Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Современные инновационные технологии в школе: плюсы и подводные камни

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность”.

Бернард Шоу.

В январском Послании Главы государства народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» отмечено: « К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году - она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». Поэтому внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Способы инновационного обучения – модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие

уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Главной задачей ТиПО на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки учащихся к профессиональной деятельности в будущем и используются инновационные методы обучения в ТиПО. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике. Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в ТиПО предусматривают и метод, приоритетом которого являются нравственные ценности. Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор).

Сегодня нет такого преподавателя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учащихся своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого учащегося?» Какой современный преподаватель не мечтает о том, чтобы учащиеся на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационные технологии:

    игровые

    проектные

    технология проблемного обучения

    технология дифференцированного обучения

    технология учебно-исследовательской деятельности на уроке

Воспитательные инновационные технологии:

    здоровьесберегающие технологии

    технология групповой деятельности

    технология КТД (коллективные творческие дела).

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

Соответствие концепции гуманизации образования;

Использование личностно-ориентированного обучения;

Поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

Соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

Развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

Формирование личностных качеств учащихся;

Выработка умений, влияющих на учебно-познавательную

деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Развитие различных типов мышления;

Формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

Оптимизация учебно-воспитательного процесса;

Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

Выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

Включение учащихся в креативную деятельность;

Тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Развитее критического мышления;

Дифференцированный подход к обучению;

Создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

Креативность (ориентация на творчество) ;

Усвоение знаний в системе;

Нетрадиционные формы уроков;

Использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

Ассоциативный ряд;

Опорный конспект;

Мозговая атака;

Групповая дискуссия;

Эссе;

Ключевые термины;

Видеофильмы;

Дидактическая игра;

Лингвистические карты;

Исследование текста;

Работа с тестами;

Нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

ИННОВАЦИИ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЁД!!!

КГУ «Береговая средняя школа отдела образования

акимата Тарановского района»

Районный Методический совет

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

февраль 2014 год

зам. дир. по УВР Боксбергер И.В.

2013-2014 учебный год

«Инновационные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы»

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.

Целью инновационных технологий есть формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов.

Современная школа многого требует от учителя - и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Понимая, что сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться в школе.

Именно поэтому выбирая методическую тему школы, мы остановились на теме «Использование инновационных технологий, компетентностный подход в обучении как средство повышения качества обучающихся». Понимая всю важность вопроса применения инновационных технологий в школе разработали тематику педагогических советов: «Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана» /август/, «Формирование функциональной грамотности учащихся: пути, опыт, перспективы» /ноябрь/, «Качество образовательной среды предпрофильной подготовки и профильное обучение с учетом естественно-математического направления учебного процесса в рамках 12-летнего образования» /январь/, «Инновационные методы в обучении и воспитании личности» /март/, «Определение уровня эффективности и показательной работы педколлектива школы по проблеме повышения качества образования» /май/. Профессиональная компетентность учителя формируется через различные виды деятельности посещение семинаров, конференций, открытых уроков, мастер-классов. Это позволило использовать инновационные технологии, которые способствует повышению профессиональной компетентности, методического уровеня педагогов, что особенно актуально для молодых педагогов, влившихся в коллектив в этом учебном году.

Проведен районный семинар на базе школы «Формирование функциональной грамотности на уроках через использование инновационных технологий», главная цель которого было формирование функциональных навыков компетентностной личности как ключевого ориентира для совершенствования качества образования в условиях школы. На семинаре было дано 12 открытых, показательных уроков, на которых учителями были продемонстрированы способы формирования функциональной грамотности школьников, развитие ключевых и предметных компетенций обучающихся /февраль 2014г/. В школе были проведены мастер - класс «Как я реализую на своих уроках компетентностный подход в преподавании предмета», где учителя школы делились опытом своей работы по реализации компетентностных подходов в своей педагогической деятельности /апрель 2013 год/, результатом проведенного мастер - класса «Проектирование заданий на развитие функциональной грамотности школьников» /январь 2014год/ стала разработка компетентностно-ориентированных заданий по предметам; круглый стол «Компетентностнный подход в преподавании предметов» помог преподавателям школы разработать систему мер по формированию ключевых компетенций учащихся в образовательной среде /апрель 2013г/, заседания МС «Инновационные технологии в преподавании» позволило учителям более подробно познакомиться с инновационными технологиями.

Наша школа имеет возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Учителя школы стараются работать в инновационном режиме, применяют информационно-коммуникационных технологии, работают с одаренными детьми.

Учить детей учиться - важнейшая задача любого педагога. Ученик должен стать творцом своей деятельности. Учебный процесс учителя строят так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главная цель работы школы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе, создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения инновационных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения современных педагогических технологий в школе.

Современные образовательные технологии, использованные учителями на уроках:

. Информационно- коммуникационные технологии . Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе. Все активнее применяют учителя школы на своих уроках информационно-коммуникативные технологии, уроки становятся более интересными, познавательными. Учителя и учащиеся умело отбирают информацию по своему предмету, используя дополнительные Интернет ресурсы, что способствует строить процесс общения на уроке более эффективно. ИКТ применяется на уроках всеми учителями школы. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

. Личностно- ориентированное обучение . Применяется учителями на уроках русского языка, литературы (Гордиенко В.И.), биологии и географии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языка (Бексултанов А.С., Жуманазаров Т.Б.), математики (Уркумбаева Г.М., Марущак Е.А.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), истории (Баянова И.А.), физкультуры (Байер В.Н.). Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

. Проектно - исследовательская технология . Метод проекта - это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя, планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В результате выполнения проектов должен быть конкретный результат, готовый к внедрению. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучаемых самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема − то конкретное решение, если практическая − конкретный результат. Метод проектов применяется учителями на уроках английского языка (Бексултанов А.С.), химии (Боксбергер И.В.), технологии (Байер В.Н., Шкурихина Т.Н.), информатики (Жуманазаров Т.Б.).

. Здоровьесберегающие технологии - это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению. Здоровьесберегающие технологии - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация учебного процесса, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям учащихся, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим школьника. Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Результатом данной технологии является создание благоприятного эмоционально-психологического климата в классе, школе. Здоровьесберегающие технологии применяются учителями школы на всех уроках, это утренние зарядки, физминутки, подвижные игры на переменах (КПП, начальные классы).

. Технология критического мышления через чтение и письмо . Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочнность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Обучающийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует себя уверенно в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.

Когда мы говорим о качестве образования, то зачастую подразумеваем под этим надежность сформированных характеристик, адекватность полученного образования современным социально-экономическим условиям, учет изменений этих условий, которые могут произойти в будущем, наличие неких дополнительных параметров, которые повышают достоинство образования (это могут быть связи, дополнительное образование и т.д.). Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную и осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает надежность образования, потому что оно становится осознанным и рефлексивным и повышает коммуникативный потенциал личности. Применяется на уроках русского языка и литературы (Семенкевич В.А., Шварцкоп В.Ю.), химии (Боксбергер И.В.), истории (Баянова И.А.), в начальных классах (Громада Л.П., Чайка М.В., Савченко Л.В.)

. Блочно - модульная технология . Блочно-модульное обучение - это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, которая предоставляет возможность каждому ученику выбрать свою, самостоятельную и посильную траекторию обучения. Учащиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнении упражнений, написании творческих работ, участии в семинарах. Данная технология предполагает, что учащийся должен научиться добывать информацию, её обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом выступает в качестве руководителя, направляющего и контролирующего деятельность учащегося. При организации блочно-модульн6ого обучения обязательно структурирование учебного содержания по блокам, концентрированное изложение основного материала темы, определение заданий для самостоятельного вида деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Эта технология применяется учителями на уроках русского языка (Гордиенко В.И.), биологии (Досмухамбетова Ж.А.), казахского и английского языков (Бексултанов А.С., Альжанова Р.С.), физики (Абенова А.А.).

. Игровые технологии . Игровые технологии применяют на уроках для повышения интереса к предмету, для концентрации внимания учащихся на уроке. Игры применимы на всех этапах урока. Успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней. Игра обязательно должна быть ярко оформлена, с понятными и достижимыми целями. Детей привлекает все необычное и красивое. В основном игры проходят в форме уроков-соревнований, уроков-путешествий. На таких уроках успешно решаются учебные задачи, обобщаются и интегрируются изучаемые понятия темы, осуществляется контроль знаний и умений, но при этом внимание школьников сосредоточено, в первую очередь на игровом поле. Таким образом, повысив эмоциональное восприятие учебного материала, предотвращаются физическая и умственная перегрузки. Игровые технологии применяются учителями на всех уроках, в классах предшкольной подготовки, начальном звене.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Главное для педагога - увлечь и "заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Уже сейчас мы имеем результаты: /2011-2012 учебный год: 3 место в области Егоренко Анна (11кл) с проектом «Я и ЧС»; 2012-2013 учебный год: участие в конкурсе мультимедийных проектов - 3 место в районе и 3 место в области заняла Головко Юлия (8кл) с работой «Моделирование первого этажа школы» /учитель Жуманазаров Т.Б./, конкурс творческих проектов «Я и ЧС» 2 место макет «Пожар» - Огибалов Илья, Сафонов Алексей - 8 кл.

В школе наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий не только на уроках по предметам, но и в обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников, это позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, школы в целом.

Развивается служба мониторинга. Результаты диагностических исследований помогают вносить своевременные коррективы в планы работы школы по различным направлениям. Так по результатам исследований наблюдается положительная динамика качества освоения учебных программ учащимися школы. Можно проследить динамику роста качества знаний за три года:

Учебный год

Отличники

Хорошисты

Качество

Успеваемость

2013-2014 1 четв

2013-2014 2 четв

В ходе анализа были сделаны следующие выводы :

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

70% учителей прошли курсы повышения квалификации. / За первое полугодие 2013-2014 учебного года 6 учителей школы прошли курсы переподготовки: молодые педагоги по темам «?аза? тілі ?дебиеті саба?тарын о?ытуда а?паратты? ?аза? коммуникативтік технологияларды?олдану м?мкіндіктері» Айдаркулова А.Н, «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении» Баянова И.А., «Эффективное использование специализированного кабинета в обучении предмету» Досмухамбетова Ж.А; «Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе современной школы» Боксбергер И.В., «Современные библиотечно-информационные технологии в деятельности школьных библиотек» Поплавская С.А. (библиотекарь), «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучение английскому языку» Сейдалинова С.Е.

Учителями школы в этом учебном году посещались районные и областные семинары.

70% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью.

Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой - повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создаются презентации к урокам.

Широкое внедрение ИКТ в воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Основными направлениями воспитательного процесса, по которым работает школа являются:

1. Нравственно- правовое воспитание.

2. Культурно- просветительское воспитание.

3. Общественно-патриотическое.

4. Физкультурно-оздоровительное.

5. Работа с родителями.

6. Трудовая деятельность.

Работая по каждому направлению невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий - это появление у учащихся интереса, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

Области применения и возможности ИКТ в воспитательной работе:

Организация воспитательного процесса в классе.

Документальное обеспечение воспитательного процесса.

Разработка и проведение классных часов.

Разработка и проведение внеклассных мероприятий.

Работа с семьей и проведение родительских собраний.

Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя.

При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете.

ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися

Таким образом, мы видим очевидную необходимость использования компьютерных технологий не только в обучении, но и в воспитании.

Мечта любого преподавателя – инициативные, самостоятельные, способные, творческие, активные, целеустремленные ученики на уроке. Можно продолжать и продолжать этот список. А что мы видим на практике?
Как ответил один первоклашка за несколько дней до первого сентября на вопрос – хочет ли он идти в школу – нет, там будет нудно! И это сказал ребенок, который готов к школе — умеет читать, писать, умеет трудиться, он усидчив, растет в атмосфере добра и любви и имеет заинтересованных родителей, которые занимаются с ним.

Почему «нудно»? – мы выясним в другой раз. А сегодня поговорим о творческой активности учеников и применении инновационных технологий обучения для активизации творческого процесса на уроке.

.
Инновационные и интерактивные технологии

Творческая деятельность не возможна без качеств, перечисленных выше – это инициативность, волевые усилия, активность, самостоятельность, и, конечно же, наличие творческих способностей.
Но давайте вспомним свое обучение в школе, обучение наших детей и внуков. Вывод — творческая активность учащихся заключается в исполнении требований преподавателя, а в остальном мы видим пассивность детей. Однако мы понимаем, что для приобретения знаний требуется активность учащихся. Поэтому цель и учителей, и родителей учеников – активизация работы детей на уроке. Сегодня мы поговорим о том, что может сделать учитель в этом направлении.
Учитель, конечно же, должен постараться вызвать интерес у ребенка, а интерес – это уже желание учиться, познавать новое. Это задача для учителей, заинтересованных в получении учениками качественных знаний. А для этого нужны опыт, желание обучать и обучаться самому, высокие профессиональные и личностные качества учителя.
Чтобы улучшить учебный процесс, следует применять инновационные и интерактивные технологии. Что же это такое? Что скрывается за этими мудреными словами?
Давайте разберемся!

Инновация – что это?

Термин «Инновация» появился в начале 90-х годов 20 века и получил распространение среди учителей. Само слово «инновация» означает «обновление» процесса в обучении. Чем же отличается инновационное обучение от обучения традиционного? Из объяснений следует, что традиционное обучение – это усвоение определенного уровня знаний, изучение конкретного предмета. Цель инновационного обучения – развитие учащегося, в первую очередь, как личность. А фундаментом в обучении выступает приобретаемый учеником опыт. Задача инновационного обучения – вовлечь ребенка в творческий процесс, развить его активность и способности.Инновационное обучение как система

Инновационное обучение предусматривает следующие моменты:

— Цель – развитие ученика как личности
— Активизация форм мышления ученика
— Учитель и ученик выступают равноправными участниками, взаимодействующими в учебном процессе
— Демократический стиль в общении преподавателя и ученика
— Поощряется инициатива детей, проявление фантазии, способность выражать свои мысли и суждения, привлечение опыта учеников
— Освоение материала основано на творческих заданиях
— Формирование у ребенка чувства самоуважения, уверенности в своих силах и возможностях
— Выработка мотивации учеников для успешного обучения и развития

.
Формы работы инновационного обучения

Формами работы в инновационном обучении применяются как индивидуальные, так и групповые. При работе в группе привлекается небольшое количество учащихся, чтобы дети чувствовали свою индивидуальность, а с другой стороны – учились понимать ценность коллектива, умели работать в команде и принимали общее решение при выполнении определенных задач.
Используя индивидуальные формы обучения, следует проявлять больше доверия ученику, вырабатывать у него чувство ответственности за выполнение конкретных задач и стремление к результативности.
И в индивидуальных, и в групповых формах следует активнее включать в работу опыт учеников, а также использовать в обучении задания, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.

.
Интерактивное обучение

Разновидностью инновационного обучения является интерактивное обучение. В переводе с английского интер – взаимный, акт – действовать. То есть, интерактивный – это способный к взаимодействию.
Цель интерактивного обучения – создание активного обучения, при котором ученики учатся думать, принимают самостоятельно решения, понимают суть явлений, умеют выражать свою точку зрения. И главное, они учатся находить необходимую информацию, анализировать, сравнивать и применять на практике.

Чтобы внедрять в обучение интерактивные технологии, от учителя требуется качественная подготовка к уроку и планирование учебного процесса – оформление и составление конкретных заданий и вопросов к ним, обширные знания по изучаемой теме, умение организовать работу. И при этом иметь актерский талант для того, чтобы увлечь детей. Как правило, интерактивные уроки вызывают интерес и мотивацию у учащихся, дети активно вовлекаются в учебный процесс, исчезает закомплексованность и пассивность нерадивых учеников. Дети становятся более эмоциональными и открытыми.

Применяя интерактивные технологии, учитель должен определиться со следующими моментами:
— объяснить ученикам суть изучаемой темы, спрогнозировать результаты урока
— выявить мотивацию изучения данного материала
— изложение информации
— основная часть урока – интерактивные упражнения
— подведение итогов, результативность урока

Упражнения, используемые инновационными технологиями

Если подвести итог вышесказанного, инновация – это обновление процесса обучения.
Примером инновационного обучения являются нестандартные уроки. Уроки, тесно связанные с использованием интерактивных методов.
Интерактивное обучение — с английского — интер — взаимный, акт — действовать — способный к взаимодействию, диалогу.

Пример нестандартных уроков

1 Задания для выполнения учениками:

— обсуждение текста, прочитанного дома
— ученик анализирует выступление другого ученика
— в группе подготовить вопросы учителю или ученику, а для этого, естественно, нужно знать самим ответы на эти вопросы
— ученики оценивают ответ своего товарища, как вариант – оценивают друг друга
— сравнить ответы, записанные на конкретные задания

2 Ролевая, или как еще говорят, деловая игра.

Для этой формы работы необходимо умение принимать решения, которые базируются на своем опыте и знаниях. В рамках ролевой игры продумываются и предлагаются ученикам проблемные ситуации, приближенные к условиям жизни. Урок должен иметь конкретный подготовленный сценарий.

3 У рок-семинар

Это итоговый урок, который обобщает изучение конкретной темы. На уроке закрепляются полученные знания, и проверяется их усвоение учениками. Обычно на уроке-семинаре применяется форма работы в малых группах как интерактивный метод. Группа учащихся принимает решение по заданию, данному учителем, и приводит доводы своей позиции.

4 Урок КВН

Когда-то очень популярна была передача Клуб весёлых и находчивых. Создавались команды различных организаций и учебных заведений и состязались между собой — кто более умный и сообразительный. И до сих пор эта форма досуга любима студентами и учащимися. Урок КВН можно проводить для повторения материала. Когда материал хорошо выучен и закреплен, на первый план выходит творческий процесс – умение изобретательно преподнести ответ, быстро мыслить, работать в коллективе, и что очень важно – умение слушать других и подчиняться коллективному разуму.

5 Брейн-ринг

Этот урок можно провести как внеклассное мероприятие. Ученики разделены на команды. Каждой команде дается задание, на который они должны дать ответ. Время принятия решения ограничено. Для проведения мероприятия готовятся столы для каждой команды и сигнальные устройства.

6 Урок-беседа за круглым столом

Заранее участники получают список литературы и темы, необходимые для изучения. Группа учеников, которые изъявили желание, образуют команду. Они отвечают на вопросы, сформулированные остальными учащимися. Вопросы передаются ведущим, а ведущие мероприятия уже зачитывают и дают задание основной группе учеников.

7 Мозговой штурм

Этот интерактивный метод дает возможность продуктивно работать в команде – участвовать в коллективном обсуждении, при этом каждый может высказать свою точку зрения. При проведении мозгового штурма следует объяснить условия – каждый высказывается, говорит все, что приходит в голову, отсутствует критика по поводу высказываний других участников. Следует внимательно слушать каждого выступающего, развивать их мысли и идеи.

Команда получает задание – принять решение по конкретной ситуации, необходимо высказывать свои идеи, продолжать, пока не закончатся выступления, не комментировать и не высмеивать
никакие, даже самые нелепые предположения, поощряя тем самым активность и творческое мышление учеников.
Затем заслушивается выступление капитана, который озвучивает окончательное решение команды.
Учитель оценивает ответ и обсуждает высказанные мысли и идеи.

8 Собственная позиция

Собственная позиция — это дискуссия. Рекомендуется проводить при изучении нового материала. Выслушиваются различные мнения, высказываемые учащимися. В конце урока, после того, как учитель объяснил изучаемую тему, можно сравнить суждения до и после ознакомления с темой.

9 Микрофон

Эта форма работы приучает учеников коротко и четко высказывать свое мнение, развивает скорость реакции, так как необходимо активно реагировать на поставленные вопросы. Говорит только тот учащийся, у которого находится микрофон, остальные – внимательно слушают.

Вот такие формы работы можно применять для активизации творческого процесса на уроке.

С уважением, Ирина Анищенко

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора -- роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия -- субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции -- приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

Учебная дискуссия -- один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

постановка проблемы;

формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;

обсуждение проблемы в микрогруппах;

представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;

продолжение обсуждения и подведение итогов.

"Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода -- абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии.

Стажировка с выполнением должностной роли -- активный метод обучения, при котором "моделью" выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки -- выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве "модели" выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Игровое проектирование является практическим занятием, в ходе которого разрабатываются инженерные, конструкторские, технологические, социальные и другие виды проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы обучаемых. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, от каждого знания технологии процесса проектирования, а с другой -- умения вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.

Педагогическая технология относится к продуманным до малейших деталей моделям комплексной педагогической деятельности, включая проектирование, организацию и проведение обучения.

В наше время интенсивно происходит разработка новейшей системы в образовании, направленной на мировую систему. Данный процесс характеризуется изменениями в педагогическом мышлении и практике образовательного процесса. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом.

С учетом глобальной перестройки каждый учитель должен уверенно ориентироваться в данном спектре современных новшеств. К ним относятся инновационные технологии, идеи, школы, направления. На сегодняшний день грамотный педагог обязан постоянно пополнять свои знания в связи с масштабной реорганизацией школьного образования. Реализация современных педагогических технологий может произойти исключительно в инновационной школе.

Инновационная школа является учебно-воспитательным заведением, образование которого построено на уникальных идеях и технологиях. Кроме того относится к новым образовательным практическим учреждениям.

Инновационная школа считается полисистемной организацией, которая имеет в своем составе учебную, трудовую, художественно-эстетическую, спортивную и научную деятельности. Подобные современные школы в основном основываются на базе уже существующих учебных учреждений, параллельно разрабатывая и внедряя оригинальные технологии для выполнения своей первоначальной функции – обеспечение знаниями. Также подобные школы учитывают разные формы общения школьников, педагогов и родителей.

Для того чтобы школа называлась инновационной, она должна отвечать некоторым стандартам и иметь определенные направления в образовательной системе. Например, инновации включают в себя оригинальные авторские идеи и гипотезы относительно изменения учебного процесса.

Альтернативность характеризуется отличием каких-либо главных составляющих учебного процесса (цели, содержание, методы – единый школьный дневник, или средства) от общепринятых устаревших в обычных школах. Концептуальность образовательного процесса подразумевает использование в уникальной модели философского, психологического, социально-педагогического и других направлений.

Социально-педагогическая цель основывается на соответствии школьного образования социальным требованиям. Наличие результатов должно указывать на правильное направление движения инновационной школы. Благодаря им возможна оценка деятельности подобных учреждений. В наше время школьное образование использует разные учебные инновации. Они зависят от традиций и статуса учебного учреждения. Таким образом, можно выделить некоторые современные технологии, которые наиболее часто применяются для учеников.

Введение информационно-коммуникацонных технологий в предметное обучение включает интеграцию разных областей и использованием информатики, что в дальнейшем обеспечивает информатизацию сознания учеников и понимание процесса в нынешнем обществе, особенно для его будущей профессии.

Существенную роль играет осознание новой тенденции информатизации учебного учреждения, начиная со знакомства школьников с начальными сведениями о информатике и заканчивая использованием компьютерных программ с целью более углубленного изучение предметов. В результате происходит глобальная перестройка учебного процесса благодаря введению компьютерных технологий с изменением структуры и содержания образования.

Кроме того в дальнейшем после окончания школы ученики имеют возможность с легкостью приступить к работе с применением инновационных технологий. В процессе внедрения данных инноваций были проведены исследование и контроль над успеваемостью.

Были подведены итоги, что открытый тип информационной среды в школе включает разные формы образования на расстоянии и существенно увеличивает стремление школьников к изучению предметов и наук, особенно с применением методов проекта. Также информатизация образования сняла психологическое напряжение общения между школьником и педагогом с помощью внедрения новых методов контроля над оценками (например, единый школьный журнал).

Вследствие этого у учеников увеличивается эффективность образовательного процесса, повышается количество творческих работ, появляется стремление к получению дополнительных знаний по предметам в школе и осознается важность и необходимость школьного образования для поступления в желаемой ВУЗ и получение любимой специальности.

Используя, например, электронный дневник, появляется возможность контролировать школьника не только педагогом, но и родителями. Благодаря этому нововведению, они могут в любой момент узнать о домашнем задании и успеваемости своего ребенка. Теперь ученики вряд ли смогут сказать, что задания на дом не было. Кроме того учителю подобный дневник облегчил задание по распространению необходимой информации. Это касается как школьных оценок, так и родительских собраний.

Достаточно сделать рассылку и предупредить о дате и времени классного сбора. Кроме того сами родители смогут вносить свои коррективы в тематику собрании, выдвигать предложения и обсуждать волнующие темы. Доступ ко всем оценкам каждого ученика есть только у педагога, поэтому родителя доступна информация исключительно о своем ребенке. Также онлайн могут проводиться тестирования родителей на определенную тему для составления статистики и учета некоторых пожеланий по усовершенствованию школьного образования.

Современные технологии в школе позволяют облегчить контроль над успеваемостью школьников и обеспечить их необходимой учебной информацией. Благодаря введению электронных книг ребята могут использовать их в любое время, не нося при этом десяток книг в рюкзаке.

Однако для того чтобы образовательный процесс проходил в нужном направлении следует подобрать определенный планшет или книгу, которая не будет отвлекать школьника имеющимися играми или доступов к интернету. За этим должны следить родители при покупке электронной книги.

Несмотря на все положительные стороны инновационных разработок в отрасли школьного образовании, все-таки стоит обратить внимания на некоторые нюансы. Используя электронный дневник, родители не имеют непосредственного контакта с педагогом. Через данное нововведение нельзя рассказать полностью об успеваемости и дисциплине школьника.

Только при общении в реальной жизни можно узнать о реальной ситуации в школе. Также с использованием компьютеризированных новшеств школьники подвергаются негативного влияния на зрение и осанку. Конечно, в наше время существуют определенная защита для глаз и разрабатываются специальные «невредные» экраны, однако ученики большей частью обучения связаны именно с компьютером, что не всегда хорошо.

Инновационные технологии в школе способствуют более углубленному образованию школьников. Так, ранее при выполнении домашнего задания ученики использовали только выданную им литературу в школьной библиотеке. В то время как сейчас им доступна вся сеть интернета.

В связи с этим желающие хорошо учиться и добиться поставленных целей имеют хорошую возможность осуществить задуманное. Что касается более «ленивых» учеников, то здесь либо родители должны убедить в необходимости школьного образования, либо педагог находит нужную тропинку к познанию ученика, либо он самостоятельно с течением времени начнет осознавать пользу начального обучения. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Ни одна компьютеризованная технология и новшество не способны заменить общение школьника с опытным педагогом. Ведь только при непосредственном контакте можно узнать все непонятное и много интересного для себя. Таким образом, полученный опыт от внедрения инновационных технологий доказывает эффективность примененных методов, которые располагают огромным арсеналом новшеств.

В заключение стоит отметить, что, конечно, успех школьного образования зависит напрямую от желания педагогов обучать школьников и стремления последних к достижению желаемых целей.

Похожие публикации