Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Что такое индивидуальное физическое развитие кратко. Что такое физическое развитие и как его оценить

Физическое развитие человека

Физическое развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья. Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем, носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Выделяют три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1. Эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2. Природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т.д.);

3. Социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т.д.).

Все факторы находятся в единстве и взаимодействии и оказывают влияние на физическое развитие человека.

Основными методами исследования физического развития являются наружный осмотр (соматоскопия) и антропометрия (соматометрия).

Наружный осмотр позволяет оценить осанку, форму грудной клетки, живота, ног, развитие мускулатуры, состояние кожи, степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата.

Антропометрия – это метод изучения человека, позволяющий измерить параметры тела человека, дать количественную характеристику их изменчивости.

6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивость
и адаптационные возможности человека

Двигательная (физическая) активность является естественной потребностью человека в движении, сущность которой заключается в наличии взаимодействия двух видов деятельности – двигательной и мыслительной. Первый вид характеризует активность внешнюю (моторную), второй – активность внутреннюю (умственную).

В жизни постоянно возникают ситуации, когда человек, будучи подготовлен к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с тем, что физиологические и биологические процессы сопоставляются с социальными проблемами развития человека и общества.

Исследования адаптации человека приобрели особое значение в связи с ускорением научно-технического прогресса, выходом людей за пределы привычной для них среды обитания – освоение экстремальных районов (Арктика, Антарктика, пустыни и т.д.), космического пространства. Возросла актуальность изучения закономерностей адаптации человека к рассогласованности биоритмов, ионизирующему излучению, химическому загрязнению, шуму, вибрации, электромагнитным полям.

Чем необычнее и сложнее для человека новые условия жизнедеятельности, тем тяжелее протекает у него адаптация. Иногда адаптационные резервы истощаются после того, как организм в течение длительного периода был в состоянии адаптированности. В таком случае наступает дизадаптация, которая может принимать различные формы.

Из многообразия факторов повышения адаптации особое место отводится занятиям физическими упражнениями, которые формируют физиологические механизмы, расширяющие возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в различные периоды эффективное развертывание приспособительных физиологических процессов.

При профилактике десинхронизации биологических ритмов особое место отводится организации режима жизнедеятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями организма. Особое внимание следует уделять профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой, оптимизации умственных и физических нагрузок, строгому соблюдению режима труда и отдыха, графику и рациону питания.

Плохая организация учебного процесса, неритмичность работы, отсутствие своевременного отдыха, недостаточная двигательная активность – основные факторы, вызывающие переутомление, снижающие внимание, восприятие, память и другие показатели умственной работоспособности у студентов. Предопределяющей основой успешного сохранения устойчивости физической и умственной работоспособности в различных условиях и разное время, условиях дефицита времени, нервно-эмоционального напряжения и стресса, является высокая степень автоматизации двигательных условных рефлексов и устойчивость функций центральной нервной системы.

Устойчивость организма человека в условиях замкнутого пространства во многом сопряжена с его способностями преодолевать гипоксию – недостаточность количества кислорода в окружающем воздухе.

Физическая тренировка, особенно на выносливость, значительно повышает уровень работоспособности человека в условиях снижения содержания кислорода в окружающем воздухе. Это достигается посредством совершенствования различных приспособительных механизмов в процессе физической тренировки. К ним относятся: увеличение количества эритроцитов в крови, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, образование запасов кислорода в мышечных волокнах и др.

При изменении микроклимата или резко меняющихся погодных условий в организме человека заметно изменяются процессы жизнедеятельности.

Похолодание сильно влияет на обмен веществ и энергии. Наблюдается снижение содержания в крови углеводов; содержание липидов (группа жиров и жироподобных веществ различного химического строения), наоборот, повышается.

При жарком климате предъявляются большие требования к механизмам теплоотдачи. Основная реакция на высокую температуру – расширение кожных кровеносных сосудов, что сопровождается учащением сердцебиения, падением артериального давления.

Реакции организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе в течение периода акклиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчивость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к изменению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физической работоспособности.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к полной потере работоспособности.

Эффективными профилактическими средствами являются:упорядоченный режим работы и отдыха, производственная гимнастика, регулярные занятия физическими упражнениями, укрепляющими мышечную систему и весь опорно-двигательный аппарат.



Для повышения устойчивости организма к воздействию проникающей радиации, быстрому выведению радионуклидов из организма необходимо сочетать правильно организованные занятия физическими упражнениями с рациональным питанием, витаминизацией, гигиенически обоснованным режимом труда и отдыха.

Лекция 3.

Тема: Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

План:

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления и сохранения.

2. Структура и влияние образа жизни на здоровье человека.

3. Здоровый образ жизни и его составляющие.

4. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни.

5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

6. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий.

7. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

8. Основы биомеханики естественных локомоций человека.

1. Здоровье человека как ценность, факторы его укрепления
и сохранения

Проблема сохранения здоровья человека затрагивается многими исследователями. Согласно уставу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Петленко В.И., Давиденко Д.Н., 1998):

· соматическое – текущее состояние органов и систем органов человеческого организма;

· физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма;

· психическое – состояние психической сферы человека;

· сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви;

· нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно выходят на психосоматический уровень здоровья.

Одной из важнейших задач, обеспечивающих укрепление здоровья человека, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества. Существующие в традиционной медицине методики оценки здоровья основаны на противопоставлении здоровья и болезни или на принципах нормологии.

Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенерации и т.д.

Различают субъективные и объективные показатели здоровья . К субъективным относятся показатели самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Объективные показатели связаны с антропометрическими измерениями (масса тела, рост, окружности грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени, живота), частотой дыхания, жизненной емкостью легких, пульсом, артериальным давлением и др.

Основные критерии здоровья :

· генетический (особенности строения и функционирования генотипа человека);

· физиологический (особенности строения и функционирования анатомо-физиологических систем организма человека);

· психический (особенности строения и функционирования нервной системы, особенности психики и личностного статуса человека);

· социальный (социальная активность человека).

Здоровье человека складывается из нескольких факторов и является результатом взаимодействия наследственных особенностей организма с условиями окружающей действительности. В зависимости от этих условий выделяют группы факторов сохранения и укрепления здоровья , имеющих неравноценную связь с сознанием и активной деятельностью человека.

1. Факторы, не зависящие от сознания и активной деятельности человека:

· генотип;

· наследственно детерминированные особенности организма и психики.

2. Факторы, косвенно зависящие от сознания и активной деятельности человека (общественно-экономические):

· социально-экономические условия жизни;

· экология мест проживания;

· уровень развития здравоохранения.

3. Факторы, прямо зависящие от сознания и активной деятельности человека (образ жизни):

· плодотворный труд;

· рациональный режим труда и отдыха;

· отказ от вредных привычек;

· оптимальный двигательный режим;

· личная гигиена;

· закаливание;

· рациональное питание.

По данным экспертов ВОЗ здоровье человека обусловлено на 50% условиями и образом жизни, на 20-25% – экологическими факторами, на 15-20% – генетическими особенностями организма, на 5-10 % – состоянием и уровнем развития здравоохранения.

Физическое развитие - биологический процесс, характеризующийся на каждом возрастном этапе определенными анатомическими и физиологическими особенностями.

Что же понимается под «физическим развитием»?

В антропологическом плане, физическое развитие понимается как комплекс морфо-функциональных свойств, определяющих запас физических сил организма. В гигиенической трактовке, физическое развитие выступает как интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей cреды бесспорно вкладываются и социальные факторы, объединяемые понятием «образ жизни» индивидуума (жилищно-бытовые условия, питание, двигательная активность и др.). Учитывая биологический характер понятия «физическое развитие", последнее отражает и биологические факторы риска его отклонений (этнические различия).

Споры вокруг связи физического развития и состояния здоровья носят, главным образом, методологический характер и связаны с определением, что первично в этом сочетании: физическое развитие определяет уровень здоровья, или уровень здоровья - физическое развития. Однако, абсолютно однозначно отмечается прямая взаимосвязь этих двух показателей - чем выше уровень здоровья, тем выше и уровень физического развития.

На сегодняшней день общепринятым определением физического развития следует считать следующее: "Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков в их взаимосвязи и зависимости от окружающих условий, характеризующих процесс созревания и функционирования организма в каждый данный момент времени". Такое определение охватывает оба значения понятия "физическое развитие": с одной стороны оно характеризует процесс развития, его соответствие биологическому возрасту, с другой – морфо-функциональное состояние на каждый отрезок времени.

Физическое развитие детей и подростков подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития организма:

· чем моложе детский организм, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития;

· процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности;

· в протекании процессов роста и развития наблюдаются половые отличия.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков - неотъемлемая часть работы, как врача, так и педагога, любого детского коллектива. Это имеет особое отношение к работе учителя физической культуры, непосредственно обеспечивающего физическое развитие ребенка, поэтому он должен хорошо владеть методикой антропометрических измерений и уметь правильно оценить уровень физического развития.


Как правило, комплексный уровень физического развития детей проверяется в ходе обязательных медицинских осмотров. Такому осмотру должно предшествовать антропометрическое обследование детей с оценкой степени их физическое развития.

Объем обязательных антропометрических исследований дифференцируются в зависимости от возраста ребенка: до 3-х лет рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, окружность головы; от 3-х до 7 лет - рост стоя, масса тела, окружность грудной клетки в покое, на максимальном вдохе и выдохе.

Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются рост, вес и окружность грудной клетки в покое. Что касается включаемых в программу антропометрического обследования таких показателей, как окружность головы (у детей до 3-х-летнего возраста) и грудной периметр на вдохе и выдохе (у школьников), то они несут терапевтическую информацию и к оценке степени и гармоничности физического развития отношения не имеют.

Для оценки физического развития детей и подростков определяют:

1. Соматометрические признаки - длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки.

2. Соматоскопическиекие признаки - состояние кожных покровов, слизистых оболочек, подкожного жирового слоя, костно-мышечной системы; форма грудной клетки и позвоночника, степень полового развития.

3. Физиометрические признаки - жизненная емкость легких, мышечная сила, кровяное давление, пульс.

4. Состояние здоровья.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни.

Термин «физическое развитие» употребляется в двух значениях:

1) как процесс, происходящий в организме человека в ходе естественного возрастного развития и под воздействием средств физической культуры;

2) как состояние, т.е. как комплекс признаков, характеризующих морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических способностей, необходимых для жизнедеятельности организма.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели:

Соматометрические;

Физиометрические;

Соматоскопические.

К соматометрическим показателям относятся :

· Рост – длина тела.

Наибольшая длина тела наблюдается утром. Вечером, а также после интенсивных занятий физическими упражнениями рост может уменьшиться на 2 см и более. После упражнений с отягощениями и штангой рост может уменьшиться на 3-4 см и более из-за уплотнения межпозвоночных дисков.

· Вес – правильнее говорить «масса тела».

Вес тела является объективным показателем состояния здоровья. Он изменяется в процессе занятий физическими упражнениями, особенно на начальных этапах. Это происходит в результате отдачи избыточного количества воды и сгорания жира. Затем вес стабилизируется, а в дальнейшем в зависимости от направленности тренировки начинает уменьшаться или возрастать. Контроль за весом тела целесообразно проводить утром натощак.

Для определения нормального веса используются различные весоростовые индексы. В частности, в практике широко использу­ют индекс Брока , согласно которому нормальный вес тела высчитывается следующим образом:

Для людей ростом 155-165 см:

оптимальный вес = длина тела – 100

Для людей ростом 165-175 см:

оптимальный вес = длина тела – 105

Для людей ростом 175 см и выше:

оптимальный вес = длина тела – 110

Более точную информацию о соотношении физического ве­са и конституции тела дает метод, который кроме роста учи­тывает также окружность грудной клетки:

· Окружности – объёмы тела в различных его зонах.

Обычно измеряют окружности грудной клетки, талии, предплечья, плеча, бедра и т.п. Для измерения окружностей тела используют сантиметровую ленту.

Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха. Разница между величинами окружностей при вдохе и выдохе характеризует экскурсию грудной клетки (ЭГК). Средняя величина ЭГК обычно колеблется в пределах 5-7 см.

Окружности талии, бёдер и т.д. используются, как правило, для контроля за фигурой.

· Диаметры – ширина тела в различных его зонах.

К физиометрическим показателям относятся :

· Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдо­ха.

ЖЕЛ измеряется спирометром: сделав предварительно 1-2 вдоха, исследуемый выполняет максимальный вдох и плавно выдувает воздух в мундштук спирометра до отказа. Замер проводится 2-3 раза подряд, фиксируется лучший результат.

Средние показатели ЖЕЛ:

У мужчин 3500- 4200 мл,

У женщин 2500-3000 мл,

У спортсменов 6000-7500 мл.

Для определение оптимальной ЖЕЛ конкретного человека используется уравнение Людвига :

Мужчины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(30хP) – 4400

Женщины: должная ЖЕЛ = (40хL)+(10хP) – 3800

где L – рост в см, P – вес в кг.

Например, для девушки ростом 172 см, весом 59 кг оптимальная ЖЕЛ составляет: (40 х 172) + (10 х 59) – 3800 = 3670 мл.

· Частота дыхания – число полных дыхательных циклов за единицу времени (пр., за минуту).

В норме частота дыхания взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза.

· Потребление кислорода – количество кислорода, использован­ного организмом в покое или при нагрузке за 1 минуту.

В состоянии покоя человек в среднем потребляет 250-300 мл кислорода в 1 минуту. При физической нагрузке эта величина увеличивается.

Наибольшее количество кислорода, которое организм может потребить в минуту при предельной мышечной работе, называется максимальным потреблением кислорода (МПК ).

· Динамометрия – определение сгибательной силы кисти.

Сгибательная сила кисти определяется специальным прибором – динамометром, измеряется в кг.

У правшей средние значения силы правой кисти :

Для мужчин 35-50 кг;

Для женщин 25-33 кг.

Средние значения силы левой кисти обычно на 5-10 кг меньше.

При динамометрии важно учитывать и абсолютную силу и относительную, т.е. соотнесенную с массой тела.

Для определения относительной силы результат силы руки умножается на 100 и делится на показатель веса тела.

Например, юноша весом 75 кг показал силу правой кисти 52 кг.:

52 х 100 / 75 = 69,33%

Средние показатели относительной силы:

У мужчин 60-70% массы тела;

У женщин 45-50% массы тела.

К соматоскопическим показателям относятся :

· Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах.

При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутулая, грудь плоская, живот выпячен.

· Тип телосложения – характеризуется шириной скелетных костей.

Различают следующие типы телосложения : астенический(узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный).

· Форма грудной клетки

Различают следующие формы грудной клетки : коническую (надчревный угол больше прямого), цилиндрическую (надчревный угол прямой), уплощенную (надчревный угол меньше прямого).


Рис 3. Формы грудной клетки:

а - коническая;

б - цилиндрическая;

в - уплощенная;

α - надчревный угол

Коническая форма грудной клетки характерна для лиц, не занимающихся спортом.

Цилиндрическая форма чаще встречается у спортсменов.

Уплощённая грудная клетка наблюдается у взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Занятия физической культурой способствуют увеличению объёма грудной клетки.

· Форма спины

Различают следующие формы спины : нормальную, круглую, плоскую.

Увеличение изгиба позвоночника назад по отношению к вертикальной оси более чем на 4 см. называется кифозом, вперёд – лордозом.

В норме также не должно быть боковых искривлений позвоночника – сколиозов. Сколиозы бывают право-, левосторонние и S-образные.

Одними из основных причин искривлений позвоночника являются недостаточная двигательная активность и общая функциональная слабость организма.

· Форма ног

Различают следующие формы ног : нормальную, Х-образную, О-образную.

развития костей и мышц нижних конечностей.

· Форма стопы

Различают следующие формы ступней : полую, нормальную, уплощённую, плоскую.


Рис. 6. Формы ступней:

а – полая

б – нормальная

в – уплощённая

г – плоская

Форму стоп определяют путем наружного осмотра или посредством отпечатков стоп.

· Форма живота

Различают следующие формы живота : нормальную, отвислую, втянутую.

Отвислая форма живота обычно вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.).

Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

· Жироотложение

Различают : нормальное, повышенное и пониженное жироотложение. Кроме того, определяют равномерность и локальное отложение жира.

производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения.

Каждый месяц до года, а потом раз в три месяца, как на работу, мамочки с малышами ходят к педиатру на осмотр. Первым делом ребенка взвешивают и измеряют. Потом доктор смотрит в загадочные таблички и выносит вердикт: физическое развитие… Заключение это мамам и папам не всегда бывает понятно. Что значит физическое развитие среднее, или что значит низкое или высокое? Что значит гармоничное и в чем заключается его дисгармоничность? Для чего вообще его оценивать и как?

Физическое развитие ребенка является одним из показателей здоровья. Под физическим развитием понимаются не только показатели роста, веса, окружности груди, головы и другие, но и функциональные показатели, такие как моторное (двигательное) развитие, а также биологическое - зрелость различных органов и систем. Нарушения физического развития, такие как задержка роста, нарушение соотношения длины и массы тела, можно выявить на начальном этапе многих хронических заболеваний, когда еще нет специфических симптомов болезни. Кроме того, нарушения физического развития ребенка могут отражать его социальное неблагополучие (например недостаточность питания в плохо обеспеченных семьях), указывать на врожденную и наследственную патологию, заболевания эндокринной системы. А значит, показатели физического развития ребенка важно держать под контролем.

Процессы роста и развития протекают непрерывно в течение всего периода детства, но неравномерно. Наиболее интенсивно малыш растет на первом году жизни, затем ростовой скачок наблюдается в 5-6 и в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков.

Девочки и мальчики растут и развиваются по-разному. Мальчики при рождении выше и крупнее, и это сохраняется до начала полового созревания. А в 11-13 лет девочки обгоняют мальчиков и в росте и в весе. Однако, в 13-15 лет мальчики совершают свой ростовой скачок и по морфологическим показателям вновь превосходят девочек.

Темпы физического развития подвержены значительным индивидуальным колебаниям. Большую роль играют наследственные факторы. Так в семье, где мама и папа небольшого роста, сомнительно, что ребенок вымахает до двух метров. Поэтому при оценке физического развития всегда нужно смотреть на маму и папу, а не только в формулы и таблички:)

Кроме наследственности большую роль играет национальность, регион проживания ребенка, особенности питания.

Физическое развитие ребенка изучается не только с помощью антропометрии - измерения веса, роста, окружностей. Помимо этого проводится осмотр и описание внешнего облика ребенка и телосложения, динамометрия (измерение силы мышц), исследование физической работоспособности (степ-тест, велоэргометрия), определение жизненной емкости легких, показателей ЭКГ, артериального давления и пульса. Все полученные показатели сравниваются с паспортным возрастом ребенка и формируется заключение. Конечно, такое комплексное обследование проводится не часто, в основном уже в школьном возрасте.

Существует несколько различных способов оценки физического развития детей, приведу несколько из них.

Во-первых, физическое развитие можно оценивать по формулам . Однако этот метод не точен.

Вот несколько таких формул:

1. Длина тела у ребенка в 6 месяцев равна 66 см, на каждый недостающий месяц вычитается 2,5 см, на каждый месяц свыше шести прибавляется 1,5 см. Например: длина тела у ребенка в четыре месяца должна быть около 61 см; длина тела у малыша в 10 месяцев равняется примерно 72 см.

2. Масса тела ребенка в 6 месяцев равна 8200 граммов, на каждый недостающий месяц вычитается по 800 грамм, на каждый месяц свыше шести прибавляется по 400 грамм. Например: масса тела ребенка в четыре месяца должна быть около 6600 грамм; масса тела малыша в 10 месяцев равна примерно 9800 грамм.

3. Масса тела по длине тела - очень важное соотношение. Оно покажет недостаток или, наоборот, избыток массы тела при данном росте у ребенка. При длине тела 66 см масса составляет 8200 грамм, на каждый недостающий сантиметр отнимается 300 грамм, на каждый дополнительный сантиметр прибавляется по 250 грамм. Например: при росте 60 сантиметров малыш должен весить около 6400 грамм.

Существует метод сигмальных отклонений , когда длину, массу тела и показатели окружностей сравнивают со средней арифметической этих признаков для данного возраста и пола, и находят фактическое отклонение от нее. Отклонение от средней величины в пределах одной сигмы будет говорить о среднем развитии ребенка, в пределах двух сигм - о развитии ниже среднего (если показатели ниже средних) или выше среднего (если показатели выше средних для данных возраста и пола). Отклонение на три сигмы свидетельствует о низком или высоком физическом развитии.

Наибольшее признание получил центильный метод оценки по специальным центильным таблицам. Центильные таблицы представлены в виде колонок из цифр, которые показывают количественные границы признака (массы, роста, окружностей головы и груди) у определенного процента детей данного возраста и пола. При этом средними или условно нормальными считаются значения, находящиеся в интервале от 25 до 75 центиля, для детей данного возраста и пола.

Суть распределения значений в центильной таблице очень проста. Например, если взять группу мальчиков трех лет и измерить их рост, то около 50% всех значений роста будут находится между 25 и 75 центилями и будут считаться средними. Остальные значения будут встречаться реже и распределятся между остальными коридорами.

Для примера приведу вам строчку из такой центильной таблицы. Длина тела мальчиков в 12 месяцев (автор таблицы И.М.Воронцов, С.-Пб):

3

10

25

75

90

97

12 месяцев

Итак, в табличке показаны значения роста мальчиков 12 месяцев. Синим цветом обозначены центили. Если рост мальчика в годовалом возрасте равен 77 см (смотрите между 25 и 75 центилем) - это значит, что у него средний рост . У большинства мальчиков данного возраста рост будет от 75,4 до 78 см. Если рост окажется в интервале от 73,9 до 75, 4 см - это показатель ниже среднего , от 71,4 до 73,9 см - низкий . Если в интервале от 78 до 80 см - показатель роста выше среднего, от 80 до 82,1 см - высокий. И, наконец, если показатель роста менее 71,4 см - это очень низкий рост для ребенка данного возраста и малыш требует обязательной консультации врача - эндокринолога. Соответственно рост более 82,1 см также считается чрезмерно высоким и такого ребенка также необходимо взять на контроль.

Центильные таблицы составляются для каждого региона свои, так как, как я уже говорила, показатели физического развития подвержены значительным колебаниям в зависимости от территории проживания и национальности. Соответственно было бы не совсем правильно оценивать рост жителей Якутии по таблицам, разработанным в Краснодаре.

Самым «главным» показателем является рост ребенка. Именно от него зависит каким назовут физическое развитие малыша - средним, низким или высоким. То есть первым делом оценивается именно рост ребенка, а затем все остальное. Если показатель роста будет в среднем коридоре (от 25 до 75 цетиля), то физическое развитие считается СРЕДНИМ. В коридорах ниже среднего или выше среднего (соответственно от 10 до 25 центиля и от 75 до 90 центиля) - НИЖЕ СРЕДНЕГО и ВЫШЕ СРЕДНЕГО. В коридорах низких и высоких значений (соответственно от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля) - НИЗКИЙ и ВЫСОКИЙ. Если показатель роста ниже 3 центиля - он считается очень низким; если показатель роста выше 97 центиля - он называется очень высоким. Значения роста от 10 до 90 центиля - это норма! Значания роста между 3 и 10 и между 90 и 97 центилями являются пограничными. Значения ниже 3 центиля и выше 97 требуют пристального наблюдения и консультации специалиста.

Итак, измеряются рост, вес, окружность головы, окружность груди. Каждый показатель при этом попадает в свой коридор (то есть находится между определенными центилями. Результаты сравниваются между собой. В идеале, и рост и вес и окружности должны находиться в одном коридоре. То есть, например каждый показатель по отдельности находится между 25 и 75 центилем. Это говорит о том, что ребенок развивается гармонично . Если показатели находятся в разных коридорах и различаются более, чем на один - физическое развитие считается дисгармоничным. Например, если рост мальчика находится между 25 и 75 центилем (средний), а его вес между 3 и 10 центилями (низкий), то в данном случае у ребенка явно присутствует дефицит массы тела.

На что нужно обратить внимание при оценке физического развития у вашего малыша:

1. Низкое физическое развитие (в случае, если другие члены семьи - среднего или высокого роста) и очень низкое физическое развитие требуют обязательной консультации врача - эндокринолога и наблюдения в динамике.

2. Несоответствие роста и массы тела ребенка : дефицит или избыток веса. В случае выраженного недостатка массы тела (гипотрофия) и при избыточной массе тела (ожирение) требуется дополнительное обследование и наблюдение.

3. Очень маленькая или очень большая окружность головы, большие приросты окружности головы в динамике - важная причина для обязательной консультации невролога.

Физическое развитие

Оценка физического развития в армии США: измерение роста и взвешивание.

Физи́ческое разви́тие - динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности .

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции .

Физическое развитие, наряду с рождаемостью , заболеваемостью и смертностью , является одним из показателей уровня здоровья населения . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека .

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы .

Основные параметры

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния

  1. Аэробная выносливость - способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость - способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость - способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость - способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.
  5. Гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  6. Быстрота - способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  7. Динамическая мышечная сила - способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц - «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.
  8. Ловкость - способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  9. Состав тела - соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  10. Росто-весовые характеристики и пропорции тела - эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение . Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
  11. Важным показателем физического развития человека является осанка - комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность - это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью .

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека - умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

См. также

  • Костный возраст
  • Зубной возраст

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическое развитие" в других словарях:

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - человека, совокупность морфол. и функциональных показателей организма, определяющих запас его физич. сил, выносливость и дееспособность. Ф. р. растущего организма характеризует процесс формирования, созревания (биол. возраст) и… … Демографический энциклопедический словарь

    I Физическое развитие совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф … Медицинская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс роста организма, наращивание ловкости и силы, становление физических функций под влиянием условий жизни и видов физической деятельности. В него входит также и специальное физическое развитие, направленное на выполнение особых видов… … Профессиональное образование. Словарь

    физическое развитие - fizinis ugdymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinių ypatybių, gebėjimų, reikalingų sudėtingai žmogaus veiklai, ugdymas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education; physical training vok. Körpererziehung, f; … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kompleksas morfologinių ir fiziologinių savybių, tam tikru mastu apibūdinančių organizmo fizinio ir lytinio subrendimo būklę, fizinį pajėgumą ir harmoningumą. Fizinį… … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis išsivystymas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vystymosi rezultatas – morfologinių požymių (visuotinių kūno dydžių, kūno dalių proporcijų, konstitucijos) ir fiziologinių savybių visuma tam tikru gyvenimo momentu (metu) … Sporto terminų žodynas

    физическое развитие - fizinis vystymasis statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Žmogaus organizmo morfologinių ir funkcinių savybių dėsningas kiekybinis ir kokybinis kitimas, vykstantis visą gyvenimą dėl natūralaus augimo, fizinio aktyvumo, gyvenimo… … Sporto terminų žodynas

    Процесс изменения, а также совокупность морфологических и функциональных свойств организма. Ф. р. человека обусловлено факторами биологическими (наследственность, взаимосвязь функциональных и структурных, постепенность количественных и… … Большая советская энциклопедия

    ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - 1) закономерный процесс морфологического и функционального развития организма человека, его физических качеств и физических способностей, обусловленный внутренними факторами и условиями жизни; 2) в узком значении физическое состояние человека,… … Психомоторика: cловарь-справочник

    1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития; 2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и… … Большой медицинский словарь

Книги

  • Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет. ФГОС , Сучкова Ирина Михайловна, Мартынова Елена Анатольевна. Физическое развитие. Планирование работы по освоению образовательной области детьми 2-4 лет по программе "Детство" . ФГОС ДО Представленное планирование отражает содержание работы по…

Похожие публикации