Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Второе склонение имён существительных.docx - Второе склонение имён существительных

Ирина Тишкова
«Окончания имен существительных 2-го склонения». Урок русского языка в V классе коррекционной школы VIII вида

5 класс . Окончания имен существительных 2-го склонения в Р . п.

Задача : учить употреблять в родительном падеже, правильно писать окончания .

Коррекция мышления

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока : урок-сказка .

Оборудование : мультимедийный компьютер, экран, проектор.

Ход урока.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

I. ОМ Тренируем мышление.

1. Найти лишнее.

2. Какое время года наступило?

Какой месяц начинает весну?

Что нас стало радовать чаще?

Ой! Что это? Письмо. Запечатано. Чтобы распечатать его нужно ответить на вопросы.

II. АОЗ 1. Обобщающая беседа.

По какой части слова определять склонение сущ . ?

Как пишутся ударные и безударные окончания сущ . ?

Какие ?

Какого склонения существительные весна , март, солнце? Докажите.

Что значит просклонять существительное ?

2. Распечатали мы письмо. Это письмо от солнышка. Злая туча спрятала его, закрыла и не дает светить. Солнышко просит помощи. Поможем?

Чтобы помочь солнышку, нужно знать, куда идти. На экране предложения. Определить склонение и падеж выделенных существительных (упр. 405)

Отвечают на вопросы

Работа с доской

III. ИНМ 1. Мы получили сообщение, где туча прячет солнышко. Это гора Родительный падеж 2-го склонения . Чтобы добраться туда, нам нужно ее изучить.

Рассказ учителя (просклонять слова март , солнце, выделить окончания в родительном падеже)

2. Отлично. Теперь мы знаем, где спрятано солнышко и можем отправляться в путь. Но сначала нам необходимо сделать разминку.

IV. Д/П Физ. минутка.

Мы за солнышком идем. (шаги на месте с высоким подниманием бедра)

Вместе солнышко спасём. (руки на поясе, повороты в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять – (руки на поясе, наклоны в стороны)

Будет солнышко сиять! (руки вверх, подпрыгивать на месте)

Физ. минутка

V. ЗИМ 1. Беседа. Пред нами лес. Чтобы найти тропинку, надо ответить на вопросы.

Существительные какого рода относятся ко второму склонению ?

Какие окончания имеют существительные 2-го склонения мужского рода ?

Среднего рода?

Какие окончания у существительных 2-го склонения в родительном падеже?

(Открывается тропинка)

2. Идем по тропинке и вставляем вопросы родительного падежа. Упр. 402 устно.

3. А вот и гора. Трудно по ней забираться. Нужно найти лёгкий путь. Разные слова ставят нам преграды. Упр. 404. Выбрать и записать только существительные 2-го склонения .

4. Посмотрите, сколько туч. Разгоним их! Наверное, за ними прячется наше солнышко. Поставить существительные в родительный падеж , ударение, окончание . Упр. 403.

5. Вот мы и освободили солнышко! Отвечают на вопросы

Работают устно, ставят вопросы

Выборочное списывание

Работа в тетради

VI. Итог Мы сегодня прошли сложный путь, освобождая солнышко. Мы познакомились с родительным падежом существительных второго склонения , учились ставить вопросы к существительным в родительном падеже.

Учились находить существительные 2-го склонения в родительном падеже.

Оценка работы детей.

Д/З. учить падежи, правило стр. 153.

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2­м склонением имен существительных
(единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2­го
склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2­го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2­го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение
под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность
общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная
и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с
учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на
уроке.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 3 класс; тетради, карточки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами,
самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение,
побуждение)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
I. Мотивация.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело!

­ Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
1. Минутка чистописания
Напишите буквы, обозначающие окончания имён существительных 1 склонения.
а // я // а // я …
2. Словарная работа.
­ Запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
3. Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
5. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют. (Рябина)
2. Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)
4. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
6. Непоседа пёстрая, птица
длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая,
Верещунья ­ белобока,
а зовут её ...
(Сорока)

7. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
­ По какому грамматическому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
(Это имена существительные 1 склонения.)
­ Какие существительные относятся к 1 склонению?
­ Что такое склонение?
3. Пробное учебное действие.
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о сестре.
­ Определите склонение имён существительных.
­ Кто не выполнил задание?
­ Что не смогли сделать?
­ Почему? (Не умеем определять склонение имён существительных в косвенных падежах).
III. Выявление места и причины затруднения.
­ Рассмотрите таблицу.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
зима, дядя
зимы, дяди
зиме, дяде
зиму, дядю
снег, поле
снега, поля
снегу, полю
снег, поле
зимой, дядей
снегом, полем
о зиме, о дяде
о снеге, о поле
­ Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум
группам. (У них разные падежные окончания.)
­ Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Зима, дядя).
­ К какому склонению они относятся? (К 1­му).
­ Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями ­ а,
­ я).
­ Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные
среднего и мужского рода в единственном числе).
­ Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в
среднем роде окончания ­ о, ­ е).
­ К какому склонению относятся эти существительные?

­ Какая наша цель? (Научиться определять имена существительные 2 – го склонения).
­ Какая тема урока? (2 ­ ое склонение имён существительных).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
­ Подумаем, как решить эту проблему.
1. Введение эталона (Определение склонения)
­ найди имя существительное;
­ поставь существительное в начальную форму;
­ определи род;
­ найди окончание;
­ по роду и окончанию определи тип склонения имени существительного.
V. Реализация проекта.
ФИЗМИНУТКА
­ А теперь прочитайте текст определения на с. 13 и сравните с нашей формулировкой.
­ Теперь определите склонение имён существительных по алгоритму (работа в парах).
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о
сестре.
VI. Первичное закрепление. (Работа в паре)
­ Какой следующий шаг? (Потренироваться).
­ Для этого я предлагаю выполнить упр. 25, с. 16.
­ Проверьте.
­ Кто допустил ошибки?
­ Кто выполнил верно? Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа.
­ А теперь пора поработать самостоятельно.
Выполните упр. 26, с. 16
VIII. Включение новых знаний.
­ Где будем применять полученные знания?
(Чтобы правильно писать окончания существительных при написании заявлений,
объявлений, СМС ­ сообщений, чтобы быть грамотными).
Выполни задание.
­ Узнайте, правильно ли определены склонения имён существительных? (Дан текст, в
котором над существительными указано склонение, необходимо исправить ошибки)
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл.

1 скл. В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом
бору; зимним вечером; на мохнатую ёлку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.
Проверка по эталону.
­ Кто не смог сам верно выполнить задание?
­ У кого нет ошибок?
­ Молодцы!
IX. Рефлексия.
­ Какая цель была на уроке?
­ Достигли мы цели?
­ При помощи чего достигли?
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое­что чуть­чуть неясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно все­таки учиться!
XI. Домашнее задание.
Повторить определение на с. 15, выучить определение на с. 16.
Приложение
Карточка
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл.
В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом бору; зимним вечером; на
мохнатую елку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.

Список использованной литературы
1. Полякова А. В. Русский язык, 3 класс. Ч. 2­М.: Издательство «Просвещение», 2017.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. ­ Л.:
Просвещение, 1991.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.: Издательство
«Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1971.

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием (сад, край, гусь) и существительные среднего рода, оканчивающиеся на о(е) , (окно, море, управление).

Единственное число

1. У существительных мужского рода с нулевым окончанием (дом, гусь, край, иней, улей), а также у существительных среднего рода на о, е в предложном падеже пишется окончание -е: о доме, о гусе, о крае (но: в краю), в инее, в улье, в окне, в море.

Существительные мужского рода наряду с окончанием -е в некоторых случаях могут иметь окончание -у. Различие таких форм связано в одних случаях со значением: находиться в лесу (обстоятельственное значение) - рассказывать о лесе (объектное), стоять в строю - в синтаксическом строе русского языка, быть на Дону - слышал о «Тихом Доне» (произведение); в других случаях - со стилистической окраской: в цехе (книжный вариант) - в цеху (разговорный), в отпуске -в отпуску, на крюке - на крюку, в спирте - в спирту и т.п.

2. Существительные мужского рода с основой на согласный (и c нулевым окончанием) в родительном падеже имеют преимущественно окончание -а(-я) и реже -у(-ю): города, гвоздя, лося, керосину, песку.

Окончание -у(-ю) пишется:

1) у существительных, называющих вещество с указанием на его количество, т.е. когда необходимо назвать часть этого вещества от общего объема, количества: килограмм сыру (ср.: производство сыра), чашка чаю (ср.: плантация чая), купить керосину, клею, лаку, меду; принести песку, жиру; добавить кипятку, перцу, чесноку.

Примечание. При наличии уменьшительно-ласкательного суффикса употребляется только форма на -у: попить чайку, купить сырку, попробовать медку;

2) у некоторых существительных, собирательных и отвлеченных, если необходимо подчеркнуть оттенок количественного значения: мало народу (ср.: судьба народа), нагнетать страху (у страха глаза велики), наделать шуму (устать от шума);

3) у существительных, входящих в состав устойчивых выражений: без году неделя, беситься с жиру, говорить без умолку, дать маху, добиться толку, задать перцу, нашего полку прибыло, нужно до зарезу, не до смеху, поддать жару, прибавить шагу, ни слуху ни духу;

4) у существительных для их смыслового различия: выйти из дому (т.е. из своего дома) -выйти из дома (из любого строения); уйти из дому (ненадолго) - уйти из дома (своего); проводить до дому (т.е. домой) - проводить до дома (какого-нибудь).

3. У существительных мужского рода на ий и среднего на ие в предложном падеже пишется окончание -и: о гении (гений), в гоголевском «Вии« («Вий»), о кии (кий), об алюминии (алюминий), в гербарии (гербарий), в планетарии (планетарий), о бедствии (бедствие), в здании (здание), о сочувствии (сочувствие).

Исключение: на острие.

4. У существительных среднего рода на ье в предложном падеже пишется окончание -е: на взморье, в Приамурье, об ожерелье, о счастье, в волненье (но: в волнении - так как волнение).

Исключение: в забытьи.

Примечание. Различаются слова, одинаково звучащие, но по-разному пишущиеся и имеющие разные окончания в предложном падеже, типа варенье (продукт) и варение (процесс): о варенье - о варении; сюда же вносим слова соленье и соление, копченье и копчение, воскресенье и воскресение.

5. У существительных среднего рода на мя (их десять: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя), а также у существительного дитя в дательном и предложном падежах пишется окончание -и: к пламени, о пламени, к дитяти, о дитяти.

6. Русские фамилии и названия населенных пунктов с суффиксами -ин, -ын, -ов, -ев изменяются по-разному: фамилии в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (как прилагательные): Пушкиным, Некрасовым, Спицыным, Воробьевым; названия населенных пунктов в творительном падеже оканчиваются на -ом (как существительные): городом Пушкином, под Ивановом, с городом Харбином.

Иноязычные фамилии на ин, ов в творительном падеже имеют окончания существительного -ом: Дарвином, Чаплином, Бюловом (в этих словах ин, ов не являются суффиксами).

Славянские фамилии на их, ых, ово (Дурново, Долгих) и иноязычные фамилии на е, и, о, у (Доде, Рабле, Дефо, Неру) не склоняются. Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на твердый согласный (Вагнер, Глиэр), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.

Множественное число

1. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы, и, а, я: курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на а, я употребляются: 1) у многих односложных слов: бег - бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога;

2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса, веера, жемчуга, закрома, катера, округа;

3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а, я или ы, и зависит от смысла): корпусы (туловища) - корпуса (здания, воинская единица), лагери (общественно-политические группировки) - лагеря (спортивные, военные), мехи (механизм, емкости для вина) - меха (выделанные шкуры зверя), ордены (организации) - ордена (знаки отличия), ордеры (в архитектуре) - ордера (документы), пропуски (что-нибудь пропущенное, недосмотренное) - пропуска (документы), хлебы (печеные) - хлеба (злаки на корню); ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих форму только множественного числа: проводы (от провожать) и провода (от провод), счёты (приспособление для счета, отношения) и счета (документы). Смыслоразличительная роль у форм на ы(и) и а(П.) в следующих словах: зубы - зубья, корни - коренья, крюки - крючья, листы - листья, мужи - мужья, сыны - сыновья и др.; ср. также у слов среднего рода: колени (суставы) - колена (в танцах) - коленья (сочленения у трубы).

2. Многие имена существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласную основы. Сюда относятся слова, называющие:

1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок, эполет (но: носок и носков, рельс и рельсов);

2) некоторые национальности (у большинства из них основа оканчивается на н и р): (образ жизни) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, хозар (но: бедуинов, мегрелов, монголов, орочей, таджиков, узбеков, чукчей, якутов);

3) отдельные наименования единиц измерения, если они употреблены с неопределенно-количественными словами (мало, много, немного, несколько) или с числительными: (несколько) ампер, (десять) аршин, ватт, вольт, герц, рентген (но: грамм и граммов, килограмм и килограммов, карат и каратов, микрон и микронов, ом и омов);

4) некоторые наименования родов войск: (группа) партизан, солдат (но: гусар и гусаров, драгун и драгунов, кирасир и кирасиров, улан и уланов, гардемарин и гардемаринов; минеров, саперов, мичманов).

Как нормативные употребляются формы на ов: абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов (но: баклажан и баклажанов).

При образовании формы родительного падежа множественного числа у слов-омонимов необходимо обращать внимание на значение слова: глазок (у картофеля) - глазки, глазков (нет); глазок (уменьшительное от глаз) - глазки, глазок (не видел); рожки (пищевой продукт) - рожков (много); рожки (уменьшительное от рог) - рожек (нет).

3. Существительное среднего рода на ие (издание, удивление) и на ье (ожерелье, предгорье) в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ий (окончание нулевое): завоеваний, переживаний, приглашений, притязаний, разочарований, состязаний, формирований; кочевий (кочевье), надгробий, побережий, предместий, угодий.

Существительные на ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё).

Исключение: копьё - копий.

Примечание. Слова низовье, устье, а также существительное мужского рода подмастерье в родительном падеже имеют окончание -ее: низовьев, устьев, подмастерьев.

с основой на *-ǒ, *jǒ

В твёрдом варианте не произошло никаких изменений морфологического характера. Это значит, что в единственном числе во всех падежах имена существительные 2-го склонения имеют исконные окончания. Однако мы наблюдаем здесь изменения фонетические. В творительном падеже в связи с падением редуцированных гласных произошло отвердение конечного [м] и прояснение сильного редуцированного в гласный полного образования [о]. Таким образом, возникает современная форма окончания –ОМ. В местном падеже Ѣ совпадает с [е].

В мягком варианте изменение произошло только в предложном падеже: исконное окончание –И заменено на –Е под влиянием твёрдого варианта.

Морфологического характера изменения произошли в родительном и местном падежах твёрдого и мягкого варианта, что отражено в возникновении вариантных окончаний –У под влиянием 3-го типа склонения. Эти окончания помогают дифференцировать значения: в родительном падеже окончание –У указывает на часть от целого (производство сахара, но килограмм сахару), а в предложном падеже оно имеет значение места у односложных существительных с подвижным типом ударения (о лесе, но в лесу).

История 3-го склонения имён существительных с основой на *-ǔ

Существительные 3-го типа склонения вошли в состав 2-го типа и восприняли его окончания. Однако этот немногочисленный тип склонения предоставил для существительных мужского рода 2-го типа склонения вариантное окончание –У (см выше).

Следует заметить, что в древнерусском языке вариантное окончание у существительных 2-го типа склонения под влиянием 3-го наблюдалось не только в родительном и местном (предложном) падеже, но и в дательном: далъ рукою своею… святому же георгиеви (Грамота Мстислава 1130 г.). Окончание –ОВИ в мягком варианте 2-го типа склонения приобретает форму –ЕВИ. Если в родительном и предложном падеже закрепились вариантные окончания –У в современном русском языке, то вариантное окончание в дательном падеже –ОВИ (-ЕВИ) не нашло в нём отражения.



История 4-го склонения имён существительных с основой на *-ĭ

Существительные мужского рода 4-го типа склонения, кроме существительного ПУТЬ, вошли в состав 2-го типа склонения и восприняли окончания его мягкого варианта. Существительные женского рода сохранили свои окончания до настоящего времени. Произошли лишь фонетические изменения в творительном падеже: напряжённый редуцированный в слабой позиции утратился в XII в. в связи с падением редуцированных гласных: было КОСТИЮ, стало КОСТЬЮ. Существительное ПУТЬ не вошло ни в один тип склонения и сохранило до настоящего времени старые окончания. Его парадигму можно использовать для восстановления исконных окончаний существительных мужского рода 4-го типа склонения типа ЗЯТЬ, ЛОСЬ, ЗВѢРЬ и др.: нет ПУТИ – нет ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; по ПУТИ – по ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; о ПУТИ – о ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ.

История 5-го и 6-го склонений имён существительных с основой на согласные и на *-ū

У существительных 5-го и 6-го типа склонения исконными были окончания в родительном и местном падежах -Е, а в дательном –И. Но уже в древнерусском языке парадигмы этих склонений начали сближаться с парадигмой 4-го типа склонения, что отражено в памятниках письменности в возникновении окончаний –И в родительном и местном падежах рассматриваемых типов склонения.

После перегруппировки существительных по типам склонения 5-е и 6-е склонения исчезли. Имена существительные, относившиеся к этим склонениям, перешли в состав продуктивных типов склонения и восприняли их окончания, кроме существительных среднего рода на -МЯ. Они не вошли ни в один тип склонения и носят название разносклоняемых существительных. В родительном и предложном падежах у слов на –МЯ закрепилось окончание –И, но они не вошли в современное 3-е склонение, потому что, во-первых, в творительном падеже они имеют особое окончание (именем, пламенем, знаменем, временем и т.д.), а во-вторых, - они не подходят к 3-му склонению по родовому признаку.

В современном русском литературном языке у существительных на –МЯ в косвенных падежах сохраняется старый суффикс (детерминатив) –ЕН. В говорах и в просторечии происходит выравнивание основы по именительному падежу. Например: сколько время, два знамя. Такого рода речевые ошибки нужно учитывать в школе при работе над культурой речи. Но надо сказать, что выравнивание основы по именительному падежу в таких существительных мы находим и в языке художественной литературы XIX в. В.И.Собинникова в своём учебнике приводит такие примеры: Не знал другого имя (М.Ю.Лермонтов, поэма «Сашка»); То к темю их прижмёт, то их полижет (И.А.Крылов, басня «Мартышка и очки»). Данное явление следует рассматривать как исторические факты процесса становления новой системы склонения.

Таким образом, в результате существенных изменений в системе склонения существительных образовались 3 типа склонения существительных. Пережитками старой системы следует рассматривать 10 слов на – МЯ, слова Путь, ДИТЯ и некоторые другие.

Похожие публикации