Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Символика куполов в православных храмах. Сколько глав может быть у православного храма и что означает их количество

Что означает цвет и форма куполов на православных храмах, роль храмов в мирской жизни людей, Виды сводов, золотые, голубые, зеленые, желтые купола.

Что означает цвет куполов на православных храмах

Выбор цветов для купола христианской церкви очень важен, так как является атрибутом православной веры также, как и настенная иконопись храмов представляет собой духовную ценность.


Поэтому цвет куполов церкви считается не просто выражением эстетической мысли, а непосредственной связью между цветом куполов и иных построек с теми, в честь кого возведено здание. Что означает цвет куполов и каких форм они бывают, вы прочтете в нашей статье.



Роль храмов в мирской жизни людей

У каждого народа мира есть своя вера, а также храмы, соборы и мечети. Эти сооружения являются Господним Домом, где люди читают молитвы, приходят на исповедь, обретают душевный покой. Чаще всего такие сооружения имеют купола, для изготовления которых используют лучшие материалы и яркие цвета.


Любой храм в каждом вероисповедании окрашен свой цвет куполов, который имеет смысловое значение. Считается что купол - это главное достоинство церкви, в большинстве случаев он имеет форму параболы или овала.


Родиной куполов считается Рим, именно римляне являются создателями сводов, они выливали из бетона прекрасные своды, перекрывающие высокие сооружения. Одним из древнейших сводов в истории человечества покрывает Римский Храм, возведенный еще в сто двадцать восьмом году.


Одним из первых русских городов, который принял христианство был Киев. Во время дружеского визита в Царьгород князь Владимир был поражён великолепием храма Софии, и это так его впечатлило, что все соборы и церкви в Киевской Руси были возведены по подобию византийской архитектуры.



Виды сводов

Помимо обычного призвания как зодческого сооружения соборы символизируют в христианстве намного больше чем просто здание. Православные храмы являются выражением Небес и всего святого в миру людей.


Купола изготовляют в виде: овала и свечи, параболы и зонтика, блюдца и шатра.


Формы куполов символизируют о:


Купол в виде овала , издали похож на яйцо, истоки такой формы берут начало из стиля барокко;


зонтивидная форма , характеризуется элементами, идущими от центра к основанию;


Купол в виде шлема означает постоянную борьбу храма с нечистыми силами;


Самой распространённой формой сводов является свечеобразная , которая символизирует Божий свет.


Уникальная форма купола и цвет символизирует красоту Родины Православия.


Для росписи церковной иконописи чаще всего берут: красные, белые зеленые, голубые и желтые цвета, которые символизируют о:


белый цвет -это символ чистоты и ясности и кристальности, чаще всего используются в церквях, построенных во имя Преображения и Вознесения;


красные оттенки используются преимущественно в соборах Великомучеников;


голубой цвет - это знак девственности и мудрости, характерен для храмов Деве Марии;


В случае, когда храмы строят в честь преподобных, то используют зеленый цвет , как символ обновления;


желтый оттенок используют в храмах святителей.


Русские православные храмы отличаются от других храмов, что они многоглавые. Поэтому считается, если храм многоглавый, то он представитель русской архитектуры. Но главной отличительной чертой русских церквей считается цвет церковных куполов.

Православная церковь в Лондоне.

Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.

Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.

Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.

Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название "купола" больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.

Конические купола Армяно-грузинского типа

Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа

На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?

Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?

Храм Преображения Господня (г. Белгород) был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.

Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.

Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.

Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.

Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.

Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.

Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.

Смешанный тип куполов

Ярославль. Древний храм со сложной системой куполов. Позолоченные луковицевидные купола-главы с крестами венчают сферические шлемообразные купола. В архитектуре этого храма нет аляповатой царственности как, например, в храме Василия Блаженного.

Астрахань. Никольский храм. Система куполов очень похожа на предыдущий храм в Ярославле. По всей вероятности, такой смешанный стиль соединение куполов и глав был свойственен православной церкви в Золотой Орде. Хотя вполне возможно, что купола луковицевидной формы на этих храмах появидись позже, когда Ярославль и Астрахань вошли в состав Московской Руси.

Таким образом, мы смогли увидеть многие храмы, и не только христианские. Вероятно, следует различать купола, выполняющие роль крыш на башнях храмов, и главы, которые собственно крышами храмов не являются. Настоящими главами можно считать только луковицеобразные. Шлемовидные купола все же являются крышами, а не главами. К русским элементам в храмовом строительстве следует отнести луковицеобразные главы и шлемовидные купола. Шлемовидные купола, характерные для Византии, на Руси не прижились. Думаю, что луковицеобразные главы устанавливались на дохристианских храмах и постепенно, по мере проникновения христианства на север России, служителям христианской церкви пришлось смириться с пристрастием русичей к главам-луковицам на храмах. Так луковицеобразные главы были канонизированы.

Купола церквей в византийском стиле в виде сфер не прижились и в Киевской Руси, хотя самые первые храмы строились в типично византийском стиле, и на Софийском храме в Киеве купола были сферические. Но по мере продвижения на север, уже во Владимире и Смоленске сферические купола удлинились и стали шлемовидными с оттянутым окончанием. Шлемовидные купола были похожи на привычные русскому человеку луковицевидные главы языческих храмов. В такие храмы народ пошел. Ну а когда на храмы поставили луковицеобразные главы, то в такую христианскую церковь пошли почти все. Представлять дело так, что строительство храмов с куполами и главами пришло к нам из Византии, а до этого народ на Руси жил в землянках, носил невыделанные шкуры вместо одежды, не знал письменности, – значит сильно заблуждаться и искажать историю. Храмы на Руси строили задолго до принятия христианства, и железо выплавляли, и трехпольную систему земледелия создали, и Византию хлебом кормили. Христианские проповедники поступили очень хитро, они почти все языческое перевели в христианскую обрядность, в результате получился гибрид византийского христианства и традиционной религии. Кстати, почему древнюю религию русских называют языческой? Может, потому, что ее каноны не были записаны в книги, а передавались изустно через "языци", а вместо священного писания у русских было священное запоминание? Нам втемяшили в головы, что древние наши предки молились идолам, то есть скульптурам, поэтому были дикими. А разве иконы и изображения на крестах не идолы? Разве христиане молятся не идолам? По-моему, разумнее молиться Солнцу, Земле, Океану, Атмосфере и богу Всевышнему, который создал все это. Да, во всем сущем есть частица божественного начала, даже в человеке она есть, в одном больше, в другом меньше.

Индия, Дели, храм Гурдвара.

Луковицеобразные купола на храмах в Индии очень похожи на купола на храмах в России. Почему? В Византии, Армении, Грузии, Западной Европе луковицеобразных куполов-глав нет, а в Индии есть. По-моему, объясняется это очень просто: луковицеобразные купола – это изобретение еще древних ариев, когда они жили на севере Восточной Европы. Часть ариев ушла в Индию и унесла туда эту традицию, а часть осталась на прежнем месте и продолжала ее. Когда на прародину ариев пришло христианство, то традиции храмовых куполов-глав были канонизированы и православной церковью. Так что традиции в архитектуре очень живучи.

Здесь куполов и глав нет, но обратите внимание на крышу этого храма. Она трехскатная со светелкой, как у типично русских домов. Случайно ли это сходство? Думаю, что нет – не случайно, как не случайны слова в санскрите, которые всякому русскому понятны без перевода: веды, агни... Что символизирует шикарный головной убор на голове жреца? Правильно, Солнце.

Купола и главы индийских и мусульманских храмов

Индия. Храм Лотоса в городе Дели.

Примерно так могли выглядеть языческие храмы на Руси до принятия христианства. Купола-главы в виде луковиц, каждая символизирует определенную ипостась единого бога: самый большой купол, вероятно, посвящен самому всевышнему богу Кришне.

Индия. Город Адмитсар. Оказывается, индийцы часто украшают свои нехристианские храмы луковицеобразными храмами-куполами. Они бывают позолоченные и не позолоченные, гладкие и ребристые.

Так что луковицеобразные купола – это особенность арийской культуры, а мы являемся ариями не в меньшей степени, чем индийцы и иранцы.

Таким образом, на приведенных примерах храмов разных религий можно убедиться, что православные храмы Руси и России больше похожи на храмы мусульманские и индийские, чем на католические и Византийские. В этой статье я хотел не столько объяснить происхождение формы куполов и глав, возводимых над православными христианскими храмами, сколько обратить внимание на проблему их происхождения, на неслучайность распространения глав в форме луковиц в России и в Индии. Наша дохристианская история гораздо богаче и интересней, чем принято считать, и нам не следует об этом забывать. У меня не вызывает сомнения то, что цивилизация ариев-ориев сформировалась на территории Северо-Восточной Европы в эпоху голоценового оптимума. Похолодание вынудило часть из них уйти на юг в Индию и Иран, но часть осталась на месте, распавшись на множество этносов, населяющих сегодня Восточную Европу и Западную Сибирь. Темных пятен незнания на истории Руси-России гораздо больше, чем светлых пятен знания.

Процитируем здесь слова кн. Е.Н.Трубецкого из работы "Два мира в древнерусской иконописи":
"Мы чувствуем, что в этом луковичном стиле в Древней Руси строились не одни храмы, но и все, что жило духовной жизнью, - вся церковь и все мирские слои, в ней близкие, от царя до пахаря. В древнерусском храме не одни церковные главы - самые своды и сводики над наружными стенами, а также стремящиеся кверху наружные орнаменты зачастую принимают форму луковицы. Иногда эти формы образуют как бы суживающуюся кверху пирамиду луковицы. В этом всеобщем стремлении ко кресту все ищет пламени, все подражает его форме, все заостряется в постепенном восхождении. Но, только достигнув точки действительного соприкосновения двух миров, у подножия креста, это огненное искание вспыхивает ярким пламенем и приобщается к золоту небес. В этом приобщении - вся тайна того золота иконописных откровений, о котором мы уже достаточно говорили: ибо один и тот же дух выразился в древней церковной архитектуре и живописи.
В этой огненной вспышке весь смысл существования "святой Руси". В горении церковных глав она находит яркое изображение собственного своего духовного облика; это как бы предвосхищение того образа Божия, который должен изобразиться в России."

Использованные источники информации

Информация о куполах мечетей взята на сайте по адресу: http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AK.htm#got

Новые технологии в храмоздательстве куполов церквей. Сайт по адресу: http://www.npf-lad.com/

Статьи храмовой тематики – Исторические типы куполов. Сайт: http://hram.www108.ru/art.php?rids=3&ids=3

Купола Мусульманская архитектура. Строительные приёмы. Сайт: Купола http://arttobuild.ru/

Крестово-купольные храмы Древней Руси. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Купол. Сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/

КУПОЛА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА. Сайт: http://www.roschinohram.ru/page65.php

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА. Сайт: ModernLib.Ru

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси.

Заграевский С. В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов. – М.: Алев-В, 2008 г. ISBN 5-94025-096-3. http://www.zagraevsky.com/glavi.htm

Часть фотографий для этой статьи позаимствованы мной с сайтов Google Earth и официального сайта Архангельской области.

Значение церкви в жизни людей

Каждый народ имеет свою особенную веру, но в целом все люди делятся на две категории: на тех, кто верит в Бога, и тех, кто не признает его существования. Первая группа всегда имела возможность посетить религиозное сооружение – церковь. Там, в священном храме, человек обретал покой и каялся в тяжких грехах, он искал прощения и снисхождения, уюта и тепла в стенах здания и находил его. Каждое сооружение, как правило, имело купол, церкви он придает особенно торжественный вид. Он изготовлялся из самых лучших материалов, которые ярко блестели на солнце и привлекали внимание всех путников. Это замечательное творение архитекторов придало священному храму магический смысл и нотку волшебства. Так, каждый странствующий, уставший в дороге или заблудившийся мог посетить церковь и найти там помощь, тепло и Бога.

Как возник купол?

Купол церкви – это ее главная гордость. Название столь необычной конструкции происходит с итальянского cupola и представляет собой несущий элемент покрытия. Как правило, форма купола похожа на полусферу или параболу, эллипс. С помощью данного типа конструкции можно перекрыть огромные помещения. Купол помещают над круглыми и многоугольными зданиями.

История происхождения куполов

Сегодня каждый человек знает, что священный храм просто не может существовать без потрясающих куполов. Но мало кому известно, что придуманы и использованы они были в доисторический период, а именно в нурагах или памятниках Галлии. Кроме того, их можно было увидеть в этрусских погребальных склепах, пирамидах. Конечно же, ранее купол церкви, название которого на тот период не существовало, представлял собой совершенно иную конструкцию. Он был изготовлен из камней или кирпичной кладки. Конструкции могли нависать друг над другом и не передавали стенам горизонтальных усилий.

Только когда был изобретен бетон, строители научились делать правильные и качественные купола. Это произошло в период Римской архитектурной революции. Римляне строили прекрасные конструкции, которые перекрывали огромные пространства. При этом люди не использовали опоры. Было установлено, что самая древняя полусфера была сооружена в 128 году нашей эры.

Развитие куполостроения

В эпоху Возрождения настает период самого острого развития куполостроения. В пятнадцатом-шестнадцатом веках были сооружены такие полусферы в соборах Санта-Мария-дель-Фьоре и Святого Петра. Это были по-настоящему божественные конструкции, сделанные истинными профессионалами. Во времена барокко купол церкви считался самым большим элементом постройки.

Начиная с девятнадцатого столетия купола стали строить не только в священных храмах, но и в государственных учреждениях. В обычных домах также присутствовали конструкции данного типа, но это случалось крайне редко. В этот период стали необычайно популярны золотые купола церквей. Помимо благородного металла, использовались и другие материалы, например стекло и железобетон. В двадцатом веке применения полусфер стало популярнее в несколько раз. С этого периода купола возводились в спортивных учреждениях, зрелищных сооружениях и так далее.

Разновидность куполов

Многих интересует, каким должен быть купол церкви. Существует много видов конструкций, выбрать можно любой понравившийся (если это не противоречит религиозным убеждениям). Итак, выделяют следующие типы данного перекрытия: поясной, "луковица", овальный, парусный, "блюдце", полигональный, "зонтик". Первый из них считают самым древним и практически не используют в наше время. Овальный купол произошел от стиля барокко, он сооружается в виде яйца. Парусная конструкция позволяет мастерам изобразить арки, которые поддерживают "парус". Квадратный купол крепится в четырех углах и как будто продувается снизу. Разновидность конструкций в виде блюдца считается самой низкой. Она неглубокая, но в наши дни можно встретить множество зданий с данным видом купола. Полигональное сооружение основывается на многоугольнике. Что касается купола-"зонтика", то он разделяется на сегменты так называемыми "ребрами", которые расходятся от центра к основанию.

Купол-"луковица"

Самым распространенным видом считается "луковица". Он имеет выпуклую форму, которая плавно заостряется кверху. Такой вид купола является довольно распространенным во многих странах. Среди них можно выделить Индию, Россию, Турцию и Средний Восток. Более того, купол-"луковица" чаще всего используется в православных священных храмах. Он имеет большой диаметр и устанавливается на "барабане". Часто высота конструкции превышает ее ширину.

Считается, что церкви, имеющие несколько куполов, имеют русское происхождение. Поэтому, осматривая такие сооружения, люди сразу ассоциируют их с Россией. Также отличительной особенностью славянских строителей является размер куполов. Они значительно меньше византийских, и, как правило, окрашиваются в яркий цвет. Чаще всего конструкции покрывают позолотой. На самом деле совершенно неважно, каков цвет купола церкви. Это решают служащие, но обычно их делают яркими, чтобы они выделялись среди других зданий, и их всегда можно было найти по сиянию.

Что означает купол в религии разных народов?


В религии каждого народа есть свои отличительные черты, но практически в каждой из них присутствует купол церкви. Значение его также различное. Например, необычайно важной считается конструкция для христианской и мусульманской архитектуры. Многие католические, православные и другие церкви, мечети и соборы оснащены потрясающими куполами. Некоторые вероучения придают конструкции символическое значение. Для православных – это знак небес, который ассоциируется с Богом, Небесным Царством и Ангелами.

Отметим также, что грандиозным строением считается поясной купол, который впервые был построен в 1250 году до нашей эры в Сокровищнице Атрея. Уже тогда греки наделяли конструкцию священным значением. Затем были сооружены монументальные купола в Италии. Как известно, именно благодаря итальянцам полусферы стали так быстро развиваться и обретать популярность. Кроме того, с их помощью они распространились по всему миру, поразив народы разных стран своей роскошью, торжественностью и уникальностью.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции - символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России - московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) - главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.


Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции - цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три - Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Какого цвета купола?

Тема, в общем-то, из пальца высосана, но вот сподвигла меня поискать разъяснения.

А дело вот в чем.

Довелось мне в Новогодние праздники посетить с экскурсией Коломну.
По пути была остановка в Бронницах, аккурат в центре, возле храмового комплекса.

Я был в здесь год назад, когда ездил с товарищем на городище Старой Рязани, так вот - за этот год на храме сменили купола. Старые купола всё еще стоят около храма.

Обратил я внимание на цвет куполов: старые – скажем так, цвета белого металла и новые – золотой центральный и четыре синих с золотыми звездами.

Однажды я услышал и запомнил фразу, что если купола (главы) синие с золотыми звездами, то можно быть уверенным, что храм поставлен в честь Богородицы. Но старые купола - белого (некрашеного) металла. То есть наметилась какая-то нестыковка теории и практики.

Потом выяснил, что храм в Бронницах поставлен в честь Архангела Михаила. Это добавило интриги. И решил я правду искать.

В сети большинство источников говорят о том, что «цвет куполов имеет важное символическое значение ». А именно:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола , потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами .
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Но попадались и чисто утилитарные трактовки, основанные исключительно на стойкости краски или экстерьера храма в окружающей застройке.
Например «до революции купола Смоленского собора (Новодевичий монастырь) были выкрашены в белый цвет, чтобы не давили своей массой на окружающую архитектуру. В 1975 г. было решено выкрасить купола опять в белый цвет, но краска оказалась до того нестойкой, что быстро сползла и цвет куполов превратился в грязный серо-зеленый грунт, и поэтому сейчас выбрано качественное покрытие: имитация под луженое железо . » (источник )

Но это всё же светская трактовка. Искал, искал и вот нашел комментарий представителя церкви: в целом подтверждая вышеописанную символику цвета куполов, «надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода .» (источник )

Почему-то испытал легкое разочарование...

Чёрные купола на православных храмах

доброе время суток меня интересует почему купола у храмов разные и что значат черные купола в частности. Спасибо за ответ

Семён семёнович горбунков

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
Красный - посвященный мученику (мученикам)
Зелёный - преподобному
Жёлтый - святителюОднако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество, форма и цвет куполов на храмах
Количество куполов на храмах символично:
1 - символизирует Единого Бога
3 - Святую Троицу
5 - Спаситель и четыре евангелиста
7 - семь таинств Церкви
9 - по числу ангельских чинов
13 - Спаситель и двенадцать апостолов
33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
Форма купола также имеет символический смысл.
Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру".
Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.
Цвет купола также важен в символике храма:
Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Лада ведунья

Чёрные купола -знак прихода Антихриста сына Сатанаила (сатаны). И церкви, что окрасят свои купола в чёрный цвет (не монастыри)... то зло под маской добродетели. Продали святое, развили культ смерти. Что осталось от того, чему учил великий пророк Иисус? Ничего! Но свято чтят они Сатанаила, пьют кровь Иисуса и едят плоть его, и мёртвых лобызают. И то, что было свято... тепреь осквернено! А купола красят везде и всюду... ибо с церковной реформы 1960-х правят теперь тёмные. И ныне их время и великий разгул! Бог, он в сердцах наших и делах наших и посредники меж ним, это наносное. И не важно, к какой религии ты принадлежишь, важно помнить о том, что ты и Бог связаны через любовь, ибо Бог и есть любовь

В отличие от католических храмов, которые строили в соответствии с художественным стилем, господствующим во время строительства, православные храмы строили в соответствии с символикой православия. Таким образом, каждый элемент православного храма несет какую либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

СИМВОЛИКА ХРАМА

Форма храма

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов — Основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в рай.
  • Храмы в форме круга , как символа вечности, говорят о бесконечности существовании Церкви, ее нерушимости.
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду , приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом церковь свидетельствует о своей роли путеводительницы в жизни человека.
  • Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.
  • Существовали также смешанные типы храмов, соединяющие вышеназванные формы.
Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий много присваиваемых ему символических значений, одно из которых — якорь христианской надежды на спасение по вере в Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь Будущего Века .

Количество куполов

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
  • Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
  • Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
  • Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.
  • Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
  • Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Шлемовидная форма символизирует духовную брань(борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Рая.

Цвет купола

  • Золотятся купола у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам
  • Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящены Пресвятой Троице.
УСТРОЙСТВО ХРАМА

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Абсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Луковица - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра (лопатка) - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко — шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.


Колокольни, звонницы, колокола

Колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Ставилась рядом с храмом или включалась в его композицию. В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни наряду со звонницами стенообразного, столпообразного и палатного типа.
Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40-50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма. Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имели только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус был оформлен окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа. Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни. Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Звонница - это надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами; столпообразные - башенные сооружения с многогранным основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе; палатного типа - прямоугольные, с крытой сводчатой аркадой, с опорами по периметру стен.

Информация взята с сайта

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, - это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, - многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол - это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях - короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас - это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу - как к полноценному своду.

А вот , Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось - речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно - в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов - Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов - Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки - традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота - один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего - со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола . Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет - это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в , рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола . Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке - что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Похожие публикации