Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Разнообразные растения на земле. Разнообразие растений на земле. Значение растений в природе

Растительный мир, или флора Земли - совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в . Большая часть организмов - это , которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения-гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в и выделяют кислород в атмосферу.

Разнообразие растительного мира

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Количество видов ныне существующих зелёных растений представлено в следующей таблице:

В таблице приведено суммарное количество различных видов зеленых растений (Viridiplantae ). Предполагается, что существует около 300 000 видов живых Viridiplantae , из которых 85-90% являются цветущими растениями. (Примечание от автора: поскольку данные взяты из разных источников и имеют разные даты, в некоторых случаях подсчеты подвержены некоторой неопределенности)

Отличия растений от животных

Австралия

Эвкалипт царственный

Флора Австралии характеризуется наличием большого количества эндемичных видов - растений, которые не встречаются больше нигде. Тем не менее с появлением переселенцев, на материке прижились многие другие "не родные" виды. Австралийская растительность характеризуется преобладанием двух типов растений - эвкалиптов и акаций.

Азия

Азия имеет наибольшее разнообразие растительного мира из всех частей света, поскольку занимает самую большую площадь, находится в различных климатических поясах и природных зонах. Здесь можно встретить более 100 тыс. видов растений, от тропических до арктических, что составляет около 40% флоры Земли. На материке также есть большое количество эндемичных растений.

Антарктида

Колобантус кито

Антарктида является самым негостеприимным местом на Земле как для , так и растений. Здесь нет деревьев, а только присутствует два вида цветковых растений и множество мхов, лишайников, водорослей и т.д. материка очень хрупкая и страдает из-за изменений климата и деятельности человека.

Африка

Молочай колючка

Африка - второй по величине континент мира, служащий домом для многих уникальных растений. Флора материка распределена по трем основным - , и . При этом не имеют широкого видового разнообразия, ведь этот биом характеризуется сложными климатическими условиями, включая высокие температуры и засухи. Пустыня Сахара, расположенная на севере Африки, является одним из самых сухих мест на Земле. Тем не менее африканские влажные вечнозеленые , содержат большое разнообразие растений.

Европа

Несмотря на то, что Европа находится на одном материке с Азией, называемом Евразией, здесь нет такого богатого видового разнообразия растительного мира, как у восточного соседа. На флору Европы в значительной степени повлиял горный хребет Альп, простирающийся с запада на восток.

Северная Америка

На территории Северной Америки находятся основные биомы планеты, от пустынь до арктических тундр. Каждый биом характеризуется совокупностью определенных видов растений, которые приспособились к росту в тех или иных условиях окружающей среды.

Южная Америка

Южная Америка, как и Азия стала домом для огромного разнообразия видов растений. Здесь находится - огромная экосистема, поддерживающая жизнь множества и растений.

Значение растительного мира

Значение растений в жизни человека

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным , необходимым для благосостояния людей. Подумайте о том, как ваша повседневная жизнь зависит от растений.

  • Воздух: Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.
  • Пища: Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.
  • Вода: растения регулируют - они помогают распределять и очищать . Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.
  • Лекарства: одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи.
  • Витамины: растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.
  • Одежда: растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.
  • Культура: изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.
  • Мебель и жилье: древесина растений используется при строительстве домов, а также для изготовления мебели.
  • Эстетическое удовольствие: присутствие растений в жизни людей позволяет получать удовольствие от их вида и снимает стресс. Поэтому многие люди выращивают декоративные растения в домах и на приусадебных участках.

Значение растений в природе

Дождевые леса Амазонки

Окружающая среда и климат в значительной степени взаимосвязаны с флорой. Наличие осадков, влажности и температуры зависит от присутствия и характера растительности. Сокращение растений также нарушает равновесие в и косвенно влияет на жизнь человека.

  • Пищевые цепи: В каждой пищевой цепи растения находятся у их основания и ведут цепочку как источник пищи. Например: Трава → Корова → Лев; Трава → Насекомое → Лягушка → Змея → Орел. Здесь растение начинает цепь, и другие животные зависят от него прямо или косвенно. Без растений на Земле не может быть жизни.
  • Среда обитания: Конечно, помимо огромного количества людей, растения составляют основу всех сред обитания.
  • Климат: растения накапливают углерод, который выделяется в атмосферу при сжигании .
  • Эрозия почвы: растения, произрастающие в почве, в достаточных количествах, предотвращают ветровую эрозию (когда во времена ветров, плодородный верхний слой почвы уносится воздухом).
  • Экологический баланс: растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными.
  • Поддержка осадков: растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях - крайне редкое явление.
  • Плодородие почв: растения поддерживают плодородие почв. Опавшие листья, плоды и т.д., перегнивают в почве и образовывается гумус, который в свою очередь повышает плодородие почвы, так как он благоприятен для микроорганизмов.
  • Среда обитания : растения - лучшие места обитания для птиц и животных, включая обезьян, белок и т.п. Птицы строят свои гнезда на деревьях для кладки яиц, сна, охоты и безопасности. В лесах, животные могут укрыться под деревьями в сильную жару и дождь. Они также обеспечивают питание для многих (дождевых червей), насекомых, грызунов и т. д.

Угрозы растительного мира

Вырубка леса

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Огромные площади пустынь по всему миру свидетельствуют о разрушении растительности людьми. Большая часть Ближнего Востока теперь пустыня или возобновляется за большие деньги. Когда-то в Средиземноморье было много лесов, сейчас эти земли оголенные и размыты. Во многих частях Африки и Индии, крупный рогатый скот и козы блуждают по каменистым равнинам, съедая любой клочок зелени, появляющийся на бесплодных землях, которые когда-то были хорошими пастбищами. Чрезмерный выпас домашних и диких животных является, по сути, самой большой угрозой для растений, хотя «налеты» ботаников и других энтузиастов на некоторые красивые растения иногда влекут за собой серьезные потери для редких видов.

Возможно, люди забывают, что все наши культурные растения и садовые цветы происходят от дикой флоры. Не менее важен тот факт, что растения обеспечивают высокую долю лекарственных средств в современном мире. Кто знает, какие секретные ценности для человечества все еще заперты среди растительности, ожидающих открытия. Тропические дождевые леса относятся к наиболее уязвимой среде обитания на планете, в которой содержится 63% видов растений, находящихся под угрозой исчезновения.

Одной из самых серьезных угроз для флоры, является превращение естественных мест обитания в участки для сельскохозяйственного использования и животноводства, например, когда тропические леса уничтожаются для выпаса скота или выращивания сои, кормов для животных, или масличных пальм. Древние лесные массивы являются особенными, потому что произрастают, по крайней мере, 400 лет и служат основой биологического разнообразия, а также поддерживают обильную дикую природу.

Охрана растений

Охрана растительного мира - комплекс мероприятий, направленных на защиту существующих растений и особенно видов находящихся под угрозой исчезновения. Основным документом, в котором перечислены растения, подлежащие охране, выступает Красная книга МСОП (Международного союза охраны природы).

Красный список МСОП установлен по четким критериям для оценки рисков исчезновения тысяч видов и подвидов. Эти критерии актуальны для всех видов и регионов мира. Цель состоит в том, чтобы донести актуальность вопросов сохранения до общественности и правительства стран, а также помочь международному сообществу попытаться сократить исчезновение видов. Согласно МСОП, официально сформулированные цели Красного списка состоят в том, чтобы:

  • предоставить научно обоснованную информацию о состоянии видов и подвидов на глобальном уровне;
  • обратить внимание на масштабы и важность исчезающей флоры;
  • оказывать влияние на национальную и международную политику, а также процесс принятия решений;
  • предоставлять информацию для возможных действий по сохранению растений.

Одним из самых важных охранных действий выступает создание национальных парков, заказников, заповедников, ботанических садов и т.п. Эти природоохранные объекты позволяют сохранить естественную среду обитания растений и защитить их от чрезмерной эксплуатации со стороны человека.


Хвойные растения (голосеменные) Хотя общее количество видов хвойных растений относительно не велико, они играют очень большую экологическую роль. Хвойные преобладающие растения на огромных территориях суши. Многие хвойные растения выделяют смолу, предназначенную для защиты дерева от насекомых и грибков. Смола ископаемых деревьев янтарь. янтарь


Использование янтаря в древнем мире С незапамятных времён люди наделяли ископаемую смолу, чей возраст исчисляется миллионами лет, чудодейственными свойствами. Небольшое украшение из янтаря стоило зачастую дороже, чем молодой раб на невольничьем рынке, ибо доставка янтаря в Рим по Янтарному пути была сопряжена с большими трудностями. Лекарства и украшения из окаменелой смолы рекомендовались при самых разных болезнях. Ещё римский учёный Плиний Старший (2379 годы нашей эры) был убежден, что янтарные амулеты предохраняют от мужских болезней и душевных расстройств.






Кипарисовик горохоплодный – Chamaecyparis picifera. Из кипарисовиков сорта только этого вида можно безбоязненно приобретать для подмосковного сада, да и то стоит подобрать ему защищенное тихое местечко в саду. Это медленно растущие кустарники с изящной зеленой, голубой или желтой хвоей.






Микробиота – Microbiota decussata, чудесное, к сожалению, мало известное почвопокровное хвойное растение для тени и полутени высотой 0,5 м, расползается, к 10 годам займет 1,5-2 м. Хвоя летом очень красивая, темно-зеленая, весной и осенью – рыже-коричневая. Не требовательна ни к влаге, ни к почве, не ломается снегом. Плохо пересаживается.




Папортники В темном, тенистом уголке леса можно встретить крупное травянистое растение с темно-зелеными продолговатыми листьями и толстым корневищем, покрытым многочисленными сухими чешуйками. Это папоротник -- очень распространенное многолетнее растение.


Папортники Многие, наверное, знают о старинном празднике Ивана Купалы, или Ивановом дне. Существовало поверье, что в ночь накануне Иванова дня (24 июня) единственный раз в году цветет папоротник, сияя огненным пламенем и освещая все вокруг. Считалось, что цветок папоротника обладает чудесным свойством открывать клады. Многие пытались разыскать цветущий папоротник, но никому это не удавалось ведь папоротник вообще не цветет!


Водоросли У организмов, объединяемых в группу водорослей, есть ряд общих признаков. В морфологическом отношении для водорослей наиболее существенным признаком является отсутствие многоклеточных органов – корня, листьев, стебля, типичных для высших растений. Для большинства водорослей вода – постоянная среда обитания, однако многие их виды могут жить и вне воды. МОРСКИЕ МАКРОФИТЫ – самые крупные в мире водоросли. Эти многоклеточные организмы больше всех прочих водорослей напоминают зеленые растения.
















Местообитания мхов Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на относительно открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя. Мох в водосточной трубе зимой.


Зеленые мхи. Они встречаются повсеместно: произрастают на почве, стволах деревьев, скалах и крышах домов, но наиболее широко распространены в сырых лесах, образуя сплошной зеленый ковер. Один из наиболее известных и самых распространенных мхов кукушкин лен, образующий густые дерновинки из прямостоячих неветвистых стеблей, густо покрытых узкими линейно-ланцетными листьями.


Сфагнум Особенностью сфагновых мхов является беспрерывное нарастание стебля верхушкой и отмирание нижней части. Однако полного сгнивания отмерших частей не происходит, так как в переувлажненной почве мало кислорода. Образуется торф. Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды.


Работа учителя начальных классов Назаровой А.Н

Урок разнообразие растений

Цели деятельности учителя :

Образовательные: создать условия для ознакомления с разнообразием групп царства растений; формирования представлений о растении как о живом организме.

Развивающие: способствовать развитию умений выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование : кроссворд «Растения»; схемы «Группы растений», «Признаки жизни растений»; тест; иллюстрации лекарственных растений, гербарии.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

II. Проверка домашнего задания.

Какое значение имеет почва для нас? Почему почву надо беречь?

к живой или не живой природе можно отнести почву? ( в почве есть составляющие неживой природы – глина, песок, воздух, вода, соли, и живой – бактерии.)

III. Сообщение темы урока и постановка целей.

р азгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

Кроссворд «Растения»

1. Не огонь, а жжется. (Крапива.)

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. (Малина.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)

4. Последняя улыбка осени.

Звезда на клумбе (Астра.)

5. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой, растут под горой. (Береза.)

6. Ветка в грозди разодета 7. С моего цветка берет

Фиалкового цвета. Пчелка самый вкусный мед.

Это в летний жаркий день, (Липа.)

Расцвела в саду... (сирень.) 8. Платье потерялось,

Пуговки остались. (Рябина.)

Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях .

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

(С. Красиков.)

д ети читают наизусть стихотворение:

Не спеша живут д еревья,

Целый век стоят на месте,

Уходя корнями в з емлю,

Простирая ветки к с олнцу.

Ничего они не ищут,

Ни о чем они не просят –

Им ведь нужно так немного:

Свет, Земля, Вода и в етер –

То, чего искать не надо,

То, что всем дается даром.

А еще д еревьям нужно,

Чтоб з емля была прекрасна,

И живут они, д еревья,

Украшая нашу з емлю:

Красотою тонких веток,

Красотой стволов могучих,

Несказанной красотою

Доброты своей извечной!..

(Б. Заходер. Почему деревья не ходят.)

IV. Актуализация опорных знаний. Введение в тему.

Беседа.

Что такое растение?

Растения – это тела живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту. На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.

Назовите известные вам группы растений, приведите примеры.

Заполните схему:

Какое значение имеют растения в жизни человека?

Какие деревья, кустарники, травы растут в нашем краю?

Где произрастают дикорастущие растения? (В лесу, в горах, на водоемах, лугах.)

Какие растения называют культурными?

Где растут культурные растения? (Поле, сад, огород.)

Приведите примеры дикорастущих и культурных растений.

Практическая работа (работа в парах).

Как и у всякого живого организма, у растения есть органы. Проведем практическую работу и научимся определять органы у растений. Возьмите гербарии. Работаем в парах. Оказывайте помощь друг другу.

1. Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

2. У дерева он один, а у кустарника – много. (Стебель.)

3. Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. (Лист.)

4. Яркий, благоухающий… (цветок) .

5. Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый . (Плод.)

6. Из него вырастает новое растение. (Семя.)

Тестирование.

Тест

1. Какое из этих растений выращивают в садах?

а) п шеница; б) слива; в) помидор.

2. Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) р ожь; б) ель; в) огурцы.

3. Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?

а) д ыня; б) овес; в) яблоня.

4. Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахче?

а) с векла; б) арбузы; в) картофель.

5. Как одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?

А) о вощи; б) фрукты; в) корнеплоды.

Ответы : 1-б. 2-в. 3-б. 4-б. 5-б.

Взаимопроверка работы.

V. Изучение нового материала.

1. Царство растений.

б еседа.

Почему растения считают живыми организмами?

Что нужно растению для роста и развития?

Мы рассмотрели растения, у которых имеются все органы, но, оказывается, в природе существуют и такие растения, у которых нет плода или цветка, или листьев. А некоторые умудряются существовать даже без корня. Что же это за растения?

Давайте совершим удивительное путешествие в царство. Да, да, не удивляйтесь. Сказочное слово «царство» является еще и научным – так ученые называют мир растений. Правит в царстве растений царица Флора. Вместе с Флорой познакомимся с жителями ее царства. Начнем с самых простых.

Составьте схему:

Учитель демонстрирует гербарий.

Водоросли – растения, обитающие главным образом в воде. Это очень удивительные растения. У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, нет цветов и плодов с семенами. Они состоят из одинаковых клеток – одной или множества. Живут в соленой морской и в пресной воде, могут жить и на стволах деревьев, питаясь каплями дождя и росы, могут жить и в аквариуме. Догадались? Назовите эти растения.

Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде (+80 °С), а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения. Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.

Некоторые морские водоросли похожи на бурые ленты длиной до нескольких десятков метров. У водорослей никогда не бывает листьев, стеблей и корней.

Мхи – небольшие растения простого строения, растущие во влажных местах. Мхи имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков, плодов с семенами. Мхи произошли от водорослей, их можно встретить в сырых сумрачных местах, на болоте, в еловом лесу, в щелях между камнями.

Мох – это не цветковое растение, а коробочка со спорами, которыми мхи размножаются.

Папоротники – растения с крупными, похожими на перья листьями. У папоротников есть стебли и корни, но цветков, плодов с семенами не бывает. Листья у папоротника крупные, их черешки покрыты бурыми чешуйками, а молодые листья закручены как улитка. В жарких странах листья папоротника растут вверх, как ветка, по нескольку лет. Недаром листья папоротника называют плосковетками. Каменный уголь образовался из отмерших папоротников.

Вспомним бытовавший на Руси праздник Ивана Купалы, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и веселым шуткам, а также к поискам таинственного Перунова огнецвета (Перун – языческий бог молнии) – цветка папоротника, который, по легенде, расцветал только в разгар летнего равноденствия, в ночь с шестого на седьмое июля, и мог раскрыть секреты подземных сокровищ. Однако увидеть цветущее растение было очень трудно, ибо цветок охраняли злые духи и лесные дивы, которые напускали на людей разные беды.

В ночь на Ивана Купалу на высоких холмах зажигались костры, густым дымом окутывались поля, окуривался скот, люди прыгали через яркое пламя. Все это было обрядами очищения и защиты будущего урожая, всего живого от темных сил.

После этого все начинали веселиться. Молодежь собирала цветы, пела песни, водила хороводы вокруг костров. Самые смелые купались в ночной таинственной реке. Девушки гадали на плывущих по речной заводи венках.

Хвойные растения – растения, у которых игловидные листья – хвоинки. У хвойных не бывает цветков и плодов. Их семена созревают в шишках. К хвойным растениям относятся ель, сосна, лиственница, можжевельник и другие. У всех хвойных образуется смола. Она быстро появляется в местах повреждения ствола, ветки и заживляет раны. Смолу так и называют «живица». Листья-хвоинки на зиму не опадают.

Цветковые растения – растения, у которых есть корень, побег. Цветки, плоды с семенами. Это самая многочисленная группа.

Каждый цветок – это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов. Посмотрите (демонстрирует) .

Цветы всегда были любимы людьми. Они дарили друг другу цветы, тем самым выражая свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие теплые костры.

(К. Женэ.)

Могут ли растения расти на камнях? (Да, но только особенные. Это лишайники , похожие на зеленые и оранжевые пятна.)

Физкультминутка (см. урок 13, с. 87)

2. Растения в жизни человека.

Беседа.

Какое значение в жизни человека имеют растения? (Ответы учащихся.)

Учитель читает стихотворение и демонстрирует гербарий лекарственных растений:

Рассмотри и запомни эти цветы,

В них столько тепла и земной

красоты!

Все, человек, что тебя окружает,

Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи,

Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта.

Банка с малиной мамой открыта.

Это варенье, оно же лекарство,

Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни,

Летом ее насуши, сохрани.

В зимнюю стужу чай завари,

Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом.

Смотрят цветы на тебя нежным взглядом.

Ты, человек, их понимай,

Пользуйся ими, не обижай.

(Н. Д. Коваленко.)

Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( ш алфей, чабрец, базилик, листья и ягоды малины и др.)

Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( ч истотел, подорожник, отвар крапивы.)

Рассказ учителя о том, как появилась наука о растениях – ботаника.

С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях – ботаника , получившая название от греческого слова «ботане» – «трава».

Тысячи лет люди собирали в лесах съедобные плоды и ягоды, грибы, лекарственные травы, занимались рыбалкой и охотой – и все это без ущерба для природы. А теперь – будто забыли, что они дети природы, дети Земли! Представьте себе, что станет с нами, если мы уничтожим все леса: мы лишим себя самого прекрасного – общения с природой.

Несмотря на то, что на земном шаре очень много растений, большое их количество погибает. Многие из них занесены в Красную книгу и находятся под охраной. Какие из них вам знакомы? Охраняйте их!

VI. Повторение и закрепление изученного материала.

Что значит «живой организм»? (Он дышит, питается, развивается, размножается, умирает.)

Одинаковые ли условия нужны для разных растений? ( о тветы учащихся.)

к апуста, огурцы, пшеница – влаголюбивые; кактус, полынь, верблюжья колючка – засухоустойчивые; ландыш, хвощ, папоротник – теневыносливые; сосна, хлопчатник, виноград, мать-и-мачеха – светолюбивые; мох, полынь, ель, береза – хладолюбивые; лимон, арбуз, дыня, виноград – теплолюбивые.

Какие растения называют цветковыми?

Какие органы есть у всех цветковых растений?

VII. Итог урока.

Чем важно для человека озеленение города?

Почему полезно для здоровья совершать прогулки в лес?

Около каких растений воздух считается наиболее здоровым?

Почему и для чего создана Красная книга растений?

Сколько всего видов деревьев?

Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?

Пригодятся ли эти знания вам в жизни?

Пополнили ли вы свой багаж знаний?

Получили удовольствие от урока?

Я думаю, вы убедились, что царство Флоры разнообразно. Флора – в переводе на русский значит «растения».

Домашнее задание: рабочая тетрадь, задания № 3,4 , с. 41 ; подготовить рассказ (устно) об интересном растении на темы: «Мой любимый цветок», «Что я вырастил на даче, на огороде», или нарисовать любимое растение; учебник, с. 69–73.

На нашей планете повсюду, даже в самых отдаленных уголках с суровым климатом, можно встретить растения. Они не только украшают Землю, но и очищают воздух, являются пищей и строительным материалом. Разнообразие растений поражает: в природе встречаются совсем крошечные экземпляры, и настоящие гиганты, достигающие нескольких десятков метров.

Водоросли - это обитатели воды, которые отличаются от других растений самым простым строением. У них нет корней, стеблей и листьев, и питательные вещества они впитывают всем своим телом.

Размеры водорослей могут быть самыми разными. Есть совершенно крошечные водоросли, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Летом наблюдается «цветение» воды, когда она приобретает насыщенный зеленый цвет. Такой оттенок воде придают одноклеточные зеленые водоросли.

В природе существуют и экземпляры, которые могут достигать в длину 40 метров. Такие водоросли растут в морях и океанах.

Рис. 1. Водоросли.

Маленькие водоросли свободно плавают в воде, а крупные - прикрепляются ко дну и образую настоящие подводные джунгли. Окраска также может быть самой разной: бурой, зеленой, красной.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Водоросли играют большую роль в природе:

  • являются пищей для обитателей воды;
  • обогащают воду кислородом;
  • очищают воду от гнилостных бактерий;
  • служат компонентом многих лекарств.

Мхи

Мхи - это небольшие растения, высота которых не превышает нескольких сантиметров. Это одни из самых древних обитателей планеты, которые появились гораздо раньше динозавров.

Поскольку у мхов нет настоящих корней, они на первый взгляд могут показаться слабыми и хрупкими. Но это совсем не так. Мхи - чрезвычайно выносливые растения, способные выживать в самых суровых климатических условиях. Но предпочитают они обитать во влажных тенистых уголках леса.

Внешне мхи очень напоминают губки, и способны впитывать в себя воду. Если взять кусочек мха в руку и сжать, то из него вытечет много воды.

Папоротники - одни из самых древних растений, широко распространенных по земному шару, но чаще всего встречаются во влажных лесах. Эти растения смогли приспособиться к разным условиям обитания, и способны расти не только в почве, но и на деревьях, в трещинах скал, даже в пустыне.

Размеры папоротников колеблются от совсем крошечных до крупных древовидных форм высотой до 25 м. Они отличаются красивыми длинными листьями, похожими на перья.

Рис. 2. Папоротники.

Папоротники имеют корень, короткий стебель и большие листья, но они никогда не цветут. У этих растений нет семян. Вместо них они образуют споры, с помощью которых размножаются.

Хвойные растения

Главное отличие хвойных деревьев - форма листьев, которые напоминают иголки. Это хвоя, благодаря которой деревья могу расти в регионах с холодным климатом. Зимой, вместо того, чтобы сбрасывать листву, как все остальные деревья, хвойные растения сохраняют свои иголки. Их смена происходит один раз в несколько лет.

К хвойным растениям относятся лиственница, пихта, сосна, ель, кедр, можжевельник.

Цветковые растения

На нашей планете наиболее широко распространены цветковые растения. Их можно встретить на любом участке суши, от Антарктиды до Арктики.

Главная отличительная черта всех цветковых растений - формирование цветков, которые после увядания образуют плоды с семенами. Попадая в землю, семена прорастают - так происходит размножение цветковых растений.

Рис. 3. Ландыш.

Все культурные растения, которые вывел человек, являются представители этого отдела растений.

Таблица “Разнообразие растений”

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности

Низшие растения

Живут в воде

Высшие растения

Живут во влажных затененных местах, очень выносливые, не имеют цветков

одеревенелый

В виде иголок – хвоя

Семена образуются в шишках

Почти все представители – вечнозеленые

Цветковые

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластина

Цветы, из которых образуются плоды с семенами

Отличаются большим разнообразием

Что мы узнали?

При изучении темы «Разнообразие растений» по программе 3 класса окружающего мира мы узнали, насколько велик и многообразен мир растений. Мы выяснили, что в природе бывают низшие растения с простым строением, и высшие растения, которые отличаются более сложным строением и разнообразием форм.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 345.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Разнообразие растений на Земле Окружающий мир 1 классУчитель МБОУ ЕСОШ № 1 Кравцун М.Г.Станица Егорлыкская Ростовской области

Папоротники Много миллионов лет назад эти растения господствовали на земном шаре. Тогда папоротники были огромными деревьями высотой до 40 метров. В настоящее время дреновидные папоротники можно встретить только в тропических лесах. В нашей стране растут травянистые папоротники. Они по строению сложнее мхов, так как кроме стеблей и листьев имеют корни.

Хвойные (голосемённые) Хвойные растения(деревья и кустарники) обитают в нашей стране повсюду. Среди них тебе хорошо известны ель, сосна, лиственница. У хвойных растений есть не только корни, стебли и листья, но и семена, которые расположены открыто(голо) на чешуйках шишек. Хвойные растения размножаются этими семенами.

У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту. И зимой, и летомЕсли я не на опушке, В зелёную шубу одета.Ветви- только на макушке. В Крыму, над моремКак в дозореСтоят колоннамиВсегда зелеными,На диво стройными. Водоросли На Земле обитают множество разных видов растений. Большую группу составляют водоросли. Эти растения не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Самые простые из них- одноклеточные водоросли. Они такие маленькие, что увидеть их можно только с помощью микроскопа. Несмотря на малые размеры, летом их легко заметить в воде, потому что этих водорослей чрезвычайно много. В тёплые солнечные дни водоросли очень быстро размножаются, и вода, в которой они живут, становится зелёной. Среди водорослей есть и многоклеточные. Особенно много из в морях и океанах. Здесь они образуют густые заросли, подводные «леса» .

Цветковые Сейчас на Земле большинство растений цветковые. Их называют так потому, что они имеют цветки, из которых образуются плоды с семенами. Цветковые растения- самая многочисленная и распространённая на Земле группа растений. Они встречаются повсюду в лесах, на лугах, в водоёмах…

Стоит в лесу кудряшка- Белая рубашка. Сердечко золотое, Что это такое? Он очень похож На звериную пасть, Но только в нее Неопасно попасть. Стебель- крылатый, Листик- усатый, Цветок- душистый, А плод- пушистый. Мхи Ты, конечно, знаешь о таких растениях, как мхи. Их можно встретить во влажном лесу, на болоте, на стволе старого дерева. Они часто образуют на почве сплошной покров изумрудно-зелёного цвета. У мха есть только стебель и листья, но нет корней и цветков Жизнь мхов сильно зависит от воды. Они впитывают всё как губка. Если воды мало, мхи высыхают их жизнь приостанавливается. Но мхи очень живучи. Некоторые из них выживали после девяти лет «заточения» в гербарии.

Ты-человек. Любя природу,Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походахНе растопчи ее полей.В вокзальной сутолоке векаТы оценить ее спеши.Она- твой добрый давний лекарь,Она- союзница души.Не жги ее напропалую.И не исчерпывай до дна.И помни истину простую Нас много, а она одна.

Похожие публикации