Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Все про афродиту. Богини древней греции

Древнегреческая мифология знакома каждому из нас с детства благодаря школьной программе. Увлекательными историями о похождениях богов, живущих на Олимпе, современные ребята зачитываются ничуть не меньше, чем это делали их родители и бабушки с дедушками. Сложно встретить сегодня человека, который не знал бы, кто такие Зевс, Посейдон, Афина или Арес. Самой известной героиней античных мифов является Афродита - богиня любви и красоты, вечно юная обитательница Олимпа. У древних римлян она ассоциировалась с Венерой.

Сфера влияния богини

Греки считали Афродиту покровительницей весны, цветения и плодородия. Они были уверены, что вся красота, существующая на планете - это дело её рук. У богини просили благосклонности влюблённые, надеясь сохранить свои чувства до конца жизни. Её восхваляли художники, поэты и скульпторы, прославляющие в своих произведениях красоту и любовь. К Афродите относились как к богине, предпочитающей мир войне и жизнь - смерти, поэтому к ней обращались все те, кто мечтал о спокойном процветании и избавлении от гибели. Она была настолько могущественна, что её воле подчинялись не только простые люди и животные, но и обитатели Олимпа. Единственными персонажами, на кого не действовали чары прекрасной богини, были Афина, Артемида и Гестия.

Внешность

Согласно античным мифам, Афродита отличалась невероятной красотой. Греки представляли её высокой, статной, с очень нежными чертами лица. У богини были длинные волосы золотистого цвета, которые обрамляли её голову, словно венок. Ей прислуживали Оры и Хариты, покровительствовавшие красоте и грации. Они расчёсывали её золотые локоны и надевали на неё прекраснейшие наряды. Когда Афродита спускалась с Олимпа, распускались цветы, а солнце на небе начинало светить ярче. Дикие звери и птицы, не в силах устоять перед невероятной красотой богини, сбегались к ней со всех сторон, и спокойно ходила она по земле в их окружении.

Афродита - древнегреческая богиня, славившаяся своими романами как с подобными себе, так и с простыми людьми. Она обладала силой влюблять в себя множество мужчин. Будучи женой некрасивого и хромого бога Гефеста, покровителя огня и кузнечного дела, она утешалась тем, что вступала в любовные связи на стороне. Не родив своему супругу ни одного ребёнка, она одаривала наследниками других своих поклонников. От отношений с богом войны Аресом у Афродиты появилось 5 детей (Деймос, Фобос, Эрос, Антэрос и Гармония). От связи с покровителем виноделия Дионисом у неё родился сын Приап. Красотой Афродиты был сражён также бог торговли Гермес. Ему она подарила сына Гермафродита. Среди её любовников были не только могущественные жители Олимпа, но и простые смертные. Так, закрутив роман с царём дарданцев Анхисом, Афродита родила ещё одного сына - героя Троянской войны Энея.

Афродита - богиня, олицетворявшая собой невероятный эротизм и сладострастие. В отличие от простых женщин, она никогда не позволяла себе становиться жертвой любви. Все её отношения происходили исключительно по её воле. В связях с мужчинами у неё не было постоянства, она всегда была открыта для новых чувств.

История появления на свет богини любви и красоты

Весьма интересным является миф о богине Афродите, повествующий о её рождении. По древнему приданию, титан Кронос сильно разозлился на своего отца Урана (покровителя неба), отсёк серпом его гениталии и выбросил их в море. Кровь из детородных органов смешалась с морской водой, в результате образовалась белоснежная пена, из которой и появилась на свет прекрасная Афродита. Богиня любви родилась недалеко от греческого острова Киферы, затем лёгкий ветерок отнёс её по волнам к Кипру, где она и вышла на берег (по этой причине её иногда называют Кипридой). Примечательно, что Афродита никогда не была ребёнком, она появилась на свет из морской пены совершенно взрослой. Взойдя на Олимп, дочь Урана покорила своей красотой всех его обитателей.

Существует ещё одна версия рождения древнегреческой богини. Согласно ей, родителями Афродиты были главный олимпийский бог Зевс и морская нимфа Диона, а появилась она на свет самым традиционным способом. Автором этой версии является древнегреческий легендарный поэт Гомер.

Характер

Афродита - богиня Древней Греции, ставшая героиней множества античных мифов. Как любой женщине, ей свойственно быть разной. В одних преданиях Афродита - великодушная повелительница человеческих жизней, в других - капризная красавица, а в третьих - жестокая вершительница судеб, гнева которой невозможно избежать.

Миф о Пигмалионе

По одному из преданий, обитал когда-то на Кипре талантливый художник Пигмалион. Он ненавидел представительниц слабого пола и жил отшельником, не позволяя себе влюбиться и создать семью. Однажды он создал из слоновой кости статую женщины неописуемой красоты. Скульптура была сделана мастером очень искусно, и казалось, что она вот-вот заговорит и зашевелится. Пигмалион часами мог любоваться созданной им женщиной и не заметил, как влюбился в неё. Он шептал ей ласковые слова, целовал её, дарил ей драгоценности и наряды, однако статуя оставалась неподвижна и нема. Больше всего на свете хотел Пигмалион, чтобы созданная им красавица ожила и ответила взаимностью на его чувства.

В дни, когда у греков было принято почитать Афродиту, принёс Пигмалион ей богатую жертву и попросил, чтобы послала она ему в жёны девушку, похожую на ту, которую он создал из слоновой кости. Всемогущая Афродита решила сжалиться над талантливым мастером: она оживила прекрасную девушку и вселила в неё взаимные чувства к своему создателю. Таким образом богиня вознаградила Пигмалиона за искреннюю и преданную любовь, которую он испытывал к статуе.

Повествование о Нарциссе

Богиня красоты Афродита была благосклонна только к тем людям, которые высоко почитали её. Тех же, кто противился её власти и отказывался от её даров, она немилосердно наказывала. Так случилось с прекрасным юношей Нарциссом, сыном речного бога и нимфы. Он был очень красив, и все, кто видел его, сразу же влюблялись в него. Но гордый Нарцисс никому не отвечал взаимностью.

Однажды влюбилась в красивого юношу нимфа Эхо. Однако Нарцисс гневно отверг её, заявив, что лучше умрёт, чем будет всегда с ней. Неудача постигла и другую нимфу, которая тоже имела неосторожность полюбить его. Обидевшись, она пожелала гордому Нарциссу испытать безответную любовь, дабы понять, что чувствует отвергнутый человек. Афродита сильно разозлилась на юношу, ведь он пренебрегал своей красотой - даром, посланным ему богиней. За гордыню и холодность по отношению к другим она решила его жестоко покарать.

Гуляя как-то по лесу, захотел Нарцисс напиться воды. Склонившись над ручейком с чистой прозрачной водой, он увидел в нём своё отражение и страстно влюбился в него. Его чувства были настолько сильны, что он перестал есть и спать. Он думал о прекрасном юноше постоянно, однако, видя его в воде, не мог к нему даже прикоснуться. И однажды понял Нарцисс, что полюбил сам себя. От этого открытия ему стало ещё хуже. Постепенно силы покидали красавца, он понимал, что погибает, но не мог оторваться от своего отражения в воде. В страданиях по самому себе он и умер, а на месте его смерти вырос белый цветок с душистым ароматом, который в его честь стали называть нарциссом. Так поплатился юноша перед Афродитой за свою гордыню и пренебрежение дарованной ему красотой.

Печальная история об Адонисе

Афродите, жестоко покаравшей Нарцисса, пришлось и самой страдать от любви и неблагосклонности судьбы. У кипрского царя был сын Адонис. Хоть он являлся простым смертным, но обладал божественной красотой. Однажды увидела его Афродита и влюбилась в него без памяти. Ради Адониса богиня забыла об Олимпе и всех своих делах. Вместе со своим возлюбленным охотилась она на диких зверей, а в свободное время отдыхали они на зелёной траве. Богиня красоты крайне редко оставляла Адониса одного и каждый раз просила его, чтобы он берёг себя.

Один раз отправился Адонис на охоту без Афродиты, и его собаки напали на след большого кабана. Обрадовался юноша такой добыче и бросился на зверя с копьём. Но не догадывался он о том, что это будет его последняя охота. Кабан оказался сильнее Адониса, он накинулся на него и проткнул своими клыками. От полученной раны возлюбленный богини красоты умер.

Узнав о гибели Адониса, Афродита стала сильно оплакивать его. Зевс-громовержец, видя, как она страдает, сжалился над ней и попросил своего брата, бога мёртвого царства Аида, иногда отпускать юношу к живым. С тех пор так и повелось: на полгода Адонис приходит к Афродите, и в это время всё в природе распускается, цветёт и благоухает, а затем он возвращается в мир умерших, и землю начинают заливать дожди и засыпать снега - это золотоволосая богиня тоскует по своему возлюбленному.

Яблоко раздора

Любимцем Афродиты являлся сын царя Трои Парис. Покровительница раздора Эрида задумала рассорить греческих богинь и подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Его заметили Афродита, Гера и Артемида и начали спорить о том, кому оно должно достаться. Рассудить богинь было поручено Парису. Каждая из них пыталась подкупить юношу всяческими благами. Победительницей в этом поединке стала Афродита, пообещав отдать ему в жёны самую красивую из земных женщин. Получив благосклонность и поддержку богини любви, Парис в одночасье навлёк на себя гнев Геры и Артемиды. Яблоко раздора послужило началом Троянской войны, ведь самой красивой женщиной была Елена - супруга спартанского царя Менелая. Именно к ней и приказала Парису плыть Афродита.

Эрос и Гименей - помощники покровительницы любви и красоты

Хоть Афродита - греческая богиня, обладающая большим могуществом, без помощников она обойтись не могла. Одним из них был её сын Эрос - кудрявый мальчуган, летающий над всеми землями и морями на своих небольших крыльях. У него был маленький лук и колчан с золотыми стрелами. В кого Эрос выстрелит, того и настигнет любовь.

Покровитель брака Гименей - ещё один незаменимый помощник Афродиты. Он возглавляет все свадебные шествия, летя впереди молодожёнов на своих белых крыльях и освещая им дорогу ярким факелом.

Атрибутика

Главный символ богини Афродиты - её пояс. Всякий, кто его надевал, наделялся необычайной сексуальной притягательностью. Получить его мечтали как простые женщины, так и богини, населявшие Олимп. Кроме пояса, у Афродиты была чаша из чистого золота, наполненная вином. Каждый, кто делал из неё глоток, оставался молодым навсегда. Символами богини любви Афродиты считались также роза, мирт, яблоко. Голуби, воробьи, зайцы и мак отождествлялись с ней, как с покровительницей плодородия. Были у Афродиты и морские символы - дельфин и лебедь.

Знаменитые античные статуи

Многих скульпторов вдохновляла на создание шедевров богиня Афродита. Фото произведений искусства, представленных в статье, передают всю красоту и величественность покровительницы любви и красоты. В работах некоторых мастеров героиня античных мифов представлена в образе римской богини Венеры.

Известной древнегреческой статуей, посвящённой богине, является Афродита Книдская (около 350 года до н. э., автор - Пракситель). Во II ст. до н. э. скульптором Агесандром была создана фигура Венеры Милосской, являющаяся воплощением женской красоты античного периода.

Богиня в произведениях живописи

Изображение Афродиты можно встретить в картинах, написанных известными художниками Возрождения. Кисти Тициана принадлежит работа «Венера и Адонис» (1553 г.), сюжет которой передаёт трепетные чувства богини к простому смертному юноше.

На картине «Спящая Венера», написанной итальянским художником Джорджоне ориентировочно в 1505-1510 годах, покровительница любви изображена в виде обнажённой красавицы, отдыхающей на фоне природы. Образ античной богини, созданный мастером, стал олицетворением идеальной женщины эпохи Возрождения.

Ещё одним произведением живописи, изображающим Афродиту, является картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1486 г.). На ней художник изобразил сюжет античного предания, повествующий о появлении величественной покровительницы любви и красоты из морской пены.

Благодаря произведениям искусства и греческим мифам, можно определить, как представлялась древним людям богиня Афродита. Фото скульптур и картин, на которых изображена златовласая обитательница Олимпа, отчётливо передают её красоту, вдохновляющую и сегодня многих деятелей искусства на создание новых шедевров.

Древние эллины почитали множество богов, среди которых была и прекрасная Афродита. Известно, что она входила в пантеон двенадцати верховных богов .

Согласно мифологии, существует несколько версий рождения богини красоты и любви. Так, в мифах древних греков можно найти информацию о том, что Афродита является — дочерью нимфы Дионы и верховного бога Олимпа . Другая версия – она дочь богини Артемиды и главного бога Зевса. Древние греки признавали родителями и богиню земли Гею, и бога неба Урана.

Чем она отличалась среди других богов в пантеоне?

Своей красотой богиня Афродита превосходила всех богинь в пантеоне. Отличалась она тем, что была единственной богиней, которая была изображена нагая. Неимоверной красоты она покоряла сердца не только богов, но и простых смертных мужчин.

Девушку зачастую изображали среди множества цветущих цветов, в окружении птиц и растений, рядом с дельфинами. Её главным атрибутом считался пояс – приносящий любовь и страсть, который она дарила женщинам с целью воссоединения сердец. Поэтому её ассоциируют с плодовитостью, красотой и любовью.

Афродита в мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают о том, что она была женой бога , который занимался кузнечным ремеслом. Муж богини не обладал особой красотой, и она искала утешение на стороне. Так, она влюбилась в бога войны . От него она родила детей. Гефест узнал об измене жены, и решил их проучить. Он выковал невидимые сети, и поймал в них свою супругу с Аресом.

Сердце богини красоты покорил и простой смертный юноша по имени Адонис. Он привил ей любовь к охоте. Однажды охотясь на вепря Адонис погиб. Женщина очень переживала смерть возлюбленного. На том месте, где падали капли крови Адониса, вырастали красивые белые цветы – анемоны. Зевс увидел, как она страдает по любимому, и попросил Аида – бога царства мёртвых, разрешить пребывать там Адонису зимой, а весной встречаться с любимой.

Эллины часто связывали Афродиту и , считая их женским и мужским началом жизни.

Богиня любви и красоты настолько понравилась древним римлянам, что они стали называть её Венерой. Известный римский полководец Гай Юлий Цезарь своё родство связывал с богиней Венерой.

Легенды рассказывают и о конфликте Афины с Афродитой из-за прядки. Первая уличила богиню красоты в посягательстве на её владения и полномочия. Девушка, не желая вступать в ссору с богиней войны, пообещала, что больше никогда не сядет за прядку.

Красивой богиней восхищались многие. Бог виноделия Дионис уже давно был влюблён в красотку. Но добиться её расположения было не так легко. От связи с Дионисом родился сын Приам, от которого отказалась мать из-за его уродства.

Мифы и легенды

  • Очаровательная богиня не терпела конкуренток, и когда услышала о земной красавице Психее, то решила с ней расправиться. Для реализации своего коварного замысла она подослала своего сына – Эроса. Психея полюбила Эроса, но он ушёл от неё. Не теряя надежды на то, чтобы возвратить своего возлюбленного Психея обратилась за помощью к матери Эроса — Афродите. В свою очередь она придумывала очень жестокие испытания, которые Психея успешно прошла. За заботу бог любви — Эрос просит Зевса подарить Психее бессмертие.
  • Чудесным образом красотки был очарован и Гомер. В своём произведении «Илиада» он упомянул про неё, когда речь шла о том, которая из трёх богинь: Афродита, Афина или Гера самая красивая. Гефест отдал яблоко Парису, и попросил рассудить женщин. Каждая их женщин предложила Парису своё. Он остановился на предложении Афродиты — заполучить любовь Елены Прекрасной. Отдал яблоко раздора Афродите. Она вместе с Парисом выкрала Елену и помогала их союзу. Так и началась Троянская война.
  • Бог моря Посейдон так же не смог устоять перед её красотой. Давно пытал к ней светлые чувства, но она не отвечала ему взаимностью. Желая, чтобы Арес её приревновал, богиня ответила на любовные чувства Посейдона. У них родилась дочь – Рода, которая стала женой бога солнца — Гелиоса.

Образ богини любви, изобилия и красоты также проник и в другие народы и культуры. Как бы её не называли, но она всегда ассоциируется с любовью, гармонией и красотой, которые соединяют любящие сердца и даруют им радость.

Образ божества в мировой культуре

Древнегреческая мифология очень глубоко проникла во все отрасли культуры. Образ богини очень часто можно встретить в литературе, скульптуре, живописи, музыке. Она представляет собой роскошь, плодовитость, является покровительницей влюблённых.

Эллины утверждали, что богиня имеет два образа: с одной стороны — она выступала покровителем возлюбленных, а с другой — жестоко расправлялась с теми, кто не признавал светлых чувств или игнорировал их.

Об её смерти ничего не известно. Считается, что она бессмертна.

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.








Афродита - это богиня красоты и любви. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни, браков и даже родов.

Интересно узнать: Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко, а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия - воробьи и голубки; как морской богине - дельфин. Ее атрибутом был пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения. Спутниками богини были Эрот, хариты, оры и нимфы.


Когда Крон искалечил своего отца Урана, в море попала кровь последнего и образовалась пена. Из этой пены родилась Афродита, самая привлекательная из богинь. Грациозные оры сразу же набросили на ее тело нетленное одеяние, украсили волосы тонко сработанной золотой диадемой, продели в ушные проколы жемчужные серьги, смуглую шею обвили золотым ожерельем. После этого они повели прекрасную Афродиту на Олимп. Согласно другой версии, Афродита является дочерью Зевса и океаниды Дионы. Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной раковины вблизи Кипра - отсюда прозвище Киприда - и на раковине добралась до берега.

И боги, и люди подчинялись любовной власти богини. Только лишь трое были безучастны к ней: Афина, чье сердце было отдано брани и ремеслам, Артемида , которая любила охоту на диких зверей и хороводы, и скромная и трудолюбивая богиня очага Гестия. Среди смертных никто не мог устоять перед Афродитой.


Жена громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста - самого искусного мастера и самого некрасивого среди богов. Гефест был хромым, он трудился день и ночь у наковален своей кузницы и не испытывал к Афродите никаких чувств. Киприда нежилась в опочивальне, расчесывала золотым гребнем кудри и принимала гостей - Геру и Афину. Посейдон добивался любви Афродиты, однако она воспылала любовью к Аресу , которого никто не любил. От их брака родились Эрот и Антэрот, а также Деймос, Фобос, которые были спутниками Ареса, и Гармония. Сыном Афродиты и Гермеса считается Гермафродит.

Когда погиб Адонис, возлюбленный Афродиты, она пережила неописуемое горе. Это Арес приревновал богиню к Адонису и послал быка, от клыков которого тот и погиб. Птолемей Гефестион сообщает, что Афродита первая бросилась с Левкадской скалы, дабы излечиться от любви к Адонису.

Афродита покровительствует героям, только это покровительство распространяется лишь на любовную сферу. Однажды Эрида вызвала спор о том, какая богиня самая красивая - Гера, Афина или Афродита. Парис заявил, что самая красивая богиня Афродита и отдал ей золотое яблоко. За это она обещала Парису любовь Елены, следила за прочностью их союза, терпела брань из уст Елены. Богиня любви также пыталась вмешаться в военные события под Троей, являлась защитницей троянцев. Она спасла Париса в его поединке с Менелаем. Также она вмешалась в сражение, в котором совершил свои подвиги Диомед, пыталась вынести из битвы троянского героя Энея, который был ее сыном от возлюбленного Анхиса. Только вот не удалось ей этого сделать, потому что Диомед стал преследовать Афродиту и ранил ее в руку, а Энея подхватил Аполлон, закрыв его черным облаком. Арес доставил богиню на своей золотой колеснице на Олимп, где ее обняла мать Диона. Гера и Афина стали высмеивать Афродиту, а Зевс, улыбаясь, посоветовал ей устраивать браки вместо того, чтобы заниматься войной.

Помогая любящим, Афродита преследовала тех, кто отвергал любовь. К примеру, она наказала смертью Ипполита и Нарцисса, внушала противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Похожие публикации