Что такое компетенция педагога. Предметно-методологическая компетентность. Перечень предметных компетенций учителя права
Предметная компетентность учителя математики.
Учитель математики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.
Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.
Главным образовательным результатом освоения математики учащимся является формирование:
способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,
способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.
Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:
конкретные знания, умения и навыки в области математики, в том числе умения:
Формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),
Проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,
Выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,
Пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),
Применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;
способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.
Компетентный педагог сочетает теоретическое знание предмета с пониманием возможностей его практического применения и умеет применять данное знание. Он видит в реальной практике примеры, которые способны проиллюстрировать ученикам знание предмета. Знание предмета является необходимым, но недостаточным условием хорошего преподавания. Реально проблема заключается в том, что порой учитель, хорошо зная свой предмет, не способен эффективно организовать процесс обучения. Компетентность в предмете предполагает не только свободное владение педагогом фактической информацией, но и знание основных научных концепций, принципов, связей, методов исследования и нерешенных проблем. Педагоги, которые хорошо владеют своим предметом, знают, какие вопросы могут заинтересовать обучающихся, стремятся добиться глубокого понимания, информируют обучающихся о «черных дырах» в данной области познания.
Дети видят в таком преподавателе богатый источник информации по данному предмету. Также педагог может иногда «скрыть» информацию, чтобы заинтриговать детей и стимулировать их самостоятельный поиск. Когда ученики вовлечены в «научный спор», учитель демонстрирует им важность восприятия предмета как целостного образования с внутренней структурой и связями.
Компетентность учителя в предмете преподавания математики отражает уровень владения учебным материалом по предмету и данный показатель может быть оценен на основе следующих критериев:
I . Хорошо знает преподаваемый предмет
Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.
II. Рабочая программа по предмету построена с учетом межпредметных связей.
Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
III. При подготовке к урокам использует дополнительные материалы по предмету.
Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
IV. В процессе формирования новых знаний опирается на знания обучающихся, полученные ими ранее.
При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
V. Добивается высоких результатов по преподаваемому предмету.
Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.
Предметная компетентность учителя
Современная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентированного подхода к компетентностному подходу в образовании: теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (специалиста, выпускника, обучаемого) установить связь между знанием и ситуацией,сформировать процедуру решения проблемы.
Обобщенные предметные умения
(умение решать не те конкретные задачи, которые решают на уроках в школе, а те, что будут возникать в жизни, например, понимание иноязычной речи - для иностранного языка, интерпретации таблиц и диаграмм - для математики и т.д.).Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:
В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным
Полностью согласны с приведенной формулировкой
Формирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.
Одним из способов формирования предметной компетентности педагога является разработанная программа на уровне муниципалитетета и школы использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.
Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя:
- психолого-педагогическую культуру учителя,
- знание и учет возрастных особенностей,
- владение разными педагогическими технологиями,
- знание нормативно-правовой базы.
Предметная компетентность включает в себя:
- знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами,
- владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.
В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В. С. Выготского: "... учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником" (1). ПостанФормирование компетентности происходит на двух уровнях: РМО отвечает за знаниевую часть компетентности (дает определенную информацию), а деятельностное применение (освоение) происходит в основном на уровне образовательного учреждения. В этой модели основное внимание должно уделяться организации взаимодействия между двумя уровнями, чтобы удержать целостно процесс формирования компетентности. На уровне ОУ должен происходить также процесс формирования и компетентности ученика. Поэтому особенно значимо организовать на уровне ОУ обсуждение методов, способов, форм, средств формирования компетентности педагога и осуществить перенос на процесс обучения ученика. Кроме того, надо на уровне РМО, понимая, что компетентность формируется только в деятельности, обратить внимание на выбор содержания, средств, способов, методов формирования компетентности. Для успешной организации учебного процесса учителю нужно обладать в первую очередь не знаниями по тому или иному предмету, а техниками организации понимания в коммуникации, выведения в рефлексивную позицию. Для того, чтобы видеть ситуацию и организовать ситуацию рефлексию, педагог должен, прежде всего, обладать техниками проблематизации и схематизации, ему необходимы разные игротехнические средства. Основой профессионализма учителя на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е. И. Рогова "Личность учителя: теория и практика" (2) раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса. Использование широчайшего спектра возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связывается сегодня с формированием ИКТ-компетенции всех участников образовательного процесса.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Главной сегодняшней задачей образова-
Ния взрослых является производство
Компетентных людей – людей, которые
Были бы способны применять свои зна-
Ния в изменяющихся условиях, и …чья
основная компетенция заключалась бы в
Умении включаться в постоянное само-
обучение на протяжении всей своей жизни.
М.Ноулз
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества,т.е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя:
- Компетентность - это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
- Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
- Компетентность - это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
- Компетентность - это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
- Компетентность - это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Е.Н.)
Таким образом, получается, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности. Тогда логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:
- Социально-психологическиая компетенция , связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная компетенция , определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
- Общепедагогическая профессиональная компетенция , включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
- Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
- Управленческая компетенция , т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная компетенция , т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.
- , связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
- Компетенция в сфере инновационной деятельности , характеризующая учителя как экспериментатора.
- Креативная компетенция , т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
Для оценки профессиональных компетенций учителя можно воспользоваться следующей таблицей:
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
П/п | Характеристики, определяющие успешность учителя | 8-10 баллов-оптимальный уровень | 6-7 баллов- достаточный уровень | 5 баллов и ниже – Критический уровень |
Предметная компетенция: Знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета | Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся. | Учитель хорошо знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически | Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, меьодики |
|
Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности. | Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия. | Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. | Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика. |
|
Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения | Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников | Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником | Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения |
|
Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. | Учитель владеет технологиями самоанализа,умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Уметь спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета. | Учитель испытывает затруднение при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса. | Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении. |
|
Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент | Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы. | Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве. | Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения |
|
Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу | Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад | Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи | Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом |
|
Информационно-коммуникативная компетенция | Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса | Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения. | Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе. |
Анализ выделенных профессиональных компетенций позволяет определить уровень состояния компетенций в образовательном учреждении на данном временном отрезке, что важно лично для учителя, а также для определения проблемных ситуаций и принятия управленческих решений, что важно для администрации ОУ.
Понятие «компетентность» уже, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии.
Компетентность определяют:
как сочетание психических свойств;
как психическое состояние, которое дает возможность человеку действовать самостоятельно и ответственно;
как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.
Наличие компетентности можно определить по результатам профессиональной деятельности. Здесь, видимо, необходим научный подход к ее оценке.
По мнению А. К. Марковой, можно выделить такие виды профессиональной компетентности:
специальную компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие;
социальную компетентность - владение коллективной профессиональной деятельностью и принятыми приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
личностную компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития;
индивидуальную компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению, неподверженность профессиональному старению; умение рационально организовать свой труд (без перегрузок).
Совокупность этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, становлении личности и индивидуальности профессионала.
Для рассмотрения профессионально-педагогической компетентности возможен другой подход.
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) -- это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека.
В данном случае понятие «компетентность» связано непосредственно с педагогической деятельностью.
ППК - это способность педагога превращать свою специальность в средство формирования личности обучаемого.
Таким образом, ППК представляет собой совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структурировать научные и практические знания в целях более эффективного решения педагогических задач.
В качестве основных составляющих профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие.
Специально-педагогическая компетентность педагога предполагает его осведомленность и авторитетность в области конкретной науки (или нескольких наук), определяющей содержание учебного предмета, которым должны овладеть обучаемые.
Специальная компетентность педагога базируется на его научной компетентности (знания науки плюс умения и навыки применять их на практике), которая позволяет ему выступать только в роли источника знаний.
Научно-педагогическая компетентность предполагает умение педагога превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.
Методическая компетентность предполагает выбор оптимальных методов обучения для решения конкретных дидактических задач - в том числе обучения будущих педагогов методике преподавания.
Социально-психологическая компетентность педагога предполагает его знание процессов общения, которое осуществляется внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, между педагогом и обучаемыми, и с учетом этого успешное решение поставленных задач для достижения искомых педагогических результатов. Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуникативную компетентность.
Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучаемого, его способностей, сильных сторон его характера, достоинств и недостатков предшествующей подготовки, а также выработки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебно-воспитательном процессе.
Аутопсихологическая компетентность состоит в осведомленности педагога о сильных и слабых сторонах собственной личности и своей педагогической деятельности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность его труда.
Общепедагогическая компетентность предполагает осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого могут быть технологии обучения и воспитания.
Профессионализм в педагогической деятельности
Психологическая структура педагогической деятельности
Профессионализм деятельности рассматривается как качественная характеристика субъекта этой деятельности, которая определяется уровнем решения профессиональных задач и применяемыми с этой целью продуктивными способами. У разных людей уровень профессионализма деятельности различается.
Профессионализм педагогической деятельности проявляется в решении педагогических и функциональных задач.
Результатом решения педагогических задач является переход обучаемого из одного состояния в другое и достижение психического новообразования в личности или деятельности.
Результатом решения функциональных задач является создание инструментария педагогического воздействия для получения психологических продуктов деятельности. Наиболее эффективной формой такого инструментария являются педагогические технологии.
Профессионализм деятельности педагога может рассматриваться с учетом следующих аспектов:
Теории совершенствования профессионально-педагогической деятельности;
профессионализма педагогического творчества;
технологий исследования;
технологий психолого-педагогического конструирования;
технологий психолого-педагогического взаимодействия.
Для успешной подготовки к профессиональной педагогической
деятельности и ее выполнения необходимо знать структуру деятельности и ее объект.
В. Д. Щадриков на основе анализа теоретических работ и эмпирического анализа различных видов деятельности сделал обобщающий вывод о структуре деятельности, выделяя в ней следующие функциональные блоки:
мотивы деятельности;
цели деятельности;
программа деятельности;
информационная основа деятельности;
принятие решений;
Деятельностно важные качества.
Принимая в целом предлагаемую структуру, мы считаем, что подсистема профессионально важных качеств должна быть включена в личностный аспект, что и сделано нами при рассмотрении вопроса о профессионализме личности.
Психологическая структура педагогической деятельности - это последовательная взаимосвязь и система действий педагога, направленных на достижение поставленных целей посредством решения педагогических задач, В ней выделяются проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.
Проектировочный компонент включает: I) цель и стратегию деятельности; 2) определение форм, методов и средств достижения результата в соответствии с поставленной целью.
Конструктивный компонент включает: 1) отбор и структуру содержания информации, которая должна стать достоянием обучаемых; 2) проектирование деятельности обучаемых, в которой необходимая информация может быть усвоена; 3) проектирование собственных деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с обучаемыми.
Организаторский компонент включает организацию: 1) информации в процессе ее сообщения обучаемым; 2) различных видов деятельности обучаемых таким образом, чтобы результаты соответствовали поставленным целям; 3) собственных деятельности и поведения в процессе взаимодействия с обучаемыми. Основной функцией организаторской"деятельности является интеграция. Она, в свою очередь, достигается при использовании разнообразных средств, форм и методов организаторской деятельности. К ним относятся: учет, контроль, проверка исполнения, индивидуальная ответственность за результат своей деятельности.
Коммуникативный компонент включает установление правильных взаимоотношений между: I) педагогом и коллективом обучаемых; 2) обучаемыми в микрогруппах; 3) педагогом и педагогическим коллективом; 4) педагогом и администрацией.
Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает изучение: 1) содержания и способов воздействия на других людей; 2) возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей; 3) особенностей педагогического процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Структура обучающей деятельности педагога в соответствии со звеньями учебного процесса
Для обеспечения замкнутости и цикличности учебного процесса деятельность педагога должна включать следующие виды: планирование; организацию учебно-познавательной деятельности; предъявление информации; формирование умений и навыков; систематизацию знаний, умений и навыков; стимулирование и мотивацию личности обучаемого в процессе обучения; педагогическое диагностирование; контроль за ходом обучения, проверку и оценку усвоения содержания учебного материала; корректировку учебного процесса; анализ обучающей деятельности и ее результатов. Каждый из этих видов деятельности необходим, и все они взаимосвязаны.
Для более полного представления о структуре обучающей деятельности педагога (ОДП) важно выявить иерархию ее видов. Можно предположить, что один из них является основным, доминирующим, т. е. обеспечивает взаимосвязь деятельности педагога и обучаемых и всех компонентов процесса обучения.
Для того чтобы выполнять такую функцию, этот вид деятельности должен удовлетворять следующим требованиям:
находиться в сфере совместной деятельности педагога и обучаемых (обучающей и учебно-познавательной);
находиться во взаимосвязи с другими видами обучающей деятельности педагога и осуществляться непосредственно в процессе обучения (возможно, на любом из его этапов);
находиться во взаимосвязи со всеми элементами объекта обучающей деятельности педагога и иметь на них непосредственный выход.
Таким видом ОДП в предложенной системе является организация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Она удовлетворяет всем сформулированным требованиям к видам ОДП, применяемым в дидактической системе, и может рассматриваться в качестве доминирующего вида. В то же время диалектический подход не исключает возможность признания какого-либо другого вида ОДП в качестве основного на определенном этапе сложного педагогического процесса.
По отношению к каждому виду обучающей деятельности педагога совершенно справедливы слова А.Н. Леонтьева: «Реально же мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях... Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность» 1 .
Педагогическое творчество
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Психологический аспект творчества проявляется в личностном и процессуальном аспектах. Творческая деятельность осуществляется на основе способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Однако творчество человека - лишь одна из форм творчества. В самом широком понимании творчество свойственно и живой, и неживой природе. Оно является необходимым условием развития материи, образования ее новых форм, с возникновением которых происходит и изменение форм творчества. По мнению Я. А. Пономарева, творчество в самом широком смысле есть взаимодействие, ведущее к развитию.
Мы будем рассматривать только творчество человека, а еще конкретнее - творчество педагога. В связи с этим необходимо сказать о методах исследования творчества, которые делятся на две группы. В первую группу входят традиционные методы психологии творчества (существенный признак - использование непосредственного опыта). Во вторую группу входятнетрадиционные методы (существенный признак - проникновение в область непосредственно не отображаемых явлений). В данном случае интерес представляют методы исследования творчества, относящиеся к первой группе:
наблюдение за процессом собственного творчества;
изучение биографических данных других творцов, непосредственно связанных с творческим процессом;
анкетирование;
интервьюирование;
экспериментальные методы изучения процесса творчества;
тестирование, позволяющее изучить творческие способности и качества личности творца.
Профессиональное творчество проявляется в нестандартных способах решения задач, анализа ситуаций и принятия профессиональных решений. Результаты профессионального творчества могут быть в виде новых идей, закономерностей, законов, концепций, принципов, правил, теорий, моделей, технологий и т.д.
Одни и те же способности функционируют в различных сочетаниях и проявляются в разнообразных видах творчества. В педагогической деятельности образуется особая структура взаимодействующих способностей, приобретающих педагогическую направленность.
Творческий процесс педагога рассматривается как деятельность, направленная на решение учебно-воспитательных задач в изменяющихся обстоятельствах.
Творческий характер носит также реализация этого решения на практике в процессе общения с обучаемыми.
Творческий процесс педагога включает умение применять уже сложившиеся приемы и навыки деятельности в новой ситуации и умение создавать новые приемы и методы.
Мастерство педагога, будучи синтезом теоретических знаний и практических умений, воплощает в себе технологические, операционные и нравственные аспекты его деятельности и выступает как компонент творческого процесса.
Понятие «педагогическое творчество» шире понятия «творческий процесс педагога», так как включает еще творчество обучаемого и коллектива обучаемых во взаимодействии с педагогом.
Творческий процесс педагога как система включает две подсистемы:
научно-поисковую (логико-педагогическую);
субъективно-эмоциональную (эмоционально-творческую).
Но такое разделение возможно только в абстракции - на
практике обе подсистемы активно взаимодействуют и представляют собой единое целое.
Субъективно-эмоциональная сфера творческого процесса педагога включает:
Творческое самочувствие (ТС).
Искусство общения (ИО).
Педагогическую импровизацию (ПИ).
Творческое самочувствие - это результат подъема душевных сил педагога, совокупность ряда продуктивных психических состояний, обеспечивающих активную творческую деятельность.
Можно выделить следующие ступени ТС:
педагогическое вдохновение как предпосылка творческой деятельности;
педагогическое вдохновение как условие осуществления творческой деятельности;
педагогическое вдохновение как результат творческой деятельности, реализующийся в двух направлениях:
удовлетворенность сегодняшней деятельностью;
предпосылка творческого подъема в дальнейшей педагогической деятельности.
Искусство общения в коммуникативной деятельности - это приемы и навыки органичного социально-психологического взаимодействия педагога и обучаемого, содержанием которого являются обмен информацией, воспитательное воздействие с помощью различных коммуникативных средств, а также организация взаимоотношений между обучаемыми. Причем педагог активизирует этот процесс, организует его, управляет им, прогнозирует и обеспечивает коммуникативность педагогической деятельности.
Педагогическая импровизация - это способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучаемых, принимать решение сразу, порой без предварительного логического рассуждения - на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично действовать в изменяющихся обстоятельствах, чутко
Таблица 2
Уровни управления составляющими творческого процесса педагога
Уровни управления |
||
Творческое самочувствие |
Коммуни кативная деятельность |
Педагогическая импровизация |
1-й. Педагог не владеет своим творческим самочувствием и не умеет управлять им в своей деятельности |
1-й. Педагог не может педагогически целесообразно управлять своей коммуникативной деятельностью, которая выступает не как профессиональная, а как общечеловеческая форма взаимодействия |
1-й. Педагог не владеет техникой педагогической импровизации и не может сознательно, управлять ею в процессе творчества |
2-й. Педагог умеет управлять своим творческим самочувствием и может вызывать его накануне предстоящей деятельности |
2-й. Педагог в целом может управлять своей коммуникативной деятельностью: планирует ее перед уроком, ставит коммуникативные задачи и решает их. Однако он не всегда способен оперативно управлять этой деятельностью, которая понимается им как профессиональная форма взаимодействия. |
2-й. Педагог в целом управляет своей импровизационной деятельностью в заранее предполагаемых ситуациях творчества, однако не всегда оперативно и эффективно импровизирует в изменяющихся условиях деятельности |
3-й. Педагог умеет управлять своим творческим самочувствием на всех этапах процесса п едагогичес кого творчества, в изменяющихся условиях педагогической деятельности |
3-й, Педагог управляет своей коммуникативной деятельностью на всех этапах процесса педагогического творчества, в изменяющихся условиях коммуникативной деятельности. |
3-й. Педагог управляет своей импровизационной деятельностью на всех этапах процесса педагогического творчества, в изменяющихся условиях этой деятельности. |
4-й. Педагог умеет управлять своим творческим самочувствием в соответствии со своей творческой индиви- |
4-й. Педагог управляет своей коммуникативной деятельностью и организует продуктивное творческое взаимодействие с обучаемы- |
4-й. Педагог владеет педагогической импровизацией на всех этапах творческого процесса, используя ее как |
Уровни управления |
||
Творческое самочувствие |
Коммуникативная деятельность |
Педагогическая импровизация |
дуальностью в целостном педагогическом процессе |
ми, с учетом их коммуникативных возможностей, осознавая свою коммуникативную и кдивидуальность как компонент творческой педагогической индивидуальности в целом |
используя ее как средство активизации взаимодействия с обучаемыми, ощущая в импровизационной деятельности проявление своей творческой индивидуальности |
Учитывая важность всех перечисленных составляющих творческого процесса педагога, необходимо научиться управлять ими. С этой целью, по мнению В. А. Кан-Калика, могут быть выделены соответствующие уровни управления (табл. 2).
Введение
1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
2. Условия профессионального роста педагогов
Выводы
Заключение
Введение.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.
Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.
У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.
В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.
Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.
Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.
Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.
В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.
Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.
Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.
Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.
ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.
Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.
Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.
Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.
Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.
Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:
Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.
Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).
Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.
Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.
Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.
Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.
Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.
Этапы профессиональной самореализации:
Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.
Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).
Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).
Внесение творческих элементов в выбранную технологию.
Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).
Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :
Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;
Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;
Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;
Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.
Желание педагога познавать и самореализовываться.
Вывод. Заключение
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.