Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Деятельностный и системно деятельностный подход разница. Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

Презентация на тему: Что такое системно - деятельностный подход в образовании?












1 из 11

Презентация на тему: Что такое системно - деятельностный подход в образовании?

№ слайда 1

Описание слайда:

Что такое системно - деятельностный подход в образовании? Развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой. Значит процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!

№ слайда 2

Описание слайда:

Основная идея систеино-деятельностного подхода Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Система дидактических принципов. 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире 4) в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне 5) Принцип психологической комфортности 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе

№ слайда 5

Описание слайда:

Структура урока в технологии системно деятельностного подхода 1.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока

№ слайда 6

Описание слайда:

IV. Открытие нового знания, построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения V. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII.Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса

№ слайда 7

Описание слайда:

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5.Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся

№ слайда 8

Описание слайда:

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность)

Описание слайда:

Системно-деятельностный подход предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

№ слайда 11

Описание слайда:

Признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

«Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС»

Материал подготовил

учитель математики МБОУ АСОШ №5 Скляренко Ирина Николаевна

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Основные компоненты образовательного процесса при системно-деятельностном подходе …………………………………………………4

Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике………………………………………………………………….6

Типология и структура уроков математики в рамках системно-деятельностного подхода …………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………....………….13

Литература ………………………………….......................................................14

Ведение

Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я вспомню,

Вовлеки меня в процесс, и я пойму,

Отойди, и я буду действовать.

(Древняя китайская пословица).

ФГОС ООО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основной образовательной программы.

В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

Ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Сегодня учитель должен ответить на вопросы:

Как с точки зрения системно-деятельностного подхода организовать современный урок?

Как с позиций планируемых результатов образования сформулировать цели урока?

Как структурировать отобранный учебный материал?

Какие средства и методы обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Одним словом встает вопрос как обучать?

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования - это способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, а не отдельные знания, умения и навыки.

Вместе с тем существующая дидактическая система не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В связи с этим сформировались новые дидактические принципы, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего.

Основные компоненты образовательного процесса при

системно-деятельностном подходе

При системно-деятельностном подходе основные компоненты образовательного процесса имеют свои особенности:

1. Мотивационно-целевой компонент определяет личностный смысл предстоящей деятельности. В качестве системообразующей характеристики определяется личностный результат воспитания и обучения, а также - система действий, в процессе которых осваивается содержание образования (технические приёмы, способы и технологии). Таким образом образовательные цели ученика относятся к способам изучения этих объектов, а не только к изучаемым объектам. Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы и ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

2. С одержательный компонент указывает на то, что содержание образования должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов. При этом наиболее важным является мыслительная деятельность как метадеятельность;

Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской), в то время как содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества. Такой подход определяется тем, что функция современного человека должна быть направлена на его преобразование на основе системного видения окружающей действительности, а не только на сохранение мира. И при таком подходе у ученика развивается позитивное отношение к познанию естественнонаучной картины мира. Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

3. Операциональный компонент предполагает становление и развитие субъектности обучаемого. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на формирование способностей и освоение универсальных способов мыслительной деятельности. При традиционном образовании важнейшим фактором является структура оформленных текстов и методы преподавания, а при системно-деятельностном подходе на первый план выдвигаются технологии организации коллективной мыслительной деятельности и конструирование эвристической ситуации. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою. Применение исследовательских и поисковых технологий обучения помогает учащимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты.

4 . Рефлексивно-оценочный компонент придает особую значимость процессу осознания субъектом обучения своей деятельности. Без понимания способов своего учения, механизмов познания и мыслительной деятельности обучаемые не смогут присвоить те знания, которые они добыли. Рефлексия помогает учащимся сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

Одним из основных условий реализации системно-деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения, таким образом можно выделить некоторые показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:

. педагог по отношению к каждому учащемуся имеет гуманистическую оценку;

. видит предметный курс системно в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений;

. цели курса, темы, урока проектируются исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов;

. педагог на основе развития личностных потребностей учеников создает мотивационно-целевое пространство уроков;

. организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

. организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

. организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;

. владеет способами организации рефлексии, аутентичными формами оценивания;

осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Для эффективной реализации этих масштабных инновационных изменений каждый педагог должен осуществить концептуальное и практическое осмысление инновационных путей развития образования, определить перспективы и приоритетные направления развития своей профессиональной деятельности, откорректировать цели, начать экспериментальную проверку концептуальных идей, осуществляя рефлексию результатов своей деятельности и деятельности учащихся. Таким образом, педагогу, как основному субъекту инноваций, сегодня, в отсутствии опыта и разработанных методик реализации новых подходов, просто необходим опыт педагогического проектирования.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя, ее влияние не процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно- деятельностного подхода. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Важной характеристикой деятельностного подхода в работе педагогов является системность. Так, в практике работы учителей системно деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.

На этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Проводится лабораторное и виртуальное исследование. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации.

На этапе включения нового знания в систему и повторения используются такие формы работы, как индивидуальная работа при решении количественных и качественных задач, организуется индивидуальная ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных знаний и рефлексии учебной деятельности.

Типология и структура уроков математики в рамках

системно-деятельностного подхода

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе.

Для этого учитель ставит ряд вопросов:

Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

Какие методы и средства обучения выбрать;

Как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

Учитель создает проблемную ситуацию;

Ученик принимает проблемную ситуацию;

Вместе выявляют проблему;

Учитель управляет поисковой деятельностью;

Ученик осуществляет самостоятельный поиск;

Обсуждение результатов.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1. предъявление контролируемого варианта;

2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;

4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1. написание учащимися варианта контрольной работы;

2. сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3. оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Структура урока в технологии системно- деятельностного подхода

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

. 1-2 минуты;

. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

. включение детей в деятельность;

. выделение содержательной области.

Приёмы работы:

. учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

. учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

. девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

. самопроверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

. актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

. создание проблемной ситуации;

. выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

. 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

. 7-8 мин;

. Способы: диалог, групповая или парная работа:

. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

. организация самостоятельной исследовательской деятельности;

. выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

. 4-5 минут;

. Способы: фронтальная работа, работа в парах;

. Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

. выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

. 4-5 минут;

. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

. Выполняется письменно;

. Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

. 7-8 минут;

. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

. Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

. 2-3 минуты;

. Вопросы:

. Какую задачу ставили?

. Удалось решить поставленную задачу?

. Каким способом?

. Какие получили результаты?

. Что нужно сделать ещё?

. Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Заключение

Преподавание - не наука, а искусство. Каждый учитель должен развивать у детей способности к логическому мышлению, доказательно мыслить. Математически грамотным должен быть каждый, не зависимо от того будет он заниматься математикой профессионально в дальнейшем или нет. На уроках важно воспитывать интерес к предмету. Задача учителя правильно организовать работу, сделать так, чтобы материал усвоили все учащиеся, поэтому учитель находится постоянно в творческом поиске.

Любой школьный урок, на котором решают задачи, доказывают теоремы, является педагогическим творчеством. Урок, на котором в единое целое сливается труд учителя с трудом учащихся, где совместно сотрудничают мысль, чувство, воля, на котором радуются или огорчаются, устают, но ощущают результат своего труда, - да, такой урок - подлинное творчество.

Одним из возможных направлений повышения качества обучения учащихся основной школы на уроках математики, в рамках внедрения ФГОС, является системно-деятельностный подход. Организация процесса обучения через деятельность обучающихся, может служить основой для формирования у них творческого мышления.

Подтверждено, что повышению качества обучения математики способствует такое обучение, при котором на первый план выступает не сам процесс обучения, а овладение учащимися общей структурой деятельности, а именно теоретическим способом действия, состоящим из трех взаимосвязанных компонентов: анализа, планирования (внутреннего плана действия) и рефлексии.

Литература

1. Брошюра «Федеральные Государственные Образовательные стандарты»; Просвещение, 2011г. стр.3

2. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236 /

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2006 г., стр. 9-11

4. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.

5. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

«Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (А.А.Леонтьев).

Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

– это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

История вопроса

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный

Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:

  • учёт интересов учащихся;
  • учение через обучение мысли и действию;
  • познание и знание как следствие преодоления трудностей;
  • свободная творческая работа и сотрудничество.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» (А. Дистервег)

Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Прошло 50 лет с тех пор, как авторы развивающей системы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин не просто выдвинули принципы деятельностного подхода в начальном звене школы, но и запустили его механизм в обычные школы, в практику учителей. И только сейчас наша страна осознала значимость данного подхода не только в начальной школе, но и в средней и старшей.

  1. Понятие деятельностного подхода.

Деятельностный подход в образовании – это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис. На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

« Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (Леонтьев).

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты

Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

  1. Принципы деятельностного подхода

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений. Об этом принципе мы поговорим подробно.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. У ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».

  1. В чём же сущность деятельностного подхода?

Она раскрывается в принципе деятельности, который можно охарактеризовать китайской мудростью «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

Д еятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

Едва ли не самым распространенным и часто употребительным словосочетанием в педагогической практике является “учебная деятельность”. Но если мы употребляем понятие “учебная деятельность”, то должны вкладывать в него определенный смысл. Выше уже говорилось о том, что основная масса учителей воспринимает это понятие на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию. В то же время ясно, что о научном подходе в обучении можно говорить только тогда, учебная деятельность понимается именно как научная категория. Это очень сложное образование, обладающее рядом специфических особенностей, которые выделяют его в особый вид деятельности и которые, конечно же, необходимо учитывать при ее организации. Вот как я вижу эти особенности:

  1. Учебная деятельность проектируется и организуется не для себя, не субъектом деятельности, а другим человеком – обучающим;
  2. Цель учебной деятельности задается другим человеком (обучающим) и может быть не известна субъекту деятельности, т.е. обучаемому. Как правило, обучаемому дают задачи, и цель для обучаемого – решение этих задач;
  3. Цель и продукт учебной деятельности – не преобразование внешних объектов, а изменения в самом субъекте деятельности, обучаемом (обучаемый переделывает, преобразует, изменяет себя);
  4. Субъект учебной деятельности одновременно является и ее объектом;
  5. Продукт учебной деятельности, в отличие от других видов деятельности, не отторгается от ее субъекта, так как является свойством самого субъекта;
  6. Ядром и существом учебной деятельности является решение учебных задач;
  7. В учебной задаче утилитарное значение имеет не ответ (единственное требование к нему – быть правильным), а процесс его получения, так как способ действий формируется только в процессе решения учебных задач;
  8. Учебная деятельность – это и цель (желание), и продукт (результат) деятельности обучаемого (обучения);

Для того чтобы цель и продукт учебной деятельности совпадали, т.е. в результате получалось то, что наметил обучаемый, необходимо управление учебной деятельностью.

Значит, обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий.

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая учебные действия:

  • целеполагания,
  • программирования,
  • планирования,
  • контроля и самоконтроля,
  • оценивания и самооценивания

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.

Таким образом, организация учебной деятельности на уроке построена с опорой:

  • на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;
  • на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;
  • на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;
  • на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать ».

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» – сказал когда- то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.

П роблема усвоения знаний давно не давала покоя учителям. Сам термин усвоение понимался по-разному. Что значит усвоить знания? Если ученик прекрасно пересказывает учебный материал, то можно ли сказать, что знания этого материала им усвоены?

П сихологи утверждают, что знания будут усвоены тогда, когда учащиеся смогут воспользоваться ими, применить полученные знания на практике в незнакомых ситуациях. Но, как правило, ученики не знают, как это сделать, поэтому умение применять знания является одним из видов общеучебных умений, которому из урока в урок на разных предметах необходимо обучать, а не надеяться на то, что ученик это умеет делать сразу, как только он сел за школьную парту. Научить применять знания, значит, научить ученика набору умственных действий, проделав которые, ученик смог бы выдать готовый продукт.

И так, любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Как писал Выготский, «то, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно». Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня». Знаменитая «зона ближайшего развития» у Выготского – это как раз то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен усвоить самостоятельно.

Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты:

  • учебная задача ;
  • учебные действия ;
  • действия самоконтроля и самооценки .

Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является учебная задача .

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание (проблема), которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Третьим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки , когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все три этапа учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

  1. Условия реализации ДП.
  • В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия: ассоциация, наглядность, сочленение наглядности со словом и упражнение. Основными понятиями теории учебной деятельности являются: действие и задача .
  • Учитель должен втягивать детей не в упражнения, не в повторение того, что было до этого, не в запоминание некоторого готовенького, а втягивать в размышление о том, чего не известно. Учебная деятельность требует, чтобы педагог обучал детей через решение системы учебных задач. А решить учебную задачу – это преобразовывать, действовать с учебным материалом в неопределенной ситуации
  • Учебная деятельность – это преобразование. Преобразование – это ломка предметов или всего того, чему учат школьников или чему хотят научить. Ломка – это прежде всего поиск. Поиск не имеет какой-либо законченной формы, он всегда – движение в неизвестное. Постановка учебной задачи должна быть в руках учителя, понимающего, какие трудности ожидают его в этом движении в неизвестное. Он преодолевает их с помощью учащихся.

Современные образовательные технологии не могут существовать вне деятельностного характера обучения (учения), где центральное место занимает детское действие.

“Образовательные технологии деятельностного типа”.

Лежит в основе многих педагогических технологий:

  • Проектной деятельности.
  • Интерактивных методов обучения
  • Проблемно – диалогового обучения
  • Витагенного подхода в преподавании
  • Интегрированного обучения на основе межпредметных связей;

Именно эти технологии позволяют

  • Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых и усваивается информация. Преодолеть зубрёжку.
  • Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
  • Усилить практическую направленность школьного образования.
Объяснительный способ обучения Компоненты деятельности Деятельностный способ обучения
Задается педагогом, может декларироваться лицом 1. Цель – модель же­лаемого будущего, предполагаемый результат В процессе проблематизации обеспечи­вается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности
Используются внешние мотивы деятельности 2. Мотивы – побудители к деятельности Опора на внутренние мотивы деятельно­сти
Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели 3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется дея­тельность Совместный с учащимися выбор разнооб­разных обучающих средств, адекватных цели
Организуются инвари­антные действия, пре­дусмотренные учите­лем 4. Действия – основной элемент деятельности Вариативность действий, создание ситуа­ции выбора в соответствии с возможно­стями ученика
Отслеживается внеш­ний результат, главным образом уровень ус­воения 5. Результат – матери­альный или духовный продукт Главное – внутренние позитивные лично­стные изменения в процессе
Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами 6. Оценка – критерий достижения цели Самооценка на основе применения инди­видуальных эталонов

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых этот подход требует.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

Важнейшим условием реализации деятельностного подхода является мотивация обучения. Приёмы: пробуждение положительного эмоционального отношения к учёбе, новизна и актуальность изучаемого материала, создание ситуации успеха, поощрение и др.

А. Цукерман говорил: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Огромную роль играет активизация познавательной деятельности . В основу уроков должны быть положены социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность учащихся в которых будет развивать общеучебные умения и навыки и воспитывать личность. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Разнообразие методов обучения активизирует развитие у школьников различных типов запоминания, мышления и интересов. Надо шире применять в процессе обучения беседы, создавать проблемные ситуации, ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, рассматривать разные точки зрения; расширять формы и методы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их составлять план ответа и др. Полезно проведение лабораторных работ исследовательским методом, экспериментальных опытов, побуждение учащихся к различным видам творчества и т.д.

На уроке больше устают не от интенсивной работы, а от ОДНООБРАЗИЯ И СКУКИ!

Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Как объясняют психологи, в соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться.

В том, что сказано, скрыто первое условие деятельностного подхода к обучению, в том числе русскому языку: создание и постоянное поддержание у детей познавательного

мотива, т. е. желания, потребности узнавать, открывать всё новые сведения о языке, непрерывно пользуемся. На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Психологами был подсказан, а методистами подхвачен и разработан один из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции используются учителями на уроках?
Вот наиболее распространённые:
вопросы, суждения, ошибки персонажей;
задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
заголовки-вопросы;
наблюдения за фактами языка, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения. В учебниках ученикам чаще всего рекомендуется высказать предположение, попробовать самим ответить кому-то из персонажей и т. п., а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Иногда сразу для получения ответа на возникший вопрос ученикам предлагается узнать «решение учёных». Так авторы учебника поступают в тех случаях, когда никакой поиск, никакие предположения не могут быть продуктивными.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с выполнением детьми осознанных учебных действий с языковым материалом.
Как пишет Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».

Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности учащихся. При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых умений (способности применять приобретённые знания в практике пользования языком), или, как сегодня говорят, языковых или речевых компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на
помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

  1. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
    Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять написанное. В классе постоянно организуется работа в этом направлении. На уроках русского языка и математики дети упражняются в поиске и исправлении специально допущенных ошибок.
    5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач .
  1. Роль учителя.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Хочется остановиться на одной проблеме, которая возникает в силу создавшейся ситуации в связи с запуском апробации стандартов второго поколения. Ранее задачей учителя была передача ребенку знаний, и не возникало проблем с подготовкой такого учителя – «урокодателя». Но сейчас задача усложняется: учитель сам должен понимать суть деятельностного подхода и осуществлять его на практике. Тогда правомерно возникает вопрос: где взять такого учителя, который сможет научить учиться?

Только перестроившийся внутри учитель будет работать на совершенно ином профессиональном уровне, и только тогда он сможет учить детей учиться, только тогда он сам станет прайсмейкером, тьютором. Не менее важно и собственно педагогическое мастерство: учитель должен понимать, что такое межпредметные связи, проектная деятельность, должен владеть современными образовательными технологиями, системно-деятельностным подходом.

Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение – это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица).

Заключение

Кратко сущность деятельностной теории учения можно выразить несколькими положениями:

  1. Конечной целью обучения является формирование способа действий;
  2. Способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью;
  3. Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
  4. Традиционно под содержанием образования понимается опыт человечества, который передается им для освоения. Классики советской дидактики И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подчеркивали: «Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Этот тип обучения можно назвать знаниево ориентированным (специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков).
  5. В образовании другого типа – личностно-ориентированного представления о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания – деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько формирование себя. Учебный материал становится не предметом усвоения, а образовательной средой для самостоятельной деятельности ученика.
  6. Образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Тем самым решается глобальная проблема: преодолеть отчуждение ученика от деятельности с распространенными негативными средствами: шпаргалками, списыванием, скачиванием рефератов из Интернета. Ведь от роли деятельности в содержании образования зависит уровень дидактической системы – смысл и цели обучения, система самосознания и самооценки, оценки учеником результатов обучения.
  7. Ядром деятельностного содержания образования является подход от деятельности ученика по освоению реальности к внутренним личностным приращениям и от них – к освоению культурно-исторических достижений.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока:

  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

  1. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

  1. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цель и никогда не выступая в роли средства».

«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы» (Н. Щуркова)

Именно такие уроки влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!


Образование - едва ли не самый важный экономический задел, который в настоящее время можно дать ребенку. Ведь от качества знаний, которые он получит еще в школе, зависит как его дальнейший карьерный рост, так и уверенность в своих силах. Неудивительно, что в последнее время широко практикуются новые подходы к образовательному процессу, которые все шире используются в школах и других учебных заведениях.

Одним из таких нововведений является деятельностный подход. В чем состоит суть этого метода и чем он так хорош? Вы сможете узнать об этом, прочитав нашу статью! Но сначала не помешает вспомнить бессмертное высказывание Б. Шоу. Если перефразировать его высказывание, то получится следующее: «Нет пути к знанию более действенного, нежели чем самостоятельная деятельность».

Проблемы современного образования

В СМИ едва ли не каждый день обсуждается, насколько несовершенен современный образовательный стандарт. И дело тут не только в ЕГЭ, который нацеливает детей на механическое следование программе, сколько в способе подачи материала. Еще с советских времен все привыкли, что в школе просто зачитывается материал, а уж насколько он будет усвоен ребенком - дело десятое. Как правило, преподаватели этим не слишком интересуются.

Кроме того, существует огромная проблема, которая выражается в неприспособленности данных, которые получает ученик, к реальным условиям. Чтобы проще было понять, поясним. Предположим, что на уроке алгебры учитель рассказывает новую теорему и задает на дом задачу, которую нужно решить.

Между зубрежкой и пониманием

Насколько же заинтересован ученик в том, чтобы реально понять саму суть проблемы? Да нисколько. Ему нужно получить правильный ответ на задачу, а уж то, как и почему он это делает… Словом, следует что-то менять. Именно на это и нацелен деятельностный подход.

Человек, который закончил школу, должен уметь применять полученные знания на практике. Вот вам наглядный пример: нередко бывает так, что учителя требуют безусловной зубрежки правил русского языка. Справляются с этой задачей многие, но… Частенько бывает, что даже отличник допускает глупейшие и грубые ошибки в написании простейших текстов. Происходит это оттого, что ученик, наподобие «собаки Павлова», вызубрил правила, вот только применять их в реальной ситуации, увы, не умеет.

На разрушение этого порочного круга и направлен деятельностный подход. Умение получать информацию должно стать синонимом умения ее использования. Если человек в школе получает новые знания по той же химии, они должны стать его «пособием» в повседневной деятельности.

Психологи уже давно говорят о том, что каждый человек от рождения наделен определенным потенциалом, раскрытие которого зависит от условий окружающей среды и того общества, в котором растет ребенок. Но куда важнее то обстоятельство, что раскрыться этот потенциал может только в результате собственной, практической деятельности ученика.

Цель нового метода преподавания

Итак, деятельностный подход направлен на то, чтобы человек приобрел навыки и стремление к самостоятельному развитию, что обеспечивает целостную интеграцию личности в культурную и общественную среду.

Основные задачи обучения в этом случае являются следующими:

  • Во-первых, обучение самостоятельной деятельности и получению тех данных, которые пригодятся ему в дальнейшей карьере и жизни.
  • Кроме того, системно-деятельностный подход способствует формированию надлежащих моральных качеств и устоев, которые помогут сохранить целостность личности даже в неблагоприятной среде.
  • Образуется целостная, критическая картина окружающего мира, человек приобретает ценнейшую способность трезво и грамотно оценивать те события, которые происходят вокруг него в повседневной жизни.

Основные педагогические исследования в этой области

Итак, мы выяснили, что традиционный иллюстративный подход к обучению в современных условиях уже не может использоваться так широко, как это было когда-то принято. Разумеется, что школьные исследования и уроки ни в коем случае не могут проходить в отрыве от личностных качеств каждого из обучаемых. А потому на практике разумнее применять термин «системно-деятельностный подход», который впервые появляется в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, а также В. В. Давыдова.

Основная суть метода

Эти авторы впервые широко проанализировали те причины, которые мешают школьникам нормально пользоваться той информацией, которая им задается в школе. На основе этих исследований и была разработана новая технология, представляющая собой совокупность как традиционных способов иллюстративной подачи материала, так и методов, которые предполагают самостоятельный процесс исследования. Собственно, именно этот способ и подразумевается термином «системно-деятельностный подход».

Основная его суть состоит в том, чтобы дети не получали все данные в готовом, «разжеванном» виде. Подростки должны «открывать» новые сведения в процессе обучения. Задача учителя в этом случае - служить «путеводным маяком», который задает направление работы, а также подводить итог самостоятельной деятельности учащихся. Он же отвечает за то, чтобы давать адекватную оценку действиям каждого ученика.

Можно сказать, что деятельностный подход в обучении придает знаниям эмоциональный окрас, заставляет детей чувствовать значимость выполняемой ими работы. Все это приводит к тому, что ученики начинают учиться не по принуждению, а потому, что им это действительно интересно.

Дидактические принципы метода

  • Во-первых, принцип деятельности. Мы уже неоднократно говорили о нем: ученики получают не сами данные, а только направление, нужное для их «открытия».
  • Во-вторых, непрерывность процесса. Расшифровка проста: результат каждого этапа служит «отправной» точкой для следующей ступени.
  • В-третьих, принцип целостности. У ребенка за время его обучения должно сформироваться целостное представление о мире, в котором он живет: знания и практика будут дополнять друг друга, способствуя образованию гармонически развитой личности.
  • В-четвертых, минимакс. Это значит, что каждая школа обязана предоставлять каждому учащемуся данные в том максимальном объеме, который он может усвоить в принципе. Все ученики по окончании учебного заведения должны обладать кругозором, соответствующим образовательным стандартам государства.

Важно ! Учебный процесс следует организовать так, чтобы дети чувствовали себя максимально комфортно с психологической точки зрения. Учащиеся и педагоги должны быть настроены действительно благожелательно по отношению друг к другу.

  • В-пятых, принцип вариативности. Проще говоря, у учеников не должно развиться «квадратно-гнездового» метода мышления: нормальная, творчески сбалансированная личность может взглянуть на проблему сразу с нескольких сторон, что значительно облегчает поиск вариантов ее решения.
  • В-шестых, то самое творчество: для чего вообще нужен системно-деятельностный подход? Основа (ФГОС, то есть) уже есть, но проблема в том, что учащимся, которые обучались по стандартным методам, зачастую не развивали их творческую жилку. Только при самостоятельном поиске ответов на нестандартные задачи может проявиться столь редкое качество.

Прочие цели и задачи

Для чего еще используется деятельностный подход в обучении? Его широкому внедрению в школах способствует также тревожная статистика, которая ежегодно публикуется филологами, лингвистами и логопедами. Они свидетельствуют, что с каждым годом подрастающее поколение становится все менее способным грамотно (да просто связно) и красиво излагать свои мысли, что приводит к нарушениям общения и социальной активности детей и подростков.

Таким образом, деятельностный подход в обучении должен быть также направлен на развитие логического и творческого мышления, речи и мотивов, побуждающих к самостоятельному познанию окружающего мира. Особенно важно начать заниматься этим еще на начальных этапах обучения в первых же классах начальной школы и даже в детских садах, так как в этот период личность подобна пластилину, из которого можно вылепить любую требуемую структуру.

К сожалению, отечественная образовательная система зачастую не предполагает особенного внимания к детским дошкольным учреждениям. Считается, что в этот период дети должны только лишь учиться самым основам, причем с упорством, достойным лучшего применения, в их отношении используются те же самые методы, что и для школьников. Проще говоря, малышей заставляют просто зубрить буквы и цифры.

Как мы уже и говорили, такой подход в корне ошибочен. Учитывая же характеристики подрастающей личности, нетрудно предположить, что последствия могут быть крайне серьезными.

Структура уроков

Может сразу возникнуть вопрос: как вообще проводить уроки, дабы в их ходе были достигнуты все требуемые цели? Заметим, что системно-деятельностный подход в обучении предполагает проведение особых занятий, которые можно поделить на четыре большие группы:

  • Занятия, на которых дети занимаются «открытием» нового знания.
  • Уроки, которые предполагают рефлексию, осознание нового материала.
  • Занятия стандартного типа, на которых учитель просто дает обучаемым новый материал.
  • Уроки, на которых контролируется объем и степень усвоения ранее полученных данных.

Подробная характеристика

  • Тип первый . «Открытие» новых знаний. Целью урока является формирование способности обучаемых к новым способам и методам действий. На этих занятиях расширяется понятийная база, в нее включаются новые элементы, термины и действия. Учтите, что именно такой способ получения данных и создает сам системно-деятельностный подход в обучении.
  • Тип второй . Уроки рефлексии. Учащиеся должны овладеть умением рефлексии, способностью к самостоятельному контролю адекватности и важности новых данных. Нужно сделать так, чтобы дети могли сами выявлять и устранять те причины, которые препятствуют усвоению новой информации. Учитель лишь помогает создать алгоритм выхода из сложившейся ситуации, проектирует способы достижения образовательных целей. Образовательная цель довольно проста: выработка и коррекция образовательных алгоритмов и способов получения нового знания.
  • Тип третий , стандартный урок со специальным уклоном. Что в этом случае предполагает системно-деятельностный подход в обучении? Во-первых, это формирование у обучаемых способности не просто выслушивать ту информацию, которую им рассказывает учитель, но и умения осознавать ее, выстраивать структуру получаемых данных. Цель - восприятие новых знаний, «подстройка» их под новые методики обучения.
  • Тип четвертый . В этом случае основную роль исполняет учитель: он контролирует способность учеников достигать поставленной цели, используя усвоенный ими ранее материал. Целью урока является развитие способности самостоятельного контроля своих знаний, формирование самооценки человека.

Механизм контроля полученных знаний, характеристика

Итак, системный и деятельностный подход предполагает следующие цели контроля:

  • Во-первых, ученики должны предоставить контролируемый материал, рассказать о важности данной темы.
  • Во-вторых, они сверяют полученные данные с достоверным эталоном. Это куда надежнее, нежели чем ориентироваться при оценке на некие субъективные данные, адекватность и правильность которых находятся под большим вопросом.
  • По заранее оговоренному алгоритму полученные учениками данные сопоставляются с этим эталоном, делаются соответствующие выводы.
  • Наконец, проведенной работе дается адекватная оценка в соответствии с ранее принятыми критериями.

Это - основа системно-деятельностного подхода. Без соблюдения этих правил невозможно использовать данный метод в образовательной системе.

Структура уроков

Итак, мы обсудили основные цели, которые требуется достичь в результате занятия. Но как же должен проходить каждый урок в системно-деятельностном подходе? Настала пора рассказать его требуемой структуре. Современные педагоги говорят, что она должна быть следующей:

  • Во-первых, учащиеся пишут предварительный вариант контрольной работы.
  • Во-вторых, они сопоставляют полученные результаты с объективным, общепринятым эталоном.
  • В-третьих, дети сами ставят себе оценки, руководствуясь как можно более объективными критериями.

Как правильно ставить учебную задачу

Нужно всегда учитывать, что реализация деятельностного подхода (точнее, успех этого метода) зависит от правильно поставленной задачи. Немаловажно помнить, что графические схемы очень хорошо подходят для обучения детей, так как у многих из них хорошо развита как раз-таки визуальная, графическая память. После первичного повторения лучше всего, когда они будут вслух проговаривать или даже записывать краткие тезисы. Это не только развивает память, но и помогает детям приобрести умение сразу же вычленять наиболее важную и нужную им информацию.

Основные особенности

Как вы можете понять, системно-деятельностный подход на уроках не сопровождается речью учителя. Все алгоритмы запоминания и обработки данных ученики проговаривают про себя, в уме. В ходе этого процесса оттачиваются умственные способности учеников, они учатся мыслить логически, рационально, но не утрачивая притом способности к творчеству.

Что же по этому поводу «говорит» ФГОС? Системно-деятельностный подход позволяет значительно увеличить объем усвояемых данных, не подвергая детей перегрузке. А она, как правило, является основной причиной неврозов школьников в последние годы.

Введение

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики.
В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современные средства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Понятие системно-деятельностного подхода и его цели

Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).

В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Такой человек способен ставить перед собой цели, решать учебные и жизненные задачи и отвечать за результат своих действий.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных принципов:

· деятельности;

· системности;

· минимакса;

· психологического комфорта;

· вариативности;

· творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип системности означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте науки в системе наук.

3. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

5. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.

Похожие публикации