Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Швартовые устройства причала. Виды швартовых концов. Швартовка судна кормой к причалу

В морской практике швартовные операции относят к наи­более ответственным и часто повторяемым операциям. Опреде­ленный риск, существующий при их выполнении, обусловлен

В СОСТАВ ШВАРТОВНОГО УСТРОЙСТВА ВХОДЯТ:

- швартовы - гибкие связи, с помощью которых судно удерживается у причального
сооружения;
- кнехты - стальные или чугунные тумбы, служащие для закрепления швартовов;
- киповые планки, роульсы и клюзы, которые обеспечи­вают подачу швартова в нужном
направлении и предохраняют его от повреждений;
- стопоры тросовые, предназначенные для временного удержания швартовного каната;
- вьюшки для хранения швартовных канатов;
- кранцы, предохраняющие корпус от повреждений при швартовке;
- швартовные механизмы.

Применяют несколько типов швартовных операций:

ШВАРТОВКА СУДНА БОРТОМ К ПРИЧАЛУ (ЛАГОМ) -

ШВАРТОВКА СУДНА КОРМОЙ К ПРИЧАЛУ

ШВАРТОВКА К СУДНУ, СТОЯЩЕМУ НА ЯКОРЕ ИЛИ ДРЕЙФУЮЩЕМУ,

Распространенной швартовной операцией является поста­новка судна на бочк у.

Обычно бочки имеют массивную якор­ную цепь-бридель, который соединяет ее с мертвым якорем.
Рым на верхней части бочки предназначен для закрепления швартова. Часто от массивной якорной
цепи, расположенной на грунте, вверх идет легкий тросовый бридель, поддерживаемый поплавком. С
судна выбирают поплавок и бридель, поднимают якорную цепь и соединяют ее с цепью судна.
Количество бочек, за которое закрепляют судно, зависит от ограничений, накладываемых на его
перемещения. Судно, стоя­щее на одной бочке (якоре), может занять любое место в круге, радиус
которого близок к суммарной длине судна, швартова и бриделя. Так как в стесненной акватории
такие пе­ремещения недопустимы, их ограничивают путем постановки судна сразу на несколько
бочек.

ШВАРТОВНЫЕ ТРОСЫ

В качестве швартовных концов используются

Количество и размер тросов определяются

Стальные тросы применяются

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из

Наиболее удобны швартовы из

Чтобы использовать положительные качества

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже

Осмотр также необходимо производить после

На одном конце швартовного троса имеется петля – огон , который надевают на

Другой конец троса закрепляют

КНЕХТЫ

Рис. 5. Крепление швартовного троса на кнехте

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют

КЛЮЗЫ

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают

Рис. 6. Кормовые клюзы обыкновенные Рис. 7. Клюз универсальный

Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют

Рис. 8. Киповые планки

ВЬЮШКИ И БАНКЕТЫ

Для хранения швартовных тросов используют:


Рис. 11. Банкета

Швартовное устройство

На к а ждом су д не долж н о иметьс я швартовное устро йство, об е спечива ю щее п о дтягиван и е судна к берег о вым ил и плавучи м прича л ьным с о оружени я м и н а дежное к р епление судна к н и м. Шва р товное у с тройство служит для крепления с у дна к пр и чалу, б о рту друг о го судн а, рейдовы м бочка м, палам, а также пере­т я жки вдол ь причало в. В сост а в шварто в ного уст р ойства в х одят (ри с. 6.32):

Швар т овные т р осы;

Кнех т ы;

Швар т овные к л юзы и направляю щ ие роул ь сы;

Кипо в ые план к и (с роул ь сами и б е з них);

Вью ш ки и бан к еты;

Швар т овные м е ханизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспо м огатель н ые прис п особлен и я (стопо р а, кранц ы, скобы, бросатель ные

конц ы).


Назван и я швартовных концов

Швартовы

Mooring lines, hawsers

Шпринг

Spring

Носовой швартов

Bow line

Скрещивающиеся шпринги

Cross springs

Прижимной швартов

Breast line, breast fast

Швартовное оборудование

Mooring appliances

Кормовой швартов

Stern line

Швартовный клюз

Mooring pipe

Носовой швартовный клюз

Bow mooring pipe

Киповая планка

Fairlead, chock

Fairlcadcr



Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовн ых конц о в исполь з у­ютс я растител ьные, стальные и с и нтетиче с кие трос ы.

Стальные тро с ы применяются в с е реже, так как они п л охо вос п ринимаю т динамич еские на г рузки, требуют бо л ь­ ш их физических ус и лий при передаче с борта су дна на п р и­ч а л. Наибо л ее распр о странен н ыми на морских с у дах явля ю т­с я стальны е швартовы диам е тром от 19 до 28 мм. Хра н ят с т альной швартов н а ручных вьюшках, оборудованных то р­мозом, пр и жимаемым педаль ю к щеке барабана. На крупн о­т о ннажны х судах уст анавлив а ют швар т овные вь ю шки с п р и­в о дом.

Ши р окое рас п ростране н ие полу ч или шва р товы, из г о­т о вленные из синте т ических тросов. Они легче равнопр о ч­н ы х им ст а льных и растител ь ных шв ар товов, обладают хо­р о шей ги б костью, которая сохраняет с я при относител ь но низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ чес к ие тросы, не прошедшие ан т истатиче с кую обр а ботку и не имею щ ие серти ф и­кат о в.

Чтобы использо в ать поло ж ительны е качества синтетич еских тр о сов разл и ч­ных видов в ы пускают с я комби н ированн ы е синтетические тросы. Н а швартовых лебе дках, где швартов ы стальные, та его часть, кот о рая идет на берег, изготовляет­ся и з синтетич еского т р оса в вид е так назы ваемой «пружины».

На суд а х, перев о зящих н а ливом во с пламеня ю щиеся жидкости с температ у­рой вспышк и паров ниже 60 0 С, пользов аться ст а льными тросами разрешае т ся тол ь ко на па л убах над с троек, н е являющи хся верх о м грузовых налив н ых отсек о в, есл и по этим палубам не проход ят трубо п роводы приема и выдачи г р уза. При м е­нят ь на танкер ах трос ы из искусс твенного волокна можно то л ько по с п ециальн о му раз р ешению Регистра (при разр ы ве этих т р осов воз м ожно об р азование искр).

Для св о евремен н ого обна р ужения д е фектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяце в подверга ться тща т ельному осмотру. Осмотр т а кже необходимо п р о­изв о дить пос л е стоянк и на шварт овых в э к стремаль н ых услов и ях.

В зави с имости от полож е ния отн о сительно судна швартовы называются: про д ольные, прижимн ы е, шпр и нги (нос о вые и к о рмовые соответст в енно) (р и с. 6.34). Шварт о вы на за б ортном к о нце име ю т петлю - огон, кот орый на к идывают на бер е говой пал или креп ят скобо й к рыму швартовн о й бочки (рис. 6.35). Другой ко­нец троса зак р епляют на кнехтах, установ л енных на палубе с у дна.


Кнехты предс тавляют собой пар н ые чугу н ные или стальные тумбы, р а спо­л о женные на некото р ом расст о янии др у г от дру г а, но имеющие об щ ее осно в ание (рис. 6.36). Кроме обыкновен н ых кнехт о в, в нек о торых сл у чаях, ос о бенно на низ­к о бортных судах, применяю т ся крес т овые кн е хты, ко т орые мо г ут быть как д в ойные, т а к и один а рные.


Шва р товные т р осы на кнехтах з ак репляют наложен и ем ряда шлагов в виде в о сьмерки таким образом, ч т обы ход о вой кон е ц троса находилс я сверху (рис. 6.3 7). Обы ч но накла д ывают д в е - три п о лные во с ьмерки и только в исключи т ель­н ы х случа я х доводя т число шлагов д о 10. Чтоб ы не происходил о самосбрасы­ва ния трос а, на него наклады вают сх в атку. Дл я креплен ия кажд о го швар т ова, п о данного на берег, должен б ы ть отде л ьный кн е хт.

Клюзы. Для пропуска швартово в с судна на берег в фальш борте де л ают ш в артовны й клюз - круглое или оваль н ое отве р стие, окаймленно е литой ра мой с гладкими закругле н ными кр а ями (рис. 6.38). Д л я проводки шварт о вов с ав т ома­т и ческих л е бедок об ы чно уст а навлива ю т универс альные поворотные клюзы (рис. 6.3 9). Таки е клюзы предохра н яют тро с от перет ирания. На судах, следующ и х по П а намском у каналу, где прово дка судн а через шл юзы осу щ ествляе т ся с пом о щью б е реговых тягачей, обязатель н о устана в ливают п а намские клюзы, и м еющие боль­ш и й радиу с кривизны рабочей поверхно сти, чем у бортово го, и луч ш е присп о соб­л е нные для работы с о швартова ми боль ш ого диа м етра.


Киповые планки. Киповы е планки предназн а чены дл я изменени я направ л е­ния швартова (рис. 6.40). На большин с тве совр е менных судов ус т анавливают кип о вые планки из отдельно сто я щих дву х -трех ро у льсов. К и повые п л анки без ро­уль с ов обычно примен я ют тольк о на небол ьших су д ах при м а лом диа м етре шв а р­тов н ого троса.

Роульсы уменьш ают изн о с тросов и снижа ю т усилие, необходимое для их выб и рания. Отводные (палубны е) роульсы устанавл ивают о к оло шва р товного ме­хан и зма, что предотвр а щает пер е кос швар т ова на б а рабане (т у рачке ) (р и с. 6.41).


Вьюшки и банкеты. Для хранения швартов н ых тросо в использу ют банк е ты и в ь юшки (рис. 6.42, 6.43). Пос л едние п р едставля ю т собой горизонт а льный ба р а­бан, вал которого закр е плен в подшипник а х станин ы. По бока м бараба н имеет ди с­ки, препятствующие сходу троса.

Рис. 6.43. Трос н а банкете


Рис. 6.4 2. Вьюшка

Бросательные концы (выброски). Для под ачи швар т овов на берег или дру­г о е сооруж е ние обы ч но испол ь зуется бросательн ы й конец - лёгкий п е ньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце (рис.6.44). Конец кр е пят за ог о н шварт о ва и п о следний подают ч е рез шва р товный или букси р ный кл ю з (рис. 6 .4 5). Выб р оску у к ладываю т в шлаги и, удержи вая за с в ободный конец, бросают на причал. С по­мо щью это г о лёгког о троса на берег выт ягивают с я сравни т ельно тя ж ёлые шв а рто­в ы. Бросател ьный ко н ец изгот о вляют из линя дли н ой около 25 метро в.






Кранцы применя ю т для п р едохран е ния корпуса судна от повр е ждения при шва р товке. Мягкие кр а нцы чаще всего дел а ют плет е ными из старого растител ь ного троса. Применя ю т также пробков ы е кранц ы, предста вля­ющие собой не б ольшой шаровидн ы й мешок, заполне н ный мелко й пробкой. В после днее вр е мя все б о лее ши р окое приме н ение нах о дят пнев м атическ и е кранц ы.








Рис. 6.45. Подго т овленное для шварт о вки рабочее место: 1 -трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор


Переносные стопоры. Вы бранный с помощ ь ю механ и зма швар т овный т р ос пер е носят на кнехты и закрепля ю т. Чтобы при пере н осе трос а он не пот равливался, на него пред в арительн о наклады вают сто пор. Стоп ор креп и тся к ры м у у осно в а­ния кнехта и л и за обух на палуб е судна.

При ра б оте со с т альными швартов ы ми след у ет испол ь зовать ц е пные сто п о­ры с длиной цепочки не менее 2 м, калибр а 10 мм и растител ьным тр о сом дли н ой не менее 1,5 м на ходов ом конце (рис. 6.4 6). Примен ение цеп н ых стоп о ров для р а с­тит е льных и синтетиче с ких трос о в недопу с тимо.

Рис. 6.46. Удер ж ание шва р товного т р оса стоп о ром

Стопор вытягив а ют вдоль швартов а по напра влению натяжени я (рис. 6.4 7). Ког д а шварт о в взят на стопор, не следуе т резко сбрасывать с турачки или шпи ля тро с, чтобы рывком н е оторвать стопор. Швартов следует с н ачала ос т орожно по­тра в ить обра т ным ход о м шпил я или браш пиля, н е снимая шлагов с барабана, и тол ь ко убеди в шись, чт о стопор надежно держит ш в артов, последний быстро пе р е­лож и ть на кн е хт. На б о льших с у дах могу т применя ться стац ионарные винто в ые сто п оры, в ко торых тр о с зажим а ется вин т ом межд у щеками. Стациона рные сто п о­ры установле н ы на пал у бе межд у клюзом или киповой планк о й и кнех т ом.

Выбир а ние и за к репление швартов н ых трос о в значит е льно упр о щается при исп о льзовании кнехто в с вращаю щимися тумбами. Шварто в наклады вают «во с ь­мер к ами» на тумбу кн е хта и по д ают на турачку б р ашпиля. При выб и рании тр о са тум б ы кнехт а проворач иваются, свободн о пропуск ая трос. После сн я тия трос а с тура чки бра ш пиля он не будет п о травлив а ться, так как тумб ы имеют стопор, ко т о­рый препятст в ует их п о вороту в обратном направле н ии.



Швартовые механизмы. Для вы бирания швартово в могут быть испо л ьзо­в а ны как специаль н о устан о вленные для это й цели швартовн ы е механ и змы (например, швартовные шпил и, лебедки и т. д.), так и други е палубн ы е механ и змы (например, брашпил и, грузовые лебедки и т. д.), им еющие швартовн ы е бараба н ы.

Для выбирани я швартов ных тросов на бак е использу ют тура чки брашпиля (рис. 6.48). Швартовы е шпили устанав л иваются для работ ы с кормо выми шв а рто­в ы ми. Они занимаю т мало мес та на па л убе, при в од шпил я располаг ается по д па­лу бой (рис. 6.49).


Авт о матичес к ие швар т овные ле б едки мог ут устан а вливатьс я для рабо ты с к о рмовыми и носов ы ми швар т овами (р и с.6.50). Швартов постоянн о находитс я на б а рабане л е бедки, н е требуетс я его пре д варител ь ной подг о товки пе р ед пода ч ей и п е реноса н а кнехты после обт я гивания. Лебедки автомати ч ески по д тягивают суд­н о, выбирая слабину троса, или потравли вают сл и шком сильно натя н утый тро с при из менении положения судна о т носител ь но прича л а в проц е ссе грузо в ых опер а ций, в о время прилива или отлива.


Шва р товное у с тройство должно содержат ь ся в исп р авном со с тоянии, обес­п е чивающе м его пост оянную готовност ь к действ ию. Кнехты, швар т овные клюзы, к и повые пл а нки, нап р авляющ и е роульс ы должны быть всегда достато чно глад к ими д л я предот в ращения преждев р еменного износа т р осов. Ро л ики, роу л ьсы и д р угие п о движные элемент ы должны легко вра щаться, быть хорошо расхо ж ены и с м аза­н ы. Цепные и тросовы е стопор ы, глаголь -гаки до л жны быт ь исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворот­ных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно сма­зывать трущиеся части.

Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.

При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

  • запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпи­лей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;
  • в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швар­товных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетиче­ских материалов;
  • во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слиш­ком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;
  • во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;
  • во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 - 12 % и могут лопнуть.
    • Перед началом швартовных операций убедитесь, что швартовные механизмы и вьюшки находятся в исправном состоянии и работают нормально.
    • Пуск в действие швартовных механизмов производите только по команде ли­ца, руководящего операциями.
    • Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководя­щего швартовкой.
    • Для швартовных операций применяйте только исправные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат концы оборванных проволок, пере­биты пряди или трос деформирован.
    • Не допускайте нахождения посторонних людей в местах производства швар­товных операций.
    • При подготовке к швартовным операциям разнесите по палубе тросы необхо­димой длины. Не травите тросы непосредственно из бухт или с вьюшек.
    • Не стойте внутри шлагов разнесенного по палубе швартовного троса. Подавая для швартовки трос, очищайте его от калышек.
    • Подавая бросательный конец, предупредите окриком "Берегись!".
    • Не да в айте бол ь шой слабины шва р товному тросу при выборке его пода н ным броса т ельным к о нцом. Тяжелые тр о сы потравливайте через кне х т, налож и в на него о д ин - два шлага.
    • Не зад е рживайт е руками или ногам и вытравл ивающийся трос.
    • Накла д ывая тро с на кнехт, следите, чтобы на нем не об разовал и сь калышки, в проти в ном случае шварт о вный ко н ец возьм и те на ст о пор, рас пр авьте вс е об­разовав шиеся к а лышки и только после этого вновь на л ожите ег о на кнехт.
    • Взяв швартовн ы й трос н а стопор, не находи т есь впер е ди по на п равлени ю его натяже ния и бл и же 1 ме т ра от ме с та налож е ния сто п ора (для синтетич е ских канатов - не бл и же 2 мет р ов).
    • При о т даче сто п ора нахо д итесь то л ько со ст о роны, пр о тивопол о жной на т яже­нию швартовно г о троса, и в стороне от линии натяжени я.
    • Страв л ивая тро с из бухты, встаньте за бухту лицом по направлен ию дви ж ения стравл и ваемого троса и с б расывай т е шлаги в п еред от себя.
    • Выби р ая или потравлив а я шварт о вные тр о сы, дер ж ите ходо в ой коне ц, не подход я к кнехт а м или ба р абану ш в артовног о механизм а ближе 1 метра.
    • Допол н ительны е шлаги тр оса нак л адывайте на бараб а н шварт о вной леб е дки, шпиля или бра ш пиля тол ь ко при остановле н ном мех а низме. Н е стравлив айте трос с вращаю щ егося бар а бана шв а ртовного механиз м а, когда барабан в р аща­ется в сторону в ы борки.
    • По ок о нчании швартовк и на верхн ие шлаги стальног о троса, заведенно г о на кнехт, накладывайте схва т ку из то н кого раст и тельного троса.
    • При о т даче с кнехта туго натянуто г о троса потравите трос до о б разовани я до­статочн ой слаб и ны, только после э т ого сним а йте шлаг и с кнехта.
    • Не на х одитесь на линии натяжени я выбираем ого или стравлив а емого тр о са, а также вблизи к н ехтов и р о ульсов.
    • Не вы б ирайте и не трави т е тросы, если с ни м и произ в одятся р а боты у р о уль­сов ил и киповых планок (освобожд е ние зажа т ых трос о в и пр.).
    • Не пр о таскивай т е шварто в ные кон ц ы через клюзы без специаль н ых крюч ь ев.
    • Во вр е мя прои з водства швартовн ы х работ не держите руки на план ш ире фальшборта, не перегиба й тесь чер е з него. Н е переходи те с суд н а на при ч ал, с прича л а на судно или с с у дна на су д но до ок о нчания швартовки.
    • При з а возке шв а ртовног о троса шл юпкой н а бирайте достаточ н ое колич е ство шлаго в троса дл я свобод н ого его потравли в ания. Не подбира й те завезе н ный шлюп к ой швар т овный тр о с до тех пор, пока шлюпка не освобо д ится от троса и не отойдет о т него на безопасно е рассто я ние. Есл и человек находитс я на шварт о вной бочке, не тра в ите и не выбирайт е швартовный трос.
    • При за п уске ли н еметател ь ной рак е ты следи т е за те м, чтобы линь нахо дился п о д ветро м в сторон е от ва с. Запуска йте лине м етательн у ю ракет у с таким рас­чет ом, чтоб ы она упал а за цель ю.
    • Для п р едохране н ия швар т овных т р осов от пере­ти р ания не о бходимо подкладывать под стальные тро­сы деревян н ые бруск и, а под растительны е - мат ы.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, зна­чительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и бо­лее числа нитей в канате.

После окончан и я швартовных опе р аций уб е рите св о бодные тросы на вьюшки и л и в бухт ы, а механи змы от к лючите, установи т е противокрысины е щитки.

На каждом судне должно иметься швартовное устройство, обеспечивающее подтягивание судна к береговым или плавучим причальным сооружениям и надежное крепление судна к ним. Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят (рис. 6.32):

  • швартовные тросы (рис. 6.33);
  • кнехты;
  • швартовные клюзы и направляющие роульсы;
  • киповые планки (с роульсами и без них);
  • вьюшки и банкеты;
  • швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
  • вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).

Рис.6.32. Швартовное устройство

Рис. 6.33. Названия швартовных концов

Швартовные тросы (канаты) . В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы.

Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо воспринимают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах являются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Хранят стальной швартов на ручных вьюшках, оборудованных тормозом, прижимаемым педалью к щеке барабана. На крупнотоннажных судах устанавливают швартовные вьюшки с приводом.

Широкое распространение получили швартовы, изготовленные из синтетических тросов. Они легче равнопрочных им стальных и растительных швартовов, обладают хорошей гибкостью, которая сохраняется при относительно низких температурах. Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антистатическую обработку и не имеющие сертификатов.

Чтобы использовать положительные качества синтетических тросов различных видов выпускаются комбинированные синтетические тросы. На швартовых лебедках, где швартовы стальные, та его часть, которая идет на берег, изготовляется из синтетического троса в виде так называемой «пружины».

На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки паров ниже 60°С, пользоваться стальными тросами разрешается только на палубах надстроек, не являющихся верхом грузовых наливных отсеков, если по этим палубам не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (при разрыве этих тросов возможно образование искр).

Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны не реже 1 раза в 6 месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после стоянки на швартовых в экстремальных условиях.

Рис. 6.34. Схема заводки швартовых на стоящем бортом к причалу:
носовые: 1 – продольный; 2 – прижимной; 3 – шпринг;
кормовые: 4 - шпринг; 5 – прижимной; 6 – продольный

В зависимости от положения относительно судна швартовы называются: продольные, прижимные, шпринги (носовые и кормовые соответственно) (рис. 6.34). Швартовы на забортном конце имеют петлю - огон, который накидывают на береговой пал или крепят скобой к рыму швартовной бочки (рис. 6.35). Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

Рис. 6.35. Креп швартовых на береговой тумбе

Кнехты представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основание (рис. 6.36). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.

Рис. 6.36. Кнехты:
1 - основание; 2 - тумба; 3 - шляпка; 4 - прилив; 5 - стопор; 6 - обух

Швартовные тросы на кнехтах закрепляют наложением ряда шлагов в виде восьмерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху (рис. 6.37). Обычно накладывают две - три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

Рис. 6.37. Крепление швартовного троса на кнехте

Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз - круглое или овальное отверстие, окаймленное литой рамой с гладкими закругленными краями (рис. 6.38).

Рис. 6.38. Клюзы

Для проводки швартовов с автоматических лебедок обычно устанавливают универсальные поворотные клюзы (рис. 6.39). Такие клюзы предохраняют трос от перетирания. На судах, следующих по Панамскому каналу, где проводка судна через шлюзы осуществляется с помощью береговых тягачей, обязательно устанавливают панамские клюзы, имеющие больший радиус кривизны рабочей поверхности, чем у бортового, и лучше приспособленные для работы со швартовами большого диаметра.

Рис. 6.39. Клюз универсальный

Киповые планки предназначены для изменения направления швартова (рис. 6.40). На большинстве современных судов устанавливают киповые планки из отдельно стоящих двух-трех роульсов. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса.

Рис. 6.40. Киповые планки:
а) – с тремя роульсами; б) – с двумя роульсами; в) – без роульсов

Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Отводные (палубные) роульсы устанавливают около швартовного механизма, что предотвращает перекос швартова на барабане (турачке) (рис. 6.41).

Рис. 6.41. Роульсы

Вьюшки и банкеты . Для хранения швартовных тросов используют банкеты и вьюшки (рис. 6.42, 6.43). Последние представляют собой горизонтальный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.


Рис. 6.42. Вьюшка

Рис. 6.43. Трос на банкете

Бросательные концы (выброски) . Для подачи швартовов на берег или другое сооружение обычно используется бросательный конец - лёгкий пеньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце (рис.6.44).

Рис. 6.44. Бросательный конец

Конец крепят за огон швартова и последний подают через швартовный или буксирный клюз (рис. 6.45). Выброску укладывают в шлаги и, удерживая за свободный конец, бросают на причал. С помощью этого лёгкого троса на берег вытягиваются сравнительно тяжёлые швартовы. Бросательный конец изготовляют из линя длиной около 25 метров.

Рис. 6.45. Подготовленное для швартовки рабочее место:
1 - трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор

Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не потравливался, на него предварительно накладывают стопор. Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна.

При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце (рис. 6.46). Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.

Рис. 6.46. Удержание швартовного троса стопором

Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения (рис. 6.47). Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно по-травить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт. На больших судах могут применяться стационарные винтовые стопоры, в которых трос зажимается винтом между щеками. Стационарные стопоры установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом.

Рис 6.47. Переносные стопоры:
а) – цепной; б) – растительный

Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. После снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

Швартовые механизмы . Для выбирания швартовов могут быть использованы как специально установленные для этой цели швартовные механизмы (например, швартовные шпили, лебедки и т. д.), так и другие палубные механизмы (например, брашпили, грузовые лебедки и т. д.), имеющие швартовные барабаны.

Рис. 6.48. Использование турачки брашпиля

Для выбирания швартовных тросов на баке используют турачки брашпиля (рис. 6.48). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой (рис. 6.49).

Рис. 6.49. Швартовный шпиль

Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис.6.50). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Лебедки автоматически подтягивают судно, выбирая слабину троса, или потравливают слишком сильно натянутый трос при изменении положения судна относительно причала в процессе грузовых операций, во время прилива или отлива.

Рис. 6.50. Автоматические лебедки

Швартовное устройство должно содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его постоянную готовность к действию. Кнехты, швартовные клюзы, киповые планки, направляющие роульсы должны быть всегда достаточно гладкими для предотвращения преждевременного износа тросов. Ролики, роульсы и другие подвижные элементы должны легко вращаться, быть хорошо расхожены и смазаны. Цепные и тросовые стопоры, глаголь-гаки должны быть исправны.

При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворотных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно смазывать трущиеся части.

Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.

При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

  • запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпилей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;
  • в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швартовных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетических материалов;
  • во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слишком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;
  • во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;
  • во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10-12 % и могут лопнуть.

Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, значительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и более числа нитей в канате.

Техника безопасности при выполнении
швартовых операций

  1. Перед началом швартовных операций убедитесь, что швартовные механизмы и вьюшки находятся в исправном состоянии и работают нормально.
  2. Пуск в действие швартовных механизмов производите только по команде лица, руководящего операциями.
  3. Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководящего швартовкой.
  4. Для швартовных операций применяйте только исправные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат концы оборванных проволок, перебиты пряди или трос деформирован.
  5. Не допускайте нахождения посторонних людей в местах производства швартовных операций.
  6. При подготовке к швартовным операциям разнесите по палубе тросы необходимой длины. Не травите тросы непосредственно из бухт или с вьюшек.
  7. Не стойте внутри шлагов разнесенного по палубе швартовного троса. Подавая для швартовки трос, очищайте его от калышек.
  8. Подавая бросательный конец, предупредите окриком "Берегись!".
  9. Не давайте большой слабины швартовному тросу при выборке его поданным бросательным концом. Тяжелые тросы потравливайте через кнехт, наложив на него один - два шлага.
  10. Не задерживайте руками или ногами вытравливающийся трос.
  11. Накладывая трос на кнехт, следите, чтобы на нем не образовались калышки, в противном случае швартовный конец возьмите на стопор, расправьте все образовавшиеся калышки и только после этого вновь наложите его на кнехт.
  12. Взяв швартовный трос на стопор, не находитесь впереди по направлению его натяжения и ближе 1 метра от места наложения стопора (для синтетических канатов - не ближе 2 метров).
  13. При отдаче стопора находитесь только со стороны, противоположной натяжению швартовного троса, и в стороне от линии натяжения.
  14. Стравливая трос из бухты, встаньте за бухту лицом по направлению движения стравливаемого троса и сбрасывайте шлаги вперед от себя.
  15. Выбирая или потравливая швартовные тросы, держите ходовой конец, не подходя к кнехтам или барабану швартовного механизма ближе 1 метра.
  16. Дополнительные шлаги троса накладывайте на барабан швартовной лебедки, шпиля или брашпиля только при остановленном механизме. Не стравливайте трос с вращающегося барабана швартовного механизма, когда барабан вращается в сторону выборки.
  17. По окончании швартовки на верхние шлаги стального троса, заведенного на кнехт, накладывайте схватку из тонкого растительного троса.
  18. При отдаче с кнехта туго натянутого троса потравите трос до образования достаточной слабины, только после этого снимайте шлаги с кнехта.
  19. Не находитесь на линии натяжения выбираемого или стравливаемого троса, а также вблизи кнехтов и роульсов.
  20. Не выбирайте и не травите тросы, если с ними производятся работы у роульсов или киповых планок (освобождение зажатых тросов и пр.).
  21. Не протаскивайте швартовные концы через клюзы без специальных крючьев.
  22. Во время производства швартовных работ не держите руки на планшире фальшборта, не перегибайтесь через него. Не переходите с судна на причал, с причала на судно или с судна на судно до окончания швартовки.
  23. При завозке швартовного троса шлюпкой набирайте достаточное количество шлагов троса для свободного его потравливания. Не подбирайте завезенный шлюпкой швартовный трос до тех пор, пока шлюпка не освободится от троса и не отойдет от него на безопасное расстояние. Если человек находится на швартовной бочке, не травите и не выбирайте швартовный трос.
  24. При запуске линеметательной ракеты следите за тем, чтобы линь находился под ветром в стороне от вас. Запускайте линеметательную ракету с таким расчетом, чтобы она упала за целью.
  25. Для предохранения швартовных тросов от перетирания необходимо подкладывать под стальные тросы деревянные бруски, а под растительные - маты.
  26. После окончания швартовных операций уберите свободные тросы на вьюшки или в бухты, а механизмы отключите, установите противокрысиные щитки.

Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна.

В состав устройства входят: швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, роульсы, вьюшки, швартовные механизмы,

а также вспомогательные приспособления - стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы.

, (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Количество швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.
Основные швартовные тросы подаются с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих. как перемещение судна вдоль причала, так и отход от него.

В зависимости от направлений, по которым они поданы, швартовные тросы получили свое название (рис. 39). Тросы 1 и 2, поданные с носа и с кормы, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым и кормовым продольными.
Тросы 3 и 4 называются шпрингами (носовым и кормовым соответственно). Шпринг работает в направлении, противоположном своему продольному концу, а в паре с другим шпрингом он» выполняют ту же работу, что и продольные.
Наконец, тросы 5 и 6, поданные по направлению, перпендикулярному к причалу, называются соответственно носовым и кормовым прижимными. Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

(рис. 40) представляют собой литые или сварные пустотелые вертикальные тумбы, установленные на палубе, и служат для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя стальными или чугунными тумбами на общем основании.
Тумбы имеют обычно приливы, которые удерживают нижние шлаги троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумбы. Устанавливаются также кнехты с тумбами без приливов и кнехты с крестовиной. Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе.
Кнехты устанавливаются в носовой и в кормовой частях судна по обоим бортам симметрично. Имеющиеся на крупнотоннажных судах кнехты в средней части используются в основном для швартовки к борту судна мелких плавсредств. Кнехты надежно крепят к коробчатым, закрытым со всех сторон фундаментам, приваренным к палубе.

рис. 39 Швартовные тросы

Иногда на транспортных судах устанавливаются однотумбовые кнехты - битенги, которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых крепятся к верхней палубе или пропускаются через нее и крепятся к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

Большое удобство для производства швартовных операций представляют специальные кнехты с вращающимися в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством. Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. При выборке троса тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения.

рис. 40 Кнехты

а - простые парные; б - парные с приливами; в - парные с крестовиной;

г - с вращающимися тумбами; д - битенг


рис. 41 Клюзы

а - круглой формы; б - овальной формы, в - овальные с рогами; г - панамский;

д - универсальный, е - универсальный поворотный

Клюзы (рис. 41) - устройства, через которые пропускаются швартовные тросы при швартовных операциях. Они представляют собой стальные или чугунные отливки с отверстиями круглой или овальной формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна.
Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Клюзы устанавливают в фальшборте на болтах или заклепках.
Для обеспечения швартовки к борту судна мелких плавсредств клюзы могут иметь приливы-рога. Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам привариваются утки.
В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение, применяются специальные клюзы, прикрепленные к палубе у кромки борта. Для подачи швартовов могут использоваться прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирного троса.
Киповые планки имеют то же назначение, что и швартовные клюзы. Они обычно устанавливаются в тех местах, где имеется леерное ограждение, и крепятся к палубе у кромки наружного борта.

(рис. 42) по конструкции бывают простые, с битенгом, с одним или несколькими роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы, высокооборотные суда и т. п., применяются закрытые киповые планки.
Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами, при вращении которых во время выбирания троса значительно уменьшается трение и усилие на швартовный механизм. Для обеспечения нужного направления троса от киповой планки к турачке брашпиля на палубе устанавливают направляющие роульсы.

рис. 42 Киповые планки

а - простая, б - с битенгом, в - с одним роульсом; г - с двумя роульсами;

д - с тремя роульсами, е - закрытая с двумя роульсами

Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Вьюшки устанавливают в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.
Стопоры, служат для удержания швартовных тросов при переносе их с барабана швартовного механизма на кнехты. Стопоры бывают цепные, растительные или синтетические.
Цепной стопор представляет собой отрезок такелажной цепи диаметром 10 мм, длиной 2-4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху на одном конце и растительным тросом длиной не менее 1,5 м - на другом. Стопоры для растительных и синтетических тросов изготавливают из того же материала, что и трос, но вдвое меньшей толщины.

Бросательные концы служат в качестве проводника для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец это растительный линь или плетеный капроновый шнур диаметром 25 мм и длиной 30 - 40 м с заделанными на концах небольшими огонами. Один из них служит для крепления легости - маленького парусинового мешочка, туго наполненного песком и оплетенного шкимушгаром, другой - для удобства пользования бросательным концом.
Бросательный конец, изготовленный из нового растительного троса, предварительно вытягивают, чтобы на нем не образовались калышки. Для этого трос, намоченный в соленой воде, натягивают между двумя вертикальными стойками и к его середине подвешивают груз.
Кранцы предназначены для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке, стоянке у причала или у борта другого судна. Они бывают мягкие и жесткие.

Мягкие кранцы - это парусиновые мешки, туго набитые каким-нибудь упругим недеформирующимся материалом (например, пробочной крошкой) и оплетенные прядями растительного троса.

Кранец имеет огон с коушем для крепления к нему растительного троса, длина которого должна обеспечивать крепления кранца за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

Жесткие кранцы - деревянные бруски (бревна) длиной до 2м, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания кранцу эластичности его оклетнёвывают по всей длине старым растительным тросом. При стоянках судна у причала жесткие кранцы подвешивают горизонтально так, чтобы кранец опирался не менее чем на два смежных шпангоута.

Швартовные скобы применяются для крепления швартовного троса за береговой рым или рым швартовной бочки. Во избежание деформации скобы или ее штыря при сильном натяжении швартовного троса рекомендуется заводить скобу не непосредственно за рым и огон троса, а так, как показано на рис. 43.

§ 33. Швартовное устройство

Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.

Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 60):

швартовы – тросы (канаты), предназначенные для закрепления (швартовки) судна у места стоянки. В качестве швартовов на судах применяются стальные, пеньковые, сизальские, манильские, капроновые и нейлоновые канаты (тросы);

кнехты – короткие тумбы, прямые или крестовые, прочно укрепленные на верхней палубе судна и служащие для закрепления швартовов;

киповые планки и тросовые отводы – направляющие тросы к кнехту или шпилю, предохраняющие их от перетирания об острые края судовых деталей;

швартовные механизмы – швартовные шпили, лебедки, служащие для выбирания тросов при подтягивании судна к месту стоянки или для обтягивания швартовов;

тросовые вьюшки – предназначаются для хранения на судне швартовных канатов по-походному;

привальные кранцы – прокладки, предохраняющие борт судна от ударов при навале на стенку или борт соседнего судна.

Рис. 60. Схема швартовного устройства судна носовЬй и кормовой шпринг; 2- привальные кранцы; 3-прижимные швартовы; 4- продольные швартовы; 5-дополнительные продольные швартовы; 6- киповые планки; 7- кнехты; 8-швартовые клюзы; 9-тросовые вьюшьки: 10- швартовый шпиль; 11- швартовые турочки браншпиля.

Рис. 61. Схема буксирного устройства. 1 – буксирная лебедка; 2 – буксирный гак; 3 – промежуточный клюз с наметкой; 4 – буксирный трос от лебедки; -5 – буксирный трос от гака; 6- буксирная арка; 7 – буксирный клюз; 8 – буксирный трос при буксировке на коротком тросе.

Из книги Ударная сила флота (Подводные лодки типа «Курск») автора Павлов Александр Сергеевич

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО Атомная подводная лодка проекта 949А (шифр «Антей») создана на базе проекта 949 путем врезки дополнительного отсека (пятого) с целью размещения новой аппаратуры, для удобства компоновки. Внешний вид её весьма примечательный- оставив прочный корпус

Из книги Все о предпусковых обогревателях и отопителях автора Найман Владимир

Устройство и характеристики Принципы работы В основе работы неавтономных подогревателей лежат два хорошо известных физических явления: подогрев с помощью электрической энергии и теплообмен в жидкой среде, называемый конвекцией. Хотя оба явления известны, но

Из книги Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт автора Савосин Сергей

2.2. Устройство и работа Бензиновый двигатель – это двигатель с возвратно-поступательным движением поршней и принудительным воспламенением, работающий на топливно-воздушной смеси. В процессе сгорания запасенная в топливе химическая энергия преобразуется в тепловую, а

Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

4.1. Устройство и работа Для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к колесам автомобиля необходимо сцепление (если у автомобиля ручная КПП), коробка передач, карданная передача (для заднеприводной машины), главная передача с дифференциалом и полуоси

Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

3.9.1. Как работает устройство Пока вокруг датчика сухо, на входе элемента DD1.1 высокий уровень напряжения. На выходе элемента (вывод 3 DD1.1) низкий уровень и сигнализация выключена. При небольшой влажности, а тем более, при воздействии на датчик влаги (капель воды) на входе

Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

§ 31. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.Руль – основной орган, обеспечивающий

Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

§ 32. Якорное устройство Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на

Из книги «ЭЛЕФАНТ». ТЯЖЁЛОЕ ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ автора Коломиец Максим Викторович

§ 34. Буксирное устройство Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные

Из книги Гараж. Строим своими руками автора Никитко Иван

§ 36. Шлюпочное устройство Шлюпочное устройство на судне служит для спуска, подъема, хранения и закрепления шлюпок по-походному.Шлюпки (катера) предназначаются для спасения людей в случае аварии и гибели судна, для связи судна с берегом, а также для выполнения работ на

Из книги Управление и настройка Wi-Fi в своем доме автора Кашкаров Андрей Петрович

1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-28 Танк Т-28 проходит по площади Урицкого. Ленинград, 1 мая 1937 года. Машина выпуска 1935 года, хорошо видны опорные катки раннего типа (АСКМ).КОРПУС ТАНКА. За всё время серийного производства танки Т-28 имели корпуса двух типов: сварные (из гомогенной брони) и

Из книги автора

УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА» Один из готовых «Фердинандов» во дворе завода «Нибелунгенверке» после покраски и оснащения инструментом. Май 1943 года (ЯМ).По своему устройству и компоновке штурмовое орудие «Фердинанд» отличалось от всех немецких танков и САУ времён Второй

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

2.1.4. Устройство DSP-W215 Электрическая розетка с интегрированной точкой доступа Wi-Fi модели DSP-W215 также может использоваться для быстрого и удобного подключения датчиков температуры, системы безопасности, датчиков дыма, камер. Настойка и управление осуществляются через

Из книги автора

1. Устройство СВЧ-печей 1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое.

Похожие публикации