Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Сословия и их обязанности. Разница между классом и сословием

В России термин «сословие» появился только в 18 веке, поэтому считается, что сословий, как в западных государствах, в допетровской Руси не было. Однако, социальное деление на группы, члены которых отличались по своему правовому положению, в Киевской Руси наблюдалось уже в 10- .

Социальная лестница

К высшему сословию принадлежали князья и духовенство, владевшие землями. Затем шли служившие князю дружинники. На вершине этого привилегированного находились бояре и назывались старейшей дружиной. Внизу располагались отроки или младшая дружина.

Ниже по социальной лестнице располагались не служившие князю так называемые свободные люди: в городе – купцы, ремесленники, общинники, на селе – крестьяне, обложенные данью. Несвободное, зависимое от землевладельца население челядью или холопами. Еще ниже по сословной лестнице располагались смерды – чернь или рабы, которые имелись, как в городе, так и на селе.

В середине 11 века появились так называемые закупы и рядовичи. Закупами назывались должники землевладельцев, они занимали положение между свободным населением и холопами. Рядовичами назывались люди, заключившие в пользу своего хозяйства договор (ряд) с землевладельцем.

Особняком в обществе находились изгои – люди, оказавшиеся вне социальных слоев: разорившиеся купцы, выкупившиеся и даже знатные граждане, отвергнутые своими сословными группами.

По деньгам и статус

Сословная структура окончательно была сформирована во второй половине 18 века. Кроме потомственных, появились личные дворяне, которым дворянство было пожаловано за заслуги перед государством, например, за воинскую доблесть. Ряд дворянских получали почетные граждане, но дворянами, как правило, так и не становились. Духовенство по-прежнему оставалось привилегированной социальной группой. Купечество было разделено на три гильдии, принадлежность к которым определялась размером капитала купца.

К разночинцам относились люди неопределенного социального положения, например, дети личных дворян. Городское население – ремесленники, торговцы, домовладельцы стали называться мещанами. В отдельное сословие со своими привилегиями было выделено казачество.

Крестьянское сословие составляли категории, сформированные по принципу принадлежности земель: государственные, монастырские, помещичьи крестьяне, а также жившие на землях императорской

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй. Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

  1. Дворянство – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  2. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  3. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  4. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Название сословия

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

Сословие - это социальная группа, обладавшая определенными передаваемыми по наследству правами и обязанностями, закрепленными в обычае или законе. Формирование сословий происходило в процессе правового оформления имущественного неравенства, а также общественных функций - религиозных, военных, профессиональных - разных групп населения; в ходе этого складывался особый уклад жизни и мораль каждой группы.

Сословное деление общества было связано с классовым делением, но не совпадало с ним. Количество сословий, степень их обособленности и замкнутости весьма отличались в разных странах и в разное время, что отражало конкретные пути исторического развития. Характерный принцип.наследования сословной принадлежности также соблюдался в разной степени. Так, индийским кастам он был присущ абсолютно, а в средневековых государствах Западной Европы или в России возможность войти в привилегированное сословие давал монарх. Исключением из правила наследования сословной принадлежности является христианское духовенство. Стремясь к достижению идейного и духовного господства, христианская церковь старалась привлечь к себе на службу наиболее одаренных людей, невзирая на их сословную принадлежность и материальное положение и содействуя их образованию.

Классический пример сословной организации средневекового общества представляет Франция, где в 14-15 вв. все население делилось на три группы: духовенство, дворянство и так называемое третье сословие. Причем первые две принадлежали к одному классу феодалов и обладали многочисленными привилегиями, к наиболее существенным из которых относились освобождение от уплаты налогов и особые преимущества при замещении государственных должностей. В третье сословие, облагаемое налогами, входили все остальные классы и группы населения, в том числе в период позднего средневековья и нарождавшаяся буржуазия, постепенно накапливавшая огромные богатства, но остававшаяся политически неполноправной. Поэтому в период утверждения капиталистических отношений - в ходе буржуазных революций - она уничтожает сословную иерархию, противопоставляя ей иерархию богатства и утверждая принцип формального равенства граждан. Так, во Франции сословный строй был уничтожен Великой французской революций 1789-1799 гг.

В России во 2-й половине 18 в. утвердилось деление общества на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, купечество и мещанство.

Дворянство составляло высшее привилегированное сословие, главнейшей обязанностью которого была «государева служба», прежде всего военная. Со времен «Манифеста о вольности дворянства» (1762) и эта служба перестала быть обязательной, а привилегии все больше перевешивали «тяжесть» обязанностей. Из дворянства формировался командный состав царской армии, его представители занимали высшие государственные должности, в его руках находилось местное управление. Оно обладало исключительным правом владения населенными землями, контролировало сельское хозяйство, имело монополию на винокурение, было свободно от государственных налогов. В отношении дворян запрещались телесные наказания. Дети дворян пользовались исключительным, позже преимущественным правом на образование. Сословное самоуправление сохраняло и обеспечивало их привилегии (составляло дворянское общество, созывало дворянские собрания, выбирало предводителей дворянства в губерниях и уездах, исправников и т. д.).

На духовенство возлагалась обязанность воспитания паствы в духе идей христианства и безоговорочного подчинения монарху и власть имущим, за что ему предоставлялось множество привилегий, в том числе освобождение от налогов и право на образование детей, которое позволяло детям духовенства в свою очередь войти в духовное сословие.

Купечество - основное торговое сословие России (позже в его руках находилась и промышленность). Это - податное сословие. Кроме основного права заниматься промышленной и коммерческой деятельностью принадлежность к нему давала право получить, например, звание потомственного почетного гражданина, освобождала от телесных наказаний, предоставляла некоторые возможности в образовании детей, обеспечивала участие в городском и сословном (купеческие общества, съезды, собрания и т. д.) самоуправлении.

К мещанскому сословию, тоже податному, относились городские жители из мелких торговцев, ремесленников, домовладельцев, низших служащих. Принадлежность к мещанству привилегий не давала, от телесных наказаний не освобождала. Уделом крестьянина были тяжкий труд хлебопашца на помещичьей земле, уплата всевозможных податей и полное бесправие.

Такое сословное деление существовало в России до Февральской буржуазной революции 1917 г.

Буржуазия отрицает сословия, но отдельные проявления сословного неравенства при капитализме продолжают существовать.

В феодальных обществах, которые существовали в Европе с TV по XIV в., люди разделялись на сословия – форму стратификации, предшествующую классам.

Сословие – это социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). Ранее, в X–XIII вв., главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. Такая трехчастная схема символизировала триединство божественной сущности и основанную на ней социальную гармонию.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство). Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус (рис. 4.5).

Характерная черта сословий – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков,

Рис. 4.5.

хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию – дворянству. Титулованное дворянство включало дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжеские и иные родовые титулы. В России до XVIII в. существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения (государственного управления) на определенной территории. При Петре I были введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII в. графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.

Титулованная аристократия сохранилась в современной Англии. Ее общая численность – около 800 семей, главы которых являются членами Палаты лордов. В 1950 г. это были 26 герцогов, 38 маркизов, 138 графов, 99 виконтов, 453 барона. Титулы наследуемы, но ими владеют только главы семейств. Тем не менее британская аристократия считается относительно молодой: только 2% аристократов восходят своими корнями к 1485, 6% – к 1689, более половины – к 1906 г.

Сословия могут быть открыты для кандидатов из низших страт, а могут практиковать эндогамию и исключительность, принимая определенные черты кастовой системы.

Для тех одиночек, кто смог пробраться из низов общества до его вершин, обязательным вступительным взносом служит принятие на себя сословного стиля жизни – "дворянского" во Франции и "джентльменского" в Англии. Должно пройти немало времени, в течение которого индивид обязан соблюдать все правила этикета и быть принятым в число "своих", прежде чем ему позволят некоторые вольности в поведении.

В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление па дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности. Сословное положение каждого российского подданного определялось его происхождением (по рождению), а также его служебным положением, образованием и родом занятий (имущественным положением). Иными словами, оно могло изменяться в зависимости от продвижения на государственной (военной или гражданской) службе, получения ордена за служебные и внеслужебные заслуги, окончания высшего учебного заведения, диплом которого давал права на переход в высшее сословие, и успешной торгово-промышленной деятельности. Для женщин повышение сословного статуса было возможно также путем брака с представителем более высокого сословия.

Первым привилегированным сословием в России считалось дворянство, вторым – духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными. Дворянство делилось на две группы: потомственное и личное. Внутри каждого сословия были более мелкие сословия и слои. Чиновники, государственный аппарат, основу которого составляло служилое дворянство, регулировали отношения между сословиями. Как социально-правовые группы сословия различались объемом прав и обязанностей по отношению к государству. Права гарантировались сословиям лишь постольку, поскольку они выполняли определенные повинности в пользу государства (выращивали хлеб, занимались промыслами, служили, платили налоги).

Богатого дворянства в России было немного, основная его масса принадлежала скорее к среднему классу. Значительная часть дворян не владела ни землей, ни крепостными. Потомки феодальной землевладельческой знати (Голицыны, Барятинские, Долгоруковы, Гагарины), царские приближенные и известные государственные деятели (Меншиковы, Орловы, Воронцовы, Адлерберги и др.) составляли аристократию и принадлежали к верхнему слою высшего класса.

В сословной иерархии России очень сложно переплетались достигнутый и предписанный (прирожденный) статусы. Наличие родословной указывало на предписанный, а ее отсутствие – на достигнутый статус. Во втором поколении достигнутый (пожалованный) статус превращался в предписанный (наследованный).

Сословная система просуществовала более 5 тыс. лет. Специалисты перечисляют огромное количество ее модификаций. Она была в каждой стране, достигшей высокого уровня цивилизации. Вплоть до XVIII в. не было другой системы, способной бросить ей вызов. По мере того как новая, капиталистическая система набирала силу, старая, сословная система быстро сходила на нет. За короткий срок – всего за 150 лет – она исчезла почти везде.

Сосло́вие - социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия , выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации является феодальная Франция, где с 14-15 веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со второй половины 18 века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

Формирование сословий

Формирование сословий представляло собой длительный процесс, связанный с закреплением и оформлением в праве имущественного неравенства и определенных социальных функций (военных, религиозных, профессиональных). По сравнению с кастами, которые можно рассматривать как сословную организацию, и где принцип наследования абсолютен, в сословиях наследственный принцип соблюдается не столь жестко. Членство в сословии может быть куплено за деньги, даровано верховной властью. Вместе с тем, сословия отличаются от таких корпораций, принадлежность к которым является результатом личных достижений в образовании, науке, на государственной или военной службе, например, шэньши в Китае. Особую роль, подрывавшую принцип сословной организации, в Европе играло духовенство, поскольку членство в этом сословии не было наследуемым. Признаком сословия является также наличие у его членов внешних символов сословной принадлежности - украшений, знаков различия, предметов одежды, причесок. Также складывается специфическая сословная мораль.
Классическим образцом сословной организации общества считается феодальная Франция . Формирование наследственных сословий здесь завершилось к 14-15 векам. К этому времени французское общество делилось на сословие духовенства, сословие дворянства и третье сословие, посылавшие своих представителей в органы сословного представительства - Генеральные штаты. Каждое из сословий имело свои права и привилегии. Сословия духовенства и дворянства были освобождены от налогов, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям, культивировали особый, отличавший их от третьего сословия, стиль жизни. Сословный строй во Франции был разрушен Великой французской революцией.

Сословия в России

Оформление сословий в России началось с середины 16 века одновременно с созданием едино Русского централизованного государства, ослаблением удельной аристократии, ростом влияния дворянства и верхов городского посада. В это время начинают созываться земские соборы, в которых наряду с боярами, дворянами, духовенством участвовали представители посадского населения, а на соборе 1613 года - несколько представителей черносошного крестьянства. Сословное деление в этот период отличалось пестротой и дробностью. Разрядные списки 17 века и Бархатная книга (1687) послужили основой для постепенного превращения дворянства из служилой корпорации в наследственное сословие. Ослабление наследственною принципа сословной организации произошло при Петре I Великом, когда введение Табели о рангах (1722) способствовало смягчению сословных границ и пополнению привилегированных сословий за счет продвижения по службе и царских пожалований сословного статуса. В дальнейшем происходило укрепление сословных прав дворянства, сопровождавшееся увеличением правовой неполноценности остальных сословий. Со времени Манифеста о вольности дворянства (1762) и Жалованной грамоты дворянству (1785) в России утвердилось сословное деление на дворян, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство, казачество, просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 года. Российские сословия делились на неподатные (дворянство, духовенство) и податные (крестьяне, мещане). В Азии существовали различные формы социального устройства - от строгой системы каст в Индии до почти полного отсутствия наследственной аристократии и прочных сословных границ, например в Бирме. Разрушение сословий связано со становлением и утверждением капиталистических отношений, при которых на смену иерархии наследственных статусов выдвигается иерархия богатства, провозглашается равенством всех перед законом.

Похожие публикации