Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Вход в дом веды традиции. Деревянные дома. Приметы и суеверия

У славян издревле существовала своя система представлений об устройстве дома. К сожалению, она почти всеми забыта и до наших дней дошла лишь в виде отдельных примет и суеверий. Мы знаем, что нельзя, например, садиться на углу стола, протягивать соседу нож и вилку острым концом, прощаться через порог и так далее. Правда, почему существуют такие запреты — не знаем. А это и есть маленькая частичка древней науки духовного развития и взаимосвязи всех явлений и объектов.

Во все времена дом считался гнездом, защитой от ненастья и зла. Не зря родилась пословица: “Дома и стены помогают”. Бескрайний мир космоса наши предки приближали к себе с помощью образов, строя свою жизнь в согласии с природными ритмами.

Вот несколько правил, которыми руководствовались наши предки при строительстве дома (дом — как в прямом, так и в переносном смысле). Строительство дома начинали на растущей Луне, то есть после новолуния. Одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора обязательно высаживали дерево.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку — она обеспечивала здоровье семьи.

Особое место в домах наших предков занимал порог. Его делали высоким и крепким. В в языческие времена под порогом хоронили после сожжения прах предков. С принятием христианства этот обычай ушел. Но придавать особое значение порогу не перестали — со временем его стали рассматривать как место обитания родовых духов. До сих пор сохранилась традиция — на пороге не разговаривать, хотя мало кто знает с чем именно связан этот обычай. А связан он именно с поверьями в духов, которые могут подслушать планы человека и помешать ему. Над порогом входной двери принято вешать или рисовать подкову — символ счастья или христианский крест как защиту от плохой, негативной энергии.

Прихожая должна быть просторной и светлой, ведь это первое помещение, в котором Вы встречаете гостей и в которое Вы входите, возвращаясь домой. Через прихожую происходит обмен энергиями самого дома и внешнего мира.

Окна тоже связывают нас с окружающим миром — их нужно ориентировать на солнечную сторону. Восток и юг символизируют жизнь и тепло. Поэтому лучше, чтобы окна комнат и спален выходили на юг и восток, а входная дверь, кухня, ванная комната и туалет — на запад и север.

Центральное место в любой русской (да и вообще, в славянской) семье занимала печь. Впоследствии ее роль перешла к кухне. Так сложилось, что здесь всегда кипит жизнь: семья собирается за обедами-ужинами, разговаривают с забежавшей соседкой, воспитывают детей, ведут задушевные разговоры с друзьям, кто за кружкой пива, кто за чашкой чая. Здесь же, по старинным поверьям, живет дух-хранитель — домовой. Поэтому кухня должна быть красивой и чистой. На кухне, как в самом обитаемом месте дома, можно развесить символы-обереги: декоративные ключики — символ приданого, богатства, ложки, символизирующие сытную жизнь; топорики — знак языческого Перуна — покровителя урожая; свистульки, бубенчики, венички, лопатки — все это защита от разных бед. Ну а если нужны детские обереги, то это кукурузные початки и шляпки высушенного подсолнуха.

Стол по славянским обычаям соединяет в доме два пространства — жилое и рабочее, и на его главной стороне — под иконами — сажают хозяина-кормильца. На стол раньше ставился самовар, покрытый красивой куклой-грелкой, сшитой руками хозяйки дома, старшей женщины в семье. Кстати, у славян кукла имела глубокий смысл — она оберегала и внешне походила на идола. Берегиню (пышную куклу) помещали еще и над крыльцом, а также на окнах. В старину верили, что кукла охраняет детский сон. Ее наряжали, но лицо кукле никогда не рисовали. По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла навредить. Многие куклы наполнялись зерном — символом благополучия и здоровья. Дом без игрушек считался бездуховным и пустым.

Самыми популярными “оберегами” и украшениями дома в славяно-русской культуре были нарядные льнотканые полотенца. Ими украшали образа, кухню и даже спальню. Полотенце — символ человеческой жизни, линия судьбы.

А вот зеркало символизирует денежное благополучие. Его следует повесить рядом со столом в гостиной или на кухне — оно привлечет достаток в дом.

В последнее время стало очень модно украшать зеркалами спальни. Однако, ни в коем случае нельзя вешать зеркало возле кровати: зеркало, висящее возле кровати способно разрушить вашу жизнь и отобрать ваши силы и энергию. Не следует вешать над кроватью также полки, шкафчики или картины с негативными изображениями или сюжетами. Впрочем, если вспомнить народную мудрость “даже незаряженное ружье раз в сто лет стреляет”, то шкафчики и картины, даже с самыми позитивными изображениями, вешать над постелью тоже не стоит: не ровен час — оборвутся и упадут Вам на голову.

А вот невинные домашние цветы в горшочках — герань, алоэ, нежные фиалки — будут очень кстати где-нибудь поближе к кровати. Наши предки вообще придавали большое значение растениям, которые и лечили, и кормили-поили. Их использовали как обереги. Например, папоротник, лилии, ноготки, можжевельник выращивали у входа, чтобы защитить дом от злых духов и сглаза.

В нашей славянской культуре существует свои понятия об устройстве дома. Мы знаем, хотя давно не помним откуда, что веник надо держать помелом вверх, что нельзя садиться на углу стола, прощаться через порог, крутить в руках шапку, протягивать соседу нож острым концом и так далее. У нас своя самобытная история, нам есть чем гордиться и есть что почерпнуть из знаний наших предков. Русь – великая держава со своими традициями и обрядами. Русские мастера – гении любимого дела, которые знали толк в строительстве крепких добротных домов из древесины. Именно дерево считалось символом красоты, жизни, величия, которое дарило своим хозяевам тепло и уют. Дом для русского человека был не только кровом, но и настоящим комплексом традиций.

Невозможно переоценить влияние атмосферы нашего дома. Огромную часть нашего времени мы проводим дома. Около восьми часов в сутки мы проводим в постели и остальное время на работе. Атмосфера, обстановка и энергия места влияют на наше настроение, уверенность в себе, отношения с домочадцами и на наш успех в жизни, на то, как мы себя чувствуем на работе. Замечаем ли мы, как по-разному себя чувствуем, заходя в разные помещения? В одном легко дышится, чувствуется какое-то светлое движение воздуха, улучшается настроение, вы получаете удовольствие и расслабляетесь, находясь там. А в другом — с порога на вас обрушиваются плохие предчувствия, нехорошие запахи, темные, неприятные ощущения. Нам хочется поскорее покинуть этот дом. Так что грамотный подход к обустройству жилья никогда не будет излишним.

Так руководствуясь опытом и поверьями предков следует одновременно с закладкой фундамента посреди будущего двора посадить дерево. Раньше сажали березу или рябину, очень красивые и грациозные деревья. Вообще все деревья наши предки наделяли определенными свойствами:

черное дерево символизировало способности к магической защите,
дуб - силу и удачу,
сосна - деньги и выздоровление,
вишня - любовь,
кедр - долголетие,
клен - любовь и материальное благополучие,
орех - здоровье.

С незапамятных времен осталась примета: чтобы обеспечить счастье и богатство, под углы первых бревен клали клочки шерсти, зерно или деньги. Перед тем, как настилать потолок, к основе привязывали вывороченный медвежий полушубок и каравай хлеба, пирог или горшок с кашей, а в переднем углу устанавливали зеленую ветку - она «обеспечит» здоровье семьи.

Согласно славянским верованиям, разные предметы в доме имели свое значение – одни отводили беду от семьи, принося счастье и благополучие, другие предметы накликали несчастье; от таких вещей, конечно, стремились избавиться.
Например, никогда не давали в долг «счастливые» предметы, иначе можно было потерять их благосклонность, а огонь всегда был символом жизни и достатка. Лапти - дар домовому дома. Обычно ими украшали кухню. Веник помогал содержать дом в чистоте, чеснок и перец выгоняли нечистую силу, домашняя выпечка и горшок с гречневой кашей символизировали хлебосольность и достаток. Мешочек с можжевельником помогал освободиться от дурных мыслей. Лапти всегда ходили парами — оттого свидетельствовали о прочности семейных связей.
Но, пожалуй, самая важная черта дома в славянских традициях – это атмосфера уюта, достатка, благополучия и лада, основанных на традициях, почитании предков и семьи.

На Руси верили в огненный дух, который хранил домашний очаг. С печью особенно были связаны приметы, предвещавшие благополучие семьи. Многие делали на стене над печью отверстие, что бы в определенный день в него проникали лучи восходящего солнца, которые сулили мир и добро в доме. Можно предположить, что изба располагалась таким образом, что подобное чудо встречалось раз в один из праздничных дней на Троицу или Пасху. Печи не только служили для приготовления пищи и тепла, но и являлись настоящим произведением искусства, прекрасно вписываясь в интерьер. Печь-каменка в изразцах – поистине захватывающее зрелище, шедевр ручной работы. Весь интерьер избы был целостным, общий стиль задавал тон помещению. По нему можно было понять: богат человек или беден, какой склад у него характера, чистоплотна ли хозяйка.

Красный угол дома – самое нарядное и парадное место, символический центр, на который каждый входящий сразу же обращал внимание. И оформлялась эта часть дома не только для того, что бы любоваться самому, но и для приходящих гостей. Обычно красный угол располагался по диагонали от печи, и их могло быть несколько в комнате. Все вещи ставились на стол или полочку, покрытые расписными полотенцами.


Спорный участок

Участок земли, о праве владения которым шёл спор, считался неблагоприятным местом для возведения дома. Этот обычай имеет вполне рациональное объяснение, хотя бы по той причине, что исход тяжбы неизвестен, а потому все затраты могут оказаться напрасными. С другой стороны, спорный участок является границей, межой, которая разделяет две территории, не относясь при этом ни к одной, ни к другой из них. Издревле такие места (а иногда целые районы) чуть ли не повсеместно считались неблагоприятными, поскольку нечто, что не находится ни там, ни здесь, связано с потусторонним миром и отчасти принадлежит ему, а значит, дом, построенный на спорной территории, может стать доступным для духов, в том числе и злых.

Ещё одно возможное объяснение связано со следующим любопытным наблюдением. Границы, в том числе и межевые, зачастую проходили по энергетическим структурам на поверхности земли, то есть именно там, где строить жилой дом избегали по определению. Запрет на строительство на спорной земле или на границах является общим и для России, и, фактически, для всей Европы (например, в Ирландии "...существуют запреты на возведение домов или других сооружений, пересекающих тропинки фей )". Думаю, он восходит ещё ко временам индоевропейской общности.

Дом и сырое мясо

В разных точках участка, где предполагалось начать строительство, на достаточно высоких шестах подвешивали примерно одинаковые по качеству куски сырого мяса. Непригодными считались те места, на которых мясо портилось в первую очередь.

Что обусловливало разную скорость порчи мяса - даже тех кусков, что были помещены недалеко друг от друга, в точках с примерно одинаковыми внешними (рельеф, влажность, освещённость) признаками?

Возможно, в этом случае ведущую роль играют не очевидные, но скрытые (энергетические, информационные), так называемые «тонкоэкологические» факторы? Факторы-невидимки... Честно говоря, очень хотелось бы провести эксперимент.

Близкий, видимо, «родственник» русского обычая развешивать сырое мясо был известен и древним римлянам. Он описан классиком архитектуры, древнеримским архитектором Марком Витрувием Поллио в его знаменитом десятитомном трактате «De Architectura». Чтобы выбрать место для разбивки города, следовало на избранной территории устроить пастбище. По прошествии некоторого времени животных забивали и затем тщательно исследовали их внутренности. Если у большинства из них оказывалась поражённой печень, выбранное место признавалось «нездоровым» и следовало искать другое.


Гром, молния и водная стихия

Не принято было строить дом и там, куда когда-то била молния, или в месте, где люди некогда жили, но покинули его из-за болезней и наводнения.

Собственно геомантические обоснования запрета строить дом в затопленном некогда месте отыскать трудно. Возможно, дело только в опасности повторения трагедии.

Что же касается молний, то, занимаясь геомантическими исследованиями и постоянно выезжая в полевые экспедиции, мы обратили внимание на то, что многие районы обладают своеобразным микроклиматом. Известны нам и места, где деревья почти сплошь побиты молниями. Повышенную частоту ударов молнии в одну точку несложно объяснить, если точка расположена на холме или кургане. Если же речь идёт не о господствующей высоте, остаётся предполагать, что молнии бьют в землю над скоплениями подземных вод или металлосодержащих пород.

По ассоциации вспоминается с древнейших времен распространённая по всей Европе примета: «Не ложись спать на водяной жиле». Действительно, именно подземные воды, а иногда и руды, образуя геопатогенные зоны, служат причиной нездоровья. Отчасти именно поэтому, возможно, появился ещё один способ выбора места для дома, связанный со старинным способом обнаружения подземных вод.

На ночь в нескольких местах на участке оставляли перевёрнутые кверху дном сковороды или металлические противни (листы). Утром, на восходе солнца, их поднимали, смотрели, на которых из них влаги собралось больше. Обильная влага на дне посуды свидетельствовала о том, что в этом месте проходит подземная водная жила. Именно такие места и полагали наиболее подходящими для рытья колодцев. Соответственно на них не стоило ставить дом, причём не только потому, что из-за повышенной влажности брёвна сруба станут подгнивать, но и потому, что люди будут, по меньшей мере, плохо спать и просыпаться с головной болью.

Кровь и аварии

Нельзя было строить дом и на том месте, где были найдены человеческие кости, кто-то поранился до крови, где опрокинулся воз или сломалась оглобля.

Уважение к кладбищам, не говоря уже о страхе потревожить покой не по правилам (или по незнакомому обычаю) захороненных покойников, - факт известный и широко распространённый. Он, наверное, достаточно хорошо знаком большинству читателей. А вот запрет, связанный с травмами и, говоря технически, авариями, кажется очень интересным. Это теперь, при бурном развитии транспорта, мы стали обращать внимание на многочисленные участки дорог, которые словно бы притягивают к себе аварии и чрезвычайные происшествия.

Известны мне и современные дома, построенные в геопатогенных зонах, действие которых весьма своеобразно: люди там не столько болеют, сколько травмируются. Травмируются постоянно, как бы они, наученные горьким опытом, не береглись. Например, в Подмосковье есть многоквартирный жилой дом, в котором все жители одного из подъездов имеют постоянные проблемы с... ногами. Даже если они попадают в аварию где-то совсем в другом месте, то страдают, в первую очередь, ноги.


«Пациря»

«...Хозяин приносил с четырех разных полей по камешку (причем нёс под шапкой на голове, либо за пазухой у голого тела) и раскладывал их на избранном месте, помечая будущие углы. Сам же становился в центр перекрестья - в центр Вселенной, на место Мирового Древа - и, обнажив голову, молился, причем с непременным обращением за благословением и помощью к умершим предкам. Через три дня приходили смотреть камешки: если они оказывались непотревоженными, значит можно было строиться...» [Семёнова М. Мы - славяне. - СП6., 1997.]

Четырёхугольник должен был быть таким, чтобы длина стороны его не превышала девяти шагов (то есть около 4,5 м), что примерно соответствует, по нынешним представлениям, удвоенной длине ячейки сети Хартмана. Иногда вместо камней насыпали четыре кучки зерна и оставляли их до утра. Если к утру кучки оставались нетронутыми, то это - хорошее место. Молитва - «Пациря», обращённая к предкам, очевидно, дошла до нас из далёкого прошлого.

Нечто похожее знали и наши северо-западные соседи. Скандинавская «Сага о Кормаке» рассказывает, что перед постройкой дома необходимо провести гадание с целью выяснить, будет ли счастливым новое жильё. Если результаты нескольких повторных обмеров площадки совпадали, это значило, что жить здесь будет хорошо; если же результат повторных измерений оказывался меньше, то добра ждать нечего... Конечно, можно списать все возможные несовпадения и расхождения на несовершенство измерительных инструментов, но...

Строительная жертва

Строительная жертва (Bauopfer) была распространена повсеместно. [Байбурин А. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983.]
Перед актом закладки первого венца устанавливали деревце (символ Мирового Древа), срубленное или выкопанное с корнями, - берёзу или рябину. Некоторые на высоком месте водружали деревянный крест. Для этого брали кедр (Сургут), ёлочку с установленной на ней иконой (Верхняя Волга, Вологда), дубок (Калуга), рябину (Дмитров), а порою - самый высокий репей (Тула)...

«В качестве строительной жертвы использовались у восточных славян конь, петух, курица. Возможно, рогатый скот... Жертвы петуха и курицы были очень распространены вплоть до последнего времени, а жертва коня зафиксирована в прошлом веке лишь на Украине». [Там же.]

От частных информаторов мне довелось услышать об обычае закладки под разные углы дома строго определённых жертвенных предметов. Речь шла о лягушке, петухе, медной монете...

Если отбросить сомнения в достоверности этих сведений, то можно предположить, что эти, столь разные, жертвы имеют глубокий скрытый смысл и должны быть размещены только под соответствующими углами постройки. Под углы дома закладывали и предметы, имевшие охранительное и символическое назначение, например, золотые червонцы или серебро. Мне доводилось встречать немало таких «правильных» домов...

Дом - Вселенная

Наши дома - это зеркальное отражение нас самих. Они отражают наши интересы, наши убеждения, наши сомнения, наш дух и наши пристрастия. Они говорят о том, как мы ощущаем себя и мир вокруг нас. Дом - это больше, чем комфортное н безопасное пространство. Это место, где вы можете встретиться лицом к лицу со вселенной. Это точка пересечения пространства и времени, которая принимает энергию или отражает её. (Д. Линн, «Священное пространство»)

Дом мыслится не просто сооружением, цель которого - укрыть от непогоды, холода, врага и обеспечить более комфортные, нежели вне его, условия существования.

«Крестьянский дом обычно строился как модель Мира. Печь представляла собой землю, а противостоящий ей красный угол с иконами - Солнце и Бога на небе...

…Ближе всего к жерлу печи находится женский угол (кухня). Женская, рождающая стихия, действительно, связана с печью-землей.

Помимо прочего, вызывает интерес символика центрального столба, который является осью коловращения Мира. Он также может быть представлен как некий центральный принцип, объединяющий Черного бога земли и Белого Бога, сопоставляемого с небом. (Белкин И. Как выглядел Черный Бог? // Мифы и магия индоевропейцев - М., 1997.- Вып.4)

Иными словами, дом, жилище можно рассматривать как подобие «особого места», или места Силы, обладающего заданными свойствами, функциями, которые можно условно обозначить как «охрана и защита».

Можно проследить схему планировки, общую как для дома (двора) и населенных пунктов, так и для мест, где возводили культовые сооружения. В каждом случае использовались ритуалы, которые, если и отличались в деталях, несомненно, были тождественны в главном, поскольку выражали одну и ту же идею. Различие вытекало из функционального назначения, хотя жилище также могло выступать и в качестве культового сооружения: известно, что в дохристианские (да и в позднейшие) времена значительное количество обрядов проходило внутри дома под руководством главы семьи.

«Внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств. Речь идет не только об узкосемейных делах вроде крестин, постригов, сватовства, свадьбы, похорон.

Почти все общесельские или общеплеменные многолюдные соборы и события проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего коника.

Новые гадания и заклинания будущего урожая, колядки и щедровки, маскарады, медвежьи комоедицы, масленичные разгульные пиры с блинами, обряды, связанные с первым выгоном скота, празднование урожая и многое другое - все это начиналось в каждой семье, внутри дома, где глава семьи («князь» по свадебной терминологии) выполнял функции жреца и руководил всем праздничным церемониалом». [Рыбаков Б. Язычество древней Руси. - М., 1991.]

Недаром утверждение «дом мой - храм мой» было одним из главных тезисов средневековых еретиков-стригольников. Нечто подобное находим мы и у старообрядцев. Сооружение и ориентация жилища в пространстве, как мы уже знаем, обычно сопровождались многочисленными магическими действиями, регламентировались временными и иными правилами и запретами.


«Засулье состояло из двух порядков домов. Оба порядка выходили окнами к реке, потому что это был юг. Этому особенное значение придавалось здесь, на Севере». (Круглова О. Мой Север // Панорама искусств. - М., 1986. - Вып.9)

Не исключено, что такой обычай насчитывает не сотню лет, а тысячелетия. Здесь воедино переплелись и сугубая утилитарность, и присущее человеку стремление к красоте, и символика архаических верований. Древние дома-землянки не имели окон, а южная сторона светлее, чем все остальные, поскольку оттуда светит Солнце. Но в то же время ориентированный выходом на юг дом лучше защищён от неблагоприятных воздействий - от «злых духов».

Сакральную символику несёт также и двор. Это можно проследить, скажем, по обрядовым песням.

«Как ходила Каледа окануне рождества,
Как искала Каледа николаева двора!
Как пришла Каледа к Николаю на двор.
Николаев-он двор, он не мал, не велик:
На семи верстах, на восьми столбах,
На восьми столбах - на высоких кораблях!
Столбы точеные, позолоченные!
А вокруг его двора - железный тын,
На каждой тычинке - по замчужинке».

(Цит. по: Розов А. К сравнительному изучению поэтики календарных песен // Поэтика русского фольклора. - Л., 1981. - (Русский фольклор. - Т. ХХI))

В приведенной кодядке интересно не только описание устройства двора, но и упоминание имени его хозяина: «Николай» - достаточно распространённое мужское имя, которое, однако, устойчиво ассоциируется с соответствующим святым. О передаче функций и атрибутов древних языческих божеств христианским святым говорено уже немало, в том числе - и о наделении Николая Угодника некоторыми атрибутами Велеса... То есть в данном случае имя - выражение, скорее, архетипа, чем конкретной личности или святого.

Логично предположить: у «правильно поставленного» дома должна быть какая-то особенная пространственная ориентация, его размещение относительно энергосиловых структур на поверхности земли (сетей Хартмана и др., значимыми элементами которых являются полосы и узлы - точки пересечения полос) может быть аналогично, например, той, которую обнаружил профессор П. Поддар в Гималаях. (Poddar P. Mysterious energies in and around us // Architecture & Design. – Delhi , 1991) По его сведениям, дом размещали с таким расчетом, чтобы каждое из внутренних его помещений оказывалось внутри ячейки геобиологической сети.

Обереги дома


Особенное отношение к дому одинаково сильно развито в традиционных культурах всех народов мира. В ряде случаев можно говорить даже о сакрализации целого населённого пункта как своеобразного «родового» или «племенного» дома. Индоевропейцы - а значит, и славяне, - не исключение. Культ дома сам по себе очень древний; столь же почтенен и возраст представлений о необходимости защиты дома от вторжения невидимых недругов.

Жилище, возникающее как средство защиты человека от опасностей окружающей среды, само начинает нуждаться в защите: «...Идея охраны стен, окон и кровли жилища при помощи магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. (Рыбаков Б. Цит. соч.)

Можно добавить, что упомянутая «идея охраны» продолжает существовать до сих пор, принимая иной раз среди увлекающихся, скажем, биоэнергетикой горожан совершенно парадоксальные формы... Но не об этом речь.

Не только обитателей дома, но и дом как таковой, защищали при помощи оберегов.

«... Я мысленно перенеслась в далекое прошлое, когда, действительно, дом со всех сторон охраняли стражи, обереги, древние символы и люди верили в их магическую силу. Да и сейчас, стоит только приглядеться, - следы этих языческих верований мы всюду увидим вокруг себя, словно вся деревня заполнена древними духами.

Над крышами огромных северных домов возвышаются охлупни в виде коней и утиц. По преданиям, они хранят весь дом. Конькам с высоты видны все фасадные окна дома, а их очень много - четыре избы на фасад, а окон, значит, шестнадцать...

Боковые фасады, которые имеют огромную протяженность, где тоже прорезано много окон и оконцев и где расположено парадное крыльцо и все хозяйственные входы в дом, - находятся под надежной охраной куриц, которые выступают из-под стока крыши настоящим строем...

На заднем фасаде дома, где взвоз, стоки имеют такие же широкие раструбы, так как каждый сток составлен из двух колоссальных деревьев, вершинами вместе, длины одного дерева не хватило бы. И весь этот могучий желоб держат на своих спинках курицы. Их очень много. (...) Но это еще далеко не вся охрана дома.

Мне думается, что и массивный столб, в который врубалось высокое северное крыльцо, когда-то тоже был оберегом главного входа в избу.

Кроме того, все двери и калитки домов сохранили круглые, как солнце, кованые кольца, над входами висят конские подковы, перед крыльцами здесь, в Засулье, как и в других местах, любили класть круглый камень - часто это был старый жернов. Таким образом, дом со всех сторон обступали духи." (Круглова О. Цит. соч.)

Итак, магическая защита дома осуществлялась посредством правильного его размещения в пространстве и соблюдения специальных ритуалов при выборе места и строительстве, а после постройки при помощи разного рода символических изображений.


Если дом есть «мини-модель» Вселенной, то орнаменты, украшавшие его, были, прежде всего, призваны наглядно показать его подобие и тождественность всему Мирозданию. Очевидно, именно поэтому знаменитая резьба, украшающая и поныне северные избы (не только, впрочем, избы, но и многие деревянные, а впоследствии - каменные храмы), фактически служит иллюстрированным отображением традиционного представления наших предков о мире.

Правильно построенный дом с изображением идеального миропорядка сам по себе должен был служить наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей. А защищаться было от чего...

«В лето 6600. Предивно бысть чюдо Полостьце, в мьчте: бывьши ночи, путън станяше, по улици яко человеци рищуще беси. Аще къто вылезяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвен будяше невидимо от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху излазити ис хором. По семь же начаша в дьне являтися на коних и не бе их видети самих, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди полотьскыя и его область. Тем и человеци глаголаху яко навие биють полочаны». (Описание событий в Полоцке в 1092 г. из Радзивилловской летописи приведено по: Б. Рыбаков, цит. соч.)

Официально принято считать, что таким образом летописец описал моровое поветрие. (См.: Рыбаков Б., цит. соч.) Может быть, но лично мне это описание более всего напоминает колоссальный по мощности полтергейст (герм. миф.: гном; домовой): иначе, откуда бы могли взяться копыта «конь их» - то есть видимые следы и топот (тутън)? Да и что может считаться «чудесным» в моровом поветрии даже с точки зрения человека XI века?

Впрочем, некоторые изображения, действительно, выполняли оборонительные функции. Таковы резные или рисованные кресты, традиция изображать которые представляется гораздо более древней, нежели их христианское наполнение. Нечто похожее мы находим в Западной Европе: Найджел Пенник в «Магических алфавитах» сообщает о старинных домах, на стены которых нанесены (или даже «встроены» в саму конструкцию стен) руны Гебо, Беркана, Ансуз, Лагуз и т.п., обеспечивая тем самым магическую защиту дома от внешних посягательств. (Пенник Н. Магические алфавиты. - Киев: София, 1995)

Аналогичным образом старались защитить и двор. На шестах забора развешивали камни с дырками - «куриных богов». Недаром полагают, слово «куриный» - видоизменённое «чуриный», то есть имеющий отношение к Чуру, или Шуру, божеству или духу предков (возможно, и просто некоему связанному с предками понятию). Немаловажно, что «чур» одновременно означает и «межа», «граница». Иными словами, можно говорить о Чуре и как о духе предка - охранителе, и как о божестве межи.
Глиняные горшки и крынки, которые в русских деревнях и сёлах доныне вывешивают на заборах и плетнях, также имели охранительное магическое значение. Считается, что таким образом можно было отгонять хищных птиц и уберегать птиц домашних. Но уж очень тесно - и едва ли случайно - этот обычай перекликается с западноевропейской традицией размещать вокруг дома ловушки (или бутылки) для ловли недобрых духов.

Ловушки для духов, широко применявшиеся в древности для защиты отдельных домов и целых населенных пунктов, имели вид специальных устройств, бутылочек, хитро сплетённых сетей и тому подобных конструкций. Именно они, как мне кажется, стали прообразами нынешних защитных устройств, что широко применяются для устранения вредного влияния патогенных зон.

Живая традиция дома

В поисках следов древней русской традиции мы обычно устремляемся в глубинку, на Север, в Сибирь... Откуда, дескать, взяться им, этим следам, в самом центре России, где почти всё (или поголовно всё) население превратилось, как считают многие, в «Иванов, не помнящих родства»? Но если Традиция - нечто живое, непрерывное и всегда - скрыто ли, явно - присутствующее в нас и вокруг нас, искать нам надлежит не следы её, но проявления. А для этого - задумайтесь! - вовсе не обязательно ехать за тридевять земель.

Вот, например, немало разъезжая по Подмосковью, я часто встречаю в деревнях и сёлах старые и не очень дома, многие из которых могли бы послужить образцами для исследователей-историков, этнографов или для художников, использующих в своём творчестве традиционные мотивы. Такие дома можно встретить в самых разных местах Московской области, причём не только где-то на её окраинах, но, порою, у самой МКАД. Одни из них интересны не совсем обычной планировкой, другие - предивным резным узорочьем, третьи украшены знаками и оберегами, да какими…

Об одном из таких «просто украшений» и пойдёт речь.


…Лет пятнадцать назад я впервые оказался около небольшого хуторка под городом Серпуховом. Хуторок как хуторок, вполне российского вида: несколько домов, сараюшки, покосившиеся заборы... ну, в общем, всё, как полагается. И единственным, что привлекло моё внимание и запомнилось, было не совсем, с тогдашней моей точки зрения, обычное оформление крыльца одного из домов. Тогда, признаться, в памяти моей отложилось лишь то, что над входной дверью было помещено довольно занятное резное изображение.

На обшитой досками крашеной стене дома почти под самым коньком крыши крыльца неизвестный мастер разместил три резных рельефа. Выполнены они в технике накладной резьбы, достаточно просто - не сложнее, чем флюгеры, которые иные любители украшений нередко ставят на крышах дачных домиков. Две круглые розетки в виде цветка, расположенные одна над другой, а между ними - фигурка человека. Что, казалось бы, проще?

Лишь спустя немало лет я понял смысл и осознал всё значение увиденного. Всякий, кто имеет некоторое представление о традиционной русской символике, без особого труда распознает в этой резьбе не просто симпатичное украшение, но достаточно хитрую композицию, являющую собой не что иное, как традиционный домовой оберег, таящий в себе отголосок представлений наших предков о мире и о месте человека в нём.


Верхняя розетка восьми-, нижняя - шестилучевая. Самым логичным кажется предположение, что вся композиция в целом есть символическое изображение трёх миров: верхнего, среднего и нижнего. Такая модель характерна для большинства традиционных культур. Вверху - солнце, ниже - человек, ещё ниже... Стоп! Нижняя розетка также выполнена в виде солнца. Точно такие же или подобные солнца в изобилии встречаются на полотенцах северных изб. (Полотенце - здесь: элемент отделки традиционного русского дома в виде плоскорезной доски, находящейся на стыке двух скатов кровли.) Но почему мастер изобразил два солнца?

Быть может, для того, чтобы беда не могла проникнуть в этот дом ни летом (верхняя розетка может символизировать солнце «летнее»), ни зимой (тогда нижняя розетка будет изображением нижнего, «зимнего» солнца)? В этом случае человеческая, точнее, женская фигурка оказывается, например, кем-то вроде берегини. Как бы то ни было, перед нами - не просто украшение, а ещё один вариант домового оберега. Я не склонен утверждать, будто такого рода оберег является чем-то уникальным, но ничего подобного на домах в соседних сёлах и деревнях отыскать не удалось.

Мне бы, наверное, никогда не пришло в голову писать об этом обереге, когда бы не одно примечательнейшее обстоятельство, а именно, возраст дома, о котором идёт речь. Логично ожидать, что встретишь подобное изображение на домах старых, построенных, скажем, в девятнадцатом или, па худой конец, в начале ХХ века. Но, по словам обитателей, дому и, соответственно, изображению немногим больше… полувека.

В нём живут те самые люди, для которых этот дом и строился. Однако объяснить, что именно означает изображение, они не могут. Задумали строиться, нашли умельца, он дом поставил, резьбу на фасад поместил: заказчикам поправилось, вот и всё...

Хозяева не помнят имени плотника, ставившего дом. Ещё бы: по меркам человеческой жизни полвека - немалый срок. Мы же вечно спешим куда-то и нередко не в состоянии вспомнить имён людей, с которыми встречались неделю назад. И всё-таки продолжают жить среди нас те, чья память хранит гораздо больше знаний, нежели наша. Им не так важно, чтобы мы помнили их по имени, им куда нужнее нечто другое. В данном случае, думается мне, неизвестный мастер более всего хотел, чтобы жилось в доме, построенном им, хорошо и счастливо.

Станислав Ермаков
http://www.velesova-sloboda.org/heath/russianhouse.html
http://zdravomislie.ru/opitpredkov/narodnie-primeti/237-slavyanskij-dom-1-vybor-mesta-.html?start=4

Дом для каждого из нас – это место, куда хочется приходить. Дома человек отдыхает душой и телом. Там его ждут родные и любимые люди. Там он принимает пищу, растит детей. И неудивительно, что древние славяне очень большое внимание уделяли грамотному строительству своего жилья. Мужчина всегда был в образе домостроя, а женщина – хранительницы очага, домашнего уюта. Основные данные о том, в каких постройках жили наши предки, мы получаем из письменных источников, а также от археологов.

Как только славяне появились и начали свое расселение по необъятным просторам Европы и современной России, они жили около рек. Согласитесь, что источник воды рядом был большой необходимостью в хозяйстве. Конечно, первое жилище славян было очень примитивно. О нем не сохранилось много данных. В некоторых источниках описывается, что вся община (пока еще существовал общинный строй) жила в постройке, очень длинной, вдоль берега водоема.

Жилища восточных славян были построены из дерева. Других материалов в то время еще, конечно, не существовало. Но славяне использовали далеко не все виды деревьев для строительства. Ведь некоторые считались опасными и приносящими беды и несчастья. Оптимальными породами для построек были хвойные (ель, сосна). Они и защищали дом от излишней влажности, и были полезными. Ни в коем случае наши предки не пускали в ход осину. Она считалась нечистым деревом.

Другим важным условием было то, какого возраста дерево и где его срубили. Во-первых, нельзя было рубить деревья с кладбища. Во-вторых, нельзя было брать слишком молодое или слишком старое дерево. В-третьих, нельзя было использовать ствол дерева, имеющего дупло, наросты или необычную форму. Так как рубка деревьев у славян была сродни убийству человека, то обязательно приносили жертвы природе.

После того, как дерево было срублено и доставлено на место будущего строительства, его нужно было обработать. Для начала сщичали кору и отрубали сучья. Так дерево оставляли на некоторое время, чтобы его покинули древесные духи. Основным инструментом при строительстве бы топор. Хоть у германских племен в то время уже были пилы, но от них дерево быстрее портилось, и на нем появлялись трещины.

Существовали определенные правила при строительстве жилища. Например, его нельзя было воздвигать в следующих местах:

  • Где когда-то была баня.
  • Где когда-то проходила дорога.
  • Где были найдены останки погибших.
  • Где происходило чье-то противостояние с ударами режущими предметами.
  • Где когда-то опрокидывался воз.
  • Где раньше стоял дом, в который попала молния.

Все эти места считались энергетически негативными и даже опасны для жизни будущих хозяев нового дома. А где же тогда следовало строить свой дом? В местах, где отдыхает рогатый скот. Например, на Украине специально выпускали скотину и смотрели, куда она приляжет отдохнуть. Кроме того, выбор места строительства мог определяться с помощью гаданий.

Уделяли внимание и времени начала строительства. В некоторых районах эту важнейшую миссию выполняли гадальщицы. Они называли конкретную дату начала. В Сибири, например, считали удачным временем начало весны, новолуние. Также существовало поверье, что процесс строительства обязательно должен попасть на Троицу.

По данным археологии, славяне до девятого века жили в землянках. То есть это жилища, которые полностью находились в земле. А чуть позже они стали «выбираться» к свету, сооружая настоящие обычные избы. Историки говорят, что жилища славян легко можно было отличить от таковых у других племен. Это касается и самой постройки, и внутренней отделки дома.

А как же выглядели жилища славян? Они отличались друг от друга в разные временные периоды. Кратко рассмотрим основные разновидности.

Землянки и полуземлянки

Первыми жилищами древних славян стали землянки. Как ее делали?

  1. Выкапывали большую яму около полутора метров глубиной.
  2. Обносили стены жилища срубом (бревна).
  3. На дно ямы клали глину, чтобы получился пол.
  4. Изготавливали крышу.
  5. Обставляли землянку изнутри имеющимися предметами обихода.

Когда у восточных славян сформировалось их первое государство – Киевская Русь, то основной разновидностью жилищ была полуземлянка. Для того, чтобы ее соорудить, выкапывали огромную квадратную яму. Глубина ее должна быть около метра. Стенки ямы обносили срубом (досками), который возвышался над землей еще на один метр. Таким образом получалось жилище, которое наполовину находилось в земле, а наполовину – над ней. Вход в него был с южной стороны. Обязательно делали лестницу, чтобы было удобно спускаться вниз.

Что касается крыши, то она была с двумя скатами (как и сегодня в деревянных деревенских домах). Делали ее также из деревянных досок, которые покрывали соломой и землей. Сруб, «торчащий» из-под земли засыпали землей, чтобы сохранить тепло в жилище и уберечь его от «красного петуха».

После постройки основного каркаса принимались за печь. Ее сооружали в углу, который был максимально удален от входа. Материалом для печи были глина или камень, в зависимости от их наличия. По форме они были чаще всего прямоугольными или квадратными, с отверстием для закладки дров. А уж когда и печь была готова, то ставили стол и лавки вдоль стен.

Интересные полуземлянки были у южных славян. У них впервые появляются так называемые сени. Это небольшое пространство позволяло сохранять тепло в жилище. Но на смену полузмелянкам быстро пришли уже полностью наземные избы (с десятого-одиннадцатого века).

Почему же это так быстро произошло? На это есть ряд важных причин:

  • Размеры землянок и полуземлянок были очень небольшими, а значит там было тесно жить целой семье.
  • В такого рода жилищах отсутствовали окна. То есть не проникал ни солнечный свет, ни воздух.
  • В «доме» часто было очень влажно (ведь под землей – грунтовые воды). Ситуация усугублялась, когда шли дожди.

Избы

Впервые избы появились в северных районах.

Это легко объяснить тем, что там земля была либо слишком холодной и сырой, либо болотистой. В избах изначально делали только одну большую комнату. Перед входом обычно сооружали сени. Проблема окон была решена. Но оконце было лишь одно и притом очень маленьких размеров. Основной его функцией было не попадание света, а проветривание жилища. Печь сооружали так же, как и в полуземлянке. Если хозяин сооружал в избе трубу для выхода дыма, то она называлась белой. В противном случае – черной. В избах своего расцвета достигает так называемый красный угол. Он был противоположен тому, где стояла печь.

Вся изба была выполнена из бревен, образующих как бы венец. В ней мог быть подклет – это нижний этаж, типа подполья и погреба. Крышу обычно накрывали соломой или глиной. С течением времени славянская изба совершенствовалась. Если окна сначала просто прорубали в бревенчатой стене, то позже стали делать их полноценными, с рамами. И обязательно на фасаде дома вырезали разнообразные орнаменты и узоры, которые, по мнению древних славян, защищали их жилище от злых сил и дурного глаза. Также прогресс выражался в создании горницы в избе, то есть комнаты о сути становилось две. А на севере вообще сооружали полноценные две избы, соединенные вместе.

Безусловно, появление избы стало важным шагом в вопросах жилья. Они были просторными, теплыми. Кроме того, в избе сохранялась оптимальная влажность. Все эти условия заметно улучшали качество жизни людей, особенно, если в семье были маленькие дети.

Устройство жилища древних славян

Изба для славян была микроВселенной. Углы ее соответствовали сторонам света, крыша – небу, пол – земле.

Важно было так спланировать жилище, чтобы максимально защитить себя от зла и привлечь в дом удачу и благополучие. Как мы помним, двери располагались с южной стороны. Ведь юг у славян ассоциировался с солнцем, теплом, торжеством жизни. А когда появились окна, то они также были обращены на юг или восток. Печь всегда сооружали в северной части. Вообще печь играла важную роль в жизни славян. Во-первых, она была источником тепла. Во-вторых, в ней готовили пищу. Даже сегодня некоторые национальные рестораны пытаются возродить традиции готовки в русской печи. Дело в том, что стряпня в ней получается просто восхитительной. В-третьих, печь использовали как спальное место.

И, конечно, внутренняя отделка в доме также украшалась знаками и символами, оберегающими и защитными. Это касалось и стен, и мебели, и домашней утвари. Если снаружи дом украшали от внешней угрозы (грабители, пожар, зависть прохожих), то изнутри – от возможных гостей-недоброжелателей.

Крестьянская изба из бревна испокон веков считается символом России. По мнению археологов, первые избы появились на Руси еще 2 тысячи лет назад до нашей эры. В течение многих столетий архитектура деревянных крестьянских домов оставалась практически неизменной, соединяя в себе всё, что было необходимо каждой семье: крышу над головой и место, где можно отдыхать после тяжелого трудового дня.

В XIX веке самый распространённый план русской избы включал в себя жилое помещение (хату), сени и клеть. Главным помещением была хата – отапливаемое жилое помещение квадратной или прямоугольной формы. В качестве складочного помещения выступала клеть, которая была соединена с избой за счёт сеней. В свою очередь, сени представляли собой хозяйственное помещение. Их никогда не отапливали, поэтому использовать их в качестве жилого помещения можно было только летом. Среди бедных слоёв населения была распространена двухкамерная планировка избы, состоящая из хаты и сеней.

Потолки в деревянных домах были плоскими, их часто подшивали крашеным тёсом. Полы изготавливались из дубового кирпича. Отделку стен проводили при помощи красного теса, при этом в богатых домах отделка дополнялась красной кожей (менее зажиточные люди обычно использовали рогожу). В XVII веке потолки, своды и стены начали украшать росписью. Вокруг стен под каждым окном ставили лавки, которые надёжно крепили непосредственно к самой конструкции дома. Примерно на уровне человеческого роста над лавками вдоль стен обустраивали длинные полки из древесины, которые назывались воронцы. На полках, расположенных вдоль помещения, хранили кухонные принадлежности, а на других – инструменты для мужской работы.

Изначально окна в русских избах были волоковыми, то есть смотровыми окнами, которые были вырублены в смежных брёвнах на половину бревна вниз и вверх. Они выглядели, как небольшая горизонтальная щель и иногда украшались резьбой. Закрывали проём («заволакивали») при помощи досок или рыбьих пузырей, оставляя в центре задвижки маленькое отверстие («гляделку»).

Спустя какое-то время стали популярны так называемые красные окна, с рамой, обрамлённые косяками. Они обладали более сложной конструкцией, нежели волоковые, и всегда украшались. Высота красных окон составляла не менее трёх диаметров бревна в срубе.

В бедных домах окна были настолько маленькими, что, когда их закрывали, в помещении становилось очень темно. В богатых домах окна с наружной стороны закрывали при помощи железных ставней, часто используя вместо стекол куски слюды. Их этих кусочков можно было создать различные орнаменты, расписывая их при помощи красок изображениями травы, птиц, цветов и т.д.

Похожие публикации