Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Чему учит риторика. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? За собой повести

Риторика была введена в дополнение к курсу русского языка во второй половине ХVIII века как самостоятельный учебный предмет. Именно риторика учила речи, по определению М.В. Ломоносова, - «о всякой предложенной материи... красно говорить и писать». А задача хорошо известного нам предмета «Русский язык» в то время состояла в том, чтобы изучить грамматику родного языка.

Начиная с конца ХIХ века риторика постепенно исчезает как самостоятельный предмет из школьного и высшего образования. Основная причина - отрыв от реалий современной жизни, чрезмерное увлечение «красивостями» в ущерб содержанию речи, мертвая, схоластическая методика преподавания риторики. До сих пор люди, слыша внешне эффектную, но бессодержательную речь, говорят: «Это все риторика».

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Так, риторика помогает стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит к успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимального решения проблемы вместе с сотрудниками и начальством и т.д.

Риторика учит гуманитарному мышлению людей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру.

Кроме того, она помогает осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Риторика также учит умениям, характеризующим уровень функциональной грамотности, например, умению извлекать значимую информацию из текста; выделять главное; интерпретировать и преобразовывать информацию, представляя ее в нескольких формах (схем, таблиц, диаграмм и т.д.); сжато пересказывать текст; реализовывать такие тексты, как отзыв, реферат, доклад, и т.д.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий. Именно этим отличается современная риторика от той, которая преподавалась в ХVIII-ХIХ веках.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.

О том, что говорить нужно не просто связно и правильно, но и красиво, мы слышим с детства. Но мало кто может похвастаться тем, что его учили искусству красноречия. Такой предмет, как риторика, преподают далеко не во всех школах, а если и включают его в программу, то часто не могут найти хороших учителей. Попросту говоря, красивая речь для большинства людей - это то, чему они якобы должны учиться, но не знают, как и где это можно сделать.

Наука риторика

Риторика - это искусство правильно и красиво выражать свои мысли. Она близка к ораторскому искусству с той разницей, что последнее призвано ещё и убедить человека в чём-либо, доказать правильность своих мыслей. Попросту говоря, красивая речь, приходящая с изучением риторики, нужна каждому человеку, а ораторское искусство - только тем, кому действительно важно показывать людям, насколько верна его точка зрения. Это могут быть как менеджеры продаж, так и успешные политики. Другое дело, что их успешность зависит как раз-таки от умения достигать поставленных целей, которые, в свою очередь, неразрывно связаны с талантом убеждения.

«Ненужные» знания и умения

У любой идеи всегда найдутся как приверженцы, так и люди, утверждающие, что им она не нужна. И красивая речь не является исключением. Причём совсем не обязательно приводить в пример дворников и уборщиц, как это любят делать преподаватели. Многие из этих людей просто оказались в сложном положении. Есть совсем другие случаи:

Художнику не нужен такой предмет, как химия;

Поэту не нужна математика и физика;

Астроному ни к чему пение.

Кому не нужна риторика?

Но с риторикой иначе. Если физика, химия и многое другое навязываются нам в обязательном порядке, то красивая речь вовсе не считается важным умением. Можно сказать, что ученикам в школе красочно расписывают преимущества ораторского искусства, но вскользь. И при этом не дают никакой информации о том, где и как ему научиться. А простое чтение книг, как можно заметить, не даёт сногсшибательного результата. Возможно, искусство говорить правильно и убедительно не нужно леснику, плотнику, космонавту. Но вопрос здесь не в нужности, а в другом. Важны приоритеты: хотите ли вы выглядеть на порядок культурнее, умнее, образованнее в глазах других людей? Хотите ли производить положительное впечатление, завоёвывать уважение одним своим голосом? Заманчиво? Именно ради таких перспектив стоит найти время на обучение.

Чему научит риторика?

Если вы решите сделать красивые речи нормой своего общения, отправляйтесь на курсы риторики. Либо приобретите хорошие учебники и занимайтесь самостоятельно. Какой бы способ ни был выбран, при добросовестном отношении к обучению вы научитесь:

  • произносить слова чётко;
  • удерживать внимание собеседника;
  • выступать перед публикой и быть уверенным в себе;
  • говорить ярко и убедительно;
  • излагать мысли грамотно;
  • следить, чтобы дыхание во время выступлений не срывалось.

Где применить новые умения?

И всё-таки человеку, которому после обучения подвластна техника красивой речи, хочется не просто чувствовать себя увереннее, но где-то применить навыки. Здесь вы можете выбрать какую-либо область, где умение говорить - главный ключ к успеху. Это может быть политика, если она вам не чужда. Кроме того, вы наверняка научитесь продавать, сами того не подозревая. Вакансии продавцов-консультантов, даже в самых дорогих магазинах, будут открыты. Можно будет стать дистрибьютором крупных компаний, риэлтором, консультантом или диспетчером. Все профессии, где важным моментом является общение с людьми, станут доступны. А воспользоваться этим или нет - ваш личный выбор!

- 25.00 Кб

Введение

Риторика – классическая наука о целесообразном и уместном слове – востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово.

Риторика учит думать, воспитывает чувство слова, формирует вкус, устанавливает цельность мироощущения.

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека.

Владение словом ценится очень высоко, но не все владеют словом. Более, того подавляющее большинство едва ли способно грамотно излагать свои мысли на бумаге, тем более не владеют риторикой в ее истинном понимании. Способность владеть словом является составной частью общей культуры человека, его образованности.

С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика.

Риторика – это теория, мастерство и искусство красноречия. Под красноречием древние понимали искусство оратора, а под риторикой – правила, служащие к образованию ораторов.

Роль языка в становлении личности человека

Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием. "культура" – понятием очень многозначным и емким.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества.

В современных условиях целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части эмоциональную и речевую, информационную и логическую культуру.

Культура речи и культура общения, являясь условиями и средствами развития учащихся, формирования их индивидуальной культуры, должны рассматриваться как цель, результат гуманизации и гуманитаризации системы образования.

В настоящее время начинает осознаваться теснейшая зависимость между экономикой, воспитанием, отношением к труду и культурой человека. Актуальнейшая проблема сегодня – нравственный облик, культура личности, так как в решении экономических, общесоциальных и культурных вопросов важны усилия не только коллектива, но и каждого человека.

Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван также осознанием довольно низкой культуры в сфере общения.

Общение – сложный процесс, предполагающий стремление к истине, предполагающий умение слышать и слушать другого человека, предполагающий уважение к личности собеседника, с которым ведется диалог. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все аспекты внутренней и внешней культуры человека: этикет, культура быта, организация личного времени, гигиена, культура труда.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу – важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Речь – наиболее содержательное, емкое и выразительное средство общения. Высокая речевая культура предполагает высокую культуру мышления, ибо незрелые мысли нельзя выразить в ясной доступной форме.

Культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передать свои мысли.

Язык отражает состояние нравственности в обществе. Просторечие и жаргон выделяют лень мышления, хотя, на первый взгляд, помогают общению, упрощая этот процесс. Неправильная, пересыпанная жаргонными выражениями речь свидетельствует о плохом воспитании человека.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения и жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной закомплексованности.

Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

Роль риторики в общественной жизни

В настоящее время права человека постепенно становятся важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В этих условиях людей стало нужно убеждать, причем лиц, не равных друг другу по уровню образования и культуры, но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать людей стало необходимо при подготовке к выборам. Человек индивидуально неповторим, не похож на других, а это затрудняет общение, обусловливает необходимость в обучении общению.

В России, так же как и в любой развитой демократической стране, публичное демократическое обсуждение различных общественных проблем является важнейшим условием самого существования демократического государства, основой его функционирования, гарантией общественного одобрения важных решений населением.

Публичное обсуждение проблем, представляющих общественный интерес, имеет огромное значение для формирования механизмов демократических процедур, для повседневной демократической практики. Без навыков и привычки к публичному обсуждению общественно значимых проблем как национального, так и местного значения рядовыми гражданами России формирование и развитие демократического государства невозможно.

Демократические выборы президентов, парламентариев, органов самоуправления вовлекли в политическую жизнь миллионы людей. Ораторское искусство стало востребованным.

Необходимо всячески поощрять в российском обществе развитие устного публичного обсуждения общественно значимых проблем, а также обучать риторическим навыкам, начиная со школы. Риторическое образование граждан России – очень важная задача сегодня.

Роль риторики в профессиональной деяьтельности

Общество включает в себя различные профессии и различные формы организации профессиональной деятельности, различные сферы права и стили управления. Абстрактное мышление определено различием наук и областей техники. Различие талантов определяет различие людей в профессиональной деятельности. Здесь ведущую роль играет речевая деятельность.

Когда мы говорим о профессиональной компетентности специалиста, мы подразумеваем прежде всего его знания своей специальности, но в то же время мы предполагаем, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться в окружающем мире, умением общаться. Ведь умение общаться для целого ряда профессий, а экономических в первую очередь, является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. Профессиональной речевой компетентности следует обучать, давать необходимые знания, формировать базовые умения.

Заключение

Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершенно необходимо для продуктивной профессиональной деятельности. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Описание работы

Риторика – наука об ораторском искусстве и красноречии. Языковые особенности устного публичного выступления, сближая риторику с поэтикой, предполагают использование в риторическом произведении приемов, рассчитанных на убеждение слушателя, его экспрессивную обработку. Обучение публичной (ораторской) речи предусматривает формирование различных умений, направленных на развитие риторической компетенции учащихся, т.е. способности и готовности осуществлять эффективное общение.

Муха осторожно ползет по подоконнику, на мгновение замирает, потом вдруг отрывается, взлетает вверх и... с жужжанием - о стекло окна. Одна попытка, две, три...

Я сижу на презентации продукции одной известной компании и усиленно борюсь с дремотой. Монотонный голос презентанта и слабое жужжание мухи сливаются в моем сознании в мягкое: спать, спать, спать... Усиливает впечатление вялый ритм речи, низкая энергетика говорящего. Такая речь проскальзывает мимо сердца, мимо ума, мимо души. И слушатели покидают зал с раздражением и досадой: «Столько времени потрачено зря!».

Жаль! Ведь и презентируемая продукция и компания выше всяких похвал. Жаль! Потому что существуют сотни способов и средств, которые могут помочь завладеть вниманием аудитории, задеть за живое, заразить своими идеями, энергией, заставить следовать за собой.

Люди всегда, с самых древних времен, стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Во все времена остро стояли вопросы: как завоевать аудиторию, привлечь собеседника на свою сторону? Какие способы убеждения считать наиболее эффективными? Как приобрести уверенность в себе, спокойствие и способность мыслить, выступая публично?

Отвечает на эти вопросы особая наука - риторика. «Красноречие - есть искусство управлять умами», - сказал однажды ученик Сократа Платон. И этому искусству, искусству слова, можно научиться!

Если выстроить одно за другим два высказывания в логическую цепочку «Вначале было Слово» (Библия) - «Слово сделало нас людьми» (Павлов), то напрашивается третье - « Чем сильнее мое слово, тем больше Я - Человек!».

Человек, то есть хозяин, хозяин своих жизненных ситуаций, своих мыслей, поступков, Жизни, наконец!

Думаю, что Вам, дорогие читатели, как и мне, приходилось в считанные минуты изменять свое мнение о человеке, стоило ему заговорить. «Заговори, чтобы я тебя увидел!», - сказал 25 веков назад Сократ человеку, мнение о котором другим людям было важно узнать именно от него. Ведь речь - это лакмусова бумажка, на которой в мгновение ока проявится и наш уровень культуры, и интеллект.

Уверена, что никто из Вас не станет возражать, что и в повседневных встречах-беседах дистрибьюторов с клиентами, и на учебных занятиях или корпоративных праздниках мы с особым интересом слушаем тех, кто говорит ясно, грамотно, интересно, энергично. И с сожалением, равнодушием или недоверием относимся к тем, кто не может внятно выразить свое мнение, путается в мыслях и словах. А как Вам такие «жемчужины»?

«Абсолютно, и не только я, считаю, но я хочу продолжить дальше, чтоб понимать...»
В. Черномырдин.

«Вряд ли должность определяет или даёт мне какой-то вес. Ну куда же ещё больше нужно человеку, который всё уже прошёл, всё многое знает в этой жизни. Многое знаю. Может даже лишнее. Вот это слишком всё прямолинейно и перпендикулярно, что просто мне неприятно лично».
В. Черномырдин.

«На такое событие, как смерть короля Марокко, Россия должна отозваться одним из своих руководителей».
Е. Строев.

Ну что ты тут поделаешь, не обучали раньше в школах риторике! Да и «разрешили» ее у нас в России совсем недавно, в 90-е годы. А запретили в 1917 году с очень интересной формулировкой: « ...изъять риторику из школ и ВУЗов как науку непонятную и практически ненужную народу». Все филологическое образование при этом свели к ликбезу, к предмету «Развитие речи». Плоды этих преобразований мы с Вами вкусили в полной мере. Не так ли, дорогие друзья?

Сейчас в некоторых ВУЗах преподается риторика. Студенты много узнают о риторике в Древней Греции, о «Диалогах» Платона, о различных речевых построениях, но они никогда не выступают, не тренируются. Примерно то же происходит и в сетевых структурах. Лидеры говорят, например, своим дистрибьюторам: « Наш бизнес- бизнес взаимоотношений. Завязывайте с людьми тёплые, искренние отношения». Как это сделать эффективно, научить (не рассказать, а научить!) не все могут. А ведь в создании доверительных отношений базовыми умениями являются умение говорить эффективно с учетом всех компонентов речевой ситуации и умение слушать, используя специальные приёмы и правила.

Как изобрести текст любого вида и эффектно произнести его, как развить в себе творческие способности и хорошую дикцию, легкость и гибкость звучания голоса, как понравиться человеку, как конфликтную ситуацию заставить служить во благо обеим сторонам, как отказать человеку так, чтобы он не обиделся, а испытал бы самые добрые чувства к тому, кто отказывает - это лишь некоторые практические плюсы, которые приобретают занимающиеся риторикой. Но плюсы тогда лишь становятся абсолютными, когда весь материал проигрывается, «проживается», то есть обучение проходит в виде активного тренинга, где 80 % времени участники говорят, говорят, взаимодействуют в самых разных речевых ситуациях. Хороший тренинг еще и мотивационное мероприятие в отличие от семинаров и школ. Важно, чтобы у людей, проходящих тренинг, возникло непреодолимое желание использовать полученные знания и навыки во благо себе, своей команды и компании. Очень важно, чтобы на тренинге решалась двуединая задача: шло активное обучение речи и решались те задачи, которые обычно ставятся в рамках психологии общения . В результате прохождения такого тренинга обучающиеся не только освоят механизмы достижения максимальной эффективности в общении, но и к привычным радостям жизни, добавят еще одну, очень яркую радость - радость получать огромное удовольствие от своей собственной речи.

Поверьте, никакое другое умение человека не дает ему возможности с такой быстротой добиваться успеха и признания, как умело построенная, яркая и красивая речь. Умственные способности человека чаще всего оценивают по его способности говорить, ибо за этим стоит способность мыслить. Речь - главный инструмент сетевика.

Нынешний век - век возможностей, в том числе и возможностей овладеть искусством речи, общения.

Овладевайте риторикой, спешите стать Хозяевами жизни!

Предлагаю вашему вниманию несколько секретов успешной публичной речи.

Готовясь выступать публично, прежде всего следует определить цель своего выступления, т. е. предельно чётко осознать чего вы хотите добиться от слушателей, что они должны сделать после вашего выступления - заключить дистрибьюторское соглашение с вашей компанией, приобрести вашу продукцию, задуматься, что-то понять для себя и т. п.
Определившись с целью, подумайте, как расположить материал так, чтобы слушатели легко были бы выведены на определённое действие, эмоцию.

Предлагаю вам графическое изображение композиции речи -
Пирамиду красноречия.

Эта пирамида напоминает остриё вашей стрелы-речи, которая должна «выстрелить» и обязательно попасть в души и сердца слушателей. Согласитесь, смысл любого выступления именно в этом.

Рассмотрим каждую составляющую этой пирамиды.

Вступление.

Перед вступлением необходимо создать нужный эмоциональный фон. Это могут быть несколько приятных слов собравшимся, например, комплимент: «Я испытываю чувство огромной радости, потому что сегодня мне посчастливилось выступать перед людьми неравнодушными, энергичными, ищущими - перед вами, дорогие друзья!»

Само вступление должно быть кратким и обязательно интригующим. Цель вступления - не только ввести в курс дела, но и заинтриговать, «взять» зал.

Основная часть.

Основная часть обычно занимает 80% выступления (на вступление и заключение обычно отводится по 10%).

Главным в основной части является ваш тезис - то, ради чего вы и появились перед слушателями. «Тезис» - основная мысль, положение, развиваемое и доказываемое в речи.

Например, главный тезис вашей речи - «Курить - здоровью вредить». Этот тезис на протяжении всей речи нужно будет защищать доводами (аргументами) и фактами (на схеме - А и Ф). Их может быть столько, сколько потребуется для того, чтобы ваш тезис обрёл силу и убедительность. Причём аргументы нужно выстраивать в следующем порядке: сначала - сильные, затем средние и сильные, а закончить нужно самым сильным аргументом.

Основная часть заканчивается кульминацией (кульминация - точка высшего напряжения, подъёма). Кульминацией может быть ваш призыв или предложение, которое вы делаете аудитории. Например, в выступлении на тему курения: «Помните, у каждого из нас одна жизнь. Не губите её бездумно, цените каждый прожитый день! Ведь жизнь - это искра Божья. Не погасите её так бездарно!»

Заключение .

Заключение должно быть запоминающимся, ярким. Оно, как и вступление, нужно для создания эмоционального фона. Ведь большинство людей чаще всего принимают решение не во время выступления, а после него, поэтому положительный эмоциональный фон здесь очень важен. Кроме того, хороший эмоциональный фон в заключении сыграет свою положительную роль при ваших последующих встречах с аудиторией. В заключении хороши цитаты, афоризмы, короткие стихи, притчи.

Успехов вам, дорогие друзья, в этом интересном и нужном деле!

Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях, то есть: выступать с информационным сообщением, докладом; участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения; написать официальные письма (с просьбой, благодарностью и т. д.) ; выступать с публичной речью (приветственной, поздравительной и т. д.) ; вежливо попросить, отказать, посоветовать, оценить что-либо и т. д. Ни один из традиционных школьных предметов специально не учит этим важным коммуникативным умениям, то есть эффективному общению. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе Требования к уровню подготовки учеников декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения. Риторика как учебный предмет отвечает этому важному важному социальному заказу. Начиная с 1992 г. , риторика преподается как предмет регионального или школьного компонента, иногда как элективный курс (по выбору учеников) во многих регионах России. Для реализации идей этого учебного предмета были созданы учебные пособия с I по XI класс авторским коллективом под научным руководством доктора педагогических наук, профессора Т. А. Ладыженской, которая является автором концепции “Риторика общения”, программы курса. Все учебные пособия по риторике получили грифы «Рекомендовано» и «Допущено» Министерства образования и науки Российской Федерации. Риторика учит школьника анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем он говорит, для чего, где, когда и как - адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, ученики развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения. Так риторика помогает школьнику стать личностью, которая совершает меньше ошибок в общении и тем самым избегает стрессов. Риторика готовит детей к будущей жизни - успешной работе в коллективе, когда требуется взаимодействовать с коллегами, искать оптимальных решений проблем вместе с сотрудниками и начальством; возможно, общаться с клиентами или подчиненными. Риторика учит гуманитарному мышлению учеников и учителей, привыкших делить мир на черное и белое, правильное и неправильное - учит искать разные варианты решения одной и той же задачи. (Например, как отказать, не обидев человека? Как отстоять свои убеждения, не поссорившись с оппонентом?) Тем самым риторика учит позитивному отношению к людям, к миру. Кроме того, она помогает школьникам осознать некоторые нравственные ценности, в том числе связанные с общением, значением слова в жизни человека. Так, риторика учит: будь внимателен к своему слову; помогай другим и словом, и делом; общайся так, как бы ты хотел, чтобы общались с тобой.

Похожие публикации