Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Политические лидеры России. XX век. Самые знаменитые политики

20-й век стал переломным во всемирной истории: волнения в колониальных странах, которое спровоцировало беспорядки восстаний и революций в разных частях мира, а также значительные изменения на политической сцене. Такие страны, как Индия, получили независимость, а некоторые другие продолжали борьбу. Этот бурный период также дал нам некоторых величайших лидеров 20-го века. Определение рейтинга любого лидера по отношению к другим не является целью этой статьи. Информация, приведенная ниже, просто дает краткое описание жизни этих лидеров. Итак, рассмотрим интересные факты из жизни этих великих лидеров в мировой истории.

Махатма Ганди

Мохандас Карамчанд Ганди был одним из лидеров движения за независимость Индии. Ганди, также известный как Махатма Ганди, вел борьбу за свободу против британского режима ненасильственными средствами. Ганди родился 2 октября 1869 года в Порбандаре, Гуджарат. Уникальный пример обретения независимости, не прибегая к вооруженной революции, был показан борьбой за свободу во главе с ним. "Сатьяграха" (сатья - правда, agraha - настойчивость) был инструментом, используемым Ганди для борьбы с несправедливыми правилами государственного управления. Благодаря своей великой личности и великим деяниям, Махатма является одним из величайших лидеров всех времен.

Фидель Кастро

Фидель Кастро родился 13 августа 1926 года, был политическим и военным деятелем Кубы, который привел революцию против президента Фульхенсио Батисты и вступил в должность в 1965 году. Фидель Кастро заинтересовался политикой в его студенческие годы. В то время Соединенные Штаты оказывали сильнейшее влияние на политику правительства на Кубе. Это было главной причиной социальных волнений. Фидель Кастро напал на казармы Монкада в 1953 году, однако из-за ограниченной поддержки, эта атака была неудачной, и после суда Кастро лишили свободы. После освобождения, Фидель Кастро провел восстание против кубинского правительства в организованном порядке. В 1965 году он стал Comandanеe en Jefe, а также Председателем Совета государств. Противостоять могучему правительству при поддержке США было не простой задачей, но ему это удавалось.

Мартин Лютер Кинг Мл.

Родившийся 15 января 1929 г., Мартин Лютер Кинг был одним из величайших мировых лидеров. Борьба за гражданские права афро-американцев под руководством Мартина Лютера Кинга была проведена ненасильственным путем. "Марш на Вашингтон" (1963) под руководством Мартина Лютера Кинга является одним из важнейших событий в истории. Его речь "У меня есть мечта" оказала большое влияние на американское общество. Движение гражданского неповиновения под руководством Мартина Лютера Кинга оказалось инструментом, положившим конец расовой дискриминации и расовой сегрегации. Благодаря его великим достижениям в относительно раннем возрасте, Мартин Лютер Кинг стал самым молодым человеком, получившим Нобелевскую премию мира (1964 года).

Нельсон Мандела

Родившийся 18 июля 1918 года, Нельсон Мандела Ролихлахла являлся президентом Южной Африки. Он был против расовой сегрегации, которая в Южной Африке осуществлялась на законных основаниях. Нельсон Мандела был частью Африканского национального конгресса (АНК). Он возглавил Вооруженное крыло Африканского национального конгресса Umkhonеo we Sizwe. В 1962 году Мандела был обвинен в саботаже и арестован. Он был признан виновным по этим обвинениям и отправлен в тюрьму сроком на 27 лет, а освобожден из тюрьмы 11 февраля 1990 года. После своего освобождения Мандела продолжал свою борьбу за создание многонациональной демократии. Наконец, в 1994 году Нельсон Мандела стал президентом ЮАР и оставался на этом посту до 1999 года. Великие жертвы Нельсона Манделы ставит его в один ряд с величайшими лидерами мировой истории.

Список лидеров 20-го века

Ниже приведен краткий список величайших лидеров 20-го века. Как и описанные выше люди, эти лидеры также повлияли на общество и привели к позитивным изменениям в жизни людей.

Уинстон Черчилль
Индира Ганди
Джон Кеннеди
Роналд Рейган
Франклин Делано Рузвельт
Михаил Горбачев
Лев Троцкий
Мао Цзэдун

В этой статье приводятся краткие описания величайших лидеров 20-го века, представляющие информацию об их жизни и работе. Эти люди оказали большое влияние на развитие современного общества. Именно благодаря их усилиям, мы можем жить в обществе, свободном от расовой дискриминации и основанном на демократических принципах.

Выдающийся политический деятель Великобритании Уинстон Леонард Спенсер Черчилль, так звучит его имя полностью, родился 30 ноября 1874 г. в родовом дворце герцогов Мальборо Блейхейм. По отцу, Рандольфу Черчиллю, Уинстон принадлежал к одной из знатнейших в Англии родов герцогов Мальборо. Его мать, Джени Джером, была дочерью американского миллионера Леонарда Джерома.

Как и подобает отпрыску знатной семьи, Уинстон обучался в престижных частных школах. Отличался он не успехами в учебе, а упрямством и своенравием, неоднократно подвергался жесткой порке. Однако даже самые большие оптимисты из числа тех, кто знал Уинстона в его детские и юношеские годы, не могли предположить, какое место в истории Великобритании займёт этот человек.

Ему довелось испытать немало опасных приключений, побывать во многих переделках. Так, в Южной Африке Черчилль попал в плен к бурам (1899). Благодаря удачному побегу Уинстон стал чуть ли не национальным героем. Это помогло ему пройти в парламент от консервативной партии (1900). У него была хорошая политическая хватка. Его любимый жест, которым он приветствовал своих сторонников и поклонников, 2 пальца, поднятые вверх в виде латинской буквы V-Виктория -- победа. Он был известен остроумием, умением оригинально сформулировать фразу.

Политика - то поле деятельности, где Уинстон находит приложение своим способностям и чистолюбию. Надо заметить, что его отец сделал стремительную, хотя и недолговечную карьеру в рядах консервативной партии. Опыт отца был широко использован Уинстоном при восхождении на политический Олимп. Политическая карьера Черчилля знала многочисленные взлёты и падения. Удивительная дальновидность и мудрость принимаемых решений сочетались в этом человеке с не менее удивительными неуживчивостью и упрямством. Это зачастую приводило к опрометчивым поступкам, в результате которых он нажил большое количество врагов. Поэтому часто казалось, что звезда Черчилля на политическом небосклоне Великобритании безвозвратно закатилась.

Еще в начале ХХ века политика стала для Уинстона формой существования, жизненной необходимостью, может быть, даже в большей мере, чем гаванские сигары, виски или бренди. Он нашел свое призвание.

Во время Первой мировой войны глава Адмиралтейства почувствовал себя в своей стихии. Он был полон энергии, инициативен, порой даже чрезмерно.

Черчилль всегда -- до последних лет жизни -- следовал моде и заботился о мнении окружающих, поддерживал сложившийся в массовом сознании собственный имидж. Премьер любил носить клубный костюм, мундир коммодора военно-воздушных сил, морские блейзеры. Сигара, часто незажженная, почти неизменно торчала из угла рта.

Черчилль никогда не подчеркивал своего интеллектуального превосходства над собеседником, избегал всякого высокомерия. Он скорее стремился ухватить господствующее в стране настроение и следовать ему; именно из этой способности рождалась пресловутая самоуверенность британского лидера. С явным удовольствием Черчилль получал подарки и готов был отказаться от чрезмерной торжественности. Потомок герцогов не раз искренне хохотал, услышав шутку прохожего, -- и в этом не было профанации или популистского стремления нравиться среднему избирателю.

Черчилль обладал чувством юмора и о многих серьезных вещах писал не без иронии. Вот пример: «Лояльность, которая аккумулируется вокруг первого лица, огромна. Во время путешествий это лицо нужно поддерживать. Если он делает ошибки, их нужно покрывать. Если он спит, его не нужно тревожить. Если от него нет пользы, ему следует отрубить голову. Но последнюю крайность нельзя совершать каждый день -- и определенно же не сразу после избрания».

Критик Черчилля Морли писал: «Я любил Уинстона за его жизненную силу, его неутолимое любопытство и внимание к делам, его замечательный дар красноречия, искусство в выборе аргументов, хотя часто он принимает пузыри за девятый вал. В то же время я часто говорил ему в несколько патерналистской манере: чтобы достичь успеха в нашей стране, политик должен больше считаться с мнением других людей, меньше напирая на собственное».

Уинстон Черчилль, политик, военный вождь и историк, стал героем своей страны в весьма сложные для Великобритании времена. Искусство дипломата, стоическое восприятие неблагоприятных обстоятельств, презрение к интриге -- все эти качества помогли потомку герцогов Мальборо мужественно встретить закат Британской империи, не потерять веру в будущее.

Дважды премьер, нобелевский лауреат по литературе, конструктор, живописец, автор пятидесяти восьми исторических сочинений, непревзойденный оратор, Черчилль являет нам пример трудолюбия и жизнелюбия. Человек, восхищавшийся прошлым, ценивший традицию, он не только не был закрыт для новых идей, но постоянно их генерировал сам. Черчилль был создателем танка, одним из первых оценил значимость авиации, глубоко интересовался ракетами уже в 1930-е гг., приказал разбрасывать алюминиевую фольгу, чтобы «слепить» радары немцев, выдвинул идею трубопровода под Атлантическим океаном, изобрел навигационный прибор для летчиков и предложил создать искусственные гавани при высадке союзников в Нормандии.

Черчилль служил Англии с умом, с трепетной страстью и -- в то же время -- с холодным расчетом. Только так он смог добиться уважения сограждан и всего человечества. Его яркая жизнь была органической реализацией политических традиций Англии.

Восприняв консервативные тенденции старой доброй Англии, Черчилль сумел провести государственный корабль своей страны через суровые испытания, сохранив ценности нации и ее веру в себя. Черчилль добился мирового признания и как защитник западных ценностей. Сочетание британских традиций с ориентацией на интересы Западной Европы как целого, готовность к атлантической солидарности -- эти основы гибкого политического курса сделали для Англии менее болезненным переход от имперского сознания к идее постепенной интеграции в сообщество демократических стран.

Последний политик классической имперской эпохи, Уинстон Черчилль определял мужество как «сохранение достоинства под прессом неблагоприятных обстоятельств». Ему нередко приходилось демонстрировать это качество. За девяносто лет его жизни произошел переход из одной эпохи в другую. Выйдя из эры дредноутов и «бремени белого человека», Черчилль встретил мир атомного оружия, разделенный неистовой идеологической борьбой, мир национального самоутверждения, мир региональных интеграционных процессов. Британский лидер сумел не утратить при этом ни ясного мировидения, ни хладнокровия, ни реализма.

Для англичан Уинстон Черчилль навсегда останется личностью, воплотившей суровой осенью 1940 г. общенациональную убежденность в том, что «никогда бритт не будет рабом». В то время, когда маленький зеленый остров стоял перед коричневой Европой, премьер-министр Черчилль произнес: «Мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, чего бы нам это ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на местах высадки, мы будем сражаться в полях, на улицах, мы будем сражаться на холмах, мы никогда не сдадимся».

Годы, когда Черчилль возглавлял английское правительство и представлял свою страну в антигитлеровской коалиции, были его величайшим достижением как государственного деятеля, они явились высшей точкой политической карьеры Уинстона Черчилля.

На протяжении всей своей политической жизни Черчилль торопился. Особенно он спешил в первое десятилетие XX в. Да и в весьма зрелом возрасте он неизменно обнаруживал нетерпение, например в годы, предшествовавшие его третьему премьерству.

Когда Черчилля спрашивали, почему он так спешит, почему ему не терпится добиться всего сразу и немедленно, он отвечал, что предполагает, что проживет на свете не долее, чем жил его отец Рандольф Черчилль, и, следовательно, ему надо спешить, чтобы успеть сделать столько, сколько успел отец, и совершить то, что задумал, но чего не смог по ряду причин добиться Рандольф Черчилль. Получилось, однако, так, что Уинстон прожил ровно в 2 раза дольше, чем его отец.

Демистификация харизмы

Люди думают, что харизма -- это врожденное свойство человека. Однако в основе харизмы лежит лишь умение производить впечатление обладания такими свойствами. Харизма -- это вовсе не врожденное мистическое качество. Это вполне поддающийся анализу набор персональных черт. Очень трудно оказывать влияние на людей, среди которых ты вырос.

Поэтому одна из наиболее важных черт харизматической личности -- чуждость своему окружению. Человеку, который пришел со стороны, намного легче управлять другими людьми. У человека, претендующего на харизматическую карьеру, должны быть некие признаки, или стигматы (отметины), выделяющие его из окружающей массы. Таким признаком может быть даже болезнь или увечье. Харизматические личности, как правило, не скрывают свои физические недостатки. Лидер непременно должен быть носителем знаков, по которым его всегда узнают и вспомнят.

Пережить озарение

Созревший для своей миссии герой получает свыше приглашение к общественной деятельности или некий знак, указывающий на его предназначение.

Удивить сторонников

Новизна -- неотъемлемая часть харизмы. Невозможно представить себе, чтобы экстраординарные способности проявлялись общепринятым образом. Например, даже если в основе программы харизматического лидера лежит реваншистская идеология, на фоне общей духовной ситуации эпохи она должна казаться чем-то новым. Огромное значение имеет новизна самого политика. Его внезапное появление должно ошеломить избирателя. В условиях демократической власти действие харизмы зачастую непродолжительно и заканчивается вскоре после избрания. Очень важно не растерять своей привлекательности к моменту выборного соревнования. Задача разумного политика и его команды -- рассчитать, чтобы пик восприятия его как харизматической личности пришелся как раз на момент выборов.

Победить врагов

Личность, претендующая на особое влияние, всегда находится в состоянии борьбы. Харизматический лидер, собственно, живет для того, чтобы в любой момент перегрызть глотку тому, кто покушается на интересы его группы. Харизматическая личность всегда востребована там, где произошла беда. В такой ситуации лидер никогда не станет успокаивать народ. Напротив, он приложит все силы к тому, чтобы держать людей в напряжении, говоря, что все ужасно, тяжело и почти катастрофично.

Всегда неплохо, если лидер вызывает у своих последователей потребность защищать его от врагов. Это усиливает харизму. Если никто, как назло, не нападает на героя, необходимо создать видимость угрожающей ему опасности.

Сэр Уинстон Черчилль

Чуждость. Подчеркивал свое полуамериканское происхождение (мать Черчилля -- американка). Впервые проявил себя и стал знаменит за пределами Британии.

Стигматы. Сигара, трость, Вспоминает один из членов советской делегации на Ялтинской конференции: «Сначала в дверях появлялась сигара, только потом сам Черчилль. Даже когда он не держал сигару во рту или в руках, мы никогда о ней не забывали».

Озарение. В 1939 году объявил, что решил спасти Британию от завоевания Гитлером.

Новизна. Несколько раз менял партийную принадлежность. Постоянно появлялся перед публикой в новых качествах -- журналист, военный, глава военно-морского ведомства, историк.

Борьба. Вся политическая карьера Черчилля была построена на борьбе с коммунизмом и фашизмом.

Хотите получать интересные статьи на email каждое утро и расширять кругозор? Присоединяйтесь к Eggheado !

Кому обязаны самые сильные и процветающие государства, ведь когда-то и там был застой, если не сказать хуже. Но история кардинально изменилась благодаря новым правителям. Сегодня мы вспомним самых выдающихся руководителей государств в XX веке, феноменально изменивших положение своих стран.

Великий реформатор, приходит не с тем, чтобы разрушить, а с тем чтобы создать, разрушая.

1. Конрад Аденауэр

(федеральный канцлер ФРГ, 1949-1963 гг.)

После Второй мировой войны Германия находилась в ужасающем состоянии: страна лежала в руинах, оборудование с уцелевших заводов вывозилось на запад и на восток в счет репараций победителям, немцы испытывали страшное моральное разочарование. 15 сентября 1949 года первым канцлером только что созданной Федеративной Республики Германии стал Конард Аденауэр.

Прожив долгую (на момент прихода к власти ему было 73 года), насыщенную, полную взлетов и падений жизнь, этот человек стал свидетелем краха трех немецких государств: империи Вильгельма ІІ в 1918 году, Веймарской республики в 1933-м и нацистского рейха в 1945 году. Конард Аденауэр словно дал себе слово, что сделает все возможное, чтобы Германия никогда больше не прошла через это.

Под его руководством было создано новое сильное государство, которое уже более полувека занимает лидирующее положение в Европе и ничто не свидетельствует, что его может постигнуть судьба предшественников. Аденауэр жесткой рукой руководил государством, причем его «диктатура» была обусловлена исключительно личным авторитетом и политическим весом. В отставку канцлер ушел сам в 1963 году в зените собственной славы создателя «новой Германии», а то, что произошло с ФРГ в 1950-х и 1960-х годах, получило название «немецкое экономическое чудо».

2. Мустафа Кемаль Ататюрк

(президент Турции, 1923-1938 гг.)

Герой «Мертвых душ» Н.В. Гоголя полковник Кошкарев утверждал, что необходимо «одеть всех до одного в России, как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что все пойдет как по маслу». История преобразований Кемаля Ататюрка показывает, что абсурдность этого высказывания может быть вполне оспорена при здравом подходе талантливого реформатора.

Превращение Турции в светское государство, эмансипация женщин, принятие уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу, переход на латинский алфавит, пропаганда западной культуры - все эти преобразования Ататюрка словно отвечают только одному критерию: «делай как «там»! Однако это лишь поверхностный взгляд на реформы. Осуществляя изменения в Турции, Мустафа Кемаль руководствовался глубинным анализом положения в стране, а также тщательным изучением западной модели построения государства.

В результате, из бесконечно отсталой традиционалистской Османской империи, средневековой по многим внутренним порядкам, он сумел построить современное национальное государство. Недаром за ним закрепилось прозвище «Ататюрк», что в переводе с турецкого означает «отец народа».

3. Маргарет Тэтчер

(премьер-министр Великобритании, 1979-1990 гг.)

В конце 1970-х годов распространилось мнение о некогда могущественной Британии, как о «болезни Европы». Огромная инфляция и чрезмерная власть профсоюзов привели к тому, что по паритету покупательной способности британцы отставали не то, что от Германии, но и от Франции и Италии. В тот момент, когда необходимость серьезных изменений была очевидной, но правительство не решалось пойти на непопулярные меры, к власти приходит «железная леди».

В кабинете Маргарет Тэтчер вся работа строилась на четкой иерархичности. Она ограничила действия профсоюзов строгими рамками законов, пошла на ряд жесткий экономических преобразований: передала в частные руки ряд секторов государственной экономики, повысила налоги и планомерно боролась с инфляцией. Следствием жесткой политики «железной леди» стало то, что в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где увеличивался показатель эффективности производства, а средний доход на душу населения за десять лет вырос на 23%.

Однако в результате принятия ряда непопулярных мер ей пришлось подать в отставку в 1990 году. За свои достижения Маргарет Тэтчер был удостоена ордена «За заслуги», а также баронского титула.

4. Аугусто Пиночет

(президент Чили, 1974-1990 гг.)

Наверное, нет более противоречивого реформатора в истории Южной Америки в глазах современных исследователей. Когда полковник Аугусто Пиночет пошел на военные переворот против правительства социалиста Сальвадора Альенде, Чили находилось на грани экономического краха, а может и на грани гражданской войны. При новом военном правительстве страна была открыта для свободного рынка, в Чили вернулись иностранные горнодобывающие компании, был приватизирован государственный сектор экономики. Таким образом, «правые» реформы Пиночета заложили основы экономического процветания государства. Сегодня Чили - одна из самых богатых стран Южной Америки, правда, критики полковника утверждают, что это обусловлено политикой пришедших после Пиночета левоцентристских правительств, а также огромными природными богатствами страны.

В 2006 году около 60 тысяч чилийцев вышли на улицы проводить полковника Аугусто Пиночета в последний путь.

5. Франклин Рузвельт

(президент США, 1933-1945 гг.)

Сытые и бесконечно позитивные годы экономического роста США в 1920-х гг. неожиданно закончились Великой депрессией. Миссию спасителя страны, со словами «Пришла пора изгнать менял из храма нашей цивилизации, как это сделал Христос», взял на себя Франклин Рузвельт. Для лечения президент потребовал широких полномочий и получил их.

Государственный аппарат при Рузвельте принимал многочисленные законы и декреты для спасения экономики страны. Методы решения были чрезвычайно многообразными: от укрепления профсоюзов и увеличения минимума зарплат, до добровольно-принудительной отправки безработных на строительство дорог, заводов, электростанций… «Новый курс» Рузвельта заложил основы современной финансовой системы США.

Возможно, не все экономические преобразования 32-го президента Америки сегодня встречают единогласное одобрение исследователей. Однако главный и неафишируемый курс Рузвельта своих задач достиг - именно при нем Соединенные Штаты Америки стали великой державой.

6. Дэн Сяопин

(Руководитель Китая с конца 1970-х до начала 1990-х)

Сегодня китайская экономика занимает второе место в мире по объему ВВП и продолжает стремительно расти. Сногсшибательные достижения «Поднебесной» в это области настолько длительны и планомерны, что сегодняшние лидирующие позиции азиатской страны воспринимаются как нечто естественное.

Не стоит забывать, что ключевым архитектором новой китайской действительности является реформаторский гений Дэн Сяопина. Наверное, европейцам никогда не понять, как человек, бывший правой рукой Мао Цзэдуна и одним из инициаторов политики «Большого скачка» 1958 года, следствием которой стало полное разрушение китайского сельского хозяйства и смерть нескольких десятков миллионов человек, смог повернуть «Поднебесную» на капиталистические рельсы.

Сколько исследователей заявляли, что именно китайский вариант перехода от социализма к коммунизму был единственно правильным. Что стало ключевым в политике Китая? Раздача земель в аренду? Создание специальных экономических зон? А может быть, несмотря на крах политики коммунизма, утверждение Дэн Сяопина о том, что заслуг у Мао Цзэдуна больше, чем ошибок и промахов?

7. Ли Куан Ю

(премьер-министр Сингапура, 1959-1990 гг.)

Какие ассоциации приходят на ум при слове Сингапур? Процветание, прогресс. Для тех, кто интересуется цифрами - третья страна в мире на 2012 год по объему ВВП на душу населения. Главной ассоциацией должен быть Ли Куан Ю, потому что все сегодняшние достижения Сингапура связаны с этим именем. Одним из лучших признаний гения этого реформатора является заявление Маргарет Тэтчер: «В бытность премьер-министром я читала и анализировала каждую речь Ли Куан Ю».

Сингапур до Ли Куан Ю - это маленькая нищая азиатская деревенька. Как же ему удалось перевернуть все с ног на голову? Рецепты подробно и обстоятельно изложены в его книге: забери у чиновников нетрудовые доходы, удешеви выборы, преврати свою страну не в сырьевой анклав, а в финансовый центр, дисциплинируй население, - вот неполный список ключевых советов от великого реформатора. Но даже если усвоить все постулаты, не ясно как использовать все настолько эффективно, как это делал Ли Куан Ю? На то он, в общем-то, и гений.

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…2

    ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА…….3

    ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ……………………………….6

    САМЫЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ ЛИДЕРЫ РОССИИ 20 ВЕКА И ИХ РОЛЬ В ИСТОРИИ…………………………………………………………………....8

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….16

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17

Введение

Проблема политического лидерства и его роли в истории страны, народа очень актуальна. Запутывая нить всех событий мы знакомимся с личностью, как субъектом политики, самой политикой, а также понимаем какую роль этот лидер играет в истории того же народа.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий». В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.

Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное внимание, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории.

Проблема политического лидерства является актуальной и на современном этапе. Острота споров настолько высока, что до сих пор нет единства в понимании природа политического лидерства.

В данной работе я предприняла попытки изучения проблемы политического лидерства: определения его понятия, природы, классификации, функций и особенностей развития.

Характерные особенности политического лидера

Политическое лидерство – это особая форма лидерства. Политические лидеры выгодно отличаются от всех остальных тем, что они постоянно на виду. Они работают на публику и этим доказывают свою способность занимать лидирующие позиции.

Политический лидер как любой другой настоящий лидер имеет характерные черты, которые присущи ему как лидеру. Это харизматичность, уверенность в себе, решительность, способность нести ответственность за свои поступки, эрудированность и так далее. Все политические лидеры разные и все они по-разному расставляют акценты в своей политической программе. Как и в любом другом виде лидерства, передовые политические лидеры учатся привлекать на свою сторону все больше новых людей, которые в дальнейшем станут поддерживать их самих и их политическую программу.

Хотя в целом природа поведения политического лидера крайне схожа с политикой поведения лидера в бизнесе, все же можно более конкретно определить цели и функции политического лидера, которые, по сути, немного отличаются от политики поведения любого другого лидера.

Фактически главными целями политика как лидера является:

Умение формировать новые стратегии развития, в тот момент, когда застарелые программы и идеологии уже не настолько актуальны и не отвечают требованиям современности.

Умение вселить в окружающих людей надежду в светлое будущее и собственные силы. Политический лидер должен дать людям то, в чем они нуждаются. При проведении выборов каждый кандидат максимально проявляет эту функцию при реализации предвыборной кампании. Каждый из них пытается вселить надежду в сердца жителей страны, обещая, что все изменится к лучшему с приходом новой власти.

Способность создать уникальный образ политического лидера как такового. Слишком большое количество политических лидеров требует выделения из общей массы самых ярких личностей, которые могут приглянуться не только своими политическими программами развития, но и смогут запомниться в воображении как можно большого количества людей.

Готовность принимать решения в экстремальных условиях. Каждый лидер рано или поздно сталкивается со сложными ситуациями, которые приходится решать немедленно без постороннего вмешательства. Настоящий политический лидер должен быть готов к подобным ситуациям и уметь выгодно себя представить в любом свете.

В действительности политические лидеры являются в большинстве случаев именно формальными лидерами, так первые лица страны в доминирующей части являются выходцами их элитных кругов. Зачастую политические лидеры уже имеют определенный авторитет в бизнес кругах. Без популизма невозможно добиться успеха на политическом поприще, поэтому политики так яростно добиваются общественного признания.

Типы политических лидеров:

1. Традиционные лидеры (вожди) - опираются на вековые традиции ни у кого не вызывающие сомнений. (Хонейни - Иран) 2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. (Буш, Миттеран, Ельцин) 3. Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество. Это качество не имеет четко выраженного содержания, но достаточно желающих вручить ему политическую власть. (В.И.Ленин) Существуют четыре собирательных образа лидеров :

    Лидер - знаменосец - отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику. 2. Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются центральными. 3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики. 4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызванные конкретной ситуацией, что и определяет его действия по тушению пожаров. Согласно самой распространенной в современной науке концепции политического лидерства, поведение лидера представляет собой результат взаимодействия двух начал: его действий (проявляемых в них свойств его личности) и объективной обстановки.

Значение обстановки определяется тремя факторами: 1. Она оказывает влияние на формирование личности лидера.

2. Она ставит перед ним проблемы. 3. Она ставит условия, в которых лидеру придется эти проблемы решать, в частности круг его потенциальных противников и сторонников.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 77»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Р. А. Митрофанова

Протокол № ___________

«______»______________20____г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

Л.Л. Ковалева

«______»____________ 20____г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 77»

Т. Б. Прислегина

«_____»____________20____ г.

Рабочая программа

по элективному курсу

« Политические лидеры России. XX век»

11 класс

Составитель:

учитель

МБОУ «СОШ № 77»

Т. А. Стратович

Кемерово, 2013г

Пояснительная записка…………………………………...2

Тематическое планирование………………………………6

Список литературы…………………………………………8

Пояснительная записка

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, литература, средства обучения. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Учебник: «Политические лидеры России ХХ в. 9-11 класс». Издательство: , 2010

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки.

Методика работы предполагает следующие формы и приемы:

    Лекции с последующим опросом

    Лекции с эвристической беседой

    Беседы, семинары, лабораторные работы

    Просмотр фильмов с последующим обсуждением

Итогом работы по данному курсу должны стать самостоятельные рефераты, презентации, сообщения учащихся по конкретной теме

Реализация рабочей программы способствует:

Развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; ин­тереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин

Формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности.

Особенно это касается 10-11 классов, где учащимся даются основы профориентации, они начинают задумываться, как строить свою профессиональную жизнь и карьеру после окончания школы. И здесь в рамках изучения истории и обществознания, обращение к проблеме личности представляется очень важным. Изу­чение биографий великих людей не только во времена их наивысшего взлета, но и на пути к вершинам политического, культурного, экономического Олимпа позволит задуматься о многих волнующих молодого человека проблемах, най­ти ответы на вопросы, которые ставят перед юношами и девушками задачи лич­ностной социализации.

Как власть влияет на личность? Какие качества необходимы человеку для того, чтобы стать лидером общества? Соблюдаются ли в политике нормы мора­ли или же там позволено все, что не запрещено законом, а иногда даже и боль­ше? Насколько важно для человека, претендующего на роль лидера, умение признавать свои ошибки, менять тактику и стратегию под воздействием об­стоятельств? Какова ответственность правителя (лидера) за те события, кото­рые происходят в возглавляемом им государстве и обществе (коллективе или организации)? Что сильнее, человеческая воля или жизненные обстоятель­ства? Обсуждение этих вопросов поможет школьнику не только наметить про­грамму успешной самореализации, но и, возможно, будет способствовать фор­мулированию нравственных ориентиров личности.

Наконец, сама постановка главной проблемы, возможно, и не даст оконча­тельного ответа на вопрос о роли отдельного человека в историческом процес­се, но, по крайней мере, заставит задуматься над ней учащихся, поможет им по­нять, что любой лидер и вождь - отнюдь не безоговорочный вершитель судеб народов и государств, но и не щепка, несущаяся по воле волн океана истории.

Цель данного курса - раскрыть роль и место каждого лидера России в ис­тории нашего Отечества XX в., оценить степень его непосредственного влияния на процессы, происходившие во время его правления. Для этого необходимо реализовать следующие задачи:

Представить узловые моменты политической биографии, которые сыгра­ли важную роль в личной судьбе лидера, а также в судьбе страны и обще­ства; поведение лидера в те или иные решающие моменты.

Показать внутренний мир героя, его человеческие интересы и увлечения.

Выделить качества человека как лидера и политика.

Обратить внимание на восприятие широкими слоями общества политики того или иного государственного деятеля, его трансформации в различ­ные периоды времени.

Цель изучения – формирование знаний о политическом лидерстве.

Задачи дисциплины:

    сформировать представление о политическом лидерстве, специфике отдельных типов политического лидерства;

    об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении политической власти;

    подготовить учащихся к применению полученных знаний при осуществлении конкретных политических задач.

    иметь представление: о месте политического лидерства в системе политических наук; о проблемах достоверности политологического знания; о процессе осуществления политического лидерства;

    знать: основные характеристики теории лидерства; важнейшие теоретико-методологические подходы к изучению политического лидерства;

    уметь: выявлять, анализировать и интерпретировать проблемы политического лидерства в современном мире; свободно ориентироваться в дискуссионных проблемах теории политического лидерства; аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии

Тема 1. Роль личности в истории (1 час) Личность в истории как часть философии истории. Взгляд на роль личности в разные периоды развития исторической науки. Идеалистический подход. Марксистская концепция. Современные взгляды на роль личности в историче­ском процессе.

Тема 2. Николай II (4 часа)

Политические особенности развития Российской империи. Самодержавие. Детство и юность Николая Александровича. Восшествие на престол и ходын-ская катастрофа. Мировоззрение Николая II. Роль царя в определении вне­шней и внутренней политики России. Николай и Александра. Семья Николая II. Досуг и времяпровождение. Николай и революция 1905 г. Взаимоотношения царя и министров. Николай II, СЮ. Витте и П.А. Столыпин. Февральские дни. Отречение. Жизнь после царствования. Мученическая гибель.

Тема 3. Г.Е. Львов (1 час)

Земская деятельность Г.Е. Львова. Львов и становление партии кадетов. Г.Е. Львов и Государственная дума. Планы либералов по формированию ответ­ственного министерства и роль в них князя Львова. Во главе Временного пра­вительства. Июньско-июльский кризис 1917 г. и отставка. Жизнь в эмиграции.

Тема 4. А.Ф. Керенский (1 час)

Адвокатская деятельность и начало политической карьеры. Керенский А.Ф. - депутат Государственной думы от фракции трудовиков. Керенский в дни Февра­ля 1917 г. Министр Временного правительства. Во главе Временного прави­тельства. В эмиграции.

Тема 5. В.И. Ленин (4 часа)

Детство и юность. Семья Ульяновых. Владимир и Александр Ульяновы. В.И. Ленин и основание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ссылка и эмиграция. Ленин и Крупская. Съезд 1903 г. и образование фракции большевиков. В.И. Ленин и революция 1905 г. Соратники и политические про­тивники. Особенности политической деятельности В.И. Ленина. Ленин и Фе­вральская революция. «Апрельские тезисы». Ленин и Октябрьское восстание. Ленин - Председатель СНК: создание Советского государства, Брестский мир и военный коммунизм. Ленин и нэп. Письмо к съезду. Болезнь и смерть вождя. Жизнь после смерти: культ Ленина в СССР.

Тема 6. И.В. Сталин (4 часа) Сын сапожника из г. Гори. Учеба в семинарии. Революционная деятельность на Кавказе. Тюрьмы и ссылки. Сталин и Октябрьское восстание. В огне Граж­данской войны. Нарком по делам национальностей: проект образования СССР. Сталин - Генсек. Борьба с оппозицией. Тезис о построении социализма

в отдельно взятой стране. Сталин и год Великого перелома. Роль Сталина в массовых репрессиях. Сталин в годы Великой Отечественной войны. Послево­енные годы Генсека: новая волна репрессий. Сталин и его семья. Загадка смер­ти Надежды Аллилуевой. Василий Сталин и Яков Джугашвили: разные судьбы. Культ Сталина в СССР.

Тема 7. Н.С. Хрущев (3 часа)

Рабочий Донбасса. Учеба в Промакадемии. На партийной работе в Москве. Во главе Компартии Украины. Хрущев и репрессии. Хрущев в годы Великой Оте­чественной войны. Участие Хрущева в борьбе за власть после смерти Сталина. Хрущев и XX съезд. Хрущев и Карибский кризис. Реформаторская деятельность Первого секретаря. Пленум 1964 г. и снятие Хрущева. Пенсионер союзного зна­чения.

Тема 8. Л.И. Брежнев (4 часа)

Учеба в гимназии. Будни рабочего человека. На партийной работе в Дне­пропетровской области. Л.И. Брежнев в годы Великой Отечественной войны: Малая Земля. Первый секретарь ЦК Компартии Молдавии. Участие Брежне­ва в снятии Хрущева. Брежнев - Генеральный секретарь. Брежнев и его окружение. Досуг и времяпровождение. Слабости и увлечения Генсека. Бреж­нев и коллегиальное руководство. Эпоха Брежнева: застой или стабиль­ность?

Тема 9. Ю.В. Андропов (2 часа) Участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны. На партийной работе в Карелии. Андропов - секретарь ЦК по соцстранам: пла­ны реформ в 1964 г. Председатель КГБ. Андропов - Генеральный секретарь: попытки преодолеть кризисные явления в жизни СССР. Андропов - человек и государственный деятель.

Тема 10. К.У. Черненко (1 час)

Юность: продвижение по комсомольской и партийной лестнице. Работа с Брежневым в Молдавии. Черненко - заведующий Общим отделом ЦК и друг Л.И. Брежнева. Черненко - партийный бюрократ. Избрание в Генсеки и дея­тельность на этом посту: самый «незаметный» лидер России.

Тема 11. М.С. Горбачев (4 часа)

На партийной и комсомольской работе в Ставропольском крае. Первый се­кретарь крайкома. На работу в Москву. Ставленник Андропова? Избрание Ге­неральным секретарем. Доклад на апрельском Пленуме. М.С. Горбачев и нача­ло перестройки. Углубление кризиса в СССР и роль Горбачева. Горбачев и новое мышление во внешней и внутренней политике. Горбачев и Ельцин. Пре­зидент СССР. Проект нового союзного договора и августовский путч. Отставка. Общественная деятельность после 1991 г.

Тема 12. Б.Н. Ельцин (4 часа)

Детство и учеба в Уральском политехническом институте. Работа в стро­ительной отрасли и Свердловском обкоме. Первый секретарь Свердловского обкома. Первый секретарь Московского городского комитета КПСС. Ельцин и Горбачев. Переход Ельцина в оппозицию. Выход из КПСС на XXVIII съезде пар­тии. Президент РСФСР и Беловежские соглашения. Президент Российской Фе­дерации. Борьба с Верховным Советом и сентябрьско-октябрьский кризис 1993 г. Конституция 1993 г.: президентская республика. Борьба Ельцина за пе­реизбрание. Второй срок: дефолт и поиски преемника. Отставка. Частная жизнь после 2000 г.

Тема 13. Лидеры России в XX в. (1 час)

Россия в XX столетии: от самодержавной монархии к президентской феде­ративной республике. Сравнительные характеристики лидеров России и эпох. Лидер и его время

Тематическое планирование

урока

Наименование тем

Кол-во часов

Календарная неделя

Форма контроля

Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги

Кризис империи: русско-японская война и революция 1905-1907 гг.

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 г.

устный опрос

Политика Временно­го правительства и российское общество в 1917 г.

Февральская революция 1917 г.

устный опрос

Советская Россия в годы Гражданской войны

устный опрос

Гражданская война и иностранная военная интервенция, 1918-1922 гг.

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Создание СССР и борьба за власть в новом государстве.

Идея построения социализма в одной стране и возвышение И.В. Сталина.

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом

работа с дополнит. литературой

Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС

устный опрос

Противоречия развития советского общества конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Советское общество конца 1950-х - начала 1960-х гг.

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

Политика и экономика: от реформ - к «застою

Углубление кризисных явлений в СССР

Перестройка и распад советского общества

21неделянеделя

устный опрос

Российская Федерация в 1991-2004 гг.

Россия на рубеже XX-XXI вв.

работа с дополнит. литературой

Николай II

Г.Е. Львов

А.Ф. Керенский

В.И. Ленин

Н.С. Хрущев

И.В.Сталин

Л.И. Брежнев

Ю.В. Андропов

К.У. Черненко

Б.Н. Ельцин

Повторительно- обобщающий урок

Список литературы

    Аллилуева СИ. Двадцать писем к другу. М., 1990.

    Арутюнов А.В. Ленин. Великий экспериментатор. М., 2003.

    Арутюнов А.В. Ленин. Красный якобинец. М., 2005.

    Балабанова А.И. Моя жизнь - борьба. Мемуары русской социалистки. 1897- 1938. М., 2007.

    Боханов А.И. Николай II. М.. 2006.

    Брежнев Л.И. Воспоминания. М., 2005.

    Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

    Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990.

    Бурлацкий Ф. Никита Хрущев и его советники - красные, черные, белые. М., 2008.

    Витте СЮ. Воспоминания, мемуары: в 2 т. Минск. 2002.

    Волкогонов Д.А. Ленин. М., 1994.

    Волкогонов Д.А. Семь вождей: в 2 кн. М., 1999.

    Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: в 2 кн. М., 1989.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачев М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

    Горбачева P . M . «Я надеюсь...». М., 1991.

    Грачев А. Горбачев. Человек, который хотел, как лучше... М., 2001.

    Дневник императора Николая II.

    Ельцин Б.Н. Записки президента. М., 2006.

    Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., 2008.

    Ельцин Б.Н. Президентский марафон: размышления, воспоминания, впечатле­ния. М., 2000.

    Жуков Г.Н. Воспоминания и размышления: в 2 т. М., 2002.

    Каганович Л.М. Памятные записки. М., 2003.

    Керенский А.Ф. Дневник политика. Революция началась! Издалека. Дело Кор­нилова. М., 2007.

    Коковцев В.Н. Из моего прошлого: воспоминания. 1903-1919. Минск, 2004.

    Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М., 1997.

    Крупская Н.К. О Ленине: сборник статей и выступлений. М., 1965.

    Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 2002.

    Ленин В.И. Избранные произведения: в Зт.

    Лигачев Е.К. Предостережение. М., 1999.

    Медведев Р.А. Андропов. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    Медеведев Р.А. Окружение Сталина. М., 2006. (Серия ЖЗЛ).

    МлечинЛ. Брежнев. М., 2008. (Серия ЖЗЛ).

    Мосолов А.А. При дворе последнего императора: воспоминания начальника дворцовой канцелярии. 1900-1916. М., 2006.

    Никита Хрущев. 1964: стенограммы пленумов ЦК КПСС и другие документы. М., 2007.

    Николай II: дневник (1913-1918 гг.). М., 2007

    ОльденбургСС Царствование императора Николая II. М., 1992.

    Островски Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.

    Панкратов B . C . С царем в Тобольске. М., 1990.

    Переписка Николая и Александры Романовых. Т. 3-5. М.; Л., 1923-1927.

    Печенёв В.В. Горбачев: к вершинам власти. М., 1991.

    Полнер Т.Н. Жизненный путь князя Георгия Евгеньевича Львова: Личность. Взгляды. Условия деятельности. М., 2001.

    Прибытков В.В. Аппарат. М., 1995.

    Прибытков В.В. Радость встреч и боль утрат. М., 2006.

    Прибытков В.В. Черненко. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Родзянко M . S . Крушение империи. М., 1990.

    Семанов С.Н. Леонид Брежнев. М., 2005.

    Семанов С.Н. Юрий Андропов. М., 2003.

    Семанов СИ., Кардашов В.И. Иосиф Сталин: жизнь и наследие. М., 1997.

    Синицин И.Е. Андропов вблизи. М., 2004.

    Сталин И.В. Сочинения: в 18 т. Любое издание.

    Суханов Н.Н. Записки о революции: в 3 т. М., 1991-1992.

    Троцкий Л. Портреты революционеров. М., 1991.

    Федкж В. Керенский. М., 2009. (Серия ЖЗЛ).

    Хрущев Н.С. Воспоминания. М., 2007.

    Хрущев С.Н. Хрущев. М., 2001.

    Чуев Феликс. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

    Шульгин В.В. Дни. 1920: записки. М., 1989.

    й А.В. Кто стоял за спиной Сталина? М., 2004.

Похожие публикации