Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Темы и образы лирики маяковского. Ранняя лирика Маяковского: особенности, своеобразие

Лирика Маяковского

Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни.

В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества.

Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над - капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д. Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу.

Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать «естество и плоть» коммунизма, каждого зажечь желанием «думать, дерзать, хотеть, сметь».

Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед. Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:...через четыре года здесь будет город-сад!.

Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку «1926г» и «Стихи о советском паспорте». Маяковский горд за свою могучую Родину: «Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!». Много стихов посвятил Маяковский и поэзии «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Во весь голос» и др. Он пишет «о месте поэта в рабочем строю», о значении поэзии для народа, для его борьбы за коммунизм. Поэт подчеркивает ответственность поэта перед советским обществом, поэтому его лирика отличается высокой идейностью и народностью.

Образ толпы в лирики Маяковского

В лирике Маяковского дисгармония отражается в отношениях двух основных действующих лиц-толпы и лирического героя,но мы остановимся только на художе-ственном анализе образа толпы.Образ толпы воплощает безличность, бездуховность современного города, бездушную материальность буржуазной технической цивилизации. С толпой у Маяковского постоянно связана тема скуки, серости, плесени, застоя.

Мокрая, будто ее облизали,

Прокисший воздух плесенью веет,

нельзя ли

чего поновее?

Блажен, кто хоть раз смог,

Хотя бы закрыв глаза.

забыть вас,

ненужных, как насморк,

и трезвых,

как нарзан.

Вы все такие скучные, точно

во всей вселенной нету Капри.

Примитивность толпы обусловлена ее чуждостью духовным интересам. Поэт презирает толпу, которая ничего не понимает в поэзии и глуха к искусству. Она не хочет признавать свободы и суверенность творчества, готовая на бабочку поэтичного сердца взгромоздиться в калошах и без калош. Ее потребности не выходят за рамки желания сытости и обеспеченного существования. Толпа на страницах произведений Маяковского обычно пьет, жует либо одевается, она предстает на фоне ванной, ресторана, теплого клозета, спальни. Она старательно работает над телячьей ножкой, выглядывает устрицей из раковин вещей, измазанной в котлете губой похотливо напевает Северянина. Все ее думы-лишь о том, нажраться лучше как, умственный горизонт предельно узок-это любящие баб да блюда. Толпа потребляет блага цивилизации, а не создает их, притом потребляет только предметно-вещественные, материальные блага. Пластическая конкретизация отдельных представителей толпы у Маяковского всегда строится на обыгрывании деталей, относящихся к миру потребления, и на постоянной акцентировке в их облике плотского начала.

Только колышутся спадающие на плечи

мягкие складки лоснящихся щек.

Слава вам, идущие обедать миллионы!

И уже успевшие наесться тысячи!

Выдумавшие каши, бифштексы, бульоны

блюдищ всяческой пищи

Образ толпы постоянно ассоциируется с образами мяса, туши, сала.

Эта мясомясая

быкомордая орава?

Материальное, плотское, биологическое вытеснило в образе толпы всякий элемент духовного, общественного. В буржуазной России растет человек глуп и покорен, миллионы обывателей спят, не тревожась картиной крови и тем, что пожаром мир опоясан, молоком богаты силы коровьи, и безмерно богатство бычьего мяса. Потребление умертвило в толпе способность к творчеству, обрекло на гибель мысль (Дальше больше оскудеет ум ее,-), фантазию, тягу к прекрасному.

Ты, верный раб твоего обычая,

из звезд сфабрикуешь консервы

Зависимая от вещей и ими управляемая, толпа у Маяковского безындивидуальна, безынициативна, это всегда-масса, множество, орава, табун, стадо. Это сплошная однородная масса-бездарные, многие.В толпе отсутствует личность.

Осторожно поднимаю глаза,

роюсь в пиджачной куче.

Два аршина безлицого розоватого теста:

хоть бы метка была в уголочке вышита.

Испытывающая интерес к полезному, а не прекрасному, удобному, а не важному, толпа, как и ее отдельные представители, в изображении поэта уродлива эстетически и нравственно.

Влево смотрю.

Рот разинул.

Обернулся к первому, и стало иначе:

для увидевшего вторую образину

воскресший Леонардо да-Винчи.

Когда все расселятся в раю и аду,

земля итогами подведена будет

в 1916 году

из Петербурга исчезли красивые люди.

толпа лирика маяковский

Образ толпы разрабатывается Маяковским в горьковских традициях разоблачения мещанства как силы реакции, как тормоза на пути исторического движения. Мещане у Горького не только отравляют жизнь, но и уничтожают ее («Скуки ради», «На Руси»). Они опора мира собственности («Мещане», «Жизнь Матвея Кожемякина»), в мещанство уходит своими социальными корнями политическая реакция, ренегатство («Городок Окуров», «Жизнь Клима Самгина»). И у Маяковского мещане не только отвратительны и жалки, они опасны, так как агрессивны по отношению ко всему, что неукладывается в их жизненные стандарты, то есть духовному, творческому, личностному. В нерастраченной, невоспитанной энергии толпы Маяковский, как Горький, угадывает большой потенциал насилия, разрушения (Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен...). Такой толпа предстает перед читателем в стихотворениях «Нате!», «Никчемное самоутешение» и др.

Мало извозчиков?

Тешьтесь ложью.

Видана ль штука площе чья!

Улицу врасплох огляните

Из рож ее

чья не извозчичья?

Все равно мне,

что они коней не поят,

что утром не начищают дуг они

с бесконечных козел

открытое лишь мордобою и ругани.

Образ толпы в дооктябрьском творчестве Маяковского, по мере роста гражданской зрелости поэта, получает социальную конкретизацию и претерпевает известнуют эволюцию. В ранних стихотворениях поэта социальный статус толпы не обозначен. В стихотворении 1914 г. «А все-таки» в толпе уже выделяются отверженные городом -«все эти провалившиеся носами», которыми поэт мечтает быть понят. В стихотворении 1915 г. «Вам» социальные низы города представлены поручиком Петровым, то есть солдатами, бедными, и они выведены за рамки образа толпы, более того - ей противопоставлены.

Знаете ли вы, бездарные, многие,

думающие, нажраться лучше как,

Может быть, сейчас бомбой ноги

выдрало у Петрова поручика?

В последующих стихотворениях образ толпы приобретает все большую социальную определенность. Толпу составляют судьи, мешающие жить «перуанцу», и чиновники, ученые-буквоеды, продажные критики, то есть буржуазная интеллигенция, завсегдатаи ресторанов-одним словом, «сытые морды», хозяева буржуазного мира, ответственные за его политику. В стихотворении «Мое к этому отношение» социальные верхи еще резче противопоставлены по статусу «сытости» городским низам, которые теперь уже прямо названы-нищий и рабочий.

Май ли уже расцвел над городом,

плачем ли, как побитый, хмуренький декабрик,

Весь год эта пухлая морда

маячит в дымах фабрик.

Внизу суетятся рабочие,

нищий у тумбы виден,

а у этого брюхо и все прочее

Лежит себе сыт, как Сытин

В заключении хотелось бы отметить, что Маяковский-первый поэт, в творчестве которого тема толпы приобрела столь остросоциальное звучание. Он оставил яркий след в отечественной поэзии.

Дореволюционное творчество поэта - это лирические и сатирические стихотворения, поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский». Основные темы этого периода - мир большого города («Ночь», «Утро», «Адище города»); война и мир («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон»); поэт и толпа («Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!»); любовь («Лиличка»), Некоторые современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (К). Карабчиевский), другие видят в нём страдающего поэта (А. Михайлов), большинство отмечают тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник»). Лирический герой Маяковского - бунтарь, который постоянно конфликтует с окружающим миром.

В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (<1914>) раскрывается важная для всего творчества Маяковского тема поэта и толпы. В оркестре происходит ссора: «Оркестр чужо смотрел, как / выплакивалась скрипка...» «Чужо смотрел» на скрипку весь оркестр и только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь полез через ноты, / сгибающиеся под ужасом пюпитры, / зачем-то крикнул: / “Боже!”, / Бросился на деревянную шею: / “Знаете что, скрипка? / Мы ужасно похожи: / Я вот тоже / ору -/ а доказать ничего не умею!”» Поэта не задевают насмешки оркестрантов, он находит родную душу и делает скрипке «предложение»: «Знаете что, скрипка? / Давайте - / будем жить вместе! / А?» Это стихотворение - диалог с «толпой», в котором Маяковский всё время говорит о существовании двух разных систем ценностей: материальной и духовной. Приверженцы материальной стороны жизни, «посредственности», вызывают гневные упрёки поэта. Утверждение исключительности своего «я», страдающего в мире пошлости, - это вызов, брошенный миру грубых и недалёких людей.

В ранних стихах Маяковского много декларативного, преувеличенного показа своей значимости. И вместе с тем в его поэзии острое ощущение одиночества, своей ненужности в современном мире:

Пройду,
любовищу мою волоча.
В какой ночй,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат -
такой большой
и такой ненужный?
Себе, любимому, посвящает эти строки автор, <1916>

Лирика Маяковского - это городская лирика XX века. Природа как мир гармонии и красоты, убежище для измученнои души, просто источник эстетического удовольствия, в его стихах практически отсутствует. «Адище города» - единственная среда, в которой его лирический герой может существовать. Он ищет красоту и гармонию, но вокруг себя, в городской суете. Эти поиски перекликаются с темой трагического одиночества поэта в мнре «мещан». Поэт беседует с тем, что его окружает: домами, улицами, трамваями, скрипкой. Все вещи в его поэзии двигаются, говорят, дышат, страдают, сочувствуют: «корчится улица безъязыкая», «смеялся Кузнецкий». Поэт, отринутый миром тех, кто не может увидеть красоту в том, что нельзя «съесть, выпить или продать», находит других собеседников.

Город Маяковского населён не только враждебными людьми, в нём живут несчастные и обездоленные, защитником которых он себя ощущает. Причём Маяковский пишет о социальном «дне» жизни, в его стихотворениях появляются «бульварные проститутки», «сифилитики», «сбитый старикашка». Поэт «кричит» о них, считая свою поэзию их голосом, и высшее своё предназначение видит в служении «униженным и оскорблённым»:

И Бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
А всё-таки, <1914>

Лирический герой поэзии Маяковского - защитник всего мира от «стоглавой вши», и поэтому он поднят до невероятных высот, равен Богу, Луне - «любовнице рыжеволосой». Но это же обрекает его на постоянное, гибельное одиночество. Он испытывает боль и страдание, источником которых является и любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»),

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Послушайте! <1914>

В вопросах - философские размышления о смысле жизни, о любви. Почему они возникли у поэта? Возможно, потому, что для обывателя звёзды всего лишь «плевочки». Но есть люди, для которых они - «жемчужины». Вот для этих немногих и «врывается к Богу» лирический герой. Ведь звёзды нужны для того, чтобы кому-то было «не страшно»: «Значит - это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» Обратите внимание на знаки препинания в конце стихотворения, выражающие риторический вопрос, уверенность поэта в правильной разгадке смысла существования.

Любовная лирика Маяковского приоткрывает нам ранимую, нежную душу поэта. Лиле Брик, своей поэтической музе, он посвятил большую часть стихотворений о любви. Эта любовь трагична. «Лиличка!» (1916): «...любовь моя - / тяжкая гиря ведь - / висит на тебе, / куда ни бежала б». Но «Кроме любви твоей, / мне / нету моря», «Кроме любви твоей, / мне / нету солнца...».

О лирике Маяковского очень чутко отозвался Б. Пастернак: «Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна. Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демоническая и в то же время безмерно обречённая, гибнущая, почти зовущая на помощь».

Ранняя лирика Маяковского (стихи "Порт", "Ночь", "Нате!" и другие) считается крупномасштабным явлением в искусстве XX столетия. Среди его и поэмы, критические статьи, очерки, рисунки, сатирические произведения. Величие Маяковского заключается в его творческой индивидуальности, с помощью которой он постиг тайны поэтического мастерства и законы сцены. Он умело владел пером очеркиста и кистью живописца. Однако в сознание людей Маяковский вошел как самобытный поэт эпохи В своих произведениях он запечатлел ключевые проблемы и события своего времени.

Дух бунтарства в ранней лирике Маяковского

В своих произведениях автор сочетал множество средств. В них мощно звучал голос той эпохи. Это был период подготовки и свершения рабоче-крестьянской революции. В произведениях виден эпический размах сравнений, метафор. Весомость и сила ритма сочетаются с публицистической страстностью. Лирический герой ранней лирики Маяковского обращается к массовой аудитории. Автора часто называют "трибуном". Для такого сравнения в его произведениях есть множество оснований.

Так, в поэме "Во весь голос", считающейся в значительной степени итоговой, он называет себя "горланом-главарем", "агитатором". Несомненно, в этом есть своя истина. Однако сводить стихотворения ранней лирики Маяковского только к агитационно-ораторским обращениям к публике было бы неверно. В произведениях достаточно четко прослеживаются и любовные признания, и добродушная усмешка, и язвительная ирония. Есть в них и грусть, печаль, философские размышления. Ранняя лирика Маяковского, кратко говоря, универсальна. Она многообразна в жанровом плане, многокрасочна по интонационному строю.

Маяковский: художественный мир ранней лирики поэта

Очень точно о свойстве таланта автора высказался в свое время Луначарский. Услышав поэму "Про это", он отметил, что и раньше знал, а после прослушивания окончательно убедился, что Маяковский - тончайший лирик, несмотря на то что сам это понимает не всегда. В авторе это свойство сочеталось с его агитаторскими, ораторскими способностями. Лирика, как правило, рассматривается как художественное выражение внутреннего мира поэта. Она отражает его состояние в тот либо другой момент. Реальная действительность, мир объективных вещей раскрываются в лирических стихотворениях через переживания их автора. События и явления обычно не получают в произведениях непосредственного, прямого изображения. Они запечатлены в той реакции, в том чувстве, которое они вызывают у автора. Именно такой является и ранняя лирика Маяковского.

Стихи могли быть посвящены самым разным явлениям - любви или битвам между классами, спорам о назначении искусства или путешествиям за рубеж. Повествование о событиях неразрывно связано с выражением чувств и мыслей автора, раскрытием его собственного "я". Размышления и переживания не просто придают специфичную эмоциональную окраску творчеству. Художественный мир ранней лирики Маяковского проявляется в изображении им жизненных явлений, политических событий. Эмоциональная составляющая присутствует и в агитационно-производственных шедеврах. Можно без преувеличения отметить, что лиризм выступает как объединяющая и всепроникающая сила в творчестве поэта, он просматривается даже в тех произведениях, которые по структуре не относятся к лирическим.

Противоречивость автора

Несмотря на присутствие лиричности в стихах, Маяковский зачастую в них выступает против него. Это, например, видно в произведении "Юбилейное", где он говорит о восприятии этого направления "в штыки". Полемически-враждебная реакция, между тем, проходит сквозь все творчество автора. В особо язвительной форме он реагирует на любовные темы. В произведениях автора прослеживается неудовлетворенность традиционными возможностями для самораскрытия. Постоянный поиск, стремление расширить границы творчества - ключевые идеи, которые провозглашает ранняя лирика Маяковского. Сочинение любого произведения требовало простора для мысли.

Эмоциональная составляющая

Все, что происходило в жизни, вызывало у автора страстную заинтересованность. У него было особое восприятие событий. Что бы ни происходило в жизни, даже на значительном удалении от него, он воспринимал как собственное, кровное, глубоко личное дело. Исключительная эмоциональная реакция автора на явления не могла уместиться в традиционные лирические формы. Она требовала простора для выражения. Темы ранней лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Все это не выступает в его произведениях в качестве отдаленного фона. Каждое событие в той или другой сфере жизни является ключевым объектом произведения.

Ранняя лирика Маяковского - это совершенно новое направление для ХХ столетия. Она, в отличие от предшествующих ей, широко охватывала социальную и политическую действительность.

Начало работы

Достаточно рано Маяковский увлекся подпольной революционной деятельностью. Как и многие другие подпольщики, он был пойман и заключен на 11 месяцев в в одиночную камеру. Судьбу будущего поэта решил Столыпин. Именно по его распоряжению узник был отпущен. Во время пребывания в заключении Маяковский много читал. После освобождения его охватило страстное желание работать в искусстве. Он хотел создать социалистическое направление. В результате Маяковский поступил в Московское училище зодчества, ваяния и живописи. С того момента он несколько охладел к революционной борьбе. В ходе обучения он познакомился с группой молодых поэтов и художников. Они называли себя творцами искусства будущего - футуристами. Все это особым образом повлияло на раннюю лирику Маяковского.

Специфика произведений

Особенности ранней лирики Маяковского заключаются в массе жанровых образований, напряженном ритме, неожиданности сравнений, зрелищности образов. Окружающая действительность для автора предстает в качестве живого организма, который ненавидит, любит, страдает. Поэт очеловечивает реальный мир:

"Простыни вод под брюхом были.
Их рвал на волны белый зуб.
Был вой трубы - как будто лили
любовь и похоть медью труб".

Произведение поражает сочетанием несоединимых в традиционном плане образных рядов. Это производит сильнейшее впечатление. Ранняя лирика Маяковского может нравиться или не нравиться, но равнодушным она не оставляет.

Зрелищность

В своих произведениях автор создает яркие, запоминающиеся образы. Особенно четко это видно в таких стихах, как "Порт", "Утро", "А вы могли бы?". Автор смело соединяет в одном ряду абсолютно разноплановые понятия. Благодаря удивительно точному воспроизведению, использованию штрихов действительности, увиденных Маяковским в неожиданном ракурсе, строки запоминаются, врезаются в память. Автор показывает "адище города", где нет счастья и радости. Мрачен и тяжел пейзаж: "выжженный квартал", "кривые лошади", "царство базаров". По дорогам идут "усталые трамваи", солнце на закате кажется автору ветер предстает плачевным и хмурым. Город душит и сковывает поэта, вызывая в нем отвращение.

Трагизм

Ранняя лирика Маяковского наполнена печалью, страданием, переживаниями. Это явно видно в произведении "Я". Тема одиночества проявляется с различной силой в разных его стихах: "Надоело", "Послушайте!", "Дешевая распродажа" и др. В произведении "Себе любимому" автор обращается к окружающему, его слова наполнены болью, душевными муками:

"А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?"

Любовь

Даже в ней герой Маяковского не находит спасения. Он стремится к всеобъемлющему, огромному чувству - на меньшее он не согласится. Обретя такую любовь, герой не перестает быть несчастным и одиноким. Его чувства становятся оскверненными и приниженными под влиянием собственнических отношений. Так, в поэме "Облако в штанах" любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Аналогичный мотив просматривается в поэме "Человек". В этом произведении возлюбленная продалась Повелителю Всего, а Поэту ничего не досталось. Автор приходит к выводу, что истинной любви не место в уродливой действительности.

Мотив

Герой лирики Маяковского стремится преодолеть одиночество. Он идет к людям, тянется к ним, надеется найти у них поддержку и сочувствие. За человеческое, ласковое слово он готов отдать все свои душевные богатства. Но его будет ждать глубокое разочарование: он никем не понят, никому не нужен. Его окружает безликая толпа. Лирический герой обладает и грубыми чертами, в некоторых случаях он даже циничен. Так, в произведении "Теплое слово кое-каким порокам" он "прославляет" власть денег, "издевается" над трудовым народом, "приветствует" шулеров и вымогателей. Так выражается его показной цинизм, скрывающий истинную боль, трагическую иронию. Эту маску автор надевает из-за величайшего отчаяния, усталости от неприкаянности, единоборства с обывательщиной, "громадиной" зла.

Предметность

Ранняя лирика Маяковского насыщена социальными проблемами. Его произведения заложили фундамент искусства, рассчитанного на массы. Речь автора "огрубляется", упрощается. В произведения включаются вещные и бытовые образы. Это говорит об отсутствии связи поэта с футуристами. В произведениях молодого автора реализован принцип вещности, предметности. Отвлеченные чувства и понятия превращаются в осязаемое, зримое, реальное. Овеществление имеет в творчестве воинствующий гуманистический характер. В произведениях просматривается то, что отсутствовало у футуристов, - социальное содержание.

Культурная связь

Маяковский страстно проповедовал новое искусство. Он даже предлагал сбросить Пушкина и прочих классиков с "парохода современности". Однако, анализируя суть произведений Маяковского, можно легко проследить связь с русской культурой, а именно с сатирой Некрасова, Салтыкова-Щедрина. Автор следовал классическим литературным традициям. В частности особо ярко прослеживается связь с произведениями Некрасова, в которых ключевое место занимала иллюстрация капиталистического города. Гуманистический пафос творчества Маяковского роднит его с литературой Горького. Так, показательным в этом плане является название поэмы "Человек". Однако главное, что сближает автора с классикой, - поэзии, его живой отклик на современные явления.

Критический пафос

Дореволюционная лирика поэта тесно связана с поэмами и выступает как вступление к ним. В произведениях присутствует мотив протеста. Тема "народ и поэт" занимает центральную позицию в лирике. Первая мировая стала важнейшим испытанием для многих литературных и художественных направлений. Она выявила их истинную сущность, показала подлинное отношение к интересам нации, потребностям народа. Отзываясь своей поэмой "Война и мир" на начало войны, Маяковский политически остро оценивает ее империалистическую сущность. В творчестве автора стал усиливаться критический пафос. Его голос призывал к революции, выступал против империалистической бойни. Это прослеживается в таких произведениях, как "Я и Наполеон", "Вам!" и других.

Трагичность существования человека

Эта тема очень ярко описана в лирике Маяковского. Он говорит о существовании человека в условиях капитализма, выступает ярым его противником. Поэт в своих произведениях обнажает процесс обесчеловечивания чувств и самих людей, выступающий как ключевое свойство буржуазного общества. Автор разоблачает фальшь акмеистов, иллюстрирует показной, декоративный характер их оптимизма. Против буржуазного мира были направлены стихи о "сытых Сытиных", "чирикавших перепелами" поэтах, ученых-прислужниках, о "лепрозории" - капиталистическом городе.

Автор говорит о том, что классовое общество калечит красивого и сильного от природы человека. В своих произведениях он открыто выражает ненависть к эксплуататорам и любовь к народным низам, порабощенным, обездоленным людям, смятым этим строем. Он выступает за подъем самосознания человека. Капиталистическая система обрекает народ на физическое и духовное вымирание. ясно понимает и формирует образ бунтующего героя. Конфликт с окружением, существовавший сначала как разъединенность с толпой, впоследствии начинает приобретать все большую социальную направленность.

По ходу усиления общественно-политических мотивов в своем творчестве автор все дальше отходит от формализма футуристов. В этом плане весьма показательны различия между памфлетом "Вам!" и произведением "Нате!". Первое было написано спустя полтора года после второго. Стихотворение "Нате!" показывает издевательское отношение Маяковского к толпе. Она характеризуется исключительно внешними признаками. Памфлет "Вам!" отличается ярко выраженной политической окраской. Здесь автор обличает не обывателя как такового, а тех, кто стремится нажиться на войне.

1. Образы поэта и толпы в ранних стихотворениях поэта.
2. Стихотворения — «плевок в лицо общественности».
3. «Чтоб обязательно была звезда!..» — романтика в ранней лирике поэта.
4. Маяковский — сатирик и лирик. Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
В. В. Маяковский

С самого истока своего творческого пути В. В. Маяковскому удалось заявить о себе как о ярком и необычном даровании. Ему суждено было стать во главе самого непокорного и бунтарского направления литературы — футуризма. До этого в истории русской литературы не было поэтов, подобных Маяковскому, — агрессивных, резких, но талантливых, использующих стихотворное слово как реальное и действенное оружие с окружающим злом.

Первые стихотворения поэта резкие, но одновременно не лишенные романтического налета. Они представляют собой обращение, лозунг: лирический герой возводится на сцену и ведет речь, обращенную к окружающему миру. Яркий пример — стихотворение «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.

Лирический герой всесилен, он может сокрушить основы Вселенной. Для этого произведения, как и для всего раннего творчества, характерно постоянное сочетание несочетаемого: серой обыденности (жестяные вывески, блюдо студня) и поэтического порыва, полета художественного вдохновения («зовы новых губ»). Это классический, пушкинский конфликт поэта и толпы, в котором поэт, хотя и противопоставляет себя серости толпы, не может бросить ей открытый вызов. Для Пушкина этот конфликт выливается в перепалку с толпой. Лермонтов желает бросить обществу, как перчатку, «язвительное слово», но удерживает его в себе. Для Маяковского конфликт поэта и толпы имеет масштаб громкого и шумного скандала.

Стихотворение «Нате!» содержит больший вызов обществу, чем предыдущие произведения. Это уже не брошенная перчатка, а настоящий плевок в лицо общественности. Лирический герой, являющийся одновременно и самим поэтом, до крайности резок: он именует себя «грубым гунном», давшим доступ к «бабочке поэтиного сердца», толпа у него — «стоглавая вошь». Однако даже это положение может быть разрушено волей художника:

Я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

Однако и толпа настроена решительно: она находит в себе силы противостоять воле поэта, она подсознательно стремится к уничтожению слишком отличного от нее индивидуума. Примером такого поворота авторской мысли служит стихотворение «Вот так я сделался собакой». Лирический герой испытывает сильнейший эмоциональный срыв, у него больше не остается терпения, и единственным способом защиты от агрессивной толпы становится превращение в такую же отрицательную энергию, как и само людское сборище:

...толпа навалилась,
огромная,
злая,
я встал на четвереньки
и залаял:
«Гав!
гав! Гав!

За пеленой агрессии и злобы не видно зачастую самого главного — истинной, чистой и тонкой души поэта. У Маяковского немного стихотворений явно романтического толка, но при этом их влияние на читателя своей необычностью и неподдельностью чувств нельзя недооценивать. На фоне кажущихся настоящими агрессии и злобы лирического героя странно звучит признание, оставленное в одной из поэм: «Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом». Романтическая душа поэта, нежная и ранимая, старательно скрытая за маской бунтаря, в полной мере проявляется в редких, но от этого невероятно ценных трогательных стихотворениях поэта.

Одним из них является произведение «Послушайте!». Даже в названии нет ни намека на агрессию или вызов — это просьба лирического героя обществу.

В основе произведения — «звездная тема», присутствующая в лирике практически любого крупного поэта. Однако у Маяковского эта тема приобретает неожиданный ракурс. Главный герой озабочен проблемой необходимости звезд, ведь если их не будет, человечество обречено на «беззвездную муку». Герой находит в себе силы в лице неведомого нам просителя ворваться к богу и потребовать: «Чтоб обязательно была звезда!» И здесь он не робкий проситель, а настойчивый визитер, требующий принадлежащее ему по праву.. Бог — создатель вселенной, а Поэт — ее певец, и именно через призму его восприятия меняется и мировоззрение читателей: «плевочки» на небе становятся прекрасными жемчужинами...

Трогательное стихотворение оставляет массу вопросов, один из которых — а будет ли услышан герой и будет ли выполнено его требование:

Чтобы каждый вечер
На небе
Загоралась
Хотя бы одна звезда.

Драма одиночества и непонимания поэта, начатая стихотворением «Послушайте!», плавно обретает еще больший размах в произведении «Скрипка и немножко нервно». Скрипка не просто музыкальный инструмент, к которому часто обращались писатели и поэты, это родственная Маяковскому душа. Она трогательно раскрывается перед незнакомой, враждебно настроенной аудиторией. Лирический герой, в стихотворении отождествляемый с автором, такой же: «тоже орет, а доказать ничего не умеет», как и скрипка. Нелепая внешне ситуация имеет глубокий философский смысл.

Даже в раннем творчестве Маяковского переплетаются два начала — сатира и тонкая лирика. Первая проявляется в неприятии старых порядков, вражде с толпой и ненависти к большому, страшному городу. Сатира не может не обрушить свой гнев на тупых обывателей — пленников еды и «раковин вещей». Вторая сторона души поэта — нежная, ранимая, глубоко спрятанная, но прекрасная, видящая звезды и умеющая воспринимать красоту этого мира. Самоироничное стихотворение «Себе, любимому, посвящает эти строки автор» непостижимым образом сочетает в себе оба качества поэта:

Четыре.
Тяжелые, как удар.
«Кесарево кесарю — богу богово».
А такому,
как я,
ткнуться куда?
Где для меня уготовано логово?

Со временем Маяковский найдет свою нишу, встав на трибуну революции. Однако такого надрыва, драматичности, которые сквозят в произведениях раннего этапа, резким и агитирующим лозунгам Маяковского-революционера будет сильно не хватать.

Реферат

на тему: «Лирика Маяковского»


Выполнил: Гордиевский Андрей


Решив написать о Маяковском и его лирике, я расскажу, что такое лирика. Лирика - это содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах, который охватывает множество стихотворных жанров, например.: элегия, романс, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается строй мыслей и чувств нового человека - строителя социалистического общества. Основные темы лирики Маяковского - советский патриотизм, героика социалистического строительства, превосходство социалистического строя над капиталистическим, борьба за мир, укрепление оборонной мощи страны, место поэта и поэзии в рабочем строю, борьба с пережитками прошлого и т.д.

Слитые воедино, они воссоздают величественный облик советского человека, горячо любящего свою родину, преданного идеям революции и народу. Очень дорога открытость, гражданственность поэта, его стремление показать "естество и плоть" коммунизма, каждого зажечь желанием "думать, дерзать, хотеть, сметь". Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

Лирический герой Маяковского - борец за всеобщее счастье. И на какое бы важнейшее событие современности не откликнулся поэт, он всегда оставался глубоко лирическим поэтом и утверждал новое понимание лирики, в котором настроения советского человека сливаются с чувствами всего советского народа. Герои Маяковского - обычные, но в то же время удивительные люди ("Рассказ о Кузнецкстрое"). Во время строительства города мужественные люди живут под открытым небом, мерзнут, голодают, впереди у них большие трудности, но губы упрямо шепчут в лад:

Через четыре года

здесь будет

город-сад!


Лирика Маяковского богата и разнообразна. Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них - "Товарищу Нетте - пароходу и человеку"(1926г.) и "Стихи о советском паспорте". Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.


Это он - я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!


Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - "след героя светел и кровав". Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм. Такие как Нетте не умирают - память о них народ воплощает...в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела. Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского - "Стихи о советском паспорте"(1929 г). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который "не переставая кланяться", "с почтеньем" берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта

Итак, лирика не мыслится Маяковским вне поэзии, вне стиха. Настоящего стиха, настоящей поэзии нет вне лирики. В лирике, в лирическом начале - подлинная суть поэзии. А лирческое начало - это для Маяковского действенное начало, лирическая - наиболее активный по отношению к читателю род художественного творчества. Предельную активность подлинной лирики Маяковского и называет «тенденцией», или «агитацией».

Поэзия, ничего не утверждающая, не возбуждающая, а лишь констатирующая и регистрирующая впечатления и эмоции (вспомним: «Все входящие срифмуют впечатления и печатают в журнале в исходящем»), для Маяковского не поэзия, потому что она не лирика. В этом суть приведенного выше полемического тезиса. Этот тезис отрицание, а, напротив, предельное утверждение лирического начала, как начала, формирующего стих. Требуя от поэзии «тенденции», Маяковский, по существу, требует от нее силы лирического утверждения своего идеала, высокой поэтической действенности, иначе говоря, высокой степени нормативности. Разумеется, нормативность (соотнесения с «нормой», с должным, высоким, прекрасным присуща не только лирике, но вообще искусству. Однако в лирике, в поэзии, в стихе она, как правило, выражена обнаженнее, непосредственнее, чем в эпосе, в повествовании, в прозе. Полушутливой ссылкой на Лермонтова Маяковский подчеркивает, что его стихи отличаются от стихов классиков не тем, что в них есть «тенденция» т.е. активное утверждения «идеала», некоей высокой нормы человеческого мировосприятия и поведения (это есть и у поэтов прошлого), а тем, какова эта «тенденция», тем, что идеал, норма, представление о прекрасном для него неразрывно связаны с идеей коммунизма, воспринимаемой не только в социально- этическом плане, но и в эстетическом:

Я меряю по коммуне стихов сорта,

в коммуну душа потому влюблена,

что коммуна, по-моему, огромная высота.

Что коммуна, по-моему, глубочайшая глубина.


Поэтому «тенденция» в том понимании, которое вкладывает Маяковский в это слово, есть не нечто чужеродное понятию «лирика» и. следовательно, требующее от лирического поэта какого-то насилия над своей « музой», а, напротив, существеннейший эстетический признак лирики.

У Маяковского есть три типа лирики: лирика на тему революция, патриотическая лирика и лирика на тему труда. На пике острейших социально-политических перемен, связанных с революционными событиями, поэт выдвигает тему революции на передний план. Так у Маяковского рождается революционная лирика. Поэт стремится быть нужным своему народу и большевистской партии, которая, в его понимании, воплощает и отстаивает народные интересы.

В.Маяковский в своей безоговорочной вере в революцию был предельно искренен. Им двигали не вероподданические стремления быстрее присягнуть новой власти, а глубокая гражданская убежденность в святости революционных идей. Стихотворение «Революция» написано по горячим следам февральских революционных событий и имеет подзаголовок «Поэтохроника». Как видим, Маяковский стремится быть оригинальным даже в жанровом определении произведения. Бесспорно, имеются многочисленные истирико-документальные хроники, скрупулезно описывающие события 1917 года, повествующие о них существующим языком цифр и дат. Маяковский же ставит иную задачу. Лишь художественная (а в особенномти-поэтическая0 хроника может наполнить повествование жизненной силой. Маяковский показывает, как растет и ширится народное движение («Шире и шире крыл оружие»). В тексте произведения часто встречаются лозунги и призывы, призванные усилить динамику развития сюжета. Победа революции также связана в авторском сознании с окончанием международных войн:


И мы никогда, никогда!

никому, никому не позволим!

землю нашу ядрами рвать,

воздух наш раздирать остриями отточенных копий


Многочисленные повторы призваны подчеркнуть эту важнейшую мысль в стихотворении. Последняя же строфа произведения полемично направлена в адрес тех, кто считал социалистические идеи ересью и отказывался верить в их быстрое воплощение. Подобные же мотивы слышны в стихотворении «Наш марш», походный ритм которого символизирует триумфальное шествие победителей. Сделав пропаганду коммунистических идей одной из основных задач своего творчества, Маяковский не мог, не мог писать о руководителе большевиков. В.И.Ленину посвящены стихи «Владимир Ильич!», «Ленин с нами!», «Разговор с товарищем Лениным» и ряд других произведений. Автор пытался больше осветить не биографию вождя, а ленинское дело. Центральным произведением, посвященными руководителю государства рабочих и крестьян, является поэма «Владимир Ильич Ленин». Через все произведение проходит мысль о том, что рождение Ленина в России является исторической закономерностью. В заключение поэмы Маяковский описывает горе утраты, которое испытал советский народ в 1924 году, когда Ленина не стало. В творчестве Маяковского революция отождествляется с прекрасной и долгожданной весной, с новой эрой в истории человечества. Право занять достойное место в ряду классиков связанно не с политическими убеждениями Маяковского, а с его художественным мастерством, способным создать литературные произведения, обладающие необыкновенной эстетической выразительностью.

Посвящать лучшие строки родной земле - глубокая традиция как русской классической поэзии, таки литературы в целом со времен ее древнейшей истории. Особенно актуальны размышления о судьбе родины, прославлении ее величия и переломные моменты, когда определяется выбор дальнейшего пути развития державы на долгие годы. Патриотическая лирика Маяковского многогранна. Большинство стихотворений патриотической направленности славят новую советскую страну. Есть и стихотворения о родине малой:


Только нога ступила в Кавказ,

я вспомнил, что я- грузин.


Маяковский, как известно, родился в грузинском селении Багдади и вырос на Кавказе. В стихотворении «Владикавказ-Тифлис» лирический герой путешествует по родным местам, свободно перемещаясь в пространстве и во времени. Для создания национального колорита Маяковский использует вкрапления грузинских фраз. Он жаждет прогрессивных перемен в жизни родной стороны; размаха строительства; развития промышленности:


Во всю трудовую прыть, для стройки не жаль ломаний!

Если даже

Казбек помешает - срыть!

Все равно не видать в тумане.


В отдельных исследованиях о поэте отмечается, что Маяковский ощущал себя гражданином Вселенной и не был так трогательно привязан к родному русскому пейзажу, как например, С.Есенин. В доказательство этому приводится стихотворение о «России», где есть строка: « Я не твой, снеговая уродина.». Маяковский придавал колоссальное значение в рифме, и сам факт того, что в стихотворении в названии «Родина» есть рифма «уродина - родина», наводит на определенные выводы. Однако эти столь очевидные выводы окажутся все-таки чересчур поспешными, ибо стихотворение это шуточное, фантастическое и искать в нем отголоски патриотической линии было бы не верным. Здесь по-иному расставлены акценты. Лирический герой - теплолюбивая, южная птица:


Вот иду я,

Заморский страус,

В перьях строф, размеров и рифм.


Антивоенные мотивы - еще одна важная грань в патриотической лирики Маяковского, возникшая в связи началом Первой мировой войны. В стихотворении «Война объявлена» уже само известие о начале войны уподобляется струе крови. Первая и последняя строфы произведения образуют благодаря повторам кольцевую композицию. Обратный ряд стихотворения разделен на две части. К первой можно отнести образы, энергично и позитивно откликнувшиеся на начало войны. Маяковский подчеркивает бравурные плакатные лозунги, гиперболизированный людской подъем когда даже бронзовые генералы готовы ринутся на фронт. Ко второй части относятся явления противоположного порядка: «небо, изодранное о штыков жала», «красный снег», падающий «сочными клочьями человеческого мяса».

Стихотворение «Великолепные нелепости» развенчивает убеждения тех, кто сморит на войну бравурно-парадными взглядами. Кровавый карнавал боевых действий изображен в театрально-мистических мотивах, но ужасные подобности не становятся от этого привлекательнее. Их не завуалируют метафорические красивости («небо мерить выбежавшей»). Ужасающе натуралистично показаны действительные события: смерть, кровь. «желтолистая на клумбах из убитых гангрена». Война представляется страшной, недетской сказкой.

Патриотическая направленность Маяковского устремлена в будущее. В стихотворении «Красная зависть» поэт обращается к детям. Ради них, ради будущих масштабных экономических свершений старшее поколение идет на жертвы и лишения.

Но что можно сказать про трудовую лирику Маяковского? Начнем с того, что в противоречивую эпоху 20 века коренным образом менялись общественные взгляды на социальные проблемы, на устройство государственной жизни, на стиль отношений между людьми. Поменялся стиль собственности на средства производства. В корне должно было изменится отношение каждого человека к своей работе и к труду людей. Маяковский был сторонником радикальных изменений в общественной жизни. Считая себя «мобилизованным и призванным» на борьбу с косностью, отсталостью и всем тем, что мешало стране вырваться на передовые рубежи технического прогресса, кардинально повысить уровень жизни, поэт целый пласт своего творчества посветил пропаганде программы социально-экономических реформ, целью которых, в конечном счете, должно было стать создание коммунистического государства, где вообще не будет экономических трудностей и проблем, а основным принципом распределения материальных благ станет девиз: « От каждого по способностям - каждому по потребностям».

Тема труда - одна из важнейших в творчестве Маяковского. Поэта занимает вопрос соотношения затрат на честный труд и величины вознаграждения за него. В стихотворении «Теплое слово кое-каким пророкам» автор пишет о том, что одни зарабатывают в поте лица деньги кропотливым трудом, а другие могут, сыграв в азартные игры, обогатится быстрее и легче.


Слава тому, кто первый нашел,

как без труда и хитрости,

чистоплотно и хорошо

карманы ближнему вывернуть и вытрясти, -

иронично заявляет поэт.


Маяковский часто сравнивает социалистическое отношение к труду. Где труд приравнен к боевому подвигу, и работу в мире капитала. Работа во имя светлого будущего идет в тяжелейших условиях, но вопреки холоду и голоду люди выигрывают схватку с тайгой. Для дела главное не технологии и новейшие материалы, а люди, их сильные характеры, их убежденная решимость преобразовывать земной лик.

Маяковского отличало стремление быть на переднем крае важнейших исторических событий. В стихотворении «Марш ударных бригад» сильно публицистическое начало (много восклицательных предложений, лозунгов, призывов, агитации). Ударное трудовое решение, по мысли автора, должно ширится, разрастаться, набирать скорость:


От ударных бригад к ударным цехам,

от цехов к ударным заводам.


Этот рефрен важен в стихотворении как в содержательном, так и в композиционном плане. Поэт призывает трудящихся опереться на технические достижения, на электрификацию, но главный козырь - энтузиазм. Работа без прогулов и праздников. В стихотворении все время звучит мотив состязания двух формаций - революционеров и буржуев, коммунистов и капиталистов. Поэт живет стремлением догнать, перегнать, показать и доказать преимущества коллективного ведения хозяйства. Мотив борьбы подчеркивает мятежная лексика военных действий: баррикады, рабочие взводы. В стихотворении важна диалектика тьмы и света (тьма символизирует мрачное прошлое, свет - радостное будущее; он связан с образами индустриального мира (лампы, фабричное сияние радужное). Но главный мотив - мотив движения: в стихотворении много глаголов повелительного наклонения. Стихотворение в большей степени обращено к рабочему классу, который, согласно марксистко-ленинскому учению, является движущей силой исторического прогресса, но Маяковский не забывает и о крестьянстве:


Трактор туда, где корпела соха, хлеб

штурмуй колхозным походом.


Поэт стремится к максимальной четкости и лаконичности. Маяковский учил по-хозяйски относится к родной земле. Однако трудиться - не значит выслуживаться, продвигаться по карьерной лестнице. Маяковский подчеркнуто разводит эти два момента. Герои стихотворения «Который из них!» - два товарища, которые вместе служили, пополам делили все жизненные невзгоды. Один пошел не легкий трудовой путь, не встретив особых наград и признаний. Другой пробился в начальство, не без усилий заняв теплое местечко. Через какое-то время судьба привела первого в кабинет ко второму с просьбой о помощи. Колоритно описывает поэт эту встречу:


У второго взгляд -

хоть на лыжах скользи.

Сидит собакой дворовой.


Озверевший от собственных «успехов» по части любезничая и умения пролезть на нужное кресло, «браток» просит бывшего друга не входить к нему без доклада. Им давно забыты идеалы молодости и узы дружбы. Ощущая себя хозяином положения, он наслаждается возможностью порисовать в собственных глазах. Маяковский призывает очистить от таких людей государственные учреждения, иначе народ может утратить веру в своих руководителей. Нелегко повысить производительность труда, имея хорошо налаженный быт «море техники на подхвате». В тех же тяжелых условиях, в каких возводились героические стройки века, становление новой экономики и индустрии шло еще сложнее и требовало от людей неимоверных усилий, полной самоотдачи. В стихотворении «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» поэт называет труд незаменимым фронтом, на котором завоевываются дни в борьбе за лучшую жизнь. Он сравнивает «словопадов струи» и этот каждодневный труд, и читатель понимает, что никакой даже самый гениальный стих не в силах выразить всей глубины того бескорыстного подвига, который совершил наш народ в тяжелые послереволюционные годы. Рубленный ритмичный стих удачно передает накал ударной работы.

Подлинным гимном человеческого величия подвига является «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Это произведение о мужественных и гордых строителях новой жизни, альтруистах, похожих на горьковского Данко из рассказа «Старуха Изергиль».

Маяковскому удалось передать через изменение пейзажа рождения новой эпохи, светлой и радостной, как весенняя картина цветущего фруктового сада. В начале стихотворения изображаются беспросветный дождь и сумрак, воплотившиеся в ярком определении-неологизме «свинцовоночие». Поэт не романтизирует путь к трудовым свершениям. Скорее наоборот, он подчеркивает мучительную жизнь рабочих на строительстве, каждый миг которой наполнен необходимостью преодоления тех или иных невзгод. Люди голодают, годами сидят в грязи и холоде. Они живут мечтой лишь о том, что «через четыре года здесь будет город - сад». И ради этого «города - сада», крылатой мечты миллионов, ради лучшей доли для своих детей рабочие готовы посветить все эти четыре года своей уникальной, бесценной и неповторимой жизни строительству металлургического гиганта. Во имя поэтизации этой мечты Маяковский не жалеет изобразительно - выразительных средств языка, прежде всего гипербол и метафор («Мы в сотню солнц мартенами воспламеним Сибирь», «…Аж за Байкал отброшенная попятится тайга»).

В финале стихотворения, чтобы еще раз подчеркнуть свою уверенность в том, что светлая мечта рабочих обязательно осуществится, Маяковский еще раз восклицает:


Я знаю - город будет,

я знаю - саду цвесть,

когда такие люди в стране

в советской есть!


Поэт прямо заявляет, что его уверенность основывается прежде всего на так называемом человеческом факторе. Именно высокие моральные качества строителей новой жизни позволят вопреки тяжелейшем условиям притворить в жизнь масштабные планы. Упомянутый в названии стихотворения Хренов - реальное лицо, знакомый Маяковского И.П.Хренов, участник строительства Кузнецкого металлургического комбината. Он и рассказал поэту об этом исторически важном событии.

Читая строки Маяковского, нельзя не восхищаться мужеством и доблестью строителей коммунизма, однако вот эта самая опора на человеческий фактор без учёта реальных экономических условий, так страстно воспеваемая поэтом, сыграла во многом и отрицательную роль. То самое поколение, во имя которого отцы и деды провели свою жизнь в многочасовом, порой непосильном и бескорыстном труде, провозгласило иные ценности и подходы. Если у читателя середины 20 века подобные стихи рождали лишь гордость за свою великую родину и её трудолюбивых граждан, то современные жители страны более скептически смотрят на подобные истории. Им непонятен беспредельный фанатизм голодных рабочих, которые отдали свои силы во имя идеи, хотя и осуществившиеся, но торжествовавшей недолго.

Традиции Маяковского в воплощении темы труда были подхвачены поэтами - шестидесятниками в годы, когда кровопролитной победы в Великой Отечественной войне, в условиях небывалого общественного подъема Советский Союз воплотил в жизнь гигантские хозяйственные проекты, так называемые «стройки века». Евтушенко, Вознесенский, Рождественский стремились запечатлеть этот трудовой подвиг. Что во многом им удалось. Хочется верить, что вопреки существующей в современном мире тенденции покидать свою страну во имя сытой и комфортной жизни на чужбине. Современное поколение воспримет заветы Маяковского и посвятит свой труд родной земле.

В заключение могу сказать, что для Маяковского было важно отделять главное от второстепенного. Соотнося лирику Маяковского с творчеством его предшественников, следует иметь в виду поэтическую перекличку и полемику, намеренное обращение к традиционным образам и возникновение общности, объективно обусловленной близостью творческих задач, решаемых, однако, в разные исторические эпохи. Значительность лирического стихотворения определяется не темой, а человеческим и общественным качеством выраженной в нем эмоции. Не случайно в написанном в 1927 году стихотворении «Размышления о Молчанове Иване и о поэзии» Маяковский одинаково отрицательно расценивает стихи Молчанова и на любовную, и на политическую тему. Он высмеивает молчановское стихотворение « У обрыва» отнюдь не за то, что это любовная лирика, а за то, что эта лирика мелкая, не утверждающая (как должное, прекрасное, т.е. как «идеал», «норму») полное, большое чувство, а регистрирующая чувства, независимо от их этического и социального качества:

…Плох ваш роман,

И стих неказист,

Вот так любил бы

любой гимназист.


Поэт не вправе быть безразличным и безличным. Поэт - это личность, облеченная высоким общественным доверием и обязанная это доверие оправдать.


Используемая литература:

маяковский лирический творчество

(В.О.Перцова, В.Ф.Земскова)

Творчество В.В. Маяковского

(К.Г. Петросов)

В. В. Маяковский. Литературная критика.

(Е.В.Иванова)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Похожие публикации