).

Два брата, потомки несчастной Ио, Египет и Данай, имели: первый - пятьдесят сыновей, а второй - пятьдесят дочерей. Недовольный и возмутившийся народ, подстрекаемый сыновьями Египта, заставил Даная удалиться в Аргос, где он научил народ рыть колодцы, за что был избран царем. Вскоре в Аргос пришли сыновья его брата. Сыновья Египта стали добиваться примирения с дядей Данаем и пожелали взять его дочерей (Данаид) себе в жены. Данай, видя в этом возможность сразу отомстить своим врагам, согласился, но уговорил своих дочерей убить в брачную ночь мужей.

Все Данаиды, кроме одной, Гипермнестры, исполнили приказание Даная, принесли ему отрубленные головы мужей и похоронили их в Лерне. За это преступление Данаиды были приговорены в Аиде вечно наливать воду в бочку, не имеющую дна.

Полагают, что миф о бочке Данаид как бы намекает на то, что Данаиды олицетворяют реки и источники той страны, высыхающие там каждое лето. Античный барельеф, сохранившийся до наших дней, изображает пытку, которой подвергаются Данаиды.

Миф об Елисейских полях (Элизиуме)

Противоположностью страшному царству Аида являются Елисейские поля (Элизиум), местопребывание безгрешных.

На Елисейских полях (в Элизиуме), по описанию римского поэта Вергилия, леса вечно зеленые, поля покрыты роскошными жатвами, воздух чист и прозрачен.

Одни блаженные тени на мягкой зеленой траве Елисейских полей упражняют свою ловкость и силу в борьбе и играх; другие, ритмично ударяя палками о землю, скандируют стихи.

Орфей, играя на лире в Элизиуме, извлекает из нее гармоничные звуки. Тени также лежат под сенью лавровых деревьев и прислушиваются к веселому журчанию прозрачных источников Елисейских полей (Элизиума). Там, в этих блаженных местах, находятся тени раненых воинов, сражавшихся за отечество, жрецов, сохранивших всю жизнь целомудрие, поэтов, которых бог Аполлон вдохновлял, всех, кто посредством искусства облагораживал людей, и тех, благодеяния которых оставили память о себе, и все они увенчаны белоснежной повязкой безгрешных.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Почти все традиции имеют схожее друг с другом описание преисподней. Разницу имеют лишь детали и в основном названия. Например, в древнегреческой мифологии река, через которую переплавляют души умерших, называется Стикс. По легендам она находится в царстве Аида — бога царства мертвых. Само же название реки переводится, как чудовище, или другими словами олицетворение настоящего ужаса. Стикс имеет большое значение в подземном мире и является главным переходным пунктом между двумя мирами.

Стикс является главным переходным пунктом между двумя мирами

Согласно мифам древней Греции, река Стикс была дочерью Океана и Тефиды. Свое уважение и непоколебимый авторитет она заслужила после битвы на стороне Зевса. Ведь именно ее участие положительно повлияло на исход войны. С тех пор боги Олимпа нерушимость своей клятвы подтверждали ее именем. Если же клятва все-таки нарушалась, то девять земных лет олимпиец должен был бездыханно лежать, а после этого столько же не сметь приближаться к Олимпу. Только по прошествии этого времени нарушивший клятву бог имел право вернуться обратно. Кроме этого, водами Стикс Зевс проверял честность своих союзников. Он заставлял пить из нее, и если вдруг олимпиец был обманщиком, то тут же терял свой голос и на год застывал. Воды этой реки считались смертельно ядовитыми.

По преданию, Стикс огибает царство мертвых — Аида — девять раз и находится под защитой Харона. Именно этот строгий старец переплавляет на своей лодке души/тени умерших. Он отвозит их на другую сторону реки, откуда они уже не возвращаются назад. Однако, делает он это за отдельную плату. Для того, чтобы Харон принял тень на свою лодку, древние греки клали в рот покойному мелкую монету обол. Возможно отсюда пошла традиция при погребении тела класть рядом деньги и другие ценные при жизни вещи. Между тем, попасть на другой берег могут не все. Если близкие не погребли тело, как положено, мрачный Харон не пускает душу в лодку. Он отталкивает ее, обрекая на вечные скитания.

Если близкие не погребли тело, как положено, душе придется скитаться

Когда же лодка с душами все-таки достигала противоположного берега, их встречал адский пес — Цербер.


Река Мавронери

Часто образ реки Стикс можно встретить в искусстве. Облик паромщика реки использовали Вергилий, Сенека, Лукиан. Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада. Однако там это не вода, а грязное болото, в котором те, кто при жизни испытывал много гнева, ведут вечную драку на телах тех, кто всю жизнь прожил в скуке. Среди самых известных картин с перевозчиком душ — работа Микеланджело «День страшного суда». На ней в царство Аида увозят грешников.

Данте в «Божественной комедии» использовал реку Стикс на пятом кругу ада

Интересно и то, что в наше время аналогом реки, которая вытекала из преисподней, считают Мавронери — также известная, как «черная река». Она находится в горной части полуострова Пелопоннес, в Греции. Кстати ученые предполагают, что именно этой водой был отравлен Александр Македонский. Основывают они этот вывод на том, что в Мавронери, как и в Стикс, содержатся смертельно ядовитые для человека микроорганизмы, отравление которыми сопровождается симптомами, от которых мучился перед смертью великий полководец.

По мнению ученых, Македонский был отравлен водой Стикс

Упоминания о смертельных водах Стикс и ее сторожа есть и в других культурах. Например, египтяне приписывали обязанности перевозчика Анубису — Владыке Дуата, а у этрусков в качестве перевозчика некоторое время выступал Турмас, а затем Хару. В христианстве же преодолеть границу жизни и смерти помогает Ангел Гавриил.

Грань миров как реку, зачастую — огненную (в частности, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, ясно, что и создание, перемещающее души сквозь этот рубеж, часто воспринималось как образ лодочника-перевозчика, харон .
Река эта является Рекой забвений, и переходы сквозь нее означают не лишь переведение душ из мира живых в мир мёртвых, но и разрывы всех связей, памяти, привязанности к Надземному миру. Собственно потому то и называют её Рекой без возврата, так как не имеется более никаких аргументов для ее пересечения. Ясно, что функции Перевозчика, исполняющего эти разрывы связей, остро необходима в процессе развоплощений. Без его труда душа станет вновь и вновь приковываться к местам и людям, бесценным для нее, и, таким образом, обратится в утукку — странствующего мертвого.

Обнаруживаясь как проявление Великого Стража Порога, Перевозчик душ является необходимым участником драматичности смерти. Нужно заметить, что Перевозчик открывается, как односторонний двигатель ведь он лишь вывозит души в царство мертвых, но никогда в жизни (в исключении исключительных мифологических казусов) не может возвратить их назад.
Одними их первых, кто обнаружил нужду в этом персонаже, стали древние шумеры, у которых функции подобного провожатого исполнял Намтарру, являющийся послом царицы царства мертвых Эрешкигаль. Собственно по его приказам демоны-Галлу забирали души в царство мертвых. Нужно заметить, что Намтарру считался сыном Энлиля и Эрешкигаль, что, значит, владел достаточно высоким положением в иерархии богов.

Египтяне тоже обширно применяли образы перевозчиков в повествованиях о посмертных странствованиях души. Данную функцию, посреди других, относить за счет Анубиса — Владыка Дуата, первой доли загробного мира. Интересен союз между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир из преданий славян. Помимо этого, неспроста и Семаргл, Бог Открытых Врат, тоже изображались как образ Крылатого Пса. Образ Сторожевого Пса миров являлся одним из древнейших экспериментов столкновений с противоречивой натурой Порога. Пес нередко был проводником души, и его зачастую приносили в жертву у гробниц, чтобы он сопровождал почившего по дороге на тот свет. Данную функцию Стража греки позаимствовали у Цербера.

Этруски вначале роль Перевозчика душ отдали Турмасу (Гермес греков, сберегший эту функцию психопомпа — вожатого душ и в позднейшей мифологии), а потом — Хару (Харун), какого, наверное, и восприняли греки как Харона . Античная греческая мифология подразделила суждения о Психопомпе («проводник» душ, ответственный за оставление душами выявленного мира, значимость чего уже обсуждалась) и Перевозчике, выполняющем функции блюстителя — Привратника. Гермес Психопомп в античной мифологии сажал собственных подопечных в челн Харона. Любопытно, что Гермес-Психопомп зачастую представлялся как образ Кинокефал — собакоголовый.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в значении «Сверкающий глазами») он более популярное олицетворение Перевозчика душ в античной мифологии. В первый раз имя Xарона припоминается в одной из стихов эпического цикла - Миниаде.
Харон транспортирует почивших по воде подземной реки, принимая за это оплату в один обол (в погребальном обряде находится у покойника под языком). Данная традиция была широко распространена посреди греков не лишь в эллинский, но и в римский периоды истории Греции, сберегался в средние века и даже остается и поныне. Харон транспортирует лишь тех скончавшихся, чей прах приобрел покой в могиле. У Виргилия Xарон весь покрыт грязищей старец, с растрепанной седоволосой бородой, горящими глазами, в нечистой одежде. Защищая воду реки Ахерона (или Стикса), он при помощи шеста осуществляет перевозку на челне фантома, причем одних он усаживает в челн, прочих, не обретших предания земле, гонит с берега. По сказанию, Xарон находился год закованным в цепях за то, что транспортировал сквозь Ахерон Геракла. В виде представителя подземного царства, Xарон позже начал слыть как демон смерти: в этом предназначении он перешагнул, с именем Charos и Charontas, к нынешним грекам, какие знакомят с ним то в виде черной птахи, опускающейся на собственную жертву, то в виде наездника, гонящего по воздуху гурьбу мертвых.

Мифология Севера, хоть и не ставит акцента на реке, охватывающей миры, однако, имеет сведения о ней. На мосту через данную реку (Гьёлль), в частности, Хермод повстречался с великанской Модгуд, которая пропустила его в Хель, и, вероятно, через данную реку Один (Харбард) отказался транспортировать Тора. Занимательно, что в конечном случае сам Великий Ас приобретает себе функцию Перевозчика, что еще раз говорит о его высоком статусе такой традиционно малоприметной фигуры. Помимо этого, сам факт, что Тор очутился на противолежащем берегу реки, свидетельствует о том, что, помимо Харбарда, имелся и иной лодочник, которому подобные перевозы имелись как дело обычное.

В средних веках идеи Перевоза душ нашла формирование и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит повествование о том, как души скончавшихся уходят в море до острова Бриттия: «Вдоль побережья континента живут рыболовы, коммерсанты и земледельцы. Они являются подданными франков, но не уплачивают налогов, оттого что со стародавнего времени на них лежит нелегкий долг транспортировать души почивших. Перевозчики всякую ночь ожидают в своих шалашах условного стука и голоса невидимых созданий, призывающих их работать. Тогда люди незамедлительно поднимаются с ложа, активизируемые неизвестной силой, опускаются к берегу и находят там ладьи, но не свои, а посторонние, абсолютно склонные тронуться в путь и пустые. Перевозчики спускаются к челнам, берутся за весло и зрят, что от бремени невидимых несчетных седоков ладьи садятся сильно в воду, на ладонь от бортов. Спустя час они прибывают к противоположному берегу, и, тем не менее, на своих челноках им вряд ли получилось бы преодолеть данную дорогу и за целые сутки. Дойдя до острова, челны разгружаются и делаются настоль невесомыми, что одна лишь килевая часть его чуть задевает воду. Перевозчики никого не могут увидеть и на своём пути, и на берегах. Они лишь чуют голос, какой называет имена, звания и родство всякого из прибывших, а когда это женщина, то и имя её мужа».

Христианство проводит в разъяснение анализируемого обстоятельства разолицетворения фигуру Ангела Смерти, зачастую популярного под именем Азраила (древнееврейское «Бог в помощь»). У христиан ангела смерти порой именуют архангелом Гавриилом. Во всяком случае, признана нужда создания, способствующего преодолению порога между бытием и кончиной.
Следовательно, кроме Проводника, способствующего душе в проходе пути от бытия к концу, на данном пути нужен образ, делающий этот ход необратимым. Собственно данная функция Перевозчика душ и придает ему оттенок самого мрачного персонажа в процессе разолицетворения.

Похожие публикации