Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Культурно исторические предпосылки зарождения философии в греции. Исторические предпосылки возникновения и развития философии. Философия Древней Индии

Предпосылки появления античной философии.

1. Предпосылки появления античной философии.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ.

Природные предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Особые природные предпосылки. Благодаря природным условиям (невысокие горы и холмы, не глубокие и не широкие реки, изобилии фауны) мир выглядит предсказуемым, соразмерным человеку, рациональным, познаваемым.

Социально – политические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Общественное разделение труда: Древняя Греция – развитая рабовладельческая страна, рабы выполняли всю тяжелую работу, у свободных же людей Древней Греции было много свободного времени для досуга (то есть для своего культурного развития), денег - нажитых ремеслами и торговлей.

В греческом мире, по преимуществу благодаря им, возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее.

a. Специфические социальный статус для Греции, гречанин это гражданин, а не подданный. (Свободомыслие в пределах нравственности, не подавлялось.)

b. Существовала прочная традиция свободных дискуссий, связанная с демократией, то есть в Древней Греции проходили общественные собрания где обсуждались важные вопросы касающие общественной жизни и для того что бы убедить жителей, греки должны были владеть искусством выражать свои мысли. Вот этой возможностью и способностью рассуждать, особым, рациональным складом ума, необходимым для философствования, греческий народ и отличался от других.

Культурно – исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции.

1. Создание письменности

2. Возникновение образовательных учреждений.

3. Наличии в обществе мифологии и религии как здоровых начал культур.

4. Возникновения и развитие различных видов искусств. (Театральное искусство, скульптура, музыка, архитектура.)

СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ.

1. Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих границ. Перед человеком открывается глубина мира и собственная значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет по­нимания и спасения.
Этот духовный процесс имел решающее значение для фор­мирования философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, в Древней Греции он же происходил наиболее хорошо (см – объективные предпосылки)

2. Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики, связанные с абстрактным, рационально-чувствен­ным отображением мира.

В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой, когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы. Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли, мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров. В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались. Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это требование. Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой - пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания , прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта . Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания . Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем» .


Содержание:

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии………... 4
2. Особенности восточного и западного стилей философствования……….. 6
3. Основопологаюшие принципы древнеиндийской философии……………13
4. Характерные черты философии Древнего Китая…………………………..19
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...24

Введение

Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философия оказывается интересна хотя бы потому, что дала жизнь всем без исключения наукам, даже тем, которые, казалось бы, к ней не могут иметь никакого отношения. Вместе с тем она продолжает свое участие в жизни этих наук; ведь если та же самая физика имеет определенный предел своих возможностей (может ответить только на вопрос “как?”, но не на вопрос “почему?”), то философия таких пределов не имеет - ее горизонты в познании мира и человека поистине безграничны.

1. Культурно-исторические предпосылки зарождения философии

Термин “философия” происходит от греческий слов phileo - “любовь” и sophia - “мудрость” и первоначально обозначал любовь к мудрости. Однако такая трактовка не раскрывает всей глубины этого понятия. Каждый философ по-своему интерпретировал сущность философии, ее цели и задачи. С некоторыми допущениями можно констатировать, что вопрос “Что такое философия?” является одним из важнейших.
Так, согласно Пифагору, который, по-видимому, и ввел в употребление термин, цель философии заключается в поиске истины, между тем как софисты стремились не найти истину, а лишь научить мудрости, которая заключается в умении доказывать свою точку зрения. С точки зрения Платона, философия способствует постижению абсолютных истин и обращает душу человека к созерцанию истинных сущностей - идей. Его ученик - Аристотель - видел ее задачу в постижении всеобщего, а ее предметом - первоначала и причины бытия. В общем понимание целей, задач и предмета философии целиком было связано с социально-историческими и культурными условиями. Так, по Эпикуру, философия - средство освобождения человека от страха смерти; человек философствует, чтобы не бояться смерти.
В общем и целом философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека к миру. Вместе с тем адекватное понимание сущности философии лежит исключительно через изучение ее истории.
Философия - это исторически сложившийся тип мировоззрения. Последнее - есть совокупность взглядов на мир и место человека в нем, на отношение мира к человеку и человека к миру. Всякое мировоззрение представляет собой результат отражения мира, глубина которого может быть различной. Первый уровень мировоззрения связан с мироощущением или миросозерцанием. (В нем фиксируются отдельные, внешние явления, а не их сущностная основа.) На уровне мировосприятия и миропредставления создается целостная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, фиксируются их различия и сходства. И только на уровне рационального мышления, оперирующего при помощи понятий формируется философское мировоззрение, характеризующееся понятийным отражением, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, способными вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.
Первым историческим типом мировоззрения был миф. Миф - это первая попытка, пусть и фантастическая, ответить на вопросы возникновения мира и обосновать наличие естественного порядка. В мифе человек не выделяет себя из природы, он мыслит конкретно-образно, а не абстракциями и понятиями. Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем оно носит антропоморфный характер. В мифе человек не выделяет себя из мира, более того, он очеловечивает мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой.
Несмотря на незрелость мифологического мышления оно явилось важнейшей предпосылкой мышления философского как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Переход от мифологии к философии происходил под влиянием целого ряда факторов социального, экономического и духовного характера: переход от бронзового века к железному, развитие аграрного и ремесленного производства, разложение первобытно-общинного строя и возникновение государственно-правовых институтов, появление разделения труда и товарно-денежных отношений, накопление элементов научного знания и его использование в практической жизни людей и развитие их мировоззрения.
Важной проблемой является вопрос, наука ли философия или мировоззрение или, может быть, методология (учение о методе). Действительно, философский способ познания - это система наиболее общих приемов теоретического и практического познания, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Для многих наук философия выступает как методологический базис любых практических исследований (например, как социальная философия для социологии).
Одновременно философия является и наукой, ведь уней есть все признаки науки - объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

2. Особенности восточного и западного стилей философствования

«Запад есть запад,
восток есть восток,
не встретиться им никогда.
Лишь у подножья Престола
Божья в день страшного суда.»
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине) .
Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались "варварские" королевства, эти королевства очень скоро перестали быть "варварскими", превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно........

Список литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов.- М.,2003.
2. Введение в философию / Под редИ.Т.Фролова.- М., 1990.
3. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М., 2005.
4. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963.
5. Антология мировой философии. М., изд. "Мысль", 1969.
6. Книга для чтения по истории философии. Под ред.
А. М. Деборина. М., 1924.

Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

2,5.т.л. назад возникает античная философия, которой предшествовали мифология, искусство, религия. Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - мироощущение человека, воспроизведение... действительности. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении явлений природы и многое другое. Человек не мог найти логического объяснения всем этим явлениям, поэтому в мифах боги были причиной всех явлений на земле. Много внимания в мифах уделялось происхождению людей, рождению, смерти. В мифах сюжеты переплетались с обрядами, обеспечивая сохранение традиций и культуры. Мифы объединяли в себе зачатки знаний, религиозных верований, искусства и философии. Мифические сюжеты вошли в культуру различных народов, в литературу, живопись, мировые религии - ислам, христианство. Религия - форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через земной и небесный мир. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. Внешней формой веры является культ - система ритуалов. Поклонение высшим силам приводит к понятию бога - высшего существа. Желание людей умилостивить богов сочетается с бескорыстным почитанием, стремлением следовать высокому образцу. С этим моментом связано развитие этических норм, идеалов. Близость религии и философии состоит в том, что они решают сходные задачи миро объяснения, поведения людей. Но существуют и различия: для философии характерно свободомыслие, а религия его не терпит. Религиозно настроенные люди черпают моральные установки из церковных источников. Философия выносит на первый план интеллектуальные аспекты, знания, разум человека. Философия (любовь к мудрости). Появление философии связано с разделением труда в обществе на материальный и духовный. Люди, занимающиеся нематериальным трудом, имели много свободного времени и следовательно больше возможностей думать, наблюдать и постепенно они стали выявлять некоторые закономерности окружающего мира, что и привело к развитию философии. Источниками формирования философии являлись первоначальные наблюдения за природой и обществом. В Древней Греции - теогония - учение о богах сменяется на космогонию - учение о мире. Первые греческие философы сделали предметом изучения природу. Их интересовали вопросы возникновения и строения мира, солнце... Также предметом их исследования выступал человек, его природа, ум, чувства. Философия - система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека и т.д. В отличие от мифологии и религии философия избрала в качестве своего ориентира не слепую веру, не сверхъестественное объяснение явлениям окружающего мира, а свободное размышление о мире и человеке, основанное на принципах логики и разума. Философия - наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого.

2. Специфика филосовского знания. Предметное поле философии.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

Имеет очень много общего с научным знанием - предмет,

методы, логико-понятийный аппарат;

Однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику)

Носит предельно общий, теоретический характер;

Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

Во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

В то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д – Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования.

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального

Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

– И, наконец, четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

3. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.

1. мировозренческая: философия разрабатывает систему взглядов на мир и места в нем человека; 2. методологическая: философия раскрывает всеобщие законы, принципы развития мира, разрабатывает метод познания; 3.гносеологическая: философия выявляет закономерности научного познания и исследует динамику познавательного процесса, определяет законы мышления, основания истины; 4.культурологическая: философия раскрывает общие идеи представления, образующие фундамент культуры; 5. Функция рационализации: философия переводит в понятийную форму результаты человеческой деятельности; 6. Функция систематизации (упорядочивания) различных форм человеческой деятельности; 7. критическая: философия обобщает и осмысляет разнообразные формы человеческого опыта, производит мировоззренческую силекцию (отбор) этого опыта. Критическую философию по отношению к философии будет выполнять сама же философия.

Философия и идеология.

Самым широким и обычным среди этих понятий является понятие идеологии, поскольку она включает в себя, а точнее, опирается в большей или меньшей мере на философские, экономические, политические и другие гуманитарные науки. Но нам целесообразнее начать анализ поставленной проблемы с философии. Это оправдано не столько тем, что по времени появления философия предшествует всем другим наукам, сколько тем – и это является определяющим, – что философия выступает тем фундаментом, основой, на которые опираются все другие социальные, то есть занимающиеся изучением общества, науки. Конкретно это проявляется в том, что поскольку философия изучает самые общие законы общественного развития и самые общие принципы исследования общественных явлений, то их знание, и самое главное – применение, являются той методологической основой, которую используют другие общественные науки в том числе идеология и политика.

Итак, определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляются в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин. Действительно, в зависимости от того с каких философских позиций – материалистических или идеалистических, теологических или телеологических – смотрят идеологи и политики на мир, от этого в значительной степени зависят их идеологические и политические воззрения.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Др.Востока (Индия, Китай).

Философия возникает в 7-6в.до н.э.в др. Греции,Китае,Индии.Тогда же в 7-6в. возникают первые попытки объяснить фил. Знания.Концепции фил-и:1)Платон,его идеи:философия возникает из удивления перед неизвестным.2)Аристотель:философия возникает из мифа; мифы существовали у всех народов мира,а философия возникает в 3-ёх историч.центрах.3)философия возникает как продолжение научного знания о действительности.

Особенности философии Древнего Востока (Древняя Индия, Китай) определяется спецификой его культуры. Основные черты культуры: - деспотизм государственной власти; - патернализм общественных отношений (характеризует культуру Китая) власть старшего; - культ личности. Философия – это вид творчества, творчество возможно исключительно в условиях свободы, а личной (индивидуальной) свободы Восток не знает. Философия на Востоке имела специфические формы своего выражения и долгое время развивалась в русле мифологических и религиозных представлениях. Философия на Востоке именуется пред-философией или дофилософским знанием.

Философия Древней Индии

Философия буддизма: Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде : 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить

Философия Древнего Китая

Расцвет древнекитайской философии дотируется 7-6в.до н. э. Философия Древнего Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основными школами Древнего Китая были: конфуцианство, даосизм, легизм. Главными понятиями философии Древнего Китая являются Дао (тоже самое что и Брахман в Древней Индии) – универсальность закономерности бытия (путь богов). Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуцианстве идеал политического и государственного устройства находился в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) - любовь, софиа (sophia) - мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества - на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства - собирание растений, варварства - охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

  • 1. Возможности человека :
    • - выделение умственного труда;
    • - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
    • - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    • - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

  • 2. Потребности человека :
    • - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII--V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI -- IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo -- люблю и sophia -- мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия -- это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий -- философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания. Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса -- духовного начала, мирового разума;

человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек -- микрокосм, он обладает духовным фактором -- разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества -- разума, мышления, способности логически постигать действительность.

познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо -- результат знания, зло -- результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств -- есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны -- это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения -- природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация -- постепенное преодоление элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

Древнеиндийская философия

В первых священных книгах Индии - Ведах - наряду с религиозными идеями, излагались представления о едином и многосоставном мировом порядке (Рита, Легенда о Пуру­ши), целостности духовной субстанции (Брахмана), инди­видуальной душе (Атмана), перерождении душ (их бес­смертие, согласно закону воздаяния - Карма). Веды созда­вались племенами арийцев, которые пришли в Индию в 16 в. до н.э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджу­веда, Атхарведа. Они содержали священное писание, описанне ритуалов, философские комментарии. Ведический период длился с 15 по 6 вв. до н.э.

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в известных поэмах Древней Индии - эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». Они ознаменовали эпический период древне­индиийской философии 6-2 вв. до н.э. Со 2 в. до н.э. по 7 в. н.э..наступает эра сутр (краткие философские трактаты, в которых рассматривались отдельные проблемы).



Учение о бытии и небытии древнеиндийской филосо­фии определяется законами Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небы­тие не зависит от Брахмы-Космоса (Бога-творца), он живет 100 космических лет и умирает, после чего наступает полное небытие, которое длится также 100 космических лет - до нового рождения Брахмы. Весь ход истории - это чередова­ние жизни Бога и Абсолютного небытия. При каждом но­вом рождении Бога Брахмы, вновь появляется жизнь, но в новой, более совершенной форме.

Характерной особенностью древнеиндийского учения о познании является его стремление к изучению процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром Iпредметов и явлении. В отличие от европейской филосо­фии, признающей только материальное сознание, индийская философия подразделила его нa три вида: «практити» - ма­териальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первич­ная Энергия, из которой возникла Вселенная и люди), «майя» - сознание миражей и сновидений.

Характерными учениями индийской философии явля­ются:

Атман и манас - учение о душе;

Сансapa - философское учение о вечности души и ее земном пути;

Карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы. Ее цель в совершенствовании и

нравственном развитии души - мокши;

Мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, которого необходимо добиваться в земной

Ахимса - единство всех форм жизни на земле, неубие­ние и непричинение зла всему окружающему.

После 5 в. до н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии распространяется религиозно-философское учение Буддизм. Основатель – Сиддхартха Гаутама (560-483 гг. до н.э.), в последствии был назван Будда («просветленный»).

Согласно его учению, все в мире «преходящее», не име­ет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скор­би (неудовлетворенности). Каждое отдельное существо представляет собой комбинацию действующих жизненных сил, которые согласно вечным законам, возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (драхма).



Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток индивидуальной жизни, как этого требует карма, после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании.

Моральные поступки ведут к очищению, совершающе­муся путем прохождения через отдельные ступени: позна­ние и стремление к жизни ведет к освобождению.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является Нирвана -Великое Освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь.

Древнекитайская философия

Древнекитайская философия возникла в VI-V вв. до н.э. Данное время

характеризовалось формированием новых экономических отношений, появлением денег и частной собственности, развитием производительных сил, ростом научных знаний. Философия, длительное время развивающаяся анонимно, становится авторской. Древнекитайская философия связана с именами Конфуция и Лао-Цзы. Наряду с данными именами существовали и другие направления – моизм, легизм, софизм.

Если в Индии философские школы соотносились с Ведами, то в Китае – с конфуцианским учением.

Основной идеей философии Китая является идея гуманизма. Этические и политические дискуссии преобладали над метафизическим умозрением. Но концепция божественного никогда не противоречила этому гуманизму. Наоборот, основным положением китайской философии была неразрывная связь человека и Божественного (Небесного) начала.

Даосизм возник практически одновременно с учением Конфуция.

Даосизм (от «дао» − буквально «путь») − религиозно-философское направление древнекитайской философии.

Основатель даосизма китайский философ Лаоцзы (букв. - «старый мастер, философ»). Учение изложено в приписываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о пути и его проявлениях»). Также важнейшим мыслителем даосизма был Чжуан-цзы.

В центре доктрины даосизма − учение о великом Дао, Всеобщем законе и Абсолюте. Дао − то, что всё рождает (невидимое, неслышимое, недоступное органам чувств). Все материальные вещи рождаются из небытия (дао), а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, дао (небытие) вечно, всё остальное преходяще.

Проявляется же Дао через свою эманацию – через дэ, и если Дао всё порождает, то дэ всё вскармливает. Ци - жизненная сила, энергия Дао. Ци делится на ян (бытие, светлое начало) и инь (небытие, тёмное начало)- противоположные проявления Дао в земном мире, которые постоянно переходят друг в друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в тёмные цвета, и наоборот.

Человеческая жизнь мыслится вплетенной в космический путь природы.

Главная идея здесь − действие через «недеяние».

Конфуцианство − философия нравов и государства, проповедующая неразрывную духовную связь человека, семьи и государства. Основатель учения Кун Фу-цзы (букв. − «учитель Кун»), известный как Конфуций (VI-Vвв. до н.э.). Важнейший из его последователей Мэн-цзы, разрабатывавший теоретический базис конфуцианства. Позже стандартным каноном стали считать «Четыре книги» - «Лунь Юй» (речи Конфуция), «Мэн-цзы», «Учение о середине», «Великое учение».

Конфуций провозгласил принципом отношений между людьми – гуманность (жень). Разработал программу гармоничного общества, основанную на создании единых правил поведения в семье и на государственной службе. Управление государством должно основываться не на страхе или на насилии, а на почтении к старшему по возрасту и правителям, уважении к традициям.

Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьей, в которой роли между членами жестко распределены. В нем действует основной закон: «Не делай другому того, того чего себе не пожелаешь».

Важную роль в философии Конфуция играет учение о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на Земле.

Неоконфуцианство (начиная с XI в.) становится государственной философией Китая. Классические темы философии нравов дополняются теперь космологией, восходящей к школе инь-ян.

Противоположную позицию по отношению к учению конфуцианства о государстве, построенного на морали, занимают легисты (законники). Их идеал ̶ мощное и унитарное государство. Оно опирается на силу правящей династии, военного сословия и сельского хозяйства. Его основа ̶ обязательные для каждого законы, выполнение которых должно гарантироваться строгой системой наказаний и поощрений. развитым

Философия Аристотеля

Аристотель (384 – 322 до н.э.) - ученик Платона. Родился в греческой колонии, расположенной на побережье Эгейского моря во Фракии, в городе Стагире. Сначала учился, затем преподавал в школе Платона - Академии. С 343 года в течение трех лет был воспитателем царевича Александра – сына македонского царя Филиппа, будущего Александра Македонского.

В пятидесятилетнем возрасте Аристотель в предместье Афин создал собственную школу. Она располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского и поэтому получила название Ликей. Читал лекции Аристотель в саду, прогуливаясь. Поэтому его учеников стали называть перипатетиками, то есть прогуливающимися.

Основные положения философии Аристотеля.

Учение о материи и форме. Этот раздел философии Аристотеля относится к его онтологическим взглядам. Онтология - учение о бытии. Здесь изучаются основные принципы бытия различных предметов и явлений.

Материя – центральное понятие онтологии; Аристотель трактует ее как некий исходный материал, из которого благодаря существованию формы, появляется тот или иной предмет. Материя – это некий субстрат, материал, «глина», то, из чего состоят все вещи; то из чего они возникают и во что превращаются, когда погибают.

Определенной вещью, то есть единичным субстратом, материя, становится только благодаря форме. В отличие от пассивной материи форма является активной стороной мира. Таким образом, форма является определяющим по сравнению с материей началом.

Учение о перводвигателе и первопричине.

Аристотель считал, что мир и движение в нем существуют вечно. Эта посылка, по его утверждению, логически приводит к признанию вечной первопричины мира и вечного перводвигателя мира. Впоследствии эта идея была использована в качестве логического доказательства существования Бога христианской и мусульманской религиями.

Доказательство перводвигателя – признание наличия движения приводит к признанию того, что движение возможно при воздействии на данное тело другого тела и так далее до бесконечности. Начала у бесконечности нет, а движение существует. Следовательно, должен быть перводвигатель, который сам не имеет источника движения.

У Аристотеля Перводвигатель – это не мистический Бог, а космологическое понятие, которое выводится рационально, с помощью доводов и рассуждений.

Средневековая философия

Средневековая философия это длительный период в истории европейской философии который непосредственно связан с христианской религией. (II-XIY века).

Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического (единого) Бога.

Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.

Основными принципами средневековой философии были:

Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

Теодицея – как оправдание Бога;

Символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

Откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания;

Реализм – существование общего в Боге, в вещах, в мыслях людей, словах;

Номинализм - особое внимание к единичному.

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

Патристика. В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VII век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме.

Этот период можно условно разделить на:

а) апостольский период (до середины II века н.э.);

б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;

в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.

В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.

Схоластика (VII-XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья.

Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.

Наибольшее влияние на философию оказали такие христианские доктрины как учения о творении, грехопадении, спасении и откровении. Согласно первой доктрине о творении мир был сотворен Богом из ничего и без всякой необходимости. Согласно учению о грехопадении, мир был сотворен совершенным, но это предполагает также свободу сотворенных существ – ангелов и человека. Сначала часть ангелов, затем человек направили свою свободную волю против Творца. Для Бога это не представляло опасности, но мир утратил свое совершенство – в него вошли страдания и смерть. Однако Бог любит свое творение и поэтому не уничтожает его, а дает время, чтобы падшие ангелы и человек нашли утерянную дорогу к Творцу.

1) изменилась природа человека, он стал животным, родом живых существ;

2) грех, т.е. преступление человека, требующее возмездия и искупления;

3) смерть, ограниченность во времени.

Ни одну из этих преград человек не в силах преодолеть самостоятельно. Однако Бог любит человека, поэтому посылает к нему своего Сына, и он последовательно разрушает все три преграды. Родившись человеком, он возвращает совершенство его природе, умерев на кресте, несет наказание за грех, т.е. преступление человека, а воскреснув после смерти, разрушает эту последнюю преграду – смертность, ограниченность во времени. Разрушив эти преграды, Сын Божий, Иисус Христос тем самым предоставляет каждому человеку возможность спасения, если он захочет и сможет ею воспользоваться.

Таким образом, целью и смыслом жизни каждого человека является откровение себя Богу. Люди, осознавшие эту цель и работающие над ее достижением, составляют Церковь. Это ковчег, в который Бог собирает всех людей, достойных спасения. Когда в него войдет последний человек, Церковь уйдет из этого мира и настанет время Страшного Суда, Последнего Откровения, Апокалипсиса, в результате которого этот мир страданий будет разрушен, грешники уничтожены, а праведники обретут жизнь вечную в совершенном Граде Божием.

Эти христианские доктрины пронизывают буквально все разделы средневековой философии, начиная от учения о бытии и заканчивая этическими и эстетическими представлениями.

Эмпиризм Ф. Бэкона.

Родоначальником эмпиризма был англичанин Ф.Бэкон (1561-1626). Если в античности главной целью познания считалось само знание, в средневековье – постижение Бога, то теперь такой целью признаётся принесение практической, конкретной пользы людям и человечеству. Общая задача всех наук, полагал Бэкон, – увеличение власти человека над природой. Афоризм Бэкона «Знание – сила» на века стал символом науки. Бэкон полагал, что для получения достоверного знания необходим особый эмпирический метод, основанный на индукции.

Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией. Она включает несколько этапов исследования: описание всех случаев встречающегося признака в явлении; фиксация случаев, когда признак отсутствует; сравнение степеней проявления признака в явлениях; формулировка вывода: если находится признак, всегда сопровождающий данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак входит в сущность данного явления. Например, если во всех случаях какого-либо заболевания фиксируется повышение температуры тела, а высокой температуры при отсутствии болезни нет, то повышение температуры входит в сущность данного заболевания. Сам Бэкон, например, верно определил, что сущность теплоты в движении микрочастиц тела, а не в наличии так называемого теплорода.

Бэкон полагал, что опыт служит не только основой познания, но и критерием истины. Он писал: «Самое лучшее из доказательств есть опыт, если он коренится в эксперименте». В опыт Бэкон включает не только чувственное восприятие, но и обработанные мышлением (разумом) результаты наблюдений, экспериментов, измерения, сравнения, т.е. то, что в современной науке называют эмпирическим уровнем знания. Бэкон не отрицает роль теоретического знания, но источником его признаёт только опыт. Он разделяет опыты на «плодоносные», дающие непосредственный практический результат, и «светоносные», которые непосредственного выхода в практику пока не имеют, но вскрывают глубинные закономерности и вызывают прогресс науки. «Светоносные опыты», по мнению Бэкона, неизмеримо важнее «плодоносных». В этом учении Бэкона впервые дифференцируется то, что впоследствии стали называть фундаментальной и прикладной наукой.

Поскольку эксперимент – это один из видов практики, то Бэкона можно считать родоначальником учения о практике как критерии истины. До сих пор некоторые философы, проявляя неточность, считают таким родоначальником К.Маркса.

Бэконовский призыв обратиться к опыту был услышан и поддержан естествоиспытателями, он стал, в частности, лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки – Р.Бойль, Р.Гук, И.Ньютон и др. Однако Бэкон недостаточно учитывал роль мышления, разума в познании. У него разум только обрабатывает результаты опыта, но сам не порождает новое знание.

Рационализм Р. Декарта.

Рене Декарт сыграл в истории французской философии такую же роль, какую Бэкон – в английской философии. Путешествуя по странам Европы, Декарт пришел к выводу о несостоятельности схоластической учености и необходимости реформы науки. Главный труд «Рассуждение о методе».

Декарт стоит у истоков рационалистической традиции философии Нового времени. В труде ""Рассуждение о методе"" он задается целью разработать универсальный метод познания, которым могли бы пользоваться ученые всех областей знания. Декарт, в отличие от Бэкона, разрабатывает ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ. Он ищет исходный принцип, из которого логическим путем можно вывести все остальные. Он начинает с сомнения в достоверности всего. Достоверно лишь только то, что сомнение существует.Но сомнение – это акт мышления. Поскольку я сомневаюсь, я мыслю. Отсюда следует вывод: ""Я мыслю, следовательно, я существую"".

Но как от ""Я"", особой мыслящей субстанции, перейти к объективному миру? Декарт решает эту проблему на основе введения в свою философию идеи Бога. Бог является творцом и объективного мира и человека. Философия Декарта дуалистична. Мир – творение Бога, но он состоит из двух независимых субстанций: материальной и духовной. Атрибутом духовной субстанции является мышление, атрибутом материальной субстанции - протяжение. Обе субстанции взаимно несводимы и несоизмеримы, они существуют независимо друг от друга.

Согласно Декарту, сам Бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных, у которых нет сознания. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут мыслить. Вместе с Богом как первичной и бесконечной духовной субстанцией, и душой как производной и конечной духовной субстанцией в философию Декарта входят ""врожденные идеи"", изначально присущие душе. Декарт приходит к выводу о врожденности человеку таких идей, как идея Бога, идеи материальной и духовной субстанции и аксиом математики. Отсюда он приходит к выводу, что математические знания являются образцом научного знания. В познании главную роль играют не ощущения, а разум. Таким образом, Декарт является сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании и независимости его от чувственного восприятия.

Декарт был одним из творцов новой науки. Он создал аналитическую геометрию, метод координат, разработал математическую теорию радуги и разгадал причину её появления. В механике он указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон действия и противодействия, закон сохранения и инерции движения. В космологии пытался объяснить, как мог возникнуть мир без вмешательства Бога. Декарт вел исследования в области физиологии, установил схему двигательных реакций, предвосхитил учение о рефлекторной дуге и условном рефлексе.

Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм - направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Основное проявление - свобода (тревога за результат своего выбора). Идейные истоки экзистенциализма - философия жизни. Различают: экзистенциализм религиозный (Бердяев) и атеистический (Камю). Экзистенциализм - это иррациональная реакция на рационализм, основной порок которого: оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Подлинная философия должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции» (иррациональной реальности). Чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания объявляется интуиция («экзистенциальный опыт»). Свобода - «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества. Свобода - тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек: это безличный мир, в котором все анонимно, нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности – «Мир объективизации», признаки которого: отчужденность объекта от субъекта; поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики").

В экзистенциализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска экзистенциализма являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нем крайних форм отчуждения; поэтому философия экзистенциализма может быть названа философией кризиса.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.

Похожие публикации