Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Путешествие в мир комнатных растений. Программа мини-курса «Путешествие в мир растений Презентация путешествие детей в мир растений

Зоя Разумная
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений»

Занятие: «Путешествие в мир растений»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области.

Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях, закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие задачи : развивать диалоговую речь детей, развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства гордости, ответственности за родную природу, любовь и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Карта «Живая природа; предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов; плакат «Части растения».

Воспитатель : Дети, сегодня мы пойдем в гости к богине Флоре. Эта богиня является покровительницей всех растений на земле.

Дети, скажите, растения – это живая или неживая природа?

Дети : Растения – это живая природа.

Воспитатель: Почему вы считаете, что растения – это живая природа?

Дети: Растения рождаются, растут, размножаются и умирают.

Воспитатель: Ребята, отправляемся в путь. Находим начало пути, идем по дороге, которая обозначена значком «Флора».

Остановка первая - ДЕРЕВЬЯ

Вопросы детям:

1. Какие деревья вы знаете?

2. Почему деревья называются лиственными? Назовите лиственные деревья, которые растут на территории нашей области.

3. Почему деревья называются хвойными? Какие хвойные деревья нашей области вы знаете?

4. Что общего у всех деревьев? Назовите части растений.

5. Расскажите о пользе деревьев?

Остановка вторая - КУСТАРНИКИ

Вопросы детям:

1. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.

2. Чем отличается кустарник от дерева?

3. Знаете ли вы хвойные кустарники? Назовите их.

4. Какие кустарники произрастают на территории района, в котором мы живем?

4. Расскажите о пользе кустарников?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Остановка третья – ЦВЕТОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ

Вопросы детям:

1. Какие цветы растут в поле?

2. Какие цветы растут на лугу?

3. Какие цветы растут в воде?

4. Какие цветы растут на клумбе?

5. Какой мир образуют деревья, кустарники и цветы?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения.

Воспитатель: Какие части имеют все растения?

Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

(Дети под руководством воспитателя рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: Дети, какие части растения расположены под землей?

Дети: Под землей у растений корень

Воспитатель: Какие части растения находятся над землей?

Дети: Над землей у растений стебель (ствол, листья, цветок, плоды.

Воспитатель: Как вы думаете, а солнце и дождь – это живая или неживая природа?

Дети: Это неживая природа.

Воспитатель: Угадайте, о каком растении идет речь?

У него есть листья? Что это может быть?

(ответы детей)

У него есть листья и корень. О чем идет речь?

(ответы детей)

У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.

Что это же это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Какой из этих трех признаков характеризует именно деревья?

(ответы детей)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (наклоны корпуса в стороны)

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше. (встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)

Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения.

(ответы детей)

Что вы можете сказать о цветах? (ответы детей)

Воспитатель: Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах:

1. Даст небо дождь, а земля - рожь.

2. Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

4. Коли в мае дождь, то будет и рожь

5. Будет дождичек - будут и грибки.

Воспитатель: ребята, скажите, что такое флора? Что такое Фауна? Связаны ли Фауна и Флора между собой?

(ответы детей)

Воспитатель: Птицы, звери, рыбы, и насекомые не могут жить без растений. А растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые необходимы для опыления растений, птицы и животные помогают разносить семена растений по всему земному шару. Растительный и животный мир необходим человеку. Растения и животные -это наша природа. Польза и красота, которую дарит природа, -бесценна.

Воспитатель: какую пользу приносят растения для человека?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а можно ли ломать ветки деревьев. Рвать цветы в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, что будет, если каждый из нас сорвет всего по одному цветку на лугу? А землю населяет огромное количество людей.

(ответы детей)

Воспитатель: Если мы все-таки сорвали цветок, то, что мы должны сделать? (мы должны посадить не один цветок, а гораздо больше)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Но мы с вами каждый день совершаем настоящее путешествие по природе. Природа дарит нам свои плоды.

Нам с вами нужно не только самому пользоваться богатством природы, но охранять, защищать их и оставлять эти богатства для других.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов

Человек должен бережно и разумно относиться к растительному и животному миру. Проявляя милосердие и заботу о братьях наших меньших, мы сами становимся лучше.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в весенний лес» Цели и задачи: -закрепить у детей представления о лесе, об обитателях леса, учить различать животных по внешним признакам. - развивать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с «Путешествие в Пуговичную страну» Конспект занятия с «Путешествие в Пуговичную страну» Цель: Обобщить знания детей о пуговицах; развивать речь детей Задачи: 1. Расширять.

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в различных видах деятельности в соответствии с региональным компонентом.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на мебельную фабрику» Познавательная игра- путешествие на мебельную фабрику: «Второе рождение стульчика в д/с».Цель: *развитие познавательных способностей детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Зелёное царство» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» Тема занятия: «Прогулка в зимний лес» Дидактическая цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции познавательной,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подкормка растений» Подкормка растений. Цель: Уточнить знания о приёмах ухода за растениями (мытьё листьев, рыхление почвы) и их последовательности, закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» Цель: закрепление и углубление знаний детей деревьев наших лесов. Задачи: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Размножение растений» Размножение растений Цель: Уточнить знания о том, из чего можно вырастить растение; Формировать представление о новом способе выращивания.

Библиотека изображений:

Внеклассное занятие по биологии

"Путешествие в мир растений".

Цели:

Образовательная: закрепление ирасширение знаний о многообразии растений, их классификации, значении в природе и для человека; углубление знаний о растениях Карелии.

Воспитательная: привитие интереса к изучению мира растений, его разнообразию, значению.

Коррекционно-развивающая: коррекция мышления через сравнение, исключение, обобщение, умозаключение.

Формы работы:

    групповая,

    индивидуальная,

    фронтальная.

Методы:

    словесный (эвристическая беседа),

    наглядно-образные (натуральные объекты, гербарии).

Оборудование:

  • гербарии растений изученных семейств,

    натуральные овощи, фрукты, варенье нескольких видов, замороженные ягоды: клюква, морошка, брусника, черника, ежевика, хлебобулочные изделия, крупы, консервированная морская капуста, мхи, лишайники, плаун булавовидный, ель, сосна и др.

    набор карточек с названием семейств,

Ход занятия.

1.Настрой.

Внимание! Поприветствуем друг друга и гостей улыбками.

Кто в этом зале любит путешествия? Как и на чем можно путешествовать? (Пешком, на велосипеде, на поезде, на самолёте, на корабле и т.д.)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие и побудем в роли исследователей, узнаем новое, вспомним известное. Мы будем путешествовать мысленно, вспомним всё о растениях, что изучили за целый год.

Участники разделены на 2 команды: «Знатоки». «Умники».

За активность и дополнительные ответы команды получают жетоны – тыквенные семена, которые должны брать сами капитаны из одной коробочки и класть себе в «копилку».

2.Актуализация знаний.

Работа с ММП.

Слайд 1 . Задание : Отгадайте название нашего занятия. «Путешествие в мир растений».

По очереди открываются слова на слайде, после отгадывания обучающимися, что находится в «Черном ящике», превращаясь в название встречи.

Задания: «Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (Семена подсолнечника) .

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора. (Яблоко).

4. Эта овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Она используется в пищу, причем очень вкусны её видоизмененные подземные побеги - клубни. (Картофель).

Слайд 2 .Что такое растения?

Растения – это биологическое царство , состоящее из многоклеточных организмов . Включает в себя: низшие растения – водоросли; высшие споровые: мхи , плауны , хвощи , папоротники и высшие семенные: голосеменные и цветковые растения .

Задание: На столах – «лесных полянках», куда мы попали, «растут» разные растения (живые экземпляры: ветки ели, сосны, их шишки, ветки черники и брусники, 2 вида мхов, мать и мачеха, одуванчик). Назвать растение и к какой группе оно относится?

Слайд 3. Беседа. Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека? (выделяют кислород, поглощая углекислый газ, человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички, используют для изготовления лекарственных препаратов, эстетическое значение, поглощают шум, очищают воздух от загрязнения).

Вывод: без растений невозможна жизнь на Земле.

На доске висит табличка - условия путешествия:

Читают все хором.

Путешествуем мы дружно!

Ссориться совсем не нужно!

Мы друг другу помогаем!

Весело, задорно в конкурсах играем!

3.Разминка.

Настрой. Давайте думать, вспоминать, давать полные ответы.

Отправляемся в путешествие. За правильные ответы и какая команда выиграет в конкурсе, капитаны берут жетоны.

Слайд 4. Многообразие царства растений.

Вопрос: Как называется растение-хищник, растущее на болотах Карелии? (Росянка).

4. Конкурсная часть.

Слайд 5. Определите растение и его жизненную форму. Сосна.

Вопрос по слайду: Сколько лет может расти сосна? Самая старая сосна – 5100 лет.

Поднимают сигналы: Д – дерево, К – кустарник, Т - трава.

Слайд 6. Крапива

Слайд 7. Ель.

Слайд 8. Брусника.

Конкурс. “Карельская ягода”.

Команде предлагаются замороженные ягоды, среди них ежевика, определить, какая ягода растет в Карелии, а какая нет.

Слайд 9. Берёза.

Вопрос: Как мы можем использовать берёзу? Какая команда больше назовет значений березы, не повторяясь.

Слайд 10. Вспомним разнообразие растений.

Слайд 11. Водоросли.

Конкурс «Это вкусно». Какая команда быстрее съест морскую капусту, передавая тарелку по кругу.

Слайд 12. Мхи.

Вопрос: Найти среди мхов кукушкин лен, сфагнум.

Слайд 13. Споровые растения.

Слайд 14. Плауны. Хвощи.

Вопрос: Как называется этот плаун, растущий у нас в лесу? Почему его нужно охранять? (Показ плауна булавовидного).

Слайд 15. Папоротники. Назовите одним словом эти растения? Демонстрация гербария папоротника орляка и щитовника.

Слайд 17. Отгадайте кроссворд.

Слайд 18. Покрытосеменные или Цветковые.

Объясните оба эти названия.

Вопросы: Какие плоды у яблони, вишни, грецкого ореха, огурца, дуба, подсолнечника? (Сухие, сочные).

Что значит семечковые и косточковые плоды? Приведите примеры.

Слайд 19. Определите семейство. Паслёновые.

Слайд 20. Розоцветные.

Слайд 21. Малина.

Конкурс «Определить варенье». Капитаны команд с закрытыми глазами определяют из трех варений малиновое варенье. Кто быстрее.

Вопрос: Где у нас растет малина?

Слайд 22. Бобовые (Мотыльковые).

Вопрос: Почему бобовые ещё называют и мотыльковыми?

Слайд 23. Арахис.

Конкурс «Добудь арахис» За 1 минуту нужно почистить арахис, кто больше.

Пока участники трудятся, проводится викторина с залом.

Викторина для зала.

1. Это дерево – долгожитель, оно живёт до 5 000 лет. У него один из самых «толстых» стволов: в окружности он может достигать до 40 метров. (Баобаб)

2. Великаном среди деревьев считается это дерево, отдельные экземпляры которого могут достигать 150 – 160 метров. Более того, это самые быстрорастущие растения, известны случаи, когда отдельные экземпляры прибавляли в росте до 5 метров в год. (Эвкалипт)

3. Эти растения могут накапливать в своих мясистых стеблях до 3 тонн воды. Столько вмещает автомобильная цистерна. Некоторые виды этих растений могут обходиться без воды до 2 лет. (Кактус)

4. Самая высокая трава в мире. Она растёт со скоростью 1 см в день и достигает 33-метровой высоты. (Бамбук)

5. Самый распространённый на Земле овощ. (Лук)

6. Первые плоды этого растения появились в Африке, в Египте, более чем 4 тысячи лет назад. Об этом свидетельствует древние египетские рисунки, на которых изображён этот сладкий плод. Это самая крупная ягода. (Арбуз).

Слайд 24. Сложноцветные.

Слайд 25. Мать и мачеха.

Вопросы: Почему так назвали растение? Что появляется первыми: листья или цветы?

Слайд 26. Лилейные.

Слайд 27. Лук.

Конкурс «Добудь фитонциды» Кто быстрее почистит из команды лук, разрежет на 4 части и разделят вместе на отдельные листочки.

Слайд 28. Хлебные, зерновые злаки.

Вопросы: Что значит хлебные и зерновые злаки? Что из них получают?

Слайд 29. Минута памяти. Берегите хлеб!

Конкурс «Рассортируйте растения». По команде нужно разложить гербарии бобовых злаковых растений на 2 группы, кто быстрее.

Слайд 30. Растения – вестники весны.

Наступила весна и мир растений, по которому мы путешествуем, оживает, жизнь продолжается.

Вопрос: Объясните, почему эти цветы назвали вестниками весны?

Слайд 31. Зеленая аптека.

Конкурс «Я лечусь». Какая команда назовет больше лекарственных растений и что они лечат.

5.Подведение итогов путешествия.

Подсчет жетонов – тыквенных семечек. Объявление победителя.

Слайд 32. Рефлексия. Предлагается обучающимся выбрать свое начало предложения.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…

Слайд 33.

Спасибо за внимание!

До новых встреч!

«Проблемный вопрос»

1 команда. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

(Ель – теневыносливое растение, поэтому может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью).

2 команда.

У сосен растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните почему?

(Сосна светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени отмирают. Ель – теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света).

Блиц-опрос.

1.Цветок для гадания (ромашка)

2.Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)

3.Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)

4.Из цветков, какого растения делают красный чай (каркаде)

5.Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)

6.У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)

7.Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)

8.Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)

9.У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

10.Растет ли дерево зимой? (нет)

11.Это дерево называют «плакучим» (ива)

12.Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)

«Черный ящик».

1. В ящике лежат семена. Родина этого растения – Мексика. Раньше это растение называли -"трава солнца" или "перуанский цветок солнца". Это декоративное растение высаживали в палисадниках в Англии, в садах других европейских стран. Наши далекие предки почти два века применяли растение исключительно в декоративных целях, не догадываясь о пищевой ценности его семян. Сейчас это растение широко используется в пищу в виде семян, масла и др. Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника) .

2. В нем лежит продукт, название которого связано с героем древнегреческих мифов. Из какого злака его получают? (Геркулес)

3. Этот плод послужил началом Троянской войны. Он рос в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне. Его вкусили библейские Адам и Ева. Называется плодом раздора.

4. Это овощная культура из семейства Пасленовых была завезена к нам из Южной Америки. Он используется в пищу, причем очень вкусны его видоизмененные подземные побеги - клубни.

Конкурс «Живая буква»

Капитаны команд вытягивают по очереди буквы алфавита. Назвать на эти буквы растения, кто больше.

Конкурс. “Кто быстрее?”

Перед командами кладутся гербарные листы без названия вида. По сигналу учителя ученики распределяют 2 семейства растений в две группы. Побеждает та команда, которая выполнит это задание быстрее и правильнее.

Конкурс (капитанов). “Слепой ботаник”.

Капитанам команд завязывают глаза и они с закрытыми глазами должны определить, на вкус растение и его семейство. Конкурс. Кто больше песен назовет о растениях.

Просмотр содержимого презентации
«внек 14год путешествие в м р»

Отгадайте название.

Путешествие

в

мир

растений.


Растения – это биологическое царство, состоящее из многоклеточных организмов. (350 тыс. видов)

Низшие: Высшие споровые:

Водоросли Мхи, плауны, хвощи,

папоротники

(1 тыс. видов) (280 тыс. видов)


Какое значение имеют растения в природе и в жизни человека?

Выделяют кислород, поглощая углекислый газ.

Поглощают шум, очищают воздух от загрязнения.

Человек использует их в пищу, из некоторых делают бумагу, ткань, мебель, музыкальные инструменты, спички.

Строят дома, делают поделки.

Используют для изготовления лекарственных препаратов.

Эстетическое значение.


Царство растений содержит разные виды, от маленьких водорослей до огромных деревьев, даже хищников.

росянка


Это дерево жгут в печах, используют как телеграфные столбы, как шпалы под железными дорогами, как опоры в угольных и рудных шахтах. Из её древесины изготавливают искусственный шёлк и кожу, пластмассы, целлофан, бумагу, скипидар, канифоль, лаки и лекарства.

Сосна


Самое распространенное ранневесеннее пищевое растение. Обладает кроветворным, кровоостанавливающим, противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим и регулирующим обмен веществ действием.

Крапива


Из древесины этого дерева получают лучшие сорта бумаги, искусственный шёлк, шерсть, кожу, спирт, глицерин, пластмассу. Для нас это дерево – преддверие праздника.


Небольшой вечнозелёный кустарничек до 20 см высотой. Плоды – красные, сочные ягоды, созревающие в августе – сентябре. Отвар листьев применяют при ревматизме, воспалении почек, простудных заболеваниях.

Брусника


Из древесины этого дерева получают фанеру, мебель, посуду, метиловый спирт, уксус, ацетон. Препараты, изготовленные из почек и грибов, растущих на этом дереве, используют для лечения различных заболеваний. Сок, содержащий 20% сахара, используется для приготовления лечебных сиропов. Из коры получают дёготь и смазочные материалы. Мастера изготавливают из бересты корзинки, солонки, хлебницы.

Берёза









Кроссворд «Хвойные деревья»



картофель

перец

физалис

томат

баклажан


1. Роза;

2. Шиповник;

3. Яблоня;

4. Груша;

5. Персик;

6. Абрикос;

7. Слива;

8. Вишня;

9. Черешня;

10. Айва;

11. Малина;

12. Ежевика;

13. Земляника;

14. Клубника;

15. Миндаль;

16. Ирга;

17. Рябина;

18. Арония;

19. Черёмуха;

20. Боярышник


У тебя температура

Подскочила невзначай?

Пей не горькую микстуру,

А пей с ней ты сладкий чай.

Не найти лекарств вкуснее,

Уж поверь, на слово мне.

От неё ты пропотеешь,

И опять здоров вполне.


  • Бобы;
  • Горох;
  • Фасоль;
  • Соя;
  • Люпин;
  • Клевер;
  • Мышиный горошек;
  • Чина;
  • Вика;
  • Донник;
  • Люцерна;
  • Арахис

чина

вика

донник

люцерна


Арахис (земляной орех)


  • Подсолнечник;
  • Салат;
  • Астры;
  • Хризантемы;
  • Георгины;
  • Бархатцы;
  • Маргаритки;
  • Ноготки (календула);
  • Ромашка;
  • Тысячелистник;
  • Мать-и-мачеха;
  • Одуванчик;
  • Василёк;
  • Лопух;
  • Бодяк;
  • Цикорий

Если кашель вас замучил,

воспаленье началось,

Эта трава готова

Помочь больным и всем здоровым.


  • Лилия;
  • Лук;
  • Чеснок;
  • Ландыш;
  • Тюльпан;
  • Алоэ;
  • Спаржа;
  • Гиацинт;
  • Вороний глаз;
  • Пролеска

Овощ этот очень крут!

Убивает всех вокруг.

Помогут фитонциды

От оспы и чумы.

И вылечить простуду

Им тоже сможем мы


  • Пшеница;
  • Рожь;
  • Ячмень;
  • Кукуруза;
  • Овёс;
  • Рис;
  • Просо;
  • Тростник;
  • Бамбук;
  • Мятлик;
  • Ковыль;
  • Пырей

пшеница

ячмень

рожь

овёс

просо

ковыль

пырей

мятлик



Гусиный лук

Хохлатка

Медуница

Ветреница дубравная

Пролеска голубая



Рефлексия.

Я сегодня узнал (а)…

Я буду использовать …

Мне было интересно …

Мне понравилось…

Теперь я знаю, что…



УСТНЫЙ ЖУРНАЛ ПО БИОЛОГИИ

« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР РАСТЕНИЙ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-7 КЛАССА

Руководитель Антипова С.А..

Задачи: Воспитание коммуникативной культуры школьников, формирование творческой познавательной самостоятельности, выявление и поддержание одаренности у детей.

Цели: Привить учащимся интерес к предмету, воспитывать у детей чувство ответственности за все живое на Земле

Оборудование: Презентация « Мир растений»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

« Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах, украшают небосклон, так и грациозные цветы, блистая разнообразием красок, венчают всю поднебесную»

К. Линней

Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера. Чувство родины ощущается в каждом листочке, каждой росинке, каждом цветке.

Звучит мелодия «Весна» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ – «ВЕСНИКИ ВЕСНЫ»

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин назвал весну утром года. Ее воспевают как пору расцвета, юности, красоты. Весной просыпается не только природа, весной просыпается что-то в нас самих. Хочется бродить по зазеленевшим лугам, лесам, болотам. Пойдемте же и мы к тихим апрельским

Я предлагаю отправиться в лес. Правда, еще слишком рано, в природе еще не все пробудилось. Читаем у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах»: «Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже заголубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени зажелтел одуванчик, лилово - розовый анемон наклонил нежную головку»

Первые цветы появляются в лиственных лесах. Их называют «эфемероидами». Это многолетние травянистые растения, для которых характерна осенне- зимне- весенняя вегетация. Цветут они ранней весной, летом надземные части их отмирают, остаются лишь подземные видоизмененные побеги- луковицы, клубни, корневища.

В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреница дубравная, но самый красивый весенний цветок - голубая пролеска. Именно ему посвятил одну из своих пьес П. И. Чайковский.

Звучит пьеса «Подснежник» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разливаются. Кто-то сказал, что в дубовом лесу два неба - одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,

Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.

Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,

И всю цветочную красу весна во мне являет.

Мне дни не долгие даны, но счастье пью я жадно.

И быть избранником весны мне любо и отрадно.

Рядом с пролеской цветет не совсем обычный цветок, который можно принять за разноцветный букетик, Это медуница. Вначале, когда цветки только появляются, они все розовые, Но пройдет несколько дней, и на стебельке, кроме розовых, появляются и голубые, и синие, и фиолетовые цветы. Оказывается, цветки медуницы изменяют свою окраску. Все дело в пигментах-антоцианах. В молодых цветках клеточный сок в лепестках кислый, а в такой среде антоцианы окрашивают их в ярко-розовый цвет. Через несколько дней клеточный сок становится щелочным, антоцианы придают лепесткам фиолетовую, а позже и синюю окраску. Это растение прекрасный медонос, недаром оно названо медуницей.

Пройдет несколько дней, расцветет желтыми цветками - первоцвет. Все цветки его опушены и смотрят в разные стороны. В России этот цветок часто называют «баранчиком»: его листья волнистые по краям, немного морщинистые и покрытые легким пушком - «шерсткой», отсюда и «баранчик». Называют его еще и ключиком: цветки, собранные в соцветие зонтик, немного напоминают связку ключей. Легенда говорит, что это ключи, открывающие дорогу весне, хорошей погоде, травам и цветам.

Издавна люди используют целебные свойства первоцвета. Хорошей славой пользовался он и на Руси. Сейчас первоцвет официально признан ценным лекарственным растением. Его собирают в больших количествах, поэтому встречается он все реже и реже. Первоцвет принадлежит к числу растений, нуждающихся в охране.

Природой бережно спеленатый,

Завернутый в широкий лист,

Растет цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

С. Маршак

Конечно, он красив. Конечно, у его цветков приятный запах. Конечно, он украшает лес весной. И, все-таки, почему ландыш так знаменит и почему о нем сложено столько легенд?

У многих народов существуют легенды об этом цветке.

Украинская рассказывает, что ландыш вырос в том месте, где упали слезы девушки, ожидавшей суженого из дальнего похода. На Руси цветок связан с именем Садко и Любавы - своим появлением он якобы обязан слезам царевны, политым, когда ее разлюбил удалой купец. У древних скандинавов ландыш был цветком богини восходящего солнца, в честь него зажигались костры и устраивались праздники. Ландышем с давних времен интересовались садоводы: известно, что еще в 1 веке до нашей эры цветок вместе с розами и левкоями разводили египетские садоводы.

Итак, ландышу поклонялись, о нем складывали легенды, им занимались садоводы, но им же интересовались врачеватели. В разных странах из этого растения готовили различные снодобья. Официально как лекарственное растение ландыш был признан в 1681 году. О настойке из него в старинной медицинской книге было сказано, что она «дороже злата драгого и спригодна ко всем недугам». Из ландыша и сейчас изготавливают различные препараты.Самое известное лекарство – капли Зеленина, препарат для людей, страдающих сердечными заболеваниями.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ – «ЛЮБИМЫЕ ЦВЕТЫ»

В конце весны – начале лета цветущих растений в лесу, на лугу, в поле много, Мы расскажем о самых любимых.

Мой любимый цветок – анютины глазки. Эти цветы – символические. Во Франции анютины глазки - символ верности. В Польше их ласково называют «братки» и девушки дарят эти цветы женихам. А в Англии цветок до недавнего времени служил для объяснения в любви: достаточно было послать его и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов. В некоторых странах анютины глазки - символ мудрости.

А немцы называют эти цветки мачехой. У цветка 5 лепестков. Самый крупный нижний-мачеха, два боковых - поменьше, не менее красивые ее родные дочери, а два верхних, самые маленькие, почти не раскрашенные,- бедно одетые падчерицы. Научное название растения - фиалка трехцветная. 350-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных. Но мне милее лесные цветы.

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки.

Как белые звезды средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Вся в белое наша поляна одета.

Качает цветы ветерок на лугу.

Ромашки! Ромашки! Я знойного лета

Без вас и представить себе не могу!

Ромашка может поведать не только о девичьих тайнах. Ромашка хороший медонос, используется она в парфюмерии. Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок, а у тех, кто часто умывается ее крепким отваром, кожа на лице становится бархатистой и нежной. Народная медицина рекомендует при болезнях горла полоскать его отваром ромашки и пить тёплым цветочный чай, заваривая щепотку ромашки и липового цвета. Все хвори уходят. А, может, вам посчастливится, и вы, внимательно прислушиваясь к тихому трепету её белых ресниц, откроете для себя еще какую-нибудь тайну.

Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько песен и стихов про них сложено! И наверное, не зря: цветы не просто красивы, они необыкновенно нежны и трогательны.

Колокольчики мои.

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь нескошенной травы

Головой качая?

Конь несет меня стрелой

На поле открытом.

Колокольчики мои,

Цветики степные!

Не кляните вы меня,

Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать,

Рад промчаться мимо,

Но уздой не удержать

Бег неукротимый!

Я лечу, лечу стрелой,

Только пыль взметаю;

Конь несет меня лихой,

А куда? Не знаю!

А. Толстой

Колокольчики тоже любимые цветы. Когда ночью холодно и выпадает роса, цветы наклоняются и чуть прикрываются. Таким образом, они спасают нежную пыльцу от каплей дождя и ночной росы. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло и сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. Там издавна он считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит даже в изображение государственного герба. Очень любил васильки И. А. Крылов. До наших дней дошла такая история. Когда в 1823 году у Крылова случился сильный гипертонический криз, мать императора Александра 1, Мария Федоровна, прислала ему букет васильков и пригласила баснописца к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». И действительно, поправившись, Иван Андреевич написал басню «Васильки», где под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца - императрицу.

Василькам посвятили свои работы многие художники, например Игорь Грабарь. Эти цветы популярны также в вышивках, где их обычно изображают вместе с колосьями ржи.

Синий василек - хороший медонос.

Я хочу рассказать еще об одном любимом цветке кипрее. Это растение любят все. Пчелы любят за то, что он щедро одаривает их нектаром, одна пчелиная семья собирает с кипрея до 12 кг меда, нектар в цветке лежит открыто, на поверхности, и яркую капельку хорошо видно. Люди также любят кипрей. Это растение - землепроходец, оно поселяется на лесных пожарищах и быстро залечивает ожоги земли. Стебель кипрея в старину использовали для изготовления веревок и тканей, правда, ткань получается грубая, ведь кипрей - не лен! В неурожайные годы корень кипрея высушивали, толкли, пекли лепешки, Сколько людей растение спасло от голода! А уж чай из него получался такой вкусный, что кипрей второе название получил – Иван-чай.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ - « ЦВЕТЫ, КОТОРЫЕ НАС УДИВИЛИ»

В жизни цветов много таинственного и необычного. На этой странице вы узнаете о цветах, которые нас удивили.

Первый раз я увидел это в прошлом году на рыбалке. На рассвете мы пришли на берег озера ловить рыбу. Не теряя времени, размотали удочки, забросили лески в воду и сразу поняли: клев хороший. Вдруг я заметил, что неподалеку от моего поплавка что-то зашевелилось и стало подниматься вверх. Через минуту на поверхности воды показался большой бутон, а еще через несколько мгновений он раскрылся и сверкнула белизна лепестков. Чуть дальше всплывали все новые и новые бутоны. Мне казалось, что я стал свидетелем волшебства. Знаете ли вы, что это за цветок?

Научное название белой кувшинки нимфея (нимфа- русалка). Цветок этот действительно поэтичный и легендарный. Я расскажу вам легенду северо-американских индейцев о происхождении белой кувшинки.

Умирая, великий индейский вождь выпустил в небо стрелу. Ее очень хотели заполучить Венера и Полярная звезда. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились белые кувшинки.

У славянских народов белая лилия считалась не только прекрасным, но и могучим цветком, уберегающим от нечистой силы и излечивающих от всех болезней. Отправляясь в далекую дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки- ладанки листья и цветы белой кувшинки. Они твердо верили, что это принесет удачу, убережет от несчастий.

На самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы должны оберегать его, чтобы не исчезли белые кувшинки совсем и чтобы по утрам мы могли иногда видеть маленькое чудо.

А знаете, у какого растения самый маленький цветок? У ряски! Для того чтобы увидеть растение, надо отправиться к раке или на пруд. Во второй половине лета обычно говорят – «вода зацвела». Это явление вызывает ряска - одно из удивительных и загадочных растений. Долгое время считали, что ряска-водоросль, но потом обнаружили у нее цветки. Ряска - самое маленькое цветковое растение. Есть еще много неясного в ее жизни. Например, за счет чего растение за несколько дней покрывает всю поверхность водоема?

У желто-синей травки

Корешки-пиявки.

Сама нарядная,

А повадка неладная:

Крадет у соседа еду для обеда.

Эта загадка о растении иван-да-марья. Цветки у разноцветной травы желто-фиолетовые. Но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что лепестки у него действительно желтые, а фиолетовый прицветный лист оттеняет скромный цветок и делает его заметным для насекомых – опылителей. Остальные листья, как и полагается зеленые. В общем, обычное растение. Обычное, да не совсем. Корешок иван – да – марьи (иначе марьянника дубравного) беленький, маленький и хрупкий. Но он, как клещ, впился в мощный корень растения – соседа проник глубоко внутрь его и высасывает оттуда воду с минеральными веществами, добытую соседом из земли.

Вы думаете марьянник один такой «хитрый»? Точно также поступают и некоторые его родственники - погремок, очанка, мытник.

А знаете ли вы, какие растения самые редкие у нас? Я расскажу вам об одном из них. Венерин башмачок-растение из семейства архидных. Издавна орхидеи привлекали внимание людей необыкновенным разнообразием и сказочной красотой. Большинство из них растет в тропиках. Были времена, когда в тропические страны отправлялись специальные экспедиции охотников за этими удивительными цветами. Северные орхидеи скромнее своих тропических родственников, но по - своему прекрасны и трогательны. Из наших орхидей самая, несомненно, красивая – венерин башмачок настоящий. Именно о нем сложены легенды, связанные с богиней красоты Венерой. В переводе с латинского название рода означает «башмачок Киприды». Причидливую форму придает цветку сильно вздутая бледно – желтая губа, которая является ловушкой для насекомых- опылителей. Из нее насекомое выбирается, задевая тычинки, и пыльца прилипает к нему. Так происходит перекрестное опыление. У этого растения сложная биология развития, зацветает он только на 14-18 - й год жизни. Цветок этот становится очень редким, Он занесен в Красную книгу, а в 1980 году в нашей стране прошел специальный симпозиум, посвященный вопросам охраны орхидей. И так, мы подошли незаметно к самому главному – необходимости охраны наших верных друзей.

СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ – «ОХРАНЯЙТЕ РАСТЕНИЯ!»

Сейчас уже ясно всем, что природу надо охранять. Но понятие «природа» довольно общее. Мы не можем охранять ее всю, но можем бережно относиться ко всему живому, окружающему нас. Цветы дарят людям красоту, учат доброте, лечат нас, служат убежищем для маленьких насекомых. А судьба растений нередко зависит от нашего поведения в природе.

Растения реагируют на «фактор вытаптывания». Сколько у нас сейчас лесов и рощ вытоптанных, с тропинками и тропками, проложенными вдоль и поперек! В таких лесах редко встречаются травянистые растения и грибы, постепенно вымирают деревья.

А как часто приходится видеть: несут люди из леса букеты – кто маленькие, хорошо подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро вянут, и их выбрасывают. Некоторые считают, что сбор цветов – безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян – ведь они еще только цветут.

Каждый человек сам должен твердо следовать правилу – возвращаться домой без сорванных цветов. Пусть они растут на лесной полянке или опушке. Может быть, вместо букета ты привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Каждый вид животных или растений – уникальное творение природы. Человечество должно стремиться к сохранению всего видового многообразия планеты, чтобы не только мы, но и люди будущего смогли увидеть эти чудеса.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь,

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый.

В. Солоухин.

СТРАНИЦА ПЯТАЯ – «ЦВЕТОЧНАЯ ВИКТОРИНА»

    Почему у цветов, распускающихся ночью, белая окраска?

    Назовите первые весенние цветы.

    Название какого цветка связано со звоном?

    Какой золотой цветок даёт белый пушок?

    Во лугах, лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички.

    Этот цветок называют царицей цветов.

    Название какого цветка совпадает с наименованием кондитерского изделия?

    Какие цветы издают запах только ночью и почему?

    Какие цветы пахнут мёдом?

ЛИТЕРАТУРА

    Внеклассная работа по биологии Р.М. Евдокимова Саратов Издательство «Лицей» 2005

    Тематические игры и праздники по биологии Л. В. Сорокина Творческий центр «Сфера» Москва 2003

    Веселая биология на уроках и праздниках И.Д. Агеева Творческий центр «Сфера» Москва 2005

Путешествие в мир комнатных растений. Участники праздника: учащиеся 1 – 4 классов, а также ребята из кружка «Юный друг природы» Задачи: 1. Познакомить учащихся с комнатными растениями (бегония, хлорофитум, бальзамин, фиалка), показать особенности жизни комнатных растений. 2. Учить ухаживать за комнатными растениями. 3.Воспитание эстетических чувств, бережного отношения к природе. Подготовительная работа: занятие детей в кружке «Юный друг природы», наблюдение и уход за комнатными растениями, разучивание песен, стихов, чтение научно­популярной литературы, вместе с родителями ученики шьют костюмы. Оборудование: комнатные растения: бегония, хлорофитум, фиалка, бальзамин и другие, карта полушарий, костюмы для детей, лейка, горшочки с землей для посадки комнатных растений. Ход праздника. Учитель: ­Нет на свете ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. ­Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. ­Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучит как гимн природе, нежности, любви. ­Этому прекрасному дару природы мы посвящаем наше занятие. Ученик: Как будто вдруг случилось чудо: Кругом, куда ни бросишь взгляд­ Цветы, цветы, цветы повсюду Веселым пламенем горят. (входит девочка в костюме Ромашки) Я девочка – ромашка Полевой цветок. Белый, как бумажка Каждый лепесток. Солнце в серединке Желтеньким глазком И горят росинки Золотым огнем. ­Ребята, а вы любите цветы? Сейчас мы посмотрим, как вы знаете цветы, и проведем игру «Доскажи словечко». 1.Этот цветок так хорош На лугу его найдешь Словно шапочка с помпончиком Он зовется … колокольчиком 2.Растет он во ржи золотой

Чудесный цветок полевой Считают его сорняком И нежно зовут… васильком 3.Золотой и молодой За неделю стал седой, А денечка через два Посидела голова Спрячу я в карманчик Бывший … одуванчик 4.Все знакомы с нами, Яркими как пламя, Полюбуйтесь дикими Алыми… гвоздиками 5.Он стоит на ножке длинной В пачке, словно балерина Как букет цветок один: Темно – красный … георгин (Звучит песня о цветах) Учитель:­ О каких цветах поется в песне? ­ Посмотрите вокруг. Видите ли вы эти цветы у нас в классе? ­ Почему? ­ Посмотрите вокруг ­ А эти цветы радуют наш глаз круглый год и называются они…комнатными. ­Почему их так называют? ­Зачем человеку нужны комнатные растения? (ответы детей) ­Сегодня мы совершим путешествие в мир комнатных растений. А помогут нам в этом юные друзья природы, ученики 4 класса (выходят ребята) 1 ученик: Обычай украшать жилище растениями возник очень ­ очень давно, в странах с резко выраженной сменой времен года. Люди пытались задержать дома кусочек живой природы на весь год. 2 ученик: Шло время, люди открывали новые земли, росли культурные и торговые связи между народами, росло в Европе и число привозных экзотических растений. 3 ученик: Для этих растений строили специальные помещения – теплицы, названные позднее оранжереями. Самыми первыми заморскими диковинками были апельсиновые и лимонные деревья. 4 ученик: В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметьев и князь Голицын. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений. Учитель: ­ А какие комнатные растения вы знаете? (ответы детей) ­Приглашайте своих друзей на праздник. Входите, гости дорогие, расскажите нам о себе. (входят дети в костюмах цветов) Мы цветы и наша доля­ Расти, цвести. Все подробности о нас Мы расскажем вам сейчас.

Бегония. Я, Бегония, приехала к вам из жаркой Африки. Посмотрите на меня и оцените изумительной красоты мои листочки. Они разной формы, разные по цвету: темно – зеленые, красно – коричневые, а вот с темной полоской и серебристым оттенком. Я очень горжусь своими листочками. Есть у меня и маленькие цветочки на длинном цветоносе. (учащиеся из кружка»Юный друг природы» дополняют) 1 ученик: В природе бегонии растут в тропических лесах южной Америки, Азии, Африки. Свое название растение получило в честь любителя и собирателя цветов Михаэля Бегона, жившего в XII веке. 2 ученик: В настоящее время известно более 2000 видов бегоний. Бальзамин. (читает стихотворение) Стоит за окошком морозный денек, Горит на окошке цветок­огонек. Его поливаю, его берегу, Его подарить никому не могу. Уж очень он дорог, уж очень хорош, Уж очень на мамину сказку похож. Учитель: ­ О каком цветке пишет в своем стихотворении Благинина? А я, Бальзамин, ­ одно из самых старинных комнатных растений. Я украшаю окна жилищ уже около 400 лет. Посмотрите, у меня листья светло – зеленые, край листа зубчатый, расположены они на длинных черешках. Мои маленькие цветочки радуют всех ребят круглый год. В народе меня прозвали «Ванька – мокрый». 3 ученик: Родина бальзамина – тропики Африки. Неприхотливое, обильно­ цветущее растение с ярко­ розовыми цветками. 4 ученик: Есть разновидности бальзамина с темно­бордовыми листьями и красными цветами. Светолюбивое, быстрорастущее растение, развивается в любой почве. Учитель: ­ А это растение, о котором пойдет речь дальше, заслуживает огромный орден на ленточке за свою жизнеспособность. Хлорофитум. Я ­ хлорофитум. Могу расти даже в темных и прохладных уголках комнат. Не боюсь сквозняков. Всегда красиво и очаровательно. А в ордене на ленточке я не нуждаюсь, поскольку сам имею множество прелестных «ленточек». Это многочисленные листовые розетки. 1 ученик: Родина ­ южная Африка. Очень неприхотливое растение с длинными зелеными линейными листьями, собранными в пучки. 2 ученик: У взрослого растения из середины пучка листьев вырастают длинные свисающие цветочные стрелки, на которых появляются невзрачные мелкие белые цветки, а затем детки – розетки листьев. Фиалка. В орешнике, в тени кустов, Ее глазок мелькает синий… Фиалка лучше всех цветов В любом саду, в любой долине. ­А я расту на подоконнике в цветочном горшке. Есть у меня сестрички: лесные и садовые фиалки. Мои цветочки нежные, хрупкие, состоят из пяти лепестков – их очень много! Они бывают белые, розовые, голубые, фиолетовые.

Учитель: ­ Цветы всегда украшали нашу жизнь, даже в самые трудные, горькие минуты. Миром и счастьем, теплом родных просторов веяло от них. И эта земная красота согревала души воинов в короткие часы затишья на фронте. (звучит музыка «В землянке», ученик читает стихотворение) 3 ученик: Дикая фиалка – прабабушка анютиных глазок. 4 ученик: Фиалка не переносит прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газов в воздухе. 1 ученик: Почему фиалка боится прямых солнечных лучей? Вот что думали об этом люди в далеком прошлом. 2 ученик: Бог солнца и света Аполлон преследовал горячими лучами одну из прелестнейших дочерей Атласа. Бедняжка, совсем отчаявшись, попросила защиты у Зевса. Тот растрогался мольбами девушки и превратил ее в фиалку. В своих божественных лесах он очень берег чудесный цветок. 3 ученик: Только не пришлось фиалке остаться на небесах. Однажды дочь Зевса отправилась за фиалками в лес. Фиалки она нарвала, но была похищена Аидом­ богом тьмы. Девушка испугалась и уронила цветы на землю, где они с тех пор и благоухают. 4 ученик: У фиалок ни с чем несравнимый нежный аромат. Красивый, грациозный цветок издавна выращивают для изготовления духов, кремов, лосьонов. Ромашка: Ой, как жарко! Пить хочется! (входит мальчик в костюме Дождика, поет, поливает цветы) Дождик: Дождик, дождик, лей, лей Ты водички не жалей, не жалей. Дождик, дождик пуще, Чтоб росли цветочки гуще! Цветы: (отвечают ­ поют): Дождик, дождик, лей, лей, Нам с тобою веселей, веселей. Не боимся сырости, Только лучше вырастем. Учитель: ­ Но дождик, к сожалению, поливает только садовые и лесные цветы. Давайте и мы расскажем Дождику, как мы научились поливать и ухаживать за комнатными цветами. Поиграем в игру «Да – нет» 1. Летом поливать комнатные растения следует каждый день? (да) 2. Вода при поливе должна быть холодной? (нет) 3. Вода должна быть комнатной температуры? (да) 4. Надо ли протирать листья у растений? (да) 5. Почва в горшке должна быть всегда влажной? (нет) 6. Следует ли опрыскивать водой комнатные растения? (да) 7. Надо ли устраивать банный день? (да) 8. Зимой комнатные растения надо поливать два раза в день? (нет) 9. Лить воду надо по краю горшочка? (да) 10. Можно лить воду сверху на листья? (нет) 11. Землю в горшочках надо рыхлить? (да)

12. При сильной жаре растения надо поливать 1 раз в неделю? (нет) 13. Землю надо рыхлить очень глубоко? (нет) 14. При сильной жаре растения надо поливать утром и вечером? (да) 15. Пересаживать растения следует весной? (да) 16. Помещение, где растут комнатные цветы, надо чаще проветривать?(да) 17. Вы любите ухаживать за комнатными растениями? (да) Учитель: ­ Посмотрите вокруг, какой прекрасный и удивительный мир нас окружает. ­ Природа­мать потратила миллионы лет, чтобы создать такое нерукотворное чудо. ­А мы должны это чудо природы сохранить. 1.Мы давно вас считаем друзьями Дети наших лесов и полей. Мы ухаживать будем за вами, Чтобы в классе цвели вы пышней. 2. Давай пройдемся медленно по кругу И «здравствуй» скажем, каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. ­Наше путешествие подошло к концу. В память о нашем празднике, мы посадим эти цветы. (звучит музыка, ребята сажают цветы). Используемая литература: 1. Н.Н. Капранова «Комнатные растения в интерьере». Издательство МГУ­1989 г. 2. Казакова, Н.А. Сбоева Поурочная разработка по курсу «Окружающий мир» + игровой материал Москва «ВКАО» ­ 2004 г. 3. Журналы «Начальная школа». 4. Д.Б. Кудрявец «Как вырастить цветы» Книга для учащихся. Москва «Просвещение»­ 1993 г. 5. С.О. Герасимов, И.М. Журавлев «Редкие комнатные растения». Москва «Росагропромиздат» ­ 1990 г. 6. Мини­энциклопедия « Комнатные растения», Москва АСТ: Астрель, 2001 г.

19.01.2017 1048 299 Пушнина Наталья Владимировна

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6-х классов.
«Путешествие в мир растений»
Цель:
Расширить и углубить знания по ботанике
Создание условий для расширения кругозора учащихся;
Развивать их внимание, сообразительность, умение работать в коллективе.
Стимулирование к поиску дополнительной информации по теме.
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
Оборудование: компьютер, флешка с видео записью, путевые листы для каждой команды, листы с заданиями, таблички с названиями станций.
Правила игры: Участие принимают две команды (учащиеся 6-х классов.) Каждой команде раздаются путевые листы в которых указаны названия станций на которых им надо сделать остановки. На каждой из станций участников встречают учащиеся 7-го класса. Командам предлагается выполнить задание и набрать баллы, набранные баллы и время прибытия и отправления выставляются в путевом листе в графе напротив каждой станции. По окончании путешествия подсчитываются баллы и оглашаются результаты.
Путевой лист
Команда _______________________________________
Командир Ф.И.__________________________________
Маршрут «Путешествие в мир растений»
Название станции Количество баллов, время стоянки
« Путаница»
« Подумай отгадай»
«Ботаническая»
«Малыши о растениях»
«Легенда»
«Народный целитель»
результат

«Путаница»
Задание: Расшифруйте названия растений и распределите их по семействам
Название растения шифр семейство
Капуста суп –ка -та крестоцветные
Вишня шив- ня розоцветные
Абрикос соки - абр розоцветные
Томат от- мат пасленовые
Астра ра -аст сложноцветные
Чеснок кон- сеч луковые
пшеница ни – пше - ац злаки
тюльпан нап - тюль лилейные

«Подумай – отгадай»

Я и в поле, и в саду
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками поросла. (Ромашка)

На лугу среди букашек
Поднялся переполох.
Оттеснил семью букашек
Великан … (Чертополох)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)

Желтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнечник).

На плечах игнашки
Сорок три рубашки-
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (капуста)

Из америки, друзья,
Завезен в Россию я.
Без меня все предки ваши
Ели только щи да кашу! (картофель)

Любит он расти на поле,
Не в саду, а в чистом поле, он усатый и ползучий
Спрятал ядрышки в стручке-
Саблевидном кулачке,
Не раскусишь, коль засох,
Называется…..(горох)

«Ботаническая»
1. Это растение завезли в Россию при царе Петре 1. Долгое время крестьяне не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. (Картофель)
2. Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно –«поземка», у немцев –«земляная ягода». По – русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника)
3. Это дерево цветет позже других деревьев, но зато распространяет такой изумительный аромат, что узнать его по запаху можно издалека. К тому же его цветки являются прекрасным средством от простуды.(Липа)
4. Это стройное дерево растет на севере Америки и в старину было единственным источником сахара для местных племен. А теперь его лист изображен на флаге Канады. (Клен)
5. Огромная ягода в некоторых районах пустыни Калахари она является практически единственным источником влаги. Ее родственники – дыня, тыква и огурец.
«Малыши о растениях»
Воспроизведение видео записи. Учащиеся «0» класса рассказывают о растениях, но не называют его названия. Необходимо отгадать о каком растении идет речь.
«ЛЕГЕНДА»
№1
В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена он был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван ………

Ответ: Георгин
В народе живет легенда, согласно которой этот красивый цветок обязан своим именем молодому садовнику Георгию. В далекие времена георгин был царским цветком и мог расти только в дворцовом саду. И остался бы царским пленником, если бы не садовник Георгий… Несмотря на суровый запрет, садовник подарил этот цветок своей невесте, а затем посадил такой же цветок возле ее дома. Узнав об этом, царь приказал бросить садовника в тюрьму, где он и погиб. Но царский цветок уже вырвался на волю и стал любимым в народе. В честь молодого садовника Георгия, отдавшего жизнь за его свободу, цветок был назван георгином.

№ 2
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают эти цветы, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Ответ: Василек
Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

№ 3

Девушка хотела пошевелить ногами, но земля крепко держала ее. Так она и осталась на Земле, превратившись в цветок, который скучая за родиной, всегда поворачивается к Солнцу.
Как этот цветок называется?

Ответ: Подсолнечник
Однажды дочь солнца гуляла на Земле. Она слушала как журчит река, шелестят листья, поют соловьи и решила остаться. Прошло время. И она стала скучать за отцом, за родиной.
-"Солнышко. Солнышко! Возьми меня к себе."
-Слишком долго ты была на чужбине, так долго. что ноги твои вросли в землю, как корни. Я уже не могу тебе помочь.
Девушка хотела пошевелить ногами, но земля крепко держала ее. Так она и осталась на Земле, превратившись в цветок, который скучая за родиной, всегда поворачивается к Солнцу. Вот почему этот цветок называют подсолнечником

« Народный целитель»
Внимание время пребывания на этой станции ограничено! 1 минута!!!
Задание: Заполните таблицу (за каждый правильный ответ 1 балл)
№ Название лекарственного растения Какой недуг лечит?
1
2
3
….

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Похожие публикации