Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Прошедшему времени являются суффикс. Суффиксы. Начальная школа

    Для того,чтобы правильно ответить на этот вопрос,нужно вспомнить,что такое основа слова.

    Основой слова является часть слова без окончания,значит присиавка,корень и суффикс составляют основу многих слов. Но нужно учитывать,что сффикс,суффиксу рознь.

    В составе многих слов, существуют суффиксы,которые не образуют новое слово,а только меняют его форму.

    Такие суффиксы называют формообразующие .

    Формообразующие суффиксы не входят в состав слова.

    ПишУЩий;видИМый;

    Делать-делаЯ.

    На сколько мне известно, в основу слова не входят формообразующие суффиксы глагола -ти: идти, -ть: петь. -ся -сь: Смеешься, смеюсь. Суффикс глагола прошедшего времени:-л-: пел. Суффиксы деепричастия -в, -а,-я,-вши не входят в основу, потому что они образуют особую форму глагола. То есть относятся к формообразующим. Для школьной программы и егэ это так. В словах СделаВ, делаЯ, сняВШИ и им подобным суффиксы не войдут с основу.

    В основу слова входят морфемы, образующие само слово, то есть - приставки, корни и словообразущие суффиксы, а вот формообразующие суффиксы в основу не вхожи и поэтому при выделении основы мы их отбрасываем.

    Формообразущими суффиксами являются: суффиксы причастий, деепричастий, суффикс глаголов прошедшего времени - л , суффиксы неопределенной формы (инфинитив) глагола - ть и ти , суффиксы у глаголов в повелительном наклонении, суффиксы прилагательных и наречий сравнительной степени - ее , ше , ей .

    Для того, чтобы назвать суффиксы, не входящие в основу слова, необходимо вспомнить, что такое основа.

    Под основой, в самом общем смысле, подразумевают все те морфемы, которые образуют слово (но не его формы, не словоформы!).

    Так, например, мы имеем слово стол. Основа - стол. У этого существительного есть различные формы - столом, стола, столе и так далее. Но во всех этих формах основой останется стол.

    При помощи суффикса, как правило, образуются новые слова. И эти суффиксы непосредственно входят в основу и нам, в данном случае, не нужны.

    Но и такие суффиксы, которые расположены вне основы. И дело не в их позиции, а в их функции:

    1. В первую очередь, это так называемые инфинитивные суффиксы: -ть- и -ти-. (бежать, пойти)
    2. Суффикс, образующий прошедшее время глагола: -л-. (играл, умывался)
    3. Суффикс повелительного наклонения: -и-. (заходи, берегись)
    4. Суффиксы простых форм сравнительной степени: -ее-, -ей-, -ше-. (красивее, наглядней, краше)
    5. Иногда к этому же ряду относят и суффиксы возвратности - постфиксы -ся, -сь. (засмотрелся, улыбнись).

    И некоторые менее часто в языке встречающееся.

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими, формообразующий суффикс образует только форму слова, поэтому формообразующие суффиксы и не входят в основу слова в отличие от словообразующих, к формообразующим суффиксам относятся следующие суффиксы.

    Мало сказать, что формообразующие суффиксы не включаются в основу слова, стоит еще и указать, какие именно суффиксы считаются формообразующими (чтобы не возникало вопросов типа: входит ли суффикс Л или СЯ, например, в основу слова).

    Итак, для ознакомления со всем перечнем формообразующих суффиксов предлагаю посмотреть таблицу, в ней же и примеры слов с этими суффиксами:

    Суффиксы бывают словообразующими и формообразующими. Формообразующий суффикс, как я думаю, понятно из его говорящего названия, образует только форму слова, то есть по существу получается то же слово, но в иной форме. Поэтому формообразующие суффиксы не входят в основу слова.

    Назову в качестве формообразующих суффикс следующие:

    1)все суффиксы сравнительных степеней прилагательных и наречий,например:

    светлый -светлее , светлейш ий;

    громко - громче ;

    2) суффиксы причастий:

    гремящ ий, стелющ ий, заиндевевш ий, клеим ый, неотъемлем ый, посеянн ый, поклеенн ый, растрт ый;

    3) суффиксы деепричастий: засеяв , засеявши , нсш и, видя , слыша ;

    4) суффикс глаголов прошедшего времени: прошл , надеял ась.

    Насчет инфинитива существует разное мнение: сдающие ЕГЭ относят -ть, -ти, -чь в конце инфинитива к окончанию;

    а сдающие ЦТ - к формообразующим суффиксам. Вот такая разноголосица - чересполосица.

    В русском языке есть правило, согласно которого в основу слова не могут быть включены так называемые формообразующие суффиксы, с помощью которых от исходного слова получается новая форма. К таким суффиксам относятся глагольные суффиксы с помощью которых образуется неопределенная форма - это -ТЬ и -ТИ, пример: думает - думать. Не входят в основу и глагольные суффиксы прошедшего времени - это суффикс -Л. Пример Думает - Думал.

    Помимо этого в основу слова не войдут формообразующие суффиксы деепричастий - это -Я, -В, -А, -ВШИ, суффиксы причастий: -Ем, -Им, Ющ, -Ящ и некоторые другие, суффиксы сравнительной степени у прилагательных: -Ее, -Ей.

  • Суффиксы бывают двух видов: словообразующими и формообразующими. Так вот, как раз вторые не входят в основу, потому что они не создают новое слово, а лишь преобразовывают его. К этим суффиксам относится:

    • деепричастный суффикс;
    • страдательных причастий;
    • действительных причастий;
    • неопределенной формы глагола;
    • прошедшего времени глаголов;
    • степени сравнения прилагательных и наречий на гласные буквы о и е.
  • К таким суффиксам, которые не входят в основу слова, относят формообразующие (или словоизменительные) суффиксы - которые помогают образовывать новые формы слова.

    Часто такие суффиксы употребляются в глаголах .

    Суффикс ть или ти - участвует в образовании инфинитива:

    суффикс л участвует в образовании формы прошедшего времени у глагола:

    Бывают случаи. когда формообразующий суффикс стоит после окончания:

    Не включаются в основу слова также суффиксы, образующие сравнительную степень наречий и имен прилагательных:

    • умн-ее, взросл-ее.

    И еще не включаются в основу слова суффиксы в именах причастных и деепричастных:

    • руковод-ящ -ий, свет-ящ -ийся,
    • руковод-им -ый, влек-ом -ый,
    • зажиг-ая , увлек-ши -сь

THESE NAUGHTY SUFFIXES: DIFFICULT QUESTIONS OF MORPHEMIC ANALYSIS

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department


Abstract
The article is devoted to the review of difficult questions of morphemic analysis associated with the allocation of suffixes in the word. This article discusses ways allocation a zero suffixes, variants of suffixes, irregular suffixes, status -ть (-ти) in the infinitive, suffixoides, postfixes and interfixes and processes of simplification and applications associated with the suffixes. The conclusion about necessity a creative, research approach to the morphemic analysis.

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» .

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’). Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без -дом-н -ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на -пис-а-нн -ая . Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше . Например: добр-ее (добр-ей ), тонь-ше , выш-е , добр-ейш -ий, тонч- айш-ий, глубоч-айше , покорн-ейше .

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я . Например: бег-ущ -ий, гон-им -ый, уста-вш -ий, обиж-енн -ый, обиде-в , разбира-я .

3. Суффикс прошедшего времени -л -, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л , нес (нулевой).

4.Суффикс повелительного наклонения -и -, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и , нес-и -те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, - j - , -ят-, -ов j - . Например: чуд-ес -а, мат-ер -и, плем-ен -а, брать- j -я, кот-ят -а, сын-овь j ;

б) форма единственного числа: -ин -. Например: граждан-ин .

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: - j -. Например: чита- j -ю, прочита- j -ешь . Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» .

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1. Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись- j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс -ий .

2. Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа . Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость , слад-ость , пошл-ость и под.

3. Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян -ой → водян-ист -ый → водянист-ость . В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс -ся , окончание -ая - и формообразовательный суффикс причастия -вш -, а затем выделим глагольный суффикс -ыва -.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой и понятный закон грамотного анализа структуры слова» .

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом , семей , лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса : 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер- Æ , нес- Æ ; сравните: умер-л -а, несли ; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось- Æ ; сравните: нес-и . После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход- Æ ¬ переходить , синь- Æ ¬ синий , заик- Æ -а- ¬ заикаться, пят- Æ -ый ¬ пять, физик- Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом .

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» .

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича- . Например: учи-тель , зл-ость , сопер-нича -ть . С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

-к - и -ок -: памят-к -а – памят-ок ,

-ец - и -ц -: сыр-ец – сыр-ц ,

-н - и -ен - в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н ,

-ова - и -у j - в формах глагола: пир-ова -л, пир-у j ,

- j (а) и -ий : прыгунь- j -я – прыгун-ий .

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч -ик, сын-ок – сын-оч -ек, собачь- j -я, собач-ий .

Суффиксом или окончанием является -ть (-ти ) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль -ть (-ти ) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть , вез-ти . Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением -ть (-ти ) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л , строи-вш-ий .

В школьном учебнике по традиции -ть (-ти ) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда -ть (-ти ) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот -чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек -у, печ -ёшь, печь .

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю ), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро- j ) , - j - является суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й ), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, - j - в суффиксах н и j - -ни j - (повторение, желание ). В этом случае не заметить - j - не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. -ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, -ик -: стол-ик , дом-ик , столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а , бег-ущ-ий . Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух , мал-ютк . Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» . Например: попадь- j -я, почт-амт , стекл-ярус , патрон-таш , куст-арник , коз-ёл , пролетар-ий . При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-о стекл-ярус .

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух , жизнь , дар , пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть ). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» .

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» . Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу -) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар , языко-вед , цвето-вод , лесо-воз , вино-дел , земле-коп , теле-граф , паро-образ-н- ый . Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» . Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый ).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс -оват -, в слове Минский – корень Минск - и суффикс -ск - и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский .

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь , формировавший-ся , съешь-ка , кому-то , какого-нибудь , пришел-таки . Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфикс -ся (-сь ) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся , рассердить-ся , бросить-ся . В ряде случаев аффикс -ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака -ть-ся , вчита -л-ся , разгуля -вш-ий-ся . Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без -ся .

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е , которые выделяются между частями сложных слов: земл-е -мер, пар-о -ход . Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий ) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й -ный, там → там-ош -ний, сегодня → сегодня-ш -ний, кино → кино-ш -ник, орел → орл-ов -ский, Сочи → соч-ин -ский . В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса -ск -: Ростов → ростов-ск -ий, Тула → туль-ск -ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин -ский , и явление аппликации: Курск → курск-ий .

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

  • Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.
  • Количество просмотров публикации: Please wait
    Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по

    К языкознанию люди чаще всего обращаются в двух случаях: во время учебы на лингвистическом факультете и в попытках помочь своему ребенку с домашними заданиями. Тема формообразующих суффиксов считается не самой легкой. Огромный список морфем при беглом взгляде на него не обнаруживает четкой системы. Кажется, что составлен он коллективно. И даже возникает мысль, что кто-то придумал эту тему ради шутки и сам в ней не очень-то разбирался. Но это все только на первый взгляд. На самом деле тема словообразующих и формообразующих суффиксов очень интересна и легка для восприятия.

    Определение понятий

    Для начала стоит обозначить все возможные термины, чтобы не путаться в них.

    Итак, суффикс - это изменяемая часть слова, стоящая между окончанием и основой (или другим суффиксом). Эта морфема служит для образования новых слов или его форм. Суффиксы (как языковое явление) часто свойственны В языкознании также используется термин "аффикс", который, по сути, можно считать синонимом. Однако иногда этот момент может запутать, поскольку аффиксами также называются и другие морфемы, кроме окончания, образующие другие формы и виды слова. Существует несколько видов суффиксов, но нас интересуют только два, поскольку они тесно связаны друг с другом.

    Словообразовательный суффикс - это морфема, предназначение которой видно уже из названия. Она служит для образования новых слов. А формообразующий суффикс, в свою очередь, помогает создавать не новые слова, а, как тоже понятно из названия, его формы, то есть различные вариации уже существующего слова.

    Очень важно не путать эти два понятия.

    На самом деле главная сложность темы суффиксов заключается в напускном неподчинении каким-либо правилам и отсутствии системы как таковой. Закономерности, однако же, есть, просто они не рассматриваются в школьной образовательной системе из-за ненужности. Казалось бы, решение верное, ведь тот, кому интересна эта тема, будет и дальше развивать себя в этой стезе. Но вместе с этим, остается куча незакрытых пробелов, из-за чего дети в дальнейшем обучении или просто зазубривают все аффиксы, или просто пишут и делают задания наугад.

    Для многих станет открытием, что появление того или иного суффикса в слове зависит от его свойств, от его основы. Какие-то из них присущи только глаголам, какие-то - только прилагательным, какие-то обозначают части тела, а какие-то - характеристики. Суффиксы различаются и по своему количеству: каких-то много, а какие-то существуют только в единственном варианте.

    Говоря о последнем моменте, необходимо упомянуть о двух группах, на которые можно поделить все аффиксы. Это живые суффиксы, которые активно образуют слова и его формы, и мертвые, определить которые возможно только при глубоком анализе.

    Формообразующие суффиксы глаголов

    Рассмотрим их подробнее. Примеры формообразующих суффиксов широко встречаются в глаголах. Например, для образования различных времен или наклонений, инфинитивов и так далее. Некоторые примеры можно увидеть в этой таблице:

    Итак, здесь приведены самые популярные суффиксы. Не замечая того, люди очень часто их используют. Глаголы - наиболее употребляемая часть речи в русском языке. И аффиксы в них необходимы, чтобы разнообразить речь.

    Также интересен тот факт, что существует не только но и нулевой суффикс.

    Формообразующие суффиксы причастий и деепричастий

    В некоторых учебниках эти формы рассматриваются как особые вариации глагола, однако лучше выделить их в отдельном пункте. Итак, список формообразующих суффиксов для причастий и деепричастий:

    Деепричастия и причастия используются реже, чем глаголы, но тем не менее указанные выше суффиксы все равно употребляются достаточно часто.

    Примеры суффиксов в прилагательных

    Формообразующие суффиксы в прилагательных выражаются в образовании форм простой сравнительной и простой превосходной степеней. Суффиксы -е-/-ее (-ей), -ше, -же относятся к простой степени сравнения, а аффикс -ейш-/-айш- - к превосходной.

    Суффиксы в существительных

    Формы существительных образуются при помощи краткого списка суффиксов.

    Множественное число и косвенные падежи образуются через аффиксы -ес-, -ер-, -ен-, -ят- и другие. Одним из суффиксов образования формы единственного числа является -ин-.

    Чтобы тема лучше усвоилась, обратите внимание на слова с формообразующими суффиксами:

    Примеры на суффиксы для инфинитива

    Смотреть, вести, мочь

    Примеры на формообразующие суффиксы для прошедшего времени

    Смотрел, вертела

    Примеры на суффиксы для повелительного наклонения

    Иди, пишите

    Примеры на формообразующие суффиксы для причастия

    Посмотревший, пишущий, видящий, прочитанный и др.

    Примеры на суффиксы для сравнительной степени

    Лучше, сильнее, больше

    Примеры на формообразующие суффиксы для превосходной степени

    Лучший, сильнейший, величайший

    Примеры на суффиксы для множественного числа имени существительного

    Матери, чудеса, котята, племена

    Примеры на формообразующие суффиксы для единственного числа имени существительного

    Гражданин

    Некоторые ошибки, касающиеся суффиксов

    Необходимость знакомства с разными видами морфем, в том числе и с формообразующими суффиксами, объясняется одним из заданий школьной программы. Имеется в виду морфемный разбор слова. Основные ошибки, касающиеся данного задания, связаны именно с этими аффиксами. Например, некоторые буквы суффиксов добавляются к окончаниям и корням. Другой ошибкой является складывание двух аффиксов в один - для этого очень важно знать и различать разные морфемы.

    Также нужно помнить о том, что любые формообразующие морфемы, в том числе и суффиксы, не входят в основу слова. Это важно, потому что это - еще одна грубая ошибка, которую совершают ученики во время разбора слова на морфемы.

    Как дело обстоит в английском языке?

    В отличие от русского языка, в английском намного меньше формообразующих суффиксов. Их всего пять, и все они описаны в этой таблице:

    Суффикс -ed

    Суффикс, образующий форму простого, продолженного, перфектного прошедшего времени, а также причастия

    Суффиксы -s/es

    Суффикс, служащий для образования формы простого настоящего времени глагола и множественного числа существительного

    Суффикс -ing

    Суффикс, образующий герундий (отглагольная форма, означающая действие как предмет), который используется для образования форм продолженного прошедшего, настоящего и будущего времен

    Суффикс -er

    Суффикс, образующий форму сравнительной степени прилагательного

    Суффикс -est

    Суффикс, образующий форму превосходную степень прилагательного

    Намного сложнее дела состоят со словообразовательными суффиксами. Их намного больше, поэтому запомнить их несколько проблематичнее.

    Как можно заметить, формообразующие суффиксы часто употребляются с глаголами и прилагательными, что отлично от русского. Это объясняется принадлежностью языков к разным группам.

    Таким образом, можно сделать вывод, что тема формообразующих суффиксов, хоть и является достаточно объемной, но в то же время не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Лингвистика и языкознание необходимы не только на факультете иностранных языков во время изучения теории и практики словообразования. Тема суффиксов не зря так рано рассматривается в школе, потому что даже ребенок в состоянии разобраться в этом вопросе. Пусть он и кажется сумбурным, но любой сможет выучить весь этот большой и странный список, который пригодится ему потом.

    СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

    Л.С.СТЕПАНОВА

    В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (-ть, -ти и -чь ) называют «окончанием инфинитива» или «показателем неопределенной формы». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.

    В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания...» (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти » (с. 109).

    Однако в том же «Сборнике упражнений...» Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание... а в неизменяемых – только основа...». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении... Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

    Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

    Вероятно, чтобы избежать этого непримиримого противоречия, в учебном пособии под ред. В.В. Бабайцевой («Русский язык. Теория и практика». М.: Просвещение) конечные морфемы инфинитива -ть, -ти и -чь определяются как суффиксы. Так же определяются эти морфемы и в справочном издании «Русский язык. Энциклопедия» (Изд. 2-е, перераб. и доп. Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М.: «Большая Российская энциклопедия», «Дрофа», 1997). Здесь в статье «Инфинитив» говорится: «Инфинитив состоит из основы и суффикса» (с. 158).

    Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

    Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова)... Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий) , прошедшего времении (нес-л-а) , инфинитива (нес-ти) , причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши) ...» (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По... своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие... Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти ... Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу...».

    Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа -ть, писа -л, писа -вш-ий) . На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л- ), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

    Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

    1. В разделе «Словообразование» дать подразделение суффиксов на словообразовательные и формообразующие 1 .

    Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

    Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

    o суффиксы сравнительной и превосходной степени -ее, -е (быстр-ый – быстр-ее, быстр-о – быстр-ее; чищ-е), -ейш-, -айш- (скучн-ый – скучн-ейш-ий, велик-ий – велич-айш-ий) ;

    o суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а) ;

    o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

    o суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь );

    o суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (пиш-ущ-ий, чита-ющ-ий, стро-ящ-ий, дыш-ащ-ий), -ш-, -вш-, -нн-, -енн-, -т- (нес-ш-ий, писа-вш-ий, разодра-нн-ый, купл-енн-ый, обу-т-ый), -ем-, -ом-, -им- (преследу-ем-ый, вед-ом-ый, гон-им-ый) ;

    o суффиксы деепричастий -а, -я (крич-а, чита-я), -учи, -ючи (крад-учи-сь, жале-ючи), -в, -вши, -ши (увиде-в, умы-вши-сь, вынес-ши) ;

    o суффикс повелительного наклонения (в глаголах с основой наст. вр. на согласный) (попрос-и) 2 .

    2. При графическом морфемном и словообразовательном разборе обозначать формообразующие суффиксы обычным, принятым для обозначения суффиксов значком ^ 3 .

    3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва -я- сь , прочита -вш-ий, буд -учи) .

    4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса . В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор -е, торопл -ю- сь , осенн -ий) . В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу -ющ-ий, свеж -айш-ий, привез -л-а) . В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр -ее, проигра -в, откры -ть, принес -и) .

    5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

    Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

    1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

    2 Суффикс повелительного наклонения -и выделяется как формообразующий в цитировавшемся ранее учебнике Д.Э. Розенталя для студентов высших учебных заведений, т. 1, с. 258. В некоторых других работах -и определяется как окончание глаголов повелительного наклонения (см. «Русский язык. Энциклопедия», изд. 2-е, с. 346). Однако, на мой взгляд, эта морфема не соответствует определению окончания, т.к. не служит для выражения синтаксических связей данного слова с другими словами в словосочетании и предложении.

    3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.


    Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса и обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм слова.

    Суффикс не является обязательной частью слова. В слове может не быть суффикса, может быть один или несколько суффиксов:

    друг, друж-ок , рам-оч-к (а).

    Формообразующие (словоизменительные) суффиксы

    Суффиксы (их немного), которые служат для образования новых форм слова, называют формообразующими (словоизменительными). При морфемном разборе эти суффиксы не входят в основу слова.

    Например,

    • суффикс –ть (-ти ) образует неопределенную форму глагола: сиде-ть , нес-ти
    • суффикс -л- — форму глаголов прошедшего времени: чита-л , дума-л .

    Суффиксы –ть (-ти ), -л- не входят в основу слова.
    Иногда формообразующий суффикс может стоять после : пойд(ем)-те, поед(ем)-те .

    Возвратный суффикс глагола –ся/-сь когда-то был местоимением себя :

    причесыва(ю)сь = причесыва(ю) себя .

    Возвратные суффиксы -ся, -сь входят в основу слова и часто стоят после :

    Закрыва (ет)ся , умыва (ю)сь

    Более подробно см. Словоизменительные суффиксы.

    Напомню, что:

    • словоизменение - это образование форм одного и того же c лова.
    • словообразование - это образование новых слов.

    Словообразовательные суффиксы

    С помощью словообразовательных суффиксов образуются слова разных частей речи, но наиболее часто образуются существительные и прилагательные.
    Например, один из самых активных суффиксов образования существительных -ник- :

    лес-ник , школь-ник , уче-ник , троеч-ник , спут-ник , курорт-ник , льгот-ник , суббот-ник и т.д.

    Самым активным суффиксом, с помощью которого образуются прилагательные, является суффикс -ск- :

    сель-ск (ий), деревен-ск (ий), мор-ск (ой), москов-ск (ий) и т.д.

    Одни и те же суффиксы используются для образования разных по значению слов одной и той же части речи .
    Например, суффикс -ник -, —от — . —ок — (гриб-ник, крас-от (а), друж-ок ) служат для образования только существительных; -ск- (флот-ск (ий) ) — для образования только прилагательных; —ыва -,-ива — (обдум-ыва -ть ) — только для глаголов. Поэтому мы говорим о суффиксах разных частей речи:

    Примеры образования слов с помощью различных суффиксов:

    • от корня добр- : добр(о), добр-от(а), добр-як, добр-от-н(ый), добр-е-ть ;
    • от малин- : малин(а), малин-к(а), малин-ник(), малин-овк(а), малин-ов(ый), малин-н(ый) ;
    • от врем- : врем(я), врем-ечк(о), врем-янк(а), врем-ен-н(ый), врем-ен-н-о, врем-ен-щик .

    Если корень содержит основное лексическое значение (смысл) слова, то суффиксы (как и ) дополняют это значение, уточняют его. Например:

    • суффикс вносит уменьшительно-ласкательное значение: дочь — доч-к (а) — доч-еньк (а), дом — дом-ик ;
    • увеличительное значение: рука — руч-ищ (а) ;
    • суффикс используется для образования слов-названий детенышей животных: слон-ёнок , ут-ёнок ;
    • для обозначения лиц мужского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: учи-тель , трактор-ист , москв-ич , сибир-як , академ-ик , груз-ин , кавказ-ец и т.д;
    • для обозначения лиц женского пола по профессии, месту жительства, по принадлежности к национальности: продав-щиц (а), мастер-иц (а), фельдшер-иц (а), осет-ин-к (а), машин-ист-к (а), писатель-ниц (а) и т.д
    • выражение отношения к лицу: хитрюг а, жадюг а, малявк а, козявк а, лентяй , слюнтяй .

    Суффиксы (и ) могут многое рассказать о слове. По суффиксам можно определить часть речи, а для существительных и род. Например, суффикс тель в конце слова — существительное мужского рода (учи-тель, строи-тель, води-тель ),
    суффикс —от — — существительное женского рода (добр-от(а), глух-от(а), крас-от(а) );
    суффикс —ск — — прилагательное (венгер-ск(ий), рус-ск(ий) ).

    Суффикс может быть не обозначен буквами.

    Суффикс или часть суффикса может быть скрытой , то есть не представленной явно на письме буквами. Тогда его выделяют с помощью транскрипции, указав звук суффикса.
    После гласных и после Ь, Ъ буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, один из которых [й’] (или часто обозначается ). Именно этот звук может оказаться суффиксом или частью суффикса. Тогда суффикс выделяется с помощью транскрипции.
    Например:

    врунья — [врун’ /й’ / а] , эмиграция — эмигр, двое — дв, лисьего [л’ис’/й’ /ива], лисьей [л’ис’/й’ /ий’].

    Порядок действий при выделении суффикса в слове на примере слова старинный :

    1. Выделить корень и окончание, меняя форму слова и подбирая родственные слова, используя разные суффиксы: стар(ый), стар-ость, старинн(ые) — стар-инн(ый) ⇒ корень стар -, окончание -ый ;
    2. Может ли -инн- бытьсуффиксом? Перебираем родственные слова, которые могут содержать часть -инн- . Находим слово стар-ин (а) , в котором -ин — — суффикс, выделяем его: стар-ин- н(ый) .
    3. Рассматриваем оставшееся -н- . Прилагательное старин-н(ый) образовано от существительного старин(а) с помощью суффикса -н-
    4. Докажем правильность выбора морфемы -н- , подобрав слова с другим корнем, но с тем же суффиксом (той же части речи, что и исходное слово, т.к. суффиксы «связаны» с частями речи): огород(ый) (от огород), мод-н (ый) (от модный), осен-н (ий) (от осень) . Это доказывает правильность выделения морфемы.
    5. Вывод: стар-ин-н (ый) .

    Проверить правильность разбора можно в словообразовательном словаре.

    Более подробно см. Выделение суффикса в слове.

    Чтобы определить суффиксы, полезно знать наиболее используемые из них.

    Суффиксы Их работа
    Образуют существительные
    -к-
    -ик-
    -ек-
    -ок-
    -еньк-
    -оньк-
    -ечк-
    -очк-
    -ушк-
    -юшк-
    рыба — рыбк а
    ключ — ключик
    замок — замочек
    друг — дружок
    рука- рученьк а
    лиса- лисоньк а
    Ваня – Ванечк а
    игла – иголочк а
    дед – дедушк а
    поле — полюшк о
    Придают словам уменьшительный или ласкательный оттенок
    -ник-
    -чик-
    -щик-
    -тель-
    -ниц-
    -к-
    лес — лесник
    возить — возчик
    барабан — барабанщик
    учить — учитель
    учить — учительниц а
    радист — радистк а
    Образуют слова, называющие лиц по роду их занятий
    Образуют прилагательные
    -ист-
    -ск-
    -ов-
    -ев-
    -н-
    скала — скалист ый
    город — городск ой
    горох - горохов ый
    шаль — шалев ый
    лето — летн ий
    Образуют глаголы
    -а-
    -и-
    -е-
    -ова-(-ёва-)
    -ива-(-ыва-)
    звук – звуча ть
    рана –рани ть
    белый – беле ть
    зима – зимова ть
    кольцо — кольцева ть
    укачать — укачива ть
    открыть -открыва ть
    -ся-(-сь-) учить — учиться — учусь
    лечить — лечиться — лечусь
    Образует глаголы с возвратным значение. Могут располагаться после окончания. Входят в основу слова.
    Формообразующие суффиксы
    -ть-
    -ти-
    читать
    нести
    Суффиксы неопределенной формы глагола. Не входят в основу слова.
    -л- читаю – читал ;
    говорю — говорил
    Образует форму прошедшего времени глагола. Не входят в основу слова.

    У глаголов, оканчивающихся на -чь , часть слова —чь входит в состав корня: жечь, печь.

    Уточнить суффиксы можно в словообразовательных и морфемных словарях (Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. М., 1987. , Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка, Ефремова Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. , Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка, Баронова М.М. Разбор слова по составу, М., 2011 и т.п.) .

    Похожие публикации