Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Цитаты ленина, от которых стынет кровь. Какая глыба, а? Какой матерый человечище. Срывание всех и всяческих масок

Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс: «Мы пойдём другим путём», что означало его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
— Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдём путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов сказал фразу в другой формулировке: «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти» . Широкое распространение выражение получило благодаря одноимённой картине П. П. Белоусова.

«Каждая кухарка должна научиться управлять государством»

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 — 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:
"Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту ".

Вариант «Любая кухарка может управлять государством», приписываемый В. И. Ленину, ему не принадлежит, но часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». Ленин имел в виду прежде всего, что даже кухарка как представитель широких масс трудящихся должна учиться управлять государством, должна быть вовлечена в государственное управление.

Выражение было использовано В. В. Маяковским в поэме «Владимир Ильич Ленин»:

Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
каждую
выучим
управлять государством!

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. № 190), которое было опубликовано:

в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
в журнале «Советское кино» № 1-2 за 1933 год — С.10; опубликовано письмо полностью;
в издании В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970 — Т.44 — С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское кино».

В контексте беседы, Ленин говорил о задачах развития коммунистического кинематографа, отметил необходимость «определенной пропорции между увлекательными кинокартинами и научными», особо указал на роль хроники, с которой надо начинать «производство новых фильмов, проникнутых коммунистическими идеями и отражающими советскую действительность», подчеркнул необходимость цензуры («конечно, цензура все-таки нужна. Ленты контрреволюционные и безнравственные не должны иметь места») и в окончании беседы прибавил: «вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» . В этой форме, фразу можно понять как призыв к Луначарскому обратить на кино особое внимание по сравнению с более близкими ему «традиционными» формами искусства.

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк».

«Учиться, учиться и учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9:
"В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию»".

Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь (рассказ провинциала)» гл. VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 г.,:

Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими

общественными течениями погодим: мы еще не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» («Правда» № 49, 4 марта 1923 г.):

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» («Правда». № 258, 15 ноября 1922 г.; «Бюллетень IV конгресса Коммунистического Интернационала» № 8 от 16 ноября 1922 г.) слово было повторено дважды:

«Основаны советские школы, рабочие факультеты, несколько сотен тысяч молодых людей учатся, учатся, может быть, слишком быстро, но, во всяком случае, работа началась, и я думаю, что эта работа принесет свои плоды.»
«Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться.»

В „Планах доклада «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» на IV конгрессе Коминтерна“ («Правда». № 17. 21 января 1926 г.; журнал «Вопросы истории КПСС». — 1959. — № 2.) сказано:

Будут ещё лучше, если в дальнейшем будем учиться (это я вам гарантирую)

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года. На самом деле, в этом выступлении неоднократно прозвучали слова «учиться» и «учиться коммунизму», но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг [нации], а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому, отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград, которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были».)

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочёл его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне — дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» — крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам (бунд). В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал:

«Бога для, не спешите вы с официальной резолюцией и не уступайте ни на йоту этой бундовско-новоискровской конференции. Неужели без протоколов будет?? Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?».

« Лучше меньше, да лучше»

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в «Правде», № 49, 4 марта 1923 года.

«Кто не работает, тот не ест»

Фраза, которая встречается во многих работах Ленина («Государство и революция», «Удержат ли большевики государственную власть?», «Как организовать соревнование?», «О голоде (письмо к питерским рабочим)» и др.), где называется «заповедью социализма» или «коренным началом социализма». Выражение вошло в текст 12-й статьи Конституции СССР 1936 года.

Примечательно, что оригинал фразы взят из Нового Завета: "...Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фесс.3:10).

«Профсоюзы — школа коммунизма»

Лозунг, выдвигавшийся применительно к профессиональным союзам советского времени. Один из заветов Ильича. Впервые выражение появилось в апреле 1920 года в работе Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» ещё до начала широкой дискуссии о профсоюзах. Есть эта характеристика и в его статье «Ещё раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина», написанной в январе 1921 года. В дальнейшем Ленин повторяет тезис о профсоюзах как школе управления, школе хозяйствования, школе коммунизма в «Проекте тезисов о роли и задачах профсоюзов в условиях новой экономической политики» в январе 1922 года.

Владимир Ленин не зря стал известным публицистом, что позволило ему начать политическую карьеру в большевистской партии. Уроженец Симбирска отличался начитанностью и богатым языком. Это позволило ему в своих публичных выступлениях использовать самые разные крылатые фразы, которые благодаря советской пропаганде ушли в народ. Цитаты Ленина часто используются в повседневной речи, причем иногда люди даже не догадываются, что некоторые словосочетания принадлежат вождю пролетариата.

«Есть такая партия!»

Одной из самых известных фраз Ленина считается восклицание «Есть такая партия!». Летом 1917 года в Петрограде проходил Всероссийский съезд Советов. На него съехались представители самых разных партий, в том числе и большевиков.

Председатель Ираклий Церетели спросил собравшихся в зале, есть ли партия, которая готова взять в свои руки власть в тяжелый для страны момент и нести ответственность за все свои решения в такой сложной ситуации. Вопрос был задан неспроста, ведь уже на протяжении нескольких месяцев самые разные слои российского общества были недовольны Временным правительством и его решениями. Но никто не видел очевидной альтернативы существующей власти.

В ответ на вопрос Церетели поднялся Ленин, который также присутствовал на съезде. Он заявил: «Есть такая партия!», имея в виду собственную партию большевиков. Зал отреагировал аплодисментами и смехом. Никто не мог себе и представить, что большевики придут к власти, а цитаты Ленина воплотятся в жизнь.

«Кто не работает, тот не ест»

Многие цитаты Ленина оказывались в его критических статьях. Большая часть публицистической деятельности Ульянова пришлась на годы эмиграции, однако и уже во время существования СССР он продолжал печататься, на этот раз миллионными тиражами.

Например, широко распространенной стала его фраза «Кто не работает, тот не ест». Этим пассажем Ленин критиковал тунеядцев, которые не помогали молодой советской экономике развиваться на фоне последствий Гражданской войны. Интересно, что подобная фраза встречается в Библии, но в несколько ином виде. Сам Ленин считал призыв работать главной заповедью социализма, на которой должна основываться идеология советского государства. Широкое распространение фраза получила в мае 1918 года, когда она появилась в письме революционера петроградским рабочим. Чуть позже лозунг «Кто не работает, тот не ест» был напрямую использован в первой Конституции РСФСР.

«Учиться, учиться, учиться!»

Призыв «Учиться, учиться, учиться!» также использовался советской пропагандой для мотивации народных масс. Скорее всего, Ленин использовал эту фразу в одной из своих статей, прочитав Чехова. В рассказе «Моя жизнь» классик литературы отметился похожим призывом.

Ильичу не нравилась система образования при царском правительстве. Это объясняет то, что говорил Ленин о русских. Цитаты вождя об образовании часто использовались в интерьерах школ и вузов Советского Союза.

«Мы пойдем другим путем»

Одной из самых мифологизированных фраз Ленина по праву считается реплика «Мы пойдем другим путем». Согласно точке зрения официальной советской идеологии юный Володя произнес ее после того, как узнал о смерти старшего брата был казнен за намерение расправиться с императором Александром III. Ленин же своей фразой имел в виду, что его будущая борьба с царским режимом будет основываться не на индивидуальном терроре, а на пропаганде среди народных масс. В советском и российском быту эта фраза используется уже без привязки к революционным событиям XX века, а относится непосредственно к теме разговора.

Очень многие высказывания Ленина вошли в повседневный обиход, став расхожими фразами. Люди цитируют их, зачастую не зная источника. Я собрал сто самых известных высказываний Владимира Ильича Ленина. Проверьте себя - если какие-то из них вам нравятся и вы регулярно их используете - то, может быть, вы сами - большевик? ;)

2. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

3. Все на свете имеет две стороны

4. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

5. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

6. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

7. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

8. Без революционной теории не может быть и революционного движения

9. Богатые и жулики - это две стороны одной медали

10. Больших слов нельзя бросать на ветер

11. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

12. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

13. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

14. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

15. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

16. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

17. Слова обязывают к делам

18. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

19. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

20. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

21. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

22. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

23. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

24. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

25. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

26. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

27. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

28. Книга - огромная сила

29. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока

30. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

31. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

32. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс

33. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

34. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

35. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

36. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

37. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

38. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

42. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

43. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

44. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

45. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны

46. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

47. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

48. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

49. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

50. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

51. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

52. Революции в белых перчатках не делаются

53. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее

54. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

55. Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать

56. Талант надо поощрять

57. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

58. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

59. Во всякой сказке есть элементы действительности

60. Фантазия есть качество величайшей ценности

61. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

62. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

63. Невежество не есть аргумент

64. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

65. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

66. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

67. Учиться, учиться и учиться!

68. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

69. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

70. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

71. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

72. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

73. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

74. Лучше меньше, да лучше

75. Мы грабим награбленное

76. Разбитые армии хорошо учатся

77. Религия – род духовной сивухи

78. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

79. Люблю я, когда люди ругаются, - значит, знают, что делают, и линию имеют

80. Швыряться звонкими фразами - свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции... Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

81. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

82. Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие

83. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

84. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

85. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее "доводить до конца"

86. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

87. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

88. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

89. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

90. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

91. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

92. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

93. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

94. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

95. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

96. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

97. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

98. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

99. Сотрудничество представителей науки и рабочих, - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила

100. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

Владимир Ильич сильно побледнел, встречает меня взволнованным взглядом и с упреком говорит мне:

Это что такое? Как же Вы могли допустить?.. Смотрите, что пишут в газетах?.. Читать стыдно. Пишут обо мне, что я такой, сякой, всё преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком, а вот здесь какая-то мистика... Коллективно хотят, требуют, желают, чтобы я был здоров... Так чего доброго, пожалуй, доберутся до молебнов за мое здоровье... Ведь это ужасно!.. И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится. Я такой же, как и все...

…пожалуйста, поезжайте поскорее и прекратите сейчас же это безобразие... В какие-то герои меня произвели, гением называют, просто черт знает что такое!

Философы и общественные деятели

Махатма Ганди , отец нации, идеолог национально-освободительного движения Индии:

"Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным".


Бердяев , русский философ:

«…Ленин сделан из одного куска, он монолитен. Роль Ленина есть замечательная демонстрация личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождём революции и реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нём черты русского интеллигента сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство.

…Ленин был революционер-максималист и государственный человек. …
…И он остановил хаотичный распад России, остановил деспотическим, тираническим путём. В этом есть черта сходства с Петром…

…Ленин мог начертать план организации коммунистического государства и осуществить его. Как это парадоксально ни звучит, но большевизм есть третье явление русской великодержавности, русского империализма…».


А. Грамши , итальянский философ и политический деятель:

Ленин, по свидетельству всех, кто с ним когда-либо сталкивался, показал себя величайшим государственным деятелем современной Европы, человеком, пользующимся безграничным влиянием в массах, зажигающим в народах энтузиазм, пробуждающим в них чувство сознательной дисциплины; человеком, который благодаря своему могучему уму способен повести за собой все мировые социальные силы, могущие быть использованными на благо революции; человеком, легко распознающим и парализующим самые изощренные козни буржуазных государственных деятелей.


Адлер (Adier) М. (1873-1937) -австрийский философ, один из главных теоретиков австромарксизма

Значение Ленина для России и ее освобождения - ныне исторический и незыблемый факт, не подвергающийся спорам партий и классовых воззрений. Если историческим смыслом каждой революции является дать свободу и простор, уничтожая и отбрасывая пережитые и тормозящие законоположения и формы жизни для дальнейшего развития общества, то не было более радикальной революции, чем русская, не было более беспощадного уничтожения старого мира, чем через большевизм. Это целиком дело Ленина, который взял в руки могучую инициативу в октябре 1917 года, в тот момент, когда даже его друзья еще колебались; его стихийная смелость, в соединении с упорной и неотступной силой и поразительным дипломатическим искусством, преодолела все опасности революции. Это грандиозное дело имеет значение не только для России: это - часть дела освобождения всего мира….

Человек, который мог бы сделаться русским царем, если бы им руководили личное властолюбие и жажда славы, а не идея социальной революции, умер в комнате прислуги в загородном дворце, из многих комнат которого он хотел жить только в этой. Это не было эффектной игрой, это не была демагогия, наверняка уже чуждая смертельно больному человеку,-это был инстинкт человека, который иначе не мог поступать, ибо существу большой пролетарской идеологии, которую он исповедовал, для которой он жил, мог соответствовать только пролетарский образ жизни.


К. Янагида , японский философ:

В чем сила Ленина, которая совершила в моем сознании духовную революцию? Сила эта, на мой взгляд, заключается в том, что по своему характеру, способностям, уму, знаниям Ленин далеко отстоит от нас, обычных людей, и в то же время он с нами. Ленин - отец, учитель, товарищ... Когда я думаю о Ленине, я забываю, что он русский: Ленин близок всем.

К помощи Ленина я прибегаю во все трудные минуты жизни, и он всегда наполняет меня магической силой, способной преодолеть любые преграды.

Политики

Сунь Ятсен , китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей:

"За многие века мировой истории появились тысячи вождей и учёных с красивыми словами на устах, которые никогда не проводились в жизнь. Ты, Ленин, исключенье. Ты не только говорил и учил, но претворил свои слова в действительность. Ты создал новую страну. Ты указал нам путь..."


У. Черчилль , 1929:

"Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингис-хан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающие из покоя холодного сострадание здравомыслия, понимания реальной действительности. Его оружие - логика, его расположение души - оппортунизм. Его симпатии холодны и широки, как Ледовитый океан: его ненависть туга, как петля палача. Его предназначение - спасти мир; его метод - взорвать этот мир. Абсолютная принципиальность, в то же время готовность изменить принципам... Он ниспровергал всё. Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество. В конце концов он ниспроверг себя. Интеллект Ленина был повержен в тот момент, когда исчерпалась его разрушительная сила и начали проявляться независимые, самоизлечивающие функции его поисков. Он один мог вывести Россию из трясины. Русские люди остались барахтаться в болоте. Их величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть"


Сталин:

"Логика в речах Ленина - это какие-то всесильные щупальца, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться: либо сдавайся, либо решайся на полный провал"

«Что касается Ленина и Петра Великого, то последний был каплей в море, а Ленин - целый океан»


Эдуард Эррио , премьер-министр Франции:

«Нет нужды указывать, как далек я был от ленинского учения, но я всегда восхищался его исключительными дарованиями государственного человека, его решительностью, энергией и действительно энциклопедической образованностью. Я уверен, что если бы он жил, то еще многое сделал бы для своей страны, ибо это был человек, который умел оценивать всякое положение и находить выход из него».


Неру Д. , премьер-министр Индии:

Прошло немного лет после его смерти, а Ленин уже стал неотъемлемой частью не только его родной России, но и всего мира. И по мере того, как идет время, величие его растет, он теперь один из тех немногих мировых деятелей, чья слава бессмертна. … Ленин продолжает жить, причем не в памятниках и портретах, а в своих колоссальных свершениях и в сердцах сотен миллионов рабочих, которых вдохновляет его пример, вселяя надежду на лучшее будущее.


Бухарин , советский партийный и государственный деятель:

Эта величайшая простота была у Ленина основной чертой его политики. Это не простота наивных людей. Это именно простота гения. Он находил простые слова, простые лозунги, простые решения самых сложных задач. Ничто не было так чуждо Ленину, как «выкрутасы», поза, умничанье. Он ненавидел все это, издевался над этим проклятым наследством старого, которое еще тяготеет над нами. Он знал цену делу и был бешеным противником всякой пустопорожней шумихи.

И вместе с тем Ленин властно вел всю партию, а через нее всех трудящихся. Он был диктатором в лучшем смысле этого слова. … Он мог идти против течения со всей силой своего бешеного темперамента. Таким и должен быть настоящий массовый вождь.


Луначарский , партийный и государственный деятель, писатель, нарком просвещения:

Очарование это колоссально: люди, попадающие близко в его орбиту, не только отдаются ему как политическому вождю, но как-то своеобразно влюбляются в него. Это относится к людям самых разных калибров и духовных строений-от такого тонко вибрирующего огромного таланта, как Горький, до какого-нибудь косолапого мужика, явившегося из глубины Пензенской губ., от первоклассных политических умов, вроде Зиновьева, до какого-нибудь солдата и матроса, вчера еще бывших черносотенцами, готовых во всякое время сложить свои буйные головы за «вождя мировой революции-Ильича»


Мизиано Ф. (1884-1936) - один из основателей Итальянской коммунистической партии:

Никого так не хвалят и не ругают, как Ленина, ни о ком не говорят так много хорошего и так много плохого, как о Ленине. В отношении Ленина не знают середины, он-либо воплощение всех добродетелей, либо-всех пороков. В определении одних-он безгранично добр, а в определении других-до крайности жесток.

В этих определениях отразилась та четкая, резкая, отрубленная, непримиримая классовая грань, которую устанавливал Ленин. Не знали середины в отношении к нему потому, что и он сам не знал ее. Никаких соглашений, компромиссов, открытая, ожесточенная, неумолимая классовая борьба с наступлениями, натисками, траншейными боями, обходами, отступлениями, но не сдачей. Ленин не знал внеклассовых чувств, про него нельзя сказать, что он был просто добр или зол. По отношению к нему нельзя обобщать этих и других понятий. Добр, когда интересы его класса это разрешали, зол, когда они этого требовали. И так во всем остальном.

Ученые

Альберт Эйнштейн - ученый-физик:

«Я уважаю в Ленине человека, который с полным самоотвержением отдал все свои силы осуществлению социальной справедливости... Люди, подобные ему, являются хранителями и обновителями совести человечества».


Владимир Николаевич Ипатьев (1867–1952), царский генерал, ученый–химик:

«Бездарные члены Временного правительства смеялись над речами Ленина и считали, что тезисы, проповедуемые им, никакой угрозы для них не представляют, поскольку для их выполнения не найдется надлежащего количества последователей. Но Ленин знал, что проповедовал и чего хотел. Он был на голову выше всех своих соратников и имел твердый характер, не метался из стороны в сторону, отлично понимая всю обстановку в России, – как в тылу, так и на фронте, ...
Можно было совершенно не соглашаться с многими идеями большевиков, можно считать их лозунги за утопию, но надо быть беспристрастным и признать, что переход власти в руки пролетариата в октябре 1917 года, проведенный Лениным и Троцким, обусловил собою спасение страны, избавив ее от анархии и сохранив в то время в живых интеллигенцию и материальные богатства страны. Мне часто приходилось, как в России, так и за границей, высказывать свои убеждения, что я в 1917–1919 годах остался в живых только благодаря большевикам....»


Бертран Рассел , английский математик, философ, и общественный деятель.

"... Наш век войдет в историю веком Ленина и Эйнштейна, которым удалось завершить огромную работу синтеза, одному - в области мысли, другому - в действии. Ленин казался мировой буржуазии разрушителем, но не разрушение сделало его известным. Разрушить могли бы и другие, но я сомневаюсь, нашелся ли бы хотя еще один человек, который смог бы построить так хорошо заново. У него был стройный творческий ум. Он был философом, творцом системы в области практики...
Государственные деятели масштаба Ленина появляются в мире не больше, чем раз в столетие, и вряд ли многие из нас доживут до того, чтобы видеть равного ему..."


К. А. Тимирязев , русский естествоиспытатель, основоположник русской научной школы физиологов растений. Почётный доктор Кембриджа, университетов Женевы и Глазго.:

Большевики, проводящие ленинизм,- я верю и убежден,- работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всегда был ваш и с вами... Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его гениальным разрешением мировых вопросов в теории и на деле. Я считаю за счастье быть его современником и свидетелем его славной деятельности. Я преклоняюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все знали...


Г. М. Кржижановский , учёный-энергетик, академик и вице-президент АН СССР, литератор; советский экономист и экономико-географ:

К. Маркс утверждал, что тот, кто хочет пробраться к сияющим вершинам знания, должен не страшиться карабкаться по трудным каменистым тропинкам над опасными, зияющими пропастями. Вот именно таким бесстрашным искателем истины и изумительно отважным трудолюбцем был сам Владимир Ильич. Всех нас, знавших его лично, особенно поражало это гармоничное сочетание в нем гениального ученого, беззаветного труженика, пламенного революционера и трибуна. Вот почему он был не только лучшим учеником Маркса, но и по своим основным свойствам был так особенно близок именно к этому величайшему гению человечества. Великие чувства и великий разум, великий ум и великое сердце - вот что является характерными чертами, роднящими этих людей, являющихся наиболее универсальными гениями из всех гениев, когда-либо живших на земле


В. Л. Комаров , русский ботаник и географ, член-корреспондент Академии наук (1914). :

«Великая гордость человечества» - так назвал науку Владимир Ильич Ленин. В этих словах выразилось все его восхищение безграничным могуществом человеческого знания. Ленин был не только великим вождем и организатором масс, но и гениальнейшим ученым... Его работы по философии, экономике, истории явились новым этапом в развитии мировой науки. И он больше чем кто бы то ни было знал, какую силу представляет собой наука, если она направлена на благо человечества...

Ленин требовал от ученого абсолютной политической честности. Он неоднократно указывал, что люди, пытающиеся изобразить себя нейтральными наблюдателями, на самом деле маскируют лишь реакционные тенденции. Наука служит или силам реакции, или силам прогресса. И он со всей страстностью призывал ученых отдавать все свои силы общечеловеческому прогрессу.


С. И. Вавилов , советский физик, основатель научной школы физической оптики:

С именем Ленина связан новый этап развития всех общественных наук, глубокое познание законов общественного развития, сущности политической и идеологической борьбы в современном обществе. … Чем дальше отходим мы от того времени, когда жил и работал Владимир Ильич, тем глубже раскрывается исключительное значение дела Ленина в области философских, исторических и экономических наук.


А. Е. Ферсман , русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии:

С редкой интуицией охватывал Владимир Ильич исторические и социальные процессы: он поразительно улавливал черты будущего развития, и, когда еще в 1919 г. мне пришлось с ним беседовать по вопросам организации научных сил, он подчеркнул, что ждет от русской науки больших достижений, но при условии, если она не будет отставать от народного хозяйства. «Впрочем, хозяйственное строительство на новых началах неизбежно вовлечет науку в сферу своих интересов», - прибавил он. Эти слова оказались пророческими.


А. П. Карпинский , русский геолог, академик, с МАЯ 1917 года и до конца жизни первый выборный президент Российской академии наук:

Владимир Ильич обладал редким положительным качеством- он умел сознавать свои ошибки, совершенно неизбежные при задуманном им громадном и сложном предприятии, и решительно исправлял промахи, допущенные местными органами при его осуществлении, если мероприятия последних не отвечали истинным намерениям Ленина.

…Благодаря заботам его, при его широком содействии и поощрении начался количественный рост академических учреждений и институтов, увеличивший и занимаемую ими территорию до размеров целого городка и делающий нашу Академию единственной в своем роде в ряду других академий мирового значения.


Дж. Бернал , английский физик и социолог науки, общественный деятель. Профессор Кембриджского и Лондонского университетов, член Лондонского Королевского общества:

…Он принадлежит не только Советскому Союзу, но и всему человечеству. Ленин - вдохновляющий пример для нас; мы живем и боремся под непосредственным воздействием его идей.
… Ленин был величайшим среди крупнейших ученых своего времени по интеллектуальной силе своего мышления, по широте своего кругозора. Там, где другие великие люди видели тот или другой аспект действительности, он видел все. Он видел действительность не как нечто статическое, а в движении; он понял силы, которые определяли это движение, и научился управлять ими.


У. Дюбуа , американский общественный деятель, социолог, историк и писатель:

Советский Союз вправе гордиться тем, что великий Ленин, создавая первое в мире социалистическое государство, заботился о благе не только европейских и азиатских, но и африканских народов... Я убежден, что именно ленинское учение должно явиться руководящим принципом для народов африканского континента в их борьбе против преступного тайного сговора США, Англии, ФРГ, Франции и Бельгии...

Я думаю, что в наши дни, как никогда, важно ознакомить народы Африки с учением Ленина о колониализме и империализме


В. Гуд , английский профессор:

…Это было летом 1919 г. ... я смотрел на человека, о котором больше всего говорилось на земле, на неведомого гения революции, которая потрясла мир... В течение своей жизни я встречался в разных странах с людьми, которых называли великими. Ни об одном я не сказал бы того, что с полным доверием могу сказать про Ленина: «Человек он был. - Из всех людей мне не видать уж такого человека» (Шекспир)


И. М. Губкин , русский учёный-геолог, основатель советской нефтяной геологии:

История человечества не знает другого примера, чтобы великий гений, вождь миллионных масс трудящихся, зачинатель новой эры в жизни человечества, был в то же время простым, милым, доступным и близким человеком.
…Обаяние личности Владимира Ильича не поддается никакому описанию: бледны наши слова и убог наш язык, чтобы изобразить его в соответствии с действительностью. Каждый, кто имел с ним хотя бы самое маленькое, мимолетное соприкосновение, уносил с собою самое светлое воспоминание о нем, как о родном, близком человеке.


Владимир Ефимович Грум-Гржимайло , крупнейшего металлурга России:

«Позвольте познакомить вас с тем, что такое русский народ и Россия сейчас. Люд все еще старается слодырничать, изловчиться и получить средства к жизни не за работу, а за лодырничество. Главы революции, конечно, знали, куда они шли, и теперь медленно, но неуклонно жмут и жмут публику, заставляя лодырей работать. Трудна их задача, так трудна, что надо удивляться их терпению и выдержке. Процесс длительный, мучительный, но необходимый. От благополучного его разрешения зависит, останется ли Россия самодержавным государством или сделается, к восторгу наших «друзей», колонией и цветной расой, навозом для процветания культурных народов. Я потерял во время революции буквально все, что имел. В войсках Колчака я потерял сына и племянника. Тем не менее, я ни на минуту не сомневаюсь, что победа красных и провал Колчака, Деникина, Юденича, Врангеля и проч. и проч. есть благо. Больна была вся нация, от поденщика до министра, от нищего до миллионера, и, пожалуй, интеллигенция была в большей мере заражена, чем простой народ. Она была распространительницей этой заразы лени и лодырничества. Железный закон необходимости заставляет нас учиться работать, и мы выучимся работать».

Писатели

Горький:

"Даже некоторые из стана врагов его честно признают: в лице Ленина мир потерял человека, «который среди всех современных ему великих людей наиболее ярко воплощал в себе гениальность».
Лично для меня Ленин не только изумительно совершенное воплощение воли, устремленной к цели, которую до него никто из людей не решался
практически поставить пред собою, - он для меня один из тех праведников, один из тех чудовищных, полусказочных и неожиданных в русской истории людей воли и таланта, какими были Петр Великий, Михаил Ломоносов, Лев Толстой и прочие этого ряда. Я думаю, что такие люди возможны только в России, история и быт которой всегда напоминают мне Содом и Гоморру.
…Героизм его почти совершенно лишен внешнего блеска, его героизм - это нередкое в России скромное, аскетическое подвижничество честного русского интеллигента-революционера, искренне верующего в возможность на земле справедливости, героизм человека, который отказался от всех радостей мира ради тяжелой работы для счастья людей.»

«Его частная жизнь такова, что в религиозное время из него сотворили бы святого»

“Великое дитя окаянного мира сего”.


Мартин Нексе , датский писатель, 1934 г.:

Ленин, который был умнее всех, чутко прислушивался к голосу и биению сердца простых людей, учился у них, возвышал их самих и их дела, показывал, что рядовой человек и его труд - основа жизни. Уже одно это было наградой за тысячелетнее прозябание; никогда раньше не стоял перед простым людом человек, так хорошо знавший его самого и его жизнь, как Ленин.
Поэтому Ленин всегда занимал особое место в сердцах рабочих, и никакая травля и клевета не могли изменить их отношения к нему. Даже самые забитые и отсталые оживляются, их глаза блестят, когда произносится имя Ленин.


Бернард Шоу , английский драматург:

Если будущее будет таким, каким его предвидел Ленин, тогда мы все можем улыбаться и смотреть в будущее без страха. Однако если эксперимент его будет сорван и кончится неудачей, если мир будет упорствовать в сохранении капиталистического развития, тогда я должен с большой грустью проститься с вами, мои друзья....

«Я не сомневаюсь, что настанет день, когда в Лондоне будет воздвигнута статуя Ленина рядом со статуей Георга Вашингтона. Могу прибавить, что, хотя я никогда не упускал случая выразить перед английской публикой мое восхищение Лениным, моя популярность нисколько не пострадала от этого и я ни разу не подвергся нападкам за мои отзывы о Ленине, а между тем это, несомненно, имело бы место, если бы Ленин оценивался у нас так, как заявляют реакционеры.»


Ромэн Ролан , французский писатель:

Я не разделял идей Ленина и русского большевизма и никогда не скрывал этого.
Я слишком индивидуалист (и идеалист), чтобы примириться с марксистским кредо и его материалистическим фатализмом. Но именно поэтому я придаю величайшее значение великим личностям, именно поэтому я питаю к Ленину чувство крайнего восхищения. Я не знаю другой столь же могучей личности в Европе нашего века. Он так глубоко, так мощно направил руль своей воли в хаотический океан мягкотелого человечества, что борозда его долго-долго не изгладится в волнах,- несмотря на все бури, корабль несется на всех парах к новому миру.
Никогда со времени Наполеона I история не знала такой стальной воли.
Никогда со времени героической эры европейские религии не знали апостола со столь гранитной верой.
Никогда еще человечество не создавало властителя дум и людей, столь абсолютно бескорыстного.
Еще при жизни он вылил свою моральную фигуру в бронзу, которая переживет века.


Теодор Драйзер , американский писатель:

« Когда я был в 1927 и 1928 годах в России, мне случалось видеть на отдаленных окраинах страны, объединенной духом Ленина, крестьян и рабочих, мужчин и женщин, благоговейно склонившихся или обнаживших голову перед бюстом Ленина и, насколько я понял, видевших в нем (и, по-моему, совершенно справедливо) своего спасителя.

…Русский народ, освобожденный Лениным, никогда не допустит, чтобы его снова превратили в раба. Он будет бороться, проникнутый духом Ленина. В исходе этой борьбы я не сомневаюсь. Ленин, его Советское государство восторжествуют.

Каков бы ни был ближайший исход этой борьбы, Ленин и его Россия, гуманность и справедливость, которые он внес в управление страной, в конечном счете победят. Ибо хотя Ленина уже нет в живых, но социальный строй, который он создал и который его соратники и преемники с тех пор привели к нынешней мощи и величию, навсегда останется для будущих поколений »


Генрих Манн , немецкий писатель:

«В жизни Ленина верность великому делу неизбежно сочетается с непримиримостью ко всем, кто пытается этому делу помешать.

Отдавая должное верности, я вынужден согласиться с непримиримостью. Мне стало легче это сделать, после того как я убедился в его способности подчинять свое дело насущным потребностям живых людей. Стало быть, он любил людей так же, как и дело, поэтому он и действовал как великий человек.

Кстати сказать, его величие всегда становилось мне понятнее, когда я думал, что получилось из Германии. … Ленин сделал свой народ счастливее; и сам он был счастливее, чем суждено любому, кто творит в Германии ».


Г.Уэллс , английский писатель:

Благодаря Ленину я понял, что, несмотря на Маркса, коммунизм может быть творческой, созидательной силой. <...> Для меня было прямо отдыхом поговорить с этим необыкновенным маленьким человеком, открыто признающим всю громадную трудность и сложность задач, стоящих перед коммунизмом.

…теперь, просматривая свою написанную четырнадцать лет назад книгу, восстанавливая в памяти события того времени и сравнивая Ленина с другими знаменитыми людьми, которых я знал, я начинаю понимать, какой выдающейся и значительной исторической фигурой он был. Я не сторонник теории об исключительной роли «великих людей» в жизни человечества, но уж если вообще говорить о великих представителях нашего рода, то я должен признать, что Ленин был по меньшей мере действительно великим человеком.

«Только благодаря Ленину и созданной им организованной Коммунистической партии русская революция не выродилась в жестокую военную автократию и не закончилась полным социальным крахом. Руководимая им Коммунистическая партия, не имея опыта, тем не менее сумела создать необходимые условия для успеха проводимого эксперимента, обеспечила достаточное количество дисциплинированных кадров для наскоро созданного, но преданного государственного аппарата, без которого революция в современном государстве обречена на полный провал.»


Анри БАРБЮС , французский писатель:

Когда произносится это имя, мне кажется, что одним этим уже сказано слишком много и нельзя осмеливаться высказывать свою оценку о Ленине. Я еще слишком во власти того остро-тяжелого чувства, которое охватило меня при известии об исчезновении этого великого человека. Ленин является для меня одной из самых широких, одной из самых полных личностей, которые когда-либо существовали. Он в полном смысле этого слова выше всех осуществителей вековых усилий человечества.


Томас МАНН , немецкий писатель:

Несомненно, Ленин всемирно-историческая величина. Властитель дум в новом, демократическом, гигантском стиле. Заряженное силой соединение воли и аскезы. Великий папа идеи, полный миросокрушающего божественного гнева. Сказочный витязь героической саги, сказавший: «Да будет проклят тот, кто опускает свой меч, боясь крови».


Лион ФЕЙХТВАНГЕР , выдающийся немецкий писатель и драматург:

Ленинское определение свободы прекрасно демонстрирует разницу между подлинным и ложным гуманизмом, между «гуманизмом» и гуманизмом. «Гуманист» видит свободу в позволении публично бранить правительство. Ленинский подлинный гуманист считает, что свободен тот, кто свободен от страха перед безработицей и голодной старостью, кто свободен от страха за судьбу своих детей...


М. МАРТИНЭ , французский поэт, драматург и прозаик

Что такое цивилизация, как не достижение наибольшим числом людей наивысшей возможной степени человечности? Что такое социальная революция, как не средство цивилизации? Революционеры являются на развалинах старого мира единственными истинными цивилизаторами. И Ленин, который более чем кто-либо умел видеть и желать, останется в истории величайшим цивилизатором нового времени.


М. ГАРДЕН , немецкий писатель:

Он был незаменим, ибо он был не только знаменем и символом, но самим делом. Он не может умереть совсем, ибо над его образом, который, как образ Кромвеля, Бонапарта, Бисмарка, мог бы быть созданием великого поэта,- над образом Ленина будет продолжать неустанно работать народная фантазия. Он-часть древней русской земли (не без внутреннего и наружного отпечатка татарщины); за стальным сводом его лба ученого жил инстинкт, здравый рассудок и юмор крестьянина, умеющего мыслить и выражать свою волю в простых образах. Влияние его неизмеримо распространилось на весь мир: он, а не армия и не полководец убил царизм и захватил вместе с ним в пучину две другие большие империи; и все Мустафы Кемали, Муссолини, Стамбулийские, Хорти, Прима-де-Риверы, а также Эберты и Макдональды могли явиться на сцену только потому, что был Ленин. Только мелочная тупость может спрашивать у этой могилы, допустимо ли восхищаться без буржуазных оговорок коммунистом. С инстинктивной безошибочностью Ленин угадывал вытекающую из действительного положения дел необходимость перестановки вех. Без этого инстинкта он не стал бы Павлом социализма. … Сотни миллионов, вплоть до темнейших глубин Азии, видели в нем, в Ильиче, в родном, в брате и друге, учителе и страже, огненный маяк своих надежд. Перелистайте книгу времен: где и когда в истории было нечто подобное? Умер человек равного которому нет, и у его могилы его гений непобедимым, прометеевским дерзанием зовет нас к долгу следующего дня.

Творческие люди

Николай Рерих , русский художник, писатель, путешественник, общественный деятель, философ, мистик, учёный, археолог:

"В великом Владимире поразительно отсутствует отрицание. Он вмещал и целесообразно вкладывал каждый материал в мировую постройку. Именно это вмещение открывало ему путь во все части света. И народы складывают ленинскую легенду не только по прописи его постулатов, но и по качеству его устремления. За нами лежат 24 страны, и мы сами в действительности видели, как народы поняли притягательную мощь (...). Друзья, самый плохой советчик - отрицание. За каждым отрицанием скрыто невежество."


Маяковский "Владимир Ильич Ленин»

"Он, как вы и я, совсем такой же,
только, может быть, у самых глаз
мысли больше нашего морщинят кожей,
да насмешливей и тверже губы, чем у нас.
Не сатрапья твердость, триумфаторской коляской
мнущая тебя, подергивая вожжи.
Он к товарищу милел людскою лаской.
Он к врагу вставал железа тверже."


Игорь Северянин , 1918 г.

«Его бесспорная заслуга
Есть окончания войны.
Его приветствовать, как друга
Людей, вы искренне должны...»


Сергей Есенин:

Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс.

Того, кто спас нас, больше нет.


Шаляпин , известный оперный певец, эмигрант:

Я не могу быть до такой степени слепым и пристрастным, чтобы не заметить, что в самой глубокой основе большевистского движения лежало какое–то стремление к действительному переустройству жизни на более справедливых, как казалось Ленину и некоторым другим его сподвижникам, началах.

Оппоненты:

Великий князь Александр Михайлович Романов:

«На страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской империи».


Патриарх Тихон:

"Идейно мы с Владимиром Ильичом Лениным, конечно, расходились, но я имею сведения о нем, как о человеке добрейшей и поистине христианской души."


Граф П. Н. Зубова:

«Его ораторское дарование было удивительно: каждое его слово падало, как удар молота и проникало в черепа. Никакой погони за прикрасами, ни малейшей страстности в голосе; именно это было убедительно. Позже я имел случай сравнить способ его речи с Муссолини и Гитлером. Последний сразу начинал с истерического крику и оставался все время на этой форсированной ноте, не имея дальнейшего подъёма; я никогда не мог понять, как этот человек мог влиять на слушателей, разве что они все были истериками.
Прекрасноречие Муссолини могло действовать на настроение итальянцев, но по сравнению с ленинским оно не было таким же толковым. Лишь один европейский оратор мог сравниться с Лениным – Черчилль».


Каутский , немецкий экономист, историк и публицист. Теоретик классического марксизма:

Наши разногласия не должны делать нас слепыми к величию усопшего. Он был колоссальной фигурой, каких мало в мировой истории. Между правителями великих государств нашего времени имеется только один, который хоть сколько-нибудь приближается к нему по своей силе. Это был Бисмарк. Конечно, их цели были диаметрально противоположны. У одного - торжество династии Гогенцоллернов в Германии, у другого - торжество пролетарской революции. Это такая же противоположность, как между водой и огнем. Цель Бисмарка была мелка, цель Ленина - колоссальна.


Б. Барков:

Ленин был идеальным воплотителем великого коммунистического мировоззрения. Можно было не соглашаться с его тактикой, но нельзя отрицать того, что он был гениальным политиком и идейным коммунистом нашего времени. … Но если Ленин был признан гениальнейшим из людей и идейнейшим из коммунистов даже анархистами, то вполне понятно, что он должен быть всемирным вождем рабочего класса, так как последний, в силу своей революционно-коммунистической неподготовленности, безусловно нуждался и нуждается в твердом указании на пути к своей цели.


Гейцман, анархист-коммунист

Генрих Гейне высказал мысль, что великие люди подымаются потому, что средний уровень людей становится ниже. Поскольку такой парадокс поэта правилен, постольку гений Ленина противоположен гениям всех времен. Ибо если Ленину не удалось бы поднять людей из мусорных куч фабрик и заводов, поднять людей из деревенского навоза и посадить их рядом с собою, рядом с правителями государств и мира, тогда задача эпохи, задача Ильича не была бы выполнена. … Если бы Ленин не умел передавать свою гениальную стальную волю и мысль тысячам рабочих и крестьян, он не был бы гением нашей эпохи и, быть может, сама эпоха еще не наступила.

Гений бессмертен, но часто случается, что гениальные люди воскресают много времени спустя после своей смерти. Ленин же при жизни стал бессмертным.


Потресов , один из создателей «Искры», впоследствии меньшевик:

"Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личностью, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек, по видимости не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным...
Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладал секретом излучавшегося Лениным прямо гипнотического воздействия на людей, я бы сказал - господства над ними. Плеханова - почитали, Мартова - любили, но только за Лениным беспрекословно шли как за единственным бесспорным вождем. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатическую веру в движение, в дело, с не меньшей верой в себя. Если когда-то французский король Людовик XIV мог говорить: государство - это я, то Ленин без излишних слов неизменно чувствовал, что партия - это он, что он - концентрированная в одном человеке воля движения. И соответственно этому действовал. "


Устрялов , русский политический деятель и публицист, видный деятель партии кадетов (с 1917), один из идеологов сменовеховства:

В живой драме всемирной истории это был один из типичных великих людей, определяющих собой целые эпохи.
Он был прежде всего великий революционер. Он - не только вождь, но и воплощение русской революции. Воистину, он был воплощенной стихией революции, медиумом революционного гения. В нем жила эта стихия со всеми ее качествами, увлекательными и отталкивающими, творческими и разрушительными. Как стихия, он был по ту сторону добра и зла. Его хотят судить современники; напрасно: его по плечу судить только истории.
В нем было что-то от Микель Анжело, от нашего Льва Толстого. По размаху своих дерзаний, по напряженности, масштабам, внутренней логике своей мечты он им подобен, им равен. Его гений - того же стиля, той же структуры.
Но мало еще сказать, что он был великий исторический деятель и великий революционер. Он был кроме того глубочайшим выразителем русской стихии в ее основных чертах. Он был, несомненно, русским с головы до ног. ….
Пройдут годы, сменится нынешнее поколение, и затихнут горькие обиды, страшные личные удары, которые наносил этот фатальный, в ореоле крови над Россией взошедший человек, миллионам страдающих и чувствующих русских людей. И умрет личная злоба, и "наступит история". И тогда уже все навсегда и окончательно поймут, что Ленин - наш, что Ленин - подлинный сын России, ее национальный герой - рядом с Дмитрием Донским, Петром Великим, Пушкиным и Толстым


А. КЕРР (Kerr) - лорд Инверчепел (Inverchapel)

Ленин в сотрудничестве со своими помощниками предпринял самый грандиозный социальный эксперимент, который был сделан за две тысячи лет.
В течение двух тысяч лет все подобные попытки кончались неудачей, но Ленин приступил к делу по-новому и основательно. Как человек действия, он всемирно-историческая величина.
Враги обвиняют его в жестокости. Это-заблуждение. Он был основательным и последовательным осуществителем грандиозной нравственной идеи.
Этот покойник будет каждый раз воскресать. В сотне форм. Пока из хаоса нашей земли не восстанет справедливость


Сухомлинов , русский генерал от кавалерии, военный министр

Другой залог для будущего России я вижу в том, что в ней у власти стоит самонадеянное, твёрдое и руководимое великим политическим идеалом правительство. Этот политический идеал не может быть моим. Люди, окружающие Ленина, - не мои друзья, они не олицетворяют собою мой идеал национальных героев. Но я уже не могу их больше назвать «разбойниками и грабителями» после того, как выяснилось, что они подняли лишь брошенное: престол и власть. Их мировоззрение для меня неприемлемо. И всё же медленно и неуверенно пробуждается во мне надежда, что они приведут русский народ - быть может, помимо их воли - по правильному пути к верной цели и новой мощи. ... Верить в это я ещё не могу, но тем сильнее того желать... в виду бесчисленных ужасных жертв, которых потребовало разрушение старого строя. Что мои надежды являются не совсем утопией, доказывает, что такие мои достойные бывшие сотрудники и сослуживцы, как генералы Брусилов, Балтийский и Добровольский свои силы отдали новому правительству в Москве; нет никакого сомнения, что они это сделали, конечно, убедившись в том, что Россия и при новом режиме находится на правильном пути к полному возрождению.


Б.В.Никольский , Ученый, педагог и публицист, проф. Юрьевского ун-та, один из руководителей черносотенного движения, тов. председателя Совета Русского Собрания (PC), член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН):

Я Вам должен сказать, что с советским режимом я мирюсь откровенней, искренней и полнее, чем с каким бы то ни было другим, не говоря уже о Распутинско-Штюрмеровски-Протопоповском. Худого лично мне и моей семье большевики ничего не сделали, а доброго и хорошего много. Враги у нас общие - эсеры, кадеты и до октябристов включительно. Демократическим элементам их программы сочувствую, не во всем, конечно, а все-таки, даже то, в чем не сочувствую, считаю исторически неизбежным, как временное бедствие: лес рубят - щепки летят. В активной политике они с не скудеющей энергиею занимаются самоубийственным для них разрушением России. Это разрушение исторически неизбежно, необходимо: не оживет, аще не умрет. И они торопят, они не только торопят: они действительно ускоряют события. Ни лицемерия, ни коварства в этом смысле в них нет: они поистине орудие исторической неизбежности. Разумеется, к ним прилипли, как железные опилки к магниту, все мерзавцы - по крайней мере худшие - старого порядка и все мерзавцы нового; но лучшие в их собственной среде сами это чувствуют, как кошмар, как мурашки по спине, боясь в этом сознаться себе самим; а с другой стороны в этом их Немезида: несите тяготы власти, захватив власть! Знайте шапку Мономаха!

Мы были сильны традициями, культурой, инерциею; все у нас слежалось, сам навоз, хоть и вонял, был контрфорсом для расползающихся стен; а они все поджигают и опрокидывают; но среди смердящих и дымящихся пожарищ будет необходимо строить с таким нечеловеческим напряжением, которого не выдержать было бы никому из прежних деятелей, - а у них никого, кроме обезумевшей толпы. … Вы знаете, до какой степени я не большевик и даже не социалист; но я, увы, много учился, много думал, и совесть и правда мне дороже всего. Заслуг у вождей нашего большевизма нет, как нет заслуг у бомбы, которая взрывает, как нет заслуги у рычага, который опрокидывает, у тарана, который проламывает: заслуга (или преступление) в той разумной воле, которая ими движет (когда такая воля есть); но они стихийные, неудержимые и верные исполнители исторической неизбежности. Делать то, что они делают, я по совести не могу и не стану; сотрудником их я не был и не буду; но я не иду и не пойду против них: они исполнители воли Божией и правят Россией если не Божиею милостию, то Божиим гневом и попущением. Они в моих глазах наилучшее доказательство того, что несть власти, аще не от Бога. Они власть, которая нами заслужена и которая исполняет волю Промысла, хотя сама того и не хочет, и не думает.

Ленинские фразы

Ле́нинские фра́зы - высказывания, использованные Лениным в письменной или устной речи, а также приписываемые ему. Учитывая значительную роль их автора в истории и культуре СССР , многие из них стали крылатыми выражениями . При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появлялись в литературных произведениях и кинематографе . Эти высказывания приобрели распространение в политическом и обыденном языках СССР и постсоветской России.

«Мы пойдём другим путём»

И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый -
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
- Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы пойдем путём другим

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу : «Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти».

«Любая кухарка способна управлять государством»

Приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л. Д. Троцкому ) цитата «любая кухарка способна управлять государством» ему не принадлежит.

В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (первоначально опубликована в октябре 1917 года в № 1 - 2 журнала «Просвещение») Ленин писал:

Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. […] Но мы […] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.

Фраза «Любая кухарка способна управлять государством», приписываемая В. И. Ленину, часто используется при критике социализма и советской власти. Используется также вариант «Любая кухарка должна управлять государством». На самом же деле Ленин имел в виду лишь то, что даже кухарка должна учиться управлять государством.

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино»

Знаменитая фраза Ленина «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино» основана на воспоминаниях Луначарского о беседе с Лениным в феврале 1922 года, изложенных им в письме к Болтянскому от 29 января 1925 г. (исх. №190), которое было опубликовано:

  • в книге Г. М. Болтянский «Ленин и кино». - М.: Л., 1925. - С.19; опубликованы выдержки из письма, это первая известная публикация;
  • в журнале «Советское Кино» № 1-2 за 1933 год - С.10; опубликовано письмо полностью;
  • в издании В. И. Ленин . Полное собрание сочинений, изд. 5-е. М.: Издательство политической литературы, 1970. - Т.44. - С.579; опубликована выдержка из письма со ссылкой на журнал «Советское Кино».

Многие ошибочно считают, что фраза звучала иначе, и такие искажения попадают в кажущиеся авторитетными источники, например «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» .

«Учиться, учиться и ещё раз учиться»

Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться » были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии », написанной в конце и опубликованной в 1924 году :

В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые - несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, - находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, “рабочую интеллигенцию”.

Похожее повторение было сделано в статье «Лучше меньше, да лучше» :

Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых - учиться, во-вторых - учиться и в-третьих - учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мёртвой буквой или модной фразой (а это, нечего греха таить, у нас особенно часто бывает), чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом.

В докладе на IV конгрессе Коминтерна «Пять лет российской революции и перспективы мировой революции» слово было повторено дважды:

… каждый момент, свободный от боевой деятельности, от войны, мы должны использовать для учебы и притом сначала. Вся партия и все слои России доказывают это своей жаждой знания. Это стремление к учению показывает, что важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться .

Распространено заблуждение, что впервые Ленин произнёс эту фразу на III Всероссийском съезде РКСМ 2 октября 1920 года . На самом деле, в этом выступлении прозвучали слова «учиться коммунизму », но слово «учиться» не было повторено им три раза.

«На деле это не мозг, а говно» (о буржуазных интеллигентах)

Известна фраза Ленина о буржуазных интеллигентах: «На деле это не мозг, а говно».

Она встречается в его письме А. М. Горькому , отправленном 15 сентября 1919 года в Петроград , которое автор начинает сообщением о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года: «мы решили в Цека назначить Каменева и Бухарина для проверки ареста буржуазных интеллигентов околокадетского типа и для освобождения кого можно. Ибо для нас ясно, что и тут ошибки были». )

И разъясняет:

«„Интеллектуальные силы“ народа смешивать с „силами“ буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко : я недавно прочел его, писанную в августе 1917 г., брошюру „Война, отечество и человечество“. Короленко ведь лучший из „околокадетских“, почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистской войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистской войне - дело, заслуживающее поддержки (делами, при слащавых фразах „против“ войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики.

Нет. Таким „талантам“ не грех посидеть недельки в тюрьме, если это надо сделать для предупреждения заговоров (вроде Красной Горки) и гибели десятков тысяч. А мы эти заговоры кадетов и „околокадетов“ открыли. И мы знаем, что околокадетские профессора дают сплошь да рядом заговорщикам помощь. Это факт.

Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г…

„Интеллектуальным силам“, желающим нести науку народу (а не прислужничать капиталу), мы платим жалованье выше среднего. Это факт. Мы их бережем».

«Есть такая партия!»

«Есть такая партия!» - крылатая фраза, произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде Советов в ответ на тезис меньшевика И. Г. Церетели .

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств, о том, что он использовал слово «проститутки» по отношению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Центральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конферировать?»

Лучше меньше, да лучше

Название статьи 1923 года о мерах, которые необходимо было принять для укрепления и улучшения советского государственного аппарата. Напечатана в Правде, № 49, 4 марта 1923 г.

См. также

Примечания

Литература

  • Ленин В. И. Полное собрание сочинений . - 5-е изд.. - М .: Издательство политической литературы, 1964-1981.
  • Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000) . - монография. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
    Чудинов А. П Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). - 2-е изд.. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 238 с. - ISBN 5-7186-0277-8
  • Максименков, Леонид Культ. Заметки о словах-символах в советской политической культуре. // «Восток» : Альманах. - В. № 12 (24), декабрь 2004.
  • Георгий Хазагеров Политическая риторика . § 4. Система убеждающих речей в ленинскую и сталинскую эпохи . Сайт evArtist (авторский проект Екатерины Алеевой) .(недоступная ссылка - история ) Проверено 20 августа 2008.

Похожие публикации