Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Имитация березы под дуб. Декорирование древесины под ценную породу. Действие различных протрав на разные породы древесины. Обработка дерева под ценные породы Окраска древесины березы под орех

Структура древесины сосны, березы, клена, осины и липы очень схожа со структурой красного дерева, ореха, дуба, бука. Это наблюдение вот уже много лет позволяет столярам-краснодеревщикам из недорогой древесины, которая всегда под рукой, создавать истинные шедевры, модифицируя доступный материал в благородный и респектабельный с помощью кисточки. Главное для имитации - правильно подобрать краситель.

Твердый орешек

Древесина ореха привлекает богатством оттенков и волнистыми разводами. Для имитации рисунка ореховых волокон нужно иметь несколько основных оттенков морилок: насыщенный серо-коричневый, светло-коричневый («кофе с молоком») и желто-коричневый.

В ореховой древесине сердцевина темно-коричневого цвета с серыми оттенками. Этот цвет через светло-коричневый и темный переходит в желто-коричневую заболонь.

Часто бывает, что волокна переплетаются и в светлых слоях образуются темные разводы. Все три оттенка наносят без просушки, одной кистью, чередуя и переплетая между собой. Не следует проходить по несколько раз одни и те же места.

Красное дерево

Красное дерево обладает широким спектром оттенков: от бледно-розового до багряно- или орехово-красного. Имитировать эту породу несложно. Текстура у красного дерева простая и, как правило, достаточно равномерно окрашенная, с плавными переходами тонов. Но есть исключения: некоторые породы красного дерева имеют особенную текстуру, со строго чередующимися яркими дорожками, которую трудно перепутать с другими.

Для имитации нужно разделить колер морилки на два раствора, чтобы один был ярче другого. Сначала на древесину наносят светлый тон, затем кистью по сырой поверхности наносят второй, более насыщенный оттенок. Его следует наносить параллельными полосами через небольшие промежутки. Если заготовка была хорошо отшлифована, слои текстуры будут переливаться и выглядеть под лаком как настоящие.

На дубе том

Древесину дуба можно имитировать на тангентальном распиле сосны (плоскость такого распила проходит по касательной к годичному слою), где текстура более закручена и нет прямых слоев, выдающих породу.

Вначале надо обработать заготовку вдоль волокон ручной металлической щеткой с редким ворсом. На мягких слоях образуется трубчатая микроструктура, как у древесины дуба. Нужный оттенок придает раствор железного купороса или промышленные морилки нужных оттенков.


Имитация ценных пород древесины.

Имитация ценных пород древесины обычно осуществляется пропитыванием поверхности водным или спиртовым раствором различных морилок, водными растворами анилиновых красителей или специальными химическими составами — водными растворами различных веществ. Для обработки древесины «под красное дерево» можно также воспользоваться смесью черной и красной туши (необходимую пропорцию следует подобрать опытным путем). Имитацию ореховой древесины можно делать спиртовым 2 %-ным раствором йода.

Отделке:
— «под красное дерево» хорошо поддаются ольха, вяз, ясень, бук, кедр, береза, вишня и груша,
— «под черное дерево» — береза, дуб, клен, граб, яблоня, слива и вишня,
— «под орех» — ольха, береза, липа и бук.

Таблица: Водные растворы для имитации древесины ценных пород:

Номер раствора: 1 Двухромовокислый калий
2 Марганцовокислый калий
Концентрация, г/л: 1: 25
2: 25
Имитация: «Под орех»
Технология: Второй раствор наносить спустя 10 мин после первого

Номер раствора: 1 Медный купорос
2 Желтая кровяная соль
Концентрация, г/л: 1: 10-50
2: 100
Имитация: «Под красное дерево»
Технология: Второй раствор наносить после высыхания первого

Номер раствора: 1 Хлористый анилин
2 Хлористая медь
3 Двухромовокислый калий
Концентрация, г/л: 1: 50
2: 50
3: 25
Имитация: «Под черное дерево»
Технология: Сначала нанести смесь двух первых растворов, а через 10 мин — третий раствор

Раствор наносят на тщательно отшлифованную поверхность тампоном из сложенной в несколько рядов марли, грубой кистью, пульверизатором. Можно погружать детали в раствор. Чтобы состав ложился равномерным слоем, поверхность изделия следует предварительно увлажнить. Если спустя 15-20 мин после первого покрытия не получился цвет желаемой тональности, обработку следует повторить (возможно, неоднократно), но при этом стараться не переувлажнить древесину, чтобы не вызвать ее коробления и растрескивания.

Цвет и тон красителя лучше проверить сначала на бумаге, а окончательно — на кусочке древесины той же породы, подготовленном аналогичным образом. Сырая, обработанная составом древесина дает почти правильно представление о будущей яркости цвета и тона под лаком. Высохший мазок, покрытый лаком, соответствует окончательному цвету и тону будущего покрытия.

Краска лучше закрепляется на древесине, если в раствор добавить немного (до 3%) столярного клея. При обработке древесины хвойных пород рекомендуется предварительно очистить ее от натеков смолы, а затем промыть 10%-ным раствором едкого натра, бензином, скипидаром, спиртом или 10 %-ным раствором поваренной соли. Возможна отделка и металлических футляров фанерным шпоном.

Приведем один из технологических приемов:
Ровный, без изъянов лист органического стекла толщиной около 3 мм и другими размерами, на 30-50 мм большими, чем у самой большой стенки футляра, тщательно отмывают от пыли и грязи, сушат, смазывают одну из сторон вазелином и протирают насухо. При этом вазелин остается в микропорах стекла. Затем лист кладут на ровную горизонтальную поверхность смазанной стороной вверх и выливают на него некоторое количество приготовленного эпоксидного клея. Клей аккуратно распределяют по стеклу слоем в 1-1,5 мм и накладывают лицевой стороной на него вырезанный с некоторым припуском лист шпона.

Все пузырьки воздуха из клеевого слоя тщательно удаляют, выдавливая их к краям. Пузырьки легко обнаружить, просматривая пакет со стороны стекла. Затем шпон покрывают тонким слоем эпоксидного клея и сверху накладывают футляр — одной из его сторон. Футляр перед этой операцией должен быть тщательно очищен от пыли и обезжирен. Через 6-7 ч органическое стекло снимают. Для этого лист стекла с одного края осторожно отгибают, и он постепенно отходит от слоя затвердевшего клея.

Поверхность получается ровной, с зеркальным блеском. Натеки клея по краям спиливают напильником сразу же, не дав ему окончательно отвердеть (через несколько суток он станет хрупким и будет скалываться при обработке). После этого обрабатывают следующую сторону футляра.

Имитация от латинского imitation - подражание, подделка. Под имитацией понимается воспроизведение текстуры и цвета ценной породы древесины или других материалов на поверхности менее ценной древесины или других материалов, например древесностружечных и древесноволокнистых плитах.

Существует несколько способов имитации:

1- Разделка под ценные породы древесины

2- Крашение

3- Аэрография

4- Акваграфия

6- Шелкография

7- Полиграфическая печать

8- Облицовка бумагой и пленкой с нанесенной на них текстурой

Разделка под ценные породы древесины

Каждая порода древесины имеет свой рисунок - текстуру. Текстура различается от места распила, а также от множества других условий, наличия сучков, изгибов ствола и т.п. При распиловке ствола дерева пополам вдоль его оси получают радиальный разрез, волокна в данном случае выглядят параллельными линиями. При распиловке ствола дерева на расстоянии от его оси получают тангентальный разрез волокон в данном случае рисунок представляет разнообразные овалы и U-образные линии. Тангентальный разрез более интересен с декоративной точки зрения.

Причудливые узоры текстуры древесины разнообразной формы можно разделить на несколько видов:

Концентрический, в виде концентрических овалов.

Ромбический, рисунок годичных слоев вокруг сучка образует относительно правильную форму ромба.

Треугольный, рисунок годичных колец смещен в одну сторону, направления выпуклостей рисунка обычно чередуется.

Зигзагообразный, с одним или несколькими сучками, расположенными под углом один к другому.

Различные рисунки годичных слоев в текстуре древесины: а- концентрический; б - ромбический;

в - треугольный; г - зигзагообразный

Подготовка поверхности под разделку производят также как под масляную окраску. Цвет грунта подбирают в зависимости от породы под которую будет производится разделка.

Инструменты для разделки разнообразны и их выбор зависит от навыков мастера.

Инструменты для разделки поверхности под ценные породы древесины:

1- кисть-расхлестка; 2- шеперка плоская; 3 - шеперка пальчиковая; 4- беличья и хорьковая кисти;

5- резиновая пластинка; 6- гребни; 7- губка

Пример разделки под светлый дуб

Состав грунта:

Белила цинковые густотертые1000 г

Охра золотистая 150 г

Разбавитель (смесь олифы со скипидаром) до рабочей вязкости

Густотертые краски разбавляют смесью олифы со скипидаром в соотношении 1:1 с добавлением 3-5 % сиккатива.

После высыхания грунтовочного слоя наносят верхний - разделочный слой, на котором создают текстурный рисунок.

Для разделочного слоя, как правило, применяют более темные тона, чем для грунта.

Состав разделочного слоя под светлый дуб:

Охра золотистая 1000 г

Умбра натуральная300 г

Разбавитель до рабочей вязкости

Для разделки применяют в основном гребешки, сделанные из резиновых пластинок толщиной 3-5 мм, по краям которых вырезаны зубья различной величины. Гребешками рассекают слои свеженанесенной краски.

Разделка поверхности под дуб: а- нанесение слоев крупным гребешком; б - нанесение слоев средним гребешком; в - прорисовка с растушевкой сердцевинных слое; г - рассечка слоев стальным гребнем; д - растушевка флецем поверхности лессировочного слоя

Рассечку начинают с наиболее широких, ярко выраженных слоев сердцевины, проводя краем резины по средней части поверхности (а). этим приемом создают рисунок древесины около ее сердцевины или сучка. Затем менее крупным гребнем рассекают слои по обе стороны древесины (б), направляя гребнем к слоям средней части. После этого гребнем с мелкими зубьями обрабатывают поверхность по обе стороны нанесенного рисунка, заполняя поверхность мелкими слоями. Заполнив рисунком текстуры всю поверхность, приступают к растушевке сердцевинных слоев кистью (в). для этого слои древесины расширяют к периферии, придавая им зубчатый вид выходящего наружу годичного слоя.

Затем, проводя стальным гребнем вдоль слоев, рассекают их (г), придавая разделанной поверхности пористый вид натуральной древесины.

После высушивания разделанного слоя поверхность покрывают очень тонким лессировочным слоем, цвет которого должен быть чуть темнее основы (д). Сырой лессировочный слой осторожно протирают в отдельных местах мягкой ветошью, чтобы он стал несколько светлее, затем кистью слега растушевываю поверхность. Просохший лессировочный слой покрывают светлым лаком.

Крашение

Крашение проводят для придания древесине необходимого цвета. Обычно светлые породы древесины окрашивают в более темные тона для имитации цвета более ценных пород.

Существуют несколько групп красителей:

1- Синтетические красители . Выпускаются в виде порошков органических веществ, которые растворяются в воде, техническом спирте, ацетоне.

2- Протравные красители . Наиболее интенсивно окрашивают древесину богатую дубильными веществами. Протравные красители представляют собой водные растворы солей некоторых металлов: 5% и 1% р-р. железного купороса, 5% р-р. бихромата калия, 1% р-р. хлорного железа, 1% р-р. хлорной меди, 1% р-р. медного купороса и др.

Протравы готовят путем растворения кристаллов химических веществ в горячей воде (до 70°С), раствор остужают и фильтруют. Наносят протравы тампоном или кистью на немного увлажненную поверхность, или методом окунания.

3- Гуминовые красители . Это спиртовые и водные морилки, красящие вещества, получаемые из бурых углей и торфа.

4- Природные красители . Готовят из отваров коры деревьев, веток, опилок, трав, плодов растений.

Зеленный цвет дают: отвары листьев крапивы и картофельной ботвы, сок плодов волчьих ягод смешанным с поташем, отвар плодов крушины (100 г.) смешанным со спиртовым уксусом, отвар молодых побегов тополя с квасцами с добавлением отвара дубовой коры.

Красный цвет дают: семена щавеля конского, корни марены.

Оранжевый: цветы череды, луковая шелуха.

Желтый: цветы пижмы и ромашки, листья пырея и тысячелистника, сухие листья и корни крапивы.

Бежевый: листья череды, соцветия и корни конского щавеля.

Коричневый: отвар чая, коры яблони.

Черный и серый: стебли душицы, кора вербы и ольхи.

Готовить растворы растительных красителей следует только в эмалированной посуде. Отвары получают вывариванием сырья в мягкой воде, так как в жесткой краситель может впасть в осадок. На1 литрводы берут100 г. сырья. Воду доводят до кипения, краситель из цветов кипятят 30 мин., листьев 1 час, корней 2 часа. Для ускорения процесса на один литр воды добавляют 1 чайную ложку питьевой соды. Полученный раствор процеживают через несколько слоев марли, разбавляют до нужной концентрации мягкой водой. Растворы хранят в прохладном месте не более двух суток.

Окрашивают изделия в эмалированной посуде, с деревянной решеткой из липы или осины на дне. Опущенное в раствор изделие доводят до кипения и варят на медленном огне до получения нужного оттенка.

Крашение древесины может быть поверхностным и глубоким, прямым и протравным, позитивным и негативным.

Поверхностное крашение простое и часто применяется. Осуществляется нанесением на поверхность древесины растворов красителей распылением, окунанием, обливанием, тампоном, кистью. Древесина при этом окрашивается на глубину не более 0,5 мм.

Глубокое крашение . При глубоком крашении древесина окрашивается за счет продвижения красильного раствора по полостям клеток и диффузии через стенки клеток. Применяя смесевые растворы различной дисперсности, можно отфильтровать в полостях клеток один краситель от другого. Тогда полости сосудов окрасятся в один цвет, а полости стенок в другой.

Глубокое крашение кряжей, заготовок выполняют методом горяче-холодных ванн или в автоклавах.

Сущность метода горяче-холодных ванн состоит в следующем:

В результате нагрева древесины (в горячей воде при температуре 80-100°С в течении 2-4 ч.) находящийся в ней воздух и водяные пары расширяется. При погружении заготовок в красящий раствор комнатной температуры, воздух, находящийся в древесине сокращается и за счет образовавшегося вакуума идет более интенсивное впитывание раствора внутрь древесины.

При использовании автоклавов можно осуществить полное или ограниченное поглощение. Для полного поглощения древесину помещают в автоклав, заливают красящим раствором и подвергают гидравлическому давлению. Для ограниченного поглощения древесину, перед заливкой красящего раствора, подвергают давлению сжатого воздуха, в результате в ней образуется избыточное давление. После снятия гидравлического давления сжатый воздух выталкивает часть впитавшегося раствора.

Прямое крашение придает поверхности цвет красящего раствора.

При протравном крашении окрашивание происходит за счет химического взаимодействия солей металлов с дубильными веществами, находящимися в древесине или предварительным нанесением их на поверхность смачиванием слабым 0,3-0,5% водным раствором дубителя в виде пирогалловой кислоты.

При позитивном крашении , поздняя, более темная, древесина годичных слоев сильнее темнеет (протравное крашение всегда позитивно). Позитивное крашение более декоративно. При прямом крашении необходимо применять слабые растворы красителей или предварительно смачивают поверхность водой.

Негативное крашение получается если ранняя, более светлая древесина годичных слоев впитывает в себя наибольшее количество красителя и становится темнее, чем поздняя. Это придает древесине неестественный вид.

Аэрография

Аэрография это способ нанесения рисунка распылением краски сжатым воздухом с помощью специального распылителя- аэрографа, вручную или через трафарет (диаметр сопла 0.4-1.2 мм). С помощью шаблонов аэрографией можно имитировать инкрустации и текстуры древесины. Операция очень трудоемкая и имеет низкую производительность (1-2 м 2 /ч).

Аэрограф

Акваграфия

Акваграфия нанесение рисунка окунанием детали в воду, на поверхности которой находится пленка не смешивающей с водой краски, обычно масленой. Жидкие масла расплываются на поверхности воды, образую пленку с причудливыми цветными узорами, цвет которых меняется в зависимости от содержания разноцветных пигментов. Схема отделки и поверхность воды с краской представлены на рисунке.

Схема отделки акваграфией: а- поверхность воды с набрызганной краской;

б - кассета с деталями в момент погружения

Если погружение и подъем производят в горизонтальном положении к отделываемой поверхности, то рисунок будет соответствовать расплаву краски на поверхности воды. В случаи погружения и подъема в вертикальном положении рисунок получается ленточным.

После высыхания полученный слой закрепляют прозрачным лаком.

Имитация акваграфией напоминает рисунок мрамора. Применяется для отделки карандашей.


Декалькомания

Декалькомания - способ полиграфического изготовления и применения переводных изображений для маркировки промышленных изделий, а также детских «переводных картинок».

Это перевод на изделие напечатанного на бумаге рисунка.

Переводная бумага - калькома представляет собой не проклеенную бумагу, на которой последовательно нанесены пленки крахмала, желатина, краски в виде желаемого рисунка, краски фона, тонкой защитной пленкой водорастворимого клея.

Для перевода рисунка изделие покрывают слоем масленого лака, после частичного высыхания на изделие накладывают калькому бумагой вверх, разглаживают тампоном и резиновым валиком. Смачивают бумагу водой, растворяют крахмал, бумагу удаляют. Покрытие сушат и закрепляют лаком.

Структура переводной картинки (калькомы):

1- пленка растворимого клея; 2- фоновая краска; 3- рисунок (краска); 4- желатин;

5- слой крахмала; 6- основа (бумага)

Имитация декалькоманией малохудожественная, использовалась для фирменных клейм на изделиях, отделки детской мебели.

Варианты отделки изделий декалькоманией

Шелкография

Шелкография (трафаретная печать) - нанесение рисунков на поверхность плоских деталей печатанием с помощью специальных печатных форм- фотошаблонов.

Копия рисунка выполненная на кальке черной тушью, переносится на шаблон из капронового сита, натянутого на деревянную раму.

На деревянную раму натягивают сито (капроновая сетка №52, медная сетка из тонкой проволоки или шелк натуральный №45-56), после обезжиривания его покрывают слоем светочувствительной эмульсии.

Эмульсия состоит из 25 г. разогретого желатина разведенного в 220 мл холодной воды,7 гдвухромового кислого аммония разведенного в 25 мл теплой воды, 11 мл аммиака в 15 мл спирта. Все растворы смешивают и дают настоятся 24 ч.

Кальку с нанесенным тушью рисунком кладут на стекло копировального стола, сверху укладывают сито со светочувствительным слоем, на него плотную темную материю, а на нее толстое стекло с дополнительным грузом.

Подготовка фотошаблона 1- копировальный стол; 2- лампа дневного света; 3- экран; 4,5 - стекло;

6 -сито со светочувствительным слоем; 7- калька с рисунком; 8- темная ткань; 9- груз

Собранный пакет освещают с низу лампами в течении 10-15 мин. Лампы располагают на расстоянии 500 мм от стекла, мощность ламп 1,5 кВт.

Под действием света на всех участках эмульсионного слоя не защищенных затушеванными линиями рисунка на кальке происходит окислительно-востановительный процесс, в результате которого происходит дубление желатина, и он переходит в нерастворимое вещество. В местах не подверженных облучению желатин легко смывается с сита в горячей воде при температуре 70 0 С. Таким образом на сите получают негатив рисунка.

Для нанесения рисунка на деталь, ее покрывают изготовленным шаблоном на который наливают слой краски. Краску смещают по сетке с помощью ракеля из жесткой резины. Краска проникает через ячейки сетки на поверхность детали, в результате чего на ней остается требуемый рисунок.

Схема устройства для фотошаблонной печати: 1- обрабатываемая деталь; 2- стол; 3- коробка;

4 -сетка; 5- краска; 6- ракель

Для получения многокрасочного изображения печатания производится 2-3 красками с 2-3 шаблонов. Через трафарет можно нанести до 8000 рисунков.

Рисунок наносят масляными красками или гуашью с загустителями.

После нанесения рисунка и сушки краски, поверхность древесины покрывают прозрачным лаком.

Фотошаблонная печать трудно подается механизации, поэтому может применяться на небольших предприятиях при небольших объемах производства.

Вариант многоцветной фотопечати

Полиграфическая печать

Нанесение текстуры с печатной формы. Этот метод используется на мебельных предприятиях, подается механизации и автоматизации, высокопроизводителен и обеспечивает высокое качество печати. Полученный таким образом рисунок приближен к естественной текстуре древесины.

Различают три основных способа печати: высокую, плоскую, глубокую. Они различаются видом печатных форм, с которых производится оттиск рисунка.

Способы печати: а - высокий; б - плоский; в - глубокий; 1- печатная форма; 2 -бумага; 3- краска

Печатная форма для высокой печати имеет выступы и впадины (а), при печатании краска наносится на выступающие элементы, которые дают оттиск.

При плоской печати поверхность формы гладкая, без впадин и выступов (б), поверхность формы делится на зажиренные и увлажненные участки. Печатная краска закрепляется только на зажиренных участках, которые дают оттиск.

При глубокой печати поверхность печатной формы имеет выступы и впадины, в отличии от высокой печати, печатающими являются впадины на поверхности печатной формы. Первоначально вся поверхность формы заливается краской, затем краску удаляют с выступов, оставляя ее в углублениях. При печатании краска из углубления переносится на бумагу или другой материал (в). Особенностью глубокой печати от плоской и высокой, является возможность передачи полутонов, благодаря наличию впадин различной глубины. Многоцветный оттиск получают последовательным нанесением краски с различных форм, приготовленных для каждого цвета. Многоцветная печать наиболее точно и художественно имитирует текстуру древесины.

Станки для печати имеют цилиндрические печатные формы - текстурный вал с выгравированным на нем рисунком древесины. Принципиальная схема станка показана на рисунке.

Схема работы одной печатной секции машины МПТ:

1-ванночка с краской; 2- красконаносящий валец; 3- ракель; 4- текстурный вал; 5- печатный вал;

6- счищающий ракель; 7- деталь; 8- станина; 9- роликовый конвейер; 10- опорный валец

Краска подается из специальной емкости 1 на текстурный вал 4 питательным вальцом 2. плотно прилегающий к поверхности текстурного вала ракель 3 счищает с его поверхности все излишки краски, оставляя ее только в выгравированных углублениях. В контакте с текстурным валом вращается обрезиненный печатный валец 5, переносящий краску из углублений текстурного вала на поверхность детали 7.

Для получения качественных деталей необходимо, чтобы рисунок не повторялся в приделах развернутой длины текстурного вала, поэтому его диаметр достигает 530 мм.

На рисунке представлена многоцветная печатная машина фирмы «Штейнеманн».

Печатная многоцветная машина фирмы «Штейнеманн»

Печатные машины предназначены для нанесения рисунков на различные детали, такие как: мебельные щиты, фанеру, древесноволокнистые и древестностружечные плиты. Перед нанесением текстуры плиты окрашивают в цвет фона имитируемой текстуры, после несения рисунка закрепляют его защитно-декоративным покрытием.

Облицовка бумагой или пленкой с нанесенной на ней текстурой .

Для имитации текстуры различных пород, материалов различных фактур и широкой цветовой гаммы, древестностружечные и древесноволокнистые плиты облагораживаются искусственными облицовочными материалами: это декоративные пленки на основе бумаги, полимерные пленки, декоративные бумажно-слоистые пластики.

Данная технология благодаря высокой автоматизации, производительности имеет широкое повсеместное применение в настоящие время.

Плитные материалы облицованные пленками или пластиками приходят сразу с заводов изготовителей или подетально облицовываются на фабриках по производству мебели.

Древестностружечная плита ламинированная пленками с нанесенной текстурой древесины

Плиты облицованные декоративным бумажно-слоистым пластиком

Фасады из МДФ облицованные ПВХ пленкой с текстурой древесины

Литература:

1. Ветошкин Ю.И., Газеев М.В., Цой Ю.И. Специальные виды отделки: учеб. пособие.- Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2008.-129 с.

2. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из древесины: учеб. Пособие для института прикладн. искусства и пром. училщ. - М.: Высш. шк., 1968. - 275 с.

Цвет и текстура древесины зависят прежде всего от ее породы. Однако цвет при необходимости можно изменить с помощью специальных красителей. Качество имитации зависит не только от красителей, но и от древесины, подвергшейся обработке.

Для имитации ценной древесины применяют различные растворы красителей, легко проникающие в древесину. Наиболее известные из них ореховая морилка, бейцы № 10. Для окраски различных древесных пород в разные цвета, а также для имитации под ценные породы дерева можно использовать следующие составы.

Чтобы окрасить древесину сосны, ели, березы и бука в коричневый оттенок, нужно взять 3 г кислотного хромкоричневого красителя, 3 г уксусной эссенции и 10 г алюминиевых квасцов на 1 л воды.

Для окрашивания древесины березы и бука под красное дерево готовят два раствора: 50 г медного купороса на 1 л воды и 100 г желтой кровяной соли на 1 л воды; первоначально поверхность обрабатывают раствором медного купороса, затем выдерживают 10 мин и наносят раствор желтой кровяной соли.

Окрасить древесину березы под орех можно, используя 20 г ореховой морилки и 2 г бейц № 10 на 1 л воды.

Для окрашивания под старый дуб нужно 16 г поташа, 20 г сухой краски анилина коричневого. 20 г сухой синей краски растворяют в 0,5 л воды, смесь кипятят 20–30 мин, после чего добавляют 1 чайную ложку уксуса; поверхность покрывают горячим раствором с помощью кисти.

Если окрашивают под седой дуб, то обработанную поверхность древесины дуба покрывают сначала черным спиртовым лаком, а когда лак высохнет, на поверхность насыпают серебряный порошок (алюминиевый порошок). Затем чистым тампоном втирают порошок в поры дуба. Остатки серебряного порошка удаляют с поверхности чистым тампоном примерно через 1 ч.

Порошок, оставшийся в порах дерева, слегка приклеивается лаком, и на дубе появляется седина. Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокон комком конского волоса или древесной стружкой, затем покрывают бесцветным спиртовым или масляным лаком.

Для имитации ценных пород древесины можно использовать следующие промышленные водорастворимые красители для дерева.

Краситель № 1: красновато-коричневый, применяют для окраски бука под красное дерево.

Красители № 5, 6 и 7: светло-коричневые, применяют для окраски бука и ясеня под светлый орех, для окраски ореха, березы и ясеня.

Краситель № 10: желтовато-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Красители № 11, 12, 13, 14: орехово-коричневые, применяют для окраски березы, ясеня и бука под орех среднего и темного тонов.

Краситель № 17: светло-коричневый, применяют для окраски березы и бука под орех среднего тона.

Краситель № 122: оранжево-коричневый, применяют для окраски березы и ясеня под орех.

Краситель № 124: красный, применяют для окраски березы, дуба и бука под красное дерево.

Водорастворимые красители готовят следующим образом: отвешивают необходимое количество красителя, растворяют его в небольшом объеме горячей воды (не менее 95 °C) и тщательно размешивают. Полученную массу выливают в горячую воду и перемешивают.

Раствор красителя отстаивают в течение 48 ч, затем фильтруют через два слоя марли и наносят на изделие тампоном, кистью или распылением. Раствор красителя может иметь различную концентрацию в зависимости от требуемого тона окраски.

Из книги: Коршевер Н. Г. Работы по дереву и стеклу

Способы обработки дерева под: дуб, орех, палисандр, красное дерево, розовое дерево, серого клена, черного дерева. Вощение дерева, бронзирование дерева

Протрава для имитации дубового дерева

Варят в течение часа смесь из 0,5 кг кассельской земли, 50 г поташа в 1 литре дождевой воды, затем полученный темный отвар процеживают через полотно и варят до сиропообразного состояния. После этого выливают ее в совершенно плоские ящики из жести (крышки из-под жестянки), дают затвердеть и измельчают при помощи пестика в крупный порошок, который после кипячения с водой (1 часть порошка на 20 частей воды) в течение нескольких минут дает прекрасную протраву для имитации дубового дерева.

Протрава для имитации орехового дерева

Обыкновенное ореховое дерево имеет светло-бурый оттенок, который даже после полирования выглядит не очень красиво. Поэтому натуральному ореховому дереву следует придать более темный тон, что достигается обработкой раствором марганцовокислого калия. Как только дерево высохнет, этот раствор наносят вторично, но только на некоторые места, чтобы получилась жилковатость, причем стараются, чтобы она имела естественный вид. Ореховое дерево имеет наряду с темными жилками почти черные, такие места лучше всего имитировать черной протравой (см. черное дерево). Качество имитации будет зависеть от искусства работающего.

Протрава для имитации палисандрового дерева

Палисандровое дерево имеет темно-бурую окраску с характерными красноватыми жилками. Так как ореховое дерево ближе всего к палисандровому, то для имитации последнего и берут ореховое, с другими сортами дерева не получается такой красивой подделки.

Ореховое дерево сначала шлифуют пемзой, а потом равномерно покрывают при помощи губки или ваты краской следующего состава: 3 весовых части коричневого анилина и 100 весовых частей спирта. После высушивания операцию при необходимости повторяют. Темные жилки палисандрового дерева вырисовываются при помощи приспособленной для этой цели плоской кисти отваром кампешевого дерева. После высушивания дерево протирается губкой, пропитанной слабым раствором двухромовокислого калия, затем в него втирают небольшое количество масла и, наконец, полируют. Для полирования употребляют раствор красного шеллака в спирте к которому добавляется такое количество спиртового раствора орсели, чтобы красный цвет, свойственный этой политуре, имел надлежащую силу. Тогда от совместного действия содержащихся в дереве и политуре красящих веществ получаются красноватые жилки и темно-бурый цвет палисандрового дерева, а другие места принимают красно-бурый цвет, что также наблюдается в палисандровом дереве. В зависимости от количества взятого раствора орсели получается более светлая или более темная окраска палисандрового дерева.

Протрава для имитации красного дерева

Предназначенное для протравы дерево должно быть хорошо высушено, а нанесение протравы лучше всего производить при помощи кисти, которая после каждого употребления должна быть тотчас вымыта и высушена.

1) Очень красивую и прочную протраву готовят, смешивая в склянке 500 г тонко измельченного сандала, 30 г поташа и 1,5 литра воды. Смесь оставляют стоять в теплом месте в течение недели, часто взбалтывая. Затем жидкость процеживают через сукно и хранят в подходящем сосуде до употребления. В другой склянке растворяют при нагревании в 1,5 литрах воды 30 г квасцов, процеживают и сохраняют. Предназначенный для травления предмет обрабатывается подогретым первым раствором несколько раз до получения желаемой окраски, после чего его покрывают второй, также подогретой жидкостью. Смешивать обе жидкости в одну не следует. После сушки протравленный предмет протирают с помощью тряпочки льняным маслом.

2) В последнее время сандал часто заменяют анилиновыми красками, растворимыми в воде. Преимущество анилиновых красок заключается в их большой покрывающей способности. Для имитации красного дерева очень подходит краска “Понсо”. В 3 литрах воды растворяют 100 г анилина “Понсо”. Этот раствор наносится на окрашиваемое дерево один или два раза, смотря по цвету, который хотят получить.

Протравы для имитации розового дерева

Розовое дерево отличается темно-красными жилками. Для имитации этого дерева берется клен, как наиболее подходящий по своему строению. Кленовые дощечки или фанеры должны быть тщательно отшлифованы, прежде чем идти в

обработку, так как только в этом случае они хорошо прокрашиваются.

1) Для имитации розового дерева готовят две краски: одну – для получения более светлых красных жилок, другую же – для более темных. Эти краски представляют собой растворы анилина в 60+-ном спирте. Краски составляются по следующим рецептам.

1) Светло-красная:

1 весовая часть кораллина,

1 весовая часть розеина,

2) Темно-красная:

1 весовая часть кораллина,

1 весовая часть розеина,

0,1-0,2 весовой части коричневого анилина,

100 весовых частей спирта или водки.

При помощи разделенной на несколько частей кисти разрисовывают краской No1 жилки так, чтобы между каждыми двумя оставалось пространство 10-12 мм. Как только эти жилки высохнут, некоторые из них усиливают кое-где той же краской. После этого жилки при помощи тонких колонковых кистей разрисовывают таким образом, чтобы они не казались резко очерченными. Наконец, краской No2 разрисовывают наиболее темные жилки. Весь рисунок должен быть исполнен так, чтобы между нарисованными жилками проходили естественные жилки клена.

Если кленовое дерево попалось из темных сортов, то для осветления погружают его в раствор из 1 части белильной извести в 20 частях воды и, после того как дерево погружено, добавляют к раствору 1 литр крепкого уксуса, отчего дерево светлеет через полчаса. Затем его помещают на сутки в раствор из 1 части соды в 10 частях воды, вынув из которого моют и высушивают. Дерево, обработанное таким способом, может окрашиваться самыми нежными тонами, проникающими глубоко в дерево.

2) Для более грубой имитации розового дерева, без разрисовки жилок, можно употреблять следующую протраву. Для этого готовят две жидкости: 100 г сандала растворяют при кипячении в 300 г воды; 100 г касссльской земли и 10 г поташа растворяют в 300 г воды. Затем смешивают обе жидкости вместе, процеживают и разливают в разные жестяные сосуды.

Протрава для имитации серого клена

В качестве серой протравы для дерева хорошо использовать растворимую в воде прочную и легкую анилиновую краску нигрозин. Раствор 7 частей нигрозина в 1000 частях воды окрашивает дерево в красивый серебристо-серый цвет, который настолько прочен, что даже по прошествии двух лет нисколько не изменяется.

Протрава для имитации черного дерева

Гладко обструганное черное (эбеновое) дерево имеет чистый черный цвет без блеска и обладает столь мелким строением волокон, что последнее невозможно увидеть невооруженным глазом. Удельный вес этого дерева очень велик. Полируется черное дерево настолько хорошо, что отполированная поверхность его представляет собой как бы черное зеркало. Для того чтобы достигнуть хорошей имитации, следует брать плотные, твердые сорта дерева с нежным строением. Этому условию удовлетворяют, например, буковое и грушевое дерево.

1) Предметы с тщательно выглаженными поверхностями протравляют серной кислотой, после чего их промывают водой и высушивают. После обработки этой кислотой предметы протравливаются раствором кампешевого дерева или железной протравой.

В первом случае, приготовив 10%-ный раствор кампешевого дерева в воде, покрывают им предметы, дают им затем высохнуть и после этого обрабатывают их 1% -ным раствором двухромовокислого калия в воде.

Во втором случае употребляют железную протраву, которую готовят следующим образом: обрабатывают старое железо в продолжение нескольких недель крепким уксусом, взяв на 1 весовую часть железа 10 частей уксуса. Потом кипятят 1 весовую часть чернильных орешков с 10 весовыми частями воды. Подлежащий окраске предмет кладут на несколько дней в полученный раствор уксуснокислого железа 1-й раствор), затем высушивают на воздухе, после чего помещают также на несколько дней в отвар чернильных орешков. Если предмет по своей величине неудобно погружать в жидкость, то его обрабатывают с помощью кисти несколько раз отваром чернильных орешков до получения темно-желтой окраски и затем покрывают раствором уксуснокислого железа или раствором железного купороса до получения черного цвета. Как в том, так и в другом случае операцию ведут до тех пор, пока не получится цвет желаемой густоты. Еще лучше покрывать предмет попеременно то настоем чернильных орешков, то настоем уксуснокислого железа или железного купороса, причем каждый раз нужно давать высохнуть поверхности предмета и тогда уже покрывать его вновь.

2) Чрезвычайно красивая черная окраска дерева может быть достигнута обработкой его черной анилиновой краской нигрозин, растворяющейся в воде. Для этой цели растворяют 8 весовых частей нигрозина в 10 частях воды и покрывают предмет этим раствором. После высушивания на него наносят раствор меди в соляной кислоте, который готовится из 20 весовых частей соляной кислоты и 1 весовой части меди. Тотчас же после нанесения раствора хлористой меди дерево принимает красивый матово-черный цвет, очень похожий на цвет настоящего черного (эбенового) дерева. Полировка придает ему сильный блеск.

Вощение дерева

Существует следующий несложный способ, вполне пригодный для приготовления воска для вощения дорогой деревянной мебели. Берут 100 г хорошего желтого воска, мелко нарезают его и добавляют 12 г мастики или 25 г истолченной в порошок канифоли. Указанные вещества складывают в глиняный сосуд и распускают на угольях. Когда вся масса расплавится, ее снимают с огня и тотчас же доливают 50 г теплого скипидара. Все тщательно размешивают и сливают в жестяную или каменную баночку. В таком виде состав хранится до употребления. Для полировки мебели берут небольшое количество состава накусок шерстяной материи и натирают дерево, которое быстро приобретает очень красивый и мягкий блеск. Навощенная таким образом мебель весьма долго сохраняет красивую полировку.

Бронзирование дерева

Разведенным раствором жидкого стекла равномерно обмазывают при помощи кисти предметы из дерева, а затем их обсыпают золотой бронзой из баночки, горлышко которой обвязано кисеей. Бронза после высушивания так сильно пристает к предмету, что поверхность его даже можно отполировать агатом. Способ этот рекомендуется для бронзирования рам к картинам и для других предметов.

Похожие публикации