Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Ресурсы. Современные проблемы науки и образования

В данной ситуации ресурсом, который меняет восприятие маленькой девочки, является информация, новое понимание, которое мы вносим в ситуацию. При этом обратите внимание, ее взрослая личность хорошо понимает, что брат ее любит, а вот ребенку этот ресурс недоступен. Внеся его, мы трансформируем всю систему внутренних взаимодействий.

Если в психологическом консультировании состояния рассматривать в качестве ресурсов, то их условно можно разделить на ресурсные и нересурсные. Когда мы находимся в ресурсных состояниях, у нас все получается как бы само собой, мы быстро учимся, легко схватываем информацию, быстро находим решения. В нересурсных состояниях, наоборот, все валится из рук, мы делаем лишние ошибки, пропадает легкость, эффективность значительно снижается. В таком случае наша задача заключается в том, чтобы внести этот ресурс туда, где его не хватает.

В ресурсном состоянии события воспринимаются по-другому и, соответственно реакция человека на обстоятельства меняется. Гораздо легче переживаются трудности и невзгоды. Поэтому люди так или иначе стремятся чаще находиться в ресурсных состояниях. Они не только приятны сами по себе, способствуют хорошему самочувствию и состоянию здоровья. Это так же влияет на отношения с другими людьми, потому что люди больше тянутся к человеку, который постоянно пребывает в хорошем расположении духа. И наоборот, стремятся держаться подальше от тех, кто злится, обижается, жалуется или пребывает в депрессии.

Зависание в нересурсных состояниях ведет к психологическим расстройствам и проблемам со здоровьем – все мы это неосознанно чувствуем. А в результате хорошей психологической работы человек гораздо чаще бывает в ресурсных, и все реже в нересурсынх Все меньше в его психике остается «темных пятен». В первую очередь это связано с трансформацией травмированных частей личности, которые, получив необходимый ресурс и возможность закрыть гештальт, взрослеют и интегрируются в систему взрослой личности, перестают быть чем-то отдельным. Вместе с этим высвобождается энергия, которую человек затрачивал на подавление и вытеснение болезненных эмоций в подсознании. Ну а после следует изменение в поведении, которое становится более взрослым вместе с интегрированной частью личности. Новое поведение и новое состояние ведет к положительным изменениям в ситуациях, которые до этого были проблемными, и в жизни человека вообще. Ведь психика является системой, в которой все между собой связано.

Добавить источники по СР: Саралива; Максимова; Холостова; Павленок; Басов и др.

Журнальные статьи

Ресурсы человека - это средства, которые используются в случае необходимости, источник сегодняшних возможностей и будущих действий, внутренняя возможность, т.е. то, что в данный момент находится в свернутом виде. Для того чтобы мобилизовать возможности индивида, группы или сообщества, перевести ресурс из резервного состояния в действующее, нужна определенная сила - внутренняя или внешняя. Внешней силой в социальном обслуживании, с одной стороны, выступают социальные службы и специалисты (социальные работники, психологи, социальные педагоги и т.д.), т.е. субъекты социального обслуживания; с другой стороны - обстоятельства, трудная жизненная ситуация клиента

Воздействие субъекта социального обслуживания на объект социального обслуживания (человека, группу) традиционно характеризуется термином «помощь», что предполагает внешнее действие, актуализирующее или компенсирующее отсутствующий ресурс. Помощь рассматривается как креативное вмешательство в процесс мобилизации, активизации ресурса, управление его использованием.

Результатом помогающего воздействия становятся нормальное социальное функционирование клиента социальное обслуживания, реализация потребностей, прав, обеспечение необходимого уровня жизни, компенсация недостатков и др., т.е. ликвидация или приостановка трудной жизненной ситуации. Следовательно, работа специалистов, занятых в социальном обслуживании, - это управление мобилизацией, активизацией, использованием ресурсов человека, семьи, групп людей, общества, находящихся в трудной жизненной ситуации направленное на сохранение, приумножение, компенсацию недостающих внутренних и внешних ресурсов клиентов.

Ресурсы клиента можно рассматривать с точки зрения их природы, источников и полезности. Условно их можно поделить, во-первых, на внутренние (непосредственно принадлежащие объекту), внешние (принадлежащие социальному окружению) и смежные по отношению к лицу или группе (результат взаимодействия объекта и общества); во-вторых, на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные); в-третьих, на реально существующие и потенциальные (скрытые); в-четвертых, на в разной мере управляемые с точки зрения их использования для достижения определенной цели; в-пятых, на материальные и нематериальные и др.

Внутренние ресурсы человека, семьи включают в себя физические возможности, способности, уровень развития, жизненную позицию, приобретенный индивидуальный социальный опыт, временной потенциал, материальное положение.

Физические возможности(физический ресурс) применительно к индивиду или группе лиц, объединенных на основе данного признака, проявляются в состоянии здоровья (характере функционирования основных систем организма), выносливости, физической силе и т.п. Наиболее уязвимыми по этому признаку считаются такие категории граждан, как дети, пожилые люди и инвалиды. Утрата физического ресурса может происходить в результате болезни, травмы, техногенной катастрофы, участия в военных действиях и т.п. В здравоохранении наиболее опасными для человека признаны заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические и инфекционные болезни, приводящие к преждевременному разрушению физического ресурса.



Материальное положение определяет имущественный статус, материальные возможности отдельного человека или семьи в целом.

Такой ресурс, как способности - свойства, определяющие успешность в какой-либо деятельности, - можно рассматривать в двух аспектах: 1) в качестве ресурсов, которые можно использовать как способ, возможность выхода из трудной жизненной ситуации; 2) как способности, умения создавать и формировать ресурсы, привлекать, мобилизовывать их. Динамика развития способностей обусловлена обстоятельствами социализации человека и зависит от его жизненной позиции, желания развивать и использовать их.

Другая группа ресурсов человека - потребности, интересы, видение мира, ценностные ориентации, жизненная позиция, самоотношение, самоуправление - субъективное отношение к себе, собственным возможностям и перспективам. Жизненная позиция может проявляться с отрицательной стороны как потребительское отношение к социальным службам, социально-психологический инфантилизм и иждивенчество, с положительной - желание повысить уровень социальной субъектности и улучшить качество своей жизнедеятельности.



Еще один вид внутренних ресурсов - освоенный социальный опыт и здравый смысл - может рассматриваться как «самобытный синтез различного рода запечатленных ощущений и переживаний; знаний, умений и навыков; способов общения, мышления и деятельности; стереотипов поведения; интериоризированных ценностных ориентаций и социальных установок». Наличие опыта позволяет ориентироваться в ситуациях жизнедеятельности, в имеющихся и потенциальных ресурсах, а приобретение его происходит в институтах социального обслуживания. Необходимый объем социального опыта обеспечивается богатством жизненного пути. Освоение социального опыта тесно связано со способностью здраво мыслить и принимать адекватные ситуации решения.

Временной потенциал - весьма существенный ресурс СО, который «может быть определен путем вычитания из стандартных 24 часов затрат на непосредственное удовлетворение витальных потребностей, а также на производственную деятельность (или подготовку к ней, например, образование), на поддержание гигиенических условий существования семьи». Динамика и особенности использования данного ресурса специфичны, например, максимальный временной потенциал может быть у детей и неработающих пенсионеров.

Внешние ресурсы клиентов социального обслуживания - это социальные связи и отношения, это финансовые, материальные, организационные, кадровые и другие возможности помощи государственных и негосударственных социальных учреждений, фондов, благотворителей и волонтеров, соседей, друзей, семьи и т.д., способных или призванных оказывать необходимую помощь.

К смежным ресурсам можно причислить социальный и правовой статус. Правовой статус - это положение, занимаемое объектом социального обслуживания в системе правовых отношений. Правовой статус личности изменяется: в полном объеме дееспособность наступает с совершеннолетием, частичная (ограниченная) - имеется у несовершеннолетних (с 14 до 18 лет) и отсутствует у малолетних (с 0 до 14 лет). В соответствии с существующим законодательством интересы лиц, не достигших совершеннолетия, представляют родители или лица, их заменяющие. Подобная ситуация действует и в отношении психически больных лиц.

Социальный статус можно определить как общественное отражение внутренних ресурсов человека. С одной стороны, социальный статус показывает отношение общества к конкретному человеку или сообществу, а с другой - открывает им непосредственный доступ к использованию внешних ресурсов. Объективными показателями социального статуса человека являются пол, возраст, состояние здоровья, профессия, имущественный, должностной и правовой статус и т.д. Наиболее высокий социальный статус - в трудоспособном возрасте. При этом, чем престижнее сфера профессиональной деятельности, занимаемая должность, тем выше общественное положение человека, и тем больше его смежный социальный ресурс.

Особая роль смежных ресурсов состоит в том, что они открывают доступ к внешним ресурсам или препятствуют ему. Например: низкий социальный статус лиц с ограниченными возможностями может помешать получению желанной работы, поэтому необходимо усиление правового статуса, который даст данной категории преимущества на рынке труда.

Кроме ресурсов, присущих всем людям, отдельно можно выделить ресурсы определенной социальной группы, например, детей, пожилых людей, инвалидов и т.д. Ресурсный потенциал каждой из этих групп будет иметь как общие характеристики, так и специфические. Например, специфическая ситуация складывается с ресурсным потенциалом у детей-инвалидов не только слабых физически, но и не обладающих необходимым опытом, уровнем развития способностей и т.д.

Объектом социального обслуживания часто выступает не только конкретный человек, а семья, в целом. Ресурсы семьи, ее социально-экономическое положение, возможности, экономическое поведение, уровень благосостояния и качество жизни в значительной степени зависят от того, на какой стадии жизненного цикла эта семья находится. Жизненный цикл семьи довольно хорошо изучен в рамках социологии и демографической науки и значительно меньше - в социально-экономическом плане, особенно ее ресурсный потенциал.

Ресурсы семьи - комплексное, интегрированное понятие, совокупность имеющихся возможностей и потенциалов каждого члена семьи для формирования и удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и ее отдельных членов. В составе совокупного ресурсного потенциала семьи можно выделить: экономические ресурсы, человеческий капитал, включающий трудовой потенциал, потенциал здоровья, социальный капитал, временные ресурсы, информационные ресурсы и др. Каждый из перечисленных элементов ресурсов семьи имеет свою линию развития, свое содержание и состояние на протяжении жизненного цикла семьи. Наилучший вариант - это их гармоничное сочетание. Например, социальный капитал - понятие, которое уже давно было предложено и использовалось представителями экономической науки и социологии.

Наиболее полую структуру ресурсов семьи представила проф. З.М. Саралиева (рис. 1) При этом она справедливо отмечает, что этот список может быть продолжен, поскольку грани личностных и семейных ситуаций, проблем неисчерпаемы.

Итак, клиент социального обслуживания как центральное звено системы социального обслуживания одновременно является и объектом, и субъектом деятельности по оказанию самопомощи в трудной жизненной ситуации. Клиент обладает целым набором ресурсов, но иногда ему не хватает собственных ресурсов при осуществлении нормальной жизнедеятельности, поэтому он обращается к другим источникам ресурсов. Чаще всего в систему социального обслуживания, в социальные учреждения, а затем к семье, друзьям, коллегам, благотворителям и т.д. для привлечения дополнительных ресурсов.

Анализ ресурсов, имеющихся в распоряжении социальных учреждений, был бы не полным без анализа ресурсного потенциала социального обслуживания, представляющего собой совокупность материально-технических, трудовых, финансовых, организационно-управленческих, информационных и других ресурсов, характеризующих будущие, потенциальные экономические возможности этой сферы для выполнения свойственных ей функций, которые не вовлечены в производственно-хозяйственную деятельность учреждений в настоящее время в силу существующих ограничений научно-технического, правового, институционального и другого характера.

Ресурсный потенциал позволяет оценить планируемые и прогнозируемые ресурсы, которые система может привлечь в перспективе. При анализе состояния ресурсного потенциала социального обслуживания и прогнозировании его использования возможна оценка этого потенциала как целого и анализ составляющих его структурных единиц. Важно проанализировать подходы к определению соотношений между составляющими ресурсного потенциала с целью оптимизации пропорций между ними. Поддержание необходимой пропорциональности между отдельными элементами ресурсного потенциала социального обслуживания направлено на эффективное использование совокупности ресурсов, выделяемых обществом. Сами эти пропорции изменяются, задача состоит в их оптимизации.

Развитие и использование ресурсного потенциала определяется такими свойствами ресурсов, как мобильность, взаимодополняемость и взаимозаменяемость, ограниченность. Ограниченность, дефицит тех или иных видов производственных ресурсов является и особенностью, и свойством экономической системы - социального обслуживания, находящейся в постоянном режиме развития, изменения. Постоянно растут и изменяются социальные потребности как общества в целом, так и отдельных категорий граждан.

Итак, ресурсы играют основополагающую роль в системе социального обслуживания, в деятельности любого учреждения и организации независимо от сферы деятельности и формы собственности. Ресурсы социального обслуживания многообразны, имеют различную структуру, количественные и качественные особенности, зависящие от специфических функций социальных учреждений. Основа их использования - это цели, задачи, ценности, возможности, источники всей деятельности социальных учреждений и организаций. Все ресурсы учреждений социального обслуживания взаимосвязаны между собой, поэтому эффективная деятельность социального обслуживания возможна лишь при эффективном сочетании и использовании всех видов

, умения , финансы, время, связи и т.д. Используя ресурсы, человек ухудшает свое состояния , понижается его эффективность и успешность . Чтобы улучшить состояние, нужно восстанавливать и развивать личные ресурсы : физические, духовные, интеллектуальные, финансовые и социальные.

Физические ресурсы

Отвечают за физическое состояние человека, необходимое для выполнения физических действий и оказания воздействия на окружающую среду с оптимальной эффективностью. Для восстановления этих ресурсов требуется следующее:

Здоровое питание . Существуют полезные и вредные для здоровья продукты. Использование в рационе вредной еды провоцирует множество заболеваний: ожирение, инфаркты и инсульты из-за повышенного содержания холестерина в крови и т.п. Следует минимизировать, а лучше исключить из рациона такие вещества как соль, сахар, острое, жирное, жареное и т.п. Существует множество методик здорового питания, но ими пользуется крайне мало людей.

Отказ от вредных привычек . Курение, алкоголь и т.п. также создают проблемы со здоровьем: рак легких, цирроз печени, инфаркт и т.п. Для обеспечения отличного здоровья и долголетия нужно отказаться от этих привычек.

Отдых . Выполнение работы долгое время (по 12-14 часов в сутки) приводит к переутомлению, стрессу , срывам и психическим заболеваниям. Нагружая организм продолжительное время, появляются заболевания суставов и мышц: артроз, артрит и т.п. Для избегания подобных проблем требуется регулярный отдых. Как минимум нужно спать не 3-5 часов в сутки, а полноценных 8. Отдых делиться на пассивный и активный. Пассивный отдых (полежать на диване, посмотреть телевизор, почитать книгу..) позволяет восстановить физические силы. Активный же отдых (спорт, хобби, прогулки, путешествия...) позволяет восстановиться эмоционально. Можно применять следующий принцип : лучший отдых от работы - это выполнение другой работы. Переключайтесь между работами с разными нагрузками, например, походив несколько часов по разным офисам, можно несколько часов посидеть за своим столом и выполнить бумажную работу, разобрать почту, составить отчеты и т.п.

Для развития физических ресурсов нужно выполнять физические упражнения, повышающие силу, выносливость и гибкость тела. Посещение тренажерного зала или наем опытного тренера не является обязательным условием для этого - достаточно заниматься дома по 20-30 минут в день. Но многие люди обманывают себя, говоря что такие занятия не обязательны для выполнения основной работы, а следовательно являются бесполезными. Но они сильно заблуждаются, т.к. эти дела полезно влияют на здоровье и продлевают срок нормального функционирования тела.

Не развивая физические ресурсы, обязательно ухудшится здоровье, что значительно снижает успешность и эффективность. А сокращение продолжительности жизни приведет к тому, что человек может не успеть реализовать свое предназначение .

Духовные ресурсы

Духовные ресурсы определяют направление движения человека, вектор развития и формируют его внутренний стержень, за который он держится каждый день при принятии решений , составлении планов и постановки целей .

Интеллектуальные ресурсы

Для развития этих ресурсов требуется осознанное , методичное и целенаправленное приобретение опыта. Это происходит в детском саде, школе, колледже, вузе и других учебных заведениях. Но получив диплом, люди сводят к минимуму или прекращают самообразование. Непрерывное приобретение опыта требуется для личного развития и выполнения творческой деятельности , чтобы достичь цели жизни и реализовать личное предназначение.

Нужно регулярно изучать практические пособия, книги и журналы из предметной области, которая соответствует личному предназначению и призванию. Это дает новые знания и вдохновляет на выполнение творческой деятельности . Полученные знания нужно применять на практике для приобретения новых умений и их развития до навыков и компетенций , которые позволяют заниматься творческой деятельностью с оптимальной эффективностью.

Финансовые ресурсы

Когда человек достигает очередной цели, он получает некий результат , который может обменять на их универсальный аналог - деньги . Они являются неким посредником и позволяют обменять уже имеющиеся результаты на ресурсы для новых целей, что повышает эффективность и успешность их достижения. Важны не только деньги, но и экономические отношения, которые и позволяют производить обмен результатов на деньги и денег на ресурсы. Для повышения эффективности таких отношений существуют финансовые институты - банки, биржи, рынки, инвестиционные и страховые компании и т.п., которые объединяют людей с результатами, деньгами и ресурсами в единое пространство, что значительно ускоряет обменные процессы между ними.

Для развития финансовых ресурсов необходимо постоянно повышать доходы и капитал и понижать расходы. Разницу между доходами и расходами всегда необходимо вкладывать для увеличения доходов: "капитал должен приносить капитал". Как минимум следует начать с откладывания процента от доходов на банковский вклад. Генерируйте идеи для организации нового бизнеса и повышения доходности инвестиций. В этом поможет мощный сервис Бесплатный онлайн органайзер, ежедневник, планировщик дел и задач, календарь - Личные цели .

Наличие развитых финансовых ресурсов делает человека свободным от денежных проблем. Ему не нужно выполнять неприятную работу только для того, чтобы получить деньги на еду и одежду. Он может сконцентрироваться только на личных целях для достижения успеха и реализации своего предназначения. Только в таких условиях человек может испытывать счастье .

Социальные ресурсы

Человеку для достижения целей требуется определенный опыт . Если его нет, то он может приобрести его самостоятельно. Но есть и другой вариант – установить социальные отношения с людьми, которые уже обладают этим опытом и которые помогут разобраться с проблемой, делом или целью на взаимовыгодных условиях . Взаимодействуя с такими людьми, человек повышает личную эффективность за счет взаимопомощи.

Например, есть автослесарь и электрик. Если у первого сломается телевизор, а у второго - автомобиль, они могут помочь друг другу и первый отремонтирует автомобиль, а второй - телевизор, естественно, на взаимовыгодных условиях.

Чем больше у человека связей с разными людьми, обладающими разным опытом, тем больше у него социальных ресурсов для более успешной и эффективной реализации личного предназначения.

Научитесь делать первый шаг к достижению успеха
с помощью тренинга
Тренинг уверенности в себе

Научитесь придумывать способы развития личных ресурсов
с помощью тренинга

Оригинал взят у evo_lutio

Ресурсы личности – это все те жизненные опоры, которые находятся в распоряжении человека, и позволяют ему обеспечивать свои основные потребности:

1) выживание
2) физический комфорт
3) безопасность

4) вовлеченность в социум
5) уважение со стороны социума

6) самореализацию в социуме

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри. Однако, деление на внешние и внутренние ресурсы достаточно условно. Те и другие ресурсы тесно связаны и при утрате внешних ресурсов постепенно происходит утрата ресурсов внутренних. Надежные внешние ресурсы обеспечивают сохранность внутренних ресурсов, но только в том случае, если эти внутренние ресурсы уже есть. Иногда человек получает внешние ресурсы, еще не имея внутренних, и это подобно лишь внешней декорации, которая в любой момент может осыпаться. В этом трагедия, например, некоторых детей из очень обеспеченных семей, которые не развив еще собственную личность, получили авансом множество социальных опор. В этом случае попадание в ловушку болезненной зависимости, апатии или депрессии, намного более вероятно, чем в случае с тем молодым человеком, который не имея достаточных социальных ресурсов, вынужден их зарабатывать сам и в процессе автоматически формирует внутренние ресурсы, поскольку второе подобно мышцам личности, вырастающим в результате нагрузки. Однако, если у такого молодого человека не было совсем никаких внешних ресурсов, он не получил никакой изначальной поддержки от социума, очень сомнительно, что ему удастся выжить. То есть минимум начальных внешних ресурсов необходим.

Чем больше уже приобретенные внутренние ресурсы, тем выше способность человека восстанавливать при утрате ресурсы внешние, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, эго-интеграция, локус контроля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку. Именно так выглядит герой фантастических боевиков: он проходит через любые самые страшные испытания и выходит победителем. Эта метафора очень точна.

Мощные внутренние ресурсы действительно подобны мотору вместо сердца, несгибаемой воле, харизме и большому запасу энергии. Однако, надо очень хорошо понимать, что любые внутренние ресурсы – это как запас кислорода в легких, как запас гликогена в печени – обеспечивают автономно лишь на какое-то время, пока человек не нашел новые источники питания – внешние ресурсы. На одних внутренних ресурсах человек долго существовать не может, он должен найти подходящую среду и вступить с ней во взаимообмен, обеспечивать с ее помощью все свои потребности, от низших до высших, иначе через какое-то время внутренний потенциал будет исчерпан. Вот почему в идеале, человек должен постоянно заботиться о поддержании и наращивание тех и других ресурсов, и чем сильнее его внутренние ресурсы, тем проще наращивать внешние. И чем больше он сам нарастил ресурсов внешних, тем сильнее он стал внутри.

Внутренние ресурсы – это запас автономии. Это то, насколько хорошо, уверенно и целостно человек может чувствовать себя безо всякой поддержки социума и даже при его оппозиции, не прибегая к защитным иллюзиям и отрицанию, то есть четко осознавая реальное положение дел, но выдерживая стресс и сохраняя себя. Бесконечно автономным человек быть не может и не должен, человек существо социальное и суть его жизни – во взаимодействии с социумом, в обмене с окружающими, в причастности к жизни людей. Однако, запас автономии человеку необходим, чтобы сохранять себя во время конфликтов, защищать себя от посягательств, утверждать свою субъектность, свою волю, свою самость и свое Я, не становиться безвольным объектом в чужих руках, неодушевленным ресурсом, рабом и вещью всех, кто сильней, не становиться тем, что мы в этом жж называем словом «корм». Превратить в корм при определенных обстоятельствах можно любого человека, но чем выше запас его автономии, чем сильнее его субъектность, то есть интегрированная часть его личности, так называемый стержень личности, ядро личности, «харди», аутентичность, самость, тем сложнее разрушить его, тем больше его сопротивляемость и сила.

Человека с очень сильным стержнем условно можно считать непобедимым, поскольку потребуется слишком много усилий, чтобы подчинить его волю. Куда проще убить его организм, чем личность. К такому идеалу стоит стремиться. Во всяком случае, стоит как можно дальше уходить от ситуации личностной слабости, безволия, зависимости и дезинтеграции. В слабом состоянии личность не может нащупать в себе внутренние опоры, не способна опираться на себя, у нее нет никакой автономии, она не способна обходиться без поддержки близких и ради этой поддержки готова на отказ от себя, она страдает от одиночества и стремится сбежать от той пустоты, которую обнаруживает в себе каждый раз, когда возникла какая-то проблема или просто появилась тревога.

Для понимания проблемы ресурсов, надо осознавать насколько это динамичный процесс, насколько он находится в движении. Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был. Человек постоянно меняется, «живет» – то есть находится в движении и изменении. И если его внутренние и внешние ресурсы не развиваются, они деградируют. На месте не может замереть ничто живое. Когда мне задают вопрос «Почему сильная женщина превратилась в отношениях в слабую, ведь у нее были ресурсы», хочется ответить грубо, но честно «были, да сплыли».

Ресурсы могут оставаться только пока человек занимается этими ресурсами. Как только он уходит в головой во что-то еще, например, в отношения, его ресурсы либо переходят к тому, кому он посвящает себя, либо просто постепенно распадаются на части и исчезают. Главное же, нарушается связь между интегрированными частями эго (если эта связь была, то есть человек действительно был сильным, а не казался), нарушается в том случае, если человек перестает развивать свою субъектность, свою автономию, свою эго-интеграцию, а начинает заниматься чем-то прямо противоположным.

Не меньше вреда приносит неправильное понимание автономии и независимости. Пытаясь сохранить «границы», некоторые люди начинают относиться к окружающему миру враждебно и настороженно, не вступают в связи, прекращают поток вложений, который в целях саморазвития должен осуществляться непрерывно, иначе развитие прекратится. Надо понимать, что внутри личности нет никаких источников энергии, кроме того небольшого потенциала, который человек успел скопить и который вскоре закончится. Все источники энергии находятся вовне, в окружающем мире, в социуме и природе (если воспринимать ее персонифицировано, то есть тоже социально). Можно взаимодействовать не с конкретными личностями, а с культурным социальным пластом, читая книги и постигая искусство, можно вести достаточно замкнутый образ жизни, занимаясь творчеством, обращенным к потомкам, однако это тоже социальное взаимодействие, причем иногда весьма интенсивное, более интенсивное, чем поверхностные тусовки, но вне социума никаких источников энергии нет.
Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии. Без влечения к чему-либо никакого подключения не будет, человек так и останется в собственной капсуле, будет задыхаться, слабеть, переходить на режим все большей и большей экономии, в результате чего мир через стекло запотевшей капсулы будет казаться все более и более мрачным и враждебным, или просто уродливым и скучным. Так человеком может овладеть депрессия и разрушить его окончательно, вызвав в нем желание умереть. Либо он не замкнется полностью, будет иногда выползать из капсулы и немного подпитывать себя чем-то, недостаточным, однако, для того, чтобы стать сильнее, смелей и решиться на более активные вложения.

Но одной лишь любви, страсти и восторга для того, чтобы обогатить себя энергией бывает мало. Этого достаточно, чтобы подключиться, но может быть недостаточно для того, чтобы, поделившись своей энергией, получить что-то в ответ. Для взаимного обмена необходима система, уравновешивающая центростремительную силу подачи энергии на источник, чтобы энергия из источника потекла в центр (центробежная сила). Этой системой и является внутриличностная интеграция, те самые внутренние ресурсы. Чем сильнее центр личности, тем сильнее центростремительная сила при увеличении центробежной.

С точки зрения большинства исследователей эго-интеграция включает в себя адекватную и стабильную самооценку (не завышенную, не заниженную, не скачущую), локус контроля, то есть ощущение своей личной ответственности и силы влияния на обстоятельства своей жизни (без магических иллюзий, адекватную), и доверие к жизни, то есть готовность принять ее события как уроки для совершенствования, ощутить любовь жизни к себе (тот самый стержень, который, как считается, основан на безусловной любви родителей, но на самом деле может быть сформирован в любом возрасте и утрачен тоже.


Триада – «самооценка, локус контроля, доверие (или вызов)»
– формируется не сама по себе, а только в процессе приобретения внешних ресурсов, в процессе социального взаимодействия, работы, творчества, образования, завоевания уважения и любви людей. Чтобы получать что-то от мира, нужно много ему отдавать, однако сама по себе отдача еще не гарантирует получения. Без отдачи не получишь ничего, но отдавая нет никакой гарантии получить, в этом деле не может быть простых догм и инструкций, необходимо быть щедрым и осторожным одновременно (это возможно при одновременной любви к миру и любви к себе), и без этих двух качеств нельзя.

Те, кто призывают к отказу от симпатии и доверия к миру, могут сослужить очень плохую службу тем, кто им верит. Любовь к миру и открытость миру – это единственная возможность для приобретения ресурсов: внутренних и внешних, и других способов нет. Система фильтров и предохранителей может создаваться индивидуально, с учетом опыта и особенностей личности, быть более жесткой или менее, однако очень важно «с водой не выплеснуть ребенка», не перестраховаться до полного отключения всех каналов жизнеобеспечения, не перекрыть всякий доступ жизненных сил.

УДК 159.923 ББК Ю 937

С. А. Калашникова

г. Чита, Россия

Личностные ресурсы и психологическое здоровье человека: соотношение содержания понятий

В статье анализируется понятие «психологическое здоровье» в рамках ресурсного подхода. Основные параметры и соответствующие содержательные характеристики психологического здоровья человека рассмотрены как система личностных ресурсов.

Ключевые слова: личностные ресурсы, ресурсный подход, психологическое здоровье.

S. A. Kalashnikova

Personality Resources and Man’s Psychological Health: Differentiation of the Notions

The article analyzes the notion psychological health within resource approach. The main characteristic and corresponding content characteristic of psychological health are viewed as a personality’s resource system.

Keywords: Personality resources, resource a

Понятие «ресурсы» используется в различных исследованиях, связанных с изучением психической реальности. В последние годы широкое распространение в психологии приобрел ресурсный подход, получивший развитие в гуманистической психологии. Э. Фромм выделял три психологических категории, обозначаемые как ресурсы человека в преодолении трудных жизненных ситуаций:

Надежда - то, что обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение его перспектив;

Рациональная вера - осознание множества возможностей и необходимости вовремя эти возможности обнаружить и использовать;

Душевная сила (мужество) - способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, «способность сказать “НЕТ” тогда, когда весь мир хочет услышать “ДА” .

В современной психологии содержание понятия «ресурсы» разрабатывается в рамках развития теории психологического стресса. В. А. Бодров определяет его следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» .

В ресурсной концепции стресса С. Хобфол-ла ресурсы определяются как то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. В рамках ресурсного подхода рассматриваются различные виды ресурсов, как средовые, так и личностные.

pproach, psychological health.

В. А. Бодров различает ресурсы человека в соответствии с их ролью в регуляции процессов преодоления стресса: личностные, социальные, психологические, профессиональные, физические и материальные .

С. Хобфолл к ресурсам относит: матери-

альные объекты (доход, дом, транспорт, одежда, объектные фетиши) и нематериальные (желания, цели); внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние интраперсональные переменные (самоуважение, профессиональные умения, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); психические и физические состояния; волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для выживания или сохранения здоровья в трудных жизненных ситуациях либо служат средствами достижения лично значимых целей .

Одним из оснований ресурсного подхода является принцип «консервации» ресурсов, который предполагает возможность человека получать, сохранять, восстанавливать, преумножать и перераспределять ресурсы в соответствии с собственными ценностями. Посредством такого распределения ресурсов человек имеет возможность адаптироваться к вариативному ряду условий жизненной среды.

Очевидным является то, что разные ресурсы играют различную роль в адаптации человека и преодолении трудных жизненных событий. Наиболее значимыми, с нашей точки зрения, в контексте преодоления являются личностные и психологические ресурсы. Л. В. Куликов к наиболее изученным личностным ресурсам относит

© Калашникова С. А., 2011

активную мотивацию преодоления, отношение к стрессам как к возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста; силу Я-концепции, самоуважение, самооценку, ощущение собственной значимости, «самодостаточность»; активную жизненную установку; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; состояние здоровья .

Большая часть перечисленных качеств отражает характеристики психологически здоровой личности, выделенные И. В. Дубровиной: самодостаточность, интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной и практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности . Понятие «психологическое здоровье», по мнению И. В. Дубровиной, относится к личности в целом, в отличие от термина «психическое здоровье», который имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам. Психологическое здоровье рассматривается в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет анализировать собственно психологический аспект проблем психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

Содержательно «высшие проявления человеческого духа», по нашему мнению, наиболее адекватно раскрываются в понятии «жизнестойкость», введенном в научный аппарат С. Мад-ди. Жизнестойкость определяется автором как интегративная характеристика личности, ответственная за успешность преодоления личностью жизненных трудностей. Жизнестойкость («hardiness») предполагает психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, являясь показателем психического здоровья человека.

В интерпретации С. Мадди жизнестойкость включает три сравнительно автономных компонента:

Вовлеченность в процесс жизни - убежденность в том, что участие в происходящем дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности. В основе вовлеченности лежит уверенность в себе - восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации (самоэффективность);

Уверенность в подконтрольности значимых событий своей жизни и готовность их кон-

тролировать - убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. На уровень контроля влияет стиль мышления (индивидуальный способ объяснения причин происходящих событий);

Принятие вызова жизни - убежденность человека в том, что все происходящие с ним события способствуют его развитию за счет приобретения опыта. Принятие вызова (риска) - это отношение человека к принципиальной возможности изменяться .

В отечественных исследованиях также выделяются виды ресурсов человека, раскрывающие содержание понятия «жизнестойкость». Так, в качестве важных информационных и инструментальных ресурсов человека обозначают: способность контролировать ситуацию; использование методов или способов достижения желаемой цели; способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окружающей ситуации; способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации .

Рассматривая здоровье как гармоничное равновесие физиологических, психических, социальных аспектов человеческого существования, Я. В. Малыхина указывает на целесообразность выделения личного (принадлежащего индивиду в феноменальном и ноуменальном смысле) превентивного ресурса, а не личностного (принадлежащего индивиду только в феноменальном, социальном смысле). Личный (индивидуальный) превентивный ресурс рассматривается как комплекс способностей индивида, реализация которых позволяет сохранять баланс адаптационнокомпенсаторных механизмов. Отлаженная работа данного комплекса обеспечивает психическое, со-магическое и социальное благополучие человека и, в соответствии с направленностью личности, создает условия для открытия им своей уникальной идентичности и последующей самореализации .

Л. А. Александрова предлагает рассматривать жизнестойкость в контексте совладания с жизненными трудностями как способность личности к трансформации неблагоприятных обстоятельств своего развития, которая лежит в основе совладающего поведения .

Е. П. Белинская отмечает, что современные психологические подходы к проблеме преодоления трудных жизненных ситуаций рассматривают совладание как динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием, которое заключается в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его пред-

ставления о себе в ней . В данном контексте особое значение приобретает личностный смысл ситуации, когда человек способен воспринимать жизненные трудности как возможности.

В качестве одного из компонентов жизнестойкости Л. А. Александрова определяет личностные ресурсы, выделяемые С. Мадди, которые на уровне реализации обеспечены развитыми стратегиями совладания. В качестве второго компонента обозначается смысл, предопределяющий вектор этой жизнестойкости и жизни человека в целом. Как отдельный компонент жизнестойкости Л. А. Александрова выделяет гуманистическую этику, задающую критерии выбора смысла, пути его достижения и решения жизненных задач, выводя нас к проблематике психологического здоровья.

В теории психологического здоровья в качестве определяющих его критериев рассматриваются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке . В экзистенциальной психологии психическое здоровье описывается через понятие «стремление к смыслу». Согласно концепции В. Франкла, движущей силой поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. В. Франкл выделил три онтологических измерения человека: биологическое, психологическое и духовное. Духовное измерение является, по его мнению, определяющим по отношению к нижележащим уровням, и в нем локализованы смыслы и ценности человека. По В. Франклу, кардинальное отличие человека от животного состоит в том, что ему присуще особое духовное стремление, данное свыше. У человека есть такое качество, как возможность быть свободным от естественной заданности жизни. Свобода дана человеку для реализации высшей цели -смысла жизни. «Вечная борьба духовной свободы человека с его внутренней и внешней судьбой и составляет, по сути, человеческую жизнь» .

Психически здоровый человек, по В. Фран-клу, развивается в направлении свободного самоопределения своей индивидуальной жизни, исходя из осознания объективной противоречивости своей сущности и необходимости одновременной реализации в своей жизни противоположных ее требований (а именно, естественной заданности и стремления к смыслу). Таким образом, здоровое психическое функционирование наделяется самостоятельной ценностью, и признаком его является зрелость ценностно-смыслового измерения личности.

Многоуровневая модель психического здоровья была предложена Б. С. Братусем, в которой выделено несколько уровней структуры личности,

каждому из которых соответствует свое понимание психического здоровья. Психическое здоровье «следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение» .

Так, уровень личностного здоровья обозначен как высший уровень психического здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень индивидуальнопсихологического здоровья проявляется в способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Уровень психофизиологического здоровья определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Согласно Б. С. Братусю, каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои закономерности протекания. Следовательно, несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым образованием, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других.

Б. С. Братусь предлагает вспомнить слова немецкого философа Гердера о том, что человек -первый и единственный вольноотпущенник природы. Природа отпустила человека, дала ему ту самую свободу, которая составляет нашу высшую ценность и одновременно, самое тяжкое бремя. Человеческую сущность нужно достичь, завоевать. Этот процесс присвоения человеком самого себя, своей сущности осуществляется уникальным инструментом - личностью. Т. е. личность не является самодостаточной, в себе самой несущей смысл своего существования. Смысл ее обретается в зависимости от отношений с сущностными характеристиками человеческого бытия. По словам Братуся, характеристика личности, ее «нормативность» или «аномальность» зависит от того, как служит она человеку.

В соответствии с этим Б. С. Братусь определяет нормальное и аномальное развитие. «Нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности» . Автор указывает условия (которые одновременно являются и критериями) нормативного развития. Ими являются отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе потенции рода «человек» (центральное системообразующее отношение); способность к децентра-ции, самоотдаче и любви, как способу реализации этого отношения; творческий характер жизнедеятельности; потребность к позитивной свободе;

способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего смысла своей жизни.

В. Д. Шадриков использует понятие «духовное состояние» - состояние, которое формируется на основе духовных ценностей личности и стремлении следовать этим ценностям. Духовное состояние характеризуется расширением сознания, активным включением в процесс постижения истины подсознания, в связи с чем значительно повышаются возможности понимания проблемы; гармонизацией личности, устранением противоречий с окружающей средой, сосредоточением на достижении истины, внутренним равновесием, позитивным взглядом на жизнь, усилением воли и ее контроля со стороны личности; переходом к образному мышлению, высокой продуктивностью воображения, что расширяет информационную емкость сознания; чувством внутренней ак-

Для каждого онтологического измерения человека (по В. Франклу) и соответствующих им уровней психического здоровья (по Б. С. Братусю) могут быть определены содержательные характеристики, отражающие те или иные психологические ресурсы человека. Вместе с тем к собственно личностным ресурсам могут быть отнесены характеристики индивидуально-психологического и личностного уровней здоровья.

Параметры и содержательные характеристики психологического здоровья необходимо рассматривать как систему. Системный подход открывает возможности исследования психической реальности с учетом комплекса детерминант, источником которых является действительность конкретного человека, представленная в содержании реальной деятельности, в самой действующей личности, в переживаемой здесь и сейчас

тивности, единением умственных, нравственных, духовных качеств, стремлением к духовному прогрессу и др. В противоположность «духовному состоянию» предлагается рассматривать «клиническое состояние», характеризуемое фиксацией на идее, односторонней направленностью мышления и эмоций, сужением сознания. Духовное состояние одновременно является и мотивационным состоянием, но в отличие от биологических мотиваций это будет духовная мотивация, порождаемая духовными ценностями личности .

Здоровая личность - личность, духовно развитая, нравственно ориентированная: «...

нравственная ориентация не есть лишь внешнее давление, но составляет суть, путеводную нить нормального развития, является критерием и отражением личностного здоровья.» .

реальности. На этом основании взаимодействие человека и жизненной среды видится как непрерывный процесс пространственно-временного «развертывания» человека, представленного в содержании и направленности деятельности в реальных жизненных ситуациях, обеспечивающего соответствие образа жизни меняющемуся в процессе жизнедеятельности образу мира посредством трансформации ценностно-смысловой подсистемы личности.

Таким образом, личностные ресурсы могут быть представлены как система способностей человека к устранению противоречий с жизненной средой, преодоления неблагоприятных жизненных обстоятельств посредством трансформации ценностно-смыслового измерения личности, задающего ее направленность и создающего основу для самореализации.

Таблица 1

Параметры и содержательные характеристики психологического здоровья человека с точки зрения ресурсного подхода

Онтологические измерения человека (В. Франкл) Уровни психического здоровья (Б. С. Братусь) Психологические ресурсы

Духовное измерение Уровень личностного здоровья Нравственная ориентация (Б. С. Братусь). Духовное состояние (В. Д. Шадриков). Гуманистическая этика (Л. А. Александрова)

Психологическое измерение Уровень индивидуальнопсихологического здоровья Жизнестойкость (С. Мадди, Л. А. Александрова). Личный превентивный ресурс (Я. В. Малыхина)

Биологическое измерение Уровень психофизиологического здоровья Функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации активности (В. А. Бодров)

Список литературы

1. Александрова Л. А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире // Известия Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. 2005. Т. 51. № 7. С. 83-84.

2. Белинская Е. П. Совладание как социально-психологическая проблема // Псих. исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http//psystady.ru (дата обращения 18.07.2010).

3. Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн. 2006. Т. 27. № 2. С. 113-122.

4. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 302 с.

5. Братусь Б. С. Возможна ли нравственная психология? // Человек. 1998. № 1. С. 50-59.

6. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб., 2004. 464 с.

7. Мадди С. Р. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психологический журнал. 2005. Т. 1. № 6. С. 87-101.

8. Малыхина Я. В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»: автореф. ... канд. дис. психол. наук. СПб.: РПГУ 2004.

9. Практикум по психологии здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2005. 351 с.

10. Практическая психология образования: учеб. пособие / под ред. И. В. Дубровиной. СПб.: Пи-

тер, 2004. 592 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 175 с.

12. Шадриков В. Д. Духовные способности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 420-426.

13. Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека: антропологический подход // Вестн. практ. психол. образ. 2008. № 4 (17). С. 18-24.

Похожие публикации