Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Полярный архипелаг шпицберген. Кому по праву должен принадлежать архипелаг Шпицберген

Судебная система Правовая система Экономика Норвегии Статистика Экология Статьи о Норвегии Религия и церковь Норвегии Внешняя политика Лицом к лицу События Владения Норвегии Политические партии Норвегии и политики Норвежский бизнес Королевский Дом Норвежский язык Cаамы Профсоюзное движение

Шпицберген - Свальбард

Шпицбе́рген (нем. Spitzbergen), др.-русск. Гру́мант, норв. Svalbard (Сва́льбард) - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр – Лонгьир. Архипелаг и прибрежные воды – демилитаризованная зона.
Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт – город Баренцбург.

География

Наиболее крупные острова:
Западный Шпицберген - 37 673 км²
Северо-Восточная Земля - 14 443 км²
Эдж (остров) -0 5 074 км²
остров Баренца -0 1 288 км²
Белый остров -000682 км²
Медвежий остров -000178 км²

Общая площадь, занимаемая островами, приблизительно 64 200 км² (по другим данным 61 723 км²)

Природные условия

Горный рельеф. Самая высокая точка островов – гора Ньютон (1 712 м) на Западном Шпицбергене. Ледники занимают 35,1 тыс. км² – больше половины площади архипелага. Берега изрезаны фьордами. Вечная мерзлота – мощность слоя до 200 м.

Растительность тундровая – берёза карликовая, ива карликовая, мхи, лишайники. Из млекопитающих на островах только белый медведь, северный олень, песец, полевая мышь и переселённый из Гренландии овцебык; морские животные – нерпа, гренландский тюлень, киты. Около 90 видов птиц, в сезон перелётов – более 110 видов.

Около половины территории занимают природоохранные зоны: 3 заповедника и 3 заказника.

Крупные залежи высококалорийного каменного угля – оцениваются в 10 млрд тонн.

Арктический климат, на западе смягчён тёплым Шпицбергенским течением (часть Гольфстрима). Средняя температура воздуха на побережье от +4,4 °C (июль) до −10…−14 °C (январь). Максимальная зафиксированная температура +24,5 °C (июль 1978), минимальная −46,3 °C (март 1986).

Архипелаг находится в сейсмически активной зоне, отмечены землетрясения силой 4−5 магнитуд по шкале Рихтера, допускается возможность землетрясений до 6−7 магнитуд.

Предположительно был обнаружен викингами или поморами в XII веке. Был известен поморам под названием Грумант, сейчас так называется один из посёлков на островах. Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI в. на Шпицбергене существовали поселения поморов. Открытие архипелага приписывают голландцу Виллему Баренцу в 1596 году, однако примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на острова заявили Англия и Дания.
Китобойный промысел

В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла.

В 20-x годах XIX века Норвегия заявила права на остров, где уже проводилась добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями. В 1920 году, 9 февраля, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. В 1935 году к нему присоединился и СССР. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Но только норвежские и советские поселения пережили Вторую мировую войну и именно Россия и Норвегия в большей части осуществляют экономическую деятельность, в основном на острове Западный Шпицберген.

Отсюда также осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена – Эллсворта – Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгйир потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 130 пассажиров и 11 членов экипажа.

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется королевством Норвегия и является его частью (официально с 1925), существуют ограничения, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка – норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добыча угля в шахтах осуществляется по концессии российским концерном «Арктикуголь», ранее – советский трест.

На архипелаге существует небольшой туристический бизнес. В 2000-е годы на острове было выстроено Всемирное семенохранилище.

Население

Население архипелага – около 2 400 человек (на 2005 год), в том числе:

* 1 645 норвежцев;
* 747 русских
* 8 поляков.

Самое большое поселение – Лонгйир, 2 075 человек, большинство – норвежцы. Оно же является административным центром архипелага.

Остальные поселения:

* российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (850 человек), Грумант и Пирамида (законсервированы)
* норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
* норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгьира более 300)
* польская исследовательская станция Хорнсунд (9 человек).

Население по годам
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3 544 1 125 2 407 12
1995 2 906 1 218 1 679 9
2000 2 376 1 475 893 8
2005 2 400 1 645 747 8

Шпицберген (нем. Spitzbergen, др. русск. Грумант), также Свальбард (норв. Svalbard) - обширный полярный архипелаг, расположенный в Северном Ледовитом океане, между 76°26" и 80°50" северной широты и 10° и 32° восточной долготы. Самая северная часть королевства Норвегии. Административный центр - Лонгьир. Архипелаг и прибрежные воды - демилитаризованная зона. Значительную, по арктическим меркам, хозяйственную деятельность на архипелаге, помимо Норвегии, согласно особому статусу архипелага, осуществляет также и Российская Федерация, имеющая на острове Западный Шпицберген российский населённый пункт - посёлок Баренцбург, а также законсервированные посёлки Пирамида и Грумант.

Предположительно, был обнаружен викингами или поморами в XII веке (был известен поморам под названием Грумант; сейчас так называется один из посёлков на островах). Шпицбергенская экспедиция Института археологии РАН под руководством В. Ф. Старкова доказала, что в середине XVI века на Шпицбергене существовали поселения поморов. Первооткрывателем архипелага считается голландец Виллем Баренц в 1596 году, однако примерно в это же время архипелаг появился на русских картах под названием «Святые русские острова». Через несколько лет свои претензии на острова заявили Англия и Дания. В XVII и XVIII веках использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, пока киты не были почти полностью истреблены в данном регионе. Центром голландского китобойного промысла с 1614 года было селение Смеренбург. Норвегия, наряду с Исландией и Японией, продолжает этот промысел, несмотря на мораторий Международной комиссии по регулированию китобойного промысла.

В 20-x годах XX века Норвегия заявила права на остров, где уже проводилась добыча угля американскими, английскими, норвежскими, русскими и шведскими предприятиями. В 1920 году, 9 февраля, США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Норвегия, Нидерланды и Швеция подписали в Париже Шпицбергенский трактат. В 1935 году к нему присоединился и СССР. Все страны, участвующие в договоре (39 стран), имеют право свободно осуществлять там хозяйственную деятельность. Но только норвежские и советские поселения пережили Вторую мировую войну и именно Россия и Норвегия в большей части осуществляют экономическую деятельность, в основном на острове Западный Шпицберген.

Отсюда также осуществлялись полярные экспедиции, например, полёты Руаля Амундсена на гидросамолётах на деньги американского миллионера Линкольна Эллсворта. 21 мая 1925 года Амундсен отправляется со Шпицбергена на Аляску через Северный полюс, но не долетает и возвращается к Шпицбергену. 11 мая 1926 года со Шпицбергена стартует экспедиция Амундсена - Эллсворта - Нобиле на дирижабле конструкции Умберто Нобиле. Пролетев над полюсом (пилотировал дирижабль Нобиле), экспедиция приземлилась на Аляске. При Муссолини Умберто Нобиле, уже генерал и почётный член правящей фашистской партии, 23 мая 1928 года решил повторить полёт к Северному полюсу. Стартовав со Шпицбергена, он достиг полюса, но на обратном пути дирижабль разбился. Амундсен, вылетевший на поиски Нобиле, погиб, а оставшихся в живых членов экипажа дирижабля спас 12 июля советский ледокол «Красин».

29 августа 1996 года при заходе на посадку у города Лонгйир потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа. Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют ограничения, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона). На островах два официальных языка - норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза. Добыча угля в шахтах осуществляется по концессии российским концерном «Арктикуголь» (ранее советский трест). На Шпицбергене (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько, и они проходили по поверхности. На архипелаге существует небольшой туристический бизнес. В 2000-е годы на острове было выстроено Всемирное семенохранилище.

9 февраля 1920 года в Париже был подписан Шпицбергенский трактат — документ, подтверждающий суверенитет Норвегии над полярным архипелагом Шпицберген в Северном Ледовитом океане.

В состав Шпицбергена входит больше тысячи малых и больших островов, среди них основную часть территории занимают крупные острова — Западный Шпицберген, остров Баренца, Земля Принца Карла, остров Эдж и Северо-Восточная Земля. Общая площадь архипелага составляет 62 тысячи квадратных километров, почти 60% всей территории покрыто вечным льдом.

Вошедшее в Парижский договор название архипелага Шпицберген ("острые горы") дано голландским мореплавателем Виллемом Баренцем в 1596 году.

Русские поморы, задолго до Баренца освоившие путь к архипелагу, называли его Грумант (или Груланд). Приоритет россиян в открытии архипелага признавался и за рубежом. Например, в 1493 году немецкий врач и географ Иероним Мюнцер в письме португальскому королю писал, что на острове Груланда обитает поселение людей, находящихся под властью князя Московского. На карте фламандского картографа и географа Герарда Меркатора, изданной в 1569 году, на месте современного Шпицбергена изображены семь островов под названием "Святые русские". На "Карте Северных земель", датированной концом XVI — началом XVII века, острова обозначены надписью "Русская земля".

Фактическое освоение россиянами архипелага и признание этого факта за рубежом не помешало Баренцу установить на одном из островов столб с государственным гербом и объявить о присоединении Шпицбергена к Нидерландам. Столб в 1612 году сожгли англичане, заявив, что архипелаг еще до Баренца был открыт англичанином Хью Уиллоуби. Переименовав Шпицберген в Новую Землю Короля Якова, англичане объявили о присоединении архипелага к владениям британской короны. Но в 1615 году датско-норвежский король провозгласил Шпицберген частью Гренландии и владением Дании.

В 1871 году шведско-норвежское правительство направило ноты России и некоторым западноевропейским государствам, извещая о намерении присоединить архипелаг. Россия отнеслась к этому отрицательно. Последующий обмен нотами между Россией и Швецией — Норвегией (в 1871 и 1872 годах) привел к согласованию первого договорно-правового режима Шпицбергена (Соглашение 1872 года), согласно которому Шпицберген не находился в исключительном владении какого-либо государства. Но соглашение 1872 года о Шпицбергене не распространялось на остров Медвежий. В 90-х годах XIX века попытку утвердиться на острове Медвежий предприняла Германия. Российский посол в Берлине в июле 1899 года заявил протест германскому правительству, а к острову Медвежий был направлен русский крейсер. От попытки завладения островом Германия отказалась.

После того, как в начале XX века на архипелаге нашли уголь, интерес к нему стали проявлять различные страны — Россия, США, Великобритания, Норвегия, Голландия.

В 1910 году на конференции России, Норвегии и Швеции был разработан проект Конвенции о Шпицбергене, в основу которого было положено Соглашение 1872 года. В 1912 году и затем на международной конференции в 1914 году США и Германия попытались ревизовать проект, но согласия с другими участниками по новому тексту достигнуто не было. Вместе с тем, страны — участницы международной конференции соглашались с ключевым положением российско-норвежско-шведского проекта о том, что Шпицберген остается изъятым из сферы государственного суверенитета. Лишь после первой мировой войны страны отказались от этого ранее согласованного ключевого положения. На Парижской мирной конференции 9 февраля 1920 года без участия России был согласован и оформлен в виде договора новый правовой режим Шпицбергена.

По Договору, который был подписан США, Великобританией, Норвегией, Данией, Францией, Италией, Швецией, Нидерландами и Японией, суверенитет над архипелагом устанавливался за Норвегией, но с оговоркой, что суверенитет имеет ограниченный характер, поэтому позволяет всем государствам, подписавшим договор, наравне с Норвегией заниматься хозяйственной, научно-исследовательской деятельностью на архипелаге и в его территориальных водах. Также за Шпицбергеном закрепился статус демилитаризованной зоны, не позволяющий использование архипелага для военных целей.

14 августа 1925 года Шпицберген стал частью Королевства Норвегии. СССР официально присоединился к Парижскому договору 7 мая 1935 года.

Норвежский парламент в резолюции от 15 февраля 1947 года признал, что СССР является государством, имеющим наряду с Норвегией особые экономические интересы на Шпицбергене.

Административным центром Свальбарда (норвежское название Шпицбергена) является самый большой поселок Лонгйир (Лонгъир), который в 1906 году был построен компанией "Арктик Коул Ко". Поселок получил свое название в честь учредителя этой компании — американца Джона Лонгйира. Государственное управление архипелагом осуществляется губернатором Свальбарда, который выполняет функции главы администрации, начальника управления полиции, государственного нотариуса, а также возглавляет аварийно-спасательную службу.

Подчиняется губернатор министерству юстиции Норвегии.

На Шпицбергене постоянно живет около 2 600 человек (постоянными жителями здесь считаются те, кто живет на островах архипелага и намерен оставаться здесь более шести месяцев). Среди них — более 1 700 норвежцев, около 370 украинцев и всего около 100 российских граждан. Кроме них здесь проживают около 500 человек из примерно 40 стран мира.

В настоящее время промышленную добычу угля на Шпицбергене ведет норвежская компания Store Norske на шахтах в Свеагруве, в 60 километрах к югу от Лонгйира, и на шахте № 7 в Адвентдалене.

С 1931 года на архипелаге ведет добычу угля отечественное предприятие — трест "Арктикуголь". В настоящее время в составе треста "Арктикуголь" сохраняется один действующий рудник в Баренцбурге.

На Шпицбергене полностью действует безвизовый режим. Официальными языками являются русский и норвежский.

Морская акватория Шпицбергена таит в недрах большие запасы углеводородного сырья. Наиболее перспективные в этом плане участки моря находятся в шельфовой зоне, принадлежность которой оспаривают Россия и Норвегия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Шпицберген - внушительных размеров островной архипелаг, лежащий на просторах западной части Северного Ледовитого океана. Фактически земли принадлежат королевскому дому Норвегии, однако свои поселения на архипелаге имеет и Россия. Административным центром Шпицбергена считается город Лонгйир.

География и природа острова Шпицберген

Архипелаг включает три крупных острова: Эдж, Северо-Восточная Земля, Западный Шпицберген; семь менее значительных: Белый, Баренца, Королевский, Медвежий, Шведский, Вильгельма, Земля Принца Карла. Как пройти к .

Высшей точкой архипелага является гора Ньютонтоппен высотой 1712 м. Вечный ледниковый покров занимает 35 тысяч км2, что составляет свыше половины совокупной территории островов. Прибрежные зоны изрезаны чудесными фьордами, которые и становятся объектами интереса для туристов Европы.

На Шпицбергене преобладает тундровая флора. Это полярная ивка, карликовая береза, разнообразные виды грибов, лишайников, а также мхов и сосудистых растений. Фауна представлена белыми медведями, которых здесь несметное количество. Компанию им составляют песцы, а также шпицбергенские северные олени. Вторые считаются самыми мелкими из северных оленей. Ранее ученые искусственно пытались заселить острова гренландскими овцебыками и зайцами, однако это предприятие потерпело неудачу. Из морских обитателей выделим: нерпу, морских зайцев, моржей, китов, белух, гренландских тюленей. Кроме белых медведей, все обитатели в большом количестве встречаются вблизи населенных пунктов.

Более половины всех территорий включены в состав природоохранной зоны: три заказника и три заповедника.

Напоследок о климате. Арктическая погода смягчается с западной стороны архипелага теплым Шпицбергенским течением, которое в свою очередь берет начало у Гольфстрима. На берегу средний показатель зимней температуры достигает -14С; летней +4.4С. Причем возможен перепад температуры на 20С как в отрицательную, так и в положительную сторону.

По насыщенности исторических событий, которые протекали на островах архипелага и в которых принимали участие представители многих стран Европы, Шпицберген не имеет аналогий. Археологи располагают огромным научным потенциалом в виде остатков промысловых поселений, погребений, приметных крестов, жиротопных печей, фрагментов судов и других объектов, которые оставили на его берегах русские промысловики, норвежские охотники, китобои из ряда стран Европы.

400 лет назад здесь бурлила жизнь. Две самые «хваткие» нации Европы — англичане и голландцы — делили сферы влияния на архипелаге. Но если быть более точным, здесь был целый интернационал. В водах Шпицбергена курсировали корабли из Франции, Испании, Дании, Швеции, немецких государств, не говоря уже о норвежцах и поморах. Порой в акватории архипелага одновременно находилось четыре сотни судов.

Спрашивается, что им было нужно в этом Богом забытом регионе? Ворвань! Китовый жир, который с начала XVII века стал одним из самых востребованных товаров в Европе. Ворвань была, по сути, тогдашней нефтью. Она была главным осветительным материалом для ламп почти до конца XIX века, пока ее не заменил керосин. Зажиточные европейцы отказывались от пожароопасных восковых свечей и переходили на более «продвинутые» в технологическом смысле лампы. Удивительно, но этот факт повлиял прямым образом на образ жизни европейцев. Благодаря добытой в далекой Арктике ворвани, они стали позднее ложиться спать, больше читать, а главное больше работать, поскольку освещение в артелях с помощью китового жира было дешевле «воскового» освещения.

Давайте узнаем эту историю подробнее …


Разделка вытащенного на берег кита на Шпицбергене (гравюра на дереве 1590 года)

Интересно, что распространение ворвани в Европе было крайне невыгодно Московскому государству, которое было одним из главных экспортеров воска. Однако на Руси тогда было мало чиновников, которые бы могли мыслить категориями глобальной экономической стратегии.

А началось все с Виллема Баренца, который летом 1596 года обнаружил в арктических водах скалистый берег, который назвал Шпицберген («острые горы»). Любопытно, что тогда голландские моряки посчитали, что земля является частью Гренландии, поэтому не претендовали на «великое географическое открытие».

Вероятно, название «Шпицберген» так и «уснуло» бы в судовом журнале Баренца, если бы в прибрежной акватории голландцы не обнаружили огромную стаю гренландских китов. Это было открытие на миллиард! И вот почему…


Шлюпка с людьми Виллема Баренца проходит вдоль русского корабля. Гравюра 1598 года

Китобойный промысел в Европе к тому времени процветал в Бискайском заливе. Главными китобоями Европы считались баски, которые научились орудовать гарпуном еще в раннем средневековье. Когда китовый жир, во второй половине XVI века, получил массовый спрос в Европе, промысел бискайских китов превратился в массовое истребление. В результате за несколько десятилетий популяция этих морских млекопитающих оказалась на грани вымирания. И вот Баренц открывает новое богатое «месторождение». Возвратившись на родину (правда, без трагически погибшего Виллема Баренца), участники экспедиции находят инвесторов, и через некоторое время в арктические воды направляется первая голландская китобойная экспедиция.

Пока голландцы собирали экспедицию, свое открытие Шпицбергена совершили англичане. В 1607 году архипелаг созерцал Генри Гудзон, который тогда работал на британскую Muscovy Company (Московская компания), получившую от русских монархов монополию на торговлю с Россией. Гудзон также отметил большую популяцию китов в прибрежных водах, о чем доложил по возвращении в Британию. А через 3 года «невероятное китовое изобилие» в водах Шпицбергена отметил еще один сотрудник Muscovy Company — капитан Джон Пуль.


Голландские китобои на Шпицбергене, художник Авраам Шторк

Почувствовав золотую жилу, британская корпорация с русским названием в 1611 году отправляет первую китобойную экспедицию, усиленную басками-гарпунерами. Однако два корабля терпят катастрофу. Но английские «москвичи» не сдаются, и уже в следующем году снаряжается новая экспедиция к Шпицбергену. И здесь британских моряков ждет сюрприз: в акватории архипелага они встречают голландское и французское китобойные судна. В 1613 году Muscovy Company решает покончить с конкуренцией раз и навсегда, отправив к берегам Шпицбергена 7 боевых судов, которые разогнали несколько десятков голландских, испанских и французских кораблей. Это привело к международному политическому конфликту.


Печать Muscovy Company, середина XVI века

Голландцы, испанцы, французы настаивали на том, что акватория Шпицбергена (все участники называли его Гренландией) является нейтральными водами, и англичане не имеют никакого права на монополию. Кроме того, представители Нидерландов заявляли даже о своем преимуществе, поскольку именно Баренц открыл Шпицберген. Представители Muscovy Company в свою очередь утверждали, что исключительные права они получили от «московского государя». Дескать, еще с конца XV века эта земля принадлежит русским, которые даже там организовали поселения.

Действительно, есть даже письмо немецкого географа Иеронима Мюнцера к португальскому королю Жуану II, написанное в конце XV века, в котором говорится о недавно открытом острове Грумланд (так русские поморы называли Шпицберген), который входит в состав владений великого князя Московского. О Грумланде, который принадлежит Василию III, докладывал королю Кристиану II датский адмирал Северин Норби, посетивший Москву в 1525 и 1528 годах.

Но в спор включился король Дании и Норвегии Кристиан IV, который говорил, что эти арктические территории испокон веков принадлежали норвежцам и назывались Свальбард. В качестве аргумента приводилась выжимка из старой норвежской хроники, что в 1194 году недалеко от Исландии скандинавские мореплаватели открыли землю, которую назвали «Свальбард» («холодные берега»).


Мануфактура по переработке китового жира, художник Корнелис де Ман

Уже в XX веке исследователи поставят под сомнение этот факт. Возможно, кто-то и плыл из Исландии в конце XII века и наткнулся на какие-то «холодные берега», однако, вероятней всего, Свальбардом отважные моряки тогда назвали местность на востоке Гренландии или остров Ян-Майен, которые не имеют никакого отношения к Шпицбергену.

Неизвестно, поверили ли англичане в норвежскую легенду, но в 1614 году они предлагают монарху датско-норвежского государства выкупить монопольное право на остров. Кристиан IV отвергает предложение, и в 1615 году на Шпицбергене высаживаются 3 скандинавских воина с целью собрать дань с обосновавшихся там интернациональных китобоев. Правда, труженики гарпуна отправляют норвежцев восвояси.


Поморский коч у Груманта

К этому моменту голландская китобойная Северная Гренландская компания договорилась с британскими «москвичами» о делении архипелага на две сферы влияния. Незначительные «куски» достались также французам и датчанам. Голландцы взялись за освоение Шпицбергена с максимальной интенсивностью. Вскоре на острове Амстердам выросло поселение китобоев Смееренбург, где трудилось в сезон до 200 человек. Англичане осваивались более вяло, а потом Muscovy company попало в тяжелое финансовое положение, что позволило голландцам фактически установить монополию за промыслом. А после того, как царь Алексей Михайлович лишил «москвичей» всех привилегий в России, англичан на архипелаге остались единицы.

Ну а потом киты кончились… Вместе с ними испарились и англичане с голландцами. Архипелаг пришел в запустение.

А что же поморы, спросите вы? Где же были все это время первооткрыватели Груманта? Отвечаем: мореходы Русского Севера были всегда рядом… Например, почти во всех арктических экспедициях Muscovy Company всегда был русский проводник, лоцман, или, как называли сами поморы, «корабельный вож». После англичан поморов стали нанимать и голландцы, и французы, и датчане.

История освоения Груманта восходит ко временам Руси Новгородской — уже в то время новгородские бояре, владевшие Лафотенами и граждане Новагородские, проживающие там, имели «летние квартиры» на Груманте. После разгрома Новгорода и разорения русских поселений на Лафотенах норманнами Грумат на какое-то время был практически забыт.

Однако менее чем через сто лет после новгородского разгрома холмогорские рыбаки снова обосновались на берегах Груманта. Такое тяготение русских к этим северным негостепреимным островам вполне объяснимо — водораздел между теплым Гольфстримом и холодными водами Северного океана буквально кишел рыбой, а сами острова — богаты песцом.

В XVII-XVIII веках практически все южные берега архипелага были усеяны летними избами русских рыболовов. В начале XVIII века, после нескольких вынужденных зимовок на Груманте были построены настоящие северные усадьбы, позволявшие проводить суровые северные зимы в более-менее сносных условиях. И хотя Грумант никогда не имел постоянного населения, в конце XVIII-XIX веках практически ежегодно на острове зимовали русские поморы, в иные годы — до 500 человек.

В 1765—1766 — Михаил Ломоносов организовал две морские научные экспедиции к Шпицбергену под началом В. Я. Чичагова, однако суровый климат не позволял организацию на архипелаге постоянных поселений и вплоть до начала 20-го века Шпицберген официального российского присутствия не имел. Тем не менее, поморы поддерживали сезонное охотничье присутствие на архипелаге, а наиболее отчаянные из них регулярно оставались на зимовку.


5-метровый поморский навигационный крест у входа в залив Марчисон на Шпицбергене, поставленный в первой трети XIX века

Кроме того, каждый год поморские промысловики отправлялись на архипелаг бить моржей и котиков — китобойный промысел поморов не интересовал. А еще русские мореходы ставили на архипелаге свои знаменитые навигационные деревянные кресты, на которые ориентировались все. В те времена именно поморский крест был своего рода маркером того, что «Грумант — русская земля, и вы, китобои и умелые торговцы ворванью, всего лишь гости».

Интерес к архипелагу получил новое направление, когда в 1800 году шкипер промыслового судна Сëрен Цахариассен, вернувшись из плавания, привез из района Исфьорда уголь самого высокого качества. Стало понятно, что на Шпицбергене могут быть огромные запасы высококалорийного каменного угля. Тогда бороться за архипелаг начали шведы, норвежцы, американцы и русские. Активная добыча «черного золота» выдвигалась как законное право на владение территорией.


Шведско-норвежская полярная станция на Шпицбергене, на рубеже XX века

Россия, чтобы закрепить свое присутствие в Арктике, наметила такой механизм: сначала развернуть хозяйственную деятельность, подкрепить ее научным изучением интересующего района, и лишь затем предпринимать политические меры. И когда в 1871 году Шведско-Норвежское правительство захотело монополии на архипелаг, Россия ответила однозначно против. Этого принципиального положения в вопросе о принадлежности Шпицбергена МИД России придерживался постоянно:

«архипелаг не может быть объектом исключительного владения какого-либо государства, а подданные и компании всех государств имеют здесь равные права в социально-экономической и научной деятельности, которая должна носить исключительно мирный характер».

Активно отстаивать свои права на Шпицберген Россия начала лишь в 1905 году. Тогда МИД России принял решение:

«организовать на архипелаге какое-нибудь русское предприятие, формально не принадлежащее государству, которое продемонстрировало бы нашу деятельность на Шпицбергене и помогло бы русскому правительству отстаивать наше старинное право на эту территорию».

Активизация экономической деятельности на Шпицбергене компаний европейских стран заставила и правительство России заняться «шпицбергенским вопросом». Оно приняло решение направить на архипелаг экспедиции, которым поручалось провести разведку месторождений каменного угля. Выполнить это поручение удалось экспедиции известного исследователя Севера Владимира Русанова, вскоре после этого погибшего в арктических льдах. Анализ образцов угля показал перспективность открытых месторождений.

В 1912 году он обнаружил ряд угольных месторождений, которые впоследствии помогли защитить интересы России на архипелаге. В результате, на международных собраниях всегда признавали преимущественные права на Шпицберген трех стран — России, Норвегии и Швеции.

Пока в России бушевала сначала Первая мировая война, а затем Гражданская, Норвегия воспользовалась «занятостью» своего главного конкурента, чтобы добиться суверенитета над Шпицбергеном. Для этого Совет десяти Парижской мирной конференции образовал специальный комитет в составе представителей Великобритании, Франции, США и Италии. И в 1920 году они подписали Шпицбергенский трактат, согласно которому Норвегия официально «получила» архипелаг.

В договор внесли уточнение о равных правах между Советским государством и другими странами-участницами договора. Однако Россию не только не пригласили на Парижскую конференцию, но даже не известили о намерениях Норвегии относительно Шпицбергена. Интересно, что на тот момент никто из участников договора не вел какой-либо экономической активности на архипелаге.

Пересмотр Парижского договора российскому правительству казался маловероятным. Но у Советской России была более важная цель — дипломатическое признание и заключение торгового договора. Поэтому в том же 1920 году Россия заявила, что «ни одно международное соглашение, в котором она не участвовала, не обладает для нее обязательностью или силою политическою или юридическою»:

«С глубочайшим изумлением узнало Российское Советское Правительство из парижской радиограммы от 11 февраля о том, что Правительства Великобритании, Франции, Италии, Японии, Северо-Американских Соединенных Штатов, Дании, Нидерландов, Швеции и Норвегии заключили между собой договор, постановляющий присоединение Шпицбергенских островов к Норвегии».

Дирижабль «Norge» с полярной экспедицией Руала Амундсена над снегами Шпицбергена, 11 мая 1926 г.

Норвегия понимала, что если Россия не признает Парижский договор, документ не будет иметь юридическую силу. Поэтому заручиться согласием СССР Норвегии было необходимо, и в 1924 году она признала Советское государство. После этого Россия подписала Парижский договор. Когда в 1935 году СССР официально присоединился к Шпицбергенскому трактату, то выкупил у Норвегии часть земли.

12 июня 1931 года было подписано соглашение о покупке акций «Англо-русского Груманта», и угольное месторождение, состоящее из восьми земельных участков общей площадью 80 квадратных километров, перешло под государственное владение СССР. 07 октября 1931 года на основании решения Советов народных комиссаров СССР был организован трест «Арктикуголь» и утвержден его устав. Одним из первых руководителей треста был Плисецкий Михаил Эммануилович - отец всемирно известной балерины.

Вскоре после войны, уже в 1948 году, были начаты работы по восстановлению советских угольных рудников на Шпицбергене. К 1950 году добыча угля на «Груманте» составила 88,8 тысячи тонн, т. е. почти достигла довоенного уровня. Последние тонны грумантского угля были выданы 15 июля 1961 года. Однако с прекращением добычи угля жизнь на «Груманте» не остановилась. Жилые дома стали использоваться учеными советских экспедиций. На мореходных картах сохранилось старинное название рудника «Грумант» — «Сити».

За шестидесятилетний период «Арктикуглем» добыто свыше 22 миллионов тонн угля, из них 2 млн. тонн — рудником «Грумант», 13 млн. тонн — «Баренцбургом», свыше 7 млн. тонн — «Пирамидой». Рудник «Баренцбург», названный именем выдающегося исследователя Арктики Виллема Баренца, раскинулся на восточном береry Грёнфьорда у подножия горного массива Олаф, ступенями спускающегося к заливу. Кстати, мы уже

После Второй мировой войны Советское правительство предложило Норвегии расторгнуть Парижский договор и договориться, чтобы Шпицберген принадлежал обоим государствам. Норвежцы согласились на переговоры, но на этом все закончилось. А после вступления Норвегии в 1949 году в НАТО вопрос об изменении статуса архипелага был снят советской стороной. В условиях холодной войны для СССР было важнее сохранить тот статус Шпицбергена, который был определен в 1920 году.


Металлические бонны треста «Арктикуголь», чеканились номиналы 10, 15, 20 и 50 копеек, использовались в качестве разменной монеты для работников треста на территории архипелага, имели хождение до 1957 года.

В 1950-е годы Норвегия начинает вытеснять с архипелага другие страны. Для этого введены односторонние законодательные уставы «Горный устав» и «Законодательство о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена». Правда в 1978 году Норвегия и СССР заключили соглашение о совместных мерах контроля за рыбным промыслом, который, однако, северное королевство регулярно нарушает.

Согласно Парижскому договору, на Шпицбергене запрещено строить военно-морские базы и оборонительные сооружения. Архипелаг не должен использоваться в военных целях. Однако после вступления Норвегии в НАТО на Шпицбергене появилась военная инфраструктура.


Вертолёт Ми-4, Шпицберген, 1965 год

После распада СССР Норвегия тут же ввела вокруг Шпицбергена 200-мильную экономическую зону. При том, что без согласия государств-участников Парижского соглашения, Осло не имеет никакого права что-либо менять в статусе архипелага. Кроме того, Норвегия в акватории архипелага ведёт промысел китов, хотя это строжайше запрещено международной конвенцией.

Бывший Посол России в Норвегии Ю.А. Квицинский отметил, что:

«..на протяжении десятилетий Норвегия ведет здесь хоть и умелую, но довольно рискованную игру с целью превращения своего условного суверенитета над архипелагом в безусловный, выхолащивания Парижского договора и присвоения себе прав, не предусмотренных указанным договором. Эти усилия носят, к сожалению, системный и продуманный характер».

Неоднократно после Второй мировой войны Советский Союз, а затем и Россия направляла в Осло протест за протестом о нарушениях норвежской стороной условий Шпицбергенского трактата. В 2010 году подписан договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве России с Норвегией в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Так Норвегия лишилась морской монополии.

Основной доход Шпицбергену приносит рыбный промысел, туризм и добыча угля. Местный уголь высокого качества, а его запасы эксперты оценивают в 10 млрд. тонн. Кроме этого, в недрах архипелага оказалась нефть. Российские геологи из "Арктикугля" нашли ее еще в 1992 году, и долгое время скрывали от норвежцев. Геологи полагают, что количество углеводорода на архипелаге сопоставимо с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией.


Российский посёлок Баренцбург на Шпицбергене

Сейчас население Шпицбергена составляет 2500 человек. Большая часть норвежцы и около 500 человек — русские. Русские поселки здесь: Баренцбург, Пирамида и Грумант. В поселках невысокие панельные или кирпичные дома, полное отсутствие деревьев и какой-либо зелени. На архипелаге не принято умирать. Здесь даже нет кладбища, поскольку могилы могут раскапывать белые медведи.

Паровозик и узкоколейка напоминают о тех временах, когда повсюду на Шпицбергене велись активные разработки угля (посёлок Ню-Олесунн)

Попасть на архипелаг можно из России и Норвегии. Перелет из Осло до Шпицбергена займет 3 часа, из Трумсё - чуть больше полутора. Также ходят несколько судов. Самый быстрый морской круиз (3 дня) отправляется из Трумсё и стоит около 50 тысяч рублей, 10-дневный из Осло - примерно 300 тысяч рублей.


Туристы на снегоходах, архипелаг Шпицберген

В России несколько раз в году из Мурманска отправляется грузовой корабль компании «Арктикуголь». Билеты на него не продаются, но местные жители говорят, что с экипажем можно «договориться». На том же самом судне можно добраться до архипелага и легально - просто устроившись на работу в эту компанию.

И еще. Если вы волею судеб окажетесь на Шпицбергене, не берите норвежского экскурсовода. Ибо свою экскурсию они начинают так: «Вам сейчас будут рассказывать, что архипелаг открыли поморы, не верьте ни единому слову».

Похожие публикации