Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Темы по самообразованию для воспитателей развитие речи. План по самообразованию воспитателя«Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем. Логопедическое обследование детей моей группы показало ряд сложностей в развитии связной речи:

  • недостаточный словарный запас
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Основываясь на особенность развития наглядно-действенного мышления детей, я решила использовать в своей работе по обучению детей связной речи метод моделирования. Это позволяет детям эффективнее воспринимать и преобразовывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её.

Особенностью этой методики является не изображение предметов, а символов, что облегчает поиск и запоминание слов.

Цель: выявить эффективность использования приемов моделирования в развитии связной речи у детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Использовать в работе метод моделирования как эффективного средства развития связной речи: диалогическая и монологическая речь; составление рассказов по предметным, сюжетным картинам, картинам с последовательно развивающими событиями, творческое рассказывание, из личного опыта, пересказ сказок и рассказов, заучивание стихов.
  3. Подготовить:
  • презентацию или мастер-класс для педагогов на тему: «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»

Картотеки: таблицы, мнемодорожки, пиктограммы, предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки по русским народным сказкам, «Произведения для пересказа» , «Сюжетные, пейзажные картины» .

Изучаемая научно-методическая литература:

  1. Агеева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядно пространственного моделирования» , - Москва, 1984 г.
  2. Жукова Н.С. «Формирование устной речи» , - Москва, 1994 г.
  3. Венгер Л.А. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» , - Москва, «Просвещение» , 1989 г.
  4. Малетина Н, Пономарёва Л. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР» , - журнал «Дошкольное воспитание» №6 2004 г.
  5. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. «Обучение дошкольников пересказу» , - Москва, Центр педагогического образования, 2015 г.
  6. Строгова С.Ю. «Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования» , журнал «Логопед» № 8, 2010 г.
Исакаева Людмила Николаевна
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №60 «Дружная семейка» г. Альметьевск
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-09-20 ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС Исакаева Людмила Николаевна В плане описывается предстоящая работа педагога на учебный год по повышению уровня собственного развития и повышению качества своей работы.

Просмотреть свитедельство о публикации

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Тема: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность:

Федеральный государственный основной стандарт выдвигая требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

Владение речью как средством общения

Обогащение активного словаря

Развитие связной, грамматически правильной диалогической

и монологической речи

Развитие речевого творчества

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС.

Цель работы по самообразованию: повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи.

2.Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

№ п/п

Форма работы

Срок

Ожидаемый результат

Информационно-аналитический

этап

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «От рождения до школы» автор составитель В.И.Лободина. сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»; Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Работа с методической литературой по проведению артикуляционной гимнастики. Консультация учителя-логопеда. Анкетирование родителей

Сентябрь-октябрь 2016 г

Выявление у детей уровней развития речи. Изучить для всех возрастных групп задачи, условия, методику обучения по развитию речи. Совершенствование навыка и умения проведения артикуляционной гимнастики. Сбор информации о семейном воспитании детей. Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Внедрение в практику:

Проведение ООД и режимных моментов. Проведение ООД по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Проведение проблемной ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Кроша». Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи._ Проведение гимнастики для мимических мышц лица, игр по развитию слухового внимания и слуха «Звуковые часы», «Слышишь ли ты звук». Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Проведение игр по развитию речи «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?» Проведение ООД, артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, речевых дидактических игр «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Буратино!»; проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая игрушка». Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества». «8 Марта». Разучивание стихотворений, песен. Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС._ Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина) Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Письменные рекомендации для родителей дошкольников, посещающих старщую группу детского сада. Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций

Октябрь-апрель 2016г.

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, двигательной активности детей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие мимических мышц и подготовка артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха и внимания . Отработка у детей четкой дикции и интонаций. Воспитание эмоциональной отзывчивости . Обучение детей грамотно строить предложения, формирование умения соотносить слово с выразительными движениями, развивать внимание, память, активный словарь и звукопроизношение. Обучение детей умению составлять схему повествовательного высказывания. . Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. Обучение описательного рассказывания. Пропаганда логопедических занятий.

Представление опыта работы

Выступление на педагогическом совете

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Теремок» п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области

Перспективный план

по самообразованию

на тему : « Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая группа)

Разработала: Лаврикова Е.А.,

воспитатель первой

квалификационной категории

2014 г.

Актуальность темы:

Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь. Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.

Цель: Р азвитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми;

З адачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;

Развивать монологическую форму речи;

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Конкурс чтецов.

Май

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов (прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Список использованной литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;

- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».

2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:

- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.

-Что летом родится, то зимой пригодится.

- Без шубы и валенок - и зима без конца.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Хороший снежок урожай сбережет.

-Мороз ленивого за нос хватает.

-Солнце на лето, зима на мороз.

3. Знакомство с потешкой «Продавец книг», считалкой:

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.

4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например):

Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Сидит девица в темнице

А коса на улице

(Морковь)

5. Чтение и беседы по рассказам:

- «Четыре желания» К. Ушинский.

- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.

- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.

- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.

6 . Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Зима».

- «Зимние забавы».

7.

- «Катание на лыжах».

- «Зимние забавы».

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- С. Есенин «Поет зима – аукает».

- С. Есенин «Пороша».

- С. Есенин «Береза».

- «Зимовье зверей».

- «Снегурочка».

- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Снежинки»;

- «Погреем пальчики»;

- «Дед Мороз»;

- «Фонарики»;

- «Огоньки».

- «Лошадка»;

- «Качалочка»;

- «Змея»;

- «Киска сердится»;

- «Часики»;

- «Маляр».

13. Дидактические игры:

- «Читаем сами»;

- «Логопедическая ромашка»;

- «Читаем с ударением»;

- «Сочини предложение»;

- «Противоположности»;

- Новогодний театрализованный праздник.

- Настольный театр «Зимовье зверей».

- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».

- «Театр теней». Драматизация

- «Воспитание ответственности у детей».

- «Застенчивость».

- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

- «Причины неготовности детей к школе».

- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».

16. Беседы с родителями:

- «Здоровый образ жизни в семье».

- «Анкетирование родителей на тему «Готовность семьи к обучению ребенка в школе».

17. Папка передвижка:

- «Развитие речевого дыхания».

- «Связная речь».

1. Внести в речевую зону:

- дидактические игры: «Сложи слово», «Сочини сказку», «Азбука», «Букварик»;

- сюжетные картинки («Веса», «Птицы прилетели»);

- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);

- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;

- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.

- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;

- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Рсческа», «Комарик», «Блинчики», «Лягушка».

2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:

- Весной трех погожих дней подряд не бывает.

- Весна красна цветами, а осень пирогами.

- Весенний дождь лишним не бывает.

- Весною сутки мочит, а час сушит.

- Весною сверху печет, а снизу морозит.

- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

- Матушка весна всем красна.

- Пришел марток- надевай семеро порток.

  • - Сколько проталинок, столько жаворонков.
  • - Увидел грача - весну встречай.
  • - Хороший год по весне видно.
  • - Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
  • 3. Знакомство с потешкой «Кем я буду?», считалкой:

Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!

3. Разгадывание логических загадок (например):

- Сколько горошин может войти в один стакан?

(Нисколько, т.к. горошины не ходят)

- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?

(Желток не может быть белым)

- Из какой посуды нельзя ничего поесть?

(Из пустой.)

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам:

- «Весна».

- «Птицы прилетели».

6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий:

- «Рыболовы».

- «Маша и цыплята».

- «Спасение птенцов».

7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:

- «Играющие собаки» К. Ушинский.

- «Сыновья» В. Осеева.

- «Помощница» Е. Пермяк.

- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.

- «Торопливый нож» Е. Пермяк.

8. Чтение и заучивание стихотворений:

- Ф. Тютчев «Зима не даром злится».

- Э. Успенский «Если был бы я мальчишкой».

9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:

- «Журавль и цапля».

- Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

- «Петушок и бобовое зёрнышко».

- «Пряничный домик».

10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:

- «надуем шарик»;

- «запасливые хомячки»;

- «Пузыри»;

11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:

- «Цветок»;

- «Заморозим ладошку»;

- «Трубач»;

- «Свеча».

12. Артикуляционная гимнастика:

- «Тесто»;

- «Чистим зубки»;

- «Рсческа»;

- «Комарик»;

- «Люгушка»;

- «Блинчики».

13. Дидактические игры:

- «Придумай рассказ про…»;

- «Сложи слово»;

- «Азбука»;

- «Букварик»;

- «Сочини сказку»;

- «Что означает выражение? или Пословица»;

14. Театрализованная деятельность:

- Настольный театр.

- Театрализованная неделя (последняя неделя марта».

15. Консультации для родителей:

- «Речевая готовность ребенка к школе».

- «Выбор школы для детей, идущих в 1-й класс».

- «Адаптация детей к школе».

- «Портрет будущего первоклассника».

- «13 вредных советов для родителей

будущих первоклассников».

16. Беседы с родителями:

- «Памятки для родителей по обучению связной речи».

- «Круг чтения детей семилетнего возраста».

17. Папка передвижка:

- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».

- «Как избежать школьных неудач» .

Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:

- занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры – инсценировки;

- досуговые игры;

- подвижные игры;

- музыкально-хороводные игры;

- наглядно – информационный метод;

- анкетирование родителей;

- проведение родительских собраний;

- оформление уголка «Для Вас, родители»;

- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.

Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Перспективное планирование

месяц

Форма работы

самореализаци и

С детьми

С родителями

сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах

Работа с методической литературой.

Изучение мониторинга по программе «Детство» автор составительТ. И. Бабаева

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи»

Мониторинг по образовательной области Развитие речи

Проведение НООД и режимных моментов

Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении.

Родительское собрание

октябрь

Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников»

Беседа с детьми «Моя любимая игра»

Консультация для родителей Роль игры в развитие речи дошкольников».

Анкетирование

«Игра в развитии речи вашего ребенка»

ноябрь

Составление памяток для родителей

по данной теме

Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей

Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми.

Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми.

Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

Похожие публикации