Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Загадка "багдадской батарейки". Багдадская батарея Египетская батарейка

Оказывается, не так уж бесполезна и скучна археология. Древние цивилизации продолжают удивлять современных ученых, разрушая созданный ими миф о доисторических дикарях, живущих в пещерах. Многие археологические находки подтверждают тот факт, что историю уже давно пора переписывать, что многие «современные» открытия были известны в далекой древности, а человечеству в который раз приходится заново придумывать колесо.


Достаточно поинтересоваться изобретениями шумерской цивилизации, жившей почти 6000 лет назад на юге современного Ирака. Этот народ, казалось бы, возник из ниоткуда и сразу построил могучее государство, которое также по неизвестным причинам исчезло.


На данный момент известны такие изобретения этой загадочной цивилизации: колесо, позволяющее создать телеги и наладить торговые связи, письменность (клинопись), создание стекла, выдувка стеклянных изделий, выплавка бронзы, гончарный станок, знания в области медицины (знания о бактериях, хирургия, лечение травами), школы писцов, ювелирное дело, бюрократия, знания в области геометрии, математики, которые в последующем переняли в египетской и греческой цивилизациях, шестеричная система вычислений, знания о спиральной форме ДНК, и многие другие изобретения. Ну и самое интересное, что шумеры пользовались электричеством!




Сегодня удивительная находка, подтверждающая этот факт, находится в Национальном музее Ирака (National Museum of Iraq) и называется «багдадская батарейка». Обнаружена она была немецким археологом Вильгельмом Кенингом в 1936 году в Куджут-Рабу возле Багдада.

Батарейка представляет собой небольшой глиняный сосуд (15 см), закрытый пробкой из асфальта (смолы), в которую был вставлен железный стержень.


Верхняя часть стержня была покрыта слоем металла, похожим на свинец. Внутри сосуда находился медный цилиндр диаметром 25 мм, высотой 9 см. Дно медного цилиндра покрывал слой смолы толщиной 3 мм. Ученые предполагают, что для получения электричества «батарейку» заполняли виноградным соком (или уксусом), который является хорошим электролитом. Неоднократно проводились эксперименты на аналогах батарейки, при этом удавалось получать напряжение до двух вольт!























Интересно, что опыт с «багдадской батарейкой» даже использовался в одном из выпусков популярной передачи «Разрушители мифов». Ученые предполагают, что такая батарейка использовалась шумерами для нанесения тонкого слоя золота на статуи, т.к. по мнению специалистов, только гальванический метод нанесения покрытий позволяет выполнить такую ювелирную работу. И эту догадку подтвердил эксперимент египтолога Андре Эггельбрехта. В качестве электролита он использовал винный уксус: две с половиной недели сосуд выдавал ток силой 5 миллиампер и с напряжением 0,5 вольт.


При последовательном соединении глиняных сосудов в более длинную цепочку напряжение возрастало. Затем Эггельбрехт изготовил копию серебряной статуэтки Осириса, опустил ее в соляной раствор золота, при этом подключив к гальванической ванне 10 шумерских батареек. Через несколько часов статуэтка покрылась позолотой. Этот эксперимент заставил многих скептиков пересмотреть свои взгляды на данный артефакт.



Однако все-таки гораздо интересней узнать не то, как древние применяли электричество, а то, как они получили эти знания? Откуда шумеры знали о способах получения электричества, о его свойствах, о том, как увеличить силу тока, напряжение?


Любопытно, что шумеры были не единственными цивилизациями, над загадками которых до сих пор бьются современные ученые. Взять, к примеру, египетские пирамиды, сооружения, которые не в силах построить современный человек с имеющейся огромной технической базой. Предполагается, что для росписи стен и высечения изображений в абсолютно темных помещениях пирамид использовались какие-то электрические светильники, т.к. на стенах не нашли следов пламени от факелов или масляных ламп.


К тому же интересную находку обнаружил Рейнхард Хабек в ХХ веке. В храме богини Хатхор (IV-I вв. до н.э.) исследователь нашел изображения грушевидных предметов, напоминающих лампы накаливания, в которых нить накаливания была изображена в виде змеи (волнистая линия), а также рядом были нарисованы «кабели», «шнуры», ведущие к кубу, на котором восседал бог воздуха Шу. Ранее эти изображения относили к ритуальной символике, однако после находки «шумерской батарейки» появились предположение, что «груши» – это своеобразное изображение лампы накаливания.



Очевидно, что с каждой новой находкой археологов человеку открываются загадочные тайны древности, обнаруживаются удивительные возможности предшествующих цивилизаций.


Современному человеку стоит лишь освободить свой ум от надменности и гордыни, понять, что нам есть чему учиться у древних. Расширив свое восприятие мира, мы сможем узнать и понять гораздо больше.


Например, почему столь могущественные цивилизации резко начинали деградировать и вскоре исчезали? Кто, как и зачем построил египетские пирамиды? Как ученые совершают открытия в различных областях знаний? Ответы на эти и многие другие вопросы уже есть! И вы сможете найти их в книгах современной писательницы Анастасии Новых, книги которой за короткий срок стали мировыми бестселлерами. Данные книги можно абсолютно бесплатно скачать с нашего сайта кликнув по цитате ниже, или перейдя в соответствующий раздел сайта.

Читайте об этом подробнее в книгах Анастасии Новых

(кликните на цитату, чтобы бесплатно скачать книгу целиком):

– Простите, я хотел бы немного вернуться к нашей беседе перед медитацией. Вот вы сказали, что все научные знания даются миру Шамбалой. Я что-то не совсем понял, как они даются? – с ноткой надменности в голосе произнес Николай Андреевич. – Я до сих пор считал, что человек достаточно разумное существо, чтобы додуматься до всего самому, в том числе и до научных открытий.

– Ну как вам сказать, по большому счету человек, безусловно, когда-нибудь станет совершенным существом… Но пока в его разуме господствует животное начало, он даже элементарный стул придумать не может, если ему не расскажут, как нужно его сделать.

– То есть как это?

– Да обыкновенно. Это сейчас люди такие умные, потому что пользуются знаниями предков. А как об этом узнали их предки, вы задумывались? Даже в самых древнейших легендах Шумерской цивилизации, написанных на глиняных табличках, есть упоминание о том, что именно «люди с неба» рассказывали им, как налаживать быт, как нужно строить дома, ловить рыбу, выращивать для себя растительную еду и тому подобное. А до этого люди жили как любое стадо животных… Взять хотя бы совре-мен-ный мир. Как ученые получают открытия?

– Усиленно работая над данной темой.

– Безусловно, внешне это выглядит именно так. Но сам миг открытия, миг озарения?

Николай Андреевич пожал плечами…

- Анастасия НОВЫХ "Сэнсэй I"

В 1936 г. к немецкому исследователю Вильгельму Кёнигу, который работал в Археологическом музее столицы Ирака Багдаде, попал странный предмет.

Его нашли среди руин древнего парфянского поселения неподалеку от Багдада. (Парфяне властвовали здесь, на территории древней Месопотамии, в 250 до н.э. — 224 н.э.)

Это была невзрачная глиняная ваза высотой примерно 15 см. В ней находился цилиндр из листовой меди со вставленным в него проржавевшим железным стержнем.

Все эти детали были залиты смолой, склеивавшей их, — в той местности существовали месторождения асфальта.


Кёниг обследовал странный предмет и внезапно понял, что же попало ему в руки. Это были остатки электрической батарейки! Стало быть, парфяне уже тогда использовали электрический ток — почти за две тысячи лет до открытий Луиджи Гальвани (1737— 1798) и Алессанд-ро Вольта (1745 — 1827). А ведь именно эти ученые считаются изобретателями электрической батарейки. Заключение Кёнига казалось невероятным.


И вот тогда за дело взялся египтолог Арне Эггебрехт. Он изготовил точно такие же «вазу», стержень, цилиндр. Наполнил «вазу» винным уксусом и подключил к ней измерительный прибор. Датчик зафиксировал напряжение 0,5 В.

Эггебрехт предположил, для чего парфянам мог понадобиться электрический ток. В его коллекции была небольшая серебряная статуэтка египетского бога Осириса, созданная около 400 г. до н.э. Она покрыта необычайно тонким слоем позолоты. Эггебрехт давно уже пытался понять, как древний мастер сумел равномерно покрыть статуэтку золотом.

Ученый взял серебряную копию фигурки и погрузил ее в соляной раствор золота. Затем он последовательно соединил 10 батареек, то есть глиняных «ваз», и подключил этот источник питания к раствору. Всего за несколько часов статуэтка покрылась тонким слоем золота.


И все же вопросы остаются. Каким образом парфяне открыли электрический ток? Ведь без измерительных приборов напряжение, равное 0,5 В, нельзя обнаружить. Даже крохотная батарейка, которую мы вставляем в электрический фонарик, вырабатывает в три раза большее напряжение.

Спустя 18 столетий Гальвани сделал свое открытие по чистой случайности. Он заметил, что если к лапке лягушки приложить пластинки из разных металлов, то ее мышцы непроизвольно сократятся от электрического удара.


Быть может, древние тоже случайно открыли электричество? А как они поняли, что к батарейке надо подключать провода? Как догадались, что с помощью тока можно осаждать содержащееся в растворе золото? Интересно, а в других странах знали об этом открытии? Как-никак, батарейками, наверное, пользовались не одно столетие. Увы, нам ничего не известно об этом.

Багдадская батарейка — загадочный месопотамский артефакт парфянского и сасанидского периодов, который вслед за Вильгельмом Кёнигом — директором Национального музея Ирака — иногда расценивают в качестве античных гальванических элементов, созданных за 2000 лет до рождения Алессандро Вольта.

Согласно современной истории электрическая батарея была изобретена в 1800 году Александром Вольта. Ученый заметил, что когда два разнородных металлических зонда помещаются в ткани лягушки, появляется слабый электрический ток. Более того, ток протекал и при помещении электродов не в живую среду, а в некоторые химические растворы. Собственно, с этого и начались работы над электричеством. Однако находка багдадской батареи говорит о том, что электрическую батарею изобрел не Вольта.

Первая «батарейка», обнаруженная Кёнигом близ Багдада в июне 1936 года (в некоторых источниках говорится, что в 1938 году, представляла собой 13-сантиметровый сосуд, горлышко которого было залито битумом, а через него проведен железный прут со следами коррозии. Внутри сосуда находился медный цилиндр, внутри которого находился железный стержень.

В наше время багдадская батарейка находится в Национальном музее Ирака и представляет собой глиняный сосуд, размером с мужской кулак. Вильгельм Кёниг в своей книге «В потерянном раю» дает такое описание багдадской батарейке: "Верхний конец стержня примерно на сантиметр выступал над цилиндром и был покрыт тонким, светло-желтым, но полностью окисленным слоем металла, по виду похожего на свинец. Нижний конец железного стержня не доставал до днища цилиндра, на котором находился слой асфальта толщиной примерно три миллиметра".

Вильгельм Кёниг предположил, что багдадская батарейка, заполненная кислотой или щёлочью, могла создать электрический ток напряжением в один вольт. Кёниг пересмотрел экспонаты Багдадского музея древностей. Его удивили медные посеребрённые вазы, относящиеся к 2500 году до н. э. Как предположил Кёниг, серебро на вазах было нанесено электролитическим методом.

Версию Кёнига о том, что находка является батарейкой, подтвердил профессор Дж. Б. Перчински из Университета Северной Каролины. Он создал точную копию «батарейки» и наполнил её пятипроцентным винным уксусом. Было зафиксировано напряжение в 0,5 вольта.

Немецкий египтолог Арне Эггебрехт при помощи опыта доказывает, что ещё более 2000 лет назад была известна гальванизация. Для подтверждения он использовал статуэтку Осириса. Использовав 10 сосудов, подобных багдадской батарейке и солевой раствор золота, за несколько часов учёный подтвердил догадку — статуэтка была покрыта ровным слоем золота.

В 1947 году американский физик Уиллард Ф. Грей изготовил точную копию багдадской батарейки, использовав сульфат меди в качестве электролита. Батарейка дала электрический ток с напряжением около 2 вольт. После было проделано множество подобных экспериментов, но напряжение получалось примерно таким же: от 0,8 вольт до 2 вольт. В передаче «Разрушители легенд» был получен тот же результат — гальванизация происходила, хотя и была малоэффективна. Для достижения достаточного для гальванизации напряжения потребовалось соединить последовательно 10 сосудов. Также там выдвинулась теория, что возможно батарейка использовалась в медицинских целях.

"Электрическое освещение имелось еще в древнем Египте" - утверждают Петер Красса и Райнхард Хабек, посвятившие доказательству этой идеи свою книгу. Их основной аргумент - рельеф из храма богини Хатор в Дендере, созданный в 50 году до новой эры, во времена царицы Клеопатры. На этом рельефе виден египетский жрец, который держит в руках продолговатый предмет, напоминающий колбу электрической лампы. Внутри колбы извивается змея. Ее голова обращена к небу.

Странный предмет и есть лампа, а змея аллегорически изображает нить накала. С помощью таких ламп египтяне освещали темные коридоры и комнаты. Вот, например, почему на стенах помещений, где работали художники, нет копоти, которая осталась бы, пользуйся они масляными лампами.

По мнению египтологов, на рельефе в дендере изображена небесная барка бога солнца Ра. По верованиям египтян, солнце каждый день умирает вечером и воскресает на рассвете. Здесь его символизирует змея, которая, как считали в стране фараонов, возрождается всякий раз, когда сбрасывает кожу. Самый спорный элемент изображения - пресловутая "колба". Даже египтологи не знают, как ее истолковать. Возможно, она обозначает "горизонт".

Эрих фон Деникен продолжает: «Концепция, которую я здесь излагаю, пока еще зиждется на шаткой основе. Хотя мы располагаем действующими батареями и отдельными проводами, однако для манипуляций с электричеством нужны еще и изоляторы. Эти изоляторы представлены в различных вариациях. Египтологи называют их «джед-столбы». Только посвященные могли обращаться с ними. Они были обнаружены уже под самой древней пирамидой — Джосера.

Современный исследователь Эндрю Томас, в течение многих лет изучавший Восток и не много раз бывавший в Индии, пишет: «Во время своего пребывания в Индии я ознакомился с древним документом, хранящемся в библиотеке г. Уджайна, - «Адастия Самхита». Невероятно, но там я нашел инструкцию, как изготовить электрическую батарею!

Она выглядит так: «...положите хорошо очищенную медную пластинку в глиняный горшок. Накройте ее сначала сульфатом меди, а потом влажными опилками. Далее сверху следует положить цинковую пластину, амальгированную ртутью. Контакт этих пластинок даст энергию, которая известна под названием Митра-Варуна.

Эта энергия расщепляет воду на Пранаваю и Уданаваю - кислород и водород. Батарея, сделанная из сотни таких горшков, обеспечивает очень активную и эффективную силу». Митру-Варуну мы называем сегодня анодом и катодом. Известно, что в древней Индии знали и об электропроводности.

О таинственных ярких негасимых источниках света знали еще в древнейшее время. Плутарх писал о лампе, которая горела при входе в храм Юпитера-Аммона на протяжении нескольких веков. О таком же ярком источнике света, который горел в голове статуи Геры в городе Гераполисе (Сирия) писал греческий сатир Лукиан (120-180 гг. н.э.). Павсаний (II в.н.э.) рассказывал об удивительной золотой лампе в храме Минервы, неугасимо горевшей на протяжении века.

С другой стороны, скептически настроенные археологи отмечают, что сама демонстрация возможности использования находки в качестве источника электрического тока не доказывает, что она на самом деле так применялись. К тому же, слой асфальта покрывает медный цилиндр полностью, что исключает подключения проводов снаружи.

Не было найдено никакого сопутствующего электрического оборудования, которое могло бы использовать «батарейки», не было найдено даже проводников тока. Также неизвестны образцы того времени покрытые золотом с помощью электричества, все они были позолочены хорошо известным процессом амальгамирования. Вдобавок, багдадская батарейка почти идентична найденным сосудам из близлежащей Селевкии с известной функцией, они использовались для хранения свитков.

С другой стороны, нельзя и недооценивать предков. Все забывается. И некоторые вершинные достижения той или иной культуры, удивительные секреты утрачиваются уже по прошествии нескольких веков. Войны, пожары, гибель письменных памятников лишь умножают забвение. И теперь, когда археологи находят непривычный артефакт, они не знают, как объяснить его появление. Он становится неразрешимой загадкой, фразой из книги, которая давно сожжена.

Человеческая цивилизация получила первые знания об электрическом токе и напряжении во второй половине XVIII века. Основоположником в этой области стал итальянский физик и физиолог Луиджи Гальвани (1737-1798). Его работы подкорректировал и развил итальянский физик Александр Вольта (1745-1827). Он практически и стал изобретателем электрической батареи. Представляет она собой источник электрической энергии и вырабатывает постоянный ток. Благодаря ему, крутятся двигатели электропоездов, горят лампочки и фонарики, работают компьютеры, мобильные телефоны, электродрели и пылесосы.

Своё победное шествие по планете электрический ток начал в XIX веке. В наше время жизнь без него немыслима. Даже отключение электроэнергии всего на час-полтора способно полностью парализовать жизнь любого из нас. Такова ситуация на сегодняшний день. Электричество вошло в повседневный быт окончательно и бесповоротно. Мы даже не сможем завести машину, если в ней нет аккумулятора.

Глядя на все эти достижения научно-технического прогресса, невольно задаёшься вопросом - как же существовало человечество тысячи лет без электрического тока и напряжения. Что люди делали по вечерам без телевизора и света? Ведь лампочек накаливания не было и в помине. Улицы освещались газовыми фонарями, а в домах горели свечи. Попробуй-ка пожить при свечах в наши дни. Хотя человек ко всему привыкает, причём очень быстро.

Как ни удивительно звучит, но на сегодняшний день существует теория, что в далёкой древности люди успешно пользовались своеобразными электрическими элементами и в тёмное время суток свечей не зажигали, масляных светильников не имели, а коротали вечера при свете ламп. Этими лампами они также освещали просторные храмы, пещеры, гробницы и другие помещения, куда не попадал солнечный свет. Подобное утверждение родилось в 30-е годы XX столетия. А причиной послужила удивительная находка, получившая название багдадской батарейки .

Обязано человечество этой находкой австрийскому археологу Вильгельму Кёнингу. Обнаружена она им была в 1936 году в предместье Багдада. Точно неизвестно, производил ли австриец археологические раскопки, или получил сей ценный предмет от одного из местных жителей. Скорее всего, раскопок не было, так как в этом случае археолог мог найти ещё много чего интересного. Однако учёный мир знает лишь об этом удивительном артефакте, представляющем собой уникальную ценность.

Так что же такое багдадская батарейка? Это древний сосуд светло-жёлтого цвета. Высота его составляет всего 15 см. Возраст оценивается в 2000 лет. Горлышко было залито смолой, из которой выступал кончик железного стержня. Его практически весь «съела» коррозия, что неудивительно, учитывая возраст.

Когда горловину освободили от смоляной пробки, то обнаружили внутри медную трубку - свёрнутый медный лист. Её диаметр равнялся 25 мм, а длина едва дотягивала до 9 см. Именно через эту трубку и проходил железный стержень. Он не доставал до дна сосуда. Свободного пространства оставалось ещё пара сантиметров. Само дно покрывала горная смола. То есть вся маленькая металлическая конструкция висела в воздухе. Удерживала её в таком положении смола, которой была замазана горловина.

Судя по керамике, сосуд относился к периоду правления династии Сасанидов. Это период с 224 по 651 год. То есть загадочному артефакту даже не было 2000 лет, как определили вначале. Но вот для чего вся эта конструкция предназначалась? Тут однозначного ответа у Вильгельма Кёнинга не было. После долгих раздумий ему пришла в голову практически невероятная мысль. Данное приспособление могло являться ничем иным как древней батареей для выработки электрического тока.

Да и действительно. Если налить в сосуд тот же лимонный, виноградный сок или уксус, то он полностью будет окружать как медный цилиндр, так и железный прут. Жидкость в этом случае будет выступать, как кислотный электролит. Следовательно, между медью и железом возникнет разность потенциалов и появится электрический ток. Дело останется за малым: подсоединить к сосуду токопроводящие провода и замкнуть их на какой-то потребитель электроэнергии. Таковым может быть лампа освещения.

В дальнейшем уже другие исследователи замерили напряжение, которое может выдавать данная маленькая конструкция. Вольтметр показал величину в 1,1 вольт. Совсем немного. Но если взять несколько десятков или сотен таких сосудов и соединить их последовательно, то в результате можно получить и 100 вольт, и 200, и даже 380. Конечно о 3-х фазном переменном токе разговор не шёл, а вот вольтаж постоянного тока мог быть, в принципе, любым.

Но могли ли древние люди создать лампы накаливания? По-крайней мере со стеклом проблем не было. В соответствии с официальной наукой, оно появилось в Древнем Египте ещё в начале III тысячелетия до н. э. То есть данный материал старше египетских пирамид лет эдак на 500. Люди стали смешивать песок, содовую золу, известь, нагревать эту смесь до очень высоких температур и получать стекловидную массу. Поначалу она не отличалась хорошей прозрачностью, но процесс шёл, совершенствовался, и постепенно стекло приобрело тот вид, который привычен современному человеку.

Что же касается нити накаливания, которая и должна излучать свет, то здесь можно посмотреть на древний рисунок, созданный неизвестным египетским мастером. Давно умерший художник донёс до нас из тьмы веков своеобразный объект, очень напоминающий по форме современную лампочку. Внутри проходит какая-то толстая длинная полоса. Вполне возможно, что как раз она и излучает свет. Вот только что это за материал - неизвестно.

Загадочный настенный египетский рисунок

Так являлась ли багдадская батарейка источником электроэнергии? Судя по древнему рисунку, однозначный ответ дать нельзя. Многие исследователи склонны видеть на нём вовсе не лампу, а кокой-то большой овощ, выращенный трудолюбивыми земледельцами. В данном случае работает правило: видишь то, что хочешь видеть.

В защиту батарейки выступает тот факт, что настенные древние росписи делали в закрытых помещениях, в которые солнечный свет никак не попадал. Однако на потолках и сводах нет следов въевшейся копоти от факелов и масляных светильников. Но работали же мастера не в темноте. У них, естественно, был источник света. Он не коптил, «не выдавал» чёрный дым, но освещение при этом было идеальное.

Багдадскую батарейку могли использовать и для других целей. В Древнем Иране очень часто применяли медную посуду, покрытую тонким слоем серебра. Серебро обладает целебными свойствами. Оно убивает вредные микробы, да и чисто с эстетической точки зрения тот же кубок или сосуд смотрится гораздо эффектнее, если он покрыт благородным металлом.

Равномерный тонкий слой серебра или золота можно нанести на поверхность, используя электролитический метод. В этом случае изделие выглядит идеально. Вполне возможно, что древние мастера подобным способом и доводили до совершенства предметы кухонной утвари. Но у сторонников данной теории есть и противники.

Эти люди утверждают, что багдадская батарейка не имеет ничего общего с гальваническим элементом. Первый довод звучит довольно весомо. Как в полностью герметичную батарейку доливали электролит? Горловина сосуда ведь залита смолой. А использовать данное устройство короткий период времени, чтобы затем его выбросить - слишком большая роскошь.

Второй довод: где сопутствующее оборудование. Если подобные устройства применялись массово, то должны были сохраниться какие-то провода, проводники, обеспечивающие работу батареек. Ничего этого нет и в помине.

Третий довод: никаких рисунков и записей об использовании электрических элементов не найдено. Существует лишь один египетский рисунок, о котором говорилось выше. Если бы багдадская батарейка применялась повсеместно, то уже давным-давно нашли бы массовые залежи этих батарей, да и летописи упоминали бы о них довольно часто. Ничего этого нет и в помине. После первой батареи были обнаружены аналогичные артефакты в количестве 20 штук, но на этом всё и ограничилось.

Так для чего же служила загадочная находка? Сторонники неэлектрической теории утверждают, что данный артефакт являлся местом для хранения папирусного или пергаментного свитка. В старину священные манускрипты паковали именно в такие сосуды. Горловины у них, правда, не запечатывали смоляной пробкой, а свитки не наматывали на металлический стержень. Во всём же остальном сосуды были абсолютно идентичны найденному. Но куда же тогда делся свиток с записями? Сгнил, оставив после себя лишь слабокислые органические составляющие.

В наши дни загадка таинственной иранской находки так и не разгадана. Экспериментальным путём доказано, что батарейка, сконструированная подобным образом, способна выдавать напряжение 1,5 вольта. На большее она не способна. Но вот использовалась ли данная конструкция для целей, связанных с электричеством, - здесь ясного и чёткого ответа нет. Мы видимо его ещё долго не получим, так как версия об электрификации Древнего Мира противоречит официальной науке. Это равносильно тому, что в своё время церковь отвергала историю человечества до сотворения мира, которое, как известно, наступило в 5508 году до н. э.

Cтатью написал ridar-shakin

Похожие публикации