Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Святой благоверный князь феодор, смоленский и ярославский. Святой благоверный князь феодор, смоленский и ярославский и чада его давид и константин

18 июня по новому стилю Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского .

Жизнеописание благоверного княза Феодора Новгородского
Святой благоверный князь Феодор Новгородский был старшим братом святого Александра Невского, сыном князя Ярослава Всеволодовича. Родился святой Феодор в 1218 году, а стал служить своей Родине в качестве князя - с 1228 года. В совсем юном возрасте отроку пришлось исполнить долг послушания отцу: вместе с младшим братом они были представителями князя Ярослава в Новгороде. Жители города выразили недовольство сложившейся ситуацией и собрали вече, на котором приняли решение призвать другого князя к власти. Однако, в 1230 году власть в Новгороде вновь стала принадлежать князю Феодору Ярославичу, где он производил управление от имени своего родителя, усердно молясь Богу о спасении душ вверенных его попечению жителей.
В четырнадцатилетнем возрасте князь Феодор показал свою воинскую доблесть и решимость в борьбе с противниками веры православной, принимая участие в сражении русских князей с мордовскими языческими войсками. А в пятнадцать лет князь Феодор, исполняя волю своего отца, готовился к вступлению в брак с дочерью святого Михаила Черниговского, но в назначенный день торжества 18 июня (по новому стилю) 1233 года жених внезапно умер. В этот день Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Феодора Ярославича Новгородского.
Интересна судьба невесты князя Феодора, которую в миру звали Феодулия. Увидев в смерти жениха промысел Божий, девушка пожелала удалиться из мира и приняла монашеский постриг, после чего вела подвижническую жизнь, наполненную любовью к Богу и ближним. Сейчас мы знаем ее как святую Евфросинию Суздальскую, память которой празднуется 25 сентября по старому стилю. Свой жизненный путь подвижница окончила в 1250 году.
По учению Церкви смерть является временным разлучением души человека с его телом. Душа святого угодника Божия отошла ко Господу, Которого он любил всем сердцем и служил, исполняя волю родителя как волю Божию. Житие святого князя Феодора, несмотря на свою небольшую продолжительность, является примером для подражания многим представителям юного поколения, так как в наше время особенно явственным образом нарушается заповедь Божия о почитании родителей. Народная мудрость и опыт поколений гласит: «Кто родителей не слушает, тот Бога не боится», и, наоборот, c почтением относящиеся к своим родителям удостаиваются многих благословений от Господа: Бог дарует им многие годы земной жизни и райское блаженство. Однако, воспитать детей в благочестии возможно только путем предоставления им примера собственной жизни в Боге, исполнением Божиих заповедей, усердно молясь об их спасении ко Господу и изо всех сил ограждая от тлетворного влияния многих современных средств массовой информации, предоставляя разумную альтернативу, наполненную православным содержанием.
Святой благоверный князь Феодор Ярославич был торжественно погребен в новгородском Юрьевом монастыре, но со святыми мощами в 1613 году во время нападения на город шведских войск произошло надругание: вероломные шведы поставили нетленное тело святого угодника возле церковной стены. Затем святые мощи, от которых происходили чудеса и исцеления, были перенесены в Софийский собор в Нижнем Новгороде.
К святому благоверному князю Феодору можно обращаться с молитвой о вразумлении непокорных чад, о защите Отечества, об умножении веры и любви в людских сердцах. Как и всякий угодник Божий, святой князь является ходатаем перед Богом о спасении душ людей, поэтому, обращаясь к нему с молитвенной просьбой, прежде всего следует помнить о главной цели жизни христианина, которая заключается в достижении райского блаженства, приоритете духовных благ над земными.

Тропарь, глас 8:
От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси/ и, скончався в юности, лета долга твоими добродетельми исполнил еси,/ благоверный княже Феодоре,/ сего ради Владеющему временами молимся,/ да молитвами твоими подаст нам долготу лет// и низпошлет стране нашей велию и богатую милость.

Кондак, глас 4:
В благочестии рожденна,/ в страсе Божии воспитана,/ в житии целомудрие стяжавшаго,/ по успении же нетлением телесе просиявшаго,/ благовернаго князя Феодора во святых почитая,/ смиренно молимся Тебе, Всесильный Владыко,/ да и во веки прославляеши святыми Твоими// страны наша российския.

Величание:
Величаем тя,/ благоверный княже Феодоре,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа, Бога нашего.

Молитва:
Святый благоверный великий княже Феодоре! Ты от княжеския крове происшед в мир сей, княжескую славу навсегда имел еси наследовати, и вся красная мира сего бьппа в руку твоею, егда на земли сей обитал еси. Но ты, аще и в младых летех скончался еси, но исполнил еси лета долга и душевнаго сопостата, еще млад сый, победити в силах был еси. И чистоту в житии твоем соблюл еси, чесо ради Крепкий во бранех Господь и причте тя, яко добраго воина, к Безплотному Своему воинству в Небесных обителех, Россию же защити рукою брата твоего, святаго благовернаго великаго князя Александра Невскаго. Сего ради молим тя, Небесный воине Христов: даждь и нам познати, сколь ничтожно и преходяще все житейское и сколь близок всегда должен быти сердцу нашему Бог наш, да выну помышляем о Горнем, не о земном, да неусыпно ищем вечнаго Небеснаго отечества, да прославляем Бога жизнию и делами нашими и с мужеством отражаем стрелы похоти, греха и соблазнов. Ты из среды волнующагося душевных страстей моря к тихому пристанищу в краткое время безбедно достигл еси, и, аще устремляхуся мира сего волны, еже потопити невинную юность твою, но ничтоже успеша, ковчег бо тебе бысть чистота, кормило - Православная вера, котва - твердая на Бога надежда, ветрило - любовь к Богу и ближнему. Молим тя, угодниче Божий, усвой и нам эти свойства своя и добродетели, охлаждай похоти сердца нашего, помогай нам в борьбе со страстьми нашими, исходатайствуй нам у Господа решительное отвращение от пороков, постоянство в добродетели, терпение в бедствиих, великодушие в горестех, твердую на Бога надежду во всех обстоятельствех настоящая жизни, любовь к врагом, желание добра всем, любящим и ненавидящим нас. Ты, уверен быв, яко златотканныя ризы общему подлежат тлению, потщался еси в животе твоем из добродетелей исткати себе ризу нетления, в нейже ныне красуешися, внуши и нам, да отвращаемся от всех мирских удовольствий, от всякия плотския похоти, от всея земныя славы и от всякаго тленнаго сокровища, да презираем обольщение роскоши, и гнушаемся обаяния лести и порока, и да радуемся, егда терпим за Христа лишения, уничижения, гонения, презрения, клевету и озлобление. Горяху к тебе, святьш княже, любовию российския сынове, видяще тя, от благочестиваго корене отрасль благочестивую, и великолепный брак тебе на земли готовляху сродницы и друзи твои, не ведуще Божия Промысла, яко Бог благоволил избрати, во еже тебе безбрачну служити на браце Сына Его Единороднаго, и ты, святый благоверный княже, предварив нас в Царстве благодати, привлецы и нас своею любовию в Царство Небесное, буди для нас орудием человеколюбия и благости Божией, отклоняй от нас истинная бедствия, утешай нас в горестех и печалех, укрепляй своим предстательством у Господа силы верныя на доброделание во славу Имене Божия и в преспеяние Царства Христова, да процветают здравием к благоденствию и возрастают от силы в силу и от славы в славу вси народи земли Российския, да будут всегда одушевлени благочестием, правдою, мужеством, преданностию отечеству и всеми добродетельми, да и мы вместе с тобою удостоимся превозносити благость, любовь и милосердие Единаго, в Троице Святей славимаго Бога, Отца и Сына и Духа Святаго, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Святой благоверный князь Феодор, по прозванию Черный, был сыном смоленского князя Ростислава Мстиславовича и происходил от святого равноапостольного князя Владимира. Год рождения святого князя Феодора точно определить нельзя, но, несомненно, это было между 1240 и 1245 годами. По свидетельству его жизнеописателя (Иеромонаха Антония, 2-й половины XV века), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, которыми с любовью наполнялось его сердце. Отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную.

Феодор имел двух братьев, Глеба и Михаила, которые, по смерти отца, обидели его, дав ему в удел один только город Можайск. Он не гневался на братьев и терпеливо владел этим уделом. Можайск был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшой округой и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа.

Около 1267 года святой князь Феодор женился на ростовской княжне Марии Васильевне, после чего получил во владение город Ярославль. По смерти же брата своего Михаила наследовал он и Смоленское княжение . Благочестиво и богоугодно жил князь Феодор в Ярославле. Особенно почитал он священников и иноков и благотворил нищим. Как доблестный воин Христов, он во всем угождал своему Владыке и удалялся от всякой неправды.

В те времена, когда над русской землей тяготело татарское иго, был обычай, чтобы русские князья ездили в Орду к хану, для утверждения в княжеском достоинстве. Среди прочих князей отправился туда и ярославский князь Феодор со многими дарами для хана и для его супруги . В Орде он был принят весьма благосклонно и служил при дворе хана в качестве любимца, весьма уважаемого. Мужественная красота и ум его так пленили жену хана, что она пожелала выдать за него свою дочь. Но он сказал ей, что у него есть жена в Ярославле, и не склонился на ее увещания.

Испросив себе от хана утверждение на княжение в Ярославле и получив такое, благоверный князь Феодор уехал из Орды домой. Когда прибыл он к Ярославлю, то узнал, что супруга его скончалась. Он хотел войти в город, где в то время жили сын его Михаил и теща. Однако бояре и теща не пустили его, сказав: "у нас не в обычае, - говорили они, - принимать к себе в князья приходящего из чужой земли; довольно для нас иметь своим князем наследника Феодора, Михаила". Святой Феодор снова отправился в Орду и просил хана, чтобы он дал ему опять Ярославское княжество. Хан послал ярославцам строгое повеление принять своего князя, но те не повиновались такому повелению и упорно отказывались принять к себе Феодора. В то время, как святой князь пребывал в Орде, в гостях у хана, жена хана опять начала предлагать своему мужу выдать их дочь за Феодора.

Хан долго не соглашался, говоря, что не подобает давать дочь ханскую в супружество даннику, притом еще иноверному. Но через некоторое время хан дал согласие на крещение дочери и ее брак с Феодором. Во святом крещении ханскую дочь назвали Анной. После этого брака хан еще более полюбил святого Феодора. Часто сажал он его с собой за стол свой, возлагал ежедневно ханский венец на его голову, одевал его в свою порфиру, устроил ему прекрасный дворец и окружил его славой и богатством . Но среди всего этого великолепия сердце блаженного князя не возгордилось, и слава мира этого не отвлекла его от любви Христовой, и он все более и более преуспевал в исполнении заповедей Господних. Пока он еще жил в Орде, у него родился сын, который назван был во святом крещении Давидом. Затем родился у него второй сын, нареченный в святом крещении Константином.

Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его на русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великой честью, возложив на него венец и почтив его великим княжением Ярославским. Святой князь прибыл в Ярославль с большим почетом. С ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, которых он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду.

Святой князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости . Заболев и чувствуя, что эта болезнь - предсмертная, он позвал к себе княгиню-супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его этого дара, которого давно желала душа его . Перед самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощение, он осенил себя крестным знамением и передал душу свою в руки Божии. Это было 19 сентября 1299 года. Его благолепно погребли в храме Преображения Господня.

Сын и преемник св. князя Феодора князь Давид умер в 1321 году, а год кончины князя Константина в летописях не означен. Тела сыновей, согласно выраженному ими при жизни желанию, были положены возле тела их отца, в склепе под сводами храма, не в земле, а поверх ее в гробницах.

Имена большинства князей русских затерялись на страницах истории. Но некоторые известны любому. К примеру, Владимир Мономах – ну, кто о нем не слышал? А вот внук его, князь не так знаменит. Между тем, этот человек причислен был в свое время к лику святых. Его участь повторили сыновья венценосной особы. День памяти Церковь для данных слуг Господних учредила общий – 2 октября.


Святой Феодор Смоленский

Князь Феодор родился приблизительно в 1237-1239 гг., точную дату историки, к сожалению, не называют. Отцом его являлся Ростислав Мстиславович, Смоленский князь. Во времена правления своего Феодор носил прозвище Черный, с ним и вошел в историю Отечества нашего.

Феодора отец воспитывал в строгости. Будущий правитель Руси отличался с ранних лет смирением и кротостью, рос благочестивым и высоконравственным. Став взрослым человеком, князь не утратил этих личностных качеств, а, напротив, приумножил. Когда случился раздел имущества Ростислава Мстиславовича, Феодор на правах одного из чад князя Смоленского получил в удел лишь небольшой городок под названием Можайск. Обиду, незаслуженно ему нанесенную, он стерпел беззлобно, как и подобает православному христианину. Князь превосходно правил своим владением, быстро превратив последнее в многолюдный, богатый город. Он отличался добрым нравом и относился к своим подданным справедливо, из-за чего пользовался неизменным уважением и безграничной любовью народа.


В 1260 году князь Феодор женился. Супругой его стала княжна Мария Васильевна из Ярославля. Таким образом, заключив брак, Феодор получил титул Ярославского князя. Вскоре у княжеской четы родился сын, которого назвали Михаилом.

Крутой поворот судьбы

Жили супруги ладно и мирно вплоть до 1277 года. В указанное время князь Феодор принял участие в осетинском походе. Совершенные им ратные подвиги послужили причиной того, что на него обратил свое пристальной внимание хан Менгу-Тимур. Правитель Орды выказал Феодору особое расположение, результатом стало трехлетнее пребывание князя русского в татарском царстве. После он вернулся домой, но там соправителя Руси ждали недобрые вести. По приезде обнаружилось, что супруга Мария Васильевна, скончалась. Мать княжны, княгиня Ксения, прогнала князя, не дав ему ступить на ярославскую землю. Феодор был вынужден вернуться на прежнее место своего пребывания – в Орду.


Но недолго ходил князь вдовцом. Спустя короткое время он женился на ханской дочери. За этот брак выступала супруга Менгу-Тимура: ей нравился умный, обходительный русский князь, и она не представляла лучшей пары для своего ребенка. А вот хан не разделял мнения жены и долго сопротивлялся, не давал согласие на супружеский союз дочери с «улусником». Слово это применялось татарами ко всем русским князьям и означало «подданный», «вассал». Сомнения ордынского хана объяснялись просто: дай он добро на сей брак, автоматически пришлось бы признать, что князь Феодор равен по достоинству правителю татарского царства. Однако победил здравый смысл и размышления о выгоде, поскольку в интересах хана был крепкий тандем с русской стороной. При вступлении в брак с Феодором царевна татарская приняла христианство, получив в результате обряда Крещения новое, русское имя Анна. Она родила мужу двух сыновей, которых нарекли Давидом и Константином.

Заключение брака с дочерью правителя Орды сделало князя Феодора очень влиятельным в татарской обители человеком. Это имело впоследствии судьбоносное значение для земли русской, поскольку князь не отказался от своей Родины из-за инцидента с тещей и приложил все усилия для того, чтобы использовать свое новое положение на пользу Отечества и Церкви. Он в буквальном смысле начал распространять в Орде православие, в частности, возвел несколько христианских церквей, распространял среди ордынцев обычаи своей религии и т.п. И, надо сказать, жители татарского царства хорошо усваивали и благодушно воспринимали предлагаемые им порядки.

И снова Русь

В 1290-м году после кончины старшего сына князя Михаила от первого брака состоялось возвращение Феодора на Родину. Хан снабдил зятя крепким, большим войском, а также отпустил богатые дары. Феодор поселился в Ярославле с женой и детьми и тут же принялся за дела: хлопотал о благоустройстве города, организовывал строительство православных храмов, заботился о народе, удовлетворяя нужды своих подданных. Он прославился деятельностью своей на всю Русь. Другие князья стремились завязать с Феодором дружбу, и многим это удалось. Самым же любимым и верным товарищем князя Ярославского стал Андрей, сын святого Александра Невского . Феодор во всем оказывал своему другу поддержку и помощь, вместе они ходили в военные походы, делили беду и радость.

Успешно управляя Ярославлем, благоверный князь и о Смоленском княжестве, являвшемся его отчизной, не забывал. Справедливости ради стоит отметить, что в отношении указанного удела Феодор столкнулся с большими трудностями. В 1297 году ему пришлось организовать в Смоленск поход, дабы вернуть утраченные когда-то права на княжение в озвученном городе, коим правил в тот момент племянник князя. Увы, ничего из этого не вышло.

Кончина и прославление



Прошло немного времени после совершения упомянутого выше похода, и святой тяжко заболел. Как только это случилось, князь выказал желание принять монашеский постриг в любимом им Спасо-Преображенском монастыре. Желание благоверного князя было выполнено 18 сентября 1299 года. Обряд уже был в самом разгаре, когда князь велел вынести его, умирающего, из храма во двор обители. Там собралось много народа. И князь исповедовал грехи свои перед подданными. После Феодора внесли обратно в монастырский храм и завершили обряд монашеского посвящения.

Наступила ночь. Князь не спал, над ним читали молитвы монахи во главе с настоятелем. В два часа ночи послышался колокольный звон – то звонили к утрене. Князь никак не отреагировал, продолжая хранить молчание. На третьей «Славе» Псалтири душа Феодора отошла в мир иной. Перед тем, как испустить дух, князь успел осенить себя крестным знамением.


Лежащий в гробу, святой удивил всех смотревших на него необычайным обликом своим. Лицо Феодора светилось, будто лучи солнца исходили от чела князя. То было указание на кроткий нрав, душевную чистоту и доброе сердце угодника Божия. Князь не выглядел умершим - казалось, будто он спит.

Место Феодора на ярославском престоле после кончины угодника Божия занял Давид. Последний умер в 1321 году. Брат его покинул бренный мир еще раньше. После смерти младшего из братьев началось почитание князя Феодора в качестве святого в Ярославле и прилегающих землях. Обретение мощей всех трех венценосных особ состоялось 5 марта 1463 года в озвученном городе. Вскоре после этого события свет увидело житие святого, автором которого выступил Антоний, иеромонах Ярославского Спасского монастыря. Позже появились другие редакции жизнеописания благоверного святого князя, созданные разными людьми.

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский с сыновьями

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237-1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору.

В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1167; память 14 марта).

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова».

Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью.

Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличавшийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.

В летописи сказано: «А князя Теодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: «Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михайло»».

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение.

Хан пошёл на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья – святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России.

Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток , просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.

Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой († 1318; память 22 ноября) и святой († 1303; память 4 марта).

Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение. Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев.

«И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми». Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».

После него в Ярославле правил его сын – святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие.

Епископ Прохор был прежде игуменом Спасоженского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина

Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре.

Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие».

В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов. Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Мощи блгв. князей Феодора, Давида и Константина обретены в 1463 г. и тогда же прославились многими чудотворениями. Ныне они почивают в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля. День памяти святых празднуется и 19 сентября / 2 октября - в день блаженной кончины князя Феодора.

ФЕОДОРУ СМОЛЕНСКОМУ
Тропарь на преставление, глас 4

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, / усердно закон и оправдания Того сохранисте, / отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, / исцеления источаете, / Феодоре, Давиде и Константине, / о верою вас почитающих, молите Христа Бога, / спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4

Я ко целитель преизряден и казатель благоприятен, / мирский мятеж оставил еси, / и, крест свой на рамо взем, / божественным житием пожил еси, и воздержанием плоти украсился еси, / к тебе притекающим сосуд избранный показався, всеблаженне Феодоре, / воспевающим твою память в псалмех и песнех, преподобне, / молися о душах наших.

Кондак на преставление, глас 4

Явися велие солнце Христове Церкви, / просвещая учений светлостьми, всечестне, / яко черпалом златым, от Кладязя неископаннаго чудес почерпл еси, / от Источника неистощимаго, всеблаженне Феодоре, / и ныне о всех молиши, да улучим грехов прощение.

Тропарь, глас 4

Яко апостолом спричастницы и врачеве предобрии, / служителие богоприятнии / памяти вашей божественней притекающим, / святии богомудрии, достоблаженнии, благочестивии князие, / новоявленнии чудотворцы Феодоре и Давиде и Константине, / сошедшеся любовию в память вашу, светло празднуем, / в песнех и пениих, радующеся, Христа славяще, / таковую благодать даровавшего вам исцелений, / граду вашему Ярославлю великое утверждение.

Иной кондак, глас 1

Многомудренне преселився, преподобне княже Феодоре, в град присноцветущ, / явился еси яко многосветлая звезда, в мире сияя, / в пощении исправив жизнь свою, / ныне получил еси живот вечный не Небесех.

Кондак на перенесение мощей, глас 8

Явистеся светильницы всесветлии во плоти, яко Ангели, / и, яко жизни древеса райская, / пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте / молитвами вашими, / Небесныя благодати приемше, / врачеве крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, / с верою прибегающих к раце мощей ваших, / чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине, / молите Христа Бога грехов оставление даровати / верою и любовию чтущим память вашу.

Молитва

О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237-1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского (+ 1168; память 14 марта).

Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему - отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (+ 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии "славного града их Тетякова". Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Невского (+ 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью. Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275-1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: "А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его". Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, "царь отпустил его с великой честью", и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: "не прияша его во град, но рекоша ему: "Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле"".

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, "его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими "улусниками" (т. е. вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: "и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить". Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. "Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение".

Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья - святой благоверный князь Давид (+ 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда "пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился". Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза. Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений. В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой - святой Михаил Тверской (+ 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский (+ 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.

Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной - Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.

Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. "И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него - всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми". Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью "Славу" Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: "Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце".

После него в Ярославле правил его сын - святой Давид (+ 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния. Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: "Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе". Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в "Книгу степенную царского родословия", составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали "калики перехожие". В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. - "Богословские труды", сб. XI, М., 1973„ с. 55 - 77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов - не личных, но врагов России и Церкви, - только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.

Похожие публикации