Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Метод системных семейных расстановок по Хеллингеру — специфика и опасности. Берт хеллингер - порядки помощи

Метод системных семейных расстановок по Берту Хеллингеру для России является сравнительно новой и нераспробованной до конца методикой. На своей родине – в Германии – «семейные расстановки» начали использовать в 1990-х годах, и за несколько лет эта психотерапевтическая методика буквально покорила весь мир. Метод расстановок используется в лечении самых разных проблем – семейных конфликтов, трудностей на работе, проблем в любовных отношениях. А также в лечении различных заболеваний, прежде всего – алкоголизма и наркомании.

Системные семейные расстановки по Хеллингеру

Берт Хеллингер родился в Германии в самое сложное для страны время – в 1925 году, когда фашизм только-только начинал набирать силу. Семья будущего психотерапевта была католической, и повзрослевший Хеллингер получил философское и богословское университетскоеобразование, принял сан и отправился миссионером в Южную Африке.

Близость к Богу навсегда определила его жизненную позицию и ненависть к национал-социализму. Однажды в Африке, услышав вопрос одного педагога-священника о том, что важнее – идеалы или люди, Берт осознал, что важнее человека ничего быть не может. Он сложил сан, и вся его дальнейшая жизнь была направлена на помощь людям через обретение утраченных родовых связей и воссоединение с семьей.

Метод системной расстановки Берта Хеллингера – это совершенно уникальный метод краткосрочной психотерапии, который позволяет найти решение проблемы клиента благодаря расстановке – работе с семьей. Причем роль членов семьи и близких выполняют незнакомые люди – члены терапевтической группы. А иногда – сам психотерапевт.

Методика Хеллингера универсальна и заключается это в том, что они дают пацентам разобраться практически во всех своих проблемах.

Сегодня существует несколько основных видов расстановок, но каждая из них предполагает творческий подход и импровизацию:

  • семейные (разрешение семейных конфликтов);
  • структурные (разрешение проблем на работе, избавление от страхов, лечение алкоголизма и наркомании и др.);
  • организационные (для распутывания проблем в трудовых коллективах) и др.

Суть метода

В расстановке по Хеллингеру участвуют сам человек, обратившийся с проблемой (клиент), расстановщик (психотерапевт) и заместители (участники группы). Ведущий (доктор или клиент) интуитивно распределяет людей «по ролям», определяя каждому свое место в семье. Но, как работают расстановки?

В ходе работы – если ведущий настоящий профессионал, а все заместители максимально серьезно относятся к процессу, – каждый начинает чувствовать необъяснимую связь с клиентом. Люди ощущают эмоции, переживают и проговаривают мысли и чувства, которые на самом деле им не принадлежат. Этот поразительный эффект назван заместительным восприятием. А пространство, откуда участники групповой терапии получают эту информацию (напомним, эти люди случайные и с клиентом незнакомы), — морфическим полем.

Методика расстановок Хеллингера основана на научных изысканиях Карла Густава Юнга, точнее, его коллективном подсознании. Но Юнг под этим понимал все общее подсознание человечества, делая разделение лишь на расы. Немецкий ученый же работает с конкретной семьей, родом клиента, включая его близких родственников, уже умерших, а также любовников и других важных людей.

Главный источник, который порождает все сегодняшние проблемы алкоголика или наркомана, по мнению Хеллингера, — это семейное переплетение. То есть незавершенный процесс в семье, разрыв связей и т.д., жертвой которых и становится клиент.

Существует три основных первопорядка (закона), восстановление которых поможет человеку осознать причины своей зависимости ( и ) и преодолеть ее:

  1. Нарушение баланса между отношениями «брать» и «давать». Смысл в том, что каждый член семьи должен брать и отдавать равное количество (неважно – денег, любви, помощи, чувств). Если баланс между супругами нарушен, функцию «весов» может принять на себя ребенок. Этот своеобразный долг часто остается с человеком и в будущем способен перерасти в алкоголизм (наркоманию).
  2. Принадлежность к системе. Каждый член семьи должен занимать в семье свое место, независимо от общественного, личного и социального статуса. Умер он, погиб на войне, ушел из семьи, так и не родился из-за аборта – он все равно находится на своем четком месте в генеалогическом древе. Выпадение хотя бы одного звена из цепочки может привести к проблемам у потомков. Так, если после развода мать не разрешает общение с отцом, исключает его из жизни ребенка, то в будущем возможны серьезные проблемы с алкоголем. Восстановление уважения к папе – первый шаг на пути к исцелению от зависимости.
  3. Иерархия в семье. В семье должны четко соблюдаться роли «родитель – ребенок». Если кто-то взваливает на себя не свою роль (например, ребенок вынужден с ранних лет опекать маму или папу), в дальнейшем он не может построить свою собственную жизнь. И начинает прятать проблемы в спиртном или наркотиках.

На видео Берт Хеллингер о своей методике семейных расстановок:

Как проводятся занятия

Важный момент: системные семейные расстановки по Хеллингеру – это краткосрочный психотерапевтический метод. Он проводится только один раз – предполагается, что за этот единственный сеанс клиент сможет найти решение проблемы и приступить к ее решению. При этом сама зависимость не анализируется – доктору важно найти причину и обозначить решение (например, помириться с отцом).

Поэтому самое важное в этой терапии – мотивация самого зависимого человека, его твердое решение узнать истоки своей болезни и справиться с ней.

Сеанс может длиться от 30 минут до 2 часов. В некоторых региональных клиниках психотерапевты даже обозначают время до 4 часов. Сами расстановки бывают трех видов: групповые, в паре (обычно с супругом) и индивидуальные (иногда две последние соединяют).

Групповые сеансы

Проводятся в группе численностью от 5 до 25 человек. Сначала клиент максимально кратко, без лишних эмоций и подробностей озвучивает проблему. Ведущий (или сам клиент)выбирает участников в роли членов семьи и близких. Отдельный человек выступает в роли самого клиента и его проблемы, в данном случае зависимости от алкоголя или наркотиков.

Затем клиент расставляет их в пространстве комнаты так, как он чувствует и считает нужным. А потом садится и молча следит за развитием ситуации – как эти люди общаются, рассказывают о своих мыслях, эмоциях, страхах, ищут решение проблемы.

Индивидуальные сеансы

Могут проводиться в один или два этапа. Сначала клиент очень подробно рассказывает о зависимости, отношениях в семье, предыстории событий. Потом начинается сам сеанс (иногда доктор просит прийти на расстановку во второй раз). В ходе нее в роли заместителей выступают психотерапевт и сам клиент, меняя за один сеанс разные роли.

Расстановка может занимать 2-3 часа, поскольку вживаться в несколько разных ролей человеку всегда трудно. Кроме того, индивидуальный сеанс всегда стоит заметно дороже группового.

Эффективность всех видов совершено одинакова, выбирает ту или иную расстановку сам психотерапевт. Так, если клиент не готов делиться сокровенными проблемами с незнакомыми людьми и отказывается работать в группе, доктор предлагает работать наедине.

С другой стороны, индивидуальный сеанс расстановки требует подготовки, обычно его рекомендуют, если человек уже работал в расстановке (хотя бы в качестве заместителя) и знает специфику. Поэтому новичкам обычно рекомендуют групповые сеансы.

Возможная опасность метода

Хотя Берт Хелленгер и сложил с себя сан священника, но его богословские взгляды во многом определили специфику метода семейных расстановок. Погружение в другого человека, смена ролей, интуитивный поиск решения чужой проблемы – это все работа в том числе и с тонкой материей, с душой.

Поэтому противники метода системных семейных расстановок предостерегают – вред для заместителей может быть и реальным, и метафизическим.

  1. Чрезмерное погружение в роль. Примеряя на себя образ чужого человека (особенно если он уже умер), заместитель оставляет свою личность «за порогом». Такое перевоплощение грозит потерей жизненных сил, расстройствами мышления и психики. Например, проблемами с памятью.
  2. Опасность чересчур глубоко погрузиться в проблему. Такой риск уже вполне реален. Расстановщик настолько глубоко проникается проблемой клиента, что может неосознанно протащить ее в собственную жизнь и сам стать зависимым человеком.
  3. Разрушение энергоинформационного поля. Специалисты по энергоинформационной медицине уверяют – во время сеанса участник-заместитель представляет собой открытую беззащитную систему. В таком состоянии очень легко принять на себя тяжелые генетические и кармические болезни – и клиента, и других участников.

На видео о пользе и вреде метода расстановок по Хеллингеру:

Научная сфера:

Психотерапия

Известен как:

создатель метода системно-семейных расстановок

Сайт:

www.hellinger.com

Берт Антуан Хеллингер (род. 16 декабря 1925 года , Лаймен (Баден) , Германия) - немецкий философ, психотерапевт и богослов. Широко известен благодаря эффективному краткосрочному терапевтическому методу, именуемому - «семейные расстановки ». В процессе развития его работа вышла за рамки первоначального формата, сейчас он сам обозначает свою работу как «новые семейные расстановки» в согласии с «Движением Духа» (Spirit Mind). Тысячи практикующих профессионалов по всему миру под влиянием Хеллингера применяют и адаптируют как его изначальную концепцию расстановок, так и его аутентичный авторский подход к разрешению широкого ряда личных, организационных и политических системных ситуаций. С 2007 года Хеллингер создает собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia - старолатинское написание слова scientia, означающее «наука»).

Биография

Его участие в программах межрасового экуменического обучения, проводимых англиканским духовенством в Южной Африке в начале 1960 гг., привело к выходу из Ордена. Инструкторы работали с направлением феноменологии. Они занимались вопросом выделения того, что является необходимым, из всего имеющегося многообразия, без намерения, без страха, без предубеждений, опираясь только на то, что явственно . Он был глубоко впечатлен тем, как их методы показывали возможность примирения противоположностей через взаимное уважение.

После того, как он оставил свою работу священника, он встретил свою будущую первую жену, Герту. Они поженились вскоре после его возвращения в Германию. В начале 1970-х годов он переехал в Вену, пройдя классический курс в Венской Ассоциации психоанализа. Он завершил свое обучение в Мюнхенской Ассоциации психоанализа и был принят в качестве практикующего члена. В 1973 Хеллингер покинул Германию во второй раз и переехал в Соединенные Штаты, чтобы продолжать обучение у Артура Янова в Калифорнии . Одним из наиболее значительных влияний было влияние Эрика Берна и трансакционного анализа .

В семидесятилетнем возрасте по просьбе немецкого психиатра Гунтхарда Вебера он согласился записать и отредактировать серию записанных семинаров. Вебер опубликовал книгу в 1993 году под названием Zweierlei Gluck ["Два рода счастья"]. Он надеялся продать две тысячи копий среди немецких психотерапевтов, заинтересованных в альтернативных подходах. На удивление, книгу приняли с энтузиазмом и она стала национальным бестселлером. Было продано двести тысяч экземпляров. В течение последующих 15 лет он стал автором 64 книг, некоторые переведены и изданы на русском языке.

Хеллингер много путешествует, читая лекции, проводя семинары и обучающие курсы по всей Европе, в Соединенных Штатах, Центральной и Южной Америке, России, Китае и Японии.

Берт Хеллингер и его вторая жена Мария София Хеллингер (Эрдоди) возглавляют Школу Хеллингера(Hellinger Schule), где проводит обучение «новым» семейным расстановкам.

Метод системной расстановки

Семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход - следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход - рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники - заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств - только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьёзной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация - полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake). «Научная» малодоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе. В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия - такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу). Все шире метод семейной расстановки применяется для принятия бизнес-решений и организационных решений («организационные расстановки» или «бизнес-расстановки»).

Список книг Хеллингера, изданных на русском языке

  • Порядки любви: разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий / Перевод с немецкого Ингрид Рац. - М.: Издательство Института психотерапии, 2001. (В 2007-м переиздана со значительными изменениями.)
  • Порядки любви: разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий» / Перевод с немецкого: Диана Комлач. - М.: Издательство Института психотерапии, 2007.
  • И в середине тебе станет легко. Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым. - 2-е изд. - М.: Институт консультирования и системных решений: Издательство Института психотерапии, 2006.
  • Источнику не нужно спрашивать пути. - М.: Институт консультирования и системных решений, Высшая школа психологии, 2005.
  • Порядки помощи. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2006.
  • Мы идем вперед. Курс для пар в трудных ситуациях. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2007.
  • Богомысли. Их корни и их воздействие». - М.: Институт консультирования и системных решений, 2008.
  • Большой конфликт. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  • Счастье, которое остается. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  • Любовь духа. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  • В соавт. с Габриэль тен Хофель. Долгий путь. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  • Исцеление. Стать здоровым, остаться здоровым. - К.: Hellinger Publications, 2011
  • Успех в жизни/Успех в профессии. - К.: Hellinger Publications, 2010
  • Медитации. - К.: Hellinger Publications 2012

Критика метода и конфликты

Представители различных направлений психотерапевтического сообщества подвергают критике методы Берта Хеллингера, обвиняя его последователей в непрофессионализме и неумении справляться с проблемами депрессивных пациентов и пациентов с психическими расстройствами . В частности критикуются авторитарные высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).

Репутация в психотерапевтическом сообществе

Немецкий психотерапевт Вернер Хаас (Германского общества семейной терапии) называет методики Берта Хеллингера "мало взазумительными и этически неприемлемыми", в своей книге он пишет: "Магические ритуалы заменили у него терапию, вместо диагнозов оракул использует мистические понятия" (Werner Haas: Familienstellen – Therapie oder Okkultismus? Das Familienstellen nach Hellinger kritisch beleuchtet; Kröning: Asanger, 2004; ISBN 3-89334-430-6)

Отношение к инцесту

Наибольшее внимание привлекает отношение Хеллингера к инцесту как к проявлению любви в семье и средству балансирования отношений в семье. Хеллингер также настаивает, что привлечение виновного в инцесте к ответственности скорее вредит, чем помогает жертве справиться с последствиями .

Прочие спорные взгляды

Претензии вызывают собственная трактовка Хеллингера таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Например, причиной рака молочной железы он называет несправедливое отношение к прошлым партнёрам мужского пола .

Конфликт с последователями

В 2003 году Немецкое общество системных и семейных терапевтов (DGSF) опубликовало Заявление на тему расстановок Хеллингера, в котором, признавая теоретическую полезность метода, высказывались опасения относительно безопасности метода для клиентов. Также общество призвало соблюдать условия, которые, по его мнению, смогут минимизировать опасность от расстановок .

В мае 2004 последователь Хеллингера, его близкий друг Арист фон Шлиппе опубликовал открытое письмо, в котором говорил о своём несогласии со взглядами Хеллингера на психотерапию . Два месяца спустя была написана Потсдамская декларация о системных расстановках («Potsdamer Erklärung der Systemischen Gesellschaft zur systemischen Aufstellungsarbeit» ), призывающая к развитию метода, но не в нынешней его форме. Декларацию подписали почти 200 терапевтов, в том числе многие бывшие хеллингер-терапевты.

2005-2007 годы стали годами серьёзных мировоззренческих разногласий между Бертом Хеллингером и группой его теперь уже бывших последователей и коллег. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кёльн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

Берт Хеллингер в России и на Украине

В России Берт Хеллингер побывал 8 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток), 2009 (Москва, Владивосток), 2012 (Санкт-Петербург, Иркутск) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов, 2011 (Москва). В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине. В 2012 году (март) Берт Хеллингер со своей женой Софи Хеллингер провели серию семинаров в России: в Санкт Петербугре и в Иркутске.

Ссылки

  • Официальный сайт Берта Хеллингера и Hellinger Sciencia ; (Раздел официального сайта на русском языке)
  • Независимый сайт о методе Хеллингера на русском языке: специалисты, помощь, статьи.

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 16 декабря
  • Родившиеся в 1925 году
  • Психологи Германии
  • Католические богословы
  • Богословы Германии
  • Богословы по алфавиту
  • Психологи по алфавиту
  • Психотерапевты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Биография Берта Хеллингера была написана Еленой Веселаго для Википедии и отредактирована для этого сайта. Материалы Википедии могут редактироваться всеми желающими, поэтому актуальный текст статьи Википедии отличается от текста первоначальной статьи.

Биография написана с использованием следующих источников:

  1. Биография Берта Хеллингера, составленная Альбиной Локтионовой
  2. Берт Хеллингер, Габриэль тен Хофель «Долгий путь». Москва, Институт консультирования и системных решений, 2009
  3. Высказывания Берта Хеллингера на международных семинарах в Австрии и других странах, интервью, прессконференции
  4. Беседы с коллегами, лично знающими Берта Хеллингера и занимающимися исследованием его работы
  5. Личные беседы с Бертом Хеллингером.

Биография корректируется и обновляется при поступлении новых сведений. Последнее обновление: 30.08.2010.

Если у Вас есть поправки или дополнительные сведения - пожалуйста, напишите об этом редактору сайта .

Смотрите также:

  • Семинар Елены Веселаго "История, философия, технология системных расстановок"

Хеллингер, Берт (Bert Hellinger) (р. 1925) – немецкий богослов, философ, психотерапевт, духовный учитель, получивший известность как основатель метода семейной системной расстановки.

Хеллингер (паспортное имя – Антон (Anton ) Хеллингер) родился 16 декабря 1925 года в городе Леймен (Баден-Вюртенберг, Германия) в католической семье. Его отца звали Альберт Хеллингер (1896 - 1967). Антон был средним из трех братьев в семье.

В возрасте 10 лет Антон Хеллингер оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене.

С приходом к власти нацистов, Антона Хеллингера неоднократно пытается привлечь в свои ряды юношеская нацистская организация Гитлерюгенд. Отказ от участия навлекает на него ярлык «врага народа».

В 1942 году Антон Хеллингер был призван в строительные войска Вермахта и был отправлен на службу на территории Франции. В 1945 году он был взят в плен американскими войсками и помещен в лагерь для военнопленных на территории Бельгии. Через год ему удалось бежать из плена, спрятавшись в товарном вагоне. Брат Антона Хеллингера, Роберт Хеллингер (1925 - 1945), был убит на фронте на территории России.

Вернувшись в Германию, Хеллингер вступает в католический религиозный орден Марианхилл и в монашестве принимает имя Сюйтберт (Suitbert ), сокращенно Берт. Это имя остается с ним и после выхода из Ордена в 1971 году.

Берт поступает в Вюрцбургский университет и изучает там теологию и философию.

Берт Хеллингер принимает сан священника в 1952 году (по другим данным – в 1946 году). В течение полугода после окончания университета он служит капелланом, а затем его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В Африке он продолжает учебу и заканчивает Университет Петермарицбурга (Pietermaritzburg) и Южноафриканский Университет, где изучает английский язык и педагогику. Он получает степень бакалавра и диплом, дающий ему право преподавания. В течение 16 лет, проведенных в Африке, Хеллингер служит приходским священником, преподает в школах, становится руководителем комплекса миссионерских школ региона. Он изучает зулусский язык, тесно общается с местными жителями, изучает их ритуалы и приобретает у них известность и уважение.

Во время своей работы как руководителя школ Берт Хеллингер сталкивается с конфликтами, возникающими между представителями различных школ и вероисповеданий. Работая над этим, он принимает участие в работе психодинамической группы, организованной представителями англиканской церкви, и этот первый опыт психотерапевтической работы производит на него большое впечатление. В своей книге «Долгий путь» Берт говорит о том, что решающее влияние на него оказал вопрос одного из тренеров «Что важнее для тебя – люди или идеи? Что из этого ты принесешь в жертву?» и этот вопрос стал вызовом для Берта как священника и как немца, пережившего нацистский режим.

В 1968 году Берт принимает решение вернуться в Германию и получить образование в области психотерапии. Несмотря на то, что в Ордене Хеллингер пользуется репутацией «еретика», ему удается несколько лет сочетать работу в Ордене, получение психотерапевтического образования и собственную практику в области ведения психодинамических групп. Однако в 1971 году он выходит из Ордена и слагает с себя сан священника. Через небольшое время он знакомится со своей будущей женой Гертой и вступает в брак; детей у Берта Хеллингера нет. Вместе с супругой Берт продолжает вести психотерапевтические группы и консультации.

Берт продолжает свое образование, изучая в начале 70-х годов классический психоанализ (и проходя курс собственного анализа) в Венском сообществе глубинной психологии у Р. Шиндлера и И. Шакеда, а также в Мюнхенском Психоаналитическом Институте. В 1972 году он знакомится с только что вышедшей книгой Артура Янова «Первичный крик» и она производит на него столь сильное впечатление, что он прерывает психоаналитическое образование и покидает Германию на 1 год, в течение которого учится в США у Янова и проходит личную терапию.

По возвращении он использует идеи Янова в своей дипломной работе по психоанализу, эти идеи не принимаются и Хеллингер не получает аттестации как психоаналитик.

Берт Хеллингер вместе с супругой продолжают практику (в том числе и методом первичной терапии Янова, сократив при этом первоначальную длительность курса до 4х недель). В дальнейшем Берт изучает и практикует современные ему методы терапии, такие как трансактный анализ Эрика Берна (у Фаниты Инглиш (Fanita English )), недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Фарелли, гештальт-терапию (у Рут Коэн (Ruth Cohen)и Илариона Петцольда (Hilarion Petzold)), удерживающую терапию Ирены Прекоп (Jirina Precop ) . Берт изучает НЛП у Гундля Кучеры (Gundl Kutschera ) и его первая книга, оставшаяся неопубликованной, посвящена именно НЛП. Семейную терапию Берт изучает у Лесли Кадиса и Рут МакЛендон (Leslie Kadis, Ruth McClendon) и их группы становятся его первым знакомством с работой, ставшей прообразом будущего метода семейной расстановки.

Через некоторое время семейная расстановка становится основным методом работы Берта Хеллингера и он развивает этот метод, соединив в нем два базовых положения:

1) Феноменологический подход – следование тому, что проявляется в работе, без предварительных концепций и дальнейших интерпретаций

2) Системный подход – рассмотрение клиента и заявленной им темы для работы в контексте взаимосвязей клиента с членами его семьи (системы).

Работа методом семейных расстановок Берта Хеллингера состояла в том, что в группе выбирались участники – заместители членов семьи клиента и расставлялись в пространстве с использованием очень сдержанных выразительных средств – только направление взгляда, без каких-либо жестов или позы. Хеллингер открыл, что при медленной, серьезной и уважительной работе ведущего и группы заместители членов семьи чувствуют то же, что и их реальные прототипы, несмотря на то, что они не знакомы и какая-либо информация о них отсутствует. Этот феномен был назван «заместительским восприятием», а то место, откуда приходит информация – полем (знающим полем или морфическим полем - термин Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake )). Научная недоказанность и недостаточный опыт исследований поля является основным критическим замечанием к методу семейной (системной) расстановки. Тем не менее, в практике последних десятилетий накоплен опыт, который позволяет расстановщикам доверять информации поля и следовать ей в своей работе.

В процессе накопления опыта и наблюдений Берт Хеллингер находит и формулирует несколько действующих в системах законов, нарушение которых приводит к явлениям («динамикам»), предъявляемым клиентами как проблемы. Следование законам, первый опыт которого клиент получает в расстановке, позволяет восстановить порядок в системе и способствует облегчению системной динамики и разрешению предъявленной проблемы. Эти законы получили название Порядки Любви.

Метод быстро завоевывает популярность в Германии и за ее пределами, Берт Хеллингер проводит большое количество групп по всему миру. Хеллингер говорит, что не занимается обучением методу, и отпускает всех практикующих для свободного исследования и развития работы. Вокруг Хеллингера образуется группа увлеченных методом коллег, и они быстро развивают новые направления и техники расстановочной работы: структурные расстановки (Матиас Варга фон Кибед и Инзе Шпаррер), организационные расстановки (Ян-Якоб Стамм), расстановки с использованием фигурок (Зиглинда Шнайдер). Накопленные наблюдения показывают, что системный подход и заместительское (полевое) восприятие проявляются и в не-семейных системах (организации, «внутренние части личности», абстрактные понятия – такие как «война» или «судьба»), и не только при непосредственном заместительствовании в группе, но и при иных методах работы (работа в индивидуальном формате без группы, работа с фигурками на столе или с большими предметами на полу).

В 80х годах Берт Хеллингер активно работает, вступает в немецкое общество семейной терапевтов, но по-прежнему не проводит учебных программ и не пишет книг. Гунхард Вебер (Gunthard Weber ) в начале 90х получает разрешение Берта опубликовать записи с его семинаров (скрипты расстановок и комментариев) и в 1992 году выходит первая книга о семейных расстановках: G.Weber, "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers", 1992 (Г. Вебер, «Два рода счастья. Системная психотерапия Берта Хеллингера). Книга быстро становится бестселлером и с 1994 года работа Хеллингера приобретает все более публичный характер – он работает перед аудиториями в несколько сотен человек. За период с 1992 до 2007 годы издается более 30 книг Хеллингера, которые в основном представляют собой записи с его семинаров по всему миру. В России с 2000 по 2009 годы переведено и издано 11 книг Берта Хеллингера и два варианта перевода книги Гунхарда Вебера "Zweierlei Gluck. Die systemische Psychotherapie Bert Hellingers" ("Два рода счастья", 2001 г. и "Кризисы любви", 2005 г.) с конспектами семинаров Берта.

Однако, широкая известность работ Берта Хеллингера вызывает также и большое количество критики и непонимания со стороны психотерапевтического сообщества и общественности, как относительно метода работы, так и в адрес лично Хеллингера.

В качестве основных претензий можно назвать следующие:

  1. Неподтвержденность современными признанными научными методами феномена заместительского восприятия и природы «поля»;
  2. Отсутствие широкой базы подтвержденных научных исследований относительно эффективности расстановок;
  3. Зависимость качества расстановки от личной зрелости ее ведущего. Невозможность обучения расстановочной практике общепринятыми методами (в расстановках теоретическая база очень небольшая и может быть изложена за 1-2 часа, а количество практических занятий по ведению расстановок повышает качество работы не во всех случаях и только до определенного предела, ограниченного некоторым трудноопределяемым фактором «личной зрелости»);
  4. «Авторитарные» высказывания Берта Хеллингера относительно того, как следует поступить клиенту. Например, «ты должен отказаться от усыновления этого ребенка», «менеджера нужно уволить» (семинар в Москве, 2009 год), «семьи уже нет; вы должны расстаться и муж должен вернуться в свою страну» (международный лагерь в Австрии, 2008 год).
  5. Отсутствие сочувствия к жертвам; несогласие с общепринятыми трактовками таких тем, как инцест, насилие, аборты, современные технологии зачатия, трансплантация органов и др. Наиболее известной является фраза, которая нередко звучит в расстановках Берта Хеллингера на тему инцеста: дочь говорит матери «Мама, я рада сделать это ради тебя». До 2008 года аборты однозначно трактовались Бертом Хеллингером как убийство, что вызывало протесты феминистских организаций; после 2008 года трактовка этой темы у Берта Хеллингера приобрела более глобальный характер - «за жизнью и смертью стоит высшая сила».
  6. Высказывания Хеллингера на темы нацизма и по еврейскому вопросу. Наибольшую критику вызвал философско-поэтический текст Хеллингера «О Гитлере», а также высказывания о еврейском народе из книги «Большой конфликт». «Последней каплей», упавшей на уже очень раскаленную почву конфликта между Хеллингером и «общественностью», в том числе терапевтической, стал тот факт, что на время ремонта своего дома Берт с семьей снял квартиру в доме, где когда-то располагалась канцелярия фашистов.

2005-2007 годы стали годами серьезного противостояния между Бертом Хеллингером и его теперь уже бывшими последователями и коллегами. Стороны обменивались открытыми письмами и заявлениями, и пиком конфликта стал отказ Хеллингера приехать на международный расстановочный конгресс в Кельн, после чего немецкая расстановочная ассоциация исключила из своего наименования имя Хеллингера.

С 2007 года Хеллингер основал собственную школу, получившую название Hellinger Sciencia (sciencia – старолатинское написание слова scientia , означающее «наука»). Берт и его вторая супруга Мари София Хеллингер (Эрдоди), с которой они поженились в 2003 году, вместе ведут семинары, обучающие группы и международные лагеря. Основные мероприятия проводятся в небольшом австрийском городке Пихль (Pichl ) в старинном уединенном отеле Pichlmayrgut . В 2008-2009 годах на этих семинарах уже практически не присутствуют представители «классической» психотерапии; в основном участники относятся к последователям различных духовных, эзотерических, телесно-энергетических практик. София Хеллингер проводит отдельные программы по «энергетической работе» (energy work ), а позднее стала вводить элементы этой работы в совместные семинары с Бертом. Эта «работа с энергией», а также участие Софии в семинарах Берта как таковое, стало еще одним объектом для критики, как со стороны более «материалистически» настроенных участников их программ, так и серьезных практиков различных духовных и энергетических учений. Софию критикуют как за поверхностность расстановочной и энергетической работы, так и за внесение в атмосферу семинаров элементов поклонения Берту, а также за организацию коллективных экстатических ритуалов. В 2008-2009 годы критика и обеспокоенность также высказывается в связи с попытками Берта и Софии запретить использовать имя «Хеллингер» иначе, как по специальному соглашению с ними (предполагающему значительную оплату как со стороны институтов, так и практикующих специалистов); по этому вопросу вспыхнуло несколько конфликтов с т.н. Хеллингер-институтами, основанными в разных странах расстановщиками, обучившимися методу в самом начале его распространения.

В России Берт Хеллингер побывал 5 раз: в 2001 (Москва, Санкт-Петербург), 2003 (Москва), 2005 (Москва), 2008 (Москва, Владивосток) и 2009 (Москва – вместе с Софией Хеллингер, Владивосток) годах, проводя как открытые семинары для широкой публики, так и группы для профессионалов. В 2010 году Берт Хеллингер побывал на Украине.

Семейные расстановки Берта Хеллингера: разоблачение лженаучного метода

Поверхностная «психотерапия» для скучающих или заработок для «гуру»? Что вы подумаете о психотерапевте, который скажет вам, что вы не можете найти взаимопонимание со своим ребенком потому, что ваша бабушка делала аборты? А лишний вес у вас потому, что прабабушка умерла в блокаду? А экзамен на право вождения автотранспорта в ГИБДД вы никак не можете сдать по простой причине: ваша троюродная тетя, которую вы знали только по имени и никогда не видели, погибла в автокатастрофе… «Он специалист, он лучше знает»? Добро пожаловать на семейные расстановки по Берту Хеллингеру!

«Я смотрю на тебя как на такого же человека, как я: у которого точно так же есть отец, мать и своя особая судьба.

Делает ли это тебя больше? Или меньше? Лучше или хуже? Если ты больше, то я тоже. Если – меньше, то я тоже. Если ты лучше или хуже, то и я тоже. Потому что я – такой же человек, как ты. Если я уважаю тебя, я уважаю и себя. Если я питаю к тебе отвращение, то себе я тоже отвратителен». Берт Хеллингер. К Гитлеру.

Чем опасен блеф в психологии и психотерапии

Покерный термин «блеф» – хорошая мина при плохой игре – вызывает негативные чувства, когда оказывается применимым к науке. Можно верить или не верить религиозным деятелям, мистикам, эзотерикам – но авторитет науки в глазах людей слишком высок. И когда в Интернете (впрочем, и задолго до эпохи Интернета) появляется очередная «научная сенсация» вроде находки скелетов гигантов в Индии весной 2007 года – люди закономерно ощущают разочарование, узнав, что Национальное географическое общество никаких гигантов знать не знает, а фотошоп может многое… Обидно, конечно, что нет археологического открытия, нет научного чуда. Но ведь авторитет настоящих археологов не пострадал. Да и никто не пострадал – вздохнули, посмеялись…

Но когда речь идет не о мертвых гигантах, а о живых людях – то есть, мыльным пузырем оказывается то, что непосредственно их касается и оказывает на них воздействие… Это уже не шутка (гигантов-то с натяжкой можно было принять за шутку) – это почти преступление.

Психолог и психотерапевт, использующие непроверенные, ненаучные методы работы, просто опасны. Хотя бы потому, что не могут предсказать последствий своей работы для каждой конкретной личности.

Но еще интереснее становится, когда неким методом гордо размахивают люди, имеющие очень косвенное отношение к психологии и ни малейшего – к психотерапии.

Теория

Первая и вполне серьезная статья на русском языке о методе семейных расстановок по Берту Хеллингеру, опубликованная в профессиональном психологическом издании «Психотерапия» – это работа Елены Веселаго, где дается достаточно полный обзор теории метода. Правда, со множеством оговорок – мол, сам Берт Хеллингер не называет себя теоретиком, преподавателем и учителем. Он не писал монографий и статей. Все его сборники – чужие записи с его «выступлений».

«Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремится принадлежать к научному сообществу и выбирает «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов» .

Возможно потому, что в научном сообществе этим любителям «творчества, приключения, медитации» делать нечего? И разъяснить клиентам они, действующие «наобум Лазаря», просто ничего и не могут?

Еще чудесный пассаж из той же статьи: «Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.

При этом, что такое «хорошая расстановка», тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется» .

Но как клиенту-то узнать, «дозрел» ли как личность человек, которому он вверяет свою психику, или еще не очень?! А «личностно незрелый» расстановщик, получается, сделает расстановку плохо? То есть легко может не помочь, а навредить?

И самый главный вопрос: красиво, медитация, приключение… Все это чудесно, но… при чем здесь психотерапия? И не жалко ли клиентам самих себя, когда они доверяют свое самое сокровенное этим творческим медитаторам, которые хотят красиво двигать фигуры и создавать иллюзию «примирения» человека с любыми трудностями и даже мерзостями его существования?

Ведь человек, по Хеллингеру – часть своей семейной системы, «никто не исключен, все принадлежат», если ты отрицаешь и пытаешься выбросить из жизни какую-то часть системы (ну, например, родного дядю со слабыми наклонностями педофила) – опасайся, что кто-то из твоих детей бессознательно будет проживать мотивы его жизни!

Звучит как бред? Вы просто не ощущаете себя частью семейной системы, что уж говорить об общечеловеческой! Вот Хеллингер ощущает (см. эпиграф) – даже Гитлера готов принять, понять и… уподобиться. Разве нет? Процитируем повторно: «Если я уважаю тебя, я уважаю и себя». Это возможно понять иначе?

Упомянув о том, что теоретик из Хеллингера никакой, Веселаго осторожно оговаривается: «Скорее, он духовный учитель…» .

Ну разумеется. Разумно не брезгующий материальным – духовность нынче хорошо оплачивается. Странно, почему прежние духовные учителя были такими простофилями – и Будда не брал с учеников платы за Просветление, и Иисус изгонял из человека бесов почему-то тоже даром…

Под статьей Веселаго, как и положено, приведен список литературы. Раз уж сам гуру не заботится об описании своей методики – почему бы это не сделать ученикам? Иисус тоже, как помнится, не написал ни одного Евангелия…

Итак, Свагито Либермайстер, «Корни любви». Фамилия - «родная», немецкая, имя получено от другого гуру – а именно, Ошо.

Книга повергает в глубокое недоумение с первых страниц. Сразу вспоминаются «лихие 90-е», когда полки книжных магазинов и уличные лотки были буквально завалены разнообразной эзотерической маку… извините, литературой, которую читаешь с невольной улыбкой: интересно, удастся автору обвести читателя вокруг пальца или нет?..

Судите сами, что написано в этой книге и проповедуется как эффективный метод решения личных и семейных проблем с помощью расстановок. В правом столбце – вопросы, которые вызывает это творение.

«Корни любви»

Комментарии и вопросы автора

«...клиент приносит с собой некое энергетическое поле своей семьи, и произвольно выбранные люди получают доступ к чувствам и переживаниям тех, кого они замещают.»

То самое поле, которое адепты Хеллингера называют «знающим», «информационным» и даже «морфогенетическим» (наукообразно, да). Какими приборами зафиксировано это «некое» поле и в каких единицах измеряется?

Каким образом посторонние люди получают доступ к чувствам людей из семьи клиента? Ведь если клиент обратился за помощью по поводу проблем в семье – он и сам не имеет доступа к чувствам своих родных!

А когда место отсутствующего человека заменяют предметом (на расстановках это практикуется) – стул или подушка тоже получают доступ в поле?

«Во время сессии заместители могут перемещаться и произносить короткие фразы, которые им предлагает ведущий. Обычно это простые предложения, не больше одной строки, вскрывающие глубокую правду об отношениях между членами исследуемой семьи.»

Откуда ведущему (расстановщику) известна эта глубокая правда?

Не иначе, «знающее поле» подсказало...

«Любой человек, воспользовавшийся возможностью собрать членов своей семьи в расстановке по Хеллингеру, обнаружит, что полученная картина в точности представляет отношения между членами его семьи, а также увидит в ней некий скрытый смысл.»

Отношения между членами его семьи по мнению расстановщика? Ну разумеется, человека, который сам не может разобраться, что за отношения у него в семье, довольно легко убедить, что они именно таковы. Интересно мнение других членов семьи, но кто их спрашивает?

Смысл, скрытый от кого?

«Во время расстановки вы можете работать со всем, что вызывает у вас эмоциональный дискомфорт или затруднения в практическом плане, поскольку корни почти всех психологических проблем кроются в неразрешенных семейных конфликтах.»

Почти всех? Неужели?

Человек с конфликтом в профессиональной сфере, возникшим из-за его некомпетентности и небрежного отношения к работе, должен искать корни этого конфликта в своей семье?

Да можно, конечно, найти, если сильно захотеть. Может, жена мешала профессионально совершенствоваться, требовала помочь с детьми и мыть посуду. Или покойный дедушка из-за запоев не выходил на посевную в колхозе…

«Простого понимания того, что мои личные трудности являются отражением некой большей дисгармонии, которую испытывают все, с кем я рос и кто жил до меня, оказывается достаточно для того, чтобы расслабиться.»

А вот и он, с приветом с того света!

Те, кто жил до клиента, до сих пор испытывают дисгармонию! Глагол «испытывают» употреблен в настоящем времени, иначе это понять невозможно. Любопытно, что испытывают родственники людей, не верящих в загробное существование?

«Клиенту не следует обсуждать полученный опыт или что-то с ним делать - в нужное время изменения начнут происходить как бы сами собой. Возможно, вскоре после того, как в сознании клиента произойдут некие подвижки, он вновь захочет сделать расстановку. И новая сессия будет проводиться совершенно независимо от предыдущей.»

А если не начнут?

А если они будут негативными?

Но следующая фраза объясняет все: конечно, понадобится новая расстановка! А потом еще одна… и еще… Всем хорошо: клиент убежден, что вовсю решает свои проблемы – непонятно только, почему требуется обращаться за расстановками снова и снова – проблемы не решаются, а усугубляются? Или их число растет?

И ведущему хорошо: каждая расстановка – это немалые деньги...

Очень интересно про эти новые расстановки пишет Елена Веселаго: «Например, ко мне обращался за советом мужчина, жена которого «подсела» на расстановочную работу и почти еженедельно запрашивала расстановки про свои отношения с ним, несмотря на то, что муж категорически был против таких работ» . Эта цитата из той части ее статьи, которая называется «Вопросы корректности доступа и вмешательства в систему» – то есть внимание расстановщика сосредоточено на муже клиентки, которому не нравится происходящее.

На «подсевшую» – ноль внимания. То есть это, по всей видимости, воспринимается как абсолютно нормальное явление. Ну увлеклась, ну является каждую неделю – и платит, конечно же. Зачем разбираться, почему она это делает – расстановщику просто-напросто невыгодно отпугивать такую перспективную клиентку! Наверное, не стоит и говорить о профессиональной этике настоящих психотерапевтов, которые, видя, что не могут решить проблему клиента и ходят по кругу, «передают» его коллегам – с согласия клиента, конечно же…

Интересно другое: почему клиенты (точнее, по большей части клиентки) «подсаживаются» на расстановки? Потому ли, что действительно хотят решить свои проблемы? И те ли проблемы они решают, если расстановкам конца нет?

Может быть, «проблемы с мужем» тут ни при чем, а все намного проще? Расстановки – интересный, эмоционально насыщенный способ проведения досуга, к тому же, на них женщина ощущает себя в центре внимания… Может быть, ее настоящая проблема – это скучные будни, нереализованность и отсутствие живого общения? Человеку, действительно ярко живущему, и некогда, и неинтересно водить туда-сюда по комнате посторонних людей, воображая, что они замещают его близких...

Практика: театр одного режиссера

Желающие могут увидеть расстановщиков в действии.

Очень любительский фильм «Расстановки Елены Брежневой». Запрос молодой девушки: хочет встретить «своего» мужчину, но, видимо, пока не получается. Расстановщик предлагает выбрать заместителей – для клиентки и желаемого мужчины. Просит клиентку поставить их, как хочется. Девушка недолго думая соединяет их в объятии…

В расстановку вводится заместитель ребенка этой пары. Надо же, ему только и остается стоять в сторонке, поскольку в такой позе его «мать» и «отец» могут быть заняты только друг другом! Из всего этого расстановщиком делается вывод, что у клиентки слишком романтические представления о жизни с будущим партнером, и ребенку тут места нет… Клиентку от души жаль: она только кивает, соглашаясь с «гуру» и совершенно не вдумываясь в услышанную «кухонную психологию».

Решительно непонятно, почему у молодой девушки не должно быть романтических чувств к мужчине своей мечты. Для влюбленности, начального периода отношений романтика более чем естественна – даже и не у столь молодых людей. Клиентка должна была усадить заместителей друг напротив друга и вообразить, что они по пунктам обговаривают брачный контракт, что ли? А там и «ребенок» рядышком подсел бы… Что странного и неправильного в том, что, соединив пару в объятиях, девушка передала свой образ нежности и близости?

Зачем были вопросы, сколько времени заместительница может простоять, обнимая мужчину? Расстановщик действительно полагает, что люди способны заниматься сексом круглосуточно, не делая ничего иного? И клиентка мечтает именно об этом? Откуда такое мнение?

Далее в расстановку вводятся заместители родителей клиентки. И это еще более странно – с точки зрения не-адепта Хеллингера. Девушка явно совершеннолетняя, партнера тоже вряд ли выберет школьного возраста… При чем здесь родители? Расстановщик, как и заповедано Хеллингером, решил пройтись по «семейной системе» – а ну как отношения с родителями мешают девушке построить свое счастье…

Насколько все это дилетантски-поверхностно выглядит, и говорить нечего. Но расстановщик, как рыба в воде – расставляет «фигуры» так и этак, ставит девушку (клиентка уже в расстановке) напротив «отца» и страстно подсказывает, что она должна сказать ему: «Со мной все хорошо, папа!». Начинает попахивать мылом. Бразильским. Телевизионным. «Мама» признается, что у нее мурашки побежали… Еще бы: режиссер помогает марионеткам играть то, что ему надо, чтобы они сыграли. Выкладывается на полную!

А титры-то в фильме интересные. Один из них – о том, что расстановки помогают решать любую проблему… частично.

И какие претензии могут быть потом? Человек сам себя убедит, что частично ему стало лучше. Что-то понял про себя. Но не очень понял, что именно. Опять же, мурашки побегали. Проблема как была, так и останется нерешенной, но частично что-то произошло!

В завершение – кое-что о расстановщике. После окончания дефектологического факультета МГПИ работала дефектологом и логопедом (зачем уточнение? МГПИ выпускает и психологов, но здесь не тот случай). Но еще на 3 курсе увлеклась практической психологией. Побывала и у Егидеса, и в Синтоне, и у Фиолетовых (из краткой автобиографии: «В 1998 году попала в Центр Всемирных взаимоотношений. Это было как взрыв: пошло осознание себя, своего пути. Через год начала работать инструктором в Социуме, потом - в Гармонии. Впитывала поток информации, почти полностью сменился круг друзей, пришли новые книги, идеи… Соприкоснулась с духовностью. Вторая ступень рейки») . Как же «практическому психологу» без рейки – совершенно никуда, особенно после соприкосновения с духовностью. Интегративная семейная терапия, танатотерапия… Ну и Хеллингер как-то органично вписался в этот набор. Такое чувство, что и сама госпожа Брежнева когда-то хорошо «подсела» на «тренинги и самосовершенствование» – это что-то вроде любимого хобби, без которого жизни нет. Удивительно ли, что «подсаживаются» другие? Это же вечная тусовка, где тебе всегда уделят внимание!

Создала вместе с мужем (встреченным в Синтоне) тренинговый центр «Солнечный круг». Приглашает на тренинги. Расстановки по Хеллингеру – 5000 рублей с человека. И за тусовку цена великовата – а уж за работу с человеком, который не является ни психологом, ни уж тем более психотерапевтом… Не денег жалко – людей. С другой стороны, может, они, не желающие даже вникнуть в то, чем занимаются, и заслуживают именно такого специалиста – коррекционного педагога?

Литература:
  • 1. Елена Веселаго. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология. Журнал «Психотерапия» № 7, 2010, № 1, 2011. [Электронный источник] // https://constellations.ru/paper.html
  • 2. Свагито Р. Либермайстер. Корни любви. Пер. с англ. Санкт-Петербург: ВЕСЬ, 2008. [Электронный источник] // https://www.litmir.me/bd/?b=161155
  • 3. Портал Самопознание.ру, страница Тренинги и специалисты, Елена Брежнева. [Электронный источник] // https://samopoznanie.ru/trainers/elena_brezhneva

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Прочитано 4537 раз

Иногда люди сталкиваются с такими проблемами, которые, как кажется, передаются в семье из поколения в поколение. И даже академическая психология оказывается бессильна в их решении. Если вы столкнулись с чем-то подобным, то обращаться к бабушкам или гадалкам вовсе не обязательно.

Научное исследование подобных проблем провел известный немецкий философ, психотерапевт Берт Хеллингер (р. 1925). В результате своих исследований, он разработал метод, с помощью которого можно решать сложные задачи, выходящие за пределы одной человеческой жизни. Этот метод называется – системные расстановки.

Термин, введенный Бертом Хеллингером — familien-stellen, с немецкого языка переводится как «семейная расстановка». Иногда этот метод называют также системные или организационные расстановки.

Часто метод Хеллингера представляют как развесистое родовое дерево, потому что в нем работа ведется с незавершенными задачами, имеющими корни в семейной истории. Эти процессы из прошлого вовлекают ныне живущих членов семьи в то, что было давно. Потомки оказываются в переплетении с судьбами всех предыдущих поколений.

Основное положение данного метода заключается в том, что человек своими корнями уходит далеко вглубь истории. Мы не можем отказаться от опыта, который наши предки накапливали и передавали друг другу. Он слишком ценен, именно благодаря этому опыту наш род выжил. Этот опыт передается от родителей к детям, и вместе с ним часто передаются нерешенные задачи, внутрисемейные конфликты и какие-то странности поведения, которые сложно объяснить, потому что они уже потеряли свой контекст.

Метод семейных расстановок занимается восстановлением этого контекста для более глубокого понимания ситуации и проблемы, с которой столкнулся человек. И самое главное, для поиска решения этой проблемы.

В основе расстановок лежит метод психодрамы, дополненный методом заместителей, людей, которые помогают восставить утерянный контекст. Они могут играть роли отсутствующих или умерших членов семьи. Такой метод применяла в своей работе психотерапевта Вирджиния Сатир.

Хеллингер существенно обогатил его, добавив в него феноменологический подход. Данный подход означает ценность субъективного восприятия действительности над самой действительностью. То есть, если человек переживает о том, что его в детстве оставляла дома одного мама, то над этой ситуацией и будет вестись работа, хотя на самом деле она, может быть, оставила его одного один раз на 5 минут, думая, что он спит. Но чувства участника расстановки важнее того, что происходило на самом деле. Работа ведется именно с чувствами, хотя и реальный контекст ситуации при этом восстанавливается.

Когда может помочь метод системных расстановок?

Расстановки работают с семейными переплетениями. Но что такое семейные переплетения? Это сложные, запутанные жизненные ситуации, которые иногда невозможно объяснить с точки зрения действительности. Если ситуация, происходящая с человеком, не имеет реального логического объяснения, то это можно считать семейным переплетение. Вот несколько примеров таких ситуаций:

1) человек много и тяжело работает, но его труд приносит мало денег;

2) привлекательная и умная девушка не может выйти замуж;

3) несмотря на здоровое питание и правильный образ жизни, по необъяснимым причинам появляются тяжелые болезни;

4) человек чувствует, что должен помогать детям, оставшимся без родителей, несчастным, бездомным, или чувствует какой-то долг перед другими людьми, хотя на самом деле лично он ничего у них не брал.

Нередко испытываемые нами чувства не соответствуют действительности, например:

1) необъяснимый страх, страх нападения, хотя на вас в жизни ни разу не нападали;

2) постоянная тревога, без явных поводов и причин;

3) ревность, не имеющая под собой оснований;

4) беспричинная грусть.

Все эти ситуации не случайность, а переплетения, которые имеют корни в судьбах наших предков. Это они что-то не разрешили в своей жизни, совершили ошибки, недолюбили. И эти ощущения иногда через слова и рассказы, иногда невербально, на уровне ощущений передались нам от родителей или других родственников. В итоге мы частично живем не свою жизнь, решаем не свои задачи. Но каждый из нас может стать счастливым. Для этого нужно понять и распутать свои семейные переплетения и начать жить своей жизнью.

Законы, работающие в семейных переплетениях

Причины появления семейных переплетений могут быть очень разными, но есть три порядка (закона), по которым развивается и живет семейная система:

1) баланс (равновесие) между «брать и отдавать»;

2) иерархия в системе (старший — младший);

3) принадлежность к системе.

Любое нарушение этих законов приводит к проблемам в жизни (задачам, требующим решения). Например, если одна из сестер, вырастая, берет на себя ответственность за всю семью, отодвигая на второй план родителей, то есть все основания для возникновения семейного переплетения.

Оно может иметь причины в прошлом. Но оно с большой долей вероятности скажется и в будущем, в жизни детей этой сестры, а также других молодых членов этой семьи. Вот почему очень желательно найти причины возникновения такой ситуации и распутать их по возможности быстрее.

Что происходит на тренингах по системным расстановкам?

Терапия происходит в группах, где есть договор на совместную работу и определенный уровень доверия. При этом человек, работающий в расстановках, может быть откровенен настолько, насколько ему комфортно.

Он излагает суть проблемы и для ее решения выбирает других людей, которые играют роли его близких людей, сотрудников на работе и так далее. Уже на данном этапе люди начинают включаться в проблемную ситуацию и испытывать какие-то чувства, которыми могут делиться.

Само название отражает суть работы в методе Хеллингера: собравшихся участников размещают в комнате, в соответствии с тем, какое место в сознании он занимает в сознании основного участника расстановки. Этих людей называют «заместители», они рассказывают об испытываемых чувствах и состояниях, что позволяет психотерапевту, ведущему расстановку, распутать взаимоотношения в возникающих конфликтах и неразрешенных ситуациях, выстроить правильную иерархию от старшего к младшему.

Прорабатываются разные уровни восприятия человека (зрительный, слуховой, духовный (ментальный), эмоциональный). Участники – заместители перемещаются в поле расстановки, в процесс включаются новые люди. Водящий применяет различные психологические техники, используя свой опыт и интуицию.

Обмен чувствами и мыслями в процессе расстановок, который происходит под руководством ведущего, очень часто сам по себе помогает распутать узел во взаимоотношениях из прошлого или настоящего.

Человек проживает ситуации в расстановке по-новому, в безопасном пространстве, в итоге приобретает новое восприятие и другую позитивную модель поведения. Если по результатам работы для данной системы расстановщик принял верное решение, то это отражается на состоянии участников – они испытывают ровные, спокойные чувства.

В данном методе используется понятие «знающее поле», которого нет ни в одной другой психологической методике. Оно означает, что заместители, каким-то образом подключаются к чувствам и знаниям тех людей, вместо которых они участвуют в расстановках. На практике это может выглядеть совершенно невероятно.

Но если понять, что между участниками группы заключен договор о взаимном участии и взаимопомощи, то все происходящее покажется не таким уж невероятным. Кроме того, в сознании человека, для которого проводится расстановка, присутствуют все ушедшие члены семьи и все чувства, которые они испытывают. И заместители, включаясь в расстановку, так или иначе, чувствуют это содержимое его сознания.

Изредка водящий вводит в расстановку такого персонажа, как смерть. Это необходимо сделать в ситуациях, когда смерть кого-то из близких кажется непонятной, несправедливой или неожиданной или человека мучает чувство вины перед умершим. В таких ситуациях требуется высокий профессионализм ведущего психотерапевта, чтобы пройти точно и бережно. В некоторых из этих случаев, на усмотрение водящего, кроме заместителя умершего родственника в расстановку вводится смерть как факт, имевший место в жизни. Как видите, подход для психологической работы нетрадиционный. И, тем не менее, он очень действенный. Многие, кто разочаровался в психотерапии и психодраме, именно в расстановках смогли найти решение своих проблем.

Заключение

Каждая расстановка неповторима и индивидуальна, она зависит от конкретного человека и его запросов. Важно, что метод этот не требует долгой и серьезной работы, как, например, психоаналитика. За одну расстановку можно разрешить одну серьезную проблему. Если вы опасаетесь участвовать в расстановках, примите сначала участие в роли заместителя. Вы получите уникальный опыт, который также поможет решить накопившиеся у вас проблемы.

В нашей стране метод Берта Хеллингера является эффективным официально используемым психологами методом, признанным Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой. Объем использования расстановок большой – это и педагогика, и бизнес, и медицина, и психотерапия.

Выше описанный метод очень молодой (основан в 1992 году), находится в стадии формирования и постоянного развития, демонстрируя нам большое разнообразие творческих подходов к каждому человеку. В его эффективности большое значение играет профессионализм и опыт ведущего психотерапевта.

Похожие публикации