Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Биографический метод, слышится. Исследование личности биографическим методом

ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - 1) метод исторического исследования, направленный на описание, реконструкцию и анализ обстоятельств жизни, результатов деятельности, психологического портрета исторической личности / социальной группы; 2) в психологии, социологии, культурологии метод «истории жизни», «жизнеописаний» (биографический метод) используется для познания социальных, культурных и психологических явлений на основе описания и анализа жизненных историй обычных людей. Он опирается на приемы наблюдения, анализ документов и ориентирован на описание уникальных ситуаций в жизни человека (карьеры, любви, семейных отношений и т. д.), его внутреннего мира; 3) метод изучения личных документов ( , писем, дневников, мемуаров) представителей определенной группы лиц для реконструкции их внутреннего мира; описания типичной структуры жизненного пути и создания коллективных биографий определенных социальных групп [Ф. Знанецкий ].

Историко-биографический метод известен давно, с ним связано становление и развитие истории как науки, поскольку основным героем политической истории всегда выступала личность - правитель, герой, военачальник и пр. С позиций этого подхода исторический процесс долгое время рассматривался как результат деятельности великих людей. Научно-методологические принципы историко-биографического метода были сформулированы В. Дильтеем (1833-1911). Он ввел понятие «наук о духе», к которым относил историю, и отмечал, что их отличает особый метод познания, основанный на изучении психических аспектов деятельности человека. Приоритет биографическому методу в гуманитарном знании отдавал также М. Хайдеггер.

Историко-биографический метод характеризуется стремлением раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории. В основе метода лежит дедуктивный подход, поскольку реконструкция жизнеописания опирается, прежде всего, на те результаты, «следы», которые исторический деятель оставил в истории. Метод предполагает привлечение особого корпуса источников - документов личного происхождения (свидетельств современников, дневников, мемуаров, воспоминаний). Особенностью историко-биографического метода является широкое применение литературно-художественных приемов изложения материала (сюжетность, образность), а также эмоциональность, наличие авторской позиции в оценке личности.

В XX веке историко-биографический метод развивался под влиянием достижений социологии и психологии, где «биографический метод» («метод жизнеописаний») утвердился в качестве одного из основных методов исследования. В результате, наряду с изучением индивидуальных биографий, появились такие новые направления истории как «коллективные биографии», или просопография. Метод создания коллективных биографий направлен на выявление определенного круга лиц в качестве объекта исследования и изучение их демографических, социальных, культурных характеристик.

Л. Н. Мазур

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 151-152.

Литература:

Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М., 1986; Биографический метод в социологии: история, методология, практика/ Под. ред. В. В. Семеновой, Е. Ю. Мещеркиной. М., 1993; Гиндшис Н. Л. Просопопрафия в науковедении // Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994; Мазур Л.Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Михайлов И. А. Переписка Дильтея и Гуссерля. Экзистистенциальные истоки феноменологии // История философии. № 1. М., 1997; Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособ. М., 2007.

Биографический метод занимает важное место в структуре психологического знания. Изучение биографий позволяет понять человека как целостность во взаимосвязи различных аспектов, увидеть его в процессе развития. Кроме того, в психологии биографии выступают как ценный материал, раскрывающий тайны душевного мира человека.

В структуре психологического знания выделяются различные группы методов психологии: организационные, обрабатывающие, эмпирические, интерпретационные. Биографический метод (наряду с наблюдением, экспериментом) относится к эмпирическим методам, основная направленность которых является сбор информации. В биографическом исследовании осуществляется накопление сведений о личности на основе наблюдения и самонаблюдения (69).

Начало биографическому методу положила работа Д. Тидемана «Наблюдение над развитием душевных способностей у ребенка», опубликованная в 1787 году. В 1910 году выходит в свет работа З.Фрейда «Леонардо да Винчи», которая является первой психоаналитической биографией. В психоанализе значительное место уделялось изучению периода раннего детства, анализировалось влияние различных психологических конфликтов, психотравматических ситуаций, впечатлений раннего детства на последующую жизнь.

Биографический метод в психологии становится популярным после цикла исследований, выполненных Шарлоттой Бюлер. В своей работе «Жизненный путь как психологическая проблема» (1933) она на основе обширных исследований сформулировала основные этапы жизненного пути, предложила методы анализа биографического материала, способы обработки полученной информации.

В изучении биографии она выделяет три аспекта:

· внешний, объективный ход событий жизни;

· история творческой деятельности человека;

· возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Ш.Бюлер отмечает комплексный характер биографического исследования. В практической деятельности биограф использует три вида источников:

· сам испытуемый – данные, полученные от него, опираясь на его способности к самонаблюдению;

· окружающие – знакомые, сотрудники, соседи и др.;

· источники в узком смысле слова, то есть вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества(48).

В России интерес к биографическому методу возникает в начале двадцатого столетия. Биографические исследования проводили отечественные психологи Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, И.М. Соловьев.

Н.А. Рыбников является пионером в изучении биографического метода в нашей стране. Многие его работы, написанные в двадцатые годы прошлого века, не утратили своей актуальности. Метод «синтетического изучения душевной жизни» необходим для психолога, по мнению Н.А. Рыбникова, так как позволяет понять человеческую личность как единое целое, выявить причины отношения между живыми, реальными фактами душевного мира в их естественном проявлении. Наконец, изучение биографий позволяет психологу заглянуть в тайники души, недоступные опытному наблюдению (71,72).

Рыбников Н.А. выделяет 3 типа биографий, с которыми работает психолог:

· простое сведение всех имеющихся биографических источников. Эти сведения могут отличаться по степени полноты, истинности;

· материал располагается психологом в определенной последовательности;

· биография, созданная на основе объединения и синтеза материалов по определенному плану, сознательно и бессознательно, пользуясь схемой (72).

Таким образом, Рыбников Н.А. акцентирует внимание в основном на качественном аспекте работы психолога с биографическим материалом.

Рубинштейн М.М. акцентировал внимание на использовании биографических методов (автобиографические анкеты, дневники) в изучении проблем юношеского возраста.

Егорова М.С. выделяет три разновидности биографического метода, позволяющие решить различные задачи психологических исследований индивидуальности:

а) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности на основе сведений, подчеркнутых из документальных источников (писем, дневников, воспоминаний). Ретроспективное воссоздание жизненного пути способствует пониманию целостности личности, но в процессе работы возможны проблемы в описании жизни, низкая достоверность некоторых сведений о жизни;

б) длительные лонгиттюдные исследования, представляющие экспериментальные данные для биографического анализа. В рамках этого подхода ключевой является проблема интеграции разнообразных экспериментальных данных, создания целостного образа жизненного пути человека;

в) каузометрический анализ, позволяющий установить связи между различными событиями жизни на основании событийных оценок испытуемого. Каузометрический анализ позволяет получить субъективную картину жизненного пути человека, биографию основных событий его жизни и их взаимосвязь. В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронометрического возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности (32).

В 60-е годы Ананьев Б.Г. уделил специальное внимание биографическому методу в связи с разработкой теории индивидуальности. Он определил биографический метод как собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.). Он выделяет два вида генетического подхода к развитию человека, и соответственно, две исследовательские стратегии: онтогенетика , направленная на изучение онтогенеза, эволюции индивида и генетическая персоналитика – исследование жизненного пути человека(2,3).

Идеи Б.Г. Ананьева нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Логиновой, которая защитила диссертацию «Биографический метод в психологии и в смежных науках (1975). В диссертационном исследовании представлен содержательный исторический анализ биографического метода, его особенности в других областях (истории, социологии, литературоведении, психологии). В диссертационной работе содержится обобщенное описание биографических источников, включающие следующие группы: свидетельство человека о себе и своей биографии; продукты деятельности и произведения; биографические свидетельства из окружения, находящегося в официальных и неофициальных отношениях с данным субъектом.

К источникам биографического метода она относит: автобиографии, интервью (биографическая беседа), дневники, письма, воспоминания, продукты деятельности (курсовые работы, рефераты и т.д.), свидетельские показания, официальные биографические документы.

Также Н.А.Логиновой были предложены методики биографической психодиагностики («Круг общения», «События», «Впечатления»), позволяющие определить историю общения личности, прояснить структуру индивидуальной жизни, актуализировать значимый жизненный опыт и индивидуальную реакцию на обстоятельства развития.

На основе проведенного исследования Н.А. Логинова отмечает характерные черты особенности биографического метода:

1) исторический метод – т.к. объект – жизненный путь личности – историчен по своей природе;

2) генетический метод – т.к. прослеживается индивидуальное развитие на длительных отрезках времени и призван для того, чтобы установить генетические связи между фазами жизни:

3) жизненность – факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать;

4) синтетичность – стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность;

5) интимность – освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих (45,46,47).

Итак, мы видим, что в основе лежат различные подходы в изучении человеческой жизни на основе продуктов деятельности, конкретных эмпирических срезов развития отдельных сторон, на основе осознания связи, существующей между событиями своей жизни.

В любом случае этот подход ориентирован на создание целостного образа человека и его жизни (биографии) и связан с потребностью в интегральном и многоаспектном основании биографии, которая открывает возможность для более полного обзора различных точек зрения и качественной интерпретации.


Похожая информация.


БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД, один из методов гуманитарных наук, в котором источниками эмпирических данных служат личные документы (дневники, письма, автобиографии, мемуары), а также специальные биографические (нарративные) интервью. В каждой науке биографический метод имеет свою специфику.

В социологии биографический метод является методом изучения социальной реальности на основе обобщения материалов об индивидуальных судьбах людей, один из основных методов в так называемой качественной (понимающей, интерпретативной) социологии. Развёрнутое обоснование биографического метода предложил В. Дильтей, отметивший, что человек - это не только неповторимая индивидуальность, но и носитель образа окружающего мира. В этом смысле биографии отдельных индивидов репрезентативны, то есть в них наличествуют социально типичные характеристики страны, времени, народа, социального слоя, возрастной группы и тому подобное. В западной социологии становление биографических методов связано с классическим исследованием У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-20), в котором изучались процессы взаимодействия субкультуры польских эмигрантов и американского образа жизни. Знанецкий разработал методологию анализа биографий.

Биографический метод получил развитие в США, Германии и Польше в 1920-30-х годах при изучении субкультур маргинальных, девиантных закрытых групп: безработных, неформальных молодёжных объединений, экстремистских общественных движений. В 1940-60-х годах интерес к биографическому методу заметно снизился, поскольку считалось, что субъективный фактор, присутствующий в биографических повествованиях, снижает уровень достоверности получаемых данных. С 1970-х годов использование биографического метода заметно активизировалось в связи с изучением новых социальных движений (экологических, молодёжных, женских). Познавательные возможности биографического метода расширились за счёт герменевтики (Х. Гадамер), этнометодологии (Х. Гарфинкел), феноменологии, социологии повседневности (А. Шюц, Ф. Шютце, П. Бергер, Т. Лукман).

В России к биографическому методу обращались земские статистики в связи с изучением социальных последствий отмены крепостного права (проект В. Н. Тенишева, 1897). Л.Н. Толстой использовал биографии частных лиц при изучении сельской и городской бедности. Яркий пример «устной истории» - работа русской писательницы С. 3. Федорченко «Народ на войне» (отдельные части вышли соответственно в 1917, 1925 и 1983 годах). В работах психолога Н. А. Рыбникова 1920-30-х годов, посвящённых изучению биографии, отмечалось наличие в них ценной информации и о положении различных социальных групп. После длительного перерыва интерес к биографическому методу стал возрождаться в российской социологии в середине 1990-х годов.

Биографическое интервью относится к группе неформализованных (свободных, «мягких») методов: респондент рассказывает о своей жизни в свободной форме, самостоятельно определяя объём повествования, степень его подробности, события, о которых стоит упомянуть, стиль повествования (эмоциональный или сухой, серьёзный или иронический и так далее).

Биографический метод даёт возможность исследовать микроуровень социальных процессов и явлений, понять, как формируется жизненная стратегия отдельных граждан (социальных акторов) во взаимодействии с обществом. Сравнение биографических нарративов (повествований) обнаруживает типичные социально одобряемые или отклоняющиеся (девиантные) жизненные стратегии и практики. В социологии переход от анализа индивидуальных биографических нарративов к обобщённым представлениям об изучаемых социальных феноменах обеспечивается методологией изучения отдельного случая (case study).

Лит.: Fuchs W. Мöglichkeiten der biographischen Methode // Lebenserfahrung und kollektives Gedächtnis. Fr./М., 1980; Biography and society: The life history approach in the social sciences. Beverly Hills, 1981; Anthropology and autobiography. L.; N. Y., 1992; Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М., 1994; Судьбы людей: Россия. XX век: Биографии семей как объект социологического исследования. М., 1996; Биографический метод в изучении постсоциалистических общественный СПб., 1997; Устная история и биография: женский взгляд. М., 2004; Biographical research methods. L., 2005. Vol. 1-4.О.М. Маслова.

В психологии, педагогике, медицине биографический метод направлен на изучение и описание одной человеческой жизни, включая мир представлений и переживаний конкретной личности (в этом варианте биографический метод иногда называют автобиографическим). В этой сфере с помощью биографического метода изучается соотношение условий внешней детерминации и самодетерминации в истории отдельного человека и его личностных изменений. Путём исследования биографических повествований о себе (однократных или лонгитюдных, тематически ограниченных или касающихся жизни в целом) анализируются опыт личности, смена его интерпретаций и оценок, содержания ценностно-смысловой и мотивационной сфер, динамика «Я-концепции», внутренняя логика жизненных целей и стратегий поведения, а также история «конструирования» собственной личности и судьбы. Реальное течение жизни не тождественно рассказу субъекта, диагностичными являются: отбор эпизодов; сокрытия, умолчания, привлечение комментариев; забывание событий и этапов жизни, искажение фактов и времени их осуществления; реинтерпретации, показывающие, как настоящее переопределяет прошлое. Биографический метод предполагает анализ содержательных (состав и иерархия жизненных тем, устойчивые сюжеты и символы) и формальных характеристик (например, стилевые особенности). Для установления истинности получаемых данных разработаны процедуры верификации: структурирование тематики интервью, контент-анализ текстов, привлечение дополнительных источников информации (документов, очевидцев, экспертов и др.).

Лит.: Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М., 1920; Conway М. А. Verifying autobiographical facts // Cognition. 1987. Vol. 26. № 1; Nelson К. Remembering and telling: А developmental story // Journal of Narrative and Life History. 1991. Vol. 1. № 2/3; Биографическое интервью. М., 2001.

В. В. Нуркова.

В литературоведении биографический метод - способ исследования, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющие моменты его творчества. Биографический метод был подготовлен эстетикой романтизма с её восприятием жизни и поэзии как единого целого, а также герменевтикой Ф. Шлейермахера, полагавшего необходимым изучать факты внешней и внутренней жизни писателя для лучшего понимания его произведений. Основателем биографического метода считается Ш. О. Сент-Бёв, для которого изучение наследственности, литературного и политического окружения писателя было непременным условием постижения его творчества. Биографический метод нашёл применение в теории и практике культурно-исторической школы (Г. Лансон, И. А. Тэн), повлиял на становление «историко-психологического» метода Г. Брандеса, на «импрессионистическую» критику рубежа 19-20 века, занятую поиском отражения в тексте «сокровенного Я» писателя. С биографическим методом связано становление литературного портрета как особого жанра литературоведения («Старинные портреты» Н. А. Котляревского, 1907; «Силуэты русских писателей» Ю. И. Айхенвальда, вып. 1-3, 1906-10, и др.).

Лит.: Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Жизнеописание как форма научного исследования и жизненный путь человека как его предмет встречаются в философии, социологии, истории науки, психологии и других гуманитарных областях. Это неудивительно, поскольку каждая из данных дисциплин пытается по-своему ответить на вопросы, касающиеся обстоятельств и сущности человеческого бытия, а значит, неизбежно должна затрагивать проблему индивидуальной жизни.

Так, для социолога анализ биографии – это один из способов исследования жизненного пути представителя определенного социального слоя в конкретную историческую эпоху. Биографический метод в социологии позволяет выявить закономерности общественных процессов в индивидуальной жизни, а также механизм событий единичной жизни в тенденции общественного развития.

При обработке биографического материала отдельные биографии накладываются друг на друга, в результате выделяются общие и нетипичные моменты.

Для целей социологического исследования используются также биограммы, которые американский социолог Т. Абель определяет как рассказ о собственной жизни, написанный человеком, представляющим определенную социальную группу и составленный в соответствии с определенной схемой, заданной социологом. Биография становится биограммой, когда ее объединяют с биографиями других членов той же социальной общности.

Следует отметить, что в психологии нет единого мнения относительно целей, задач и способов применения биографического метода. Существует как минимум три различные значения, в которых применяется само понятие «биографические методы».

В своем наиболее широком значении биографические методы – это особый концептуальный подход к изучению личности, основанный на представлении о том, что личность является «продуктом» собственной биографии или истории своей жизни. В этом качестве биографические методы представляют собой нечто значительно большее, чем инструмент для изучения отдельных функций или свойств личности. В нем воплощен специфический принцип анализа личности: через историю ее развития и становления.

Данный подход разрабатывалсяпервоначально в рамках психоанализа, а в двадцатом столетии анализ личности через ее жизненный путь был представлен в работах Н.А. Рыбникова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Итак, сущность биографического метода в первом значении состоит в том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу. Как особый методический принцип психологического анализа биографический метод заключается в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни.

Во втором значении под биографическим методом подразумевают также любое использование биографических материалов – автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др. – для самых разнообразных исследовательских и практических целей. Среди этих целей Г.Олпорт называет сбор феноменологических данных, изучение умственной жизни взрослых, составление различных типологий, иллюстрирование различных теоретических положений в психологии и многие другие.

Наконец, в своем третьем, наиболее узком значении, биографический метод – это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т.д. Так, например, К. Кокс, Р. Кеттелл, Дж. Кеттелл использовали подобные биографические источники для выделения черт, присущих творческой личности.

Биографический метод в двух своих последних значениях может служить вспомогательным инструментом для изучения тех или иных сторон жизни и деятельности человека .

Как уже оговаривалось выше, единого взгляда на понимание биографических методов нет, поэтому мы приводим несколько наиболее распространенных определений данного понятия.

1. Биографические методы в психологии (от греческого bios – жизнь, grapho – пишу) – это способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности .

2. Биографические методы – качественные методы, которые основываются на принципиальной гипотезе (предположении) о том, что, возможно, восстанавливать и изучать социальную действительность, социальные факты через анализ биографических материалов и событий, сохранённых в них, через оценки, отзывы, мнения и установки. Основа этой гипотезы – факт, что человеческий поступок определён проходом через объективные социальные условия, и это отражается в субъективном феномене сознания.

3. Биографические данные в социологии – это основной источник детальных и мотивационных описаний "истории" отдельной личности. Разновидность этнографического метода .

4. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучать личность в процессе развития. Биографический метод – исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути.

Предметом биографического метода является жизненный путь – история личности и субъекта деятельности .

Источниками биографических данных являются :

1. сам изучаемый человек;

2. знающие его люди;

3. продукты его деятельности;

4. исторические и литературные источники;

5. материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий (кино-, фото -, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации;

6. данные о местожительстве, месте и характере профессиональной деятельности или досуга и т.п.;

7. жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий природно-архитектурный антураж, экстерьер и интерьер помещений);

8. личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).

Именно источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого биографического метода. Так, информацию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помощью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме воспоминаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, беседы . Именно источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого биографического метода. Так, информацию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помощью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме воспоминаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, беседы .

Автобиография может быть рассчитана на дальнейшую публикацию (характерна большая фактическая достоверность) и на узкий круг близких людей – в этом случае характерна высокая степень раскрытия личного отношения к переживаемому, стремление мотивировать совершение выбора и поступки. Выделяют следующие виды автобиографий: полная, тематическая, отредактированная.

Биографическое интервью представляет собой жизненное повествование как, своего рода сценическое представление (метафора Э. Гоффмана) о себе и о своей жизни. Биографическое интервью позволяет упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем сферам жизненного цикла (детство, юность и т.п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т.п.), которые значимы для человека и интересуют исследователя. Биографическое интервью проводится с целью выявления социальной идентификации респондента .

Свидетельства очевидцев собирают путем опроса, беседы, изучение их воспоминаний об интересующем человеке.

Изучение продуктов деятельности может осуществляться как чисто описательно, так и с привлечением методов качественно-количественной обработки и интерпретации данных.

Эффективно применение контент-анализа литературного, публицистического, эпистолярного наследия изучаемой личности (сочинений, дневников, писем) .

Положительное в биографическом методе: большая достоверность в описании личной основы событий.

Главное возражение против биографического метода гласит, что автобиография – это реконструированная субъектом в определённый период жизни история, поэтому вероятны смещения и ошибки, которые вызваны стремлением рационально мотивировать любой поступок с точки зрения сегодняшнего мировосприятия, и необходимостью придать повествованию литературную форму. Также возможно личное сокрытие информации, субъективизм в изложении материала. Итак, если автобиографическое восстановление фактов, действительности не передает объективную картину, возникает методологическая проблема восстановления устойчивых объективных структур этой действительности, фактов. Эта герменевтическая проблема до сих пор еще не решена удовлетворительным способом. Оценка работоспособности биографического метода противоречива. Если биографический материал не может оцениваться как объективное восстановление действительности, фактов, то при субъективной обработке социальной действительности и социальных процессов биографический метод не может иметь большое значение для научной постановки вопросов .

Чтобы этого избежать, автобиографические данные интерпретируются в контексте сведений, полученных из иных источников. Таким образом, недостатки этого метода – описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти – могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности .

Очень часто биографический метод сравнивают с методом включенного наблюдения, однако между ними существуют значительные отличия:

· биографический метод фокусирует внимание на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда группы, организации), на субъективном личностном подходе к описанию жизни, карьеры, истории любви и т.п.

· в центре внимания биографического метода документальное или устное описание событий с точки зрения самого случая.

Значение биографических методов :

1. Индивидуальная «история жизни» может стать основой при изучении способов «проживания» жизненных событий: индивидуальных кризисов, поворотных моментов жизненного пути, социально – исторической ситуации.

2. История жизни используется в гендерных исследованиях, позволяет глубоко изучить особенности мужской и женской моделей поведения в определённых социальных общностях.

3. Биографические повествования в своей совокупности (как коллективный опыт «проживания») может стать предметом анализа определённой социальной ситуации. Позволяют описать социальные проблемы, которые вырисовываются за сходными обстоятельствами, за общей социальной практикой людей.

4. История жизни позволяет изучить внутренний мир субъекта, его жизненную программу и сценарий.

5. Биографические методы могут применяться при изучении психологии преступника.

Таким образом, биографический метод позволяет:

· выявить внутренний мир субъекта;

· реконструировать жизненные программы и сценарии развития личности, пространственно – временной организации её деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной сферы;

· проектировать жизненный путь личности.

Применение:

Биографические методы активно используются в социологических и психологических исследованиях . Главные сферы применения биографических методов – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний .

Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно – временной организации её деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды .

Никандров отмечает, что под единым названием «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Сложившаяся ситуация связана с тем, что каждая отдельная биографическая методика обладает признаками нескольких эмпирических методов одновременно и применима для сбора информации из разных источников. То есть, очевидны трудности классификации этой группы методов. Автор попытался дифференцировать все методики по виду источника информации.

Рассмотрим четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.

Психобиография

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Данный метод был разработан в рамках фрейдизма и, поэтому ему характерно биологизация психических явлений и психологизация социальных . В психоанализе личность рассматривалась как производная психологически значимых событий, происходивших в раннем детстве. Такими событиями считались различные психологические конфликты, психотравмирующие ситуации, впечатления и переживания, которые признавались решающими для последующих этапов личностного развития. Прослеживалась их роль и воплощение в особенностях зрелой личности и ее деятельности . Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона. На данный момент все американские президенты и многие политики обследуются этим методом.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически.

Каузометрия

Каузометрия (от лат. Causa - причина) – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.

Метод был предложен в 1982 г. Е.И. Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Исследование проводится в форме интервью, которое состоит из шести процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно проводится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленность в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и «для других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

Биографическая анкета является конкретизации большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека. Иногда в них включены и вопросы субъективного характера.

В анкете обычно отражаются следующие основные группы биографических данных:

1. данные жизненного пути;

2. ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.);

3. среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации);

4. интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

5. состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания).

Перед заполнением анкеты испытуемый проходит инструктаж, где ему предписывается давать исчерпывающие, точные и откровенные ответы. На основании данных анкеты возможно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его переживания. Интерпретация результатов предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография

Психологическая автобиография – собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Автобиография (устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды) наиболее распространенный и простой метод получения специфических сведений.

Для того чтобы облегчить работу испытуемого, ему может быть предложена схема ответа, которая содержит отдельные опорные точки из разных периодов его жизни.

Часто в таких исследованиях применяется прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого отождествляют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем.

Еще один прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, человеку предлагают вжиться в свой образ в старости и проанализировать свой жизненный путь.

В 1994 году Е.Ю. Коржова предложила методику для изучения самовосприятия жизненного пути личности. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. По способам интерпретации данных данную методику можно отнести к разряду событийно-биографических методов. Так как в анализе материала на первое место выступает личное значение ответов можно отнести ее к группе экспрессивных проективных методов. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:

1. формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события и другие.

2. содержательные характеристики – тип и вид значимых событий.

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:

1. соматический компонент;

2. личностный компонент;

3. ситуационный компонент.

Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными данными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники. Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование, как для индивидуального, так и группового исследования и обследования .

Н Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает следующие шаги:

1. Отберите проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.

3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному или хронологическому порядку.

5. Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверьте достоверность источников).

6. Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

7. Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

8. Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним испытуемых, чтобы изучить их реакцию.

9. Переработать исследовательский отчёт, изложив события в их естественной последовательности и учитывая замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчёте гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования .

История применения биографического метода в социологических и социально-психологических исследованиях имеет почти вековую историю.

Одними из первых биографический метод в своих работах использовали родоначальники эмпирического изучения ценностей Уильям Томас и Флориан Знанецкий. В книге этих авторов «Польский крестьянин в Европе и Америке» описываются результаты эмпирического исследования ценностей у польских крестьян, ранее живших в Польше и эмигрировавших в Америку. Объектом исследования авторы избрали личные документы: письма, дневники, автобиографии.

Практически одновременно с Уильямом Томасом и Флорианом Знанецким Шарлоттой Бюлер в Венском университете психологии была выполнена большая работа, также построенная на использовании биографического метода. Ее книга «Жизненный путь личности как психологическая проблема» , в которой на основе больших эмпирических исследований сформулированы основные этапы жизненного пути личности, предложены методы анализа биографического материала, даны способы количественной обработки биографических данных, и поныне является классическим трудом для психологов-биографистов.

В 1918 году вышла интересная работа русского ученого Н.А. Рыбникова, которая так и называлась «Биографический метод» . Он полагал, что именно изучение биографии, понимавшейся им как история развития комплекса психофизиологических, психических и социально-психологических свойств, позволит вскрыть общие и непреложные закономерности духовного развития человека. Однако на практике, в полном созвучии первых послереволюционных лет, задача исследователя состояла в том, чтобы продемонстрировать прямое и непосредственное влияние социальных переломов на развитие личности. Жизненный путь был для Рыбникова историей реализации заложенных в человеке способностей в конкретных общественно-исторических условиях, препятствующих или благоприятствующих их проявлению. Поэтому преувеличивалась роль таких детерминант жизненного пути, как социальное происхождение, материальные условия, события общественной жизни и т.п., что сближает данный подход с социологическим взглядом на биографию .

Вместе с тем Н.А. Рыбников указывал на огромные возможности использования биографических методов для изучения потенциала человека. К сожалению, биографические исследования Н.А. Рыбникова не получили своего дальнейшего развития, т.к. не имела под собой психологической концепции .

Начало глубокому осмыслению жизненного пути как одной из категорий психологии было положено С.Л. Рубинштейном и стало затем центральным пунктом исследования Б.Г. Ананьева. На сегодняшний день ему принадлежит наиболее развернутая, хотя и не бесспорная, концепция жизненного пути как движения от индивида к личности. Им же была сформулирована идея жизненного пути как специфически человеческого способа индивидуального развития. Именно работами Рубинштейна и Ананьева был заложен принципиально новый взгляд, согласно которому личность не только продукт своей биографии, но и ее субъект, т.е. активный творец .

Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б.Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н.В. Логиновой, Н.М. Владимировой, Л.А. Головлевой и др. .

Более поздние исследователи, представители так называемой гуманистической психологии А. Маслоу, В. Франкл, К. Роджерс, Г. Олпорт в своих работах по изучению ценностей также широко использовали биографический метод в той или иной его разновидности.

В настоящее время биографический метод все чаще используется российскими социологами. Большую роль в «возвращении» биографического метода в поле научных методов сыграли работы В.Семеновой, Е. Мещеркиной , А. Вардомацкого , Е. Здравомысловой .

Во введении к сборнику «Биографический метод» Е. Мещеркина объясняет значимость этого метода для социологических исследований: «Появление в отечественной социологии интереса к биографическому методу далеко не случайно. Этому способствовали как изменения собственно в социологической науке, так и явления более общего социального плана. Сдвиг к гуманистической актуализации тройного фокуса социологии, а также растущая неудовлетворенность исследователями поверхностностью массовых социологических опросов, быстро меняющийся социальный контекст в России - спровоцировали обращение к новым методам изучения поведения и сознания, которые принципиально открыты; индуктивно, на основе исследовательской практики, приходят к осмысленным выводам и критериям. В центре внимания одного из таких методов биографического исследования - субъективный опыт, поведение, действия человека. В этом смысле биографическое исследование - это широкая тематизация субъективности .

Кроме того, обращение к биографиям как к методу сбора социально значимой информации является отражением определенных исторических изменений в социальной жизни. В противовес представлениям о «конце индивидуума» другие социологи утверждают, что процесс индивидуализации сегодня продолжается и охватывает даже те группы (например, женщин), которые ранее стояли на его обочине. В результате многочисленных дискуссий стало ясно: «концентрация на субъективности не разрушает социологической перспективы».

Позицию, высказанную Е. Мещеркиной, поддерживает Е. Здравомыслова. В своей статье «Коллективная биография современных российских феминисток» она следующим образом характеризует ценность биографического метода для социологических исследований: «История жизни представляется мне адекватным методом изучения участия в общественных движениях и коллективных действиях вообще. На мой взгляд, этот метод позволяет исследователю изучить не только мотивацию участия в движении, но и выделить те социализационные факторы, которые способствовали формированию идентичности российских феминисток. Биографический метод является новым для изучения общественных движений в России...» .

Использование биографического метода предполагает несколько моделей его реализации. Было бы ошибкой думать, что данный методический прием не предполагает особых исследовательских процедур, которые максимально учитывают индивидуальные характеристики обследуемых групп.

Биографический метод может быть реализован с помощью личных документов или в форме биографического интервью, как в исследовании Елены Здравомысловой, которая дает интересное описание последовательности используемых процедур «Проведение биографических интервью предполагает руководство повествованием со стороны исследователя. В данном случае нами использовалась процедура, содержащая следующую последовательность шагов. Первоначально каждой респондентке была изложена цель проекта - изучение биографий современных феминисток.

Затем была сформулирована задача («расскажите, пожалуйста, о себе») и определено общее время беседы (не менее полутора часов). В ответ излагалась и записывалась автобиография, то есть авторское повествование о собственной жизни, или нарратив. В процессе рассказа интервьюер-исследователь задавала уточняющие вопросы, связанные с разными этапами первичной и вторичной социализации. По завершении повествования интервьюер обращалась к тем периодам жизненного цикла и тем обстоятельствам образа жизни, которые рассказчица упустила».

Приводимое описание техники использования биографического интервью как метода исследования наглядно иллюстрирует многообразие возможностей, содержащееся в нем для исследования личности и целых групп. В то же время надо помнить о тех ограничениях, на которые не раз указывали противники использования данного метода в социологии .

Андрей Вардомацкий разработал для «ценностных» исследований разновидность биографического метода, так называемый аксиобиографический метод. Он ориентирован на выявление жизненных ценностей, т.е. тех ценностей, «которые определяют жизненный путь человека на достаточно больших отрезках биографии, и представляют собой стратегические детерминанты поведения личности, как во времени, так и в ценностном пространстве» .

Аксиобиографическая методика представляет собой полуструктурированное интервью. Его гибкость и неформализованность дают возможность преодолеть ограничения, характерные для формализованных методик, применявшихся, например, в работах Рокича, Олпорта, Вернона, Линдсея, где даются одинаковые наборы ценностей для разных социальных групп. Аксиобиографическая методика в противовес названным позволяет выделить, систему ценностных координат, адекватную конкретной социальной группе, и ее осуществление предполагает небольшую выборку (до 30 человек). Исследование, как правило, происходит на наиболее талантливых, элитных, склонных отражать свою социальную среду представителях данной группы, которые легче вербализуют специфику жизненных ценностей своих групп.

В основе данного метода - постепенное выявление ценностей высокого уровня обобщения и составление списка ценностей в индивидуализированных формулировках, для которого затем используется процедура синонимизации, или сведения групп схожих индивидуальных формулировок к стандартизированным, которые впоследствии используются для измерений на репрезентативной выборке. Сжатие «ценностного ряда» может происходить и по частоте встречаемости той или иной ценности.

«Аксиобиографическая методика, - пишет А. Вардомацкий, - это своего рода «удочка», позволяющая вытянуть находящуюся позади биографического события ценностную подоплеку».

Непрямой характер ценностного измерения делает эту методику, наряду с методами свободных ассоциаций, неоконченных предложений, одной из перспективных методик изучения «внутреннего личностного пространства».

Известными ограничениями для широкого распространения данной методики в научной практике служит, с одной стороны, ее высокая трудоемкость и требуемый высокий уровень профессионализма исследователя, с другой - высокая степень исследовательской субъективности. Однако ни то, ни другое ограничение не могут умалить возможностей, которые открывает данный метод для исследования личностной структуры, освобождая сложный мир ценностей от избытка стандартизированных процедур, в ряде случаев только создающих иллюзию научности.

Более активное проникновение в социологию смешанных методических приемов позволит, на мой взгляд, обогатить ее исследовательский банк данных новыми результатами, более соответствующими природе той реальности, в которой они существуют и развиваются .


Приложение

Информация об истории психического развития ребенка.

Схема психологического анализа.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указаниемвозраста, образования и характера работы всех членов семьи, а так же другихлиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка (смерть некоторых членов семьи, появление новых членов семьи (отчима, мачехи), рождение братьев и сестёр). Субъективная реакция ребенка на эти события. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи.

2. Общие сведения об условиях развития ребенка до и сразу после рождения. Как протекали беременность и роды? Не было ли факторов риска в период беременности? Не было ли родовой травмы? Сразу ли ребенок закричал, когда родился? При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен выяснить, существует ли медицинское заключение.

3. Состояние здоровья ребёнка к моменту обследования. Перенесённые заболевания. Наличие травм и операций, хронических заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок с момента рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли,детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.) Как ребенок привыкал к дошкольному учреждению, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой жил ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребёнка. В какие игры и с кем любит играть ребёнок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как научился? Как развит физически? Ведущая рука? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребёнка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Наиболее яркие особенности характера.

Посещает ли ребёнок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Отмечаются ли страхи или какие-либо нежелательные проявления?

7. Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения. Посещал ли группу продлё6нного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость, отношение к предметам. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками, учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.). Обязанности по дому. Степень самостоятельности. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребёнка. Наиболее типичные конфликты.

8. Что ещё родители хотят отметить в истории жизни ребёнка?

Литература: Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс «Возрастно-психологическое консультирование» МГУ 1990 г.


Приложение

Информация об истории психического развития ребёнка

Схема психологического анамнеза

Регистрационный номер…………………Дата обследования……………

Дом. адрес: город……………улица…………………………………………

дом…………корпус……….. квартира…………………………

Фамилия ребёнка…………………….имя…………………...пол……….

Национальность………………….дата рождения…………………………...

Мать: год рождения…………..кем работает: рабочая, служащая, домашняя хозяйка (подчеркнуть).

Имеются ли профессиональные вредности (какие)………………………

Есть ли ещё дети: указать пол и возраст

……………………………………………………………………………………………….

Отец: год рождения…………………..кем работает: рабочий, служащий (подчеркнуть)……………………………………………………………………

Образование: высшее, среднее (подчеркнуть)…………………………

Имеются ли профессиональные вредности (какие)…………………

………………………………………………………………………………

Есть ли ещё дети: указать пол и возраст……………………………

………………………………………………………………………………

Проживает ребёнок с обоими родителями (да, нет); родители разведены (да, нет); только с матерью или только с отцом (подчеркнуть); ребёнок воспитывается в детском доме (подчеркнуть).

Жилищные условия: число членов семьи…………, количество комнат……….

Ребёнок имеет отдельную комнату (да, нет). Курит ли: отец (да, нет), мать (да, нет), ребёнок (да, нет). Злоупотребляет ли алкоголем: отец (да, нет), мать (да, нет).

Болезни родственников: (подчеркнуть, у кого есть):

· Аллергия: мать, отец, дети.

· Нейродермит, экзема: мать, отец, дети.

· Наблюдается у психиатра: мать, отец, дети, другие родственники.

· Алкоголизм…………………………………………………………………..

Указать другие заболевания………………………………………………

Причины смерти родственников: внезапно (кто, в каком возрасте, диагноз)

………………………………………………………………………………

От других причин (кто, в каком возрасте)…………………………

………………………………………………………………………………

Перенесённые заболевания:

1. простудные заболевания: 4-6 раз в год и более: до 3-х лет, в 3-7 лет; после 7 лет; менее четырёх раз в год: до 3-х лет, в 3-7 лет, после 7 лет (подчеркнуть).

2. детские инфекции (указать в каком возрасте): ветряная оспа………, корь…….., скарлатина……, эпид. паротит………….., коревая краснуха, другие (указать)…………………………………………………

3. состояние лор-органов: гланды, аденоиды (в норме, часто воспаляются, удалены); ангины (сколько раз)………….., тонзилиты…………., хронические тонзилиты (есть, нет).

4. состояние зрения……………………………………

5. состояние слуха………………………………………

6. Травмы головы (да, нет), возраст………….., находился в стационаре (да, нет), возраст……….., диагноз………………………………

7. другие заболевания………………………………………………

Температура тела ребёнка вне болезни……………………………

С какой температурой обычно переносит простудные заболевания: до 38, выше 38 (подчеркнуть). Бывают ли длительные подъёмы температуры до 37,2-38 (да, нет), подъёмы температуры без причин (да, нет).

Изменялось ли артериальное давление у ребёнка (да, нет), если изменялось, каковы были его показатели: нормальные, пониженные, повышенные, цифровые данные…………………………………………………………………………

Отмечались ли у ребёнка судороги (да, нет), в каком возрасте…………., как часто…….., при каких обстоятельствах (при высокой температуре и т.п.)……………………………………………………………………………

Стоит ли на диспансерном учёте (да, нет), с какого возраста…………………………., у какого специалиста и с каким диагнозом:

Невропатолог………………………………………………………………

Кардиолог…………………………………………………………………

Психиатр……………………………………………………………………

Гастроэнтеролог…………………………………………………………

Невролог…………………………………………………………………

Стоматолог…………………………………………………………………

Другие специалисты………………………………………………………………………

Сон: спокойный, беспокойный, трудно засыпает, чувство усталости при пробуждении утром (подчеркнуть), характеристика сновидений…………………………………………………………………

Характер стула: склонность к запорам, поносам (подчеркнуть).

Бывали ли случаи недержания кала (да, нет).

Двигательная активность:

Физкультура (в д\с, школе): основная группа, подготовительная, освобождён (подчеркнуть):

Занимается дополнительно: самостоятельно (да, нет), в секции (да, нет); сколько часов в неделю…………, имеет спортивный разряд ………………, вид спорта……..

Сведения о пренатальном развитии ребёнка:

Ребёнок: желанный, нежеланный (подчеркнуть).

Возраст матери во время беременности…………….Какая по счёту беременность……., какие роды………………., количество абортов………

количество выкидышей……….., мертворождений…………………. Токсикозы беременности (нужное подчеркнуть, указать сроки беременности): тошнота……….., рвота………………., повышение давления……………………; во время беременности: ОРЗ……….., краснуха………….., грипп………., обострение хронических заболеваний………………………

Приём лекарств…………………………………………………………………………….

Психическая травма……………………, профессиональные вредности………………, курение………….., наркомания……………., приём алкоголя………………….., возможность зачатия в состоянии алкогольного опьянения (да, нет).

Роды срок, преждевременные, вакуум-экстрация, щипцы, кесарево сечение, поворот за ножку (нужное подчеркнуть).

Продолжительность родов (от начала схваток до рождения в часах)………………….

Асфиксия (да, нет), родовая травма (да, нет), гематома на голове (да, нет), закричал сразу (да, нет), обвитие пуповиной вокруг шеи (да, нет), предлежание плода ягодичное, головное (подчеркнуть).

Развитие на первом году жизни:

Спокойный (да, нет), беспокойный (да, нет), частые срыгивания (да, нет). Грудное вскармливание в течение…………..месяцев. Держит головку с ………….месяцев, сидит самостоятельно с …………..месяцев, ходит с ……………….месяцев. Прослеживает перемещение предметов глазами с ……. Месяцев, хватает предметы с ………..месяцев. «Комплекс оживления» с ……месяцев. Гуление с …..месяцев, лепет с …….месяцев, первые слова с ….месяцев, фразовая речь с ……месяцев. Пугался чужих людей (да, нет). Общая активность на первом году жизни: подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный (подчеркнуть).

Манипулирует предметами с ………месяцев, игры «спрячь», «ку-ку» с……….месяцев. Наличие страхов (да, нет), какие…………………………

Болезни на первом году жизни………………………………………

Беспричинное повышение температуры (да, нет).

Строгое соблюдение режима дня и питания (да, нет)

Бывает ли у ребёнка:

1. слабость, утомляемость (да, нет), в каком возрасте……………после физкультуры (да, нет); после занятий, уроков (да, нет), без причины (да, нет).

2. потливость понижена (да, нет): после физической нагрузки (да, нет); при волнении (да, нет); во время или после сна (да, нет); почти постоянно (да, нет).

3. плохая переносимость транспорта (да, нет, иногда);

4. головокружения (да, нет);

5. плохая переносимость душных помещений (да, нет);

6. чувство нехватки воздуха (да, нет);

7. боли в животе, тошнота, рвота, ощущение вздутия живота (подчеркнуть);

8. головные боли (часто, редко);

9. аллергические реакции (да, нет), на что…………………………

10. обмороки, обморочные состояния (да, нет), сколько раз было………………….при каких ситуациях: при волнении, в душных помещениях, при долгом стоянии, при взятии крови, при температуре или ОРЗ (подчеркнуть).

11. ночное недержание мочи (да, нет). Если да, то как часто (редко, иногда, часто). С какого возраста ребёнок перестал мочиться в постель………..

12. повышенная тревожность, раздражительность, гневливость, несдержанность, чувство беспокойства, плаксивость, страх, резкая смена настроения, склонность к уединению, неуверенность в себе, вдруг что-то кажется (подчеркнуть).

Данные о психо-социальном статусе ребёнка:

1. Психологический климат в семье: благоприятный (да, нет), конфликты в семье: частые, редкие, не бывает (подчеркнуть).

2. Посещение детского сада: с какого возраста…………., привыкал к детскому саду быстро и легко или медленно и сложно (подчеркнуть); отношения с детьми: общительный, замкнутый, агрессивный, доброжелательный (подчеркнуть).

3. Характер речи: нарушение произношения звуков: заикание, проглатывание слогов при быстром темпе речи (подчеркнуть).

Общая характеристика игровой и познавательной деятельности ребёнка:

· что любит делать…………………………………………………………

· во что предпочитает играть………………………………………………

· что ему нравится читать…………………………………………………

Пребывание в школе:

· успеваемость: отличная, средняя, отстаёт (подчеркнуть);

· конфликты с учителями (да, нет);

· отношения со сверстниками: друзья (много-мало), ссоры, конфликты (часты, редки;

· отношение к учёбе: заинтересован, не заинтересован (подчеркнуть).

Особенности характера:

1. отношение к себе………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

2. отношение к другим людям…………………………………………..

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

3. взаимоотношения со сверстниками…………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Отношение к делу (игра, досуг, домашние обязанности, учёба)….

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Собеседование проводил…………………………………………………….

Общее заключение специалиста о ребёнке…………………………………


Формализованная биографическая анкета

Цель анкеты: Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы:

1. Данные жизненного пути.

2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т.д.).

3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т.д.).

4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?»

Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их.

· Социальной ситуации развития личности;

· Основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;

· Ценностных ориентаций, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;

· Основных конфликтов и движущих сил развития личности.


Формализованная биографическая анкета

Фамилия, имя, отчество__________________________________________

Дата___________________ Профессия_____________________________

Дата рождения___________ Место рождения________________________

______________________________________________________________

Отец: Фамилия, имя, отчество____________________________________

Мать: Фамилия, имя, отчество____________________________________

Год рождения_________ Образование______________________________

Профессия_____________________________________________________

1. Переезжали ли вы на новое место жительства?

Номер по порядку

Куда?

Когда?

С кем?

2. Участвовали ли вы в деятельности общественных организаций?

Номер по порядку

Общественные поручения

Организация

Когда?

3. Приходилось ли вам выступать по радио_________________________

по телевидению___________________

в прессе__________________________

на собраниях_____________________

(Если да, то укажите, в какой период жизни, в каком году и сколько раз)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Участвовали ли вы в выставках научного, технического, художественного творчества, смотрах, конкурсах, спортивных соревнованиях, КВН? (Если да, то перечислите, и укажите, в каком году.)____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите ваши любимые и нелюбимые школьные предметы в разных классах. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности.)

Класс

Любимый предмет

Нелюбимый предмет

6. Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе и в каком году?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите ваши любимые занятия и увлечения и укажите, в какие годы это было____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8а. Назовите ваши любимые литературные произведения.

Номер по порядку

Когда прочитали впервые?

Сколько раз читали?

Подчеркните названия тех произведений, над которыми вы размышляете до сих пор и содержание которых заново переживаете.

8б. Назовите ваши любимые фильмы (документальные, художественные, научно-популярные).

Номер по порядку

Название фильма

Когда смотрели впервые?

Сколько раз смотрели?

Подчеркните названия тех фильмов, которые произвели на вас наибольшее впечатление, о которых вы долго думали.

8в. Назовите ваши любимые театральные спектакли.

Номер по порядку

Название спектакля

Когда смотрели впервые?

Сколько раз смотрели?

Режиссер

Театральный коллектив

Подчеркните названия тех спектаклей, которые произвели на вас самое сильное впечатление.

8г. Перечислите, какие художественные выставки вы посещали, в каком году это было. (Если вы многократно посещали какой-либо художественный музей, то укажите, в какие годы.)_______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Совершали ли вы поездки за пределы места жительства (походы, экскурсии, командировки, путешествия)? (Если да, то укажите куда, с кем и в каком году.)

10. Когда, чем и как долго вы болели? Находились ли вы дома или в больнице?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Назовите хотя бы инициалы тех людей, с которыми вы поддерживали дружеские отношения, проводили досуг, к которым обращались за советом, помощью, поддержкой и укажите позицию старшинства: старше >; младше

Номер п/п

Инициалы

Пол

Возраст

Род занятий

Когда?

Позиция старшинства

12. Укажите периоды или моменты собственной жизни, которые вы считаете счастливыми, и те которые считаете несчастливыми. Датируйте их и кратко опишите, почему вы так расцениваете эти периоды. Ориентировочно счастливый период можно понимать как отрезок жизни, когда все задуманное удавалось совершить. Вы переживали чувство удовлетворения собой, делами, окружающим миром, у вас преобладало радостное настроение, и вы жили насыщенной жизнью. Противоположное – как несчастливый период.

Напишите свое мнение по поводу счастливого и несчастливого периодов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Кратко опишите или хотя бы перечислите те факты собственной жизни, которые вы считаете событиями. Укажите даты событий и отметьте, когда вы осознавали значимость этих событий для вашей судьбы – сразу же, спустя время или теперь? Напишите, что вы понимаете под событием.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Каковы ваши представления и прогнозы относительно собственного будущего? Как вы представляете учебу, карьеру, личную жизнь, досуг, быт и т. д.? Каковы пределы обозримости будущего для вас? На сколько месяцев (лет) вперед вы можете предвидеть свою судьбу в целом и по отдельным ее направлениям? Обратите внимание, что вопрос стоит не о ваших жизненных планах, а о вашем представлении и предсказаниях того хода жизни, который, вероятнее всего, будет иметь место в вашем будущем.

Хронологическая таблица личностного развития

Основные даты

События

Переживания

Список использованной литературы

1. Батыгин Г.С. , Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-43.

2. Биографический метод: История. Методология и практика. / Под редакцией Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М.: Институт социологии РАН, 1994. С. 147.

3. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование - М.; МГУ. 1990.

4. Вардомацкий А.П. Аксио-биографическая методика // Социологические исследования. 1991. №7. С.80

5. Грищенко Н.А. Исследование личности биографическим методом / Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л., 1990. - С.61-65.

6. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. 2 изд., исп. – М.: книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.

7. Здравомыслова Е.Коллективная биография современных российских феминисток // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. Центр независимых социальных исследований. СПб., 1996. С. 33-60.

8. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования, 1989. № 1. С. 106 - 109.

9. Мошкова Г.Ю. Биографический метод и проблема психологии личности ученого // Вопросы психологии, 1994. № 2. С. 131 - 141.

10. Никандров В.В. Экспериментальная психология. М., 2003.

11. Рыбников Н.А. Биографический метод. М., 1918.

12. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. 245 с.

4. Психобиография – это ….

5. Каузометрия- это …

6. Формализованная биографическая анкета – это …

7. Психологическая автобиография – это…

9. Схема анализа истории жизни по Н. Дензину.

Контрольные вопросы по биографическим методам

1. Биографический метод – это………. (дать несколько определений).

2. Источниками биографических данных являются: ……

3. Значение биографического метода:

4. Психобиография – это ….

5. Каузометрия- это …

8. Назовите исследователейзанимающихся проблемой биографических методов.

Контрольные вопросы по биографическим методам

1. Биографический метод – это………. (дать несколько определений).

2. Источниками биографических данных являются: ……

3. Значение биографического метода:

4. Психобиография – это ….

5. Каузометрия- это …

6.Формализованная биографическая анкета – это …

7.Психологическая автобиография – это…

9.Схема анализа истории жизни по Н. Дензину.

Контрольные вопросы по биографическим методам

1. Биографический метод – это………. (дать несколько определений).

2. Источниками биографических данных являются: ……

3. Значение биографического метода:

4. Психобиография – это ….

5. Каузометрия- это …

6.Формализованная биографическая анкета – это …

7.Психологическая автобиография – это…

8.Назовите исследователейзанимающихся проблемой биографических методов.

9.Схема анализа истории жизни по Н. Дензину.

Биографический метод в психологии – это способ, при помощи которого исследуется, диагностируется, корректируется и проектируется жизненный путь человека. Различные модификации этого метода начали развиваться в начале XX века. В современных биографических методах личность изучается в контексте истории и перспектив её индивидуального развития. Здесь предполагается получение данных, источником которых служат автобиографические методики (автобиографии, интервью, опросники), а также свидетельства очевидцев, анализ заметок, писем, дневников и т.п.

Данный метод часто используется руководителями различных предприятий, биографами, изучающими жизнь каких-то людей, да и просто в общении между мало знакомыми людьми. Его легко применять при общении с человеком для составления его психологического портрета.

ПРИМЕР: Вы - руководитель организации и принимаете на работу нового сотрудника. Вам нужно узнать, что это за человек, каковы особенности его личности, каков его жизненный опыт и т.п. Помимо заполнения анкет и проведения собеседований, вы можете использовать для этого биографический метод. Поговорите с человеком, пусть он расскажет вам факты из своей биографии и какие-то значимые моменты на своём жизненном пути. Поинтересуйтесь о том, что он может сообщить о себе и своей жизни по памяти. Этот метод не требует специальных навыков и подготовки. Такая беседа может проходить в лёгкой непринуждённой атмосфере и, скорее всего, буде приятна обоим собеседникам.

Использование биографического метода – это прекрасный способ узнать нового человека и возможность увидеть его сильные и слабые стороны, а также представить возможную перспективу взаимодействия с ним.

Опрос

Опрос – вербально-коммуникативный метод, в процессе которого происходит взаимодействие между исследователем и изучаемым человеком. Психолог задаёт вопросы, а исследуемый (респондент) даёт ответы на них. Данный метод считается одним из самых распространённых в психологии. Вопросы в нём зависят от того, какие сведения требуется получить в ходе исследования. Как правило, опрос – это массовый метод, потому что применяется он для получения сведений о группе людей, а не об одном человеке.

Опросы разделяют на:

  • Стандартизированные – строгие и дающие общее представление о проблеме;
  • Нестандартизированные – менее строгие и позволяют изучать нюансы проблемы.

В процессе создания опросов первым делом формулируются программные вопросы, доступные для понимания только специалистам. После этого они переводятся в более понятные обычному обывателю анкетные вопросы.

Виды опросов:

  • Письменный - позволяет получить поверхностные знания о проблеме;
  • Устный – позволяет проникнуть в психологии человека более глубже, чем письменный;
  • Анкетирование – предварительные ответы на вопросы перед основной беседой;
  • Личностные тесты – для определения психических особенностей личности;
  • Интервью – личная беседа (относится и к методу беседы).

При составлении вопросов нужно придерживаться некоторых правил:

  • Отдельность и лаконичность;
  • Исключение специфических терминов;
  • Краткость;
  • Конкретность;
  • Без подсказок;
  • Вопросы предусматривают нешаблонные ответы;
  • Вопросы не должны отталкивать;
  • Вопросы не должны что-либо внушать.

В зависимости от поставленных задач, вопросы разделяются на несколько видов:

  • Открытые – предлагающие ответы в свободной форме;
  • Закрытые – предлагающие заготовленные ответы;
  • Субъективные – об отношении человека к чему-либо/кому-либо;
  • Проективные – о третьем лице (без указания на респондента).

Опрос, как уже говорилось, более всего подходит для получения информации от большого количества людей. Данный метод позволяет установить потребности масс или определить их мнение по конкретному поводу.

ПРИМЕР: Вы являетесь директором фирмы по предоставлению каких-либо услуг и вам нужно узнать мнение своих сотрудников по поводу улучшения условий работы и привлечению большего числа клиентов. Для того, чтобы сделать это максимально быстро и наиболее эффективно, вы можете составить (например, вместе со штатным аналитиком) ряд вопросов, ответы на которые помогут вам решить поставленные задачи. А именно: сделать процесс работы сотрудников более приятным для них и найти какие-то способы (возможно, очень эффективные) для расширения клиентской базы. По итогам такого опроса вы получите информацию по очень важным моментам. Во-первых, вы будете точно знать, в каких изменениях нуждаются ваши работники, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше и работа доставляла положительные эмоции. Во-вторых, у вас на руках будет перечень всевозможных методов улучшения вашего бизнеса. И, в-третьих, вероятно, вы сможете выделить из общей массы служащих перспективного и подающего надежды человека, которого можно повысить в должности, тем самым улучшив общие показатели предприятия.

Опросы и анкетирования – это прекрасный способ получения важной и актуальной информации на злободневные темы от большого количества людей.

Беседа

Беседа является одной из форм наблюдения. Она может быть устной или письменной. Её целью является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Поэтому её можно считать, пусть и не основным, но самостоятельным методом.

Беседа проводится в форме непринуждённого диалога с человеком – объектом исследования. Эффективность беседы зависит от выполнения ряда требований:

  • Нужно заранее продумать план и содержание беседы;
  • Установить контакт с исследуемым человеком;
  • Устранить все моменты, способные вызвать дискомфорт (настороженность, напряжённость и т.п.);
  • Все вопросы, задаваемые в ходе беседы, должны быть понятными;
  • Наводящие вопросы не должны наталкивать на ответы;
  • Во время беседы нужно наблюдать за реакцией человека и сопоставлять его поведение с его ответами;
  • Следует запоминать содержание беседы, чтобы позже можно было зафиксировать и проанализировать её;
  • Не делать записей во время беседы, т.к. это может вызвать дискомфорт, недоверие и т.п.;
  • Обращать внимание на «подтекст»: недоговорки, обмолвки и т.д.

Беседа как психологический метод способствует получению информации от «первоисточника» и установлению более доверительных отношений между людьми. С помощью грамотно проведённой беседы можно не только получить ответы на вопросы, но и лучше узнать собеседника, понять, что он за человек и «чем он живёт».

ПРИМЕР: Житейский. Вы замечаете, что ваш близкий друг уже который день ходит с поникшим и удручённым видом. На вопросы отвечает односложно, редко улыбается, избегает привычного для него общества. Перемены явные, но сам он никак это не комментирует. Человек этот вам близок и судьба его вам не безразлична. Что делать? Как узнать, что происходит и помочь ему? Ответ на поверхности – поговорите с ним, проведите беседу. Попытайтесь подгадать момент, когда никого не будет рядом или специально позовите его выпить вместе с вами чашечку кофе. Не начинайте разговор прямо – с фраз типа: «Что случилось?» или «Давай рассказывай, что у тебя!». Даже если у вас хорошие приятельские отношения, начните беседу с искренних слов о том, что вы заметили перемены в нём, что он вам дорог и что вы хотели бы ему помочь, что-то посоветовать. «Разверните» человека на себя. Дайте ему почувствовать, что вам НА САМОМ ДЕЛЕ важно знать, что случилось и что вы его в любом случае поймёте. Скорее всего, под вашим добрым натиском ваш друг «выключит» свой защитный механизм и расскажет вам, в чём дело. Практически каждому человеку нужно, чтобы в его жизни принимали участие другие люди. Важно почувствовать, что он не одинок и небезразличен. Тем более своим друзьям.

Беседа всегда хороша, когда есть возможность пообщаться тет-а-тет, ведь именно во время беседы (официальной или доверительной) можно смело поговорить о том, о чём по каким-то причинам не удаётся поговорить в суете обычных дел.

Методы теоретической психологии на этом далеко не исчерпаны. Существует множество их вариаций и комбинаций. Но с основными из них мы познакомились. Теперь же, для того, чтобы представление о методах психологии стало более полным, нужно рассмотреть практические методы.

Похожие публикации