Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Особенности деятельности таможенных органов и их роль в обеспечении национальной безопасности страны пантелеева е.о.,зятковская и.с

Поиск других статей

УДК 342.4:339.543

Страницы в журнале: 77-82

Е.В. ТРУНИНА,

кандидат юридических наук, доцент ГОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», руководитель функциональной группы по правовой работе Мордовской таможни, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

Приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. В то же время таможенные службы можно рассматривать и как элементы государственной власти, участвующие в процессе реализации своих полномочий и в обеспечении других видов безопасности: пограничной, экологической, финансовой, радиационной, военной и др.

Ключевые слова: национальная безопасность, международная безопасность, экономическая безопасность, собственная безопасность, таможенные органы, таможенная граница, контрабанда.

Customs organs as subject of safeguarding of security of the state: problems, priority trends

The priority tasks of customs organs is safeguarding of economic security of Russian Federation. At the same time, the customs organs can be regarded as state bodies, which take place in the process of realization of its authorities and providing of other kinds of security: border, ecological, financial, radiation, military safety.

Keywords: national security, international security, economical security, interstate security, customs organs, customs border, smuggling.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537; далее - Стратегия национальной безопасности) национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т. е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Более того, ст. 12 Федерального закона от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» прямо относит таможенные органы к таковым.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТамК РФ таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз.

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Таможенные органы контролируют соблюдение разрешительного порядка перемещения через таможенную границу товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Более детально порядок осуществления таможенными службами экспортного контроля урегулирован приказом ГТК России от 26.12.2003 № 1545 «О повышении эффективности деятельности таможенных органов в области экспортного контроля».

Однако приоритетной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности государства как важнейшей составляющей национальной безопасности. Таможенное дело, таможенная политика находятся в прямой зависимости от экономических интересов государства, обеспечивая реализацию государственной экономической и торговой политики. Таможенная политика направлена на использование таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решение задач защиты национальной экономики и обеспечение ее безопасности, а также пополнение государственного бюджета. Важную экономическую сущность таможни выразил крупный ученый России XIX века С. Никольский: «Таможни учреждаются с весьма важною для государства целью - с целью покровительства тем промышленностям государства, которые вследствие различных условий стоят ниже других по развитию, но развитие и процветание которых для государства в высшей степени важно. Это одна цель. Вторая же цель та, чтобы в этих местах, учрежденных на границах государства, все товары, ввозимые в государство и вывозимые из него, осматривались, и те, которые обложены известною пошлиной, платили эту последнюю в пользу государства…» Таможенная политика является частью общей политики государства и концепции обеспечения безопасности данного государства, в основе которой лежат цель, задачи, принципы, основные направления и механизм обеспечения экономической безопасности страны.

В действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз.

Задачей таможенных органов является снижение угроз, имеющихся в сфере внешнеэкономической деятельности. Так, к внешним угрозам В.А. Мацаков относит зависимость экономики страны от импорта, чрезмерную открытость экономики, преобладание экспорта ресурсов над экспортом высокотехнологической продукции; к внутренним - продолжение либерального экономического курса страны, создание условий для формирования зависимостей (финансовой, технологической, продовольственной и др.) от иностранных государств, коррупцию государственного аппарата, напряженную криминалистическую обстановку, принятие федеральными органами нормативных правовых актов, ущемляющих права граждан, наличие нормативных правовых актов с существенным криминогенным потенциалом, сращивание государственных и криминогенных структур и т. п. Современные тенденции показывают, что данные угрозы нарастают по ряду направлений.

Учитывая положения Стратегии национальной безопасности, ФТС России разработана Стратегия Федеральной таможенной службы до 2020 года (утв. приказом ФТС России от 27.07.2009 № 1333). Ключевые направления деятельности ФТС России в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации - развитие системы таможенного контроля как наиболее действенного инструмента, обеспечивающего полное соблюдение установленного порядка трансграничного механизма оборота товаров и транспортных средств в рамках единого государственного механизма реагирования на угрозы национальной безопасности, а также дальнейшее совершенствование правоохранительной деятельности таможенных органов.

Борьба с таможенными правонарушениями составляет важнейшую часть функции таможенных служб по обеспечению экономической безопасности государства. Криминализация внешнеэкономической деятельности продолжает оставаться негативным фактором, несущим в себе значительную угрозу национальной безопасности государства. Динамика таможенных правонарушений является ярким тому подтверждением. Так, в 2008 году таможенными органами было возбуждено 4988 уголовных дел, что на 10,7% больше, чем в 2007 году (4504 дела), и на 12,7% больше, чем в 2006 году (4423). По итогам 2008 года таможенными службами было возбуждено 83 700 дел об административных правонарушениях, что на 4% больше, чем в 2007 году (80 423 дела), и на 19% больше, чем в 2006 году (70 129).

По-прежнему наиболее опасным и самым распространенным преступлением в сфере таможенного дела остается контрабанда. По данным ФТС России, доля уголовных дел, возбужденных по ст. 188 «Контрабанда» УК РФ, в общем числе инициированных таможенными органами уголовных дел в 2006 году составила 91% (4026 дел), в 2007 - 93,1% (4194), в 2008 году - 93,2% (4647).

При этом значительная часть перемещаемого через таможенную границу контрабандного товара приходится на нелегальный оборот наркотиков и психотропных веществ. Так, по факту контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ таможенными органами в 2008 году было возбуждено 845 уголовных дел, в 2007 - 750, в 2006 году - 758 дел. Только в 2008 году в ходе таможенного контроля физических лиц, транспортных средств и товаров, следующих через таможенную границу Российской Федерации, а также в результате оперативно-розыскных мероприятий российские таможенники изъяли из незаконного оборота 3432 кг наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ. Не меньшую угрозу безопасности государства представляет контрабанда оружия и боеприпасов.

Вместе с тем происходят и некоторые подвижки в структуре угроз. Становится все более актуальным такой фактор, влияющий на экономическую безопасность, как возрастание масштабов международной торговли контрафактной продукцией. С момента вступления в силу ТамК РФ в 2003 году защита интеллектуальной собственности, борьба с незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции стала новой функцией таможенных органов. Глава 38 ТамК РФ наделила таможенные органы полномочиями по принятию защитных мер, направленных на пресечение незаконного ввоза (вывоза) контрафактной продукции непосредственно при ее таможенном оформлении и таможенном контроле.

Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в экономической сфере является энергетическая безопасность. Статистика выявленных таможенными органами в этой сфере преступлений также свидетельствует о набирающей обороты энергетической угрозе. Так, в 2006 году по фактам незаконного перемещения энергоносителей таможенными службами было возбуждено 27 уголовных дел, в 2007 и 2008 годах - 96 и 98 соответственно.

Несмотря на то что обеспечение экономической безопасности является приоритетной задачей таможенных органов, вытекающей из самой сущности таможенного дела, фактическое участие таможенных структур в обеспечении национальной безопасности гораздо шире.

Находясь в пунктах пропусках через государственную границу Российской Федерации, таможенные органы участвуют в обеспечении пограничной безопасности. Как отмечается в Стратегии национальной безопасности, угрозу безопасности в пограничной сфере представляет активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов нелегальной миграции, наличие и ввозная эскалация вооруженных конфликтов вблизи государственной границы России, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

К числу угроз в пограничной сфере применительно к таможенному делу следует также отнести большую протяженность государственной границы Российской Федерации, недостаточное количество таможенных пунктов пропуска, позволяющих охватить таможенным контролем все участки границы, а также слабую техническую оснащенность ряда пунктов пропуска. Большую опасность таят в себе участки государственной границы, где таможенный контроль отменен, например, на российско-белорусской границе. В связи с предстоящим формированием Таможенного союза с Республикой Казахстан, с которой Россия имеет одну из самых протяженных границ, являющуюся объектом пристального внимания криминальных сообществ, возникновение данной угрозы прогнозируется и на этом участке.

Пресечение незаконного перемещения запрещенных и опасных товаров непосредственно на государственной границе позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения. Именно поэтому необходимость обеспечения безопасности непосредственно на государственной границе Российской Федерации в Концепции развития таможенных органов (утв. распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р) определена важным направлением их деятельности.

Снижению угроз в сфере пограничной безопасности будет способствовать реализация разработанной ФТС России на перспективу до 2020 года Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Данная концепция предусматривает широкий комплекс мероприятий: развитие и совершенствование таможенной инфраструктуры, модернизацию системы таможенного оформления и таможенного контроля, оптимизацию количества и специализацию пунктов пропуска через государственную границу, - реализация которых создаст условия для повышения эффективности деятельности таможенных органов в приграничных субъектах Российской Федерации в борьбе с таможенными правонарушениями и коррупционными проявлениями и в целом позволит снизить уровень криминогенности внешнеэкономической деятельности.

Большую роль в данном процессе играет техническая оснащенность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. В связи с этим ФТС России принят приказ от 31.10.2008 № 1349 «Об утверждении типовых требований к обустройству и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», который установил требования к оснащению таможенных органов комплексом технических средств: досмотровой рентгенотелевизионной техникой, металлодетекторами, техническими средствами для таможенного досмотра (диагностики) - и возможность применения иных форм таможенного контроля (средств поиска, технических и химических средств идентификации и др.).

Важным направлением в деятельности таможенных органов остается участие в обеспечении экологической безопасности: эта деятельность осуществляется прежде всего посредством контроля и надзора над трансграничными перевозками опасных отходов.

Огромную роль в поддержании экологической безопасности играет пресечение таможенными службами незаконной торговли редкими животными и растениями в рамках выполнения международных обязательств, предусмотренных Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года (СИТЕС), участницей которой Российская Федерация является с 1976 года.

По оценкам Интерпола, международная контрабанда видов дикой флоры и фауны по объему вложенных средств занимает второе место после контрабанды наркотиков. Во многом нелегальный вывоз из России редких животных имеет социальную подоплеку. Огромное число сельских жителей России, особенно пограничных районов, перешли практически «на жизнь от биоресурсов», кормясь от нелегального сбыта редких растений и животных, находящихся под охраной СИТЕС.

Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обязаны выявлять и пресекать незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов, обеспечивая тем сам радиационную безопасность.

В связи с переходом на рыночные условия торговли перед государством встала угроза утечки российского капитала за рубеж. Являясь агентами валютного контроля и осуществляя контроль в части зачисления средств при экспорте и возврата валютной выручки в рамках заключенных внешнеэкономических контрактов, таможенные органы тем самым участвуют в обеспечении финансовой безопасности государства. Следует согласиться с К.А. Корняковым, что сегодня только таможня способна сполна проконтролировать движение и возврат валюты в процессе реализации внешнеторговых сделок, поскольку именно она фиксирует ее перемещение через таможенную границу. По информации ФТС России, в 2008 году не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 15,3 млрд руб. (в 2007 году - 660,3 млн руб., в 2006 году - 668,9 млн руб.).

В.А. Мацаков выделяет также иные виды безопасности, в обеспечении которых принимают участие таможенные органы: военная, общественная, информационная и продовольственная безопасность. Представляется, что данный перечень можно продолжить, находя в компетенции таможенных служб и иные полномочия, реализация которых в той или иной степени способствует гарантированию определенного вида безопасности.

Реализуя одну из своих функций, таможенные органы могут участвовать одновременно в обеспечении нескольких видов безопасности. Например, контрабанда всегда сопряжена с отсутствием таможенного оформления товаров, а значит, с неуплатой таможенных платежей в федеральный бюджет. Пресекая контрабанду, таможенные службы противодействуют уклонению от уплаты таможенных платежей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность государства. Выявляя контрабанду наркотиков и иных сильнодействующих веществ, оружия, взрывчатых веществ, таможенные органы обеспечивают общественную безопасность; иностранной валюты - финансовую; ядовитых отходов или иных опасных веществ, объектов флоры и фауны - экологическую; некачественных продуктов питания - продовольственную; культурных ценностей и исторических ценностей - культурную безопасность и др.

Эффективности деятельности таможенных служб как составной части сил обеспечения безопасности во многом способствует организация системы гарантий собственной безопасности таможенных органов. Как определяет Концепция Государственного таможенного комитета Российской Федерации по обеспечению собственной безопасности таможенных органов (утв. приказом ГТК России от 26.04.1995 № 287), собственная безопасность таможенных служб - это состояние их защищенности от внешних и внутренних факторов, гарантирующее способность противостоять дезорганизующим их работу деяниям, сохраняя свою работоспособность, необходимый оперативный и технический потенциал.

Система гарантий собственной безопасности функционирует на общем уровне деятельности по обеспечению собственной безопасности, реализуемом всеми подразделениями таможенных органов, и специальном уровне, который регулируется Управлением собственной безопасности ФТС России и соответствующими подразделениями на местах.

В обеспечении собственной безопасности можно выделить два основных направления. Первое - защита жизни и здоровья сотрудников таможенных органов, членов их семей от преступных посягательств. В связи с увеличением числа попыток внедрения в таможенные органы Российской Федерации представителей преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, защита должностных лиц от противоправных посягательств в связи с исполнением ими служебных обязанностей представляется особо значимой.

И второе направление, являющееся в последнее время наиболее актуальным, - выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции, других должностных преступлений и нарушений таможенного законодательства сотрудниками таможенных органов. Сюда же можно отнести предупреждение проникновения в кадровый состав таможенных служб лиц, вынашивающих преступные намерения.

В современных условиях борьба с коррупцией является важной государственной задачей. Коррупция в таможенных органах остается важным дестабилизирующим фактором функционирования всей таможенной системы. Содействие криминалитету, злоупотребление служебными полномочиями подрывает не только авторитет таможенных органов, но и выполнение задач и функций таможенных структур. На искоренение коррупции направлены многие принимаемые в последнее время на федеральном уровне антикоррупционные нормативные правовые акты. Полномочиями по контролю за деятельностью таможенных служб наделен ряд правоохранительных структур. Вместе с тем, как показывает статистика, именно деятельность специально уполномоченных подразделений самих таможенных органов, а именно подразделений собственной безопасности, наиболее эффективна в данном направлении. Так, по информации Управления собственной безопасности ФТС России, большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляются подразделениями собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации. На протяжении пяти лет этот показатель составляет свыше 80% преступлений указанной категории, выявленных всеми правоохранительными органами Российской Федерации, в 2008 году он составил 92%.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что функции таможенных служб по обеспечению безопасности государства достаточно широки и многогранны. Таможенные органы призваны стоять на страже прежде всего экономических интересов государства. Защита экономической безопасности государства является одной из главных целей в деятельности таможенных органов на протяжении истории существования таможенной службы. Так, из двадцати функций таможенных органов, обозначенных в ранее действовавшем ТамК РФ, девять были посвящены обеспечению экономической безопасности и защите экономических интересов государства. Данные функции были закреплены в ранее действующих положениях о таможенных органах различного звена.

Однако, как показывает анализ компетенции таможенных органов, реализуя свои полномочия, таможенные службы участвуют в обеспечении и иных видов безопасности: финансовой, пограничной, экологической, радиационной и др.

К сожалению, ни действующий ТамК РФ, ни Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459), ни Общее положение о региональном таможенном управлении и Общее положение о таможне (утверждены приказом ФТС России от 12.01.2005 № 7), ни Общее положение о таможенном посте (утв. приказом ФТС России от 13.08.2007 № 965) не упоминают о такой важной составляющей компетенции таможенных органов, как участие в обеспечении каких-либо видов национальной безопасности. Однако, если игнорирование в вышеуказанных нормативных документах закрепления функций по обеспечению, например, финансовой, экологической, пограничной национальной безопасности еще можно объяснить тем, что они не являются основными функциями таможенных служб, то отсутствие в них положений, позволяющих установить причастность таможенных органов к защите экономических интересов страны и обеспечению экономической безопасности государства, нельзя оправдать. При сохранении прежних и появлении новых полномочий таможенных органов, направленных на решение задач по обеспечению международной, национальной безопасности, данный факт следует расценивать как существенный пробел в правовом регулировании административно-правового статуса таможенных служб, требующий скорейшего устранения.

2 Никольский С. О внешних таможенных пошлинах. - М., 1985. С. 27.

3 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2006 // КонсультантПлюс.

4 См.: Мацаков В.А. Конституционно-правовое регулирование деятельности таможенных органов в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2006. С. 18.

5 См.: Письмо ФТС России от 24.03.2009 № 18-12/12454 «О направлении обзора правоохранительной деятельности». Документ опубликован не был.

6 www.customs.ru

7 См.: Письмо ФТС России от 21.08.2009 № 21-50/39656 «О направлении Концепции» // КонсультантПлюс.

8 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.04.2009. № 16.

9 См.: Таможня. 2003. № 24 (97). С. 22.

10 См.: Приказ ГТК России от 05.05.1995 № 303 «О введении в таможенные органы должностей специалистов таможенного контроля за радиоактивными и делящимися материалами» // КонсультантПлюс.

11 См.: Корняков К.А. Новый этап развития таможенного дела в России // Законодательство и экономика. 2003. № 11 // КонсультантПлюс.

12 См.: Письмо ФТС России от 24.03.2009 № 18-12/12454 «О направлении обзора правоохранительной деятельности».

13 См.: Мацаков В.А. Указ. раб. С. 19-22.

По мнению исследователей, в действующем законодательстве отсутствует нормативное определение экономической безопасности. В научной литературе также существует множество подходов к трактовке данного понятия, что только подчеркивает его сложность и многоаспектность. Современный экономический словарь определяет экономическую безопасность как создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз .

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющее обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. При этом к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные структуры государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства РФ.

Функции обеспечения экономической безопасности страны, предотвращения внешних угроз призваны выполнять федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельности, в том числе и таможенное регулирование. Таможенная политика и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются органами, направленными на обеспечение экономической безопасности. Правовое регулирование, применяемое таможенными органами, включает комплекс правовых, экономических, организационных и иных мероприятий и программ, нацеленных на обеспечение экономической безопасности, оптимизацию процессов развития и обеспечения эффективности торгово-экономических отношений.

Выделяют три уровня безопасности: международный (безопасность мирового сообщества, его региональных составляющих), национальный (безопасность общества, государства, отрасли, региона страны) и частный (безопасность организации, личности). При этом таможенные службы участвуют в процессах снижения угроз на всех трех уровнях .

Таможенные органы по своему административно-правовому статусу являются военизированными и правоохранительными структурами, т.е. относятся к силам обеспечения национальной безопасности. Более того, ст. 12 Федерального закона от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» прямо относит таможенные органы к таковым.

Как показывает анализ компетенции таможенных служб, их участие в обеспечении безопасности с каждым годом проявляется ярче, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими политическими и экономическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков для развития личности, общества и государства.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 403 ТамК РФ таможенные органы оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации. Важнейшим направлением в этой работе является выявление международной контрабанды, особенно наркотиков, так как в большинстве случаев международные террористические организации осуществляют финансирование за счет контрабанды наркотиков. Поэтому, пресекая контрабанду, таможенные органы непосредственно способствуют снижению рисков и возможного ущерба от террористических угроз .

На обеспечение международной и национальной безопасности, противодействие международному терроризму направлена такая важная функция таможенных служб, как участие в осуществлении экспортного контроля, регулируемого Федеральным законом от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» .

Монополистическая конкуренция в современной экономике
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасл...

Международные монополии
Международная монополия - международная или транснациональная фирма или союз фирм, контролирующая подавляющую долю рынка в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. Тем самым являясь серьёз...

Введение 4
Глава 1 Понятие и правовые основы экономической безопасности государства 8
1.1.Понятие экономической безопасности государства 8
1.2.Правовые основы экономической безопасности государства 19
Глава 2 Таможенные органы в системе органов обеспечивающих экономическую безопасность государства 26
2.1. Таможенная политика и ее реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 26
2.2. Правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства 34
2.3. Фискальная и правоохранительная функция таможенных органов и их реализация как фактор обеспечения экономической безопасности государства 42
Глава 3 Таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства 54
Глава 4 Направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности 68
Заключение 74
Литература и нормативный материал 77
Приложение 1 84
Приложение 2 85

Введение

Обеспечение экономической безопасности является жизненно важным направлением государственной политики любого государства. Как и другие виды безопасности, экономическая является залогом не только развития государства и повышения благосостояния граждан, но является залогом самого существования суверенного независимого государства. в последние годы обеспечение экономической безопасности становится особенно актуальным. С повышением социальных обязательств государства и осуществления множества проектов развития промышленности, инновационных технологий, сельского хозяйства, существует объективная необходимость собираемости налогов, защиты отечественных товаропроизводителей. Особенно данная проблема остро стоит в связи с развитием международной торговли и вступлением России в ВТО.
Безопасность представляет собой состояние защищенности объекта безопасности - личности, общества, государства, международного сообщества - от внутренних и внешних угроз, так и отсутствие таковых. Следовательно, обеспечение национальной безопасности включает в себя определение круга возможных угроз, предупреждение их и выработку мер и способов борьбы с ними.
С развитием международной торговли, кроме положительных моментов, таких как доступность для населения товаров мировых производителей, конкуренции, также проявились и негативные факторы – на отечественный рынок хлынул поток некачественной, а часто опасной для жизни и здоровья продукции. Часто, дешевый товар низкого качества, противозаконные методы ведения бизнеса как отечественных так и зарубежных предпринимателей приводят к тяжелым последствиям – не развивается российское производство как в промышленной так и в сельскохозяйственной сфере. Зависимость от некоторых стратегических товаров, таких как фармацевтическая продукция, приводят к экономической зависимости от корпораций стран запада. Все это говорит о первостепенной задаче обеспечения экономической безопасности государства.
Для реализации данного направления в стратегическом плане участвуют все государственные органы, однако, особая роль в обеспечении экономической безопасности таможенных органов, предопределяет необходимость исследования теоретических и законодательных основ деятельности в данной сфере.
Россия наглядно доказала всем ходом исторических событий, на протяжении многих веков: для того чтобы быть самостоятельным и независимым государством от других, более развитых стран, наша страна должна строить свою экономическую политику так, чтобы освоить не только внутренний обширный рынок, но и завоевывать внешние рынки.
Россия переживает сложный этап своего развития, который, по словам Т.Ю. Юркина, характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере как реальной угрозой экономической безопасности страны.
Таким образом, сегодня существует насущная необходимость осмысления действующего законодательства в данной сфере, выявление, на основе практики применения, законодательных пробелов, определения эффективности действия принятого законодательства.
Актуальность темы дипломной работы определяется также тем фактом, что не смотря на значительное внимание к ней представителей правовой науки, многие вопросы остаются не освещенными, в том числе и развитие законодательства в сфере регулирования деятельности таможенной службы, кроме этого, многие основные понятия, такие как государственная безопасность, вызовы, угрозы безопасности и другие, трактуются исследователями по-разному. Данный факт не мог не отразиться на законодательном регулировании данной сферы и не породить проблемы правоприменения.
Актуальность темы исследования подтверждается и вниманием к ней со стороны правоведов на протяжении длительного времени. Многие проблемы общей теории национальной и государственной безопасности разрабатывались в трудах Н.Н. Арзамаскина, Н.А. Босхамджиевой, В.Г. Вишнякова, А.В. Возженикова, С.В. Гущина, М.И. Дзлиева, А.И. Елистратова, А.А. Кайгородцева, И.Б. Кардашовой.
Исследованию таможенной политики посвятили свои труды такие авторы, как: С.И. Истомин, Б.Н. Габричидзе, Н.А. Суслов, А.Ю. Кирсанов, Т.Ю. Юркин. Исследованию экономической безопасности посвящены труды Гранкина М.И., Стрельникова К.А.. однако, в современной литературе не достаточно уделено внимания роли таможенных органов в обеспечении экономической безопасности. Данная тема актуальна также и тем фактором, что в последнее время, таможенное законодательство, в связи с образованием Таможенного Союза, претерпело существенные изменения.
Проводимые в России реформы глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности, и систему таможенного регулирования. Рыночные реформы, начавшиеся во второй половине 1980-годов, в качестве одного из важнейших своих направлений предполагали либерализацию внешнеторговой деятельности. Последовавший демонтаж системы государственной монополии внешней торговли привел к возобновлению нормальной практики таможенно-тарифного регулирования, как основного направления таможенной политики.
Среди направлений, значение которых за последние годы постоянно возрастает, является таможенное дело и таможенная политика, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности.
Целью настоящего исследования является путем анализа теоретического и законодательного материала определить роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности государства.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие экономической безопасности государства
— рассмотреть правовые основы экономической безопасности государства
— рассмотреть понятие «таможенная политика» и ее реализацию как фактор обеспечения экономической безопасности государства
— определить правовые основы, функции и задачи таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства
— провести анализ фискальной и правоохранительной функции таможенных органов и их реализацию как фактора обеспечения экономической безопасности государства
— рассмотреть таможенный контроль как средство обеспечения экономической безопасности государства
— определить направления совершенствования правового регулирования и организации деятельности таможенных органов Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности
Объектом исследования являются отношения в сфере обеспечения экономической безопасности государства, субъектом которых являются таможенные органы
Предметом исследования является действующее законодательство в сфере таможенного дела, регулирующее отношения составляющее объект данного исследования.
Законодательную основу данной дипломной работы составило действующее российское и международное законодательство в сфере обеспечения безопасности государства, а также законодательство РФ и Таможенного Союза, регламентирующего деятельность в сфере таможенного дела.
Методологическую основу составили диалектический метод познания, научные положения теории уголовного права, криминологии, уголовно-исполнительного права, философии, имеющие отношение к предмету исследования.

Список литературы

1.»Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
2.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
3.»Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 25.05.2012)
4.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
5.»Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012)
6.»Таможенный кодекс Российской Федерации» (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)
7.»Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)
8.Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности»
9.Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции»
10.Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
11.Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
12.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
13.Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
14.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
15.Федеральный закон от 27.05.1996 N 57-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной охране»
16.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
17.Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности»
18.Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «Об обороне»
19.Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»
20.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
21.Указ Президента РФ от 19.10.2011 N 1394 «Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств» «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 05.10.2009) «Концепция внешней политики Российской Федерации» (утв. 12.07.2008 N Пр-1440) Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
22.Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)»
23.Приказ ФТС РФ от 25.10.2011 N 2199 «Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 N 22502)

Специальная литература
24.Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах-участниках Содружества Независимых Государств: монография / Редкоус В.М. — Пятигорск: РИА-КМВ, 2010. — 560 c.
25.Административно-правовое регулирование деятельности таможенных органов. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Иванченко А.Г. — М., 2011. — 26 c.
26.Административно-правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Князева О.А. — М., 2010. — 28 c.
27.Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Мустафина С.А. — М., 2011. — 25 c.
28.Афонцев С.А. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10. С. 30 – 39
29.Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. 2009. № 11
30.Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2005; Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2005
31.Баканов Д.В. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации: Препринт. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011
32.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики. М.: Книга и бизнес. 2005г
33.Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). — «Проспект», 2009 г.
34.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах / Официальный сайт Президента Российской Федерации. Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
35.Жданов С.П. О понятии и сущности экспертизы в сфере таможенного дела. // Российский следователь, 2009, № 6.
36.Землянская Н.И. Понятие и основные функции таможенных платежей // Вестник Саратовской государственной академии права. — Саратов: Изд-во СГАП, 2007, № 6 (58). — С. 141-144
37.Илларионов А.И. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики, № 10, 1998. С. 49.
38.Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов. М., 2008
39.Калина Е.С. Понятие чрезвычайной ситуации в административном праве: структура и содержание // Вестник Воронежского государственного университета. — : Изд-во Воронеж. ун-та, 2011, № 1 (10). — С. 262-267
40.Кирсанов А.Ю. Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей: Монография. М., 2008
41.Колокольцев В.А. Обеспечение государственных интересов России в контексте концепции национальной безопасности: дисс. … д-ра юрид. наук. — СПб, 2005.
42.Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров: Распоряжение правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р. – Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http: // www.consultant.ru/.
43.Корнилова В.Ф. Государственная таможенная политика в совре-менной России: динамика изменений // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3.
44.Корнилова В.Ф. Основные исторические этапы и условия форми-рования таможенной политики в России // Сб. докл. заочной научно-практ. межвузовской конф. «Актуальные проблемы социально-политических процессов и институтов: теория и практика». , 28 апреля 2010. – Ростов н/Д.: СКАГС, 2010
45.Криминалистические аспекты экономической безопасности государства: Монография / М.Г.Жук; Под ред. ГА.Зорина. — Гродно: ГрГУ, 2003.-115 с.
46.Куковский, А.А. Некоторые вопросы классификации видов безопасности / А.А. Куковский // Актуальные проблемы права России и стран СНГ-2010: Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2010 г. — Челябинск: ЮУрГУ, 2010 г. — С. 80 — 84
47.Литвинова Ю.М. Таможенная ревизия и таможенная проверка как формы финансового контроля в области таможенного дела: от теории к практике // Современная юридическая наука и правоприменение (III Саратовские правовые чтения): Сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, г. Саратов, 3-4 июня 2010 г.). — : ГОУ ВПО «Саратов. гос. академия права», 2010. — С. 334-335
48.Мальцев, А. Пресечение «серых» схем как фактор пополнения бюджета / А. Мальцев // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. – 2011. – № 4. – С. 23-27.
49.Марченко Р.А. Административно-правовой режим обеспечения таможенного дела. // Административное право и процесс, 2009, № 1.
50.Менис Г.А. Правовая природа таможенной пошлины: теоретические аспекты // Современная юридическая наука и правоприменение: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Вторых Саратовских правовых чтений (Саратов, 28-29 мая 2009 г.). — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. — С. 435-438
51.Национальная безопасность в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Куковский А.А. — М., 2011. — 22 c.
52.Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. — М.: Юрист, 2007, № 2. — С. 23-27
53.Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного российского государства. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Стрельников К.А. — , 2004. — 27 c.
54.Правовые вопросы Евразийского таможенного союза / Бергманн В. (Сост.); Общ. науч. ред.: Яковлева Т. — М.: Инфотропик Медиа, 2012. — 368 c.
55.Сахариленко А.В. Правовой режим взыскания таможенных платежей с юридических лиц (законодательная модель и правоприменительная практика). Автореферат дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2006
56.Сергеев Е.В. Таможенный контроль (Проблемы правового регулирования). Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 — Саратов, 2005. — 187 c.
57.Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование. Монография / Бакаева О.Ю.; Под ред.: Химичева Н.И. — М.: Статут, 2005. — 187 c
58.Таможенный кодекс: строка за строкой // Таможенное регулирование & таможенный контроль. 2006. № 5
59.Трунина Е.В. Контрольные функции таможенных органов (виды, правовое регулирование, практика реализации) // Право и экономика. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2009, № 6. — С. 75-82
60.Фомин А. Экономическая безопасность государства // журнал «Экономические процессы» 2010 №3
61.Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. НИ. Химичева. — М: Норма, 2005. С. 283-286
62.Чермянинов Д. В. Таможенное право. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. — : ЮРАЙТ, 2012.
63.Шелепова С.А. Безопасность личности и полномочия ФСБ России по ее обеспечению // Безопасность личности: современное состояние и перспективы дальнейшего развития. Материалы межвузовской научной конференции. Голицыно, 2008
64.Юркин Т.Ю. Роль таможенных органов в механизме контроля за интеллектуальной собственностью // Власть. 2009. № 6.

Общий объем: 86 стр.

Похожие публикации