Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Факторы, влияющие на формирование и развитие личности. Факторы формирования и развития личности

Развитие и совершенствование личностных качеств происходит на протяжении всей жизни. По мнению одних ученых, личность формируется в соответствии с врожденными задатками и способностями, а социум играет лишь незначительную роль. Представители другой точки зрения считают, что человек является продуктом, который формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром, а любые врожденные качества могут изменяться под воздействием окружающих факторов.

Биологические факторы развития личности

К биологическим факторам формирования личности относятся особенности, получаемые ребенком в процессе внутриутробного развития. Они обусловлены множеством внешних и внутренних причин. Плод не воспринимает мир напрямую, но непрерывно находится под влиянием чувств и эмоций своей мамы. Поэтому происходит «регистрация» первых сведений об окружающем мире.

Немаловажная роль отводится и генетическим факторам. Считается, что наследственность является основой для формирования личности. К ним относятся:
- способности;
- физические качества;
- тип и специфика нервной системы.
Генетикой объясняется индивидуальность каждого человека, его отличие от других.

В дальнейшем, после рождения, на формирование личность оказывают влияние кризисы возрастного развития. Именно в эти периоды происходит перелом, когда одни качества теряют свою актуальность, а на их месте появляются новые.

Социальные факторы формирования личности

Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, оказывает влияние воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется «базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя позитивный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд.

На формирование личности оказывает влияние и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная в семье, а вторичная - в социальных институтах.

Таким образом, на процесс формирования личности оказывают влияние наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.

Источники:

  • Электронная библиотека
  • Psy-Files.ru

Воспитание личности - это долгий и трудоёмкий процесс, влияние на который возможно вплоть до 23 лет. Однако основу для воспитания нужно заложить в малыша до четырехлетнего возраста. Обычно всё вложенное в дитя до этого возраста выходит наружу уже в зрелом возрасте.

Процесс

Для обеспечения своих детей психологическим здоровьем, родителям нужно полностью удовлетворить детские потребности в играх с взрослыми. Малышам от года до двух надо заниматься любыми предметными играми (погремушки, матрёшки и другое). В возрасте от полтора до трех лет полезнее всего будут ролевые игры, к примеру уход за куклами, игрушками. Дети старше трех лет с удовольствием играют в ролевые игры с сюжетом (игры в магазин, больницу, школу или что нибудь на подобие)


Большую роль в успешном воспитании детей играет дисциплина. Здесь важно знать, как правильно воспитывать детей без крика, поскольку малыши возрастом до трех лет совсем не понимают смысл своих поступков. Они познают мир при помощи своего непослушания. Именно поэтому любые наказания, в том числе и подзатыльники, крики, не принесут положительных результатов, а только напротив спровоцируют развитие агрессии и зобы в более взрослом возрасте.


Также часто встречается противоречивость родителей в их поступках. Во время плохого настроения малышу влетает через малейшие погрешности, когда же настроение хорошее, то те поступки попросту не замечаются. Исходя из такого поведения родителей, дети не могут усвоить какие их действия хорошие, а какие плохие.

Как правильно воспитывать ребёнка?

Первое и главное - это никогда не ставить себя выше своих детей. Грозных преподавателей они ещё успеют повидать. Задача хорошего родителя - быть другом и партнёром. Если ребёнок полностью уважает родителей, то они автоматически заслуживают уважение с его стороны, которое многие хотят получить с наказаниями и криком.


Второе - важно иметь огромное количество терпения и научится не кричать на детей. Запомните - за плохие поступки не надо наказывать и кричать во весь голос. Гораздо лучше поговорить, узнать причины и почему именно те или другие дейтвия считаются плохими. Чаще всего дети совершают глупости лишь для привлечения внимания со стороны взрослых.


И к концу надо отметить главный секрет успешного воспитания детей - внушайте своим чадам веру в себя. Помните, что они нуждаются в поддержке каждю секунду своей жизни. Чаще говорите им фразы «Я горжусь тобой», «Я в тебя верю», «Ты сможешь», это поможет ребёнку рости сильным и уверенным в себе и своих силах.

Главнейшим этапом становления личностных качеств человека является собственно формирование его личности. Причем формирование личности человека начинается очень рано, с младенческого возраста, и продолжается всю жизнь.

Вам понадобится

  • Книги по психологии личности, компьютер с подключенным интернетом.

Инструкция

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личностными являются не те качества, которые заложены в человеке генетически, а те, которые приобретаются в течение жизни в порядке научения, в результате жизненного опыта и социального становления. Эти качества начинают формироваться очень рано, в младенчестве и младшем дошкольном возрасте, в этот период закладываются те свойства человека, которые станут сопровождать его всю дальнейшую жизнь и будут составлять основу его личности. Далее важнейший этап формирования личности приходится на подростковый возраст, но этот процесс никогда не заканчивается, продолжаясь всю сознательную жизнь человека. Чтобы стать и оставаться полноценной личностью, необходимо постоянно работать над собой.

Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

План

1.Введение.

2.Понятие личности.

3.Структура личности.

4.Факторы формирования личности.

5.Личность и общество.

6.Заключение.

Список используемой литературы.

1.Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества -стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть оттого, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

2.Понятие личности.

Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. .Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается "вещью в себе". Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к латинскому понятию "персона", что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие

"жизненность", куда входят и духовные качества.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию

"гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus* (рука). В русском языке слово

"человек" имеет корень "чело" - лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологически личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то единого целого. Этот своеобразный "социальный атом", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов. Отделенность не составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга и в этом смысле "и иди виды" все объекты во Вселенной. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - "деятели" - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип - "мыслители". Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.

Третий тип - "люди чувств и эмоций", которые остро чувствуют, как

"трещина мира" (Г.Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - "гуманисты и подвижники", отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы

"вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие. "Спешите делать добро" - этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П. Гааза символизирует стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких "кругов обязанностей" по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Хотя буддизм и отрицал наличие у человека души в европейском понимании, но индивид стремится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.

Наконец, четвертая "истина пути" содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществляется контроль над сферой познания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей" сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. А, по словам Гегеля, истинная природа человека есть "свобода, свободная духовность".

3.Структура личности

Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам

Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией, психологией, педагогикой, возрастной физиологией и анатомией, социологией, юриспруденцией и т.д.

В частности, проблема личности - одна из центральных в психологии . Развитие личности является одним из самых сложных и ключевых вопросов педагогической теории и практики. Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования и развития. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Одно из важнейших профессиональных качеств педагога - умение видеть каждого учащегося как человека в его развитии, взрослении, становлении.

В зависимости от того, какие условия превалировали в той или иной теории развития личности, в психологии и педагогике по данной проблеме имели место три основных направления: биологическое, социологическое (социальное) и биосоциальное .

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). При этом человек, подчиняясь требованиям общества, постоянно подавляет естественные потребности, «играя» необходимые социальные роли.

Представители социологического направления утверждают обратное: хотя человек рождается как существо биологическое, однако основное влияние на его развитие оказывают те социальные группы, с которыми он общается; именно социальные ситуации детерминируют поведение и, соответственно, развитие человека. Причем, чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, инстинкты и т.п.

Представители биосоциального направления, на первый взгляд, примиряют две противоположные точки зрения, полагая, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Однако при этом происходит искусственное деление личности, которое никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Развитие личности, как процесс, детерминируется как психофизическими особенностями индивида, так и социальными ситуациями в единстве, а также мерой его собственной активности, направленной на саморазвитие и самосовершенствование.

Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Этапы и закономерности развития по каждому направлению теоретически и экспериментально исследуются в соответствующих науках. В учебно-воспитательном процессе эти результаты слиты в единую систему многостороннего развития учащихся, которое опосредовано возможностями самой личности, влиянием среды и целенаправленной деятельностью взрослых.


Таким образом, выделяются три генеральных фактора развития личности:

- наследственность;

- среда;

- воспитание.

Результат развития личности зависит от согласованности действий всех трех факторов (рис. 3).

Рисунок 3 - Схема взаимодействия факторов развития личности

На схеме точка С 0 условно обозначает гармоничное развитие личности под влиянием всех трех, согласованно действующих факторов; точки С 1 и С 2 иллюстрируют негармоничное (искаженное) развитие в случае недостаточного влияния одного и чрезмерного действия другого фактора; наконец, точка С 3 характеризует ситуацию недостаточного развития наследственных данных личности как средой, так и воспитанием.

Итак, развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят как количественные изменения, так и качественные преобразования, рождение нового и отмирание или преобразование старого . Факторами развития личности являются: наследственность, среда и воспитание.

Наследственность - это передача от поколения в поколение видовых особенностей, заложенных природой, и программы их развития. Носителями наследственности являются гены . При этом следует учитывать, что жестко запрограммированных признаков достаточно для выживания животных, но не человека.

Человек наследует: особенности телосложения и конституции; цвет волос, глаз, кожи; тип нервной системы; некоторые болезни и т.п.

С психолого-педагогической точки зрения важно помнить, что наследуются не способности человека, а только задатки. Кроме того, не надо забывать о существовании и неблагоприятной для развития личности наследственности, обусловленной различными причинами (алкоголизм родителей, наркомания, радиационное облучение, неблагоприятная экологическая среда и т.д.). Поэтому при учете наследственных признаков главное - создать равные условия для развития личности .

Среда - сложная система внешних обстоятельств, необходимых для жизни и развития человека (географическая, социальная, информационная, …).

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Среди социальных обстоятельств, играющих ведущую роль в формировании личности, можно выделить следующие:

- макросоциосреда - общественный строй, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, воздействие средств массовой информации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.

- микросоциосреда - среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив и др. - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, прежде всего, деятельность и общение с другими людьми.

- искусственная среда обитания - современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, информационно-техническая среда, создаваемая радио, телевидением, сетью Интернет и др. (Характер и степень такого воздействия на человека на данный момент лишь частично изучен, тем не менее, важность данного обстоятельства при современном развитии общества заставляет выделять его в отдельную категорию).

Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. Поэтому, изучая воздействие среды, необходимо учитывать два момента: характер воздействия внешних обстоятельств и активность самой личности, реагирующей на них. Необходимо формировать правильное отношение к внутреннему и внешнему конфликту, вырабатывать сопротивляемость личности к внешним негативным влияниям.

Воспитание - специфический фактор развития личности, способный скорректировать влияние среды и наследственности. В отличие от факторов наследственности и среды, действующих бессознательно, воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, который основывается на сознании человека и требует его участия. В этом заключается как сила, так и слабость процесса воспитания.

Воспитание - один из важнейших процессов, рассматриваемых в педагогике. Между тем, психология, выделяя факторы развития личности, ограничивается двумя: биологическим и социальным. «Воспитание» включается в социальный фактор как способ социализации личности. Рассмотрим соотношение данных понятий.

Понятие «социализация » имеет междисциплинарный статус и в широком смысле трактуется как взаимодействие человека с обществом, как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление (адаптация).

Общество формирует социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к обществу, личность усваивает этот социальный опыт путем вхождения в социальную среду, систему существующих социальных связей, приспосабливаясь к культурным, психологическим и социологическим факторам. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Поэтому в гуманистической психологии сущность социализации представляется иначе: как процесс самоактуализации «Я-концепции », самореализации личностью своих потенций и творческих способностей, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению. Здесь субъект рассматривается как саморазвивающаяся система, как продукт самовоспитания, способный преобразовать не только себя, но и общество. Эти два подхода иллюстрируют двусторонний характер социализации и не противоречат друг другу.

Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности.

В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

- дотрудовая стадия, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

- трудовая стадия охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

- послетрудовая стадия, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. Имеет значение все формирующее личность пространство, т.е. школа, вуз, семья, дружеское окружение, социальные институты, средства массовой информации и т.п. Эффективно социальные нормы поведения и культурные ценности осваиваются под влиянием авторитетного взрослого.

Таким образом, социальная среда выступает как двуаспектное пространство влияния на личность: организованное и стихийное. Причем, чем у же сфера организованного влияния, тем шире стихийное пространство формирования личности (в том числе асоциального влияния).

Это соотношение в значительной степени зависит от воспитания.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Тем самым, воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

В силу этого можно выделить две основные функции воспитания: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации и даже наследственности.

Воспитание есть составная часть жизни личности. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе целенаправленной социализации (воспитания):

- естественно-культурные задачи, связанные с достижением на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Они определяются некоторыми нормативными различиями в тех или иных регионально-культурных условиях (различные темпы полового созревания, эталоны мужественности и женственности в различных этносах и регионах и т.д.);

- социально-культурные задачи - это познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые задачи, которые специфичны для каждого возрастного этапа в конкретном историческом социуме;

- социально-психологические задачи , связанные со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией и самоутверждением, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их достижения.

Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.

Чтобы жить в обществе, человеку необходимо освоить культурные ценности. Он может делать это тремя путями.

Во-первых, путем подражания в референтной группе. Это «стихийное воспитание » - освоение культурных ценностей под влиянием других людей, но без принуждения, без педагогической цели. В этом случае личность воспринимает ценности, законы и нормы поведения, принятые в данной группе, как свои личные, как эталон для подражания.

Во-вторых, освоение культуры может происходить по плану , в соответствии с целями и содержанием, определенным воспитателем. Это так называемое развивающее воспитание - целенаправленный процесс порождения во внутреннем мире воспитанника новых духовных ценностей под руководством воспитателя. Воспитание осуществляется при соответствующем информационном обеспечении и организации познавательной деятельности воспитанника.

В-третьих, личность может осваивать культурные ценности по собственной инициативе, в плане самовоспитания и саморазвития . В процессе самовоспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий. Для того чтобы воспитанники начали проявлять соответствующую активность, это внешнее влияние (или стимул) должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности (убеждение, желание, осознание необходимости, интерес и др.). Как правило, это характерно для учащихся, находящихся на высокой стадии развития, когда рефлексия достигает существенного уровня.

При воспитании младенца и дошкольника едва ли возникает вопрос о самовоспитании, хотя дошкольник может сам задумывать свою игру, отражая в ней свое понимание воспринятой им действительности. В младшем школьном возрасте происходят значительные сдвиги в деятельности ребенка в сторону внутренней мотивации. Она является основой для перестройки деятельности на основе постановки им задач преодоления своих слабостей и формирования у себя лучших человеческих качеств.

Работа над собой - самовоспитание - начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. То есть на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в формировании личности фактора человек сам становится воспитателем. Тем самым, возникает собственная активность личности, порождаемая противоречиями, потребностями и мотивами человека.

Противоречие, как известно, является движущей силой любого процесса.

К противоречиям развития личности относятся :

· противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

· противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

· противоречие между растущими требованиями со стороны общества, окружающих людей и наличным уровнем развития личности.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание - составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно также зависит от конкретных условий, в которых живет человек.

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. Воспитание и самовоспитание тесно взаимодействуют. Искусство воспитания в этой связи состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у человека стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом, как достичь поставленных целей.

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы их дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие , поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

Похожие публикации