Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Утепление стен гаража к зиме. Как утеплить гараж – рекомендации профессионала Как утеплить гараж снаружи

Утепление бетонного гаража необходимо на период зимнего времени года. Большинство гаражей не предусматривают центральную отопительную систему. И для сохранения тепла в помещении необходимо делать утепление стен.

Теплоизоляция может быть внутренняя и наружная. И в том и в другом случае она будет сохранять тепло и защищать от ветра и морозов. Однако каждый тип обшивки имеет свои тонкости. Наружный слой лучше тем, что защищает стены гаража от холода и не дает ему промерзать, и не уменьшает внутреннее пространство. Недостатком является стоимость такой теплоизоляции и трудоемкость процесса. Ведь мало просто утеплить, нужно еще и скрыть материал фасадом.

Утеплить гараж изнутри значительно дешевле, и процесс не требует специальных навыков для монтажа. Однако он уменьшает объем помещения на толщину материала. Этот вариант утепления стоит выбирать, когда нет ни времени, ни финансов на серьезные строительные работы.

Материалом для утепления может послужить пенопласт, минеральная или базальтовая вата, пенополистирол, пеноплекс, органический утеплитель. Необходимо рассмотреть более подробно некоторые из них.

Пенопласт — наиболее дешевый и доступный утеплитель. Он легкий, устойчив к влаге, с ним легко работать. В то же время у него непрочная структура, и он пожароопасный. Пенополистирол по своей сути это тот же пенопласт, только более прочный и менее горючий. Из-за этого его цена немного отличается в большую сторону.

Минеральная или базальтовая вата имеет волокнистую структуру. Благодаря этому она поглощает и удерживает влагу, что в свою очередь является благоприятным условием для развития грибка. К тому же вата с годами осыпается. Все это способствует потере теплоизоляции.

Органический утеплитель изготовлен из натурального материала (хлопок, лен и т.п.). Имеет волокнистую структуру, но в отличие от базальтовой ваты, этот материал горючий.

Оптимальным вариантом для утепления гаража изнутри и снаружи будет пенопласт или материал, обладающий теми же свойствами. Его удобно монтировать, цена приемлемая, имеет высокую влагостойкость. Последний критерий особо важен для неотапливаемых помещений, где нет возможности регулировать уровень влажности. Однако если в помещении находится источник обогрева, например печь, тогда стены, возле которых он располагается, нужно утеплять минеральной ватой. Это предотвратит перегрев утеплителя и впоследствии его возгорание. Также стоит помнить, что толщина теплоизоляционного материала будет напрямую отвечать за его способность удерживать тепло.

Чтобы определиться с расчетом необходимого объема утеплителя, следует рассчитать площадь рабочей поверхности. Любой слой теплоизоляции нуждается в обшивке. Внутри это может быть влагостойкий гипсокартон, снаружи — штукатурка. Для гипсокартона нужно смонтировать каркас. Для этого подойдет профиль из металла, ведь он влагостойкий и легко монтируется. Расстояние между несущими частями каркаса должно быть не более 55-60 см. Метраж направляющих составляет двойной периметр помещения плюс промежуточные крепления. Всегда нужно покупать материал про запас. Во время монтажа могут возникнуть различные непредвиденные ситуации, и расход может незначительно увеличиться. Поэтому обычно материал покупают на 15 % больше того, что указано в плане.

Внутреннее утепление стен

Вначале нужно смонтировать каркас, на который будет крепиться обшивка. Для этого понадобятся такие инструменты:

  • дрель с перфоратором;
  • ножницы по металлу;
  • уровень;
  • шуруповерт.

Отверстия в стене делают с помощью перфоратора. Затем в них вставляют дюбель-саморезы и закручивают шуруповертом. Металлический профиль достаточно мягкий, поэтому режется ножницами по металлу. Когда отверстия просверлены и все подготовлено, монтируются направляющие. В них будет вставляться несущий профиль. Чтобы стены были ровными и строго перпендикулярными потолку, сначала крепят направляющие на потолке, после этого подгоняют под них направляющие на полу. Все должно быть параллельно друг другу. Расстояние от стены должно быть такое, чтобы утеплитель не давил на обшивку. Между направляющей и основанием требуется расположить уплотнительную ленту. Она компенсирует все неровности и позволяет поверхностям более плотно прилегать друг к другу.

Для установки несущих профилей на стену крепятся скобы-подвесы. Скоба — это перфорированная по краям пластина, которая дает конструкции жесткость. Середина пластины крепится к стене, а края загибают под углом 90°. В созданном проеме будет располагаться профиль. Скобы монтируют строго вертикально. Для этого используют отвес или уровень. Расстояние между подвесами обычно составляет 30, 40 или 60 см, но можно выбирать его произвольно. Чем больше расстояние, тем слабее конструкция.

После этого в направляющие вставляют несущие профили и крепят к подвесам с помощью шуруповерта и шурупов по металлу. Плоскость выверяют с помощью правила или лески, закрепленной на крайних скобах.

Если остановили свой выбор на волокнистом утеплителе, тогда следует установить гидроизоляцию. Без нее вата будет набирать влагу, быстро приходить в негодность и повышать влажность в гараже. Для создания водонепроницаемого слоя используют, например, мембранную пленку, которую устанавливают между стеной и утеплителем. Она крепится к каркасу посредством скоб. Она должна лежать свободно и не быть натянутой. Таким образом предотвратят разрывы. Пленку следует класть так, чтобы поля находили друг на друга как минимум на 10 см, а затем места соединений заклеить скотчем.

Важно понимать, что такой метод гидроизоляции представляет собой защиту только от незначительной влажности. Если в гараже постоянно повышенная влажность, тогда нуждается в гидроизоляции наружный бетонный слой стены. В данном случае пленка является временной защитой от влаги.

Установка утеплителя

Перед установкой утеплителя следует удалить все выступающие из стены элементы, и в случае наличия незначительных отверстий или щелей в стене замазать их бетонным раствором. В зависимости от того, какой утеплитель выберут, будет зависеть способ крепления его к каркасу. Так, пенопласт можно крепить на клей, а вату на дюбель-саморезы. Нужно рассмотреть процесс монтажа пенопласта или пенополистирола.

Вначале стены очищают от пыли и грунтуются для лучшего сцепления клея со стеной. После высыхания грунтовки можно приступать к монтажу утеплителя. Его крепят снизу вверх, предварительно вырезав при необходимости листы под размер между несущими профилями. Клей наносят на пенопласт калибровочным шпателем, а потом плотно прижимают лист к стене. Поскольку материал достаточно легкий, его дополнительно никак не прижимают для лучшей фиксации. После засыхания клея пенопласт можно закрепить дюбель-саморезами с большими пластиковыми шляпками.

При креплении минеральной ваты на пол в нижней части стены устанавливают профиль, чтобы вата не касалась пола и не впитывала влагу. Вырезают ее приблизительно на 2 см больше проема между несущими профилями. Затем укладывают в эти проемы и фиксируют 5 дюбель-саморезами с широкой шляпкой (4 по бокам и 1 в центре).

Гипсокартон крепят 25 мм саморезами так, чтобы края были строго по центру несущего профиля. Шляпки саморезов должны утопать на 1 мм. Сначала крепят целые листы, а затем нарезки. Режут гипсокартон с помощью канцелярского ножа. Делают глубокий надрез, а затем разламывают лист в месте разреза в обратную сторону.

Утепление ворот и потолка

Утепление гаража будет неполноценным без утепления ворот. Ведь это самое уязвимое место для холода. Чтобы защититься от мороза, с внутренней стороны ворот собирают каркас из бруса дерева. Ее усиливают промежуточными вставками и крепят к воротам саморезами по металлу.

Для предотвращения появления конденсата между воротами и утеплителем, его приклеивают непосредственно к самим воротам. Из-за этого оптимальным будет выбор в пользу пенопласта или пенополистирола. Затем каркас обшивается фанерой или другим твердым материалом для защиты теплоизолирующего материала. Если же ворота имеют полость, тогда можно обойтись без каркаса и смонтировать утеплитель в этот проем.

Потолок лучше утеплять с внешней стороны. В этом случае лучше подойдет пенопласт. Чердак или крышу застилают гидроизоляционным материалом, а затем на него кладут листы пенопласта. Швы и труднодоступные места заполняются монтажной пеной.

Утепление пола

Если пол бетонный и не имеет подвального помещения, тогда во избежание теплопотерь его засыпают керамзитом, и формируют новую бетонную стяжку. Это считается лучшим вариантом, так как пол должен выдержать вес автомобиля. Поэтому альтернативные варианты утеплителей не подойдут.

В случае когда гараж достаточно высокий и позволяет поднять пол на 15-20 см, тогда можно засыпать керамзит прямо на имеющийся пол. Если же такой вариант невозможен, тогда разбить имеющуюся стяжку для освобождения места под утеплитель. Керамзит лучше подбирать разной фракции, чтобы не образовывались пустоты при заполнении. Для создания стяжки будет необходим цемент и песок.

Сперва подготавливается площадка для засыпки утеплителя. Его слой должен быть от 10 см, а в идеале 20-30 см. Стоит помнить, что толщина нового бетонного слоя должна быть не менее 5 см.

Затем на предыдущее покрытие или землю застилают слой гидроизоляции, чтобы керамзит не набирал влагу. Сверху насыпают керамзит и выравнивают его правилом или длинным уровнем. Чтобы закрепить гранулы, керамзит заливается цементным раствором. Для этого цемент смешивают с водой до состояния сметаны, т. е. он не должен быть слишком жидким или чересчур густым. После этого смесью заливают утеплитель, чтобы она заполнила пространство между гранулами.

Когда все полностью высохнет, сверху кладут арматурную сетку и заливают бетонным раствором. Обычно сетка состоит из ячеек 10х10 см. Раствор состоит из цемента и песка в соотношении 3:2. Для выравнивания поверхности используют правило, а затем заглаживают широким шпателем. Поскольку площадь гаража невелика, допустимо выравнивание на глаз. Однако если владелец желает иметь идеально ровную поверхность, ему не обойтись без ограничительных меток и уровня.

В данном случае лучше использовать лазерный уровень. По краям помещения устанавливаются метки, к которым крепят маяки. В роли маяков могут выступать профильные трубы или любой материал с ровной поверхностью. Затем между крайними метками натягивается веревка или леска для установки промежуточных маячков. Фиксировать их желательно точечно, а не по всей длине, и крепко, чтобы избежать смещения при заливке бетоном. Поскольку бетонный раствор набирает наибольшую прочность спустя 30 дней после застывания, до этого времени не рекомендуется оказывать на пол значительное давление и давать ему нагрузки.

Как утеплить пол в том случае, когда нет возможности вырыть котлован и засыпать его керамзитом? Можно утеплить пол пенополистиролом. Но в данном случае высота пола поднимется приблизительно на 20 см.

Для такого утепления нужно удалить с пола грязь и пыль. Потом на пол стелют гидроизоляцию, а поверх укладывают плотно друг к другу листы пенополистирола. Пенопласт должен иметь толщину от 10 см и плотность от С-25. Сверху стелют еще 1 слой гидроизоляции и армирующую сетку. Все заливают бетонной стяжкой.

Если же есть подвальное помещение в гараже, тогда утеплять придется и его. В этом случае утеплитель будет крепиться к потолку изнутри погреба. Прежде всего замазываются все швы, трещины и удаляются выступающие элементы, если таковые имеются. Потом устанавливаются по периметру направляющие, и к потолку крепится гидроизоляция. Дюбель-саморезами монтируют скобы по расположению профилей.

Профили укладываются в направляющие, подвесы загибают и крепят к профилю. Лишнее отрезают или загибают внутрь. Чтобы соблюсти единый уровень для всех направляющих, между крайними направляющими натягивают леску или веревку. В пространстве между направляющими укладывают утеплитель, который фиксируют с помощью дюбель-саморезов с широкими пластиковыми шляпками. В конце каркас обшивают гипсокартоном или фанерой.

Пол в подвале утепляется таким же способом, что и в гараже. После проделанных работ в помещении может подняться влажность. Поэтому стоит продумать вентиляцию. Качественная вентиляция позволит удалять избыток влаги из помещения и сохранять плюсовую температуру воздуха.

Попытки отопления гаража без проведения комплексных работ по утеплению приводят к лишним затратамна дрова, уголь, электричество и пр. Кроме того, в зимние дни теплее в помещении не становится. Если гараж вообще не отапливается, температура внутри практически не отличается от уличных показателей. Стоит помнить, при каждом пуске в -20 о С двигатель изнашивается намного быстрее. Чтобы в гараже стало более комфортно, необходимо позаботиться о правильной теплоизоляции.

Как утеплить гараж без больших затрат? Для этого стоит познакомиться с популярными материалами и технологиями утепления. Комплексная защита помещения от холода подразумевает обработку потолка, стен и пола.

Варианты утепления

Чтобы определиться с технологией, как утеплить гараж изнутри, потребуется оценить все положительные и отрицательные стороны различных материалов. Обычно автовладельцы ориентируются на свой бюджет. Также обязательно провести теплотехнический расчет утепления гаража, который учитывает средние температурные показатели региона. Принимается во внимание и толщина стен гаража, и их способность проводить температуру.

Например, газобетонные стены обладают множеством воздушных пор, которые сами по себе достаточно эффективно предотвращают потерю тепла. Металлические каркасные гаражи в этом плане менее практичны.

Существует несколько вариантов утепления гаража:

  • внутреннее;
  • наружное;
  • комбинированное.

Последний вариант является более дорогим. Наружное утепление гаража больше подходит конструкциям, которые склонны к накоплению влаги. К ним относятся каркасные деревянные конструкции и постройки из пористого бетона. Кирпичные гаражи лучше защищать снаружи. Однако устройство теплоизолирующего слоя изнутри значительно дешевле. Главное - учесть безопасность используемых материалов при утеплении гаража.

Утепление крыши

Отдельно стоит разобраться,как правильно утеплить крышу гаража. Через нее происходят немалые теплопотери. Способ утепления зависит от конфигурации крыши гаража:

  • Плоская, обладающая небольшим уклоном. Для такой кровли понадобится укладка утеплителя сверху. Лучше всего для этого подойдут плиты пенопласта. Сверху их накрывают гидроизоляцией.
  • Скатная. Ее утепляют минватой или тем же пенопластом. В первом случае подгонка теплоизоляционного материала по размерам не требуется.
  • Если постройка имеет холодный чердак, утепляем перекрытие гаража стекловатой. Такая теплоизоляция является недорогой и надежной. Важно, чтобы материал кровли хорошо справлялся с защитой чердака гаража от намокания. Также необходимо предусмотреть эффективную вентиляцию.

Для теплоизоляции потолка изнутри гаража также можно использовать минвату и полимерные утепляющие плиты. Благодаря такому решению исключаются мостики холода и зазоры. Со стороны помещения утеплитель должна защищать пароизоляционная пленка.

Как утеплить потолок гаража изнутри дешево и быстро? Часто автовладельцы следуют простым схемам:

  • Создание фальш- потолка и заполнением образовавшегося пространства теплоизолирующим материалом.
  • Прикрепление плит или кусков теплоизолирующего материала непосредственно к потолку гаража специально предназначенным для этого способом.

При использовании пенопласта крепить его к потолку следует при помощи жидких гвоздей. Следом необходимо закрыть материал пароизоляцией, установить направляющие и прибить фанеру. Вместо нее можно использовать любой легкий материал.

Если требуется утеплить потолок из бетонных плит перекрытия, понадобится смонтировать скелет направляющих на металлические уголки. Клеящие составы в этом случае не помогут. Уголки крепят на шурупы, помещенные в пластиковые дюбеля. Утеплить гараж изнутри своими руками достаточно сложно, однако при соблюдении технологии ошибок можно избежать.

Виды материалов

При выборе материалов для стен гаража следует познакомиться с основными видами утеплителей. По своим свойствам и характеристикам они достаточно разнообразны. Большинство утеплителей производится из отходов бумаги, стекла, металла. При определенных условиях некоторые из них становятся небезопасны.

Внимание! Продавцы редко об этом говорят, но чем больше скрытых подвохов таит в себе утеплитель, тем он дешевле.

Среди популярных утеплителей выделяется стекловата, минвата, пенополистирол и целлюлозные утеплители. Чтобы разобраться, как утеплить железный гараж, стоит познакомиться с особенностями каждого материала.

Стекловата

Материал выпускают в форме рулонов или плит. Он достаточно эффективно сохраняет тепло, однако потенциально вреден для здоровья. Также стекловата отличается упругостью и устойчивостью к агрессивным химическим веществам.

Во время любых манипуляций со стекловатой в воздух начинают подниматься микроскопические пылинки - иголочки, которые могут раздражать кожу, слизистую глаз и легкие. По этой причине работать необходимо в перчатках, маске и очках.

Незаменимой оказывается стекловата в помещениях, где установлена система отопления в виде котла или печки. В этом случае утеплитель будет надежно защищать стены от возгорания.

Минеральная вата

Ее изготавливают из расплава камня, отходов металлургической промышленности. Своими свойствами она напоминает стекловату, однако ее жаропрочность намного выше. Продается материал в виде плит и матов. Если хочется разобраться, как утеплить железный гараж изнутри, стоит обратить внимание именно на минеральную вату.

При нагревании минваты до 300 градусов она начинает источать опасные вещества. В качестве материала для утепления гаража минеральная вата безопасна и надежна.

Целлюлозные утеплители

Они достаточно экологичны, отличаются высокими показателями теплоизоляции. К недостаткам можно отнести высокую скорость воспламенения, водопроницаемость, подверженность образованию грибков на поверхности.

Пенополистирол

Материал отлично справляется с задачей утепления стен гаража. Он не подвержен воздействию влаги, не боится плесени. Также пенополистирол отлично сохраняет свои свойства при воздействии химических веществ. Одним из недостатков материала является его пожароопасность. Только некоторые виды пенополистирола не горят после обработки антипиренами.

Согласно данным производителей, 10-ти сантиметровый слой теплоизоляции из пенополистирола равен по теплозащите 2-х метровой стене из кирпича.

Утепление стен

Чтобы утеплить гараж изнутри, понадобится обработать стены и ворота. Их суммарная площадь составляет около 50% от всей площади гаража. Выполняют теплоизоляцию стен аналогично потолку, начиная с гидроизоляции. На расстоянии в 60 см от пола необходимо установить балку каркаса для крепления утеплителя. Однако можно использовать и более простой вариант - посадить плиты теплоизоляции на жидкий гвоздь.

Укладывают утеплитель между балками. На следующем этапе поверх него крепят пароизоляционную пленку, а затем обшивают стену вагонкой или другим материалом.

Важно! До начала работ по облицовке следует заделать герметиком все несостыковки и щели. Отверстия вентиляции являются исключением.

Утепление пола

Полы в гаражах чаще всего выполняют из бетона. Теплоизоляция должна производиться еще до заливки смеси. Работы выполняются в таком порядке:

  • землю тщательно утрамбовывают;
  • засыпают песчаную подушку, а затем ее также трамбуют;
  • заливают бетонную смесь (10 см);
  • засыпают стяжку мелким песком или керамзитом, проливают водой;
  • после высушивания предыдущего слоя заливают финишную стяжку.

Использовать такое покрытие можно только спустя месяц после выполнения. Именно спустя такой промежуток времени пол наберет необходимую прочность.

Пол с погребом

Если речь заходит о наличии погреба, к утеплению необходимо подходить более тщательно. Многое зависит от конструкции перекрытия. Если оно выполнено из дерева, схема теплоизоляции выполняется так:

  • Между лагами укладывается утеплитель, не пропускающий влагу (пенопласт).
  • Материал укрывают диффузионно мембраной, обладающей односторонней проницаемостью - чтобы брус «дышал». Сверху прибивается обрешетка - для создания зазора вентиляции.
  • Выполняется черновой пол из обрезной доски.

Благодаря такому решению отсекается холод, идущий из подвала. Избыточная влага будет уходить в гараж. Избавляться от влажности помогает правильно устроенная вентиляция. Благодаря этому сырость не скапливается на деревянныхи металлических поверхностях. В результате не образуется плесени и коррозии.

Как утеплить подвал в гараже? Для этого понадобится обыкновенный пенополистирол. Материал отличается хорошими эксплуатационными свойствами:

  • устойчивость к плесени;
  • продолжительный срок службы;
  • отличная водонепроницаемость.

Установка утеплителя проводится при помощи наклеивания пенополистирольных плит, которые подогнаны по размеру, на кирпичные стены. Разобраться, как утеплить погреб в гараже, достаточно просто. Выбор технологии зависит от материала утеплителя.

Для лучшей защиты основания гаража от холода можно снаружи выполнить теплую отмостку. Она позволит сместить линию промерзания грунта, а под гаражом даже в зимнее время будет сохраняться положительная температура. После утепления пола стоит перейти к защите ворот.

Важно! Утепляем гараж изнутри своими руками, предварительно позаботившись о вентиляции.

Ворота

Как утеплить ворота? Они представляют собой один из самых уязвимых участков. Их следует утеплять так же, как и стены. Все стыки между воротами и стенами должны иметь дополнительную теплоизоляцию. Это обусловлено тем, что только через входные и въездные ворота из гаража уходит больше всего тепла.

Закрывать зазоры может резиновая лента, или монтажная пена, которая после резки оклеена резиной. Утепление гаража представляет собой немаловажную процедуру, которая потребует от автовладельца больших затрат и усилий.

Таким образом, утепление гаража можно провести быстро и без лишних затрат. Главное - правильно подобрать материал и следовать инструкции. Только при комплексном утеплении возможна защита автомобиля от морозов. Также не стоит забывать о системе обогрева и вентиляции.

Требования к утеплению гаража не такие жесткие, как к утеплению жилых помещений. Но всё же они есть. Теплоизоляция должна обеспечить оптимальный микроклимат в помещении для нормальных условий хранения автомобиля.

Какая температура должна быть в гараже?

Многие автолюбители считают, что температура в гараже должна быть комфортной для человека. Однако это не так. Оптимальные параметры: минимальная температура не должна опускаться ниже +5 °С (зимой) и подниматься выше +20 °С (максимальная). При этом чем меньше разность между внешней и внутренней температурой - тем меньше вероятность появления «испарины», конденсата на автомобиле и последующей его коррозии.


Некоторые владельцы для повышения температуры в гараже закрывают вентиляционные отверстия. Делать это категорически запрещено, т.к. вентиляция отвечает за вывод угарного газа, приток и очищение воздуха, препятствует появлению сырости. Обычная естественная приточно-вытяжная вентиляция устранит подобные негативные явления.

Утепление гаража изнутри и снаружи своими руками

Рассмотрим, как утеплить гараж, с разных позиций и с использованием разных материалов.

1. С позиции места размещения утеплителя

Это важный аспект, т.к. каждый вид утепления имеет свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы теплоизоляции снаружи (с улицы) и изнутри (с внутренней стороны), сравнение, когда какой метод оправдан или целесообразен.

Утепление гаража снаружи

Преимущества наружного утепления:

  • снижается вероятность промерзания стен гаража. Точка промерзания смещается в сторону утеплителя. Помимо прочего, это увеличивает срок эксплуатации самих стен;
  • снижается риск образования конденсата;
  • устраняется благоприятная среда для развития грибков;
  • площадь помещений остается без изменений;
  • отсутствует необходимость демонтировать полки и выносить всё для проведения работ;
  • исключается вредное воздействие на человека испарений от утеплителей;
  • снижается стоимость и трудоемкость работ.

Утепление гаража изнутри

К такому способу прибегают, когда:

  • нет возможности выполнить наружное (внешнее) утепление. Например, гараж расположен в блоке, т.е. находится между другими гаражами и имеет общие с ними стены;
  • нет возможности или желания демонтировать полки внутри помещения;
  • в качестве утеплителя будет использоваться напыляемый теплоизоляционный материал (пенополиуретан, ППУ или пеноизол). Обладая минимальной толщиной, напыляемая теплоизоляция не влияет на полезную площадь и благодаря отличной адгезии с поверхностью исключает появление конденсата на стенах и потолке.

Недостатки внутреннего утепления:

  • уменьшение полезной площади гаража;
  • смещение точки промерзание внутрь помещения, в месте примыкания утеплителя к стене. Результатом чего становится постепенное разрушение стен гаража.

Таким образом, если есть возможность, то лучше отдать предпочтение наружному способу утепления.

2. С позиции применяемого утеплителя

Рассматривая, чем утеплить гараж, можно столкнуться с наличием целого ряда материалов, имеющих сходные или различные свойства, но рекомендуемых для выполнения теплоизоляционных работ.

Какой утеплитель для гаража лучше выбрать?

Требования к утеплителю:

  • гигроскопичность. Вне зависимости от окружающей среды материал должен выполнять свои функции. А, как известно, мокрый утеплитель теряет свою теплоизоляционную способность. Безусловно, можно обеспечить дополнительную защиту любому материалу, но это повлияет на смету работ;
  • теплопроводность. Чем ниже этот показатель, тем дольше тепло будет держаться в гараже;
  • тепловая инерция. Показывает, насколько быстро остывает помещение. Показатель тепловой инерции обратно пропорционален теплопроводности;
  • пожарная безопасность. Утеплитель не должен поддерживать горение;
  • цена. Если преследуется цель выполнить утепление гаража недорого, то на этот параметр нужно обращать внимание. Причем отталкиваться стоит не от стоимости утеплителя (дешево - не всегда значит плохо), а от общей суммы расходов, которые включают другие материалы, инструмент и оплату наемного труда;
  • простота обработки и монтажа.

Таким критериям соответствуют несколько теплоизоляционных материалов

Таблица теплопроводности утеплителей

Утепление гаража пенопластом

Наиболее распространенный вариант, позволяющий относительно дешево обеспечить теплоизоляцию гаража. Лидирующую позицию пенопласту обеспечили: низкая цена, гигроскопичность, отличные теплоизоляционные свойства, малый вес, доступность, простота установки. В числе недостатков: горючесть, подверженность действию ультрафиолета, способность крошиться. Пенопласт нуждается в защите.

Утепление гаража пенополистиролом

Представляет собой усовершенствованную версию пенопласта. Основным компонентом пенополистирола является стирол с добавлением вспенивателей. Экструдированный пенополистирол не поддерживает горение, гигроскопичен и имеет отличные теплоизоляционные показатели. Помимо этого, он не является средой для развития бактерий и выдерживает воздействие некоторых химических реагентов. Однако ему могут нанести вред нефтепродукты, спирт и органические растворители.

С точки зрения монтажа пенополистирол также предпочтителен, т.к. за счет плотной структуры более удобен в работе и имеет надежную соединительную систему «паз - гребень», что снижает площадь мостиков холода. Относительным недостатком может считаться более высокая, нежели у пенопласта стоимость. Одной из запатентованных торговых марок пенополистирола является Пеноплекс (теплоизоляционные плиты из вспененного полистирола Penoplex). Утепление гаража пеноплексом имеет те же достоинства и недостатки, что и пенополистиролом.

Утепление гаража пеноизолом

Пеноизол является карбамидно-формальдегидным пенопластом. Он имеет преимущества аналогичные вышеописанным материалам и несколько дополнительных. Самое важное из них заключается в технологии утепления. Пеноизол закачивается в технические пустоты, для этого в готовом строении делаются отверстия и раствор заполняет пространство между каркасом, стеной, полом или кровлей, а в строящемся - заливается в пустоты. Таким образом, утепление пеноизолом, является самым герметичным из всех существующих, т.к. не имеет швов и стыков, заполняет все щели.

Часто пеноизол называют жидким пенопластом, за его текучесть и хорошие изоляционные свойства. При этом он обладает оптимальной паропроницаемостью. Однако утепление гаража пеной сложно выполнить самостоятельно, т.к. работы сопряжены с рядом сложностей. Среди них: необходимость готовки смеси непосредственно возле гаража (требуется много места), необходимость использования специального оборудования для приготовления и закачивания смеси (пеноизол нагнетается под давлением).

Кроме того, следует отметить, что в Западноевропейских странах и некоторых штатах США, пеноизол запрещен к установке в жилых помещениях.

Утепление гаража пенополиуретаном

ППУ также относится к числу жидких утеплителей. Но, в отличие от пеноизола, его основу составляет пластмасса (полимеры). Таким образом, сообщая материалу дополнительные свойства, такие как: эластичность, целостность структуры (материал не крошится), хорошая адгезия с любыми поверхностями.

Пенополиуретан наносится путем напыления на поверхность. ППУ, в отличие от пеноизола не запрещен ни в одной стране мира, и может применяться без ограничений, при условии соблюдения технологии нанесения. Таким образом, утепление гаража ППУ является наиболее прогрессивным вариантом, но и наиболее дорогостоящим.

Утепление гаража пенофолом

Утеплитель пенофол - тонкий фольгированный материал, изготовленный из вспененного полиэтилена. Пенофол редко используют как самостоятельный утеплитель, но, к числу его достоинств можно отнести: малую толщину, способность отражать тепло, простоту монтажа, экологичность.

Утепление гаража минватой

Минеральная или стекловата имеют один общий недостаток - они боятся влаги, а значит, нуждаются в дополнительной защите пленками гидро-, пароизоляции. Кроме того, вата является гибким теплоизоляционным материалом, т.е. для ее монтажа требуется установка каркаса. Всё это приводит к тому, что вата, несмотря на отличные теплоизоляционные свойства, редко используется для утепления гаража.

Утепление гаража керамзитом

Еще один теплоизоляционный материал, который используется для утепления гаража. Керамзит засыпают на пол или перекрытие крыши. Преимущества керамзитового гравия - имеет высокую прочность, устойчивость к среде, доступен и прост в засыпке.

3. С позиции материала, из которого построен гараж

В таблице приведена теплопроводность материалов, которые зачастую используются для строительства гаражей (бетон, пенобетон, керамзитобетон, газобетон, железобетон, кирпич, металлоконструкции, дерево, брус, бревно, профнастил, ДСП, ОСП). Из таблицы видно, что каждый материал имеет свои показатели теплопроводности, что накладывает свой отпечаток на выбор теплоизоляционного материала.

Таблица теплопроводности строительных материалов

  • утепление железного гаража . В качестве строительного материала выступает толстое и плотное листовое железо. В этом случае утепление выполняется в обязательном порядке, т.к. это самый холодный вид конструкции, а значит, требуется применения материалов высокой плотности и значительной толщины, например, пенопласта плотностью 25 кг/м.куб, толщиной в 100 мм;
  • утепление металлического гаража . Для строительства используется профнастил или тонкий листовой металл. Такой материал аналогично требует применения толстого слоя теплоизоляции;
  • утепление бетонного гаража . Бетонные стены имеют толщину не менее 200 мм. и могут быть сформированы из блоков или путем монолитной заливки бетонного раствора. Бетон является хорошим проводником для тепла, поэтому к теплоизоляции поверхностей нужно отнестись серьезно;
  • утепление кирпичного гаража . Используется кирпич разных видов и плотности, и соответственно, с разными показателями теплопроводности. Например, гараж из пустотелого кирпича более теплый, его можно утеплить пенофолом, а из силикатного - более холодный и требует применения пенопласта;
  • утепление деревянного гаража . Дерево способно долго хранить тепло, но подвержено деформациям со временем. Технология утепления в большей мере сводится к устранению щелей. Как правило, утепление гаража из дерева выполняется мягкими утеплителями;
  • утепление каркасного гаража . Вне зависимости от материала, из которого изготовлен каркас, сама технология его изготовления предусматривает наличие возможности установки утеплителя между опорами каркаса. При этом для деревянного каркаса традиционно используется мягкий утеплитель, а для металлического - жесткий (пенопласт, пенополистирол или плиты пеноплекса).

4. С позиции фронта выполняемых работ

Утепление только одной поверхности ничего даст для повышения теплоизоляционных свойств гаража в целом, поэтому работы нужно выполнять комплексно, начиная с потолка и заканчивая полом. Если же работы планируется выполнять по мере пополнения бюджета, то начать нужно с утепления ворот.

Утепление крыши гаража

Теплоизоляция кровли - первый этап работ. Если над гаражом есть чердак, то работы можно выполнять на чердаке, сделав каркас из бруса по полу чердачного перекрытия и заполнив его утеплителем. В качестве теплоизолятора может выступать вата, пенопласт, керамзит и даже опилки;

Утепление потолка в гараже

Зачастую потолок утепляют непосредственно в гараже. При использовании жестких утеплителей и ровного перекрытия этот вид работ выполняется относительно просто. Порядок работ аналогичен утеплению стен. В качестве декоративного покрытия на потолке используют легкие листы ДВП или деревянную, пластиковую вагонку.

Утепление стен гаража

Стены имеют наибольшую площадь, а значит, через них выходит максимум тепла. Чем утеплить стены гаража? Для теплоизоляции может быть использован как жесткий, так и мягкий теплоизоляционный материал. Порядок выполнения работ не зависит от того, изнутри или снаружи будет располагаться утеплитель. Ниже приведена краткая пошаговая инструкции, которая позволит обозначить фронт выполнения работ своими руками.

Как утеплить стены гаража жестком утеплителем

Технология утепления пенопластом, пенополистиролом, пеноплексом будет схожа:

  • стеновую поверхность очистить от мусора (выступающие части, облущенная краска, сколы, пыль, копоть и т.п.). Особенное внимание уделяется старому покрытию. Например, штукатурку, которая плохо держится на стене, нужно удалить.

    Важное требование для крепления теплоизоляционного материала - надежное основание. Дополнительно можно пройтись по поверхности металлической щеткой;

    Примечание. Профнастил щеткой обрабатывать нельзя, т.к. нарушится защитный грунтовочный слой.

  • покрыть стены грунтовкой, это повысит адгезию клея к поверхности;
  • нанести клей на лист пенопласта. Наносить можно лепками или зубчатым шпателем. Хорошо зарекомендовал себя клей в баллонах;
  • установить пенопласт на место и плотно прижать к поверхности. Работа начинается с установки нижних листов, которые опираются на металлический профиль или деревянный брус (обработанные антисептиками). Каждый последующий ряд утеплителя укладывается со смещением;
  • после укладки всех листов выполняется их дополнительная фиксация дюбелями с зонтиком, а пустоты между ними заполняются монтажной пеной или обрезками пенопласта/пенополистирола;
  • затем на пенопласт крепится полимерная сетка и закрывается клеевым раствором;
  • финишная отделка выполняется штукатуркой для внутренних или наружных работ, а также пластиковой вагонкой, сайдингом и т.п.

Как утеплить стены гаража мягким утеплителем (ватой):

  • подготовить и прогрунтовать поверхность;
  • набить на стене каркас. Расстояние между брусьями равно ширине утеплителя минус 15-20 мм. Мастера советуют использовать в гараже не деревянный, а металлический каркас.

    Хорошие отзывы о каркасе из профилей для гипсокартона. Зачастую достаточно соорудить только вертикальные направляющие. Но при высоте гаража больше 2 600 нужно делать поперечины, чтобы избежать оседания материала. Если плотность ваты невелика поперечины рекомендуется делать через 1 000 мм;

  • поместить пленку гидроизоляции в каркас. Пленка должна укладываться внахлест. Крепится пленка к каркасу с помощью степлера;
  • в ячейки каркаса укладывается утеплитель;
  • монтируется пленка пароизоляции. Монтаж также выполняется внахлест с проклеиванием места стыков скотчем;
  • выполняется финишная обшивка стены отделочным материалом, который подходит для конкретных условий эксплуатации.

Примечание. Если в гараже установлен обогревательный прибор, то возле него нельзя использовать пенопласт, а только минеральную вату.

Утепление пола в гараже

При наличии под полом гаража подвала, утеплять его нет смысла, а если он расположен на грунте, тогда необходимо. Для утепления пола используются жесткие утеплители или керамзит.

Как утеплить пол в гараже керамзитом

  • подготовка основания. Для этого демонтируется существующее напольное покрытие. Этот этап можно пропустить. Но при использовании керамзита предполагается обустройство стяжки, а это поднимет уровень пола выше порогового значения и создаст сложности с заездом в гараж;
  • на основание укладывается рубероид или другой материал выполняющий гидроизоляционные функции. Полосы рубероида укладываются внахлест и выступают на стену на 300-400 мм;
  • выставляются направляющие для выравнивания слоя по высоте;
  • между направляющими засыпается керамзит. Толщина слоя 300-400 мм;
  • направляющие убираются, место их установки засыпается керамзитом;
  • устанавливаются деревянные лаги для монтажа деревянного настила или металлические маяки для стяжки;

    Совет. Небольшой уклон позволит воде стекать к воротам.

  • заливается стяжка - цементно-песчаный раствор (в пропорции 1 к 3) или укладывается настил.

    Примечание. Согласно отзывам, деревянный настил в гараже быстро приходит в негодность.

  • из стяжки извлекаются маяки (не позднее чем через сутки с момента заливки стяжки). Делать это обязательно, т.к. стяжка может просесть, а маяк деформируется и станет причиной проколов покрышки авто. Место вынутых маяков заполняется раствором.

Рекомендация. Вместо керамзита можно укладывать вату, а в качестве финишного покрытия использовать древесину. Но, на практике, такая конструкция не эффективна из-за частого контакта с влагой (талый снег, стекающая с машины дождевая вода).

Как утеплить пол гаража пенопластом, пенополистиролом, пеноплексом

  • выполняется черновая стяжка или насыпается подушка из щебня и песка;

    Примечание. Подушка может деформироваться при укладке утеплителя.

  • на поверхность укладываются листы утеплителя. Мастера советуют соединять торцы листов между собой клеем, чтобы избежать смещения;
  • по пенопласту выставляются маяки;
  • заливается стяжка;
  • маяки извлекаются из раствора, а места их установки бетонируются.

Утепление ворот гаража

Гаражные ворота - это основной источник потерь тепла. Есть конструкции, которые состоят из ворот и калитки. Тогда открываемая площадь намного меньше. Если же открываются только створки тогда можно выбрать один из вариантов:

  • установить завесу изнутри гаража. Для этого используется брезент, плотная ткань или толстая пленка, закрепленная на натянутый трос (струну), металлический профиль или деревянную рейку под потолком, чтобы была возможность смещать «штору».
  • использовать теплоизоляционный материал. Если позволяет конструкция, створки ворот можно снять (но учитывая большой вес ворот, работы выполняют навесу). Обычно ворота, как металлические, так и деревянные, имеют жесткий каркас. Утеплитель укладывается в ячейки каркаса и фиксируется клеем «жидкие гвозди» на поверхности створок. Для защиты утеплителя используются вагонка, листы ДВП или ОСБ, закрепленные на каркасе створок (обшивка ворот изнутри облицовочным материалом).

Упредить потери тепла и продувание (сквозняки) поможет установка уплотнителей по периметру створки.

Заключение

Резюмируя изложенное: утепление гаража может быть выполнено самостоятельно, затраты только на покупку материалов. В итоге, правильный микроклимат позволит обеспечить автомобилю оптимальные условия хранения.

Можно долго спорить, нужно ли делать утепление гаража, если он не отапливается. Отставив дискуссии в сторону, в статье расскажем приверженцам целесообразности этого мероприятия, как и с помощью каких материалов утепляется техническое помещение изнутри.

Наружная или внутренняя теплоизоляция – что лучше?

Когда подразумевается утепление стен, с равным успехом возможен монтаж утеплителей что изнутри, что снаружи. Но, рассматривая создание теплоизоляционного барьера для технического помещения, коим является гараж, на первый план выведем минимизацию затрат. Наружное утепление стеновых конструкций всегда будет дороже, так как теплоизоляционный материал требует обязательной защиты облицовкой или послойным декоративным оштукатуриванием. Изнутри гаража слой утеплителя можно закрыть минимальной отделкой, или же оставить, как есть – гаражный интерьер не предполагает больших эстетических претензий.

Если гараж пристроен к дому и имеет с основной постройкой смежные стены, логично сделать фасад в едином внешнем воплощении. В этом случае придется делать утепление гаража одновременно с теплоизоляцией основного здания, поэтому вопрос "изнутри или снаружи" отпадает сам собой. Останется решить проблему теплоизоляции потолка. Если крыша односкатная, утеплить перекрытия однозначно получится только изнутри. Когда крыша предполагает формирование чердачного пространства, слой утеплителя можно уложить на перекрытия снаружи – так будет проще и дешевле.

Если же гараж является обособленной постройкой, при этом утеплить хочется, но с минимальными затратами, стены и потолок изолируются с внутренней стороны. Стены – потому что намного проще, потолок – односкатная крыша и по-другому никак. На примере такой гаражной постройки будем рассматривать способы утепления контактирующих с внешней средой конструкций.

Современные материалы для теплоизоляционных мероприятий

Прежде, чем приступать к практическим действиям, следует выбрать оптимальный утеплитель, определившись с тем, чем утеплить потолок в гараже и стены. Что же мы имеем в торговой сети из того, что подошло бы для наших целей?

Пенопласт – самый доступный по стоимости и потому наиболее популярный утеплитель, особенно для создания наружного теплоизоляционного барьера. Изнутри жилых помещений этот материал применять не рекомендуется, так как он горюч и при этом чрезвычайно токсичен. Но для технического помещения вполне пригоден, если поступить грамотно и максимально ограничить контакт теплоизоляционного материала с электропроводкой. Ограничением для применения пенопласта изнутри гаража станет использование зимой различных печей (буржуйки) или электрических обогревателей с открытой спиралью.

Более надежен в плане противопожарной безопасности модифицированный аналог пенопласта – экструдированный полистирол (пеноплекс). Материал не поддерживает горение, хотя может плавиться при высоких температурах, выделяя в воздух токсины. С точки зрения теплопроводности пеноплекс подобен пенопласту, но при этом намного прочнее, абсолютно гидрофобен и в работе удобнее. Недостаток – примерно вдвое дороже пенопласта плотностью 25 кг/м 3 . Если средства позволяют, целесообразнее выбрать полистирол – он не крошится, долговечен и гаражные условия (влажность, перепады температур, возможные механические повреждения) перенесет гораздо лучше пенопласта.

Остался один вариант, приемлемый для того, чтобы сделать утепление гаража – минеральная вата, предназначенная для фасадной "мокрой" теплоизоляции (под декоративное оштукатуривание). Понадобятся жесткие маты плотностью не менее 220 кг/м 3 , продающиеся тюками по нескольку штук. Рулонная минеральная вата низкой плотности в условиях гаража не совсем то (для стен), хотя ею можно сделать утепление потолка гаража при условии его последующей облицовки по обрешетке. Минеральная вата не горит, но в работе при утеплении стен намного сложнее полимерных утеплителей и требует обязательного оштукатуривания (маты высокой плотности) и пароизоляции (рыхлый рулонный материал).

Эти утеплители можно комбинировать. Допустим, нижний ряд, где больше влажность и возможность механических повреждений, выполнить жестким, влагостойким полистиролом, остальную площадь закрыв более материально доступным пенопластом. На теплоизоляции этот ход никак не отразится – сопротивление теплопередаче у этих полимеров примерно одинаково.

Еще один вариант комбинации материалов. Основную площадь утеплить пенопластом, там же, где проводка (электрощит, розетки, выключатели) и, допустим, выход трубы от "буржуйки", применить негорючую минвату. Последняя немного хуже, как теплоизолятор (при одинаковой толщине), но безопасность превыше, тем более – около 10 % участков с большей теплопроводностью на общем утеплении критически не скажется.

Защищаем стены от внешних температур – простая задача для умельца

Рассмотрим нюансы процесса теплоизоляции внутренней поверхности стен, исходя из применения наиболее вероятного материала – пенопласта. Чтобы утеплить гараж изнутри этим полимером, вначале необходимо выбрать крепежное средство. Таковым может стать полимерцементный клей или полиуретановая пена в баллонах. Клеевая смесь подойдет только для капитальных стен (кирпич, шлакоблок, пенобетон). Пена более универсальна – она отлично липнет к любым поверхностям, в том числе и металлическим. Если гараж сделан из металла, выход прост – монтаж утеплителя с помощью пены.

Но пена есть двух видов – обычный герметик, применяющийся для заполнения зазоров при установке дверей, окон, и специальный состав, предназначенный для монтажа полимерных теплоизоляционных плит. Предпочтение нужно отдать второму варианту – такой полиуретановый состав более жесткий (прочный) и практически не расширяется (не будет смещения листов пенопласта под давлением увеличивающегося объема полимеризующейся пены).

Вне зависимости от избранного для установки пенопласта крепежного материала, процесс монтажа утепляющих плит в целом схож. Есть небольшая разница в подготовке поверхности. Если применяется полимерцементный клей, стена грунтуется. Для применения пены грунтовать не обязательно – достаточно обильно смочить поверхность обычной водой (для металлической конструкции это правило также актуально). Для качественной полимеризации любых полиуретановых составов необходимо присутствие воды. Обилие влаги обеспечит прочное прилипание пены к поверхностям и более жесткую консистенцию застывшего полиуретана.

Полимерными теплоизоляционными плитами включает такие последовательные действия.

  1. 1. Монтаж пенопласта начинается с нижнего ряда в одном из углов. Вначале на плиту утеплителя наносится клей или пена (по периметру и в центре), после чего лист приклеивается к стене под контролем направления (правило) и вертикальности (ватерпас). К установке первого элемента нужно отнестись особенно ответственно, "прозондировав" общее направление, чтобы массив утеплителя не отошел при дальнейшем монтаже далеко от стены или не уперся в базовую поверхность. Для облегчения работы можно натянуть ориентировочную нить.
  2. 2. Следующая плита аналогично устанавливается рядом, и так до противоположного угла, где последний лист придется выкроить по размеру (применяем строительный нож или обычную ножовку).
  3. 3. Лучше утеплитель устанавливать по кругу, то есть установить первый ряд по периметру, затем переходить к установке второго. За время монтажа первого ряда пена или клей, фиксирующие первые установленные элементы, полностью или частично схватятся. Второй и третий ряды (больше их вряд ли будет) монтируются так, чтобы вертикальные швы не совпадали, при необходимости производится выкройка плит по необходимым размерам.
  4. 4. Оставшиеся незакрытыми зазоры между листами (их образование в процессе монтажа – нормальный процесс), заполняют монтажной пеной или кусочками пенопласта (они будут в избытке). Притягивать плиты дюбелями не нужно – этот дополнительный вид крепежа применяется только при утеплении фасадов.

Как поступить с отделкой поверхности утеплителя, зависит от эстетических предпочтений владельца и бюджета, выделенного для мероприятия. Вариантов множество – от обычной штукатурки до применения фасадной технологии, облицовки кафелем или пластиковыми панелями.

Утепленный потолок – решение половины проблемы

Гаражный потолок, особенно при односкатном перекрытии – огромная тепловая брешь, без утепления которой теплоизоляция стен не имеет большого смысла. Утепление потолка в гараже изнутри делается с применением тех же материалов, что и для стен, здесь существует два варианта, выбор которых зависит от материала перекрытия. Если гараж перекрыт железобетонными плитами, применяется та же технология, что и на стенах (приклеивание утеплителя).

При перекрытии деревянной конструкцией лучше сделать дополнительную обрешетку, заложить теплоизоляцию и обшить подходящим материалом (вагонка, декоративные панели). Как бюджетный вариант, можно к доскам перекрытия притянуть пенопласт или пеноплекс зонтами (отрезается шляпка от дюбеля и используется в комплексе с саморезами по дереву), если на первом месте утепление и экономия, а эстетика – далеко на втором.

Если производится утепление потолка в гараже пенопластом или экструдированным полистиролом по бетонному перекрытию, процесс в целом похож на описанный выше для теплоизоляции стен. Отличие – в предпочтении для этой работы полимерцементного клея, который дает возможность сразу надежно фиксировать полимерные плиты и выставлять их в пространстве в нужном положении. Пена при работе на потолке менее удобна. Вторая особенность – на потолке желательно применение дополнительного крепежа в виде зонтовидных дюбелей, особенно если предполагаются штукатурные или другие отделочные мероприятия по установленному утеплителю (дополнительный вес).

Если решено создать обрешетку и сделать не только теплый, но и красивый потолок, при выборе материала для теплоизоляции в приоритете минеральная вата в рулонах. Да, придется защитить ее со стороны крыши влагоизоляционной, изнутри – пароизоляционной пленкой. Но минеральная вата малой плотности – не только хороший теплоизолятор, но и отлично гасит звуковые колебания, что для крыши очень важно (дождевые капли, тем более град, падающие на кровлю, при отсутствии звукоизоляции создают очень сильный шум).

Как быть с гаражными воротами – простой способ, отличный результат

Осталось защитить от внешних температурных влияний ворота (имеются в виду створчатые металлические), имеющие большую площадь, следовательно, являющиеся значительной прорехой в утепленной гаражной постройке. Здесь изолировать поверхность можно только изнутри, и выбор утеплителей немного меньше. Ни одна из разновидностей минеральной ваты для этих целей не подойдет, так как теплоизоляционный материал можно только приклеить к поверхности металла. В этой ситуации лучше всего подходит пенопласт (самый легкий и в меру пластичный).

Для приклеивания полимерного утеплителя используется два варианта крепежный материалов: упомянутая ранее монтажная пена и специальный клей (жидкие гвозди). Пена в этом случае менее надежна, так как жесткая (в застывшем виде) и хуже переносит вибрацию. Жидкие гвозди на основе пластичных полимеров намного надежнее, поэтому предпочтительнее для приклеивания пенопласта к гаражным воротам. Образовавшиеся зазоры между плитами и металлическим уголком также заполняются клеем.

Любой автомобилист знает, что утепление гаража это не прихоть, а реальная необходимость. Если вы дорожите своим железным конем, то без такой процедуры точно не обойтись. Но так уж устроен наш мир, что не всегда хватает средств на дорогостоящие утеплители, не говоря уже о найме профессионалов. Эта статья написана для тех простых автомобилистов, которые в силу ряда причин вынуждены монтировать недорогое утепление гаража изнутри своими руками, и в ней я расскажу о 3 доступных вариантах утепления и о тех материалах, которые для этого подойдут.

Хозяева выбирают утепление изнутри по разным причинам. К примеру, в гаражном кооперативе у людей просто выхода другого нет, боксы выстроены единым фронтом, а по бокам не всегда есть хорошие соседи с теплыми гаражами.

Металлические конструкции снаружи вообще практически не реально обустроить. И наконец, самая банальная причина, внутреннее утепление попросту обходится дешевле. К тому же крышу и пол просто физически нереально утеплить снаружи.

Из каких материалов придется выбирать

Естественно, перед тем как вы возьмете в руки инструмент и приступите к работе, нужно еще решить, чем утеплить домик для вашего автомобиля. Ведь каждый материал имеет свои тонкости монтажа, а главное стоимость всех этих материалов разная.

Не секрет, что понятие недорого у каждого человека свое, для одного сто тысяч не деньги, а для другого десятка за счастье. Поэтому я, вкратце пройдусь по всему ассортименту, а вы уже решайте.

Краткий перечень теплоизоляционных материалов используемых для утепления гаражей
Теплоизоляционный материал Общие характеристики
Плотные минераловатные плиты Относительно недорогой материал, обладающий завидными параметрами теплопроводности и прекрасной паропроницаемостью. Для гаражей ватные плиты подходят своей абсолютной пожарной безопасностью. Хотя ватные плиты и способны набирать влагу, но этот показатель у них не настолько высок.
Стекловата и прочие виды мягких матов на минеральной основе С точки зрения стоимости мягкие маты один из самых доступных утеплителей. Но на этом все его плюсы и заканчиваются. Хотя в сети вы найдете уйму фото и видео материала, где в красках рассказывается о достоинствах таких матов.

Я вам скажу коротко, такое утепление в гараж монтировать нельзя. Эти маты быстро набирают влагу и после уже не восстанавливаются, через 2 – 3 года они будут похожи на старое байковое одеяло, вот и думайте, нужна ли вам такая экономия.

Пенопласт Я глубоко убежден, что среди недорогих утеплителей, пенопластовые плиты это самый лучший вариант, особенно для гаража. Цена на него более чем доступна, он не пропускает и не впитывает воду.

Опираясь на личный опыт, могу вас заверить, что монтировать пенопласт своими руками проще всего. Плюс этот материал подходит как для блочных, так и для металлических сооружений.

Экструдированный пенополистирол или «Пеноплэкс» Экструдированный пенополистирол делается из того же исходного материала, что и пенопласт. Но эти плиты намного более прочные, устойчивые и долговечные. Практически по всем характеристикам экструдированный пенополистирол и «Пеноплэкс» как один из представителей этой линейки, в разы опережает старичка пенопласта. Плохо только одно, обойдется такой материал минимум в 2 раза дороже, чем пенопласт.
Мягкие рулонные утеплители с фольгированным покрытием Как правило, за основу здесь берется вспененный полиэтилен, больше известный как пенофол. Фольга может быть нанесена на одну или на обе стороны такого «одеяла». В среднем толщина полотна колеблется от 3 – 4, до 20 мм.

Материал хороший, но скажу вам честно, как самостоятельный утеплитель, в нашем климате он не очень подходит, только как дополнение.

Теплая штукатурка Разновидностей теплой штукатурки несколько, но принцип обустройства везде один. Какой-нибудь сыпучий пористый материал, к примеру, керамзитный песок, перлит или шарики пенопласта, замешиваются в растворе в качестве основного наполнителя и этим раствором штукатурят стены. Обходится такое утепление не дорого, но без навыков штукатура здесь не обойтись, так что своими руками далеко не каждый способен это сделать.
Керамзит Керамзит это пористые глиняные шарики, полученные путем обжига специальных сортов глины. Цена на такой утеплитель небольшая, но в гараже его можно использовать только для утепления пола.
Опилки Данный утепляющий материал можно смело называть практически бесплатным. Для гаражных работ подходят два варианта использования опилок. Это цементные плиты на основе опилок и так называемый опилкобетон. Подробней на технологии производства и монтаже я остановлюсь позже.
Пеноизол Если разбираться в химическом составе, то пеноизол это фактически жидкий пенопласт. Так как материал жидкий, работать с ним легче, но обойдется такое утепление в несколько раз дороже, чем обустройство пенопластом.
Пенополиуретан Я специально оставил пенополиуретан на «десерт». Дело в том, что в нашем случае он подходит меньше остальных. Мало того, что этот жидкий утеплитель сам по себе дорогой, так вам еще придется нанимать специалистов для нанесения. Самостоятельно здесь управиться нереально, нужна дорогостоящая спецтехника.

Если проанализировать все вышеизложенные варианты на соответствие цена/качество/простота обустройства, то лидирует пенопласт, за ним идут плиты минеральной ваты и замыкают эту почетную тройку материалы, сделанные из опилок .

Как бы вне конкурса у нас идет керамзит, среди недорогих утеплителей он лучше всего подходит для обустройства пола.

С тройкой лидеров мы определились, и коль у нас пенопласт оказался чуть ли не универсальным утеплителем, то рассказ о том, как утеплить гараж своими руками, я начну именно на примере пенопласта.

Вариант №1: пенопласт как универсальный материал для утепления гаража

Утепление гаража изнутри своими руками условно можно разделить на 4 этапа. Вам нужно будет утеплить пол, стены, крышу и гаражные ворота, при этом очередность действий большого значения не имеет.

Утепление стен гаража пенопластом

Так как стены гаража имеют самую большую квадратуру, значит, и внимание им нужно уделить больше.

Здесь есть маленький нюанс, обустройство блочных и металлических конструкций отличается, и дабы не было каши в голове, я буду рассказывать о каждой технике отдельно и начнем мы с металлических гаражей.

Плиты пенопласта классифицируются по плотности. От нее напрямую зависит не только прочность, но и цена. Так вот самый дешевый пенопласт обладает плотностью 15кг/м³, но он для утепления не подходит. Запомните, вам нужен ПСБ-С25, он обладает плотностью 25кг/м³. Можно брать и плотнее, но обойдется дороже.

  • При утеплении стен гаражей сваренных из листового металла проще всего пенопластовые плиты сажать на клей. В качестве клея можно использовать 2 варианта, пенопласт одинаково хорошо берется на «Жидкие гвозди» и на монтажную пену;
  • Лично я предпочитаю работать с монтажной пеной. Во-первых, она наносится быстрее, а во-вторых, пену в любом случае покупать, так как ею задуваются зазоры. И чтобы не тратиться и на клей и на пену, я приклеиваю пенопласт монтажной пеной;
  • Перед оклеиванием гладкий листовой металл нужно подготовить. Для этого сначала железо зачищается. В идеале зачищать нужно до голого, блестящего металла, но если старая держится хорошо, то не стоит слишком усердствовать. Зачищать металл можно крупным наждаком, ручной щеткой по металлу, а также при помощи насадки с корд-щеткой на электродрель или болгарку. Мне проще работать насадкой, стоит она недорого и на каждую стену уходит не более получаса;

  • Когда стены зачищены, вам нужно будет смахнуть с них пыль и обезжирить металл. Обезжиривать можно любой спиртосодержащей жидкостью, а также керосином или ацетоном;
  • Кстати, если вы имеете дело с гаражом собранным из профлиста, то там зачищать ничего не нужно. Профлист можно сразу обезжиривать и оклеивать пенопластом;

  • Дальше наносите на одну из сторон пенопласта произвольный узор из клея или пены и приклеиваете плиту к стене. Начинать можно с любого понравившегося угла, я обычно начинаю слева от ворот и иду по часовой стрелке;
  • Плиты приклеиваются как кирпичная кладка, со сдвигом между рядами. Процесс оклеивания жидкими гвоздями или монтажной пеной имеет свои нюансы. Так жидкие гвозди нужно намазать на лист, после этого приложить пенопласт к металлу, сразу оторвать и отставить в сторону примерно на 5 – 7минут. Только после этого лист можно приклеивать и он возьмется хорошо, иначе будет «плыть»;

  • У монтажной пены другая техника. Как известно пена после нанесения на любую поверхность начинает расширяться. Поэтому, когда вы приклеиваете на нее пенопласт, сам лист через каждые 10 – 15 минут нужно будет прижимать к стене, процесс расширения длится около часа;
  • Когда стены оклеены, зазоры между листами или какие-либо иные щели задуваются монтажной пеной, а после того как она высохнет, излишки срезаются;
  • В принципе на этом можно было бы и закончить. Но я рекомендую дополнительно оклеить стены фольгированым пенофолом или каким-либо иным подобным одеялом;

  • Дело в том, что в наших гаражах остро стоит вопрос дефицита полезной площади. И там где требуется пенопласт толщиной в 100 мм, можно наклеить плиты в 50 мм и укрыть их фольгированым пенофолом. Соответственно, там, где по проекту положено монтировать пенопласт 50 мм, можно обойтись тридцатью миллиметрами. Плюс покрытые мягкой фольгой стены смотрятся гораздо нарядней, чем голые пенопластовые листы, из щелей которых выглядывает монтажная пена.

Стены блочных гаражей также можно оклеивать пенопластом, но эта технология больше применяется для утепления снаружи, так как утеплитель дополнительно оштукатуривается. А изнутри в блочных сооружениях пенопласт монтируется под обрешетку.

Стены, оклеенные пенопластом, да еще и укрытые фольгированым пенофолом это недорого и весьма эффективно. Но каждый автомобилист знает, что в приличном гараже должна быть масса полочек, крючочков и прочих навесных приспособлений. А чтобы, образно говоря, в стену можно было забить гвоздь, она должна быть прочной и здесь не обойтись без выше упомянутой обрешетки.

  • Внутреннюю обрешетку лучше делать из брусков. Толщина бруска выбирается по толщине утеплителя. Блочные стены это не металл, они уже обладают определенной утепляющей способностью, поэтому практически повсеместно вплоть до северных районов здесь используется пенопласт толщиной 50 мм. Под обрешетку для пенопласта я всегда беру брусок 50х50 мм;
  • Направление укладки обрешетки зависит от вида финишной облицовки. Если это какая-нибудь реечная отделка, к примеру, вагонка или пластиковые панели, то обрешетка устанавливается перпендикулярно рейкам. Для листовой обшивки направление монтажа деревянной обрешетки особого значения не имеет, но чаще всего под лист бруски крепятся вертикально;
  • Шаг фиксации брусков на стене обычно делается четко по ширине листов пенопласта. Но желательно чтобы этот шаг не превышал 70 см;

  • Бруски крепятся на саморезы с пластиковыми дюбелями «Быстрый монтаж» или на анкера это уже зависит от материала, из которого сложены стены вашего гаража;
  • После того как обрешетка закреплена на стене, между брусками вставляются листы пенопласта. Если они входят плотно, то клеить их не обязательно. Вот в принципе и вся технология, дальше на обрешетку крепится финишная отделка. На мой взгляд, для гаража лучше всего подходит вагонка, фанера или OSB.

Утепление гаражного потолка пенопластом

Лучше всего пенопласт подходит для утепления изнутри потолков на металлических крышах, а также в блочных сооружениях, где в качестве крыши выступают железобетонные плиты перекрытия.

В обоих случаях технология будет примерно одинаковая. Как готовить металл для монтажа пенопласта я уже описывал в предыдущей главе. Что же касается железобетонных плит перекрытия, то здесь подготовка немного иная.

Для начала вам нужно будет заделать швы между плитами перекрытия, а также разного рода дефекты и сколы, если таковые имеются. Обычно для этого рекомендуют использовать шпаклевку на цементной основе.

Но я предпочитаю просто задувать все крупные дефекты потолка монтажной пеной. Естественно излишки пены после застывания нужно будет аккуратно срезать. После этого железобетонные плиты перекрытия следует покрыть грунтом глубокого проникновения. Таких составов сейчас много, но в большинстве случаев применяется бетонконтакт.

Дальше потолок утепляется примерно так же, как мы утепляли стены гаража. То есть, к металлическому потолку пенопласт приклеивается при помощи клея «Жидкие гвозди» или монтажной пеной. Но если на стенах было удобнее работать с пеной, то здесь больше подойдут именно «Жидкие гвозди».

К железобетонным плитам перекрытия пенопласт приклеивается также хорошо, как и к металлическим листам. Хотя если вы планируете в дальнейшем обшивать потолок каким-либо отделочным материалом, то нужно будет крепить к потолку деревянную обрешетку, закладывать между направляющими пенопласт и дальше уже нашивать выбранную вами облицовку.

Коль уж речь идет о том, как утеплить гараж недорого, самым лучшим вариантом будет оклеить потолок пенопластом и на пенопласт приклеить фольгированный пенофол. Ведь на потолке вам не нужно вешать полочки или забивать в него гвозди, а фольгированный пенофол, во-первых выглядит хорошо, а во-вторых является дополнительным слоем утепления, плюс создает эффект термоса и отражает вовнутрь тепловые лучи.

Пенопласт для утепления пола

Пенопласт в качестве утеплителя для пола подходит только в том случае, если планируете настилать деревянные полы. В стяжку пенопласт закладывать нельзя, потому как он не выдержит такого веса и попросту сомнется.

Из всех существующих ныне плитных утеплителей для закладки в армированную бетонную стяжку подходит только экструдированный пенополистирол. Этим материалом утепляют дороги, и даже взлетные полосы на современных аэродромах, так что вашу машину он уж точно выдержит.

Дабы утепленные деревянные полы стояли прочно и не просаживались на грунте, вам придется залить армированную бетонную стяжку. Естественно, если на пол уложены железобетонные плиты перекрытия, то никакой стяжки уже не нужно.

Чтобы обустроить армированную бетонную стяжку, вам нужно будет снять порядка 25 – 30 см грунта внутри гаража. Дно котлована следует хорошо утрамбовать и застелить геотекстилем или техническим полиэтиленом.

Дальше засыпается, выравнивается по горизонту и хорошо трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной 50 – 100 мм. По технологии на песчано-гравийную подушку нужно настелить еще один слой технического полиэтилена.

Но, исходя из опыта, в данном случае от этого правила можно отступить и сразу на подушке вязать арматурный каркас. Для армирования используется арматурный прут диаметром порядка 10 мм (±2 мм). Каркас вяжется в 2 слоя с разрывом порядка 30 – 50 мм между слоями.

Чтобы каркас держался в таком положении до заливки бетона, я на песчано-гравийную подушку в шахматном порядке выкладываю кусочки битого кирпича и на нем вяжу первый слой сетки.

Разрыв между первым и вторым слоем арматурного каркаса я опять же обеспечиваю за счет выкладки на кусочки битого кирпича. Особой точности в соблюдении зазоров здесь не требуется, главное чтобы сетка полностью «утонула» в слое бетона и при этом между первым и вторым слоем, а также между подушкой и нижней решеткой остались зазоры.

Толщина такой бетонной плиты должна быть не менее 100 мм. Бетон застывает в течение 28 суток. После этого на бетонную стяжку настилается сплошной слой гидроизоляции. Дешевле всего использовать технический полиэтилен.

Для утепления деревянных полов, пенопласта толщиной 50 мм будет вполне достаточно. А значит, в качестве несущих лаг мы используем деревянный брусок 50х50 мм. Лаги на пол монтируются с шагом 30 – 40 см и не более.

Между лагами как можно более плотно укладывается пенопласт, и все зазоры задуваются монтажной пеной. В гараже на пол настилается шпунтованная или просто строганная доска толщиной не менее 40 мм.

Все дерево, используемое для обустройства каких-либо конструкций в гараже нужно обязательно обработать защитными пропитками. На рынке сейчас продается масса разнообразных универсальных пропиток, так что с выбором проблем не будет.

Сверху деревянный пол в гараже можно просто выкрасить. Но я в таких случаях рекомендую застелить линолеум. Дорогой линолеум на основе брать не стоит, наша задача защитить верхний слой дерева от истирания, влаги и механических повреждений.

Утепление гаражных ворот пенопластом

В эконом варианте пенопласт, пожалуй, единственный материал которым можно качественно утеплить гаражные ворота. Речь пойдет об утеплении стандартных металлических двустворчатых гаражных ворот, которые на данный момент использует не менее 70 – 80% автомобилистов нашей великой родины.

Такие ворота зачастую свариваются из металлического листа толщиной от 3 до 5 мм, который базируется на каркасе из уголка или профилированной трубы. Как правило, уголок берется с крылом 45 мм, а профилированная труба используется квадратная или прямоугольная сечением не менее 40 мм.

Конечно, плиты пенопласта по аналогии с утеплением металлического потолка и стен можно просто приклеить изнутри ворот. Но ворота это не потолок, они постоянно находятся в движении, плюс велика вероятность механических повреждений утеплителя.

Поэтому на воротах лучше закрепить деревянную обрешетку из бруска 50х50 мм, в обрешетку заложить пенопласт, задуть монтажной пеной зазоры и зашить все, к примеру, листами OSB.

При этом деревянная обрешетка крепится не к основной поверхности гаражных ворот, а к несущему металлическому каркасу. В уголке или в профилированной трубе сбоку высверливается ряд отверстий и через них саморезами по дереву крепится деревянный брусок.

В качестве дополнительного теплового экрана иногда используется штора, подвешенная в верхней части проема гаражных ворот. В сети я часто встречал советы сделать такую штору своими руками из нарезанных полосок технического полиэтилена. Люди просто увидели нечто подобное на автомойках и решили, что такой прозрачный занавес можно сделать из полиэтилена.

Так вот, если вы любите свою машину, то я вам этим заниматься не советую. На автомойках такие шторы сделаны из мягкого прозрачного пластика и стоят они довольно дорого.

Полиэтилен для этого не подходит. Один из моих соседей сделал себе такую полиэтиленовую штору и радовался он ей не более месяца. Как бы это ни странно прозвучало, но оказывается, полиэтиленовые полосы оставляют на автомобильной краске микро-царапины. Через месяц машину пришлось заново полировать, а полиэтиленовая штора отправилась на мусорник.

Если уж так хочется недорогую штору, то установите сверху металлическую трубу или натяните струну и подвесьте на нее раздвижные шторы из обычного брезента. Естественно их придется своими руками раздвигать и задвигать, но зато машина будет целой и в гараже будет теплее.

Вариант №2: утепляем гараж базальтовой ватой

Как вы видимо уже поняли, пенопласт является едва ли не самым лучшим вариантом недорогого утепления гаража изнутри. Но он конечно не идеален. Пенопласт имеет 2 серьезных недостатка: во-первых, он горит, а во-вторых, в нем заводятся мыши.

Поэтому многие хозяева предпочитают использовать для утепления плотные плиты минеральной ваты. Самым лучшим представителем этого семейства сейчас считается базальтовая вата. Чтобы перепады влажности не вызывали усадку, плиты нужно брать с плотностью не менее 180кг/м³.

Скажу сразу, такие плиты обойдутся дороже пенопласта. Плюс не каждый гараж можно утеплить ватой. Так металлические конструкции утеплять ватой категорически не рекомендуется.

Дело в том, что теплопроводность металла достаточно высокая и если вы обошьете ватными плитами свой металлический гараж изнутри, то так называемая точка росы будет находиться внутри ватных плит, а значит, конденсат будет оседать именно там и гидроизоляция здесь будет бесполезна.

Каждый начинающий строитель знает, что вата в любом ее виде боится влаги, соответственно такое утепление очень быстро придет в негодность.

Что же касается блочных сооружений, то ватой изнутри их утеплять можно, и технология такого утепления мало чем отличается от выше изложенного монтажа пенопласта. Но некоторые отличия все же имеются.

  • Так для приклеивания ватных плит на бетонный потолок или стены используется строительный клей, примерно такой же, как для укладки кафельной плитки. Лично я в таких случаях использую сухие строительные смеси от марки «Ceresit»;
  • Фольгированный пенофол к ватным плитам уже не приклеится. Для фиксации такого одеяла через утеплитель в основе высверливаются глухие отверстия глубиной порядка 50 мм и в них загоняются пластиковые дюбеля-зонтики. Дюбеля загоняются в шахматном порядке с интервалом 30 – 40 см;

  • Хотя вата является отличным материалом для утепления двускатных крыш на деревянных стропилах, здесь она значительно опережает все утеплители, в том числе и пенопласт;
  • Так если кровля покрывается обычным шифером, то сверху на деревянные стропила набивается обрешетка и на нее укладывается шифер. Чтобы утеплить такую кровлю, изнутри сплошным полотном на обрешетку и стропила степлером крепится пароизоляционная мембрана. Дальше между стропил плотно вставляются ватные плиты, после чего плиты накрываются еще одним слоем пароизоляционной мембраны;
  • В принципе на этом можно и остановиться, но я всегда рекомендую дополнительно подбить внутренний слой пароизоляции решеткой из тонких деревянных планок, к примеру, 20х30 мм. Если жалко денег на струганные планки, то можно использовать и простой горбыль, но смотреться будет весьма посредственно. Кроме того, обрешетку из струганных деревянных планок можно легко обшить тем же пластиком или любым другим облицовочным материалом;

Пароизоляционная мембрана пропускает пар только в одном направлении и это нужно учитывать при ее монтаже, паропроницаемая сторона отмечена на самой мембране. Запомните, пар должен выходить из гаража на улицу.

  • Если же вы решили закладывать ватные плиты в обрешетку на стенах или между лагами деревянного пола, то деревянные бруски должны быть на 20 – 30 мм выше ватных плит. Здесь технология аналогична утеплению двускатной крыши.

Сначала крепится пароизоляционная мембрана, дальше вставляются плиты и все это накрывается еще одним слоем пароизоляции. Только между вторым слоем пароизоляции и любой финишной облицовкой должен оставаться вентиляционный зазор, для этого несущая обрешетка и делается на 20 – 30 мм выше утеплителя.

Вариант №3: утепление гаража опилками

Опилки это практически дармовой материал и ими наши предки утепляли дома с незапамятных времен. Но в случае с гаражом есть ряд ограничений. Так в металлических гаражах опилками можно утеплять только пол. В блочных строениях плиты из опилок можно монтировать практически везде, но исключительно под обрешетку.

Для монтажа в обрешетку вам нужно будет сделать своими руками плиты из опилок. Опилки берутся чистые, без вкраплений коры или иного мусора. Свежие опилки брать нельзя, они должны вылежаться не менее года в сухом помещении.

Для формовки плит придется сбить несколько деревянных форм. Обычно делаются плиты толщиной 100 – 150 мм. Раствор замешивается в пропорции 10 частей опилок, 1 часть цемента марки М500 и одна часть гашеной извести. Все это перемешивается в бетономешалке и только после этого постепенно добавляется вода.

Чтобы определить готовность, нужно сжать раствор в руке. Раствор должен слипаться, но при этом вода из него не должна вытекать. Для защиты от мышей в раствор добавляется 2 – 3% борной кислоты, а для эластичности блоков, в воде растворяется 1 – 2% желатина.

Раствор нужно засыпать в формы, слегка утрамбовать и ждать пока он высохнет. После чего такие брикеты закладываются в обрешетку. Только здесь достаточно дорогую пароизоляционную мембрану можно заменить дешевым пергамином.

Как видите хлопот с опилками намного больше, чем с пенопластом или минеральной ватой. Поэтому я, когда заходит речь об опилках, рекомендую утеплять ими только пол. Для этого нужно будет замешать опилкобетон.

Ниже в таблице я выписал состав такого опилкобетона.

Технологию обустройства бетонной армированной стяжки я уже описывал выше. Здесь она такая же, с той лишь разницей, что толщина такой армированной стяжки делается не менее 150 – 200 мм.

Пару слов об утеплении пола в гараже керамзитом

Керамзит является прочным, долговечным, а главное недорогим утеплителем.

Технология утепления пола в гараже керамзитом отчасти напоминает обустройство обычной бетонной стяжки, только толщина слоев будет немного другой.

  • Котлован здесь выкапывается глубиной порядка 450 мм. После чего основа трамбуется и застилается до самого верха с нахлестом на стены сплошным слоем гидроизоляции. Дешевле всего обходится технический полиэтилен;
  • На гидроизоляцию засыпается и трамбуется песчано-гравийная подушка толщиной порядка 50 мм;
  • Теперь в равных пропорциях смешивается керамзит средней и мелкой фракции, после чего утеплитель засыпается толщиной 300 мм;
  • Верхним слоем заливается железобетонная стяжка толщиной 100 мм. Об этой технологии я уже рассказывал выше.

Вывод

Как видите недорогое утепление гаража изнутри своими руками возможно, здесь главное не зацикливаться на чем-то одном, а подходить творчески к данному процессу. На фото и видео в этой статье показаны нюансы самостоятельного утепления гаража. Если после изучения материала возникнут вопросы, добро пожаловать в комментарии, побеседуем.

Похожие публикации