Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Рабочая программа учителя-логопеда доу. Доклад на тему: "роль учителя-логопеда доу в условиях внедрения фгос до"

Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, чтобы, захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они хотели поглубже в нее вникнуть.
Паскаль Блез

Речь, что это? Для чего она нам нужна? Многие поколения мучают эти вопросы.

По мнению многих ученных, речь – это важнейшая коммуникативная функция человека.

Речь, как исторически сложившаяся форма общения начинает свое развитие в дошкольном детстве. Путь, который родившийся ребенок проходит в свои первые годы жизни — уникален. Ребёнку нужна речь для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется, пополняется в общении с окружающими, а в дошкольном учреждении педагоги проводят специальные занятия по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладевая речью психика малыша перестраивается, позволяя ему воспринимать явления более осознанно и самостоятельно.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – первое и самое важное звено в общей системе народного образования. Овладение ребенком родным языком — это самые важные знаниями в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития для современного дошкольного образования, является общей основой воспитания и обучения детей.

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Цель работы воспитателя в ДОУ в образовательной области «Речевое развитие» — это становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Для осуществления этой цели воспитатель помогает ребенку с помощью решения следующих задач во всех возрастных группах:

  • освоение и развитие звуковой культуры речи,
  • развитие и пополнение словаря,
  • освоение грамматически правильной речи,
  • развитие связной речи,
  • подготовка к обучению грамоте.

Для построения всего образовательного процесса детского сада, педагог основывается на соответствующих возрасту формах работы. Воспитатель имеет право выбрать ее самостоятельно. При выборе форм необходимо обратить внимание на состав воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики и методов ДОУ и творческого подхода педагога.

Основными формами работы ДОУ в образовательной области «Развитии речи» выделяются:

  • игра;
  • образовательная ситуация;
  • ситуация общения;
  • специально планируемая ситуация общения.

Главной формой работы по развитию речи детей ДОУ это игра, которая побуждает детей к вступлению в общение и является мотивом к коммуникативной деятельности.

Автор Бизикова О.А. предложила игры с готовыми текстами: подвижные «Король», «Коршун», «Змея», и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Поручение», «Кто кого запутает», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является образовательная ситуация. Под термином «образовательная ситуация» понимается участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8 человек). В образовательном процессе можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

А. Г. Арушанова считает, что одну из форм речевого развития для детей является сценарий игры, который активизирует общение детей, тем самым развивая их игровое (диалогическое) общение. К этой форме относятся разговоры с детьми, подвижные, народные, дидактические игры, инсценировки, драматизации и т.д.

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является «ситуация общения». Под термином «ситуация общения» понимается специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. В зависимости от поставленной речевой задачи ситуации общения бывают вербально оценочными, лексическими, коллизийными, прогностическими, описательными.

Еще одна из форм работы по развитию речи детей ДОУ является «специально планируемая ситуация общения». К ним относятся игры-викторины такие как «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности), «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок).

Многие авторы, такие как Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, выделяют проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» можно использовать метод проектов. Цель и задачи которого носят направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей. Продукт проекта - авторские детские книги сказок, загадок, лимериков); «Лучше сам или все вместе?» (цель: развитие регуляционно-коммуникативных умений (совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнеров по деятельности); «Спор хороший и плохой» (цель: освоение этикета убеждения и спора).

Таким образом, различные формы работы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

  • дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
  • обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
  • педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Логопедическое сопровождение МБДОУ в условиях ФГОС ДОУ.

В последнее годы увеличился процент плохо говорящих детей. Это связано с многими причинами, такими как эндогенные и экзогенные факторы.

Цель работы учителя — логопеда ДОУ — это своевременное выявление нарушений устной речи и оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ.

Во ФГОС ДОУ говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация ДОУ самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Каждый учитель — логопед при переходе на ФГОС ДО продумывает свои формы работы, приёмы, методы, средства сотрудничества детей и взрослых для формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования, а так же учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.

Учитель – логопед при переходе на ФГОС ДО должен обратить внимание на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.

Новым для ФГОС ДО является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют и влияют на развитие личности ребёнка. Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.

В ФГОС ДО выделено пять образовательных областей. Для работы учителя — логопеда эти направления развития идут параллельно.

Для социально-коммуникативного развития ребёнка нужно привести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, обосновывать отстаивать свою точку зрения.

Для познавательного развития нужно чтобы ребенок много знал и был развит.

Для речевого развития нужно чтобы ребенок смог выразить свои мысли.

Для художественно-эстетического развития нужно чтобы ребенок видел красоту окружающего мира.

Для физического развития нужно чтобы ребенок был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику.

ФГОС определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для учителя — логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.

Учитель-логопед:
Буцан Анна Сергеевна
МБДОУ «Аленка»
МБОУ Крулянская СОШ
Ростовская область, Азовский район,
С. Крулое




Работа логопункта

в условиях введения ФГОС ДО

Учитель – логопед: О.П. Ведель

МБДОУ «Плешановский детский сад №1»


Основными задачами

учителя-логопеда являются:

своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

определение их уровня и характера;

устранение разнообразных нарушений речи;

профилактика более серьёзных нарушений речи

у воспитанников;

консультативно-методическая помощь для педагогов

и специалистов, родителей

воспитанников.


Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе

повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;

включение в процесс эффективных форм работы с детьми.


Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

Активность ребенка, не меньше, чем активность взрослого.

Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование и т.д.

Мотивы обучения, связаны в первую очередь с интересом детей к видам деятельности.

Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации.

Допускается, так называемое, свободное посещение занятий.

Особенности современного дошкольного образования :


Структура логопедического занятия:

1.Организационный момент.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.

5. Развитие артикуляционной моторики.

7. Объявление темы.

8. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов.

9. Итог занятия.

10. Оценка работы детей на занятии.


Требования

к подгрупповым занятиям:

З анятие должно быть динамичным.

Игровые фрагменты и сюрпризные моменты.

Частая смена различных видов деятельности.

Развитие у детей коммуникативной направленности.

Приучать детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.

Разнообразный дидактический материал.

С амое главное – на занятиях дети должны много говорить.


Основная задача индивидуальных занятий - формировании звуковой стороны речи

интересным

продуктивным

речевая активность ребенка


Коррекционная работа учителя - логопеда в условиях ФГОС

Составила учитель-логопед Роготнева Н.И

МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик»

Вся деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на реализацию ФГОС. Целью логопедической работы является своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений, препятствующих усвоению программного материала, повышение их речевой грамотности и активности. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности воспитанника. Ведущим видом деятельности дошкольника является игровая деятельность. Но для детей, имеющих различные речевые нарушения, главным видом деятельности является как игровая, так и коммуникативная. И целью общения с ребёнком в новых условиях ФГОС являлся не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения в процессе коррекции и обучения.

Успешность коррекционно-развивающей деятельности в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:

1. Единство диагностики и коррекции. Согласно этому принципу нами проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом мы осуществляем постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связных высказываний ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний.

2. Деятельностный принцип коррекции. На логопедических занятиях в начале занятия детям необходимо создать положительный настрой на восприятие и пробуждение интереса к познанию нового материала, а также на коррекцию психофизических функций. С этой целью проводятся в разных вариантах: элементы психотерапии, использование музыки, релаксационные, мимические и имитирующие упражнения и т.д. В интересной форме закрепляем лексико-грамматические категории, развиваем связную речь, упражняемся в правильном звукопроизношении, что помогает получить хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда также способствует реализации этого принципа. В своей работе мы используем различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления.

3. Комплексность методов психологического воздействия.

Этот принцип позволяет нам использовать в обучении и воспитании детей с ОНР всё многообразие методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Мы применяем такие методы игровой коррекции, как пальчиковая гимнастика, Су – Джок терапия, рисование манной крупой, кодирование слов «Шифровка», пальчиковые шаги для развития мелкой моторики. Через методы и приемы, направленные на саморегуляцию на протяжении всего занятия, начиная с оргмомента и до подведения итога занятия, мы стараемся добиться способности адекватно откликаться на эмоциональные переживания близких людей, сопереживать значимым персонажам произведений искусства; формировать умение использовать выразительные средства для передачи эмоций и чувств; совершенствовать развитие эмоционального восприятия окружающего мира

5. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком .

С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков воспитанников, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.

Учет обозначенных принципов дает возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволил обеспечить комплексный подход к устранению у детей общего недоразвития речи.

Коррекция и развитие определяются следующими направлениями (подбираются в зависимости от структуры речевого дефекта):

1. Коррекция речевых нарушений:

развитие артикуляционной моторики, совместные движения артикуляционного аппарата и кистей рук (биоэнергопластика);

развитие паралингвистических средств общения (просодии) и свойств голоса;

развитие речевого дыхания;

развитие и коррекция фонематических процессов;

формирование и обогащение словарного запаса, лексическая работа;

формирование и развитие грамматического строя речи;

развитие связной речи.

2. Коррекция неречевых процессов:

развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, произвольности и мотивации);

развитие общей и мелкой моторки;

развитие регуляции (в том числе и действий саморегуляции);

развитие зрительно-пространственных функций;

«Организация коррекционной логопедической работы в соответствии с ФГОС»

ФГОС ДО внес изменения в профессиональную деятельность педагогов детских садов.

Образовательная Программа ДОО в соответствии с ФГОС формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Очень часто встаёт вопрос: «А что изменилось с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта в коррекционной работе?». В своём выступлении я бы хотела затронуть именно этот интересующий многих вопрос.

Во ФГОС одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности . Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

В разделе 2.11.2 ФГОСДО прописано, что содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ входит в содержательный раздел основной образовательной программы ДОУ (ООПДОУ).

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

    обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

    освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

На данный момент коррекционная логопедическая помощь детям с речевыми нарушениями оказывается на логопунктах ДОУ. Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение.

Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии речи детей, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития.

Главная цель работы учителя – логопеда - развитие речи детей дошкольного возраста. Поэтому работа учителя-логопеда включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:

Принцип индивидуализации: сейчас много детей с ОНР, у которых нарушены звукопроизношение, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь, с этими детьми работа планируется индивидуально, занятия проводятся по 2-3 раза в неделю,

Принцип признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса: До введения ФГОС занятие носило учебный характер и Взрослый – педагог, был отдален от детей (над/против), то сейчас занятие носит партнерскую форму, при котором взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в круге.

Принцип поддержки детской инициативы: Теперь учитель-логопед должен настолько продумывать занятия, чтобы у ребенка была возможность выбора заданий. Т.е задачи занятия поставлены педагогам и ребенку предлагается выбор материала, который будет использован для достижения поставленных задач.

Принцип интеграции специалистов: для этого ежемесячно составляется план взаимодействия учителя логопеда, воспитателей, муз. руководителя, инструктора ФИЗО, чтобы полученные ребенком знания на логопедических занятиях закреплялись на других занятиях

Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ. Родителей являются не только союзниками, но и грамотными помощниками. Необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным, а их взаимовлияние - более эффективным. С родителями проводятся

Родительские собрания.

Мастер-классы по проведению артикуляционной гимнастики, развитию фонем. слуха, грамматического строя речи, связной речи),практические занятия.

Наглядно-стендовая информация

Проведение совместных праздников и развлечений.

Проектная совместная деятельность.

Каждому известно, что Стандарт выделяет пять образовательных областей и в работе по коррекции нарушений речи развитие ребёнка по этим направлениям происходит параллельно.

Физическое развитие

    пальчиковая гимнастика

    речь с движением (логоритмика)

    физкультминутки

    артикуляционная гимнастика

    упражнения на развитие общей моторики

    зрительная гимнастика

Речевое развитие

    игровые ситуации

    мини инсценировки

    автоматизация поставленных звуков

    проблемные ситуации

    чтение и рассказывание художеств. произведений

    заучивание наизусть

    рассказывание по картине

    тематические досуги

Познавательное развитие

    составление описательных рассказов

    дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия

    игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

реализация проектов

Социально-коммуникативное развитие

    настольно-печатные, дидактические игры,

    инсценирование стихов, потешек

    автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

Художественно-эстетическое развитие

    дидактические игры и упражнения

    штриховка

    музыкально-ритмические движения

И, конечно же, как говорил великий педагог К.Д. Ушинский «В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Способность решать нестандартные ситуации реализуя Стандарт, принимать ответственные решения, создавать те самые условия - может только знающий педагог. Поэтому учитель – логопед должен постоянно совершенствовать, повышать свой профессиональный уровень, постоянно пересматривая свои подходы к работе и тем самым шагать в ногу со временем.

Тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего ребенка предметного мира. Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи детьми (пассив), так и для ее активизации.

При планировании занятий необходимо соблюдать требования ФГОС

1. Занятие должно быть динамичным.

2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить забавные ситуации, участниками которых будут дети.

3. Должна быть частая смена различных видов деятельности.

4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленность, способствовать общению с педагогом и друг с другом.

5. Использовать разнообразный дидактический материал, красочный и удобный для детей.

В соответствии с концентрическим подходом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.

Применение Здоровьесберегающих технологий очень важны для наших детей, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

В последнее время стал активно применяться метод проектов . Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.

ИКТ-технологии. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, дает широкие возможности учителю логопеду при организации занятий. Их применение на логопедических занятиях интересно, познавательно и увлекательно детям, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Хочется затронуть и проблемы в коррекционной работе, в частности оказании логопедической помощи детям с нарушениями речи.

На сегодняшний день наблюдается увеличение детей с нарушениями речи с сопутствующими вторичными дефектами, которым необходима логопедическая помощь. А проблема нехватки учителей логопедов в детских садах, школах отсутствие ставок, встает проблемой при оказании помощи. Как следствие, у детей, с которыми не занимался логопед, снижается качество обучения в школе.

Проблема малой образованности родителей детей. Если посмотреть на социальный статус семей, то половина – это родители со средним и неполным средним образованием. Эти родители малоактивны, у них нет заинтересованности в образовании своих детей, оказании им логопедической помощи.

Перспективы работы:

    Сетевое взаимодействие с СОШ;

    Консультационный центр (привлечение родительской общественности);

    Повышение квалификации учителей –логопедов по оказанию помощи детям с ОВЗ.

Введение ФГОС ДО открывает перед нами новые, неизведанные методические компоненты реализации программы дошкольного учреждения, которые не загоняют нас в строгие рамки при устранении речевого дефекта, а предлагают поиск рациональных решений, что делает этот процесс более творческим и интересным.

Доклад

Роль учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Подготовила учитель – логопед

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ЦРР – детский сад № 6 г. Шебекино

Гулина Л.В.

2014
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи: обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности в соответствии с ФГТ направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной программы дошкольного образования.

Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в общеобразовательном учреждении. Планируемые итоговые результаты усвоения Программы едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.

Раздел Программы «Содержание коррекционной работы» входит в обязательную часть Программы, поэтому объём раздела «Содержание коррекционной работы» рассчитан в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, со спецификой дошкольного образования, реализуется в группах компенсирующей или комбинированной направленности, построен в соответствии с режимом пребывания детей в образовательном учреждении, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности и рассчитан на 2 года обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи: первый год обучения – 5-6 лет, второй год обучения - 6-7 лет, в основе которого положена «Программа коррекционного обучения и воспитания детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и методические разработки других авторов.

На сегодняшний момент существует достаточное количество методик и методов для обследования речи ребёнка-дошкольника. Это пособие по диагностике речевых нарушений под редакцией Г.В. Чиркиной «Методы обследования речи детей» и практическое пособие Филичевой и Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», в котором имеется глава «Изучение детей с общим недоразвитием речи». Также существуют: «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова, где тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет; «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями», авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.; «Методика диагностики языковой способности (для детей 3-7 лет)» Микляевой Н.В.; для раннего выявления интеллектуального развития существует методика Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития». Сюда относятся различные авторские методики (например: «Методика обследования речевого развития старших дошкольников» Хваловой В.В..), нейропсихологические методы диагностики речи (к примеру, Фотековой Т.А. и Т.В. Ахутиной).

Так какова же роль учителя-логопеда в процессе введения ФГОС нового поколения?

Что делать, чтобы не оказаться в стороне от инновационных процессов?

Инновации, изменяющие образование в нашей стране, предполагают активную деятельность всех участников образовательного процесса, анализировать свою работу и вносить в неё необходимые коррективы: работа с литературой по своей специальности, просматривание сайтов для изучения и обмена опытом, посещение курсов и изучение нормативных документов. Также учитель-логопед должен периодически осваивать новые образовательные программы профессиональной переподготовки не реже, чем раз в пять лет; владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Какие основополагающие принципы и положения этих документов отражаются в нашей работе?

В тексте ФГОС отмечено, что

- «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» . Образование в любых формах неразрывно связано с речью. Значит, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить «неуспех», негативизм, обеспечить возможность освоения программы;

- «Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ОВЗ» и предполагает системно-деятельностный подход, лежащий в его основе.

Важно то, что отмечено: предметные результаты по русскому языку должны отражать «сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека».

Как должна измениться работа учителя-логопеда?

Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом, чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, был коммуникабелен, мог работать в группе, вести диалог – «взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе», «обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение». Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

В нашей работе должно быть место и инновациям, и традициям. Изменились цели образования, меняется ситуация в стране. "Ребёнок не должен. "Взрослые должны "- готовить ребёнка к жизни, учить учиться ».

Как сформировать учебную деятельность? Если дети сказок мало слышали, книги редко видели, на русском языке говорят плохо. А в первом классе им нужно усвоить объём знаний, который ребёнок обычно получает в течение двух лет. Содержание работы учителя-логопеда должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально - ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психо-физического развития. Учитель-логопед должен обязательно взаимодействовать со специалистами образовательного учреждения, специалистами в области коррекционной педагогики, медицинскими работниками.

Определены цели, задачи, направления деятельности учителя-логопеда по организации сопровождения детей-логопатов в условиях внедрения ФГОС. Рассмотрены условия эффективной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, в рамках требований и показателей новых стандартов.

Ключевые слова : деятельностный подход; универсальные учебные действия; компоненты логопедического сопровождения; цели, задачи и направления логопедического сопровождения.

Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадёт в дошкольном образовательном учреждении и школе. Учитель-логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он – своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

В стандартах второго поколения на первое место выходят требования к результатам освоения образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым. Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей. ФГОС строится на деятельностном подходе. Учителям-логопедам важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода стандартов:

 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

 более гибкое и прочное усвоение знаний детьми;

 существенное повышение мотивации и интереса к учению;

 обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий.

Компонентами логопедического сопровождения являются:

 профилактика речевых нарушений;

 логопедическая диагностика;

 коррекция речевых дефектов;

 формирование всех сторон (компонентов) речи;

 развитие невербальных психических функций;

 развитие эмоционально – волевой сферы;

 формирование нравственных установок ребёнка.

Определим цель, задачи, направления деятельности учителя – логопеда по организации сопровождения детей – логопатов в рамках требований и показателей новых стандартов.

Целью логопедического сопровождения в ДОУ является коррекция и развитие устной речи.

В процессе логопедического сопровождения в соответствии с индивидуальным речевым профилем и особенностями личности ребёнка-логопата специалист самостоятельно ставит перед собой перечень задач:

1. Провести логопедическую диагностику:

Своевременно выявить речевые нарушения;

Предупредить возможные вторичные дефекты, вызванные первичными

речевыми нарушениями;

Определить параметры и периодичность логопедического мониторинга.

2. Скоррегировать и развить фонетико-фонематическую сторону речи детей-логопатов:

Исправить дефектное звукопроизношение,

Сформировать звукослоговую структуру слова,

Развить фонематические процессы (фонематическое восприятие, анализ и синтез)

3. Сформировать лексический компонент речи:

Уточнить, расширить, обогатить словарный запас до возрастных нормативов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности;

Сформировать семантическую структуру слов;

Развить лексическую системность и семантические поля;

Закрепить учебную лингвистическую терминологию;

4. Сформировать грамматическую сторону речи:

Устранить имеющиеся аграмматизмы;

Отдифференцировать категориальное значение различных частей речи;

Уточнить грамматическое значение слов;

Сформировать грамматические и морфологические обобщения;

Сформировать парадигму словообразования;

5. Сформировать синтаксический компонент речи и связную речь:

Сформировать синтаксическую структуру простого и сложного предложения;

Расширить фразу до необходимого объёма;

Развить навык построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.

6. Развить невербальные психические функции в единстве с коррекцией речи:

Мышление - способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению на языковом материале, операций классификации;

Звуковой анализ и синтез;

Свойства внимания (объём, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение;

Зрительную и речеслуховую память;

Временные и пространственные представления;

Мелкую моторику;

Динамическую организацию двигательного акта;

Сенсомоторные взаимодействия.

7. Воспитать интерес к занятиям, повысить школьную мотивацию:

Создать на занятиях общую эмоционально позитивную атмосферу.

Для достижения эмоционального комфорта необходимо положительно воспринимать даже незначительные положительные достижения ребёнка, психологически поддерживать его в виде поощрительных прикосновений.

Возбуждать эмоции удивления, новизны, сомнения. Рекомендуем приём шутливой формулировки целей заданий и упражнений, Важно широко использовать игры, игровые упражнения, загадки, кроссворды, ребусы.

Формировать смысловую мотивацию к участию в совместной с учителем- логопедом деятельности.

8. Формирование коммуникативных умений и навыков:

Самостоятельно планировать речевое высказывание;

Точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

Диалогические и монологические высказывания;

Умения, необходимые для осуществления эффективного взаимодействия (вступать в контакт, поддерживать контакт, прерывать контакт).

Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии;

Обращаться к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

Воспитание толерантности, культуры речевого общения.

9.Сформировать нравственные установки ребёнка через смысловое содержание речевого материала.

Логопедическое сопровождение ведётся по следующим направлениям:

1. Диагностическое.

К диагностическому направлению могут быть отнесены следующие виды деятельности учителей-логопедов:

Обследование речи детей; с целью определения индивидуального коррекционного маршрута.

По результатам диагностики составляется речевая карта. Результаты логопедического обследования необходимо обсудить с педагогом – психологом, классным руководителем.

2. Коррекционно - развивающее.

К коррекционно-развивающему направлению относятся:

Индивидуальные и групповые занятия по коррекции речи;

Работа в составе психолого-медико-педагогического консилиума;

Проведение промежуточной коррекционной диагностики, отслеживание динамики развития детей.

3. Методическое. Повышение профессиональной компетентности.

К данному направлению логопедического сопровождения относятся:

Консультирование педагогических работников;

Консультирование родителей;

Выступления на ПДС учителей- логопедов;

Проведение открытых логопедических занятий;

Выступления на родительских собраниях;

Публикации статей в СМИ, участие в форумах на логопедических сайтах;

Работа по теме самообразования;

Осуществление преемственности по вопросам речевого развития детей между ДОУ и школой;

Пополнение кабинета новинками методической литературы, изготовление и обновление наглядных пособий.

Обозначенные в рамках новых стандартов цели, задачи, направления логопедического сопровождения напрямую стратегически отражаются в системе коррекционно-логопедического сопровождения детей. Таким образом, стратегия и оптимизация деятельности учителя-логопеда сопряжены с обновленными стандартами и проходят ведущей линией взаимодействия специалистов системы общего образования.

Похожие публикации