Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия. Перинатальная психология или психология родительства

Человеческая жизнь состоит из разных периодов. И каждому из них свойственны свои . Время беременности – это не только особый период в жизни женщины и младенца, но и отдельная отрасль психологии. Называют ее психологией беременности, развития плода и новорожденного ребенка.

Пренатальная и перинатальная психология

Весь период беременности и родов женщина находится под присмотром докторов, которые следят за физическим состоянием матери и ребенка. Но ведь психоэмоциональная сторона этого периода не менее важна, а порой даже играет ведущую роль. Младенец еще в утробе матери ведет активный образ жизни. Все эмоции и переживания мамы передаются ребенку.

Пренатальная и перинатальная психология - это наука о психике нерожденного ребенка или только что родившегося. Она изучает также обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах и их влияние на последующую жизнь.

Перинатальная психология выдвигает гипотезы о том, что еще у неродившегося ребенка работает психика и имеется долговременная память (еще в течение 4 недель после рождения).

Данное направление психологии занимается поиском ответов на вопросы – Как функционирует психика младенца и каково ее влияние на формирование личности в дальнейшей жизни? Эту науку интересует связь матери и ребенка, а также влияние психической жизни мамы на малыша. В этом направлении тесно сотрудничают и работают не только психологи, но и другие специалисты - акушеры, психотерапевты, педиатры, педагоги.

О базовых перинатальных матрицах

Станислав Гроф, основатель трансперсональной психологии, вывел теорию перинатальных матриц. Их основная мысль в том, что все перинатальные события фиксируются, как четыре основных штампа или клише. Называют их базовыми перинатальными матрицами.

1. Матрица наивности – это период беременности до начала родов. Точное время ее начала не дано. Но предположительно это время от 22-24-х недель беременности, т.е. тогда, когда кора головного мозга плода уже сформировалась. Есть специалисты, которые придерживаются другого мнения. Они говорят о наличии волновой, клеточной памяти и т.п., и соответственно формирование матрицы наивности начинается сразу после зачатия или даже до него.

На что влияет матрица наивности? Она формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные и адаптационные возможности. Как правило, базовый потенциал выше у желанных детей и здоровой беременности.

2. Период формирования приходит на момент начала родовой деятельности и заканчивается полным или почти полным раскрытием шейки матки. Можно сказать первый период родов. В этот время малыш испытывает силу давления схваток, а «выход» из матки закрыт. Ребенок регулирует роды путем выброса собственных гормонов в кровь мамы через плаценту. Родостимуляция нарушает естественный процесс между матерью и малышом, тем самым формируя патологическую матрицу жертвы. Данная матрица может сформироваться также, если мама испытывает чувство страха или боязнь родов. Это провоцирует выброс гормонов стресса, что спазмирует сосуды плаценты и вызывает гипоксию у плода. В случае планового кесарево сечения матрица не формируется.

3. Во время второго периода родов формируется матрица борьбы. Это момент с конца раскрытия матки и до рождения. Здесь закладывается активность человека в тех жизненных ситуациях, когда от активной и выжидательной позиции что-то зависит. Важно правильное поведение мамы, ребенок не должен чувствовать себя одиноким.

4. Матрица свободы начинает формироваться в период с момента рождения и заканчивается через семь дней или первый месяц, а может создаваться и пересматриваться в течение всей жизни.

Специалисты пришли к выводу о том, что полноценное грудное вскармливание до года, хороший уход и любовь, способны компенсировать негативные перинатальные матрицы.

Так уж сложилось, что получив основное образование - педагог-психолог, на практике я убедилась, что очень много детских проблем и проблем в отношениях родителей и детей берут свое начало именно с перинатального периода, т.е. периода беременности и родов. Продолжив обучение по этому направлению, я и не заметила как оно стало основным в моей работе. И самое первое с чем я столкнулось были не конкретные вопросы и запросы на консультации, а были вопросы - «а кто такой перинатальный психолог?» » а зачем он нужен и чем вообще занимается перинатальная психология?»

Перинатальная психология - это раздел психологии, который изучает психологию человека еще до его рождения, в утробе матери.

Можно выделить несколько разделов:

Психология материнства;

Психология пренатального ребенка;

Психология новорожденного.

Перинатальный психолог рассматривает вопросы психологии матери и ребенка в период от зачатия до 3х лет. Это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери.

Раньше не придавали большое внимание малышу внутри материнского утроба. Однако новые научные наблюдения позволяют нам говорить о том, что это важный период в развитии человека и ему стоит уделять достаточно много внимания. Не правильно считать, что эмбрион, плод - это еще не человек и как многие называют «червячок». Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол. Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.

Темы практической перинатальной психологии :

  • Психология беременности
  • Девиантное материнство
  • Типы переживания беременности
  • Проблема «нежеланных детей»
  • Суррогатное материнство
  • Психологические особенности ранней беременности
  • Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
  • Потеря ребенка
  • Страхи беременных
  • Психологическая подготовка к родам
  • Послеродовые депрессии
  • Травмы рождения
  • Психика новорожденного
  • Ресурсная терапия
  • Психология бесплодия и терапия психогенного бесплодия
  • Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
  • Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
  • Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Как Вы видите, Направление Перинатальной Психологии включает в себя достаточно большой перечень вопросов.

С чем же я столкнулась в своей практике?

Когда Беременная женщина встает на учет по беременности в мед.учреждения, то внимание уделяется ее физическому здоровью, а вот психологическому, увы, либо не уделяется совсем, либо крайне мало. Очень часто приходится сталкиваться с женщинами с повышенным уровнем тревожности по отношению своей беременности из-за неправильных действий медицинского персонала.

Девочки на курсах часто задают мне такого рода вопросы: – Как мои чувства влияют на ребенка? Что он чувствует? Что происходит в родах с мамой и ребенком? Как помочь себе и малышу? Как строить жизнь после рождения нового члена семьи? Что «должен» уметь малыш? Правильно ли мы его воспитываем?.. и т.д.

Перинатальный психолог также оказывает помощь в планировании беременности и женщинам, решившимся прервать беременность.

Все эти вопросы и многое другое мы разбираем на консультациях, а также на занятиях по подготовке к родам. Теперь же у Вас есть возможность задать вопрос и тут.

С какими вопросами работаю я и с какими вопросами можно и нужно обращаться:

– подготовка к зачатию

– проблемы связанные с вынашиванием беременности

– психология беременности

страхи беременных

– психологическая подготовка к родам

– послеродовые депрессии

– психологическое послеродовое сопровождение семьи

– грудное вскармливание (узкая направленность, если требуется более конкретная помощь, то я делюсь с Вами контактами нашего специалиста по грудному вскармливанию, который проводит занятия на наших курсах)

– психологическое состояние женщины, кормящей грудью

возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)

– воспитание

– материнство

– психологические особенности ранней беременности

– аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности

– семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка

– подготовка к партнерским родам

Информацию о курсах, а также отзывы о курсах, Вы можете посмотреть в моей группе.

О психической и психологической жизни нерождённого ребёнка или только что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной). Область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь ; один из разделов перинатологии .

История

Перинатальная психология берёт начало из так называемой «житейской психологии», устанавливающей определённые требования к поведению беременной женщины в обществе и повседневной жизни. Культура предписывала беременной придерживаться нравственной чистоты, не обижать домашних животных, не красть и т. п., в связи с тем, что бытовало мнение о влиянии плохих поступков на будущую судьбу и здоровье ребёнка .

Официально создателем перинатальной психологии считается психолог и психоаналитик Густав Ханс Грабер (англ. Dr. phil. Gustav Hans Graber , ученик З. Фрейда), который в1971 году инициировал в Вене создание «Общества по пренатальной психологии» и исследовательской группы по пренатальной психологии, после чего в 1982 году во Франции создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (ANEP) как база для похожих организаций в других странах, в дальнейшем объединившихся в Международную ассоциацию перинатального образования после первого Американского конгресса по пренатальному воспитанию в Торонто в 1983 году , организованного доктором Т. Верни (психиатром) .

В России пренатальная психология появилась с первой Санкт-Петербургской конференции по перинатальной психологии в акушерстве 1994 года, проведённая в роддоме № 12 Санкт-Петербурга . Первая Ассоциация перинатальной психологии и медицины (АППМ) зарегистрирована в 1994 году в Иванове. В 1998 году в Международном институте психологии и управления (МИПУ) создана Российская ассоциация перинатальной психологии и медицины, председателем которой избран профессор Г. И. Брехман, его заместителем - Н. П. Коваленко. С 2004 года в Москве издаётся ежеквартальный научно-практический журнал «Перинатальная психология и психология родительства» .

Структура

Выделяют три фазы:

По И. В. Добрякову пренатальная психология разделяется на общую, медицинскую (клиническую) и специальную, а также в зависимости от этапа репродуктивного процесса:

Концепция

Основным объектом перинатальной психологии является не ребёнок отдельно и не его родители сами по себе, а их общность, представленная диадой детско-родительского взаимодействия на ранних этапах развития, так называемая система «мать-дитя», определённая Р. Шпицем

Исследованиями установлена действенная профилактика психофизиологических и физических отклонений на этапе пренатальной стадии жизни, снижающая смертность и вероятность преждевременных родов. «Пренатальное» воспитание родителей состоит в моделировании материнских и отцовских чувств, созревающих гораздо раньше, чем представлялось до сих пор, осознании ответственности за собственное здоровье и здоровье ещё нерождённого (незачатого) ребёнка. Цели просвещение будущих родителей в вопросах здорового образа жизни, репродуктивного здоровья, сознательного материнства и отцовства и гармоничное развитие будущих детей .

Теоретические подходы к обоснованию перинатальной психологии

Множество взглядов на теоретическое обоснование перинатальной психологии послужило разделению подходов на:

См. также

Комментарии

Примечания

Литература

  • Сидоров, П. И. Перинатальная психология / П. И. Сидоров, Г. Н. Чумакова, Е. Г. Щукина. - СПб. : Спецлит, 2015. - ISBN 5457892042 .
  • Коваленко, Н. П. Перинатальная психология. - СПб. : Ювента, 2000. -

1.
Введение. 3

2.
Теория Ст. Гоффа о перинатальных матрицах. 5

3.
Мать – это первая вселенная ребенка. 8

4.
Психологическая помощь беременным женщинам. 9

5.
Как они развиваются. 11

6.
Советы родителям. 14

7.
Заключение. 17

8.
Использованная литература. 20

ВВЕДЕНИЕ.

Сложившаяся демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на родовспоможение. Обвальное снижение рождаемости, естественная убыль населения на протяжении многих лет вызывает необходимость бороться за жизнь каждого родившегося и еще нерожденного ребенка. При этом помимо физического здоровья немаловажное значение имеет и духовно-нравственное состояние потомства, поскольку формирование будущего поколения россиян происходит в новых общественно-экономических и социальных условиях. Оценка течения беременности и родов сводится преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание.

В технологии проведения родов достигнуты заметные успехи, но, к сожалению, на роды стали смотреть как на процесс, требующий обязательного применения последовательных медицинских манипуляций, а роженица рассматривается в этой «системе» не столько как личность и основной участник, сколько как объект для проведения этих манипуляций. Лишь в последние годы акушеры всего мира заметили, что ни усложнение и совершенствование технологий родоразрешения, ни внедрение в акушерскую практику новейших диагностических приборов не приводят к желаемому снижению осложнений и практически не отражаются на статистике перинатальной и материнской заболеваемости и смертности. В то же время в обществе наметилось повышение интереса к психологии личности, психологии рождения и смерти, смысле нашего бытия. Исследования, проведенные в данной области знаний, позволили взглянуть на проблему беременности и родов по-новому.

Около 25 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в «Ассоциации перинатального воспитания», возник новый раздел науки о человеке – перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.

^ ТЕОРИЯ СТ. ГОФФА О ПЕРИНАТАЛЬНЫХ МАТРИЦАХ.

Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много для их изучения сделано американским психиатром Станиславом Гроффом. По С.Гроффу, перинатальные матрицы – это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Всего этих матриц четыре.

^ Первая матрица длится все 9 месяцев и образно называется «Раем». Если ребенок желанен и мама психологически уравновешена, то ребенок ощущает безопасность, умиротворение, расслабленность, океаническое блаженство. Младенцы, испытывающие в утробе положительные эмоции матери, впоследствии гораздо лучше растут, обладают большей живостью и интеллектом. Такие люди, как правило, открыты, оптимистичны, жизнерадостны.

^ Вторая матрица – от начала схваток до полного раскрытия шейки матки. Каждое сокращение матки ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания и тепла для ребенка. Это переживание невероятных душевных и телесных мучений, связанных с «Отсутствием выхода» (шейка матки еще не открыта и выход недоступен). Если мама психологически не готова к родам или период затянулся по каким-либо причинам, то эта матрица прочно закрепиться в подсознании человека. Тогда в его дальнейшей жизни возможны затяжные депрессии, сопровождающиеся мучительными чувствами одиночества, беспомощности, безнадежности, униженности, отчаяния и вины, отсутствию инициативы, потери интереса ко всему, к неспособности радоваться существованию, к подавленному сексуальному желанию, к малой способности испытывать оргазм, к общей двигательной заторможенности. Типичные соматические проявления депрессии – ощущения сдавленности, зажатости и ограниченности, удушья, напряжения и давления, головные боли, мигрень, запоры, сердечные расстройства, потеря интереса к еде и сексу. Биохимики открыли, что у людей, страдающих подавленной депрессией, высокий по содержанию катехоламинов и стероидных гормонов состав крови, что обуславливает высокий уровень стресса, а это вполне соответствует картине этой матрицы, которая отражает высокострессовую ситуацию без внешних действий и проявлений.

^ Третья матрица – период потуг, когда ребенок начинает продвигаться по родовому каналу. Младенец подвергается механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Однако ситуация уже не так безнадежна: шейка матки уже полностью раскрыта, а значит, «Появился выход». Начинается яростная борьба за выживание, в которой возможны совершенно полярные ощущения: боль и мучительное удовольствие, обжигающий жар и леденящий холод, жесткая агрессия и страстная любовь, агония смерти и экстаз рождения. Позитивный опыт этой матрицы помогает человеку впоследствии преодолеть критические ситуации, в которых требуется максимальное напряжение всех сил, чувствовать уверенность в своей возможности достигнуть цели, каким бы трудным это ни казалось. Тяжелое, длительное или патологическое протекание родов на фазе прохождения ребенка по родовому каналу способно привести к разнообразным психопатологическим отклонениям: мазохизм, садизм, некрофилия, сексуальные отклонения, самоувечье, кровавое самоубийство (броситься под поезд, перерезать вены), изнасилования, агрессивность. Агрессивность крайних степеней связана с трудным процессом рождения как реакция на чрезмерную физическую и эмоциональную боль, удушье и угрозу жизни. У ребенка, зажатого в узком пространстве родового канала, нет способа вывести поток эмоциональных и моторных импульсов, так как он не может двигаться, сопротивляться, выйти из ситуации и даже кричать. Поэтому огромный запас агрессивных импульсов и общего напряжения будет оставаться внутри организма в ожидании высвобождения. Этот громадный резервуар задержанной энергии может позднее послужить основой не только агрессивности и насильственных импульсов, но и различных моторных явлений, которыми обычно сопровождаются многие психиатрические нарушения – общее мышечное напряжение, тремор, судороги, тики и припадки.

^ Четвертая матрица – непосредственно рождение ребенка. Ребенок совершил трудный путь, оказавшись в совершенно новых для него условиях. Чем более дружелюбной будет окружающая атмосфера, тем выше вероятность, что человек в дальнейшем будет воспринимать мир как прекрасное и безопасное место, тем больше доверия будет у него к себе и людям. Самое важное для ребенка после пережитого стресса – вновь почувствовать себя в безопасности. И если он сразу находится в руках мамы, чувствуя ритм биения ее сердца и дыхания, слышит слова любви и радости, тогда он познает «Матрицу свободы». Такие люди чувствуют гармонию и связь с Природой.

Таким образом, перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальное и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальной матрице отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях.

Рождение травмирует не только потому, что ребенок от райских безопасных условий в чреве матери переходит к неблагоприятным условиям внешнего мира, но и потому, что само прохождение через родовой канал связано с чрезвычайно высоким эмоциональным и физическим стрессом и неимоверной болью. Понятно, что среди индивидов, чье рождение было схожим, одни могут быть относительно нормальным, тогда как другие будут проявлять психопатологию различного вида и разной степени. Разовьется ли психопатология, какую специфическую форму она примет и насколько будет серьезной – все это решающим образом определиться индивидуальной постнатальной историей. Чуткое обращение с новорожденным, возобновлением симбиотического взаимодействия с матерью, достаточное время, затрачиваемое на установление связи – вот, наверное, ключевые факторы, способные нейтрализовать вред родовой травмы.

Если ситуация рождения прошла без эксцессов и истощения, а постнатальный уход был правильным и чутким, человек остается с «почти клеточным» ощущением веры в себя в борьбе с препятствиями и в их преодолении. Те же, кто рождался в условиях тяжелой общей анестезии, нередко отмечают, что они способны мобилизовать достаточно энергии на ранних стадиях любого большого начинания, но потом теряют сосредоточенность и чувствуют, что энергия рассеивается и исчезает, в результате им никогда не доводится испытать полную завершенность своего проекта.

Эмоционально важные события последующей жизни влияют на то, в какой мере динамика перинатальных матриц перейдет в проявленную патологию. Хороший материнский уход, удовлетворенность, безопасность и общее преобладание позитивных переживаний в детстве могут создать динамическую буферную зону, предохраняющую индивида от прямого возмущающего воздействия перинатальных эмоций, ощущений и энергии. И наоборот, продолжение травматизации в детстве не только не дает защиты, но еще добавит материала к негативным эмоциям и ощущениям, накопленным на перинатальном уровне.

^ МАТЬ – ЭТО ПЕРВАЯ ВСЕЛЕННАЯ РЕБЕНКА.

Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и психической точек зрения. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающееся психики. Этот факт, заново открытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивно ощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет тому назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.

Беременность для любой женщины является периодом трансформации ее личностной, профессиональной, сексуальной, телесной и других идентичностей. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное психосексуальное взросление самой женщины – будущей матери. Беременность есть естественный, требующий повышенного внимания, не только биологический, но и социальный процесс, предполагающий духовное возвышение женщины в интересах ребенка и всего общества.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ.

Психологи решили опереться на внутренний мир женщины, отыскать в ее биолого-психофизиологических резервах скрытые психологические конструкты, исходящие от ребенка, которого она вынашивает, и способствующие ее самоидентификации. Психологическая работа с беременными женщинами должна строиться на раскрытии эмоциональных, психических, характерологических, установочных черт образного механизма регуляции становления Я-матери, соотнесенного с образом чувственного переживания своего “Супер-Я”, созревающего в чреве.

Психологическая помощь беременным женщинам может быть направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности, которые согласуются с более широкими представлениями о своей личности, нахождением способов ее проявления в контактах с внешней средой, а также свободным выбором и принятием ответственности за их реализацию. С психологической точки зрения работа в период беременности должна быть сфокусирована на следующих моментах:

·
ознакомление с физиологическими аспектами протекания беременности и связанными с ними изменениями в данный период;

·
предоставление будущей матери информации о возможных эмоциональных и поведенческих особенностях, характерных для женщин, в период вынашивания ребенка.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

^ КАК ОНИ РАЗВИВАЮТСЯ.

Поэтому целесообразно начать разговор о внутриутробном развитии ребенка и его особенностей, о психологии младенца с момента образования пупочного канатика, когда мать и ее будущее дитя становятся единым организмом.

Периоды эмбрионального развития ребенка:

1.
начальный (первые 7 дней развития);

2.
зародышевый (со 2-й до 8-й недели беременности);

3.
плодный (с 9-й недели и до родов).

На шестой неделе развития первоначально бесполый зародыш, в результате законченной дифференцировки органов, превращается в зародыш мужского или женского пола. Тревоги и опасения матери по поводу пола ее будущего ребенка, желание иметь ребенка строго определенного пола по хорошо налаженному каналу гормональной связи передаются в формирующийся мозг плода и на всю жизнь оставляют в нем следы, способные стать источником серьезных психологических проблем ребенка в будущем.

К 8-й неделе зародыш начинает приобретать черты, свойственные человеку. В процессе эмбрионального развития человек проходит несколько кризисных периодов, связанных с формированием его отдельных систем. В стабильный период проходят стадии принятия (с 8-й по 16-ю неделю беременности) и стадия внутриутробного младенца (с 20-й по 28-ю неделю беременности).

Кризисными являются:

· стадия инобытия – это момент зачатия ребенка и его принятия организмом матери, т.е. начальный этап формирования плода;

· стадия принятия – на этой стадии происходит принятие плода организмом матери, ее осознание собственной беременности;

· стадия фетальности (с 15-й по 22-ю неделю беременности).

У 23-дневного эмбриона сердце уже имеет форму трубки, но уже сокращается!

На 2-м месяце беременности начинает формироваться скелет. На 5-6 неделе у ребенка вырисовываются черты лица и формируются слуховые анализаторы, ребенок начинает слышать.

С 16 недель появляются спонтанные движения глаз, головы, рук и ног. На этом сроке формируются вкусовые рецепторы, и младенец «на зубок» узнает свою маму, ощущает вкус околоплодных вод. Если мама наелась яблок, малыш будет морщиться, а от сладкого – улыбаться. Ребенок проявляет интерес к запахам ванили, клубники, банана.

На 3-м месяце беременности в животе мамы находиться не эмбрион, а плод, у которого с помощью ультразвука можно прослушать сердцебиение. Формируются внутренние органы.

К 12-14 неделям ребенок – уже человек с пальчиками, ручками и ножками. Он может сосать палец, играть с пуповиной, кувыркаться.

В 26 недель ребенок реагирует на вспышку света.

Младенец в животе матери может видеть сны. За полтора месяца до рождения ребенок начинает различать мужской и женский голоса, запоминает стихи и колыбельную.

В шесть месяцев он открывает глаза…

С третьего до начала седьмого месяца беременности происходит развитие функций и систем, которые позволяют плоду выжить к моменту рождения. В этот период плод наиболее уязвим для вредных влияний: инфекционные заболевания матери, прием сильнодействующих лекарств, алкоголя, стрессовые ситуации, нежеланность ребенка - все это предвестники будущих психических и психологических проблем малыша.

К началу седьмого месяца плод приобретает способность к выживанию в воздушной среде - с этого момента его нередко называют уже ребенком. К этому моменту ребенок, находящийся внутри материнского организма, уже слышит все, что происходит за его пределами. Если у матери на чей-то голос выделяется гормон беспокойства (адреналин), учащается сердцебиение, то есть, появляются гормональные и физиологические признаки страха, все это вместе с ней испытывает и плод. Тревога и страх матери, передавшись младенцу, формируют у еще не появившегося на свет ребенка страх перед тем миром, в который ему придется выйти. И наоборот, спокойствие и уверенность матери в себе, общение с любящими родственниками и друзьями, обращающими к будущему члену семьи теплые и ласковые слова, вызывают у еще не родившегося ребенка ощущение безопасности того мира, который скоро станет для него родным.

До сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, какие механизмы «запускают» процесс родов. Но то, в какие сроки, в какой форме произойдут роды, какими они будут по скорости и т.д., имеет большое значение для будущего психического развития человека.
Итак, ребенок появился на свет! В его мозге уже содержится большое количество информации о мире, в который он попал. У него имеются достаточно зрелые и эффективные органы чувств.

^ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.
В момент зачатия мать и отец – равноправные партнеры. Однако на протяжении последующих девяти месяцев главным действующим лицом становится женщина, но и отец играет важную роль в формировании психологического здоровья будущего ребенка. Поэтому психологическая помощь необходима обоим родителям.

Отцы должны понимать важность его роли в развитии физически и психически здорового ребенка. Необходимо напомнить ему следующее:

· не дожидайтесь часа физического появления ребенка на свет, он уже есть, он ваш, любите его и будьте его покровителем;

·
не жалейте времени на общение с плодом, разговаривайте с ним, и, родившись, он начнет почти сразу же узнавать вас;

·
относитесь с нежностью и вниманием к своей жене, готовящейся стать матерью, потому что ее тревоги, переживания и обиды обязательно отразятся на физическом и психическом здоровье вашего ребенка.

Каждая будущая мать должна следовать некоторым советам, которые кратко можно сформулировать так:

·
откажитесь от всех вредных привычек, ибо образ жизни и питания беременной женщины закладывают основу здоровья плода;

·
старайтесь избежать стрессов и не давайте воли отрицательным эмоциям, потому что страх, ревность, злоба, душевная боль наносит непоправимый вред плоду и его формирующееся психике;

·
любите свое будущее дитя, ибо любовь матери – мощный фактор защиты, способный прикрыть плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых ситуациях;

·
не забывайте о том, что музыка, пение, поэзия, искусство, общение с природой успокаивают, даруют радость и чувство внутренней свободы, которые благоприятно сказываются на ребенке, приносят ему ощущения счастья и покоя;

·
пытайтесь думать о тех качествах, которые хотели бы видеть в ребенке, направляйте мысли на такие категории, как доброта, мудрость, интеллигентность, честность, духовная красота. Будущая мать с помощью воображения может нарисовать себе картины проявления этих качеств и в детском возрасте и в подростковом, и в более зрелом. При этом не следует особо сосредоточиваться на половой принадлежности. Подобная визуализация – осознанное влияние на силы подсознания с целью их активизации и воплощения задуманного в жизнь. Главная задача заключается в том, чтобы заложить в них основу высоких качеств общего характера, которые дети смогут развить в последующем.

·
помните о том, что плод способен улавливать информацию своими клетками, а также записывать ее;

·
беседуйте со своим будущим ребенком, объясняйте ему происходящее, успокаивайте и подбадривайте его, так как это приводит к полному единению с ним.

Что касается действия голоса матери, то оно настолько велико, что доктору Томатису удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Этот возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.

Плод отлично воспринимает музыку, которую слушает мать во время беременности. Он избирательно реагирует на прослушиваемую музыку. Так, Бетховен и Брамс действуют на плод возбуждающе, тогда как Моцарт и Вивальди успокаивают его, а против рока он восстает и начинает активно колотить ножками в живот. Итак, следует запомнить, что во время беременности слушать полезно – спокойную классику, напевный джаз, веселые современные мелодии, русские народные песни; не очень полезно – рок, тревожную, трагическую классическую классику; вредно – рок, хард-рок, хеви-металл.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и запоминания.

Для успешного ведения беременности требуется не только медицинское обследование, но в равной мере – психологическое. Характерологический портрет полноценно функционирующей женщины, зрелой матери, включает следующие необходимые и достаточные черты:

· открытость опыту (включающую в себя телесную, эмоциональную и интуитивную рефлексию, внутренний опыт переживаний),

·
бытие «здесь и теперь» (умение оценить настоящий момент),

·
ответственную свободу (чувство свободной воли и контроля над жизнью),

·
творческую адаптивность, осознание собственной индивидуальности (уникальности существования, умение быть самой собой),
духовность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня человечество все отчетливее понимает, что отсчет жизни начинается не в момент появления ребенка на свет, а гораздо раньше. Именно осознание этого факта объясняется развертывание во многих странах мира движения, сторонники которого являются ярыми противниками абортов, считая их средством массового убийства беззащитных, слабых, но уже чувствующих и сжимающихся в крошечный комочек от страха за свою жизнь существ.

Я считаю, что проблему абортов не решить только психологам. Это проблема наиболее глобальная. Должно измениться отношение к семье, рождению ребенка. Я думаю еще в школе (12-13 лет) надо ввести занятия по этике, физиологии и психологии семейной жизни, которые будут вести высококвалифицированные психологи и врачи. На таких занятиях они могли бы познакомиться с физиологией сексуальной жизни, научиться пользоваться современными средствами контрацепции, узнать о последствиях абортов, научится искусству общения между противоположными полами. В женских консультациях обязательно должны работать психологи, которые могут помочь женщинам и семейным парам разобраться в возникших проблемах и помочь им их решить наиболее рациональным путем. В решении проблемы роста абортов должно быть заинтересовано и государство, которое бы создало все условия жизни, чтобы женщины рожали: улучшение жилищных условий при рождении трех и больше детей, достаточное количество дошкольных учреждений, достойное детское пособие, оказание квалифицированной бесплатной медицинской и психологической помощи, санаторно-курортное лечение и т.п.

Знакомясь с литературой, мне попался на глаза буклет, выпущенный православным медико-просветительским центром «ЖИЗНЬ», о проблемах абортов «Что такое мини-аборт?». Мне очень запал в душу приведенный в этом буклете дневник нерожденного ребенка и именно им я хочу закончить свою работу, но не поставить точку в проблеме абортов. Перинатальная психология сравнительно молодая отрасль психологии и необходимо ее активное развитие и внедрение в повседневную жизнь.

^ ДНЕВНИК НЕРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА.
5 октября . Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я девочка, у меня будут русые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что я буду любить цветы.

19 октября . Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.

23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет «мама».

2 ноября . Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.

12 ноября. У меня формируются пальчики – смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.

20 ноября . Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!

13 декабря . Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.

24 декабря . Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Н.П.Коваленко «Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов» – Автореф. Дисс. канд. мед. наук. С.-Петербург, 1998.

2. Л.Д.Столяренко «Основы психологии» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997.

3. Андрэ Бертин «Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях» - МНПО «Жизнь», 1992.

4. А. Плешакова «Младенцы помнят даже день зачатия!» - «Комсомольская правда» от 26.11.1999.

Похожая информация.


С какого момента человек становится человеком? Есть ли у новорожденного сознание, душа, психика, память? Когда все это появляется? Что чувствует и переживает новорожденный до того, как родится? Когда же собственно говоря появляется жизнь?
Эти вопросы волнуют не только родителей. Поиском истины занимаются и ученые. У нас есть все больше и больше информации о первых моментах жизни малышей, их развитии в материнской утробе. Оказывается,ощущения и умения новорожденного развиваются намного раньше, чем предполагали, иначе происходит формирование сверхтонких структур мозга. А связь с будущими родителями закладывается еще до беременности.
Наталья Мовчан.
Перинатальна психологія (греч. peri - вокруг, и лат. natalis - тот, кто имеет отношение к рождению) - отрасль клинической психологии, включающая в себя психологию беременности, родов и послеродового периода. П. п. является одной из относительно новых и еще недостаточно теоретически оформленных отраслей клинической психологии, но, несмотря на это, практическая П. п. интенсивно развивается в виде психокоррекционных программ для беременных женщин, родильниц, их семей.

Определение перинатальной психологии
Еще не так давно полагалось, что человеческий зародыш, развиваясь, повторяет стадии развития низших животных. Однако более новые научные наблюдения говорят о другом: даже на самых ранних стадиях развития человеческий зародыш не тождественен зародышу рыбы, пресмыкающегося или птицы.
Многие вещи о жизни неродившегося человека мы узнали совсем недавно. Ученые, вооружившись электронными микроскопами, ультразвуковой аппаратурой и эндоскопией (непосредственное наблюдение ребенка в утробе через специальную трубочку), сделали ошеломляющие открытия. Это кажется невероятным, но когда величина зародыша человека еще не достигает 2 мм, уже функционирует его мозг, управляющий дальнейшим его развитием. А при величине в 3,5 мм, то есть в возрасте 25-ти дней, зародыш человека имеет все важнейшие органы: сердце, кожу, центральную нервную систему, печень, легкие, кишечник и пол.Эти удивительные открытия совершенно меняют наши представления о младенце под сердцем матери.
В тоже время происходили изменения и в различных нюансах материнского поведения. На разных этапах в обществе возникали различныевзгляды на«модель материнства».На каком-то этапе материнские функции стали заменяться на стремление к независимости, карьерный рост, свободу от обязательств и ответственности. Стало появляться все больше неполных семей. По мнению Г.Филипповой, настоящее время характеризуется наличием большого количества женщин, у которых отсутствуют качества, составляющие «модель материнства». Для этого они должны получать обучение, в организации которого должны принимать участие и перинатальные психологи.
В настоящее время появляется квалифицированная категория специалистов психологов, занимающихся подготовкой беременных к родам, материнству с помощью современных знаний о психической природе человека в этот период и о влиянии этих особенностей на развивающийся плод. Данная область и есть перинатальная психология (Бертин А., 1992). К сожалению, на государственном уровне это направление еще не обозначено четкими профессиональными рамками, однако программы перинатальной психологии активно используются в дородовой подготовке будущих родителей.

С точки зрения науки,перинатальная психология– сравнительно молодая отрасль психологии, которая занимается изучением диады «мать-дитя» и психики ребенка в период от зачатия до рождения и в первый год жизни, исследует обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности. Наука сочетает в себе два направления: пренатальный (от зачатия до рождения) и постнатальный (от рождения до года).

Перинатальную психологию можно представить в виде нескольких разделов:
психология материнства;
психология пренатального ребенка;
психология новорожденного.

В конце XX века появились научные знания о внутриутробном развитии, новые технологии, новые теории. Конечно, эти знания не могли не отразиться на становлении перинатальной психологии. Постепенно сложился единый подход, который стал некой базовой точкой. Суть ее в том, что в жизни человека есть период, когда отношения с миром осуществляются через маму.То есть, человек находится в тесных отношениях с мамой, образует с ней нечто целое – «диаду». Это целое постепенно разделяется, и к трём годам ребенок становится относительно самостоятельным и осознающим свое «Я». Таким образом, перинатальная психология изучает ту часть жизни человека, когда он еще не есть самостоятельное, независимое «Я», а является членом диады – единой системы «мать-дитя».
Началом принято считать момент, когда у родителей появляется некая «идея ребёнка»: «У ребёнка должно быть своё место в нашей жизни, так как от образа этого места – от представления родителей о ребенка и своем взаимодействии с ним - будет зависеть, каким он станет. Поэтому, когда мы, психологи, работаем с будущими родителями, мы вместе с ними готовим это место. И это уже начало диадических отношений. Есть мама, есть место её ребёнка и с этим уже можно что-то делать.» (Г.Филиппова).

Практическая деятельность перинатальной психологии
Практическая деятельность: перинатальная психодиагностика, психотерапия, психокоррекция и консультирование, которые используются для решения широкого спектра проблем, связанных с поддержкой репродуктивного здоровья и коррекцией его нарушений, обеспечением и коррекцией условий развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, актуализацией перинатальных проблем в психике взрослого человека. Работа проводится индивидуально, с парами, семьями или в группах. Продолжительность психодиагностики, консультирования, терапевтических программ определяется глубиной и содержанием психологических и психосоматических проблем и содержаниемконтрактов с клиентами о желаемых результатах и может варьировать от единичных сессий до многомесячной регулярной работы. Применяется в клинических условиях, в немедицинской форме в условиях психологических центров и консультаций и частнопрактикующими психологами и психотерапевтами.

Темы практической перинатальной психологии:
Психология беременности
Девиантное материнство
Типы переживания беременности
Проблема "нежеланных детей"
Суррогатное материнство
Психологические особенности ранней беременности
Аборты – психологическое состояние женщины и влияние на последующие беременности
Потеря ребенка
Страхи беременных
Психологическая подготовка к родам
Роды
Послеродовые депрессии
Травмы рождения
Психика новорожденного
Ресурсная терапия
Психология бесплодия и терпия психогенного бесплодия
Психологическое состояние женщины, кормящей грудью
Возрастные кризисы развития личности (в частности кризис первого и третьего года жизни)
Семья на этапе планирования, беременности и рождения ребенка.

Кроме того в область практики входят психопрофилактика и формирование родительства – в форме подготовки к зачатию, родам и родительству, работа с родителями после рождения ребенка. Это рассматривается (и осуществляется) как формирование адекватной среды развития ребенка. В последнее время наблюдается тенденция создания комплексных медико-психологических центров, объединяющих в себе работу со всеми этапами репродуктивного цикла – от онтогенеза репродуктивной сферы, подготовки к зачатию, ведения беременности, подготовки и сопровождения родов - до работы с родителями и детьми после рождения, совмещающих всестороны этой работы: медицинскую, психологическую, просветительскую, педагогическую и психотерапевтическую.
Перинатальный психолог (консультант по перинатальному воспитанию) – это специалист в области психологии ребенка перинатального периода, грудного и раннего возраста, а так же психологии беременной, роженицы и кормящей матери. Он изучает закономерности и оптимальные условия для формирования и развития психики ребенка.

Практические задачи перинатального психолога
1.Занятия с беременными:
по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
формирование материнской доминанты;
настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).
2. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще.
3. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов.
4. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.
5. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.
6. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.
7. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.
8. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.
И самое главное - психологическая поддержка во время беременности, родов и в послеродовой период.

Образовательная деятельность
Ведется подготовка специалистов в рамках общего и последипломного специального образования. Кафедрами ряда ВУЗов разработаны и утверждены программы спецкурсов и специализаций общего высшего и последипломного. Разработаны авторские образовательные программы обучения, которые проводят ведущие специалисты по перинатальной психологии и психотерапии. Эти образовательные курсы и программы постоянно обновляются и модифицируются в соответствии с новыми достижениями науки и практики в области перинатальной психологии и психотерапии.
Тесная связь ребенка именно с матерью, причем на самых первых этапах развития – связь физическая, а также представление о системном строении общности «мать – дитя» послужили основанием для включения в область исследования перинатальной психологии проблем, связанных с особенностями матери, которая в диадическом подходе рассматривается как создающая условия для развития ребенка. В результате возникло новое направление, ориентированное на изучение материкак субъекта материнства – психология материнства.Сейчас уже можно говорить о психологииродительства в целом, включающей психологию материнства и отцовства (последняя в настоящее время приобретает все большую популярность), общие проблемы родительства и их более поздние фазы развития – постродительство, и т. п. Таким образом, перинатальная психология и психология родительства являются взаимосвязанными и взаимодополняющими разделами психологии, но при этом каждый из них имеет свой предмет исследования.
В теоретическом плане перинатальная психология имеет собственную развитую теоретическую базу, включающую оригинальную теорию раннего развития личности, концепции психологии и психосомматики репродуктивной сферы и ее составляющих, представления о факторах, определяющих жизненные сценарии и другие разработки.

Краткая история
Известно, что первые шаги в перинатальной науке относятся к 1920–1950-м годам ХХв. В рамках психоаналитического течения, ее развивали Анна Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни.
Инициатором создания перинатальной психологии является доктор Густав Ханс Грабер (Gustav Hans Graber), который 1971 году сформировал в Вене Международную исследовательскую группу по пренатальной психологии.

Развитие западной перинатальной психологии в первую очередь связано с именем Станислава Грофа, американского психолога чешского происхождения, основателя трансперсональной психологии. Гроф предложил на основе опытов с использованием ЛСД также теорию четырех перинатальных матриц, в виде которых фиксируются все перинатальные события. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.

В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

В 1983 году в Торонто состоялся первый американский конгресс по пре- и перинатальному воспитанию. Назрела необходимость внедрения перинатальной психологии в акушерско-педиатрическую практику и в России.

В 1986 году в Бадгайстене (Австрия) прошел первый Международный конгресс под девизом содействия пренатальной психологии. Там же было провозглашено о создании Международной Ассоциации пренатальной и перинатальной психологии и медицины (International Society for Prenatal and Perinatal Psychology and Medicine – ISPPM). В последующем конгрессы ISPPM проходили каждые три года. Первым президентом ISPPM был Густав Х. Грабер (Швейцария). C 1989 году издается Международный журнал пренаталальной и перинатальной психологии и медицины (выходит четыре раза в год на английском и немецком языках).

С 1993 года образуются научные секции и ассоциации, регулярно проводятся тематические конференции и конгрессы, организуются симпозиумы на психологических и психотерапевтических конференциях и конгрессах.
Перинатальная психология в России развивается при активном участии РАППМ с 1994 года.
РАППМ - Российская Ассоциация Перинатальной Психологии и Медицины - это общественное объединение, учрежденное в МИПУ (Международный Институт Психологии и Управления). Ежегодно проводит научные международные конференции и семинары для специалистов. www.mipu.org.ru
В настоящее время Ассоциация - солидное научное, общественное объединение, задающее тон в развитии Перинатальной Психологии в России.

С 2002 года Ассоциация сотрудничает с Международной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.


20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциацией Перинатальной Психологии и Медицины, существующей более 60 лет за рубежом. Перинатальная психология интегрирует знания многих направлений в науке и практике для решения задач улучшения психосоматического здоровья беременных и рожениц и их детей, повышения уровня репродуктивного здоровья.
Руководителем РАППМ является доктор Психологических наук, профессор Коваленко Н.П.с 1996 года.

В 1994 году в Санкт-Петербурге прошла первая конференция по перинатальной психологии.

В 1994 году, в России (город Иваново) было проведено Учредительное собрание по организации Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины (АППМ).

В 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

В 1996 году в Москве прошла Первая конференция по психотерапии.

20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение”, на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России.

Российская перинатальная психология развивалась на основе теорий Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и других психологов. Существует целый ряд концепций:

Онтогенетическая концепция материнства (Г.Г. Филипповой),

Биопсихосоциальная концепция девиантного материнства (В.И. Брутмана),

Концепция психофизиологии материнской доминанты (Батуев А.С, Васильева В.В.),

Концепция психологии материнства и психологии репродуктивной сферы (Филиппова Г.Г.),

Концепция перинатальной психотерапии (Дебряков И.В.),

Концепция трансперсонального направления перинатальной психологии (Брехман Г.И., Ташаев Ш.),

Теоретическое обоснование и практическое приложение перинатальной психологии к коррекции беременности (Коваленко Н.П.) и подготовки к родительству (Ланцбург М.Е.) и другие.

При Российском психологическом обществе имеется секция по перинатальной психологии. С 2004 года издается журнал «Перинатальная психология и психология родительства».

На Украине пп существует в тесном сотрудничестве с мировыми научными практиками и тенденциями. Проходят конференции и форумы для специалистов во многих городах Украины: Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, Львов, Ивано-Франковск, Симферополь, Донецк и другие. Открываются новые кафедры на базе высших учебных заведений. Создаются Ассоциации Осознанного Родительства и перинатальные центры.

В числе первых больших и значимых событий, которые открывали мир ПП на Украине следует отметить: Первый международный форум негосударственных организаций "Семья от А до Я", Международная междисциплинарная конференция "Перинатальная культура Украины - путь к возрождению нации" (НПЦ осознанного родительства «Эйлития»), научно-практическая конференция по психологии для врачей акушеров-гинекологов "Ребёнок XXI века" (МОЗ Украины).

Современную перинатальную психологию можно охарактеризовать как область исследования, занимающуюся изучением развития ребенка и его взаимосвязей с родителями (в первую очередь с матерью) в период от подготовки родителей к зачатию до завершения процесса сепарации ребенка от матери. Наиболее широким в этом случае будет выделение временного периода от подготовки к зачатию (вне зависимости от его планируемости) до трехлетнего возраста ребенка, более узким – от зачатия до конца первого года жизни.

Наталья Мовчан - перинатальный психолог.

Статья напечатана в газете "Психолог дошкольника", январь 2010 г.

Похожие публикации