Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Как назывались протестанты. Чем отличаются протестанты от православных

Протестантизм представляет собой одно из ведущих направлений христианской веры, сформировавшееся позднее всего, но сумевшее подняться на второе место по числу последователей по всему миру. Согласно статистическим данным протестантизм (википедия рассматривает историю становления и развития религии достаточно подробно) сегодня исповедуют примерно 800 млн. человек. Верующих, исповедующих именно протестантизм, можно найти во всех странах мира. Даже в Исламских государствах существуют незаконно действующие протестантские церкви. Православие и протестантизм имеют ряд кардинальных отличий. Православие берет за основу Священное Писание и Священное Придание, тогда как протестантами отвергаются любые святыни, кроме Священного Придания. Протестантизм (отличие от православия наблюдается во многом) разрешает раздавать посты священнослужителей и женщинам, и мужчинам. Священнослужителями у православных христиан разрешается быть только мужчинам. Католицизм и протестантизм также имеют множество существенных различий. В частности, это касается внутренней организации церкви. На сегодняшний день существует много направлений, но основными (существовавшими изначально) считаются лютеранство, англиканская церковь и кальвинизм. Именно последняя разновидность протестантизма является наиболее строгой веткой.

История протестантизма

История протестантизма, как принято считать, датируется шестнадцатым веком. Возникновение протестантизма пришлось на период активизации движения Реформации, отвергнувшего ряд важнейших католицистических установок. Все это способствовало появлений отдельных религиозных течений, позднее объединенных в единое понятие «протестантизм».

Условно говоря, история протестантизма, начинается с отмены указа Вторым Шпейерским сеймом 1529 года, принятого в 1526 году. Бумага позволяла немецким правителям самостоятельно выбирать государственную религию для своих подданных, ориентируясь на личную веру. Аннулирование решения ограничило права лютеранцев, если сравнивать их с правами католиков. Результатом отмены стало выступление с протестом пяти немецких князей и четырнадцати вольных городов. И сторонники Реформации стали называться протестантами.
Протестантское учение, несмотря на то что история протестантизма насчитывает несколько веков, так и не стало единым целым: вероисповедание до сих пор представляет собой отличные друг от друга течения.
Направление протестантизма – основные ветви

Религия протестантизм, как вероисповедание, включает различные направления. Появившаяся в шестнадцатом веке религия, продолжает свое становление до настоящего времени, т.е. новые ветви протестантизма продолжают появляться и по сей день.

Лютеранство

Самое старинное направление протестантизма, исторически появившееся первым, стало лютеранство. Основателем лютеранской – она же Евангелическая – церкви стал Мартин Лютер. Иногда лютеранство называют еще Лютер протестантизм.

Суть протестантизма согласно его лютеранской ветке изложена в Книге Согласия. Люди, придерживающиеся этого течения протестантизма, исповедуют пять главных принципов:
Лютер протестантизм говорит, что милость божья делами человека заслужена быть не может. Это дар;
прощение за совершенные греховные поступки может быть получено лишь через веру в Евангелие. При этом у человека есть выбор – принять либо отказаться от этой веры;
Библия является Святым Писанием, содержащим выражение божественной воли. Тексты, появившиеся позднее, признаются лишь в тех частях, которые отвечают Писанию. Касается правило и сочинений Лютера Кинга – личности почитаемой, но не возведенной в культ;
спасение в этой жизни возможно только после уверования в Христа, объединившего в себе божественное и человеческое начало. Именно так преподносит отпущение грехов Лютер протестантизм;
символом поклонения этого течения протестантизма является исключительно Иисус Христос. При этом почитается Богородица и другие святые.

Вера протестантизм признает только два вида церковных таинств:
принятие крещения, необходимого для принятия веры обряда;
причастия, укрепляющего веру человека.

Лютер протестантизм не возвышает священнослужителя нам мирянами. В глазах веры он обычный человек. Для этой ветки протестантизма типично четкое разграничение между областями влияния Евангелия и мирских законов. Если Евангелие – это милость Божья, то существующие законы – его гнев.

Кальвинизм

Следующее направление протестантизма – кальвинизм, объединяющий в себе пресвитерианскую и реформаторскую церкви. Основатель протестантизма в этой ветви – Жан Ковен (Кальвин), выдвинувший собственную религиозную концепцию в первой половине шестнадцатого века.

Кальвинизм – одно из самых рационалистических направлений веры. Для этой ветки протестантизма типично верование в Библию, как в единственный и непререкаемый стандарт жизни и верований человека.

Суть протестантизма кальвинистической ветки достаточно агрессивна. В целом протестанты всех направлений свято верят, что спасение человека после совершенного им грехопадения возможно только через веру в Иисуса. Все совершаемые человеком в период своей жизни поступки – греховны по определению. Последователи кальвинизма в этой уверенности еще более жестоки – спасение либо адские муки после смерти предопределены человеку еще до его появления в этом мире и что-либо изменить невозможно. Для этого течения протестантизма характерно верование в то, что если человек ведет добродетельный образ жизни, то Богом ему предопределено спасение после смерти.

Для этого направления протестантизма характерна невероятно простая культовая практика.
Полное отсутствие реликвий и почитаемых святых.
Храмы аскетичны – вера исключает наличие икон, статуй и художественных изображений.
Алтарь и крест не являются непременными атрибутами церкви.
Службы проходят в скромной обстановке.

Кальвинизм ставит окружающую нас природу в один ряд с самой почитаемой верующими книгой – Библией.

Согласно статистике общее количество людей, исповедовавших кальвинизм, достигает 60 млн. человек. В основном последователи веры проживают на территории европейских стран. Последователи есть и в Америке, а также Азии и Африке.

Англиканская церковь

Это направление протестантизма появилось как итог принятия религиозного течения подданными английского королевства, где оно получило статус государственного. Также как лютеранство и кальвинизм, англиканская церковь рассматривает Священное Писание как первоисточник учения. Во главе церкви стоят правящая монаршая семья.

В отличие от кальвинизма и лютеранского направления англиканская ветвь не исключает спасительной роли церкви. Кроме этого, для этого направления протестантизма типично сохранение иерархии священнослужителей. При этом именно служителям культа отводится роль посредников в общении между богом и человеком.

Именно в англиканской ветви протестантства прослеживается максимальное влияние католических традиций, речь идет о построении иерархической лестницы и служение Мессы.

Англиканский протестантизм (страны, практикующие вероисповедание, многочисленны: Англия, Шотландия, Америка, Канада и другие) насчитывает примерно 58 млн. последователей по всему миру.

Сектантство

Практически каждая церковь имеет сектантские ответвления, и протестантизм исключением не стал. Наиболее известными являются баптисты, адвентисты 7-го дня и пятидесятники.

Как и многие побочные ветви протестантизма, баптизм появился в семнадцатом веке на территории Англии. Основу вероисповедания составляет библейское учение. Именно поэтому баптизм, как представитель одной из ветвей протестантизма, утверждает, что верования в искупительную жертву Христа, как и в него самого, вполне достаточно, чтобы заслужить спасение. Объясняется это тем, что уверовать способен только тот человек, который был избран богом.

Существующее учение о «духовном возрождении» в практике баптизма получает особый статус. Последователи учения верят, входящий в человека «Святой Дух» указывает на единение верующего человека с Христом.

Крещение и причастие в этой ветви протестантизма рассматриваются как символичное единение человека и Христа. Крещение принимается в сознательном возрасте, поскольку человек обязан отдавать отчет своим поступкам. Для баптизма характерен обряд катехимента: прежде чем принять крещение, человек целый год проходит «испытательный» срок.

Баптизм как протестантизм (страны, практикующие религию многочисленны) исповедуют 72 млн. человек по всему миру.

Адвентисты 7-го дня

Свое начало секта берет в девятнадцатом веке в США. Цель направления – ожидание второго пришествия Христа.

Пятидесятники

Родиной движения также является территория США. Появились пятидесятники в середине прошлого века. Последователи веры стремятся к возрождению даров Святого Духа, переданных апостолам в день празднования Пятидесятницы.

В чем отличие протестантизма от католицизма

Если проводить сравнительный анализ, то отличие протестантизма от католицизма проявляется достаточно ярко. И, прежде всего, это внутренняя организация церкви.
Католиками церковь рассматривается как единое целое. И безусловным авторитетом обладает только Папа Римский. Для протестантов типична централизация (и для лютеранской, и для англиканской церквей). При этом общины никак не взаимодействуют между собой – действует принцип автономности. Безусловный лидер направления – Иисус Христос.
Следующее отличие протестантизма от католицизма – вступление в брак. У католиков это невозможно. Тогда как представителям духовенства протестантов это разрешено.
Для католиков типична организация монашеских орденов. Протестанты никогда не отрекаются от мирской жизни. И это еще одно важнейшее отличие протестантизма от католицизма.
На пост католических священнослужителей могут поступать исключительно мужчины. У протестантов должность епископов и священников могут занимать и женщины.
Не менее важное отличие протестантизма от католицизма – возраст принятия крещения. Католики могут принимать веру в любом возрасте, но протестанты при принятии веры должны полностью осознавать свой выбор.
Католики признают семь таинств – крещение, покаяние, вступление в брак, священство, елеосвященство, миропомазание и Евхаристия. В протестантизме есть только причастие и крещение.
Католики живут с верой в день Страшного Суда и молятся о своих умерших. У протестантов молиться об умерших не принято.

Религия протестантизм более терпима к совершению обряда причастия. Так, у католиков для причастия используется только пресный бездрожжевой хлеб. Протестанты могут давать к причастию любо сорт хлеба.

Кроме этого, религия протестантизм не признает посредничества во время общения человека и Бога, но у католиков исповедоваться принято в присутствии священника. Католическая Месса признается главным церковным богослужением. Протестанты единого формата службы не признают.

Религия протестантизм от католицизма отличается еще и тем, что протестантской вере отсутствует признание креста и икон, а также не ведется почитания никаких святых. Для католиков символами поклонения становятся иконы, крест, мощи и скульптурные/живописные изображения святых.

Протестантизм в России

Протестантизм в России появился еще во времена правления царя Василия III. И потом монархи, правившие страной, предпочитали, чтобы Россию посещали именно протестанты, а католики. При этом им разрешалось придерживаться своей веры, но попытки приобщения православных христиан жестоко наказывались: миссионеров сжигали на кострах.

Протестантизм в России начал активно развиваться после присоединения Польши и Прибалтики, а затем и Финляндии. К концу семнадцатого века на территории Москвы функционировали три лютеранские церкви.

Протестантизм в России «расцвел» во времена правления Петра I: царем были разрешены браки между протестантами и православными, но рожденные дети должны были принимать православную веру. Екатерина II дала «добро» на заселение немцами (именно они и исповедовали протестантизм) территории Самарской и Саратовской губернии.

Протестантизм в России при Николае I подчинялся особому уставу, регулирующему деятельность протестантских церквей. Пастор приравнивался к дворянину, а потому часть жалования ему выплачивалась из казенных средств.

С началом войны 1914 года многие немцы-протестанты покинули Россию, отправившись на историческую родину. В советское время протестантизм, наравне с католичеством и православием, был под запретом.

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными?
Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом.
Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную. Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.
Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.
Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество.
Православные не берутся сами толковать Библию. Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их.
Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу. Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог.
Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.
Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамение – особый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика.
Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе. Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.
Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.

TheDifference.ru определил, что отличие протестантов от православных заключается в следующем:

Для православных абсолютный авторитет – Священное Писание и Священное Предание. Протестанты признают только Писание.
Православные считают, что для спасения важен личный нравственный подвиг. Протестанты утверждают, что достаточно одной только веры.
Протестанты не признают крестного знамения.
Протестанты толкуют Библию сами, не опираясь на духовный опыт людей праведной веры, как это принято у православных.
Богослужения православные проводят в храмах. Для протестантов место собрания особой роли не играет.
Протестанты отрицают православное учение о мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них.
Протестанты не признают божества Пресвятой Богородицы, святых, а также отрицают иконы и другие знаки христианской символики.
Протестанты не носят нательного крестика. Православные даже в исключительных случаях не снимают с себя креста.
Протестанты крестятся только в сознательном возрасте. Православные крестят даже младенцев.

Начнем с того, что слово ПРОТЕСТАНТИЗМ происходит от латинского слова protestatio — торжественное заявление, провозглашение, заверение; протест, возражение, несогласие .

В ряду мировых религий протестантизм можно кратко охарактеризовать как, одно из трёх, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства , представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных Церквей и деноминаций. Более подробно нужно остановиться на вопросе: кто такие протестанты с точки зрения богословия?

Тут можно сказать многое. И начать надо с того, что протестанты считают основой своей веры. Это, прежде всего, Библия - Книги Священного Писания. Это непогрешимое записанное Слово Божие. Оно уникальным образом, словесно и полностью, вдохновлено Святым Духом и безошибочно запечатлено в оригинальных рукописях. Библия является высшим и конечным авторитетом по всем затрагиваемым ею вопросам.

Кроме Библии протестанты признают общепринятые для всех христиан символы веры:

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу.

В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Интернет-проект «Википедия» весьма точно определяет особенности богословия, которое традиционно разделяют протестанты: «Писание провозглашено единственным источником вероучения. Библия была переведена на национальные языки, её изучение и применение в собственной жизни стало важной задачей каждого верующего. Отношение к Священному преданию неоднозначно - от неприятия, с одной стороны, до принятия и почитания, но, в любом случае, с оговоркой - Предание (как, впрочем, и любые другие вероучительные мнения, включая свои собственные) авторитетно, поскольку оно основано на Писании, и в той мере, насколько оно основано на Писании. Именно эта оговорка (а не стремление к упрощению и удешевлению культа) является ключом к отказу ряда протестантских церквей и деноминаций от того или иного учения или практики.

Протестанты учат, что первородный грех извратил природу человека. Поэтому человек, хоть он и остаётся вполне способным на добрые дела, не может спастись своими заслугами, а только верой в искупительную жертву Иисуса Христа»

И хотя протестантское богословие этим не исчерпывается, тем не менее, по этим признакам принято выделять протестантов из среды других христиан.

Кто такие протестанты?

Протестантизм был и остается предметом ожесточенных споров, слухов и сплетен. Кто-то клеймит протестантов, называя их еретиками. Кто-то превозносит их принципы трудовой этики, заявляя, что именно благодаря протестантизму западные страны достигли экономического процветания. Кто-то считает протестантизм ущербной и чересчур упрощенной версией христианства, а кто-то уверен, что за скромной внешностью кроется подлинно евангельская простота.

По всему миру насчитывается около 720 миллионов протестантов, 943 миллиона католиков и 211 миллионов православных («Операция Мир», 2001).

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы разнятся. Протестанты, или евангельские христиане, верят, что Библия - самый авторитетный источник учения для христиан. Православные христиане и католики в основном верят, что церковные традиции имеют большой вес и считают, что можно понять Библию только в контексте церковной традиции. Основные различия между этими тремя конфессиями уходят своими корнями в эту основополагающую палитру мнений. Однако, несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна 17:21 «Да будут все едино…».

Ниже приводятся ответы на часто возникающие вопросы о различиях между церквями, но сначала - краткая история протестантизма.

ИСТОРИЯ ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЕЙ

Одним из первых протестантских реформаторов был священник Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Библия важнее традиций.

Протестантская реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал церковь к обновлению. Он говорил, что, когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиниться Библии. Также Лютер заявил, что церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в Рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие церкви, как лютеранская, англиканская, а позже - баптистская, методистская, пятидесятническа, пресвитерианская я и другие (Примечание: ни католики, ни православные, ни протестанты не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквями).

Считается, что современное евангельское движение в России имеет сугубо западные корни. Это неверно в принципе! Из древнерусских летописей известно, что в те же самые века, что и в Европе, люди стремились к духовному пониманию и толкованию традиционного христианства. Можно вспомнить движение Стригольников в XV веке, призывавших к пристальному изучению Евангелия, заволжских старцев из окружения Нила Сорского, говорившего о стяжании Духа Божиего, Серафима Саровского, сделавшего учение о Духе основой своей проповеди…

Среди последователей евангельского учения в дореволюционной России были и видные политики, ученые, такие как граф Корф, князья Пашковы, Голицыны, Трубецкие, Чертковы, Гагарины, Ливен и многие другие. В годы кровавых репрессий евангельские христиане разделили судьбу всех верующих людей России в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Сегодня многие протестанты хотели бы вернуться к чистоте Церкви первого века. Большинство этих протестантов называются евангельскими христианами, потому что они считают, что христиане должны исполнять поручение Христа нести Евангелие, то есть Благую весть (греческ.): «Итак, идите и научите все народы…» (Евангелие от Матфея 28:19).

ПРОТИВ ЧЕГО ПРОТЕСТУЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Слово «протестант» вошло в обиход со времен Мартина Лютера, когда немецкие князья выразили протест на церковном соборе в Спирее в 1529 году против формального вероисповедания, продажи индульгенций и покупки церковных должностей. Сейчас протестантскими называют все евангельско-христианские организации.

Современные протестанты в России протестуют против абортов, алкоголизма, наркомании - против греха и против формального вероисповедания.

КАК ПРОТЕСТАНТЫ ИСТОЛКОВЫВАЮТ БИБЛИЮ?

В ортодоксальных конфессиях считают, что только руководители церквей могут толковать Библию верно. Протестанты считают, что каждый христианин ответственен за качество своей духовной жизни. Каждый может сам понимать основные доктрины Библии с Божьей помощью, размышляя над Писанием и внимательно изучая его.

В Библии говорится: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; … сие помазание учит вас всему» (1 Послание Иоанна 2:27). Иисус Христос сказал: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Евангелие от Иоанна 16:13, 6:45; Книга пророка Исайи 8:20).

Библия одобряет личное изучение Писания: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» (Деяния 17:11). Интересно заметить, что жители города даже не были христианами, но Божье Слово хвалит их за то, что они сверяли учение Павла с Библией.

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ЦЕРКОВНЫХ ТРАДИЦИЯХ?

Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечаниями Иисуса в Евангелии от Марка 7:8 «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого…» и в Евангелии от Матфея 15:3 «…Зачем вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? … таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

ПОЧЕМУ БОЛЬШИНСТВО ПРОТЕСТАНТОВ НЕ КРЕСТЯТ МЛАДЕНЦЕВ?

Протестанты верят, что все дети после смерти попадают в Рай. Библия говорит, что дети не знают добра и зла (Второзаконие 1:39). В Послании к Римлянам (5:13) написано: «…Но грех не вменяется, когда нет закона».

Иисус сказал: «Пустите детей, и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея 19:14). В Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев. Но многие протестанты крестят детей с 10–12 лет, когда они могут осмысленно принять покаяние.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ КРЕСТЯТСЯ В ВОДЕ СНОВА, КОГДА СТАНОВЯТСЯ ВЗРОСЛЫМИ?

В Деяниях Апостолов (19:1–7) апостол Павел крестил 12 человек, которые были крещены до этого. Многие протестанты считают, что крещение без покаяния бессмысленно, и так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла, то взрослым часто рекомендуют креститься снова, после того как они покаются.

Большинство протестантов следуют библейским примерам, в которых крещение происходит после покаяния, а не наоборот (Евангелие от Матфея 3:6; Евангелие от Марка 1:5, 16:16; Евангелие от Луки 3:7–8; Деяния 2:38,41, 8:12,16:15, 33, 18:8,19:5, 22:16).

ПОЧЕМУ В ЦЕРКВЯХ И ДОМАХ ПРОТЕСТАНТОВ НЕТ ИКОН?

Протестанты считают, что десять заповедей (Исход 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли».

В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, что бы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш».

Во Второзаконии (4:15–16) Господь говорит: «Твердо держите в руках ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь… дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира…».

Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ ИЛИ ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил молиться, говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Евангелие от Матфея 6:9). Протестанты говорят, что в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю.

Они основывают это на Второзаконии (18:10–12), где говорится: «Не должен находиться у тебя… вопрошающий мертвых». «Вопрошающий мертвых» значит тот, кто общается с умершими (от еврейского «дараш» - консультироваться, узнавать, искать или молиться умершим).

Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1 Паралипоменон 10:13–14). В 1 Тимофею (2:5) говорится: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

ЧТО ПРОТЕСТАНТЫ ДУМАЮТ О ДЕВЕ МАРИИ?

Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу, и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого является Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал ее, как наконец она родила Сына Своего первенца» и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Евангелие от Матфея 12:46, 13:55–56; Евангелие от Марка 3:31; Евангелие от Иоанна 2:12, 7:3).

Протестанты не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она называла Бога Своим Спасителем; но ей не нужен был бы Спаситель, если бы она была без греха.

КАК МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ОДНОЙ ЦЕРКВИ?

Одним из основополагающих тезисов протестантизма является утверждение, что каждый верующий во Христа может исповедовать его в согласии с принципом свободы совести. Именно этим обусловлено такое разнообразие протестантских церквей. Мы понимаем слово «церковь» и как всемирное объединение (вселенская) верующих во Христа, и как конкретную общину верующих, проживающих на какой-то территории. Такое понимание не расходится и с православным вероучением.

Вселенская церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от той конфессии, к которой они относятся. Апостол Павел описывает такую вселенскую Церковь так: «Всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» (1 Коринфянам 1:2).

КАКОВО МНЕНИЕ ПРОТЕСТАНТОВ О МОЩАХ СВЯТЫХ?

Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что случай с костями Елисея, воскресившими умершего (4 Царств 13:21), был ничем иным, как исполнением Божьего обещания дать Елисею вдвойне духа, бывшего на Илии (4 Царств 2:9). Чудо, произошедшее после смерти Елисея, как раз вдвойне превысило количество чудес, совершенных Илией. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, чтобы тела умерших благочестивых людей делать объектом поклонения.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТСКИХ СЛУЖИТЕЛЕЙ НЕ НАЗЫВАЮТ «ОТЕЦ»?

Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле…», что, по мнению протестантов, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем. В протестантских церквях верующие друг друга называют братьями и сестрами, а руководителей церквей - пасторами и епископами.

ПОЧЕМУ ПРОТЕСТАНТЫ НЕ ТВОРЯТ КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЙ?

Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они так же не учат этому.

ПОЧЕМУ В ПРОТЕСТАНТСКИХ ЦЕРКВЯХ НЕТ ИКОНОСТАСОВ?

Протестанты верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от святое-святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Евангелие от Матфея 27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены, если покаемся и поверим во Христа ради нашего спасения.

КАК МОГУТ ПРОТЕСТАНТЫ ПРОВОДИТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ТАКИХ МЕСТАХ, КАК КИНОТЕАТРЫ, ВЕДЬ ОНИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СВЯТЫМИ И НЕ ОСВЯЩЕНЫ?

Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих.

Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам 3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах. Например, в школе (Деяния 19:9), в еврейских синагогах (Деяния 18:4,26, 19:8), в еврейском храме (Деяния 3:1), и в частных домах (Деяния 2:46, 5:42, 18:7; Филимону 1:2, 18:7; Колоссянам 4:15; Римлянам 16:15 и 1 Коринфянам 16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деяния 16:13), в уличной толпе (Деяния 2:14) и на площади (Деяния 17:17)! Протестанты строят дома молитвы, в которых и собирается церковь - то есть люди, верующие во Христа.

ВЕРЯТ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ, ЧТО МОЖНО ПОПАСТЬ В РАЙ ПОСЛЕ ОЧИЩЕНИЯ В ЧИСТИЛИЩЕ?

Протестанты верят, что существуют Рай и ад, но они не верят в чистилище. Библия говорит: «Ибо Он (Христос) одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:14). Так как указывается, что только одно жертвоприношение, страдание Христа, делает нас совершенными, то другие жертвы не требуются. Библия так же говорит: «А где прощение грехов, там не нужно приношение за них» (Евреям 10:18).

Другими словами, не требуется никакого страдания в чистилище, если мы прощены. Протестанты верят, что 1 Коринфянам 3:9–15 относится к испытанию дел верующих в судный день, а не к чистилищу. Так же протестанты обеспокоены, что идея чистилища может ввести грешников в заблуждение относительно прощения их грехов после смерти в чистилище, так как это невозможно.

МОЛЯТСЯ ЛИ ПРОТЕСТАНТЫ ЗА УМЕРШИХ?

Описывая Рай или ад в Евангелии от Луки (16:26), Христос говорит только о Рае и аде, а не о чистилище. Дальше Он говорит, что «невозможно перейти из ада в Рай: и сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

Протестанты верят, что в Библии нет доказательств существования места между Раем и адом, где люди могли бы искупить свои грехи. Также в Библии нет примеров молитвы за умерших. Протестанты считают, что молитва за умерших неспособна им помочь (Псалом 48:7–8).

КАКУЮ БИБЛИЮ ЧИТАЮТ ПРОТЕСТАНТЫ?

Протестантская Библия не включает в себя так называемые неканонические книги и апокрифы, которые входят в Писания других христианских конфессий. Протестанты не включают их в Библию потому, что Иисус никогда не ссылался на них, и они не цитируются в Новом Завете. Это отличает их от остальных книг Ветхого Завета.

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

  1. Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".
  2. Епископы имеют право на обращение "Лорд".
  3. Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".

Протестантизм — является одним из 3 главных направлений христианства, которое возникло в начале XVI века в результате реформации в Северной Европе. В 1529 году группа людей, представляющая свободные города, и глав малых государственных образований (большинство германских земель), выступила с официальными протестами против сейма. Данный протест был направлен на прекращение движений за реформу, которую проводила Римско-католическая церковь. Все эти делегаты участвовали в работе имперского сейма в городе Шпейере, где большая часть представителей состояла из католиков. Если провести хронологию, то можно заметить, что реформационное движение, которое захлестнуло Западную Европу, совпадает с началом распада феодального строя и появление ранних буржуазных революций. Выступления против феодалов огромного количества народа и движения зарождающейся буржуазии обретали религиозную направленность.

Оказалось невозможным определить в них религиозные требования и отделить их от требований социально-экономических и политических: все было взаимосвязано. В религиозном плане преобразования привели к глубочайшему спаду в летописи Римско-католической церкви, от латинских традиций западного христианства отделилась многозначительная доля верующих, которые создали новую, северную (или протестантскую) традицию западного христианства. Определение «северная традиция» применяется из-за того, что является направлением христианства и считается отличительной чертой населения Северной Европы и Северной Америки, несмотря на то, что сегодня протестантские церкви практически распространены по всему земному шару. Слово «протестант» не считается специфическим термином, а сами участники Реформы обычно представлялись реформаторами или евангелистами. Разнообразные протестантские церкви классифицируются по деноминациям, то есть по видам религиозных объединений, у которых схожие принципы организационной структуры и обучения вере, не смотря на то, самостоятельны они или сгруппированы по национальному, религиозному или международному признаку. Деноминации протестантов наделены высшей степенью приспосабливания к конкретным условиям за счет такой же высокой степени распространения. Преобразования, которые вызвали раскол западного христианства, завершились отказом признать верховенство римского папы и от применения латыни на правах официального языка, который считался единственно допускавшимся для общения в религиозной сфере. Строго централизованная иерархическая церковь - это особенность католицизма. В свою очередь, протестантизм выделяется существованием большинства разнообразных и независимых христианских движений. К ним относятся: церковь, община и секта. Эти движения автономны в своей религиозной деятельности.

Протестантская (Северная) или традиция западного христианства — это национальная традиция, локальная, местная. Исходя из требования наиболее детального и осмысленного восприятия веры всеми верующими, реформаторы престали использовать мертвую и непонятную широким массам латынь и приступили к процессу переосмысления христианства в области культур наций и государственных языков. Кальвин в наибольшей последовательности определял буржуазное направление Реформации , интересы и настроения буржуазии, которая боролась за власть. Центром его учения является доктрина об абсолютном предопределении, из чего следует, что всех людей можно разделить на избранных и осужденных. Во время Реформы уже в протестантской традиции можно проследить два главных направления, которые стремительно развиваются в последующие столетия. Первое (протестантское) направление пыталось подготовить реформированный вариант латинской церкви. Представители этого направления не принимали руководство папского престола, создавали национальные церкви, формируя иное понятие христианской веры в области культуры нации и их языка и, избавились от того что, по их мнению, расходилось со смыслом Священного Писания.

Радикальные протестанты преследовались во многих Европейских странах, особенно во время Реформации . Наиболее гостеприимными для них были Нидерланды; недолгий период XVII века в Англии сами имели преимущественные позиции, и все же настоящей родиной радикального протестантизма считается Америка. Тем не менее, начиная с восемнадцатого века, консервативное и радикальное направления стали сближаться и перемешиваться между собой, образуя иные протестантские церкви, общины и секты. К ним относятся мормоны и пятидесятники. В XVIII веке в рамках протестантских устоев зародились такие религиозно-нравственные учения, как пиетизм и ривайвелизм (пробуждение). Указанные движения, во многом среди церквей (евангелистическими), вкладывали особую значимость в различия среди формальными и настоящими христианами, которые брали на себя в силу личной веры известные обязательства. Протестантская, или северная, вера содействовала большому обмирщению западного христианства. Библия в роли единоличного источника учения о вере и собственная вера в качестве инструмента спасения добротно уменьшили роль духовенства и присутствие таинств в религиозной жизни.

Обмирщение религиозной жизни в протестантизме содействовало секуляризации (в переводе с латинского означает освобождение от церковного влияния). Впоследствии повод и мотивация для освящения повседневной жизни верующих потеряли свою значимость. И все же, если в странах, где доминирует протестантское влияние, скорость секуляризации общества выше, то в странах, где доминирует латинская традиция, мощнее атеистические и антиклерикальные движения. Убеждения, которые лежат в основе протестантской традиции, содействовали энергичному созданию протестантскими богословами понятий, сопряженных с такими терминами, например, «откровение», «вера», «психология веры». Протестантское мировоззрение в век Просвещения оказало влияние на происхождение и прогресс рационализма. Позднее протестантская идея влияла на философию либерализма, в XX в. протестантские богословы воздействовали на формирование экзистенциализма и диалектического учения. К числу влиятельных протестантских богословов двадцатого века можно отнести К. Барта, Р. Бультмана, Д. Бонхёффера и П.Тиллиха. Большинство протестантских церквей активно участвуют в процессе объединения всех христианских конфессий. Данному движению присвоено название экуменического (в переводе с греческого «экумена» означает мир, Вселенная) и преследует цель восстановить христианское единство, которое было утрачено во время средневековья. В современном мире сторонники данной ветви христианства могут пользоваться практически всеми благами цивилизации и достижениями научно-технического прогресса, например, могут без всяких ограничений выбрать тарифы безлимитных линеек . Они активно используют новейшие технологии, ресурсы Интернета (социальные сети, форумы, чаты), имеют свое радио и телевидение, да, в общем, практически ничем не отличаются по внешнему виду и поведению от обычных «светских» людей.

Похожие публикации