Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Строим смотровую яму в гараже своими руками. Как сделать смотровую яму в гараже своими руками Инструменты для создания ямы

В гаражном помещении смотровая яма становится просто незаменимой. С ней можно регулярно проводить практически профессиональный технический осмотр, делать плановую замену деталей, а также ремонт, по необходимости. Конечно, если автолюбитель уделяет своей машине достаточное время, сам занимается ее ремонтом и осмотром, ему просто необходимо соответствующим образом обустроить помещение. Сегодня мы узнаем, как может быть построена из кирпича. Определим все наиболее важные этапы, полезные советы, выясним, по какому алгоритму строить яму. Кроме того, рассмотрим конкретный алгоритм работы по возведению смотровой ямы из кирпича.

В первую очередь понадобится провести комплексные подготовительные работы. Сейчас мы выделим все наиболее важные моменты.

Грунтовые воды

Большое значение имеет один фактор риска – уровень подъема грунтовых вод. От этого во многом зависит конечный успех работы по строительству смотровой ямы. В некоторых случаях приходится отказаться от устройства такой ямы или погреба. Нужно быть заранее готовым к тому, что уровень вод окажется критичным.

К сожалению, в некоторых населенных пунктах вовсе нет геологических специализированных служб, где производят соответствующие изыскания. Но вы можете самостоятельно определить уровень подъема грунтовых вод с достаточно высокой точностью. Это делается следующим образом. Вам нужно выкопать шурф глубиной 2,5 метра. Следите, до какого уровня поднимется вода. Когда подтверждаются худшие прогнозы, то есть воды залегают слишком близко к уровню земли, от строительства смотровой ямы лучше отказаться. Конечно, чисто теоретически, можно обеспечить гидроизоляцию даже в такой ситуации, но тогда яма будет напоминать больше бункер, потребуются большие усилия и вложения в строительство, а опасность затопления все равно сохранится.

Еще один вариант, который поможет справиться с природным фактором риска, заключается в обустройстве дренажа. Бывает так, что автолюбитель занимается своей машиной профессионально, смотровая яма ему необходима, а возможности выбрать другой участок нет. В таком случае следует сделать качественный дренаж подпочвенных вод. Выкапывается специальный дренажный колодец за пределами гаражного помещения, куда и отводится вода. Но такая работа трудоемкая, требует существенных вложений.

Грамотно определяем размеры смотровой ямы

Очень важно сразу точно определить оптимальные параметры смотровой ямы. Она не должна быть слишком большой, но в тесноте работать тоже неудобно. Все должно быть грамотно подобрано, безусловно, в соответствии с габаритами автомобиля.

Остановимся на методах определения ключевых параметров.

  • Длина ямы. Учитывайте параметры автомобиля. Обычно стандартная длина смотровой ямы для легковой машины составляет примерно 4-5 метров. Чтобы обустроить удобный спуск с приставной или монолитной лестницей, надо добавить еще один метр. Это хорошие параметры, которые ориентированы на комфортное, рациональное использование смотровой ямы. Вам уже не понадобится регулярно передвигать автомобиль в ходе проведения ремонтных работ, как это бывает, если яма слишком маленькая, короткая.
  • Ширина. Здесь для вас ключевую роль играет расстояние между колесами машины. Стандартный параметр для современных легковых автомобилей – яма с шириной 75-80 см. Такой ширины будет вполне достаточно, при этом она не слишком большая.
  • Глубина. Тут все строго индивидуально. Конечно, в смотровой яме работают стоя. Некоторые выкапывают неглубокие ямы, чтобы не провоцировать давление и протекание грунтовых вод, однако работать сидя на табуретке неудобно. Лучше сделать хорошую глубокую смотровую яму. К росту автолюбителя прибавляется примерно 15 см. Когда возникают какие-то сомнения относительно глубины (например, когда в яме планируется работа нескольких людей с разным ростом), разумеется, лучше сделать ее больше. Ведь при необходимости под ноги просто можно сделать небольшой помост.

Когда параметры определены, надо сделать чертеж, а на нем прописать все точные размеры. Потом эта схема переносится на место строительства, выкапывания котлована.

Методы строительства

Процесс строительства во многом будет зависеть от метода обустройства смотровой ямы. Оптимальный вариант – закладывать основу сразу, еще на этапе возведения ленточного фундамента и цоколя гаража. В таком случае и котлован тоже выкапывает экскаватор. Параллельно идут и работы по гидроизоляции, вентилированию и утеплению ямы с гаражным помещением в целом.

Но достаточно часто приходится заниматься строительством уже после возведения коробки гаража. Конечно, тогда и копать котлован приходится вручную.

Обратите внимание на один существенный момент. Вам понадобится грунт от разработки, чтобы потом засыпать им пазухи, а также повышать уровень пола в помещении. Дело в том, что пол гаража делают по отметке выше, чем дорога, на которую автомобиль выезжает.

Строим смотровую яму

Пришло время подробно рассмотреть, как строить смотровую яму из кирпича своими руками. Начнем с уточнения некоторых моментов.

Уточняем размер котлована

Мы уже говорил о параметрах смотровой ямы. Но важно запомнить: котлован должен быть больше ямы! Учитывайте следующие параметры.

Вам предстоит выкладывать выравнивающий слой, который будет состоять из гравия, щебенки и песка. Стандартная толщина такого слоя – 50-100 мм. Это надо прибавить к глубине.

Из бетона с маркой 150-200 выполняется днище, толщина которого составляет примерно 100 мм. Это тоже отражается на глубине котлована.

Ширина и длина тоже увеличивается, поскольку толщина кирпичных стен составляет 250 мм, когда ведется строительство в один кирпич. Кроме того, между кладкой и стенкой котлована надо оставлять зазор примерно в 30-40 мм, чтобы затем сделать гидроизоляцию снаружи и уплотняющую засыпку грунтом.

Алгоритм работы

Вам понадобится щебенка, бетон марки 200, цемент, гравий и песок, а также гидроизолирующие листовые материалы (изолон), штукатурка, кисти с лопатами, уровень, приставная стремянка, металлический уголок, доски, пенополистирол для утепления, металлические трубы и решетки для устройства вентиляции.

Переходим к пошаговой инструкции.

  1. В первую очередь вся разметка с чертежа переносится на пол гаража в том месте, где вы и решили делать смотровую яму.
  2. Затем нужно вырыть котлован. Дно тщательно зачищается, после чего идет обустройство пола в яме. В процессе работы в яму лучше спускаться по приставной лестнице.
  3. После выравнивания пола выполняется устройство горизонтальной гидроизоляции днища. Используйте рулонные материалы, например, известный изолон. Материал популярный, проверенный. Можно взять рубероид, в крайнем случае – толстую полиэтиленовую пленку.
  4. Обязательно выведите края гидроизолирующего материала на 50 см за границы дна ямы. Потом их заворачивают, прикрепляют к наружной поверхности кирпичной кладки.
  5. Важный этап – бетонирование днища. Здесь надо сразу учесть размеры бетонной основы. Если яма планируется с шириной в 75 см, прибавляют толщину кирпичной кладки (50 см по периметру), а также делают запас 5-10 см. В результате ширина составляет 140 см. По такой же схеме высчитывается и ширина бетонной базы.
  6. Армирование опционально, хотя для большей надежности и долговечности лучше все-таки уложить армирующую металлическую сетку. Если вы взяли бетонную смесь М-200, а толщина бетонного дна составляет более 80-ти см, вполне допустимо обойтись и без армирования.
  7. Потом наступает время, когда необходимо дать возможность бетону застыть. На это уйдет минимум 3 дня.
  8. Теперь пора начинать кладку кирпичных стен смотровой ямы. Тщательно делайте порядовки, используйте уровень, чтобы кладка была отрегулирована по горизонтали. Здесь достаточно стенок в один кирпич. Не забывайте, что вам нужно оставить зазор между стенками котлована и кладкой.
  9. Выполняйте тщательное оштукатуривание стен с двух сторон. Хорошее решение – штукатурить кладку параллельно с возведением стен. Так, выложив 4 ряда, надо покрыть их слоем штукатурки снаружи и внутри.
  10. Уделите больше внимания наружной отделке стен. Необходима качественная обмазочная гидроизоляция. Используйте битумную мастику, горячий битум. Выполняется такая гидроизоляция обязательно в два слоя. Без этого не обойтись, поскольку именно такая мера позволит предотвратить появление сырости в смотровой яме. В противном случае стены будут вытягивать влагу из земли.
  11. Когда кладка полностью завершена, сделана наружная гидроизоляция, приходит очередь засыпки имеющихся пазух. Тут вам пригодится оставшийся от копания котлована грунт. Его засыпают по 15 см, тщательно трамбуют, потом делают следующий слой. Такая послойная трамбовка тоже очень важна. Лучшее решение – добавить в грунт глину. Уплотненный глиняный слой станет надежной дополнительной преградой для проникновения влаги, а также монолитной опорой для кладки.

Если вы хотите проводить в смотровую яму освещение, сразу предусмотрите в кладке ниши для осветительных приборов. Также стоит сделать дополнительную большую нишу для хранения наиболее востребованного инструмента, гаечных ключей.

Обустраиваем смотровую яму

Важно провести достаточно объемную дополнительную работу, чтобы полностью обустроить смотровую яму в гараже.

Ниши

Они пригодятся для осветительных приборов и инструментов. Предусмотреть их нужно в процессе кладки кирпичных стен. Оптимальные размеры для стандартной ниши следующие: глубина в 12 см, высота в 25-30 см, а длина примерно 50-75 см.

Сбор воды

Приямок – очень полезная вещь в смотровой яме. Ведь даже при безупречной гидроизоляции вам понадобится как-то избавляться от влаги, которая может заноситься на колесах, капать с автомобиля. Оптимальный вариант – сделать сборник жидкости на дне смотровой ямы. Для этого к одному углу делается минимальный уклон. Там выкапывается небольшое углубление. Оно тоже цементируется, чтобы края не обваливались. Поскольку можно случайно наступить туда, приямок накрывается прочной решеткой.

Вентиляция

Желательно сделать принудительную или естественную вентиляцию в смотровой яме. Используйте металлические трубы, небольшой вентилятор. Вентилирование поможет быстро устранять из ямы все вредные испарения, а также предотвращать образование конденсата. И находится в таком пространстве гораздо комфортнее, безопаснее.

Укрепление краев ямы

Края ямы должны быть хорошо укреплены. Обязательно этим займитесь, чтобы яма не осыпалась, выдерживала давление колес автомобиля. Вам понадобится металлический уголок № 45-50. Из него сваривается обрамляющая рамка по всему периметру смотровой ямы. Чтобы рамка была надежно зафиксирована, к внешним боковым сторонам надо приварить анкерные выпуски с диаметром 6-10 мм. Они должны располагаться через каждые 25 см. Когда пол гаража дополнительно бетонируется, они входят в бетонную основу.

Закрываем яму

Чтобы оградить яму от всех внешних воздействий, ее желательно закрывать на те периоды, когда не используется. Стоит учесть этот момент уже на этапе сваривания уголков для рамки. Сварите их так, чтобы доски удобно вставлялись в нее по узкой стороне.

Ограничители для колес

Продумайте момент заезда автомобиля в зону над смотровой ямой. Чтобы колеса даже случайно в нее не попали, необходимо специально установить для них ограничители. Для этого берите металлический профиль: уголок, швеллер или трубы. Металлическое обрамление должно возвышаться над полом, ограждая яму от заезда машины.

Утепление

Хорошее решение – утеплить смотровую яму. Для этого подойдут листы пенополистирола, которые можно просто наклеить на стены из кирпича.

Освещение

Позаботьтесь и об освещении пространства ямы. В заранее подготовленные ниши установите лампы, проведите в пластиковых каналах кабели. Освещение обеспечит комфортную работу в любое время.

Пошаговая инструкция с фото от гаражника

Инструкция с фото по шагам позволяет получить наглядное представление о процессе работы по строительству смотровой ямы из кирпича своими руками.


  1. Сначала было просто работать: шла копка песка.
  2. Потом пошла глина, поэтому стало труднее копать.
  3. Сделал коробку гидроизоляции из изопласта. Временно уложил доски для фиксации.
  4. Уложил армирующую сетку.
  5. Начал класть кирпичные стенки.
  6. Сделал ниши по бокам.
  7. Углубления разных размеров: для инструментов, для светильников.
  8. Ниши тоже оформил металлическими рамками.
  9. Ниша для лампы маленькая.
  10. Взял часть бетона, по две части цемента и щебенки. Сделал бетонную заливку.
  11. Бетоном залил аккуратно: внутри пол, снаружи, вокруг ямы, чтобы укрепить дополнительно.
  12. Тщательно оштукатурил стены.
  13. Сделал в кармане розетку для переносной лампы.
  14. Провел кабель.
  15. В нишу вставил лампу.
  16. Вот так выглядит готовая яма с освещением.

Видео: учимся делать смотровую яму

Вы сумеете лучше разобраться во всех тонкостях строительства смотровой ямы в гараже, если посмотрите следующий материал на видео. Можно сделать яму своими руками. Главное, запомнить все важные советы, алгоритм работы. Полное представление будет получено после просмотра следующего ролика: в нем подробно рассказывается и показывается на конкретном примере, как выполнять строительство смотровой ямы в гараже.

Будьте внимательны, действуйте аккуратно.

Собственный гараж со смотровой ямой - мечта любого автовладельца. Так почему бы не воплотить её в жизнь своими руками? Ведь гаражная яма обеспечит доступ к важным узлам автомобиля, что позволит выполнять техосмотр и ремонтные работы, не обращаясь к мастерам автосервиса.

Зачем нужна смотровая яма и какой она должна быть?

Гаражная яма - главный помощник автолюбителя. Она позволяет выполнять диагностику, обслуживание и мелкий, а то и капитальный ремонт автомобиля самостоятельно.

Стоит помнить о том, что смотровая яма является повышенным источником влажности. А значит, важнейшей задачей при её строительстве является гидроизоляция.

Сырая смотровая яма быстро сведёт на нет микроклимат в помещении гаража, что обязательно повлечёт за собой появление ржавчины и плесени.

Сырость, идущая из смотровой ямы, резко снижает комфорт при нахождении в гараже, особенно в холодное время года. А это уже опасно для здоровья, поэтому яму нужно содержать идеально сухой: потёки масла или лужи воды не допускаются.

Прежде чем проводить любые капитальные мероприятия в гараже, необходимо:

  • изучить особенности почвы под гаражным сооружением и установить глубину залегания грунтовых вод;
  • оценить состояние фундамента.

Опираясь на достоверные геодезические данные, а также требования строительных норм, можно будет принять технически грамотное и экономически обоснованное решение.

Внимание: при планировании смотровой ямы обязательно следует предусмотреть материал для закрытия на время простоя. Это исключит воздействие чрезмерной влажности на днище и нижнюю часть кузова автомобиля.

Размеры

Смотровую яму разумно располагать не посередине, а ближе к одной из боковых стен и в глубине гаража. И без того небольшую площадь тесного или узкого помещения уменьшать, конечно, не стоит. Но строить смотровую яму длиной менее 2 м вряд ли будет целесообразно.

Оптимальная глубина принимается равной среднему человеческому росту (170–180 см) в сумме с небольшим запасом в 15–20 см для увеличения угла обзора днища авто.

Главные требования ко входу в смотровую яму - безопасность и эргономика. Если гараж имеет небольшую длину, но достаточно широк, вход смотровой ямы можно сделать боковым.

Ширина гаражной ямы напрямую зависит от размеров помещения и, конечно же, габаритов авто. В частных автогаражах эта величина принимается равной 70–80 см для легковых авто и 110–120 см для грузовиков и микроавтобусов.

Внимание: глубину смотровой ямы лучше принять с некоторым запасом. На дне сооружения всегда можно обустроить возвышение, что обеспечит удобство выполнения отдельных технических операций, в то время как проход под поставленной на яму машиной не будет ничем стесняться. Кроме того, на стенах ямы стоит предусмотреть специальные ниши и углубления, в которых можно будет складывать инструмент или автомобильные запчасти.

Особенности гидроизоляции и теплоизоляции гаражной ямы

Выбирать материалы для гидроизоляции и утепления смотровой ямы необходимо на стадии планирования. Это позволит правильно рассчитать параметры сооружения и принять решение по его внутренней отделке.

Материалы для гидроизоляции

В качестве гидроизоляции для гаражной смотровой ямы можно использовать:

  • битумные материалы (рубероид и его разновидности, битумную смолу; срок эксплуатации 10–15 лет);
  • полимерный геотекстиль (одно- и многослойные полимерные мембраны на самоклеящейся основе; срок службы составляет не менее 50 лет);
  • проникающие составы (сухие минеральные или минерально-органические смеси, разводимые водой непосредственно перед применением; срок службы равен сроку эксплуатации обрабатываемых поверхностей);
  • жирная глина в сочетании с продуктами нефтепереработки (в комбинации с современными материалами жирная глина увеличит эксплуатационный период основной гидроизоляции);
  • жидкая резина (эмульсия, в состав которой входят латекс, полимеры и стабилизирующие вещества; срок службы около 25 лет);

Гидроизоляцию гаражной ямы необходимо выполнять в комплексе с теплоизоляционными мероприятиями. Последние позволяют снизить утечки тепла через пол и стены сооружения, а также минимизировать количество конденсата, образуемого вследствие перепада температур.

Теплоизоляционные мероприятия

Для теплоизоляции смотровой ямы прекрасно подходят экструдированный пенопласт и керамзит. Первый укладывается на гидроизоляцию стен сооружения и укрывается пароизоляционной плёнкой, после чего заливается бетонная стяжка.

Керамзитом засыпается песчано-гравийная подушка, обустраиваемая на дне ямы. На утрамбованную подушку устанавливается пароизоляция, после чего выполняется заливка или укладка пола.

Внимание: при высоте залегания грунтовых вод менее 2,5 м необходимо организовать дренажную систему с водоотводом за пределы помещения гаража.

Освещение и вентиляция смотровой ямы

Наличие в смотровой яме системы освещения является обязательным условием комфортной и безопасной работы. Осветительное оборудование должно иметь невысокую мощность и ему необходима надёжная защита от влаги и механических повреждений.

В гаражной яме можно устанавливать:

  • светильники напряжением до 36 В (люминесцентные лампы);
  • низковольтные лампы напряжением 12 В (светодиодные светильники);
  • лампы напряжением 220 В во влагозащищённом исполнении (не ниже IP54);
  • аккумуляторные светильники с герметичным корпусом.

Одним из наиболее популярных решений являются лампы дневного света 36 В в защищённом водонепроницаемом корпусе. Они потребляют незначительное количество электроэнергии, что выгодно при длительных периодах освещения. То же можно сказать и о светодиодах, применение которых обеспечивает высокий уровень электробезопасности.

При освещении смотровой ямы оборудованием, работающим под напряжением 220 В, необходимо выполнить скрытую прокладку электропроводки с обязательной гидроизоляцией последней, а светильники закрыть плафонами с решёткой; все металлические элементы системы заземлить от единого контура, выведенного за пределы помещения гаража.

Светильники на аккумуляторах применяются для освещения смотровых ям редко ввиду высокой стоимости, а также сложности ремонта или замены повреждённых элементов. Однако при невозможности обустройства стационарного освещения такое оборудование является наиболее подходящим решением.

Внимание: в смотровой яме нельзя устанавливать розетки и выключатели. Для удобства выполнения отдельных видов работ гаражную яму рекомендуется оснастить переносным светильником со специальным корпусом (с ручкой для переноса, подставкой для стационарной установки и крюком или зажимом для подвешивания) на защищённом электрическом шнуре длиной не менее 4 м.

Что касается вентиляции гаражной ямы, в большинстве случаев её оставляют естественной.

Принудительный воздухообмен целесообразно организовывать в тесных помещениях, где быстро скапливаются выхлопные газы, а также в гаражах, установленных на участках с высоким уровнем грунтовых вод.

Вентиляция в гараже обустраивается следующим способом:

  1. Вытяжное отверстие с защитой от задувания ветром и попадания дождевой воды обустраивается под потолком гаража с подветренной стороны.
  2. Приточное отверстие выполняется на расстоянии не более 50 см от пола, желательно поближе к смотровой яме, с наветренной стороны.
  3. Вытяжное и приточное вентиляционные отверстия закрываются металлической или пластиковой решёткой.

Внимание: для повышения интенсивности воздухообмена вытяжное отверстие гаражной вентиляции можно снабдить вентилятором небольшой или средней мощности с питанием от распределительного щитка или аккумулятора.

Строим смотровую яму в гараже своими руками (с чертежами)

Гаражная яма должна быть расположена таким образом, чтобы можно было выполнять постановку автомобиля на неё под некоторым углом. Это облегчит доступ к определённым узлам машины, а также упростит выполнение многих технических операций. Длина сооружения зависит от длины машины (с учётом запаса 1 м).

Проект

Основательно подойти к делу при строительстве гаражной ямы поможет не что иное, как предварительный расчёт её параметров. А выполняется он исходя из размеров машины, но с некоторым запасом на случай смены последней в будущем. Например, если длина автомобиля Opel Kadett равна почти 4 м, то у Scoda Octavia она составляет 4,6 м.

Возьмём среднее значение 4,5 м и получим, что при учёте запаса в 1 м длина смотровой ямы составит 5,5 м.

Глубину сооружения следует принять в соответствии с ростом владельца гаража. При среднем показателе 175–185 см нормальная для работы глубина смотровой ямы составит не менее 195 см, а ширина, достаточная для свободного передвижения и выполнения технических операций, - минимум 0,8 м. Для ровного счёта примем последнюю величину равной 1 м и получим основные параметры смотровой ямы:

  • длина 5,5 м;
  • ширина 1 м;
  • высота 1,95 м.

Перенести полученные размеры на бумагу можно с помощью аксонометрической проекции или плоского изображения.

Во втором случае понадобятся два рисунка - для проекций сооружения на вертикальную и горизонтальную плоскости.

При создании чертежа смотровой ямы необходимо учитывать толщину гидро-, тепло- и пароизоляции, а также бетонной стяжки. Это позволит более точно определить объём земляных работ.

Внимание: если гараж используется только для хранения автомобиля, смотровую яму удобнее располагать по центру помещения. В том случае, если по совместительству помещение используется как мини-мастерская или кладовка, центральную ось сооружения лучше переместить ближе к одной из стен. При поставленном на яму автомобиле в таком гараже останется достаточно места для прохода и работы за верстаком.

Подготовка инструмента и сбор материалов

Утвердив строительный проект, можно приступать к закупке материалов. Чтобы не терять время, стоит параллельно подготовить инструмент, который понадобится в процессе работы. В список необходимого не помешает включить:

  • строительную рулетку, маркер, нож;
  • кирку, лом, совковую и штыковую лопаты;
  • строительный уровень;
  • бетономешалку;
  • сварочный аппарат;
  • мощный перфоратор или отбойник;
  • бетонорез;
  • молоток, плоскогубцы и набор отвёрток;
  • дисковую пилу с обрезными кругами по металлу;
  • строительный мастерок;
  • электродрель с миксером для замешивания раствора;
  • вёдра и ёмкости для воды, строительных смесей и раствора.
  • ёмкость для нагрева битума;
  • горелка для проклейки рубероида;
  • вал для укладки битума;
  • тёрка для выравнивания бетонных поверхностей.

В поисках сил и средств для реализации проекта в жизнь не стоит забывать и о внушительном списке строительных материалов. В него входят:

  • цемент, песок и щебень или гравий (для производства цементного раствора, бетона и уплотнительной подушки);
  • керамзит и/или гравий (в качестве стабилизирующей и теплоизолирующей подушки под стяжкой пола);
  • утеплитель (экструдитрованный пенопласт);
  • поверхностная гидроизоляция (проникающий состав для обработки бетонных поверхностей);
  • дренажная труба;
  • арматура диаметром 10–12 см (для армирования пола смотровой ямы);
  • доски, деревянные бруски, гвозди и проволока (для сооружения опалубки);
  • кирпич (в случае строительства стен методом кирпичной кладки)
  • пароизоляционная плёнка (для предотвращения скопления конденсата на стенах и полу смотровой ямы);
  • стальной уголок 20*20 мм (для обрамления верхнего периметра смотровой ямы);
  • обработанные антисептиком и водонепроницаемой краской доски и брусья (для изготовления крышки смотровой ямы);
  • рулонный рубероид;
  • битумная смола (мастика).

Внимание: количество стройматериалов принимается в зависимости от размеров ямы с 2–10% запасом.

Разбор гаражного пола и земляные работы

Для реализации строительного плана первым делом нужно освободить территорию. Всё лишнее из гаража придётся на время убрать, а также подготовить площадку за пределами помещения для складирования земли.

Порядок последующих действий будет таким:

  1. На полу гаража с помощью мела, уголка и правила наносятся очертания смотровой ямы.
  2. Получившийся прямоугольник увеличивается на 10–15 см с каждой стороны, что необходимо для удобства выполнения земляных работ.
  3. По линиям, которые получились на этот раз, выполняется разборка пола.
  4. Если пол гаража сделан из бетона, сначала придётся поработать бетонорезом, а также познакомиться с возможностями найденного по такому случаю отбойника (в крайнем случае перфоратора высокой мощности, вооружённого зубилом).
  5. При работе с железобетоном нужно помнить об арматуре. В стандартной ЖБ-плите она находится на глубине от 5 до 10 см. Металлический скелет бетонной стяжки нужно аккуратно разрезать дисковой пилой, для чего прежде понадобится расширить место среза перфоратором или отбойником.
  6. После удаления слоя бетона с арматурой остаётся удалить остатки стяжки.
  7. Разобранный бетонный пол открыл доступ к грунту под гаражным помещением, в котором нужно вырыть котлован глубиной 195–200 см, шириной 115 см и длиной 5,5–5,6 м.
  8. При выполнении земляных работ следует регулярно контролировать вертикальный уровень стен котлована и глубину последнего, а также позаботиться о том, чтобы в яме не было воды, а стены её по мере углубления не осыпались.

Внимание: при необходимости стены котлована можно временно укрепить с помощью деревянных брусьев. Землю, полученную в процессе рытья траншеи, желательно выносить за пределы помещения, дабы его не загромождать. В процессе подготовки котлована работать нужно в тёплой одежде, поскольку по мере углубления ямы будет расти уровень влажности, а также снижаться температура в гараже.

Гидроизоляция гаражной ямы: важные моменты

Никакие ухищрения не спасут смотровую яму от подтопления в случае поднятия грунтовых вод или обильных осадков, а сам гараж от сырости, грибка и плесени, если не уделить должного внимания отводу воды. Сделать это можно лишь с помощью дренажной системы: она обеспечит защиту от проникновения дождевой воды и почвенной влаги под внутренний периметр помещения.

Самостоятельная установка дренажа

Для установки дренажной системы понадобятся дренажные трубы, обёрнутые геотекстилем, а также отрезок трубы ПВХ диаметром 100 мм и соединительные элементы.

Длина дренажа будет соответствовать внешнему периметру отдельного гаражного строения. Выход системы обустраивается на расстоянии не менее 5 м от гаража. Очень желательно, чтобы слив осуществлялся в близлежащий овраг или другое естественное углубление почвы.

Если таковое на участке отсутствует, вывод дренажа необходимо будет вывести в специальную ёмкость, которую нужно закопать минимум на 20 см ниже уровня дренажа и оснастить насосом для откачки воды с поплавком.

Дренаж обязательно оснащается смотровым колодцем, в роли которого можно использовать вертикально установленную и подсоединённую к дренажному периметру трубу ПВХ. Верхний конец последней закрывается защитной крышкой.

Установка дренажной системы выполняется в несколько этапов:

  1. Вокруг строения гаража на расстоянии до 0,5 м выкапывается траншея глубиной, равной глубине фундамента гаража, и шириной до 0,5 см.
  2. На дно дренажного рва укладывается 10-см подушка из песка и гравия (для защиты системы от разрушения под воздействием давления почвы).
  3. Песчаная подушка устилается геотекстильной плёнкой.
  4. В траншею укладываются дренажные трубы и соединяются в замкнутую систему с выводом на ёмкость или естественное углубление на местности.
  5. Дренаж засыпается подушкой из смеси песка и щебня (гравия), которую в процессе необходимо тщательно, но аккуратно (чтобы не повредить трубу) утрамбовать.

С установкой дренажа самое слабое место в системе гидроизоляции гаража - подошва его фундамента - будет надёжно защищено от проникновения воды извне сооружения. В результате снизятся требования к влагозащите смотровой ямы.

Внимание: сверху дренаж можно укрыть грунтом, дёрном или бетонной стяжкой (выбор осуществляется на усмотрение владельца гаража). Ёмкость для отвода воды лучше устанавливать пластиковую, поскольку прослужит она намного дольше металлической, а дренажный сток использовать для полива огорода при условии, что в него не попадают химические вещества, используемые при уходе за автомобилем.

Защита от влаги и сырости

С гидроизоляции котлована начинается основное строительство. Решается эта задача в несколько шагов:

  1. На дно котлована укладывается и утрамбовывается подушка из гравия толщиной 10–15 см, которая сверху укрывается 5 см песка.
  2. Стены смотровой ямы укладываются слоем жирной (красной) глины.
  3. На поверхности пола расстилается рубероид. Делать это необходимо внахлёст на 10–15 см и с таким же запасом, выступающим на поверхность стен.
  4. Линии нахлёста уложенного на дно котлована рубероида пропаиваются горелкой или проклеиваются расплавленной битумной мастикой. Последняя укладывается с помощью специального вала.
  5. Аналогичным образом рубероид укладывается на стены. Вертикальные и горизонтальные углы котлована дополнительно проклеиваются битумом или пропаиваются с помощью специальной горелки.
  6. Поверх рубероида с обязательной проклейкой всех углов и стыков укладывается пароизоляция из толстой полиэтиленовой плёнки.

Пол и стены смотровой ямы своими руками

Если гидро- и пароизоляция котлована готовы, пора приступать непосредственно к строительству. Для этого нужно заранее подготовить строительную площадку, инструмент и материалы, необходимые для приготовления бетона, утепления и армирования стяжки.

Заливка пола

Начинается строительство со стяжки пола. Её заливка осуществляется по следующей методике:

  1. На дно котлована, укрытое гидроизоляцией, необходимо уложить 10–15 см чернового бетона (марки не ниже М200). Последний готовится на бетономешалке в пропорциях от 1:3:4,5 (цемент:песок:щебень).
  2. После частичного высыхания поверхность черновой стяжки выравнивается с помощью специальной тёрки из дерева или твёрдого пенопласта.
  3. При необходимости черновая стяжка укрывается слоем утеплителя (экструдированным пенопластом толщиной 5 см).
  4. Поверх термоизоляционной прокладки или, в случае отсутствия таковой в проекте, черновой стяжки монтируется арматурный каркас стяжки пола. Для этого понадобится стальная арматура диаметром 10мм и проволока или сварка, с помощью которых сетка будет фиксироваться перед заливкой стяжки.
  5. На бетономешалке или с помощью миксера готовится цементно-песчаный раствор в пропорции приблизительно 1:4, который заливается на армирующий каркас так, чтобы толщина стяжки составила не менее 5 см.
  6. Через 2–3 часа после заливки бетона его поверхность выравнивается с помощью тёрки, после чего можно приступать к строительству стен смотровой ямы.

Внимание: заливку чернового бетона и армированной стяжки необходимо выполнить за 1 приём. Поэтому для работы понадобится как минимум 2, а лучше 3 пары рук. Черновому бетону перед утеплением необходимо дать полностью высохнуть, для чего понадобится как минимум 3 дня. Такой же срок необходим верхней армированной стяжке для того, чтобы по ней можно было свободно ходить при строительстве стен смотровой ямы.

Строительство стен

Стены смотровой ямы можно выполнить как из кирпича, так и из бетона. Во втором случае перед началом работы придётся установить опалубку. Для этого подойдёт обрезная доска или фанера и деревянные брусья. Кроме того, желательно армировать стены смотровой ямы сеткой из стальной проволоки или арматуры.

На этой стадии необходимо заняться прокладкой электропроводки, которая, согласно требованиям электробезопасности, должна быть скрытой. Для этого нужно спрятать провод в гофру, протянуть его по поверхности стен и вывести к точкам установки светильников, после чего закрепить на армирующей сетке, например, с помощью пластиковых стяжек.

Заливка стен осуществляется ярусами по 30–40 см в высоту. В процессе заливки стен раствор следует тщательно утрамбовывать с помощью лома или штыковой лопаты - это позволит удалить воздух из бетона. Перед заливкой каждого последующего яруса необходимо дать высохнуть предыдущему, для чего понадобится выждать около 2–3 дней.

При строительстве стен из кирпича толщина кладки принимается равной ширине последнего. Кладка выполняется в шахматном порядке с обязательным связыванием углов и тщательной затиркой швов. На завершающей стадии строительства стен необходимо позаботиться о том, чтобы последние выступали над стяжкой пола в помещении гаража минимум на 5 см. Это исключит возможность соскальзывания в яму посторонних предметов или случайного заезда колесом автомобиля при постановке на яму.

После укладки кирпичных стен необходимо завернуть гидро- и пароизоляцию внутрь сооружения и выполнить обратную отсыпку грунта с внешней стороны стен. При этом почву следует тщательно утрамбовать.

Внимание: при кладке стен из кирпича или их заливке из бетона нужно не забыть о вспомогательных нишах. Для того чтобы их сделать в бетонных стенах, обязательно понадобится соорудить из досок вкладыши для опалубки соответствующего размера. При работе с кирпичом в таких вкладышах необходимость отсутствует, однако с ними будет гораздо удобнее укладывать кирпич вокруг ниши. По завершении заливки бетонных стен смотровой ямы опалубку можно снимать не ранее чем через 6–7 дней. Кирпичную кладку можно считать готовой к дальнейшей работе уже через 4–5 дней.

Как и чем закрыть смотровую яму?

Ещё перед началом заливки или кладки стен смотровой ямы необходимо подготовить закладную раму. Она будет венчать борт сооружения - последний обустраивается немного выше гаражного пола или вровень с последним.

Для изготовления рамы понадобится заранее припасённый стальной уголок, дисковая пила с обрезными дисками по металлу и сварочный аппарат с электродами.

Размер рамы подбирается по внутреннему или внешнему периметру стен - уголок должен стоять так, как того требует полотно крышки. Кстати, если смотровую яму планируется оснастить таковой, раму нужно развернуть углом вниз.

Фиксацию металлической конструкции лучше всего осуществлять с помощью анкеров или дюбелей, для которых придётся выполнить соответствующие отверстия в бетоне или кирпиче, а также в металле. Наконец, чтобы рама не ржавела в процессе эксплуатации гаражной ямы, перед монтажом её необходимо обработать наждаком, огрунтовать и покрасить.

Для изготовления крышки смотровой ямы можно использовать различные материалы. Например, можно выполнить её секционной из металлических рам, обтянутых стальной сеткой, или же в виде деревянного щита из обрезной доски толщиной от 35 мм.

Следует помнить о том, что чем тоньше будет полотно, тем легче его поднимать, поэтому слишком толстое дерево или щиты с тяжёлой рамой брать не стоит.

Сделать крышку для смотровой ямы можно следующим способом:

Внимание: при закрытии ямы внешний край полотна крышки контактирует с закладной рамой. Поэтому часто конструкцию дополнительно обшивают по краям стальной или пластиковой лентой. Толщину такой обшивки придётся учесть ещё перед порезкой полотна, а для её фиксации заранее купить специальные крепежи. К слову, крышку можно оснастить специальными механизмами, которые позволят частичное открытие смотровой ямы.

Видео: пошаговое самостоятельное строительство гаражной ямы

Строительство в гараже смотровой ямы - задачи не из простых. Поэтому к их решению следует приступать, основательно подготовившись и, желательно, проконсультировавшись с теми, кто имеет опыт подобной работы. Грамотная планировка, а также внимательное отношение к вопросам тепло- и гидроизоляции помещения, антисептической отделки и электрификации обеспечат комфортную эксплуатацию погреба и позволят расширить объём домашнего продовольственного запаса. При правильной организации работы на сооружение смотровой ямы должно уйти не более 10 дней, тогда как для строительства погреба может понадобиться около месяца при графике средней плотности.

Бывает так, что куплен недорогой гараж, а в нём нет ни погреба, ни даже смотровой ямы. Многие считают подобный автомобильный дом неполноценным. Но ситуацию легко исправить, если есть помощник и элементарные навыки в строительстве. Рассмотрим процедуры сооружения подпольных строений в гараже своими руками.

Функции и необходимость

Функция смотровой или овощной ямы однозначна: использование полезного пространства ниже уровня пола. Причём в одном гараже могут быть совмещены и погреб, и ремонтная площадка. Необходимость этих хитрых помещений очевидна. Ведь гараж у нас всегда ассоциировался с возможностью собственноручного ремонта машины, а также с необходимостью хранения овощей.

Понятно, что уж если имеется дом для машины, а обслуживать её в автосервисе накладно, да и дачный урожай хранить негде, грех не оборудовать под эти нужды гараж! Мы приведём подробные инструкции по обустройству смотровой ямы и погреба, а также покажем примеры расчётов необходимых материалов.

Как сделать смотровую яму в гараже

Расчёты и чертёжи

Первое, к чему приступают в этом процессе - расчёт площади и эскиз. Что касается размеров ямы. Обычно принимают ширину ниши для работ под автомобилем около 70 см. Этого вполне достаточно для человека средней комплекции. Но главное, этот размер позволяет маневрировать при заезде в гараж даже маленьким машинам типа «Матиза». Ведь от колёс такой «малютки» до края ямы всё равно остаётся расстояние около 20 см.

Длину нишы можно принять равной соответствующему размеру вашего автомобиля. Обычно эта величина составляет от 3 м до 4 м. Ведь не исключено, что в будущем понадобится доступ как к задней части машины, где выхлопная труба и амортизаторы, так и к самой передней, где бампер и масляный поддон.

Пример типичной схемы смотровой ямы в гараже

Глубину ремонтной полости назначают примерно равной росту владельца автомобиля. Например, если человек невысокий, 170 см, то именно столько по высоте и нужно выкопать земли. Приняв ширину равной 70 см, необходимо также приплюсовать толщину планируемых стенок ямы и естественный уклон.

Последний получается после копки. Практика показывает, что разность ширины ямы в самом верху и самом низу обычно составляет примерно 5 см. Толщина стен принимается равной 10 см. Просто делать стены толще для ремонтной ниши нет смысла. Выходит, если ширина готовой конструкции 70 см, то для копки соответствующий размер принимается равным сумме указанных составляющих: 70 см + 5 см + 10 см + 10 см = 95 см.

Зная толщину стен, легко рассчитать количество цемента, если решено отделывать всю нишу бетоном. Например, в нашем случае высота ямы 170 см, длина равна 300 cм, а ширина составляет 95 см. Посчитаем примерный объём заливаемого раствора, если толщина стен составляет 10 см.

Площадь стен находим как произведение периметра ямы на высоту: S = (3 м + 0,95 м + 3 м + 0,95 м) х 1,7 м = 7,9 х 1,7 = 13,43 м2. Объём необходимого для стен бетона получаем из произведения этой площади на толщину стен: V = 13,43 м2 х 0,1 м = 1,34 м3.

Но нам надо добавить ещё к полученной величине количество раствора для заливки пола. Его объём равен произведению площади дна строения на толщину пола, равную также 10 см. Получаем: V = (3 м х 0,7 м) х 0,1 м = 2,1 м2 х 0,1 м = 0,21 м3. Общий объём V общ. = 1,34 м3 + 0,21 м3 = 1,55 м3.

Для получения бетона цемент будем смешивать с песком и щебнем в пропорции 1:1:1. Значит, нам придётся закупить равные доли каждого стройматериала. Итого получаем: 1,55/3 = 0,516 м3. Следовательно, приобретаем 0,6 куба цемента, 0,6 куба песка и 0,6 куба щебня. Этот расчёт приблизительный, но все величины взяты по максимуму. Поэтому недостатка в комплектующих у нас не будет.

С материалом для стен нужно определяться сразу. Тут есть разные варианты. Перечислим основные.

  • Доски.
    Дерево относительно недорогой материал, облегчающий монтаж стен. Однако стоит учитывать, что без соответствующей обработки через несколько лет доски начнут подгнивать.
  • Железо.
    То же касается и железных стен. Сталь подвержена коррозии, а в условиях гаража с уличными перепадами температур, с высокой влажностью грунта ржавчина появляется гораздо быстрее.
  • Кирпич или монолитный бетон.
    Наиболее удачный материал для стен в данном случае - кирпич. Однако его кладка сопряжена с дополнительными трудностями. Придётся постоянно готовить раствор, да и без помощника не обойтись, не говоря уже о навыках каменщика. А вот монолитные бетонные стены возвести несколько проще, да и обойдутся они дешевле кирпичных.

Есть и другие альтернативные варианты, скажем, сэндвич-панели либо какие-то дармовые плиты. Но мы будем описывать процесс с возведением бетонных стен. А на данном этапе можно пока построить эскиз.

Если есть навыки работы в чертёжных программах, можно сделать пространственный эскиз, как в этом примере

Инструменты и материалы

Будем учитывать, что работами займутся два человека. Тогда понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

  • две лопаты,
  • два ведра для земли,
  • ведро для бетона,
  • верёвка для подъёма ведра с грунтом,
  • совковая лопата для замешивания бетона,
  • молоток и ножовка для монтажа опалубки.

Из материалов понадобится вот что:

  • цемент,
  • щебень,
  • песок,
  • плита OSB для опалубки, её количество берём согласно подсчитанной ранее площади стен, т. е. нам необходимо 13,43 м2,
  • гвозди,
  • сетка армирующая металлическая, её общая площадь равна сумме площадей стен и пола: 13,43 м2 + 2,1 м2 = 15,53 м2,
  • для обрамления верхушки строения - уголок металлический 50 х 50 такой общей длины, которую рассчитываем исходя из периметра готовой ямы: L = 3 м + 0,7 м + 3 м + 0,7 м = 7,4 м.

Инструкция по сооружению смотровой ямы

  1. Начинаем непосредственно с копательных работ. Предварительно размечаем будущую полость, совмещая её центральную линию с серединой нашего помещения для автомобиля. То есть делим гараж пополам по короткой стороне, мысленно проводим среднюю линию, отступаем по ней от ворот 1 м и так находим середину короткой стороны ямы. Прочерчиваем железным прутком на земле прямоугольник с габаритами ямы. Вставляем колышки в углы планируемой полости.
    Хорошо, если пол в гараже отсутствует, иначе необходимо вскрыть часть покрытия согласно габаритам ямы.
  2. Когда земля перед нами и разметка видна, берём лопаты и приступаем. Сначала вскрываем грунт на глубину одного штыка по всей планируемой поверхности копки. Следует сразу определиться, куда собирать выкапываемую землю и глину. Лучше выделить место около гаража, если это не мешает соседям. Впоследствии кучу рыхлого грунта почти в 5 м3 придётся куда-то вывезти.
  3. Продолжаем копку таким методом, какой считаем удобным для себя. Можно каждый раз углубляться на один штык по всей запланированной поверхности, а можно выкапывать яму частями на полную глубину. Главное, помнить о возможностях обвалов.

    Совет. Существенно облегчит работу предварительная установка простой лебёдки. Например, достаточно подвесить в гараже какой-нибудь ролик, скажем, старый клиноременный шкив, и прикрепить к нему ручку с плечом. После этого поднимать вёдра с землёй не составит труда. Копатель наполняет ёмкость и цепляет её душку за крюк троса, прокинутого по ободу подвешенного диска. Тот же, кто находится наверху, вращает ролик за ручку. Так осуществляется облегчённый подъём грунта.

    Копка смотровой ямы в процессе

  4. После завершения копки необходимо подравнять получившийся пол, а также присыпать его щебнем. Щебень следует засыпать хотя бы в один слой. После чего тщательно трамбуем все камни.
  5. Теперь настала пора подумать о стенах и половом покрытии. Как уже указывалось, для примера используем бетон. Начинаем со стен. Сначала возводим опалубку. Материалом может послужить плита OSВ, впоследствии она пригодится для других нужд. Листы OSB просто устанавливаем вертикально вдоль выкопанных стен, отступая от них везде 10 см, и закрепляем, вбивая колышки. На углах плиты скрепляем гвоздями. Заливаем в обустроенные полости бетон упрощённого состава (ведро цемента, ведро песка, ведро щебня). Обязательно устанавливаем при заливке армирующую сетку.

    Совет. Во время эксплуатации смотровой ямы часто необходимы какие-нибудь подручные ниши, чтобы складывать инструмент. Желательно ещё на стадии возведения опалубки предусмотреть такие небольшие полости. Например, в нескольких местах установить железные коробки, которые при заливке бетона останутся внутри стен. Вверху же опалубки можно предусмотреть небольшие цилиндры для установки точечных светильников.

  6. По прошествии двух-трёх дней, необходимых для застывания бетонных стен, устройство опалубки можно демонтировать и при необходимости произвести обратную засыпку земли.
  7. После застывания стен приступаем к заливке пола. Выложив аналогичную металлическую сетку по всей поверхности щебня, заливаем низ ямы бетоном упрощённого состава (ведро цемента, ведро песка, ведро щебня).
  8. На полу гаража периметр ямы желательно отделать металлическим уголком. Лучше сразу сварить контур из проката с полкой 50–60 мм и установить его после бетонирования, закрепив анкерами. Такая конструкция дополнительно укрепит стены, да и станет преградой для соскальзывающих колёс автомобиля.
    Теперь наша смотровая яма готова. Но нам остаётся ещё позаботиться о её гидроизоляции, а также о том, чем закрывать полость при заезде автомобиля.

    На фото верхняя часть ниши отделана металлическим уголком

Несколько слов о герметизации от грунтовых вод и влажности

В будущем безусловной опасностью для сооружённой в гараже ниши могут стать грунтовые воды. Если их уровень в данной местности высок, о чём можно узнать у владельца гаражного кооператива, то стоит заранее позаботиться о гидроизоляции.

Уточнять о наличии грунтовых вод ещё лучше до покупки гаража!

Здесь есть два различных метода. Либо делают герметизацию до возведения стен и пола, либо после. Предпочтительнее первый способ, лучше заранее задуматься о гидроизоляции, ещё на стадии проектирования смотровой ямы. Просто так легче и надёжнее. Поэтому во время работ дополнительно необходимо проделать манипуляции с рулонными или плёночными материалами. Последние прокладывают на грунт перед заливкой бетона дорожками внахлёст. В качестве гидроизоляционных прокладок могут служить рубероид, бутилкаучук. На самом деле эти материалы - также большая статья расхода, однако сухость ямы дороже.

Другое дело, когда гидроизоляционные работы проходят после возведения полости. Тогда необходимо запастись большим количеством мастики, разогреть её и просто промазать ей все стены и стыки с полом.

При уровне грунтовых вод, близких к критическому, когда каждую весну вода заполняет земляной пол гаража, есть только один способ сооружения смотровой ямы. После выкапывания нужного объёма следует вставить металлическую ёмкость, тщательно проваренную на стыках. Именно она и будет служить и стенами, и полом смотровой ямы. Главное правило в данном случае: установленный металлический короб нужно обязательно связать со стенами гаража бетонным полом. Иначе в один прекрасный весенний день весь короб, как пробка бутылки, всплывёт над уровнем пола. При этом для воды стоит предусмотреть дренаж.

Чем закрыть

Для настила над смотровой ямой можно использовать толстые доски. Если автомобиль всё-таки «промажет» при заезде в гараж, то он хотя бы не провалится, коли деревянное перекрытие будет прочным. Другой вариант настила - металлический рифлёный лист. В отличие от досок, его легко сдвинуть в сторону, да и вес машины он также выдержит, правда, слегка прогнётся.

Для наглядности прилагаем видеоролик от человека, уже создавшего в своём гараже смотровую яму.

Пошаговое строительство: опыт возведения ниши (видео)

Как сделать овощную яму

Расчёт размеров и чертежи

Здесь подход к проектированию несколько иной. Нужно опираться на планируемый объём овощей для хранения, глубину промерзания грунта в регионе, а также предусматривать свободное пространство для складирующего мешки человека. Кроме того, в погребе должны быть обустроены полки для банок с солениями. Расположение нашего подземного помещения в любом случае - прямо под автомобилем, поэтому очень важно спроектировать прочное перекрытие.

Исходя из всех указанных соображений, примерные габариты овощной ямы закладываются в следующих диапазонах. Ширина должна быть как минимум полтора метра для свободы «манёвра». Длина погреба обычно составляет от двух до шести метров. Что касается высоты: в яме должен суметь выпрямиться человек небольшого роста. То есть принимаем минимум величину в 170 см. Если учесть, что на перекрытие уйдёт около 20 см, то общая высота от низа ямы до пола гаража, равная 190 см, вполне достаточна для избежания промерзания овощей даже в Сибири.

Обязательно требуется прорисовать перед началом работ хотя бы эскиз. В чертеже необходимо учесть размеры проёма для люка и нарисовать вентиляционную трубу. То есть проём для входа человека, закрываемый люком, должен иметь габариты, при которых легко встать на лестницу и начать спускаться. Опыт показывает, что минимальные такие размеры - полметра на полметра. Труба для вентиляции должна обеспечивать доступ воздуха из гаража в яму.

Эскиз погреба в гараже с учётом принудительной вентиляции

По схематично указанным габаритам легко определить далее то количество материала, которое необходимо для возведения стен и потолка. Скажем, если на чертеже ширина погреба 1,7 м, высота 1,7 м, а длина 2 м, то получится следующий расчёт.

Находим площадь стен как произведение периметра на высоту: S = (1,7+2+1,7+2) х 1,7 = 12,58 м2.

Согласно строительным нормам, на 1 м2 стены толщиной в один кирпич (25 см) требуется 102 шт. кирпичей. Значит, нам понадобится на все стены следующее количество кирпичей: 12,58 м2 х 102 шт. = 1283 штуки. Добавляя на бой, примем величину 1300 штук. При этом по строительным нормам на каждые 400 шт. необходимо около 0,25 м3 раствора. Значит, на 1300 штук берём 0,25 х (1300/400) = 0,25 х 3,25 = 0,81 м3 раствора.

Но нам ещё понадобится бетон для перекрытия погреба. Его объём равен произведению периметра ямы на толщину перекрытия, которая составляет обычно 10 см: V = (1,7+2+1,7+2) х 0,1 = 0,74 м3.

Инструменты и материалы

Перед началом работ приготавливаем следующие инструменты также для двух человек:

  • инструемнты для копки (указаны выше),
  • совковая лопата для замешивания цементного раствора,
  • мастерок для кирпичной кладки,
  • сварочный аппарат,
  • ножовка.

Также нам понадобятся нижеперечисленные материалы:

  • кирпичи, подсчитанное количество,
  • цемент и песок для приготовления 0,81 м3 раствора (примерно 0,27 м3 цемента и 0,54 м3 песка),
  • цемент, песок и щебень для перекрытия в равных долях (0,74 м3 / 3 = 0,25 м3),
  • толстые доски,
  • четыре бревна длиной 1,7 м.
  • швеллеры, арматура.

Инструкция по возведению погреба

  1. Копка производится аналогично предыдущему случаю сооружения смотровой ямы.

    Уже выкопанная яма под погреб

  2. Когда полость полностью обретёт свою форму, настанет пора заняться стенами и полом. Наилучшая конструкция в данном случае - это кирпичная кладка, хотя многие умельцы просто заказывают на заводе стальной короб по собственному чертежу. В таком баке должен быть уже предусмотрен лаз и люк, а также выход для вентиляции. Мы рассмотрим вариант с кирпичной кладкой.
  3. Толщина стен обычно принимается в один кирпич. Перед тем как начать выкладывать нижний ряд, необходимо промазать земляные своды битумом для гидроизоляции. Кладка должна производиться качественно, с армированием, с хорошим раствором, желательно с привлечением профессионального каменщика. Если такой возможности нет, делаем работу самостоятельно.
    Объяснить на словах, как правильно делать кирпичную кладку, практически невозможно. Мы предлагаем изучить этот процесс наглядно, поэтому приводим обучающий видеоролик (см. ниже после списка).
    А вот фотография погреба, отделанного кирпичом:

    На фото показана отделка стен погреба кладкой в один кирпич

  4. На следующем этапе, после появления кирпичных стен, монтируется перекрытие погреба. К данному процессу нужно подойти с той же серьёзностью, как к работе каменщика. Ведь от качества потолка ямки зависит многое: не замёрзнут ли овощи, не провалится ли машина? Для начала раскладываем, опираясь на кирпичные стены, обрезные толстые доски плотно друг к другу. Длина каждой доски должна быть равна ширине погреба. Затем подпираем доски стоячими брёвнами, то есть вертикально устанавливаем хотя бы четыре бревна. Это своего рода подпорка до застывания цемента.
  5. Далее по периметру ямы укладываем швеллеры. На доски пристраиваем арматуру, после чего в углу погреба устанавливаем квадратный проём из уголков, здесь будет люк. Только нужно предварительно определить его точное местоположение так, чтобы машина в гараже не мешала открывать погреб. На следующем шаге устанавливаем изогнутую трубу, один конец которой попадает сквозь перекрытие внутрь погреба, а другой чуть поднимается над полом гаража. Тщательно провариваем всё железо сваркой.

    Совет. Отвод для вентиляции впоследствии лучше вывести за пределы помещения и установить на неё защитный зонтик. Так в дом для машины не будут попадать запахи из погреба. Также надо предусмотреть заслонку, которой можно будет перекрывать доступ холодного воздуха через трубу в лютые зимние морозы.

  6. В конце процесса заливаем полученный каркас перекрытия бетоном (1 ведро цемента, 1 ведро песка, 1 ведро щебня). Надо постараться, чтобы после этой операции пол гаража получился ровный, иначе придётся ещё потом сделать стяжку. После описанного этапа выжидаем два дня для схватывания бетона, затем убираем подпирающие брёвна.
  7. Видео: кладка кирпича своими руками

    Гидроизоляция и утепление

    Если перед кирпичной кладкой не была произведена гидроизоляция, то можно сделать её, когда уже возведены стены и потолок. Для этого надо промазать мастикой все стыки и щели.

    Если регион, где производятся работы, с холодными зимами (например, Север или Сибирь), то лучше утеплить потолок и стены внутри погреба. Для этой цели отлично сгодится простой пенопласт. Его легко закрепить обычными саморезами с шайбами или металлическими планками. На бока ямы можно дополнительно установить декоративные панели.

    На этом фото утепление погреба производится с помощью пенопласта и декоративных панелей

    Теперь наш погреб готов. Осталось лишь смонтировать металлический люк, который также следует утеплить листом пенопласта. Лестницу можно просто купить и спустить внутрь ямы.

    Видео: как правильно сделать монолитные стены погреба

    Мы рассмотрели инструкции по созданию смотровой, а также овощной ямы, однако надо отметить, что некоторые практичные хозяева сооружают «два в одном»: ремонтная ниша у них является входом в погреб. Такую конструкцию закладывают, как правило, во время возведения фундамента всего строения, а в уже готовом гараже сделать «два в одном» слишком сложно. Но и это, по сути, возможно, если соединить воедино все наши рекомендации.

Март 24th, 2016 Admin

Ремонт автомобиля зачастую связан с обширным комплексом работ. В некоторых случаях получить доступ к узлам и агрегатам можно только снизу, чего невозможно сделать без подъемника или смотровой ямы. Первый в силу своей дороговизны и большого энергопотребления используется в автосервисах, а вот вторую вполне возможно сделать в собственном гараже.

Наличие ямы существенно облегчит ремонт и обслуживание машины, однако чтобы сделать ее, придется немало потрудиться. Сегодня мы расскажем вам о том, каким образом можно самостоятельно обустроить смотровую яму.

Как сделать смотровую яму в гараже

Сначала вам надо будет сделать несколько предварительных шагов:

1) Отыскать и изучить документы о том, какого типа почва в районе вашего гаража, насколько глубоко она промерзает, на какой глубине располагаются грунтовые воды и др. Эти данные сильно повлияют на конфигурацию вашей ямы (глубину и степень гидроизоляции);

2) Составить подробный чертеж с указанием размеров ямы и ее расположения относительно стен гаража;

3) Определить необходимые строительные материалы, купить их и привезти в нужное место, то же касается и инструментов.

Проектирование смотровой ямы для гаража

На стадии составления чертежа важно определиться, где конкретно будет яма:

  • По центру гаража, если в нем располагается только автомобиль и необходимые для него предметы, вроде эксплуатационных жидкостей, запасной резины и пр.;
  • Ближе к одной из стен, если гараж – это еще и хранилище различных хозяйственных вещей, т.е. используется и в роли сарая. Но помните, слишком близко к стене яму располагать нельзя, иначе она может рухнуть!

Не забудьте также предусмотреть настил для ямы из досок, который будет закрывать ее, когда она не используется.

Какие должны быть размер смотровой ямы для легкового автомобиля

1) Длина должна совпадать с таковой у автомобиля с прибавкой в 1 м., который нужен для обустройства ступеней;

2) Ширина опять же зависит от ширины авто, но не желательно делать ее более 80 см.;

3) Глубину следует сделать, исходя из вашего роста. При этом надо учесть, что у вас, стоящего в яме, над головой должно быть 15 см. – это комфортное расстояние, позволяющее не тянуться к днищу машины, а спокойно доставать до него.

Рассчитав все размеры, наметьте контуры будущей ямы на полу гаража и приступайте к делу.

Что нужно для рытья траншеи под смотровую яму

На данном этапе вам понадобиться лопата и, вероятно, бур. Последний нужен, если почва каменистая, и лопатой ее не взять. Выбранный грунт можно использовать для сельскохозяйственных целей, переместив плодородную почву на огород (если он у вас есть). Глину и камни лучше сложить отдельной кучей – они пригодятся, если вам понадобятся компоненты для бетона. Также их можно употребить на поднятие пола гаража.

В процессе рытья котлована не забудьте, что по краям у ямы должно быть не менее 50 см. (это нужно для создания стен), а запас по глубине надо сделать в размере 30 см. (на гидроизоляцию), и еще не забудьте сделать припуск на пол для ямы, толщину которого определите самостоятельно.

Возводим стены смотровой ямы

Перед возведением стен необходимо сделать ровный пол. Лучший способ – это бетонная стяжка, но можно применить и асфальт.

У смотровой ямы в обязательном порядке должны быть стены, иначе она неминуемо начнет осыпаться. Вариантов создания стен довольно много, ниже рассмотрены самые распространенные из них:

1) Наиболее простой вариант – это применить рубероид или фольгоизол, поверх которого будет ряд «покрашенных» отработкой досок (это замедляет процесс гниения) или шифер, но не волнистый, а плоский.

2) Можно оштукатурить стену, накинув грубую «шубу» на металлическую сетку, а после ее высыхания вывести ровные стены с помощью новой порции раствора.

3) Если вы настроены, построить по-настоящему долговечное сооружение, и размеры вашего гаража позволяют сделать это, то стены лучше возвести из кирпича.

Оптимальная толщина стены – это 0,5 или 1 кирпич. В идеале они должны быть новыми, но если бюджет ограничен, можно воспользоваться и б/у. Главное, чтобы они были ровными и не пережженными. Если кирпичи старые, их надо очистить от загрязнений. Раствор для кладки лучше выбрать классический, состоящий из цемента и песка в пропорции 1:3. Если вы новичок, в смесь лучше добавить жидкого мыла или побольше воды. Раствор станет более жидким и будет дольше застывать, что даст вам большой запас времени на кладку и исправление огрехов.

Естественно, стены надо делать ровными. Для этого перед кладкой следует натянуть шнурку. Для контроля в процессе кладки используйте отвес или строительный уровень.
При желании в кирпичных стенах можно соорудить небольшие ниши. Во время ремонта в них будет удобно складывать инструменты, запчасти и прочую мелочевку.

Какой бы способ возведения стен вы не выбрали, их необходимо укрепить обвязкой, чтобы конструкция была прочной и не могла разрушиться. Для этой цели отлично подходит стальной уголок 50×50×5 мм. Из него надо сварить контур, причем таким образом, чтобы, сверху можно было беспрепятственно уложить крышку из досок, о которой говорилось выше.

Готовую кладку можно оставить в исходном виде или оштукатурить, а потом покрасить в любой цвет. Кроме того, пол для теплоты можно покрыть деревянным настилом.
Если вы житель Крайнего Севера, важно позаботиться о теплоизоляции. В качестве утеплителя лучше применить 5-ти сантиметровый пенополистирол. Несмотря на небольшой объем, данный материал обладает замечательными теплоизолирующими свойствами.

Что делать если близко грунтовые воды?

Как уже было сказано выше, при рытье ямы крайне важно знать, где начинаются грунтовые воды. Если отыскать соответствующие документы не получилось, придется бурить скважину или копать яму. Вода появилась уже на глубине 2 м.? Тогда без гидроизоляции не обойтись, иначе весной ваша яма превратится в мини-пруд с талой водой. Причем делать гидроизоляцию надо, строго до начала заливки пола и возведения стен.

Как подобрать гидроизоляционный материал

В настоящий момент наиболее широкое распространение получили 3 типа гидроизоляции:

  • Полимерные мембраны.

Считаются самым надежным материалом. Срок эксплуатации – неограниченный. Ввиду столь выдающихся качеств материал очень дорогой, и не всякий автовладелец сможет осилить его покупку. К тому же для его нанесения требуется особое оборудование, пользоваться которым могут лишь специалисты. Из-за этих факторов подробно рассматривать его мы не будем;

  • Рулонные материалы на основе битума (рубероид, рубемаст, фольгезол, бризол и пр.).

Имеют доступную цену и очень просты в использовании – специальных знаний не требуется. Но срок службы у такой гидроизоляции ограничен – 10, максимум, 15 лет, после чего ее надо полностью менять.

  • Проникающая гидроизоляция.

Весьма действенный способ предотвратить поступление воды. Дороже по сравнению с рулонными материалами, но зато имеет неограниченный срок эксплуатации.

Гидроизоляция смотровой ямы в гараже: этапы проведения

Начинать гидроизоляцию следует с пола. Вначале плотно утрамбуйте поверхность, далее насыпьте на нее ровный слой глины, на глину – песок, а на него – щебенку. Каждый из слоев тщательно утрамбовывайте. Общая толщина всех этих слоев должна составлять30 см.

  • Рулонно-битумные материалы

Прежде, чем укладывать их, на поверхность надо нанести особую грунтовку (глубокого проникновения) в 2 слоя. Каждый из них должен полностью высохнуть перед нанесением нового или укладкой рубероида.

Рулонную гидроизоляцию правильнее всего будет укладывать П-образными полосами, давая нахлест20 см. Углы надо подворачивать, дабы полосы оставались на ровном участке пола или стены.

Стыки проклеиваются с помощью расплавленного битума, но можно использовать и растворитель для битума, который подплавит рубероид, и он схватится. Излишки полосы выведите по ступеням за пределы ямы – обрежете потом. После 1-го слоя (вдоль и поперек), дайте битуму в стыках остыть, и приступайте к слою №2. В процессе следите, чтобы стыки слоев не совпадали друг с другом.

  • Проникающая гидроизоляция

Этот тип гидроизоляции представляет собой сухую смесь, которая перед применением разбавляется водой. Чтобы приготовить раствор, на1 кг. смеси требуется около0,3 л. воды.

Очень важно тщательно промешать смесь, чтобы не осталось комков. Затем раствор наносится на стену 1-миллиметровым слоем. Если стены у ямы кирпичные, то требуется нанести еще один слой на готовую стену, чтобы надежно закупорить все поры в кирпичах. Принцип работы герметика основан на том, что он, покрывая поверхность сплошным слоем, не дает влаге просочиться, как бы «связывая» ее.

В совокупности с гидроизолированной кирпичной стеной он выдерживает давление воды вплоть до 20 атм. Срок службы у него не ограничен.

Как сделать вентиляцию смотровой ямы в гараже

Система вентиляции в яме – это вещь, без которой совершенно невозможно обойтись.

Особенно это актуально для автомобилистов, чьи «железные кони» работают на сжиженном газе, так как при утечке пропан стремится вниз (он тяжелее воздуха), а значит, он неминуемо попадет в яму.

Вытяжку сооружают до этапа гидроизоляции, чтобы не повредить герметик или рубероид. Правильная вентиляция состоит из 2-х частей – приточной и вытяжной.

Первая представляет собой трубу, выведенную через стену на улицу. Через нее в яму будет попадать чистый воздух. Вторая – это тоже труба, установленная напротив проточной, однако выводится она не через стену, а через крышу. Верхний ее конец должен возвышаться над гаражом не более чем на метр. Трубы могут быть как стальными, так и пластмассовым, но предпочтение лучше отдать изделиям из пластика – они гораздо меньше весят, проще монтируются и совершенно не подвержены коррозии.

Освещение смотровой ямы в гараже – как провести свет

Работать в смотровой яме можно и без стационарных источников света, ограничившись лишь налобным фонариком. Однако света он дает мало и лишь в ограниченном секторе. Поэтому все же лучше обзавестись нормальным освещением. Как и при прокладке любой проводки, важно соблюдать ряд правил:

1) Если у вас нет соответствующего образования, работу по созданию электросхемы лучше доверить специалисту, чтобы он сделал ее с соблюдением всех норм по безопасности;

2) Освещение должно быть равномерным, возможно, вам понадобятся несколько световых приборов;

3) Все выключатели, предохранители и розетки не должны располагаться в яме – только в самом гараже;

4) Если вы планируете установить розетку, рассчитанную на 3-х фазный ток, не забудьте надежно заземлить ее.

Провод, по которому электричество будет подаваться в яму, должен иметь сечение 4 мм2 или более. Желательно, чтобы материалом, из которого он сделан, была медь. Провод должен быть с ненарушенной изоляцией, в идеале, двойной.

Лампы, подходящие для освещения гаража, бывают низко- и высоковольтными:

  • 12-ти вольтовые лампочки;
  • светильники на 36 вольт;
  • лампы различных классов на 220 вольт.

Для работы низковольтных ламп рядом со счетчиком необходимо смонтировать понижающий трансформатор.

Что касается типа ламп, то в самой яме лучше использовать лампы дневного света. Из-за их продолговатой формы размещать их целесообразно в небольших углублениях в стенах, иначе они могут мешать. Приобретать такие светильники лучше с защитным кожухом, поскольку открытая лампа долго не прослужит из-за влаги и загрязнений.

Лампы накаливания в яме использовать не надо. Они нагреваются во время работы, и если их задеть, легко обжечься. Свет от них чересчур яркий, что вредит зрению. Кроме того, они потребляют много энергии, а при перепаде напряжения могут заискрить и лопнуть, что чревато травмами и возгоранием.

Люминесцентные лампочки хороши, поскольку обладают широкой вариацией оттенков, потребляют немного электричества и долго служат. Однако для ямы они не подходят, поскольку чувствительны к холоду – когда температура окружающей среды опускается ниже 5 градусов, они становятся ненадежными. Утилизировать их надо особым образом, поскольку они содержат ртуть.

Энергосберегающие лампы обладают всеми достоинствами люминесцентных и почти полным отсутствием недостатков, за исключением более высокой цены и сложной утилизации: в них тоже есть ртуть.

Светодиодные лампы наиболее совершенны, поскольку они сочетают все положительные характеристики других лампочек. Ртути в них нет, однако цена весьма высока, а для хорошего освещения их нужно несколько штук, что не всем по карману.

Также в гараже полезно иметь лампу-переноску или мобильный 36-вольтовый светильник. Они могут пригодиться, если понадобится рассмотреть место ремонта получше.

При монтаже проводки и осветительных приборов строго соблюдайте правила противопожарной безопасности! Помните, любые недоработки в этом вопросе могут обернуться трагедией.

Статья расскажет о том, как правильно устроить смотровую яму в гараже. Вы узнаете об особенностях этого сооружения, популярных ошибках и методах их устранения. Кроме того, мы опишем пошаговое руководство с фотографиями для постройки смотровой ямы усиленной конструкции.

Гараж при достаточном навыке его владельца постепенно превращается в СТО, в котором происходит ремонт и обслуживание автомобиля заботливыми хозяйскими руками, и здесь не обойтись без обустройства смотровой ямы. Ее конструкция представляет собой прямоугольное продольное углубление вдоль гаража шириной 600-800 мм и глубиной в средний человеческий рост. Длина ямы определяется местными условиями, но обычно её стараются сделать максимально длинной.

Элементы смотровой ямы

Несмотря на кажущуюся простоту, гаражная яма имеет характерные особенности, которые необходимо понимать заранее:

  1. Гидроизоляция (ГИ). Безусловный и обязательный скрытый элемент, пренебрежение которым чревато тем, что яму будет невозможно использовать. Главная проблема любых ям и погребов — сырость: автомобиль, стоящий над сырой ямой, сам станет сыреть и гнить.

Примечание. Уровень грунтовых вод (УГВ) может стать препятствием к строительству ямы, т. к. затопляемый резервуар — недопустимое сооружение для гаража.

  1. Силовой контур по верхнему периметру. Обычно его делают из уголка, к которому приваривают арматуру, сетку или просто «хвосты», которые запускают в армирование стяжки. Эта стальная рамка нужна для того, чтобы сдерживать давление от авто в динамике и статике. Без неё колёса просто продавят стяжку (которая редко бывает толще 50 мм) и она будет разрушаться и сыпаться в яму. Стальной контур служит также упором для домкрата и местом укладки перекрывающей доски.
  2. Ниши. Дают 200% к удобству в работе. Чем их больше, тем удобнее работать. Достаточный размер — высота 300-400 мм, глубина 150-250 мм, длина 400-500 мм. Обычно на яму под легковой автомобиль делают максимум 4 ниши — примерно под каждым колесом.
  3. Дополнительные упоры. В районе колёс, при монтаже силового контура, можно заложить дополнительные двутавры или швеллеры (высотой 90-120 мм) для удобства смещения домкрата по высоте. Практика показала, что такие манипуляции в районе ступиц — частая потребность.
  4. Освещение. Профи знают, что свет в таких ямах должен быть запитан от 36 вольт. Это исключает возможность возгорания паров топлива и ГСМ. При питании от 220 вольт короткое замыкание или разбитая лампа могут стать причиной несчастного случая, т. к. быстро выбраться из ямы, перекрытой автомобилем, довольно сложно.

Малозначимой особенностью является лестница, ступени которой могут быть сделаны монолитными, заодно со стенами. Такой марш делают чаще всего в больших гаражах с ямами более 5 м в длину. В частном хозяйстве из экономии места применяют обычные приставные лестницы.

Особенность устройства смотровой ямы

Проектируя смотровую яму для собственных нужд, ориентируйтесь на удобство работы для себя. В первую очередь это высота рабочего пространства или глубина ямы. Здесь они делятся на два типа:

  1. «Стоячие». Предназначены для работы стоя, в полный рост.
  2. «Сидячие». Операции выполняются, сидя на поперечном сиденье. Его можно установить на ролики, а по стенам пустить направляющие и легко перемещаться по яме. Этот способ экономит 500-600 мм глубины и материал для стен.

В обоих случаях край ямы должен находиться примерно на уровне плеча мастера. Этот принцип не влияет на конструктив, только на глубину.

Популярные ошибки при самостоятельном строительстве смотровой ямы

Мы рассмотрим недочёты при самом простом варианте с кирпичными стенами:

  1. Бетонирование пола перед стенами. Основную массу смеси для стяжки или лежачей плиты пола следует укладывать после возведения первых рядов. Иными словами, плита должна находиться внутри стен, а не стены стоять на плите. Плита внутри будет держать нагрузку от грунта и дополнительно страховать от деформаций «коробки». Для стен достаточно сделать мини-фундамент 60-80 мм.
  2. Яма без стяжки. Совершая эту ошибку, яму делают каменной или бетонной, а стяжку не делают из экономии или откладывают «на потом», т. е. навсегда. Лучшее решение — сделать стяжку, чтобы обвязать силовой контур ямы, даже если в ней нет особой необходимости.
  3. Пренебрежение силой грунта. Часто эта ошибка становится роковой — движения на глубине ниже низа фундамента гаража не ощущаются на поверхности. Изымая грунт из ямы, человек нарушает его естественную структуру, и грунт стремится заполнить пазуху (это его природное свойство). Поэтому используйте все доступные средства армирования — кладочную сетку, армопояс, закладные детали, анкера.
  4. Пренебрежение армированием. Подземные конструкции следует армировать вдвое гуще, чем надземные. Аргумент о стабильном грунте — самоуспокоение, т. к. поведение почвы непредсказуемо и может меняться в связи с климатическими условиями. Иными словами, грунт может начать давить на стенки — в этом случае положение спасёт армирование каждые 2-3 ряда с обязательной обвязкой углов.

Руководство по устройству ямы в гараже

В этой части статьи мы расскажем о том, как построить яму своими руками, а точнее, о последовательности работ. «Короб» предлагается выполнить кладкой в полкирпича с ж/б армопоясом. Это будет вариант с максимальным усилением.

1. Изъять грунт. Размеры ямы: длина — исходя из возможностей гаража; ширина — внутренний размер (700 мм) плюс один кирпич 200 мм. Итого 1100 мм. В мини-траншею под фундамент стен уложить гидроизоляцию и забетонировать. Из крайней кромки фундамента выпустить арматуру для связки с армопоясом.

2. Выстелить яму гидроизоляцией. Несколько слоёв полиэтилена, либо специальная плёнка. Идеальный вариант — ПВХ мембрана . Она легко спаивается феном и создаёт объёмные углы.

3. Навязать к выпускам арматуры вертикальные и горизонтальные стержни Ø 10-14 мм так, чтобы получилась сетка с ячейкой примерно 150х150. Это должен быть жёсткий однослойный пространственный каркас, расположенный в пазухе 100 мм между кладкой и грунтом, покрытым гидроизоляцией.

4. Кладку стен можно поднять на 3-4 ряда, обязательно связывая кладочной сеткой, и забетонировать плиту пола. Можно вывести кладку до конца, попутно выкладывая ниши, а потом забетонировать пол.

5. По мере продвижения кладки пазуху можно бетонировать каждые 500-700 мм.

6. После высыхания раствора и бетона можно установить силовой контур. Он варится из уголка и устанавливается по верху кладки. К уголкам приварить выпуски арматуры или закладные детали.

7. Затем к закладным деталям увязать сетку стяжки и забетонировать пол гаража.

8. Конструкции следует обеспечить вентиляцию в течение 21 дня.

С уверенностью можно сказать, что яма, построенная по такой технологии, выдержит любые пучения грунта, не протечёт и не отсыреет.

Другие варианты устройства ямы

На стабильных сухих грунтах, например, при расположении гаража на горе, можно не делать мощный армопояс и устроить более простое решение. Это может быть тонкослойное бетонирование «скользящей опалубкой».

Бетонированием это называется лишь условно — скорее, это метод нанесения толстого слоя штукатурки, которая нужна для укрепления среза грунта.

Вместо выкладки каменного, можно изготовить цельнометаллический резервуар. Это вполне жизнеспособный вариант при наличии материала и умения герметично варить металл.

Абсолютная гарантия защиты от затопления, но сам металл нужно усилить рёбрами жёсткости и защитить от влаги. Такой «стакан» просто устанавливают в котлован и бетонируют пазухи. Безусловный плюс — можно не привязывать ёмкость к стяжке.

В построении гаражной ямы нет особой сложности. Главное — чётко понимать свои потребности и соизмерять их с возможностями гаража. Во всём остальном можно положиться на материалы этой статьи, созданной на основе опыта многих мастеров.

Похожие публикации