Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Политика и ее роль в жизни общества. Разновидности и проявления политики

Политика имеет множество конкретных форм проявления. Можно говорить о политике государственной, партийной, профсоюзной, публичной и внутриорганизационной. В государственной политике выделяются внутренняя и внешняя политика. Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности органов государственной власти в экономической, демографической, социальнокультурной, правовой, уголовноисполнительной, информационной и других сферах жизнедеятельности общества. В этих сферах государство использует широкий набор средств, направленных на закрепление или изменение существующих отношений путем согласования интересов, объединения сторонников проводимого курса. Государство как институт в разных странах с различной степенью активности участвует в управлении экономикой, сохранении или реформировании отношений собственности, применяя налоговые рычаги и осуществляя таможенную, валютную, эмиссионную политику. Для обеспечения общественной поддержки властвующая элита влияет на создание общественных статусов. Используя различные способы (экономические, пропагандистскоидеологические или репрессивные), государство поддерживает порядок, регулирует занятость, стимулируя создание рабочих мест; основывает систему социального воспитания, общего и специального образования, здравоохранения, физкультуры и спорта. Для поддержания правопорядка организуется розыскная и следственная, судебная и пенитенциарная системы, система работы адаптации и реадаптации лиц с девиантным поведением и т. д. Основой внутренней политики является соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, определяющее приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития. Внешняя политика включает в себя стратегию и тактику государства в отношениях с другими государствами и межгосударственными объединениями. Выделяют внешнеэкономическую политику, внешнюю культурную политику, в том числе поддержание связей с соотечественниками за рубежом, внешнюю военную политику. Внешняя политика как бы делится по секторам в зависимости от ориентации на те или иные регионы мира и международные организации: европейская политика, политика в отношении США, ЮгоВосточной Азии, прежде всего Китая, Японии, политика в отношении стран Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. В отношении международных организаций выделяются политика в ООН, в Совете Европы, в отношении НАТО, Европейского Союза. В основе внешней политики лежит создание союзов государств, которые способствуют изоляции недружественных стран и созданию выгодного положения на мировой арене. Внутренняя и внешняя политика тесно связаны между собой, поскольку и та, и другая, в конце концов, должны быть направлены на поддержание целостности государства, стабильности положения различных классов и слоев общества, связь поколений, реализацию общих интересов. Современная политика невозможна без хорошо разработанной стратегии и тактики, которые бы отражали исторические запросы и текущие интересы общества. В стратегии заложены долгосрочные цели и задачи, направленные на диссоциацию сил внутри страны и на международной арене. Тактика в зависимости от конкретных условий текущего момента корректирует данные направления, реализуя оперативнотактические задачи. Социальное, гуманистическое, культурное, идеологическое содержание политики так же многообразно, как и ее отдельные формы. Они сменяются с каждым поворотом истории, но их принципиальная структура неизменна. Она построена как оппозиция «друг – враг», объединяющая исходя из этого различные социальные и политические силы.

Еще по теме Конкретные формы проявления политики:

  1. 1.5. Инфляция: сущность, формы проявления, последствия. Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
  2. ГЛАВА III. Формы проявления диспозитивности в уголовном процессе
  3. § 1. Формы проявления диспозитивности в досудебном производстве
  4. § 3. Формы проявления диспозитивности в иных стадиях уголовного процесса
  5. § 2. Формы проявления диспозитивности при производстве в суде первой инстанции
  6. Конкуренция и формы ее проявления в отрасли. Конкурентоспособность предприятий отрасли
  7. Содержание социальной политики (типы и тенденции социального развития) Конкретно-исторический подход к социальному развитию. Типы состояний общества и типы социальной политики

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

Известно, что политика существовала не всегда. Долгое время люди жили без политики. Их жизнь носила общественный, а не политический характер. Это объяснялось тем, что общество было социально однородным, а людей объединяли общие интересы. В первобытном обществе при наличии примитивных орудий труда главной заботой людей было, как выжить, а выжить можно было только сообща, всем вместе. Целостность общества поддерживали обычаи, традиции, нравы, религиозные обряды и верования, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов. Но с ростом производительных сил и материального производства резко усилилась дифференциация общества: социальная, религиозная, этническая. Произошло разделение людей на классы и слои с разными, нередко противоположными, интересами и потребностями. Возникла угроза самому существованию общества. Чтобы не допустить распада общества и сохранить человеческую цивилизацию, постепенно возникают специальные институты (вожди, князья, советники, суды), высшей формой которых стало государство. Государство путём принуждения смогло снять и урегулировать имеющиеся социальные конфликты и противоречия, а также защитить население своей страны от внешних врагов. Таким образом, политика появилась как инструмент сознательного саморегулирования общества.

В древней Греции главной формой социально-экономической и общественной жизни был «полис» (город-государство), а ведение государственных и общественных дел в полисе именовалось «политикой» . В процессе исторического развития определение политики неоднократно менялось. Приведём лишь некоторые примеры в толковании этого понятия. Так, например, Платон определял политику как «искусство управления людьми». Однако ученик Платона Аристотель не согласился со своим учителем, заявив, что политика – это «обеспечение наивысшего блага граждан государства». Своеобразная трактовка политики даётся французским драматургом XVIII века Бомарше: «Политика – это искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей, выгода – её цель, интрига – средство». Прудон считал, что «политика – это наука о свободе». В.И. Ленин утверждал, что «политика – это фактическая судьба миллионов людей».

В настоящее время существуют десятки определений политики, отражающих ту или иную черту, свойство, аспект или функцию политики, включая всё богатство и сложность политики как общественного явления. Несмотря на кажущиеся различия в определении политики, это многообразие можно свести к четырём подходам.

Во-первых, политика как деятельность по достижению поставленной цели (Платон, М. Вебер, Г. Лассуэл, Т. Парсонс).

Во-вторых, политика как средство реализации интересов и потребностей людей с использованием институтов государственной власти (М. Дэбре, Б. Корчак).


В-третьих, политика как отношения людей, их организаций по поводу власти (Н. Макиавелли, В.И. Ленин, Р. Даль, К. Шмитт).

В-четвёртых, определение политики через её функции: поддержание стабильности и порядка, распределение ценностей, разрешение конфликтов, контроль над людьми (Ж.Ж. Руссо, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Дюверже).

Все эти многообразные проявления политики позволяют выделить её главную сущность, ибо, как говорил Гегель: «сущность является, явление существенно». Сущность политики – это вопрос о власти. Любой общественный процесс, событие или явление становятся политическими лишь в том случае, если затрагивают вопрос о власти. Никакая политика не может существовать отдельно от власти, как и власть не может существовать без политики. В итоге политика это отношения и деятельность людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Не случайно классик политической мысли М. Вебер подчёркивал, что политика – это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».

Политика имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. В качестве её элементов можно выделить:

– субъекты и объекты политики;

– политические отношения и деятельность;

– политическое сознание (это не только ценностные ориентации и установки индивидов, но и политические взгляды и теории);

– политическая власть и политический режим. Присущие политической власти принуждение и волевое воздействие придают политике характер господства и подчинения, консенсуса и сотрудничества. Политическая власть с помощью имеющихся у неё средств может влиять и даже изменять поведение не только отдельных людей и групп, но и общества в целом.

Политика в зависимости от характера, содержания и целей имеет множество конкретных форм проявления, которые условно можно разделить на две группы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика – это деятельность государства и других политических сил, направленная на сохранение, реформирование или коренное переустройство общества. К ней относится экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д. Внешняя политика – это деятельность государства за пределами своих национальных границ. Внешняя политика, как правило, продолжение внутренней политики. Её задача – создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития, обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны.

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

К основным формам проявления политической власти относятся господство, руководство и управление.

Наиболее рельефно политическая власть проявляется в господстве. Господство - это механизм осуществления власти, который принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления.

Наиболее развитая теория господства принадлежит М. Веберу. Он дал типологию форм легитимного господства, которая до сих пор остаётся доминирующей в современной западной социологии и политологии.

По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей, легитимное господство не может ограничиваться фактом политической реализации власти, оно нуждается в вере в ее законность и связано с разделением властей, с вычленением особого административного аппарата управления, обеспечивающего исполнение предписаний и приказов. В противном случае господство опирается главным образом на насилие, что и имеет место в деспотиях.

М. Вебер различает три типа легитимного господства (по их источнику).

Во-первых, это традиционный, основанный на привычном, чаще всего нерефлексированном убеждении в святости издавна принятых традиций и в законности предоставляемых ими властных прав. Эти освященные традицией нормы властных отношений указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей, они являются основой управляемости общества и послушания его граждан. Наиболее рельефно этот тип властных отношений виден на примере наследственной монархии.

Во-вторых, это харизматический тип властных отношений, который коренится в личной преданности человеку, по инициативе которого установлен порядок, основанный на вере в его особые отношения с Богом и великое историческое предназначение. Данный тип властных отношений базируется не на установленных законах и не на порядке, освященном многовековой традицией, а на харизме руководителя, которого считают пророком, гигантской исторической фигурой, полубогом, выполняющим «великую миссию». "Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании... или в парламенте, - пишет М. Вебер, - как раз означает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но потому, что верят в него" .

Харизматический тип власти в отличие от рационально-легального авторитарен. Разновидностью этого типа в нашей стране была система власти в период сталинизма. В основе той власти была опора не только на силу, но и на непререкаемый авторитет Сталина, партии у большинства населения СССР. Подчеркивая преимущественно авторитарный, деспотический характер властных отношений эпохи сталинизма, вместе с тем не следует отрицать наличия даже в тех условиях элементов демократии, но, безусловно, по преимуществу формальных.

Образы харизматических лидеров М.Вебер видел в Будде, Христе, Магомете, а также Соломоне, Перикле, Александре Македонском, Юлии Цезаре, Наполеоне. В XX веке сложилась своя плеяда харизматических лидеров. К этому типу лидеров можно отнести Ленина и Сталина, Муссолини и Гитлера, Рузвельта, Неру, Мао Дзе-дуна.

Харизматический тип властвования в большей мере характерен обществу, переживающему эпоху коренных перемен, революционных потрясений. С именем лидера массы связывают возможность осуществления благоприятных изменений в своей жизни и жизни общества. Слово лидера окружено ореолом непогрешимости, его произведения возводятся в ранг «священных книг», истина которых не может быть подвергнута сомнению, но харизма лидера, хотя и связана с его идеями, однако зависит она, прежде всего от эмоциональной приверженности масс. Обращая на это внимание, следует иметь в виду, что массы постоянно ждут от лидера подтверждения его особых, исключительных качеств руководителя. Повторение неудач может привести к потере лидером образа выдающейся личности. Поэтому харизматическая власть является менее стабильной по сравнению с традиционной и рационально-легальной. Об этом свидетельствует и наша современная политическая жизнь. Достаточно вспомнить начало политической деятельности М. Горбачева в роли политического лидера СССР и последние месяцы его пребывания в роли президента СССР, чтобы увидеть контраст его имиджа 1985-1987 годов и декабря 1991 года. Можно утверждать, что нечто подобное произошло и с образом Б. Ельцина, если сравнить его имидж в августе-сентябре 1991 года и его восприятие массами в 1999 году.

В-третьих, рационально-легальный тип господства, основанный на осознанном убеждении в законности установленных порядков и в правомочности определенных органов, призванных осуществлять власть. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство, в котором все подчиняются системе законов, установленных и применяемых в соответствии с определенными принципами. В современном государстве Конституция является основным законом, на котором базируются другие, менее значительные законы, решения, постановления. Именно Конституция устанавливает правила, которые обязательны для исполнения и управляющими, и управляемыми. Этот тип властных отношений основан на свободном волеизъявлении народа, выборности всех центральных органов власти, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Рационально-легальный тип власти является результатом достаточно длительной эволюции общества по пути цивилизации.

Таково современное понимание основных типов легитимного господства, выдвинутого в свое время М. Вебером. Чтобы сопоставить осуществленный анализ с первоисточником, приведем стержневое положение по этой проблеме из работы М. Вебера: "В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности... Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - «традиционное» господство, как осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет вне обычного личного дара... (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления... и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный «государственный служащий» и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении" . И далее М.Вебер замечает, что, конечно, чистые типы господства редко встречаются в жизни.

По сути М.Вебер в своей классификации дал идеальные типы легитимного властвования, которые не следует смешивать с конкретной политической реальностью того или иного общества. Рассмотренные типы власти могут проявляться лишь частично и в сочетании друг с другом. Ни одна система властных отношений не является только традиционной, рациональной или харизматической. Речь может идти только о том, какой из перечисленных типов является основным, ведущим. Классификация М.Вебера дает работающий инструмент познания сложной и многообразной политической жизни общества и в этом ее познавательная, эвристическая ценность.

Характеризуя господство, мы отметили, что признаком господства являются иерархия и социальная дистанция между господствующим и подчиненным. Иерархия и социальная дистанция находят выражение в различиях рангов, власти, престижа, в строгих правилах этикета и обращения друг к другу. Пожалуй, наиболее яркой иллюстрацией этих черт господства является табель о рангах, существовавшая с петровских времен в императорской России. Табель о рангах была универсальной системой, пронизывавшей всю российскую государственность, охватывавшей всех: от армейского офицера до консисторского чиновника, от педагога до полицейского, от дипломата до банковского служащего. В нее входила и система титулования, т.е. специального обращения к лицам, имеющим соответствующий чин. Чины 1-го и 2-го классов имели титул «высокопревосходительство», 3-го и 4-го «превосходительство», 5-го «высокородие», 6-8-го - «высокоблагородие», 9-14-го - «благородие» .

Если взять пример из нашей недавней истории, то можно привести ярко выраженные иерархические отношения на примере секретариата ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС, которые описывает в своих мемуарах бывший член Политбюро ЦК КПСС Н.И. Рыжков: "Персоны... занимавшие три высшие ступеньки иерархической лестницы, являлись элитой... элитой их делало именно местонахождение, то есть упомянутые ступеньки, а вовсе не личные качества. Хотя зачастую именно личные качества выводили их на эти ступеньки... но не всегда... На верхней обитали члены Политбюро. На средней -кандидаты в члены. И на третьей - секретари. Все было для них расписано однажды и навсегда: кто с кем рядом сидит в разных президиумах, кто за кем выходит на трибуну Мавзолея, кто какое совещание проводит и кто на какой фотографии имеет право оттиснуться. Не говоря уже о том, кто какую дачу имеет, сколько телохранителей и какой марки автомашину. Кто и когда установил этот железный порядок, - неизвестно, но не нарушается он и ныне -даже после смерти партии: из ЦК ловко переполз в другие «коридоры власти» .

В нормативной, этикетной стороне иерархических отношений не следует видеть только отрицательную сторону. В демократическом государстве разумно продуманные ритуалы, кодексы поведения и прочие этикетные начала вводят иерархические отношения в цивилизованные рамки, позволяют лучше, эффективнее решать задачи властвования и управления. Лучшие умы человечества это поняли давно. Вот, например, как учил 2,5 тысячи лет назад китайский философ Конфуций: "Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуалов приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости".

Формой проявления власти являются руководство и управление. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем прямого и косвенного воздействия на руководимые объекты. Оно может быть основано исключительно на авторитете, на признании руководимыми соответствующих полномочий у руководителей при минимальном осуществлении властно-принудительных функций. Политическое руководство проявляется в определении основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения. Схематично его можно определить тремя основными положениями:

1. Политическое руководство включает постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в определенный промежуток времени.

2. Оно предполагает выработку методов и средств достижения поставленных целей.

3. Политическое руководство состоит и в том, чтобы подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить поставленные задачи. К примеру, Барак Обама, пришедший в январе 2009г. в Белый дом, произвел порядка трех тысяч назначений на посты самых разных рангов в различных административных ведомствах, с которых вынуждены были уйти, «назначенцы» Д. Буша (младшего).

Понятие «политическое руководство» обычно разграничивают с понятием «политическое управление». Последнее выражается в функциях непосредственного воздействия, которые выполняются аппаратом управления, теми или иными чиновниками, не стоящими на вершине пирамиды власти. Именно в силу существенного различия между руководством и управлением В.И. Ленин считал возможным привлечь буржуазных специалистов для осуществления функций управления в первые годы после Октябрьской революции. "Мы, - писал В.И. Ленин, - должны обеспечить завоеванную революцией Конституцию, но для управления, для государственного устройства мы должны иметь людей, которые обладают техникой управления, которые имеют государственный и хозяйственный опыт, а таких людей нам взять неоткуда, как только из предыдущего класса" .

Словом, управленческая деятельность подчинена целевым установкам, выдвинутым политическим руководством, она направлена на выбор путей, механизмов достижения поставленных целей.

Показать, что стоит за разграничением понятий руководства и управления, можно, опираясь на мемуары бывшего президента США Р.Рейгана. Так, он пишет: "Президент не в силах осуществлять каждодневный контроль за деятельностью всех своих подчиненных. Его задача - задавать тон, указывать главные направления, очерчивать общие контуры политики и подбирать способных людей для осуществления этой политики" . И далее, конкретизируя понимание своей роли как политического лидера, руководителя, избранного на второй президентский срок, он говорит следующее: "... в области внутренней политики я направлю свои усилия на сокращение федеральных расходов и преодоление дефицита бюджета, постараюсь осуществить реформу налогообложения и продолжу модернизацию наших вооруженных сил; на международной арене мои основные задачи - заключить соглашение с Советским Союзом о значительном сокращении вооружений, улучшить отношения с нашими латиноамериканскими соседями, не прекращая борьбы с проникновением коммунизма в Центральную Америку, и постараться размотать клубок противоречий на Ближнем Востоке" . И еще одно важное замечание Р. Рейгана: "Я осуществлял общее руководство политикой, но конкретную повседневную работу предоставлял специалистам" .

Таковы основные формы проявления политической власти

Похожие публикации