Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Каркасный гараж своими руками пошаговая инструкция. Каркасный гараж своими руками – сделаем и обустроим в короткий срок! Лежки под деревянный каркасный гараж

Многие люди считают, что гараж должен быть своего рода крепостью, возведенной из привычных, но дорогих строительных материалов. В наше время имеется возможность выбрать менее затратный способ возведения сооружений – это каркасная технология строительства. Если придерживаться всех предписаний, то гараж получится не только теплым, но и прочным. Несмотря на кажущуюся хлипкость строения, он имеет ряд преимуществ:

  • Ввиду небольшого веса строения, отпадает необходимость в возведении мощного фундамента, который можно сделать на почве любого типа.
  • При малой толщине стен они отлично держат тепло внутри гаража, поэтому не придется тратить много средств на обогрев.
  • Не нужно штукатурить. Кроме того, как для внешней, так и для внутренней отделки в продаже имеется множество сравнительно недорогих материалов.
  • Самая грязная работа – монтаж фундамента. Все остальные работы не приводят к загрязнению участка.
  • От начала строительства до его завершения пройдет максимум 2 месяца, и половина этого срока отводится на застывание бетонного фундамента.

А можно ли построить крепкий каркасный гараж своими руками? Конечно же, даже в одиночку, что не всегда удобно, но вполне реализуемо. Давайте вместе рассмотрим все этапы выполнения работ.

Из чего сделать скелет?

Поскольку речь идет о каркасном строительстве, вполне понятно, что необходимо тщательно продумать, из какого материала его сделать. Для этого может быть использовано дерево или металл. В каждом случае работы по изготовлению скелета буду отличаться, поэтому остановимся на выборе материала более подробно.

Брус

Рассмотрим преимущества и недостатки деревянного каркаса.

Плюсы

  • Каркасник обойдется несколько дешевле.
  • Если нет электричества, то все работы можно выполнить обыкновенным столярным инструментом. Этот вариант крайне трудоемок, да и времени уйдет больше.

Минусы

К недостаткам можно отнести:

  • Высокий уровень пожарной опасности, в сравнении с другими материалами (исключением является лишь строение из бревен).
  • Древесиной любят полакомиться разные насекомые и жучки.
  • Материал не переносит длительного воздействия влаги.

Многие из перечисленных недостатков не так уж и существенны при соответствующей обработке материала. Что касается пожароопасности, то, как правило, в гараже есть много других предметов и жидкостей, которые легко воспламеняются, так что конструктивные особенности помещения не играют большой роли.

Металл

В этом случае при изготовлении скелета может быть использован:

  1. Металлопрофиль или ЛСТК.
  2. Профильная труба.
  3. Металлический уголок.

Стоит также остановиться на особенностях более детально.

  • Сам по себе материал не горюч, но после пожара становится непригодным для дальнейшей эксплуатации.
  • Любую конструкцию можно сделать разборной, но при работе с деталями из толстого металла лучше воспользоваться электросваркой.
  • Каркас подвержен коррозии.

На этом этапе вы должны четко определиться с выбором — придется выбирать подходящий проект.

Как быть с проектом?

Многие люди считают, что при строительстве несложных конструкций можно обойтись без бумажной волокиты, но в нашем случае возводиться будет не маленькое временное сооружение, а гараж, который должен выдержать большую массу снега на крыше, и не перекоситься под тяжестью ворот. Поэтому лучше не рисковать, а воспользоваться готовым проектом или сделать свой. В таком случае вам будет видно, сколько и какого материала нужно приобрести.

Мы предлагаем вашему вниманию проект гаража, но если по каким-то причинам он не подходит, то его можно переделать, внеся свои коррективы.

Схема

Подготовительные работы

Итак, с проектом разобрались, материалы закупили, теперь приступим к подготовительным работам.

Площадка под строительство

Чаще всего место, где будет построен гараж, определено заранее, но при детальном рассмотрении оно может оказаться неудобным, так как расположено на склоне. В некоторых случаях проще начать строительство в другом месте, чем вывозить тонны земли, привлекая для этого разнообразную технику.

Окончательно определившись с участком, обозначьте габариты гаража колышками. Еще раз проверьте, будет ли удобным въезд.

Какой будет фундамент?

В зависимости от выбранного типа фундамента осуществляют подготовку участка.

  • При заливке мелкозаглубленного ленточного фундамента снимается часть грунта в тех местах, где он будет проходить.
  • Под монолитную плиту производится выемка грунта по всему периметру на глубину не менее 50 см.
  • В случае изготовления столбчатого фундамента вырываются ямы размером 50×50 см до твердого основания.
  • Если принято решение сделать свайно-винтовой фундамент, то грунт не трогаем вовсе.

Приступим к изготовлению фундамента

Мы рассмотрим процесс изготовления самого дорогого, но наиболее практичного вида фундамента – это заливка монолитной плиты. Такое основание не продавят колеса автомобиля, да и при изготовлении смотровой ямы не возникнет проблем. Вы же можете выбрать наиболее подходящий или менее дорогой тип фундамента, воспользовавшись рекомендациями из подборок видео на соответствующую тему.

Тип фундамента:

При сооружении плитного фундамента порядок действий будет таким:

Производится выборка грунта на глубину 50 см.

Дно основательно трамбуется.

Засыпается песком настолько, чтобы до верха котлована он не доходил 20 см.

Песок тоже нужно хорошо утрамбовать.

Поверх укладывается геотекстиль.

Следующим слоем пирога будет щебень средней фракции, которым заполняется котлован до краев. Его тоже нужно хорошо утрамбовать.

Теперь дело за опалубкой. Лучше всего, если она будет выставлена вровень с уровнем заливки плиты – так меньше вероятность допустить перепады. Что касается толщины бетонного слоя, то 20 см вполне будет достаточно для легкового автомобиля. Для грузовика лучше увеличить толщину до 30 см.

Выставив опалубку необходимо обеспечить жесткость конструкции, закрепив подпорки со всех сторон. Лучше всего, если для опалубки будет использоваться толстая доска. Если это не так, то подпорок понадобится больше.

Поверх щебня с нахлестом на опалубку укладывается гидроизоляция, в качестве которой используются рулонные материалы на битумной основе или толстая полиэтиленовая пленка.

Теперь устанавливается первый слой арматуры Ø10‒14 мм. Он не должен касаться дна, поэтому необходимо обеспечить необходимый зазор. Для этой цели не нужно использовать кирпичи и другие предметы, так как они могут проткнуть гидроизоляцию, а некоторые вовсе не пригодны для укладки в стяжку.


Воспользуйтесь пластиковыми фиксаторами для арматуры.

Затем укладывается еще слой арматуры.

Залив бетон, нужно его провибрировать (процесс показан на фото), стараясь при этом не касаться каркаса и опалубки. Штыкование палкой утомительно и малоэффективно.

Края опалубки послужили уровнем заливки и выравнивания бетонной подушки.

Теперь придется ждать почти целый месяц, пока бетон не наберет необходимую прочность. В летний период подушку нужно периодически поливать водой и накрывать материалом, предотвращающим быстрое испарение влаги.

Также фундамент нуждается в защите, если сделан осенью и оставлен до весны.

Возведение каркаса

Поскольку речь идет о деревянной конструкции, то все детали необходимо пропитать антисептическим составом. Нам потребуются брусья и доски таких размеров:

  • Для нижней части гаража используем брусья 100×40 или 100×50 мм.
  • Размер угловых брусьев и стоек – 100×100 мм.
  • Стропила и дополнительные стойки – 100×50 мм.
  • Расстояние между стойками – 110–120 мм.
  • Оптимальна длина досок – 3 м. Можно приобрести шестиметровые заготовки и разрезать пополам.
  • Для крыши будем использовать доски 100×25 мм.
  • Обрешетку лучше делать из брусков 30×30 или 40×40 мм.

Итак, фундамент готов, можно приступать к возведению каркаса. Его сборку начнем на плоскости, а потом поднимем, установим и закрепим. Начнем с задней стенки. Для придания раме прочности в углах следует установить подкосы.


Следующей монтируется усиленная часть каркаса, в которой будут установлены ворота.


Затем зафиксируем противоположную стену от двери.


Приступим к сборке передней стенки.


Теперь ее можно установить и закрепить. Из металлического уголка (65 мм) сделаем наружную и внутреннюю рамы ворот и зафиксируем их друг с другом металлическими полосками.


Приступим к изготовлению стропил. Сделав первую секцию, можно проверить, насколько она точно изготовлена.


Убедившись, что всё сделано правильно, сделаем остальные стропила и установим их.


Закрепляем пароизоляцию и прибиваем обрешетку.


В качестве кровельного материала мы использовали ондулин.


Каркас обшили ОСБ.


Вставили металлопластиковые окна. Рамы ворот сварили из профильной трубы 40×25 мм и, соблюдая технику пожарной безопасности, приварили к раме.


Вот такой получился гараж.


Распашные ворота более просты в изготовлении, но не очень удобны. Были случаи, когда сильный порыв ветра срывал створку с фиксирующего устройства, что приводило к повреждению кузова автомобиля. Поэтому сейчас часто можно встретить различные устройства, закрывающие въезд.

Устройство гаража с мансардой

Если габариты строения позволяют, то чердачное помещение можно переоборудовать под мансарду. Конечно, лучше всего было бы предусмотреть мансарду еще в стадии проектирования, но так получается далеко не всегда, потому что потребность в дополнительной полезной площади возникает в процессе эксплуатации помещения.

Процесс переоборудования

Один из моментов, который придется учесть, - это размещение лестницы и вырезание для прохода части потолка так, чтобы не нарушить его несущую способность, что не всегда возможно сделать. Если так получается и в вашем случае, то к имеющемуся строению можно сделать пристройку, через которую будете подниматься в жилое помещение.

В некоторых случаях в помещение на втором этаже проникают газы от работающего двигателя. Особо это может ощущаться при запуске холодного двигателя (особенно дизельного). Поэтому в самом гараже должна быть предусмотрена вентиляция. Необходимо также установить дверь в жилое помещение.

Всё учтено при планировании

Если изготовление мансарды запланировано заранее, то в проекте уже предусмотрено, где и как будет установлена лестница. Для того чтобы максимально использовать имеющуюся площадь, крышу делают ломаной.

Как утеплять?

Жилое помещение должно быть теплым, а если гараж неутепленный, то нужно будет заняться не только стенами мансарды, но и полом. Вначале поговорим о стенах, обсудив основные правила утепления.


Специалисты настоятельно рекомендуют использовать капроновую нить, так как она спасет утеплитель от провисания и сползания. Из нити делается своеобразная паутина, которая натягивается и надежно закрепляется. При этом важно помнить, что утепляется не весь чердак, а только жилое помещение.


При работе со стенами мансарды сначала укладывается утеплитель, а затем натягивается нить. То же самое делается и с потолком, если потом не будет возможности уложить утеплитель сверху. Важно учесть, что минимальный слой укладываемого утеплителя не должен быть менее 200 мм. В местности с суровыми зимами нужно увеличить толщину утеплителя до 300 мм.


При укладке утеплителя важно позаботиться о том, чтобы не осталось мостиков холода. Что касается минваты, то она может в себе накапливать воду, поэтому мнения о целесообразности ее применения расходятся. Многие люди предпочитают пользоваться пеноплексом, так как он не гигроскопичен.


Для этого следующий ряд утеплителя укладывается таким образом, чтобы он перекрывал швы уложенного материала.


На стыках обязательно нужно проклеить пароизоляцию. Для этого лучше всего использовать серебряный армированный скотч. Он не только прочный, но и хорошо клеится.


На мансарде пароизоляция монтируется обратным нахлестом, поэтому ее монтаж выполняется сверху вниз. Обратный нахлест означает, что следующее полотно пароизоляции ляжет на верхнее полотно. Тем самым пары, поднимающиеся снизу помещения, пойдут не в стыки, а к верху кровли и будут выветрены благодаря вентиляции.


После монтажа утеплителя со стороны помещения (так же, как и снаружи) должны быть прибиты контррейки.


На потолке роль контррейки и обрешетки будут выполнять доски толщиной 25 мм. Такую двойную функцию доска может выполнять только на ровном потолке.


Представить всё в деталях поможет схема кровельного пирога крыши мансарды.

Видео: нюансы и технология утепления мансардных крыш

Что касается способов утепления пола, то единственным ограничением в выборе материала может быть его большой вес.

Видео: способы утепления пола мансарды

Можно ли сделать гараж на две машины?

Если в семье 2 автомобиля, то каркас можно сделать таким, что в гараже поместятся даже 4 машины. В этом случае придется рассчитывать габариты и несущую способность используемого материала, пусть то будет дерево или металл. В следующем ролике демонстрируется процесс возведения такого строения.

Видео: строительство каркасного гаража на 2 автомобиля

Строительство каркасника обходится дешевле, но такое строение не назовешь бюджетным вариантом. При соблюдении технологии возведения такого строения, оно прослужит хозяину и его автомобилю не один десяток лет.

Время чтения ≈ 4 минут

Чтобы автомобиль служил долго и не преподносил неприятных сюрпризов на дороге, он должен иметь свое уютное, защищенное от неблагоприятных погодных условий место для хранения. Для своего любимца можно самостоятельно построить недорогой каркасный гараж своими руками.

В данной статье будут раскрыты все ключевые моменты строительства каркасного гаража и дана подробная пошаговая инструкция его основных этапов работ. Для наглядности на нашем сайте представлены фото и видео материалы, где можно ознакомиться со всеми тонкостями строительства на приведенных примерах.

Подготовительные работы

Работы по возведению каркасного гаража из дерева, как и любого другого сооружения, начинаются с проекта. Для этого выполняются чертежи и схемы будущего здания с подсчетом количества основных материалов и выбором необходимых инструментов.

Затем выбирается подходящая площадка под строительство, желательно на ровной поверхности. Она очищается от камней и мусора, выравнивается и утрамбовывается. Для подготовки места для гаража производится разметка участка, по углам которого вбиваются колышки, после чего снимается верхняя часть грунта на глубину около 50 см.

Закладка фундамента

Все сооружения на основе деревянного каркаса, а в особенности каркасно-щитовой гараж, имеют сравнительно легкий вес, поэтому не требуют закладки слишком основательного фундамента. Выбор типа фундамента каркасного гаража зависит от особенностей его конструкции, состояния грунта на котором ведется строительство, а также исходя из экономической целесообразности.

Оптимальным вариантом является заливка монолитной бетонной плиты , которая одновременно выступает в роли прочного основания и в качестве пола. Для этого наше углубление нужно засыпать и утрамбовать песком. Затем положить геотекстиль, а поверх него положить и утрамбовать щебень. На следующем этапе устанавливается опалубка, кладется гидроизоляция, связывается арматура, после чего площадка равномерно заливается бетонной смесью и аккуратно выравнивается по всему периметру. Продолжать работы можно только после полного застывания раствора через 2-3 недели.

Строительство каркаса

Каркас нашего гаража может выполняться из различных материалов. Он может быть металлическим и монтироваться из нержавеющего металлопрофиля при помощи сварки. Мы рассмотрим вариант, как построить каркасный гараж из дерева. Перед строительством все деревянные элементы желательно обработать специальным составом для улучшения прочностных свойств и долговечности материала.

Скелет каркаса возводится, начиная с устойчивого основания. Для этого выбираются доски более крупного сечения, которые закрепляются в бетоне с помощью металлических скоб. Затем устанавливаются угловые столбы в четко вертикальном положении, закрепляемые с помощью дополнительных опор.

После этого выполняется верхняя обвязка каркаса. Конструкция укрепляется промежуточными опорами, монтируется обвязка окон и дверей. Каркас получается легким, но прочным и основательным.

Возведение крыши

Крыша каркасного гаража может иметь различную конструкцию. Она может быть плоской, односкатной или двухскатной . Двухскатная конструкция является более сложным вариантом, требующих определенных знаний и навыков в строительстве.

Возведение крыши начинается с монтажа стропильной системы. Затем она покрывается любым кровельным материалом. Это может быть профнастил или металлочерепица. Для удаления осадков монтируется водосток .

Обшивка каркасного гаража

С наружной стороны деревянный каркас может обшиваться различными материалами в зависимости от бюджетных возможностей и эстетических соображений. Это может быть влагостойкая фанера, сэндвич панели или просто качественные доски.

Внутренние стены можно обустроить из вагонки, гипсокартона, фанеры или пластиковых панелей. Для утепления каркасного гаража используется минеральная вата или пенопласт .

Заключительным этапом является установка металлических ворот. Они могут различаться по способу открывания и быть секционными, раздвижными или откатными. Самым распространенным вариантом являются распашные ворота. После установки металлическая поверхность обрабатывается наждачной бумагой и покрывается грунтовкой и краской, предотвращающей развитие коррозионных процессов.

В статье раскрыты все основные вопросы о том, как сделать каркасный гараж своими руками. Главное соблюдать последовательность всех этапов работ и четко придерживаться представленной здесь подробной инструкции строительства.

Видео строительства каркасного гаража




Далеко не всегда есть необходимость в капитальном гараже. Зачастую сохранность автомобиля можно обеспечить простейшим сооружением, которое потребует меньше трудовых и денежных затрат. Мы приготовили пошаговую инструкцию по сооружению гаража каркасного типа с указанием всех необходимых этапов.

Преимущества каркасного гаража

Уход от каркасных построек наиболее часто обусловлен их низкой взломостойкостью. Но если гараж находится не в кооперативе, а на обжитом участке и под присмотром, низкая защита от проникновения уже не выглядит таким весомым аргументом. В конце концов, сложность взлома определяется самым уязвимым элементом защиты, а это почти всегда ворота, окна или входная дверь.

Каркасная постройка требует намного меньше ресурсов — как денежных, так и трудовых. Деревянный каркас легко собрать с парой помощников всего за один день, по капитальным вложениям такое сооружение обойдётся не менее чем на треть дешевле каменной кладки.

К прочему, такое строительство — отличная возможность рационально утилизировать пиломатериалы, оставшиеся после сборки лесов для строительства дома. Для гаражей шириной до шести метров отлично подойдут доски 50х100-150 мм, докупить придётся только материалы для настила полов и обшивки стен.

Фундамент и пол

Для лёгкого каркасного строения рекомендуется устраивать незаглубленный или малозаглубленный ленточный фундамент шириной от 250 мм с подсыпкой в 30-40 см непучинистого материала (песок, гравий). Если в перспективе планируется устройство смотровой ямы , тут ничего не поделать, придётся брать за основу фундамент с подошвой ниже глубины промерзания и обеспечивать его качественную гидроизоляцию.

Со стороны въезда в ленте следует сделать заниженную часть, верхняя плоскость которой выводится заподлицо с нулевой отметкой пола. Весь остальной фундамент выполняется на 200-250 мм выше уровня грунта на прилегающей территории вне зависимости от степени заглубления.

1. Песчаная подготовка. 2. Ленточнй фундамент. 3. Бетонный пол. 4. Песчаная подготовка под стяжку. 5. Уплотнённый грунт

Армирование ленты стандартное: четыре прута по 12 или 14 мм, связанные конструктивной арматурой через 60-80 мм. Утонение со стороны въезда армируется той же схемой, но плотнее. Сразу следует решать вопрос о закладке шпилек и увязке их к рабочей арматуре. Вы можете оставить анкеровку через 100-120 см, либо выполнять крепление анкерными болтами при обеспечении достаточного защитного слоя бетона у верхней грани.

Пол в каркасном гараже может устраиваться насыпной, монолитный бетонный или деревянный, принципиальной разницы нет. Отметим только, что при устройстве деревянного пола имеет смысл отливать фундамент с уступом в 5-6 см, чтобы опереть на него лаги. Выемку грунта и насыпку гравия лучше провести сразу, но окончательное устройство пола желательно отложить до окончания кровельных работ.

Как собрать каркас стен

Каркасная система гаража состоит из четырёх секций. Сначала рекомендуется изготавливать боковые стены, затем заднюю и фронтальную. Перед сборкой древесина должна быть пропитана антисептиком и высушена в естественных условиях.

Каждая из стен изначально сбивается в виде прямоугольной рамки. Для верхнего и нижнего оснований следует брать только цельные доски, вертикальные элементы допускается сращивать подрубкой с бандажом.

Для сборки каркаса лучше использовать готовые стальные уголки и косынки

Если вы закладывали анкерные шпильки в фундамент, сперва примерьте доску нижнего основания и просверлите нужное количество отверстий. Располагайте каркас стены так, чтобы с внешней стороны фундамент выступал на 25-30 мм. На ровной площадке разложите параллельно две продольные доски, добавьте между ними две стойки по краям. Сбейте углы, выровняйте диагонали и закрепите угловые соединения косынками.

Далее в каркас с шагом в 60 см добавляйте вертикальные стойки. Возможно, шаг установки стоек придётся пересчитать, чтобы они не находились в местах прохода закладных шпилек. Перед установкой стен раскатайте по ленте фундамента 2-3 слоя рубероида.

Для скрепления используйте ёршистые гвозди длиной в 100-120 мм. Когда одна секция сбита, её поднимают и устанавливают на фундамент, затем крепят к нему посредством закладных шпилек или анкерных болтов. Полная затяжка креплений не проводится до сборки воедино всех четырёх секций.

После установки боковых стен их нужно опереть от грунта укосами, прибитыми к каркасу одним гвоздём для свободного регулирования вертикальности. Когда обе секции выставлены по отвесу, и расстояние между ними выверено в нескольких местах, сверху нужно накинуть 3-4 доски для временного скрепления.

Задняя стенка гаража обычно глухая и собирается по тому же принципу, что и боковые. После её поднятия и установки нужно обеспечить временное скрепление углов раскосами. Проём в передней стенке гаража требует усиленной верхней перемычки. Обычно передняя стенка собирается из двух узких секций, расположенных по бокам от ворот. Их высота ниже остальных, чтобы сверху можно было уложить мощную балку, собранную из 3-4 досок толщиной 50 мм, поставленных на ребро и стянутых болтами.

После сборки основного каркаса нужно выверить его геометрию: сверить диагонали в верхней и нижней плоскости, добиться вертикальности стен. Далее смежные секции скрепляются между собой раскосами, прибитыми не ближе метра к углу, затем проводится окончательная обтяжка креплений к фундаменту.

Конструкция кровли и перекрытия

После сборки каркаса стен образуется почти готовый мауэрлат для стропильной системы. Сперва на внешних краях верхних оснований боковых стен нужно установить на ребро и прикрутить снизу саморезами по одному продольному ребру, чтобы придать мауэрлату Г-образный профиль. После между ребрами вставляются на ребро и крепятся к обеим частям мауэрлата доски толщиной не менее 50 мм, выполняющие роль балок перекрытия.

Вместо досок могут сразу вставляться и крепиться заранее собранные фермы, если гараж не будет иметь обитаемого помещения на втором этаже. Фермы следует собирать по шаблону в форме узкой прямоугольной трапеции. Верхние доски ферм, образующие скат (или скаты) крыши, должны располагаться под углом не менее 15º и иметь вылет по 30-40 см для образования карнизных свесов. В основании фермы есть два прямых угла, которые и вставляются аккурат между рёбрами мауэрлата. Скрепление брусьев и досок для ферм рекомендуется выполнять пазо-шиповым соединением, усиленным шипованными пластинами по бокам.

Для такого каркасного гаража имеется возможность устройства неутеплённой мансарды. Когда установлены перекрытия, на мауэрлат поднимаются Л-образные сборки, сбитые перемычкой в 50-60 см от верхнего сопряжения. Хвосты стропил должны иметь вынос на 30-35 см за мауэрлат и иметь подрубку для быстрого и технологичного крепления. Итого, каждый хвост стропил упирается пазом в ребро мауэрлата, крепится двумя саморезами к его горизонтальной планке и балке перекрытия.

Чтобы уберечь каркас от намокания, стропила временно скрепляются изнутри несколькими продольными досками. Далее на скатах нужно натянуть полиэтиленовую пленку и для её закрепления набить контробрешётку планками по 15-20 мм толщиной. Когда дело встанет за устройством кровли, набивайте горизонтальную обрешётку и монтируйте любой подходящий тип покрытия.

Для мягкой кровли обрешётка выполняется широкой доской (в том числе необрезной) с небольшими зазорами 2-3 см

Установка дверей, окон, ворот

С оконными проёмами никаких сложностей не возникнет. Для естественного освещения ширины в 60 см между стойками вполне достаточно, просто добавляйте по две горизонтальные перекладины и вставляйте оконную раму.

Если требуется дополнительная дверь в задней или боковой стене, одну из стоек придётся вырезать, а затем из неё же изготовить верхнюю перемычку. При этом для оформления проёма под дверь можно либо добавить две стойки по бокам, либо распереть дверной блок внутри имеющегося проёма колодками по 15-20 см.

Наибольшую сложность представляет устройство проёма для ворот. Он должен быть оформлен как минимум сдвоенной стойкой с каждой боковой стороны и, как упоминалось, усиленной горизонтальной балкой сверху. Этого достаточно для монтажа подъёмно-поворотных или рулонных ворот. С распашными возникает сложность восприятия нагрузки при открытом положении створок. К сдвоенным стойкам проёма нужно добавить две балки, которые продолжаются под системой перекрытия примерно до середины длины гаража.

Утепление, обшивка, отделка

Финал строительства — обшивка каркаса и отделка. Вместо распространённой обшивки ДСП, изнутри вполне допускается применять влагостойкие ГКЛ или ГВЛ. Гипсовые плиты облегчат бюджет строительства и уберут необходимость соблюдения температурных зазоров. Из дополнительных сложностей — добавление горизонтальных перекладин между стойками для стыковки листов и набивка дополнительных планок для угловых сопряжений.

Подготовка каркасного гаража к обшивке: 1. Ветрозащита. 2. Обрешётка. 3. Фронтон

С внешней стороны стойки каркаса послужат отличной основой для обшивки сайдингом, нужно лишь предварительно набить ветрозащитную мембрану. Переход от стен к цокольной части обшивки выполняется простым угловым профилем, упреждающим затекание влаги внутрь.

Снаружи также возможно устройство сплошной обшивки из ОСП или СМЛ под покраску, штукатурку или облицовку кирпичом. Так даже каркасный гараж может быть оформлен в едином стилевом решении с остальными постройками на участке.

В утеплении такого гаража нет необходимости. После постановки авто на стоянку остаточное тепло двигателя нагреет воздух и вызовет конденсацию влаги на кузове, поэтому чем быстрее внутри остынет воздух, тем дольше прослужит хранимая техника.

Использование каркасной технологии позволит существенно сократить расходы на строительство гаража. Ведь небольшая масса строения снижает требования к фундаменту, а использование в качестве основного строительного материала досок и ориентированно-стружечных плит (ОСП) позволяет снизить затраты на доставку. Ведь привезти доски и ОСП можно на небольшой машине с малой грузоподъемностью, а для доставки кирпича, песка и цемента в нужных количествах потребуется серьезный грузовик и кран с грузоподъемностью не меньше 2 тонн. В этой статье мы расскажем вам о том, как построить каркасный гараж своими руками от выбора участка и создания проекта до настила кровли и подключения коммуникаций.

Выбор места для гаража

Идеальным местом для гаража станет площадка на пригорке неподалеку от дома. Пригорок защитит гараж, смотровую яму и машину от поднявшейся во время сильного ливня воды. Если же такого участка рядом с домом нет, то придется выбирать место, ориентируясь на близость к дороге и возвышение относительно уровня земли. Никогда не стройте гараж в ложбинах и впадинах, иначе даже небольшой дождь приведет к подъему уровня воды в нем. Желательно, чтобы рядом с гаражом проходила линия 220 или 380 вольт, это позволит облегчить строительство и оборудовать гараж электрическим отоплением.

Создание проекта

Создание проекта строительства гаража преследует такие цели:

  • определение последовательности этапов строительства;
  • определение порядка действий во время каждого этапа;
  • определение количества материалов, необходимое для строительства гаража.

Если вы составляете проект самостоятельно, то вам придется тщательно подумать весь процесс возведения гаража, начиная от подвоза и хранения материала, до длины и порядка установки досок каркаса. Очень помогает в этом чертеж, со строгим соблюдением масштаба. С его помощью вы сможете определить размеры гаража, оптимальные способы придания жесткости конструкции, длину несущих досок и количество крепежных элементов. Существует множество различных программ (например, АвтоКАД), которые облегчают проектирование любых конструкций, но все они требуют определенного опыта. Поэтому проще обойтись бумажным чертежом и пояснительной запиской к нему. Или воспользоваться услугами профессиональных инженеров-проектировщиков или строителей. В этом случае в проекте будут учтены различные мелочи, о которых неподготовленный человек даже не догадывается. Например, выбор древесины по влажности, выбор досок по ширине, особенности строительства из сырой доски, порядок сборки каркаса стен и так далее.

Выбор материала

Чаще всего гаражи строят из нестроганых досок влажностью 12–14%, но нередко используют и пиломатериал естественной влажности. Последний обойдется несколько дешевле, но гараж из таких досок нельзя обшивать на чистовую в первый год, что приводит к перерасходу материала. Поэтому опытные строители используют только хорошо высушенные доски.

В качестве несущих элементов используют брус сечением 100х100 мм или доску сечением 50х250 мм. В качестве внутреннего каркаса стен используют доску сечением 25х100 мм. Для утепления применяют пенопласт или минеральную вату толщиной до 5 см, а в холодных регионах до 10 см. Для наружной обшивки применяют водостойкую ОСП толщиной 15–20 мм, вагонную доску или металлический профнастил. Для внутренней обшивки применяют ДВП, фанеру толщиной 5–10 мм или такой же толщины ОСП. Такая комбинация материалов позволяет создать прочный и недорогой гараж.

Строительство фундамента

Составив проект или чертеж и привязав его к местности, завезите все необходимые материалы для создания фундамента. При создании фундамента учитывайте, что смотровая яма значительно увеличивает функциональность гаража, позволяя не только хранить, но также обслуживать и ремонтировать автомобиль. Если же смотровая яма вам не нужна, то вы можете выбрать и построить фундамент, пользуясь информацией из статей Какой фундамент лучше подойдет для дома из бруса - особенности расчета и Крепление бруса к разным видам фундамента .

Если вы решили строить яму, то технологию создания фундамента придется изменить, вырыв котлован под нее. Глубину ямы определяйте исходя из своего роста и потребностей. Можно сделать лежачую яму, обрудовав ее тележкой, можно сделать сидячую или стоячую яму. Разница лишь в высоте и в том, что в стоячей яме вы сможете выполнять любые виды работ, в сидячей не сможете нормально снимать мотор и коробку, а лежачая яма подойдет лишь для небольшого обслуживания автомобиля. Вот ориентировочные глубины ямы и котлована для нее:

  • лежачая 50/80 см;
  • сидячая 130/170 см;
  • стоячая 170/210 см.

Для бетонирования ямы используйте такую же технологию, как и для заливки бетонного ростверка . В яме можете предусмотреть ниши для инструмента. Ширина готовой ямы должна быть на 5–10 см меньше расстояния между внутренней стороной колес одной оси. На поверхности ямы закрепите уголки или стальные трубы, которые не позволят автомобилю упасть в нее.

Если вы собираетесь ставить железные ворота, то предусмотрите крепежные элементы для них. В зависимости от модели ворот это могут быть как 2 вертикальных столба с крепежными элементами (навесами), так и 4–6 столбов. Если же вы собираетесь устанавливать роллетные ворота, то для их крепления можно использовать деревянные стены и потолок.

Завоз и хранение материала

Подготовив фундамент и дав ему выстояться, завозите доски. Каркасная конструкция допускает использование досок естественной влажности, но вы должны понимать, что сэкономив на них, вы серьезно потеряете на сроках строительства. Ведь нельзя будет обшивать гараж на чистовую из-за очень большой усадки доски естественной влажности. Поэтому желательно приобретать высушенную доску с влажностью 12–14%. Для хранения такой доски вам потребуется навес, защищенный от дождя. Его можно сделать из деревянных брусков или алюминиевых трубок и полиэтилена. Обязательно предусмотрите проветривание досок под навесом.

Сначала вам необходимо собрать на земле боковые стены. Для этого, в соответствии с проектом, нарежьте вертикальные, горизонтальные и диагональные элементы, после чего приступайте к сборке. Эту операцию вы сможете выполнить самостоятельно. Для крепления досок друг к другу используйте металлические уголки и мощные саморезы. Эти принадлежности продают в большинстве строительных магазинов. Обязательно проверяйте углы крайних досок, ведь от них зависит форма гаража. Оптимальное расстояние между вертикальными досками составляет 70–100 см, а между горизонтальными 120–150 см. Особое внимание уделите крепежным отверстиям, ведь даже небольшая ошибка приведет к тому, что вы не сможете с первого раза установить стену на место.

Монтаж стены необходимо проводить силами двух­–трех человек, а если длина стены больше 6 метров, или высота свыше 3 метров, то придется или позвать больше людей или использовать кран.

Если же у вас нет возможности собрать больше двух человек или использовать кран, то сначала соберите коробку каждой стены, состоящую из двух вертикальных и двух горизонтальных досок. Установить такой короб можно силами двух человек. Установите оба боковых короба, затем соедините их вертикальными досками, чтобы образовать задний короб. После этого соберите передний короб. Теперь можете устанавливать переносные малогабаритные леса и заполнять все коробки вертикальными и горизонтальными досками. Помните, вертикальные доски можно разрезать лишь в том случае, если вы планируете установить окно. Во всех остальных случаях они должны быть целыми. А вот горизонтальные доски нарезайте исходя из расстояния между вертикальными досками. Всю конструкцию соединяйте с помощью уголков и саморезов. Не забывайте в каждую пятую ячейку устанавливать диагональные доски.

Установка крыши

Если возможно, пригласите для создания крыши опытного плотника или кровельщика, потому что в рамках одной статьи можно дать лишь общие принципы этой работы. Сначала установите доски (лаги) потолка на расстоянии 80–140 см друг от друга. Если вы планируете использовать чердак в качестве кладовки, то расстояние нужно уменьшить, в противном случае увеличить. Для установки лаг в них и верхних горизонтальных досках каркаса прорезайте отверстия, ширина которых равна толщине доски, а глубина равна половине ширины доски. Благодаря этому лаги станут заподлицо с верхним краем каркаса. Лаги должны выступать вбок на 50–60 сантиметров. После установки стропил крыши вы с помощью дисковой или цепной пилы обрежете их до необходимой длины.

Если вы работаете вдвоем и нет возможности никого позвать на подмогу, то вместо лаг вам придется устанавливать сложную конструкцию (треугольник), в которую входят лаги, стропила и вертикальные подпорки. В этом случае можно обойтись без пропилов в досках и ставить эти треугольники прямо на каркас, что серьезно облегчит монтаж. После этого установите вертикальную доску, которая соединит верхние части треугольников, а также нижнюю доску, соединяющую между собой нижние части. Не забудьте установить как минимум 2 (лучше 4) диагональных распорки, которые защитят крышу от сильного ветра.

Обшивка и утепление

Для обшивки используйте профнастил. Начинайте обшивать снизу, укладывая листы с перехлестом, благодаря этому во время дождя вода будет стекать, не попадая внутрь. Обшивая гараж вагонной доской или ее аналогами, укладывайте доску горизонтально, так она будет выглядеть красивей. Если же вы решили обшивать гараж ОСП, то листы необходимо будет подгонять настолько плотно и четко, чтобы щель между ними в любом месте не превышала 0,5 мм, а после окончания обшивки стыки необходимо замазать смесью ПВА и мелкой древесной пыли.

В последнюю очередь обшивайте крышу, не забудьте установить водостоки. Желательно, чтобы металлопрофиль крыши выступал за стены на 30–40 см, это увеличит защиту стен от воды. Закончив с наружной обшивкой, приступайте к утеплению, для этого укладывайте в ячейки стен нарезанные по размеру куски пенопласта или минеральной ваты, затем зашивайте их фанерой или ОСП. Можно использовать и ДВП, но его прочность недостаточна, поэтому материал быстро покроется царапинами. Для утепления чердака достаточно уложить утепляющий материал в ячейки, образованные лагами, это в несколько раз проще, чем утеплять крышу по стропилам.

Установка ворот

Если вы устанавливаете металлические ворота, то петли на них должны полностью соответствовать петлям на опорных элементах. Для установки роллетных ворот необходимо приглашать специалиста. Поэтому оптимальный выбор для каркасного гаража – ворота из вагонной доски. От угона автомобиля не помогут даже самые современные стальные ворота, поэтому их функция скорее декоративная. Наиболее красивым гараж получается, если обшить его вагонной доской и из нее же сделать ворота, укрепив каждую створку изнутри двумя горизонтальными и одной диагональной доской. Особый колорит гаражу придадут декоративные петли (навесы), которые продают в строительных магазинах.

Электроснабжение и отопление

Если есть возможность подключить гараж к линии электроснабжения, то обязательно получите техусловия и в соответствии с ними установите счетчик. Это избавит вас от проблем с поставщиком электроэнергии. Для отопления утепленных гаражей наиболее эффективны настенные инфракрасные электрические обогреватели. Для обогревателей обязательно установите отдельный автоматический выключатель и регулятор температуры.

Оставлять машину на открытом воздухе даже летом не слишком разумно – ей нужна защита. Но не всякий гараж является качественным и безопасным, комфорт гарантировать довольно тяжело. Одним из лучших вариантов считается использование каркасных конструкций, к которым стоит присмотреться внимательнее.

Особенности

Каркасный гараж часто считается временной постройкой. Но все же он позволяет стабильно хранить:

  • автомашины и мотоциклы (мопеды);
  • запасные части и расходные материалы;
  • рабочие инструменты.

Также внутри такой постройки есть все возможности для технического обслуживания и срочного ремонта машин.

Сооружают ее, используя деревянные и металлические конструкции, которые соединяются при помощи болтов и саморезов. Большинство строителей выбирает для работы древесину, потому что она сравнительно проста и легка, может быть отделана своими руками. При этом дерево относительно прочное, из него легко построить гараж на поверхностном простом фундаменте. Немаловажным преимуществом оказывается и доступность цен.

При строительстве гаража на даче отделка должна быть ничуть не хуже, чем непосредственно у дома или на открытом участке. Главными отделочными материалами являются:

  • профлист;
  • сайдинг (на основе винила либо металла);
  • сэндвич-панели из металла.

Наряду с преимуществами каркасных гаражей из дерева, стоит упомянуть и их недостатки, которые обязательно требуется учитывать. Каркас такого рода легко загорается, поэтому следует зашивать все конструкции несгораемыми материалами, а для утепления применять только каменную вату. Кроме того, древесина служит сравнительно недолго, и только пропитка антисептиком увеличивает этот срок.

Проект

Любую постройку, в том числе и гараж, начинают строить с формирования проекта и покупки готовых материалов. В проект обязательно входит архитектурный план; наряду с ним рекомендуется сделать виртуальную трехмерную модель будущего сооружения. Затем работают над планом монтажа в соотношении с прочими объектами, причем отмечаются их высоты, порядок закрепления. После этого составляются чертежи, демонстрирующие вид фундамента, цокольного этажа, крыши, дренажа и водостоков.

Дополнительно к этим материалам составляется описание: указание материала, применяемой технологии и специфических моментов работы. Рекомендуется вводить в проект немного большие размеры гаража, чем следует напрямую из расчетов. Это пригодится, если в дальнейшем будет куплен иной автомобиль; особенно значимо такое решение для гаражей на 2 машины, поскольку там есть немало тонкостей.

Если хранилище для автомобиля планируется дополнить мастерской, то в проект стоит ввести распашные ворота: металлические, деревянные или гибридного состава. Дополнительно придется продумать утепление и специальную отделку, а также инфраструктуру (полки, шкафчики, подвесные крепления для инструментов).

Основные стойки формируются из бруса величиной 100х100 мм, тот же материал применяют в балках перекрытия. Кроме того, брус идентичного сечения должен быть положен в нижней обвязке всего периметра, на углах соединение производится типовыми врубками и шпонками – все это отражается в чертежах.

Когда создается пристроенный к дому гараж, требуется сразу указать в проекте, что он будет размещен под продолжением общей кровли сооружения.

Проектирование двухэтажных гаражей (оборудованных мансардой) целесообразно главным образом для дачных домов и загородных построек. Также очень удобно размещать на втором этаже комнату отдыха, особенно если на нижнем ярусе часть пространства занята баней или сауной. Но это дополнение, конечно, усложняет работу и делает расчет необходимых параметров более трудным.

Что касается размеров, то гараж величиной 6 на 4 м никак не позволит разместить две машины. Если это обязательно нужно сделать, то стоит выбирать совсем другие габариты: 6х6 либо 6х8 м.

Гараж со сторонами 6 и 8 м проектируется с учетом множества обстоятельств:

  • будет ли он автономным или пристроенным;
  • каким сделают освещение;
  • предусмотрена ли смотровая яма;
  • намечено утепление или нет;
  • каким образом будет использоваться гараж (только для хранения авто или также для других нужд).

Фундамент

Каркасная технология позволяет создать относительно легкие постройки, потому отпадает потребность в заглубленных основаниях. Целесообразнее всего использовать бетонные блоки – их покупают в готовом виде либо делают самостоятельно. Что касается материалов, необходимых для кустарной заготовки, кроме цемента, потребуется песок речной с крупными зернами и наполнитель – чаще всего щебень либо керамзит и вода.

Обязательно применяется сетка для формирования арматуры – с ней вся конструкция создается легче. Накрывают стол полиэтиленовой пленкой, которую предварительно с оборотной стороны промазывают маслом.

Форма заполняется бетоном наполовину по высоте, затем вкладывается сетка, и раствор доливают до верхней линии. Края обязательно нужно подровнять. Застывшие блоки вытаскивают наружу и оставляют сушиться в затененном месте примерно 30 суток. Когда настает время укладки фундамента, площадка должна быть уже выровнена. Еще с нее заблаговременно удаляют мусор, а также не должно остаться ни плодородной почвы, ни корней растений.

Пространство засыпают однородным слоем песка, периметр размечается аккуратно. Укладка блоков ведется в две линии сразу – эти полосы соединяются цементом. Затем дожидаются сцепления раствора и начинают создавать слой гидроизоляции. Таких слоев (битумной мастики) должно быть два или три. Важно знать, что все слои до нанесения следующих требуется основательно высушить , затем блоки засыпают песком вровень с окружающим грунтом.

Собранный фундамент оставляют на несколько дней, чтобы он окончательно закрепился. В дальнейшем на основание будет оказываться довольно большая нагрузка, и оно должно подготовиться к ней как следует. Важно учесть, что при создании блоков используется цемент марки М300 и выше.

Выбирая тип основания, нужно учитывать высоту расположения грунтовых вод и глубину промерзания почвы. Ленточные фундаменты можно строить только на достаточно устойчивых грунтах и, несмотря на довольно высокую прочность таких оснований, их нужно дополнительно армировать.

Плитные конструкции рекомендуется использовать на неустойчивой, склонной к подвижкам почве. Вероятность, что плита будет деформирована, намного меньше, чем у ленты. Это обстоятельство позволяет считать оправданной даже повышенную стоимость сооружения. Свайные фундаменты по техническим параметрам довольно неплохи, но их требуется очень хорошо защищать от коррозии и применять технику повышенной мощности. Соответственно, расходы значительно вырастают по сравнению с другими ключевыми типами.

Каркас

Когда работы по созданию фундамента завершены, он устоялся и готов принимать всю нагрузку, пора приниматься за работы с каркасом. Строительство из бруса возможно с использованием как хвойной, так и лиственной древесины, также возможны различные их сочетания. При выборе материала следует руководствоваться:

  • необходимой надежностью сооружения;
  • желаемого времени использования;
  • внешнего вида застройки;
  • стоимости строительства, которую можно себе позволить.

Деревянные постройки рекомендуется использовать на загородных участках, которые хорошо защищены от огня и удалены от других строений. Этого правила стоит придерживаться даже при обработке наиболее мощными антипиренами. Преимущество выбора бруса по сравнению с бревном состоит в том, что такая конструкция может быть покрыта разными отделочными материалами и при этом продержится больше века.

Стоимость сильно зависит от конкретного типа бруса и от того, насколько качественно сушили сырье. При помощи цельного либо клееного бруса сечением 100х100 мм можно создавать несущие стойки, а вот для обвязок стоит брать материал сечением 150х150 мм.

Промежуточные стойки в постройках из бруса должны иметь величину 50х100 мм, аналогичный материал, но уже профилированный, стоит использовать для внешней отделки по утеплителю. Купленный брус, только что переработанный на лесопилке, должен сохнуть в течение месяца. И даже в этом случае нет твердой гарантии, что потом изделия останутся целыми. Повышенная плата за материал, прошедший качественную сушку в камере, вполне оправдана. Дерево, имеющее влажность от 18 до 20%, перестает вбирать воду из атмосферы – оно полностью готово для работы.

Часто гаражи строят из профильной трубы. Преимуществом ее по сравнению с деревянными элементами является повышенная механическая крепость, способность сопротивляться очень долго значительным нагрузкам. При этом строительные работы происходят довольно быстро и без потери качества.

Использовать профтрубы довольно дешево, они могут быть смонтированы на относительно слабом фундаменте. Мало того, если владельцы гаража будут переезжать на новое место, они легко смогут взять «дом для авто» вместе с собой. Что касается недостатков таких конструкций, то их необходимо очень хорошо защищать от потери тепла и коррозии.

Первая проблема не слишком существенна: применяя профильную трубу, экономят достаточно много средств, чтобы остаться в выигрыше даже при покупке довольно дорогих утеплителей. Вторая опасность устраняется при помощи специальных покрытий и краски. Также можно купить наиболее устойчивые к коррозии виды и сорта металла. Но все равно важно позаботиться о качестве вентиляции – только она помогает избавиться от скопления сырости. В качестве обшивки чаще всего используют профнастил, который удерживается кровельными саморезами, включающими детали из резины.

При составлении чертежей каркасного гаража из профиля нужно предусматривать использование цельных элементов. Также требуется показывать, как именно будут соединяться трубы. Когда планируется установить гараж на десятилетия вперед, целесообразно сваривать металлические конструкции. Отверстия в профиле делаются при помощи электрической дрели, а выравнивание и нарезку труб выполняют болгаркой.

Так как расщепление металла на мелкие частицы представляет опасность для людей, в дополнение к инструментам нужно всегда использовать защитную маску, прочные очки и перчатки.

Любой металлокаркасный гараж обязательно монтируется на ровных поверхностях, притом они должны быть довольно жесткими и устойчивыми, чтобы не произошло обрушения. Под смотровой ямой создается фундамент по тому же типу, какой будет использован при строительстве всего сооружения. Соединение частей металлокаркаса производится при помощи ручной либо полуавтоматической сварки.

Сначала конструкции проверяют на точность соединения, и только если все правильно сделано, их сваривают окончательно (ошибки исправляются осторожными ударами молотка).

Большое внимание следует уделять закреплению промежуточных стоек, стропильных систем и отбору подходящих для них профилей. Именно в обращении с такими элементами большинство строителей допускает серьезные ошибки.

Типичный пол для постройки – бетонный. Если фундамент выполнен из плиты, можно просто оставить ее без изменений. Сварка каркаса обычно производится по точечной методике. Если выбран сплошной шов, работают при помощи электрода №2 на слабом токе.

Довольно часто гаражи из металла возводятся на винтовых сваях. Когда такая работа ведется на неровном участке, то снизу прикрепляют плоский шифер и засыпают песок, чтобы пол был идеально гладким. Смотровые ямы делают крайне редко, потому что сваи выбирают в основном из-за близости почвенных вод. Раньше всего выкапывают мелкие ямы, потом их размечают, показывают диагонали. Эта разметка позволит точно вкрутить в землю сваи.

Затем внутрь них вливается бетонный раствор, привариваются оголовки. На оголовки кладут швеллер, служащий для прикручивания досок величиной 5х15 см (естественно, обработанных антисептическими препаратами).

Крыша

Так же, как фундамент сменяется каркасом, на смену последнему приходит работа над крышей гаража. Если постройка ведется из дерева, кровлю делают чаще всего двускатной. Крепление коньковых балок производится на опоры сечением 10х10 см, в свою очередь упирающихся во фронтоны. Части стропил, включая конек, делают из досок величиной 4х10 см.

Желательно сближать стропила между собой, чтобы они могли пережить повышенную нагрузку, создаваемую ветром и снегом.

Соединение стропил производится затяжками, чтобы сократить давление на конек. Доски под ним крепятся над затяжкой и обязательно удерживаются фанерными листами либо ориентированной плитой. Важно не допускать прикрепление этих досок внахлест к ригелю. Под односкатной кровлей чаще всего ставят потолки из досок, сечение которых составляет 10х2 см, они же идеально подойдут и для обрешетки стропил. Последние удерживают кобылки, идущие от стен, – такая мера сократит угрозу продавливания крыши снегом и льдом.

За счет кобылок кровельные свесы и подшивка карнизов становятся красивее. Основной отделочный материал для кровли – металлочерепица. Рекомендуется построить такую стропильную систему, которая может быть покрыта черепицами длиной 300 см. Тогда не будет необходимости кроить материал и стыковать его части.

Утепление

Личный парковочный комплекс, если он недостаточно теплый, не сможет гарантировать нормальное хранение машины. Еще значимее этот момент, когда в гараже будет проводиться ремонт и техническое обслуживание. По мнению строителей, целесообразно утеплять постройку полистиролом толщиной 50 мм. Другой вариант – эковата, потребность в которой рассчитывается путем умножения объема утепляемого помещения на показатель плотности, составляющий 60 кг на 1 куб. м.

Преимуществом эковаты оказывается ее повышенный срок службы, устойчивость к огню и мелким грызунам. Пенополистирол, даже полностью соответствующий техническим нормам, подобных возможностей не имеет. Что касается пенопласта, то его лучше не использовать, так как он пожароопасен и при воспламенении насыщает атмосферу сильнодействующими ядами. Базальтовая минеральная плита удерживает тепло тоже сравнительно неплохо, но только в том случае, когда она плотно прижата к поверхности и нет зазоров. Если на первом месте стоит экономия, лучше отдать предпочтение более дешевому пенополистиролу.

Отделка

Гараж может быть и крепок, и хорошо утеплен, но все же этого недостаточно для того, чтобы считать работу оконченной – как минимум предстоит еще отделка постройки снаружи и внутри. Далеко не все люди ограничиваются банальным корпусом из дерева или металла. И даже если для личных целей особой разницы нет, почти всех интересует восприятие сооружения другими людьми. Главное заключается в том, что все основные работы могут быть выполнены своими руками независимо от ключевого конструкционного материала.

Пошаговая инструкция говорит о том, как нужно действовать в таком случае:

  • обработка стен;
  • отделка ворот;
  • создание погреба и смотровой ямы.

Последнюю работу можно и не делать, как и в случае с отделкой потолка, но лучше облагородить пространство как следует. Гаражи, выполненные из металлического профиля, по большей части просто окрашиваются подходящей краской – водостойкой и устойчивой к перепадам температур, затем кладется слой утеплителя изнутри.

Каркас и утепляющий материал обшиваются листовым железом на болты, а затем уже размещается облицовка. Ее разнообразие относительно невелико, и чаще всего встречается гараж из металлопрофиля, обшитого досками вагонки, которая бывает как деревянной, так и пластмассовой.

Покрывать стены гипсокартоном неудобно, потому что такой материал придется шпатлевать, не удастся разместить полки.

Кроме того, водостойкие типы ГКЛ стоят дорого, что обнуляет главное преимущество этого материала. Железные гаражи также могут быть покрыты внутри толстой фанерой или ориентированной плитой. Если изначальный вид таких блоков не устраивает, то можно нанести грунтовку, серпянку и покрыть облицовку влагостойкой штукатуркой. Категорически недопустимо использование ДСП.

Потолки отделывают точно такими же материалами, как и стены, в крайнем случае допустимо что-то близкое. Если поверхность очень ровная и гладкая, можно попробовать панели из пенопласта, которые позволяют экономить деньги и сократить время монтажа. При засорении такого материала его не отмывают, а перекрашивают в другую тональность водоэмульсионными составами.

Что касается пола, приемлем только настил из железобетона различных видов; встречающиеся иногда рекомендации по обустройству деревянного пола – их можно смело отвергнуть. Нельзя забывать, что железобетонные конструкции монтировать физически тяжело, и если это слишком трудная задача, лучше обратиться к профессионалам.

Минимальная глубина выемки грунта – 0,25 м. Теоретически можно уменьшить ее, но тогда риск получить лопнувшую плиту будет на совести строителей. Основание разравнивают и трамбуют, но не до идеального состояния, а чтобы неровности не бросались в глаза. На почву кладут геотекстиль, технический полиэтилен либо рубероид, размещая их с накладкой на края полости. Благодаря этому влага не будет поступать снизу, и даже самые активные сорняки не смогут прорасти сквозь такую защиту.

Затем засыпают и утрамбовывают смесь гравия и песка – минимальная толщина ее составляет 10 см. Весь этот слой должен быть основательно выровнен. После этого приступают к утеплению пола. Для такой цели кладется два слоя экструдированного пенополистирола. Опасаться его разрушения под тяжестью автомобиля не стоит – именно такой материал применяют для утепления взлетно-посадочных полос. Теперь наступает очередь железобетонной плиты.

Прежде всего, формируется арматурный каркас не тоньше 0,8 см, который заливается бетоном. Важно знать, что оптимальным вариантом является изготовление бетона и его заливка за один прием, толщина слоя должна быть не менее 0,1 м. Над плитой монтируют стяжку из цемента и песка от 5 см, уложенный материал следует выверять по маякам. Все, кто умеет штукатурить стену, справятся с такой работой без проблем – она даже проще, так как действие происходит по горизонтали.

Когда щитовой деревянный гараж построен, отделывать его нужно несколько иначе. Пол все так же делают в основном из бетона. Стены иногда покрывают строительной бумагой и оргалитом поверх нее. Для наружного покрытия целесообразно применять профнастил, потолок обшивается досками.

Ворота

Каркас (раму) делают на основе профильных металлических труб либо деревянного бруса. Затем конструкцию обшивают:

  • листами металла;
  • листами профнастила;
  • сайдингом;
  • досками.

Подобное решение не слишком сложное, если максимально точно замерить величину проема. Что немаловажно, стоимость постройки относительно мала, а если ее как следует утеплить, можно организовать гаражную мастерскую или использовать сооружение несколько иначе. Типичная ширина ворот колеблется от 250 до 400 см. Когда планируется сделать гараж крупнее, этот нюанс рекомендуется продумать сразу же. Чаще всего ворота стараются сварить самостоятельно, потому что это намного выгоднее, чем приобретать готовую конструкцию.

До начала работы (как и при выборе фирменных предложений) нужно разобраться с отдельными видами ворот и нюансами их применения. Наиболее традиционным решением оказываются распашные изделия, которые просты и удобны, не требуют значительных расходов. Все, что понадобится сделать домашним мастерам – это изготовить две створки и дополнить их некоторыми деталями.

Подъемно-поворотные системы содержат шарниры и рычаги, которые предпочтительны, если в самом гараже и перед ним остро не хватает места. Секционные (в виде полотна из сегментов) в момент открытия меняют траекторию, подъем обеспечивается особыми пружинными системами. Они очень герметичны, но при этом довольно сложны.

Роллетный тип ворот состоит из пластин, которые уходят к самому потолку и занимают пространство внутри выделенного короба. Такое решение менее всего защищает от злоумышленников, даже не имеющих при себе инструментов. Потому пользоваться им можно только в гаражах, которые хорошо охраняются. Откатные ворота работают примерно так же, как в купейном шкафу. Минусом является необходимость оставлять резерв пространства в стороне от постройки как минимум такой же, как и само полотно.

Если есть солидный опыт работы с металлом, можно попробовать сделать откатные либо подъемно-поворотные ворота.

При отсутствии значительных навыков лучше остановиться на классической распашной схеме. В любом случае от стоек ворот до самой выдающейся в сторону части авто должно быть минимум 0,3 м. Стоит принять к сведению, что в том случае, когда автомашина небольшая, стоит сделать некоторый запас, чтобы не пришлось перестраивать гараж при покупке нового транспортного средства. Для большинства легковых автомобилей достаточно сделать ворота высотой 200 см.

Прочность гарантируют стальные листы с внешним цинковым слоем, толщина материала составляет от 2 мм. Желательно дополнить внешние колодки запорами и бронированными накладками. При помощи уплотнителя поддерживается контакт между рамой и створками. Выбирая стальной уголок, нужно брать минимум №75, поскольку именно на такие элементы будет приходиться нагрузка от крепления створок. Самые лучшие петли – внутренние, работающие на подшипниках.

Когда нет сварочного стола, заменой ему может послужить любая ровная площадка. Периметр ее должен быть таким, чтобы ворота свободно помещались. Плоскости листов требуется изначально проверять уровнем, чтобы они не шатались произвольно. Сварочные швы требуется шлифовать болгаркой, а пространственную жесткость раме придают рычаги, ввариваемые в углы. Прихватив сваркой, нужно еще раз проверить все детали и точность их раскладки – только после этого соединяют изделие окончательно.

Примеры готовых конструкций

Вот так выглядит привлекательный каркасный гараж, покрытый сайдингом с имитацией натуральных бревен. Имеется два выезда с автономными подъемными воротами. Здание построено с двускатной крышей небольшого наклона, а вплотную к нему примыкает забор из металла.

Вот другое решение, в котором воспроизводится уже не бревно, а дощатая конструкция, кровля ее окрашена в изысканный черный цвет. Примечательно, что дверь для входа в гараж поставлена сбоку, а выезд и въезд автомобиля производится через фасадные ворота.

Так часть проектировщиков представляет себе идеальный каркасный гараж внутри. Он покрыт вагонкой и оснащен тремя сравнительно небольшими окнами (по одному на стену). Дверь угадывается сбоку, верхнюю часть конструкции сделали частично из металлического профиля, а другая часть выполнена из бруса.

О том, как построить каркасный гараж по финской технологии, смотрите в следующем видео.

Похожие публикации