Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Зимующие птицы. Экологическая викторина "птицы" подготовительная группа

Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Область «Познание»

1. Расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;
Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.
2. Совершенствование умения ориентироваться в пространстве (понимать термины «слева», «справа», «снизу», «сверху», предлоги «после», «перед», «над», «под», «между», «от»).
3. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Область «Коммуникация»

1. Совершенствование речи детей как средства общения
2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».
3. Продолжать совершенствовать умение составлять описательный рассказ на заданную тему.
4. Обучение составлению предложений со значением противопоставления (а).
5. Использование в речи имен существительных во множественном числе.
6. Практическое употребление притяжательных прилагательных, согласование их в роде и числах.

Область «Здоровье»

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
2. Развитие мелкой моторики рук.
3. Развитие зрительного восприятия.

Образовательная область «Труд»

1. Расширение представления детей о труде взрослых.
2. Обобщение представления детей о профессии орнитолог.

Область «Социализация»

1. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
2. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.

Область «Художественное творчество»

Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании, для создания выразительного образа (цветные карандаши, восковые мелки, пастель).

Область «Музыка»

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Эмблемы (для подвижной игры).
Схема с изображениями и названиями птиц.
Запись «Птичьи голоса».
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.
Д/ игра «Перышки».
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), о бережном отношении к птицам зимой.
2. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
4. Заучивание стихов о птицах.
5. Знакомство с профессией – орнитолог.
6. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

Дети входят в зал. Звучит музыка (трель разных птиц).

Ребята, давайте представим, что мы сегодня пришли с вами в парк, вокруг деревья и слышны голоса?

Хотите послушать их пение?

Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия? Хотите поиграть в ученых-орнитологов? Мы с вами в парке, здесь много птиц. Слышите их голоса?

1. «Найди птицу»

Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

2. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

Присаживаетесь на «Лавку». Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

Дети отгадывают загадки, после появляется ноутбук с картинками зимующих птиц (которые дети отгадали).

Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка
(Дятел)

Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик»
(Воробей)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)

А теперь послушайте другую загадку.

Эта птица зимующая. У нее голова, крылья черного цвета. Хвост тоже черный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой как стрела. А по бокам перышки совсем белые. Поэтому эту птицу назвали белобокой. (сорока)

Мы с вами говорили о птицах, кормили их, рисовали и лепили, вы многое о них узнали. И можете сами загадать загадки. Хотите попробовать?

Дети составляют рассказ-описание других птиц (сова, голубь, синица).

2. Появляется изображение птиц клеста и снегиря.

Посмотрите на этих птиц. Это снегирь. Снегирь — птица, которая прилетает к нам из северного леса. Прилетает к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Грудка у нее красная, хвост, концы крыльев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.

А эта птица клест. У Клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.

3. Игра « Найди отличия».

Я могу вам предложить поиграть в интересную игру. Посмотрите, еще раз на этих птиц. Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы можете найти отличия. Давайте поиграем?

У снегиря только грудка красная, а у клеста — все туловище.

Крылья у снегиря темно – синего цвета, а у клеста – черно – белые.

Снегирь питается ягодами рябины, а клест – семенами еловых и сосновых шишек.

Снегирь выводит своих птенцов весной, а клест – зимой.

5. Игра «Кто внимательный». Схема с изображением зимующих птиц.

Посмотрите внимательно на схему.

Я задумываю птиц, которые стоит после… (снегиря)

Это кто? Перед…? Справа от…? Слева от…? Сверху над…? Снизу под…? Между… А теперь вы.

Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть в парке.

6. Подвижная игра «Найди пару».

Каждому ребенку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару.(игра повторяется 2 раза).

Я знаю такую игру, называется «Найди пару». Хотите, научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдет пару.

7. Игра « Один-много» — см. предыдущее задание. Дети встают парами (В игре «Найди пару») логопед спрашивает:

Вы какие птицы? (снегири).

Один – снегирь, а много — …

Сначала образуем множественное число птиц изображенных на эмблемах, а затем остальных.

8. Д/и «Чьи перышки».

Посмотрите ребята, что я нашла.

Как вы думаете, что это? (перья птиц)

Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберем их и посмотрим, чьи перышки у нас. Орнитологи могут определить, какой птице принадлежит перо, давайте, и мы с вами попробуем.

Дети находят перышки и становятся с ними под нужную птицу.

Это перо чье? (воробьиное, воронье, голубиное и т.д.)

Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц, обратите внимание на цвет оперенья. Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать. (Дети садятся за подготовленный стол).

9. Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц». Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона). В конце дети называют, какую птицу раскрасили.

10. «Паспорт зимующих птиц».

Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут чем питаются).

Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать?

Какие птицы.
Как называются.
Части тела.
Составить рассказ…

Мы с вами в группе подпишем названия птиц.

В образовании и воспитании детей 6–7 лет первоочередной становится задача подготовки ребят к школе. Каждое занятие направлено на формирование и закрепление тех умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, которые необходимы будущему первокласснику для обучения в начальной школе.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников: отвечают познавательным потребностям детей, способствуют расширению словарного запаса, прививают чувство прекрасного. Рисуя, ребята учатся прогнозировать и анализировать действия, поэтапно создавать композицию с учётом начальных знаний о перспективе, выполнять различные приёмы карандашом или кистью, чем готовят руку к важнейшему процессу в первом классе - освоению письма.

Для подготовительной группы одной из самых интересных тем для урока рисования, несомненно, станет «Птицы», где будут рассмотрены как перелётные, так и домашние пернатые.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию - два занятия каждую неделю.

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами - пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра - по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

Занятие по рисованию в подготовительной группе

В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки - ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

Передача в изображении этих движений в простых действиях - основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние - выше).

Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.

Пример предметного рисования Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни Пример рисования по представлению Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.

Карандашный рисунок воспитанницы подготовительной группы

При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.

Рисунок акварелью воспитанника подготовительной группы

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

Рисунок гуашью воспитанницы подготовительной группы

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.

Примеры работ в технике пальчиковой живописи Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы) Рисунок в технике печатания Пример кляксографии Пример монотипии в детском рисунке Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.

Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов Рисунок дополнен пластилиновыми элементами Сочетание техник рисования и аппликации Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа) Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами Смешанная техника (рисование и аппликация)

Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

Тема занятия Форма организационной деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Перелётные птицы» Индивидуальная. Обучение предметному рисованию по представлению (рисование отдельных видов птиц, изображение характерных особенностей формы туловища, головы, клюва птицы, оперения). Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы.
Раскрашивание туловища и головы птицы без выхода за контуры наброска.
Рисование отдельными мазками оперения.
Рисование кончиком кисти отдельных деталей изображения (лапки птицы, клюв, глаза, хвост, хохолок).
«Летят перелётные птицы», «Птицы улетают на юг» Индивидуальная/коллективная. Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных движений птиц (движения в полёте). Развитие навыка создания предварительного наброска.
Создание фона (небо; возможно, с прорисовкой линии горизонта).
Развитие навыков композиции и простой перспективы (чем дальше птица по замыслу, тем выше её изображение располагается на листе бумаги).
Закрепление приёмов рисования красками.
Развитие умения работать в подгруппе.
Индивидуальная. Формирование умение выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения. Создание предварительных набросков при рисовании сложных фигур (утка, лиса, охотник).
Рисование красками, закрашивание контуров наброска, проработка мелких деталей кончиком кисти по замыслу.
«Домашние птицы» Индивидуальная. Развитие способности к рисованию по представлению (изображение различных видов домашних птиц с их характерными особенностями). Штриховка цветными карандашами с различной степенью нажима.
Создание контуров фломастерами.
«Птичий двор» Коллективная. Развитие интереса к коллективной деятельности.
Формирование умения рисовать сюжетные сценки.
Развитие навыков рисования карандашами или красками.
Развитие умения работать в группе: совместное продумывание сюжета для изображения и фона для рисунка, обсуждение и выбор техники рисования (возможно, с привлечением аппликации или оформления природным материалом), анализирование готовой работы.
«Волшебная птица» Индивидуальная. Формирование умения рисовать сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами/Развитие навыка рисования пастелью или сангиной.
Развитие композиционных способностей.
«Лебедь» Индивидуальная. Развитие рисования по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения (для варианта темы «Царевна-лебедь»).
Создание не однотонного фона.
Рисование гуашью по влажному фону.
Проработка мелких деталей кончиком кисти.
«Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»» Индивидуальная. Развитие умения создавать в рисунке сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами.
Создание детально продуманного фона.
«Сорока-белобока» Индивидуальная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе по представлению (птица, сидящая на ветке). Рисование цветными карандашами по предварительному наброску.
Упражнение в произвольном нажатии на карандаш для получения нужной интенсивности цвета.
«Совушка-сова» Индивидуальная. Формирования умения работать в смешанной технике. Рисование акварелью по предварительному карандашному наброску.
Рисование контурной линии отдельных деталей чёрной капиллярной ручкой.
«Гусь», «Синички», «Ласточки», «Снегири на ветке», «Воробышек» Индивидуальная. Развитие умения рисовать фигуру птицы конструктивным способом (при помощи простых геометрических фигур). Создание наброска простым карандашом конструктивным способом.
Закрепление навыка рисования карандашами/акварелью/гуашью/пастелью.
В темах по рисованию отдельных видов птиц рекомендуется обучать рисованию в смешанной технике.
«Стайка воробьёв» Коллективная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе (клюёт крошки/зёрна). Рисование цветными карандашами с разной степенью нажима, разнохарактерной штриховкой (имитация оперения).
Развитие умения слаженно работать в подгруппе.
Активизация фантазии в продумывании деталей рисунка (что клюют воробьи и как это изобразить).
«Золотой петушок» Индивидуальная. Развитие умения рисовать образ по мотивам художественного произведения. Создание карандашного наброска конструктивным способом.
Рисование гуашью.
Закрепление навыка получения различных оттенков путём смешивания красок.
«Каргопольские птички» Индивидуальная. Развитие умения предметного рисования с натуры (рисование каргопольской игрушки «птичка»).
Развитие умения декоративного рисования.
Рисование простым карандашом с натуры (фигурка птицы).
Создание гуашью декоративного узора по мотивам каргопольской росписи.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения рисованию из бумаги является развитие мотивации к работе с карандашами, красками, пастелью. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядные материалы: тематические плакаты (птицы домашние, перелётные, остающиеся на зимовку), фотографии, иллюстрации в книгах, фигурки птиц, игрушки-птицы народных мастеров.
  • Использование текстов народных сказок и авторских литературных произведений.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Проведение тематических подвижных или логических игр, создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы».

Тема занятия Мотивирующее начало
«Иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»» В начале занятия воспитатель обращается к детям с вопросом, хорошо ли они помнят ранее прочитанную ими сказку «Серая шейка». Проводится беседа по содержанию сказки: по каким причинам уточка не улетела вместе со своей стаей, что происходило в сказке до момента встречи с охотником, как вела себя лиса, а как - уточка, как она познакомилась с зайцем и т. д.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказки: с каким чувством птицы собираются к дальнему путешествию в тёплые края; описание осеннего дня, когда Серая шейка осталась одна, а в небе пролетали стаи перелётных птиц; сцена у полыньи; встреча с зайцем и др.
Проведение логической игры «Найди отличие»: на доску крепятся две картинки с изображение одной и той же иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка, но на одной из них есть отличия. Воспитатель оговаривает, сколько отличий должны отыскать ребята.
«Снегирь на ветке рябины» Создание сюрпризного момента : почтальон приносит в группу письмо. Его написал Незнайка, он сообщает ребятам, что Знайка загадал ему очень сложную загадку, ответ он никак не может дать правильный. Незнайка прочит ребя помочь ему разгадать загадку и прислать ему в обратном письме иллюстрацию отгадки.
Загадка :
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Далее проводится беседа по изучению наглядного материала (картинки с изображением снегирей): ребята определяют особенности строения птицы, оперения, позы.
Физкультминутка «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири».
Возможно, проведение логической игры «Найди снегирей в одинаковых позах»: на столе лежат картинки с изображением снегирей (в полёте, клюют ягоды, сидят на ветке, прыгают и др.), ребята должны найти одинаковые.
«Совушка-сова» Для проведения занятия подготавливает фоновое сопровождение - аудиозаписи с пением лесных птиц; наглядный материал - иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым.
В начале занятия воспитатель проводит ребя на выставку иллюстраций, рассказывает о художнике Юрии Васнецове. После проводится беседа : каких птиц ребята увидели на картинах, какие краски преобладают в показанных работах и т. д.
Воспитатель читает потешку :
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася.
Спрашивает, о какой птице эта потешка, и просит найти на выставке иллюстрацию с ней. Обсуждение изображения совы: особенности строения птицы, оперения, позы, на чём сидит, какими краски использовал художник для рисунка птицы. Воспитатель спрашивает, встречали ли они сову или филина в сказках, стихотворениях, песнях и мульфильмах, а, возможно, видели эту птицу за городом или в зоопарке.
Подвижная игра «Совушка»: в середине игровой комнаты обозначается гнездо совы, куда встаёт первый водящий. Воспитатель объявляет, что в лесу настала ночь, водящий закрывает глаза, а остальные ребята изображают различных обитателей леса - насековых, птиц, зверушек, они бегают и играют. Когда воспитатель говорит, что настал день, дети замирают, а сова вылетает из гнезда и смотрит, все ли сохраняют неподвижность, тех, кто двигается, совушка уносит в своё гнездо. После подсчитывается, скольких сова сумела поймать, и выбирается новый водящий.

Составление конспекта на тему «Птицы».

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание изображений различных видов птиц в характерных позах, сюжетных сценок, сказочных образов. Занятие по рисованию в подготовительной группе составляет не более 30 минут и содержит обязательные этапы:

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало 6–7 минут.
  3. Практическая работа 15–17 минут.
  4. Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Проведённое занятие воспитатель должен проанализировать и наметить пути коррекции методов и форм работы в последующей обучающей деятельности.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Птичий двор».
Расширение знаний о домашних птицах и их птенцах. Задачи Закрепления умения выделять характерные особенности птиц.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие коммуникативных и речевых навыков. Материалы Затонированные листы бумаги, картинки с изображением домашних птиц, изображение птичьего двора. Предварительная работа Совместное чтение познавательной литературы, сказок и стихотворений о домашних птицах, рассматриванию иллюстраций к книгам. Ход занятия В начале занятия проводится короткая разминка: дети за воспитателем движения под строки стихотворения о гусе.
Создание игрового момента: в гости к ребятам пришла кукла и приглашает их посмотреть на её птичий двор, предварительно она загадывает детям загадки о птицах.
Кукла показывает детям изображение птичьего двора. Воспитатель проводит беседу. Какие птицы изображены на плакате? Почему эти птицы называются домашними? Зачем люди держат и разводят домашнюю птицу?
Проведение физкультминутки под стихотворение о домашних птицах.
Практическая часть: ребята выполняют рисунки цветными карандашами.
Демонстрация работ. Ребята выделяют особенно удачные рисунки.
Воспитатель благодарит всех за проделанную работу и интерес к занятию.

Порядок выполнения рисунков на тему «Птицы».

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать фигуру птицы, будут ли они предварительно создавать фон и как, какие смешанные техники подходят для выполнения задания, можно ли использовать приёмы лепки и аппликации для оформления готового рисунка. Путём наводящих вопросов и подсказок воспитатель подводит ребят к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Допускается использование технокарт с поэтапным рисованием фигуры птицы для тех ребят, которые испытывают трудности в выполнении задания.

Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек.

Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию цветными карандашами Инструкция по рисованию гуашью Инструкция по рисованию карандашом Схема рисования красками Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования

Конспект занятия для дошкольников. Тема: «Беседа о птицах»

Цели занятия:
Расширение знаний о птицах нашего города.

Задачи:
познакомить детей со строением пера и их значением в жизни птиц объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие)
воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»;
модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
перья разной формы, цвета, размера;
ножницы, стаканчики с водой;
карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
кормушки и различный корм для птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Вот и наступила осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель : почему стало мало птиц?
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.
Воспитатель : ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель : каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель : как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель : каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель : первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель : начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:

Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галочки, стрижи,
Аисты, кукушки…
Даже совки – сплюшки…
(дети хлопают)
Воспитатель: что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки – сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель : каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель : перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят:
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель : каких вы знаете зимующих птиц?
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края).
Воспитатель : предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы?»
Перед вами карточки, на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц, а где солнышко – перелетных.
(воспитатель вместе с детьми проверяет задание)
Воспитатель: молодцы, ребята, с заданием справились.
А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель : что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: …
Воспитатель : действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.Цель: Наблюдение за птицами в природе.
Задачи:
- закреплять знания о зимующих птицах
- формировать представление о добывании пищи зимующими птицами
- воспитывать желание заботиться о них и охранять.
Ход экскурсии
Организационный момент: Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
Воспитатель задает детям вопросы.
Каких птиц называют зимующими?
Чем они питаются?
Каких зимующих птиц вы знаете?
Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Как человек может помочь зимующим птицам?
- Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам - синичкам дают несоленое сало, воробьи любят пшено, семечки.
Логопед: Снежок порхает, кружится, на улице бело
И превратились лужицы в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики, сегодня посмотри –
Как розовые яблоки, на ветках снегири.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Зимой!
Логопед: Правильно, зимой. Кто внимательно слушал загадку, тот слышал название птиц. Каких?
Дети: Снегири.
Воспитатель: А что это за птицы? Как вы догадались, что это снегирь? Верно, у него грудка красная. Не зря его в загадке сравнивают с яблоком. Расскажи, Мирон, про снегиря. Ребята, кто знает, чем питаются снегири? (Ответы детей). Да, снегири питаются ягодами рябины. А каких ещё птиц мы видим в парке?
Дети: Ворону.
Воспитатель: Кто хочет рассказать про ворону, какая она? (Ответы детей). Правильно, ворона большая и серая. А чем она питается? Вороны собирают крошки и кусочки другой пищи.
Дети также рассказывают про сороку, воробья, голубя.
Воспитатель: А эта птица – частая гостья на нашей кормушке. Как она называется?
Дети: - Синица.
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Верно, потому что на голове, крыльях и хвосте у неё отливает синим цветом.
Воспитатель: Тяжело живётся птицам зимой. А почему же они не улетают в тёплые края, как скворцы, грачи, ласточки? Почему они остаются? (Ответы детей). Всё правильно, потому что синицы, сороки, вороны, голуби, воробьи – это зимующие птицы. Они остаются с нами зимовать, чтобы нам было жить веселее. Трудно живётся птицам зимой, а чтобы им было легче добывать пищу, они собираются в стаи. А мы чем можем помочь птицам зимой? (Ответы детей).
Логопед читает стихотворение А. Яшина:
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их на свете, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для них тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
Динамическая пауза:
Вороны серые летели, на кормушку к нам присели.
Поклевали, поклевали, по кормушке поскакали.
Угощенье всё поели и тихонько улетели.
Логопед читает стихотворение:
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо –
На березе яблоки поспели!
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится –
Стайка алых снегирей
Облепила деревце!
(И. В. Кравченко)
Воспитатель проводит беседу:
- Кого сравнивает автор со спелыми яблоками? (Снегирей) .
- Снегирь – это птицы.
- Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением первых заморозков)
- Снегири – это пролетные птицы, то есть перемещаются с одного места на другое на недалекое расстояние в поисках пищи, зимовки, отдыха?
- А чем питаются снегири? (Ягодами рябины, калины, можжевельника и семенами растений, некоторыми насекомыми) .
- Как выглядит снегирь? (Ответы детей)
- Да, ребята, у самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно-белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. Самочка окрашена скромнее – грудка у неё не алая, а темно-серая.
- Знаете ли вы, как ведут себя снегири? (Ответы детей.)
- Это птицы медлительные, неповоротливые, важные, драчливые, задиристые. Неторопливо перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, медленно расклевывая ягоды рябины.
- На что похож свист снегиря? На звук флейты: нежный, грустный. Послушайте. (Педагог включает аудиозапись свиста снегирей)
- Как мы можем помочь этим птицам зимой? (Ответы детей).
- Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».
Подвижная игра «Снегири»
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам) .
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)
- Молодцы, ребята!
- А сейчас мы с вами подкормим зимующих птиц. Повесим кормушку с угощением для них.
- Чем мы угостим птиц? (пшено и семечки) .
-А еще мы хотим вам рассказать про хлебные крошки. Хлебные крошки замерзают на морозе, а когда птицы начинают их клевать крошки могут застрять в горле и птица погибнет. Поэтому хлебными крошками лучше не подкармливать!
- Наша экскурсия подошла к концу. Но понаблюдать за зимующими птицами мы еще сможем по дороге в детский сад.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Птицы»

Цели:

Расширить знания детей о птицах.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Закрепить знания о величине (большой-маленький), цвете (желтый, красный, синий, зеленый), положении в пространстве (верх-низ, вправо-влево), геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Продолжать учить отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество цифрой (1 и 2).
Совершенствовать навыки рисования пальчиками и карандашами, наклеивания, лепки.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитывать желание помогать птицам.

Оборудование:

Картинки демонстрационные (ворона, кукушка, воробей, соловей, скворец).
Картинки с изображением павлина, разные по цвету и величине пуговицы.
Прищепки, силуэтные изображения птиц.
Картинки с изображением большого и маленького гнезд, карточки с цифрами 1 и 2, вырезанные из картона яйца.
Силуэтное изображение яйца, разрезанное на две части.
Пластиковый яйца, мелкие игрушки-птицы.
Картинка-фон для рисования ягод, красные пальчиковые краски.
Изображение чайки на палочке.
Парные картинки с изображением птиц.
Картинка фон с кормушкой, клей, крупа, птицы, вырезанные из бумаги.
Картонная заготовка «птица», вырезанные из бумаги крылья, клей. Черный пластилин.
Силуэтные изображения рыб.
Картинки-фоны с изображением скворечника на одном краю листа и птиц на другом краю, карандаши.
Картинка с изображением дятла, ствола дерева с жуками и гусеницей, которые залеплены пластилином, стеки.
Картинка с изображением схемы скворечника, геометрические фигуры из цветного картона, соответствующие схеме.
Картинка-заготовка с изображением синицы, пластилин черного цвета, желтые пальчиковые краски.
Колокольчики.
Аудиозаписи голосов птиц, песня из м/ф «Кто же такие птички?», «Мы насыплем птичкам крошки», «Соловей» Алябьева.

Слушание голосов птиц

Посмотрите на картинку - это птица ворона. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как ворона «кар-р».

Посмотрите на картинку - это птица воробей. Послушайте его голос. Попробуйте сами сказать как воробей «чик-чирик».

Посмотрите на картинку - это птица кукушка. Послушайте ее голос. Попробуйте сами сказать как кукушка «ку-ку».

Дидактическое упражнение «Чей голос?»

В разных местах комнаты размещаются изображения птиц. Воспроизводится аудиозапись голоса одной из птиц, а дети должны найти глазами соответствующую картинку, а затем подойти к ней.

Дидактическое упражнение «Яйца в гнездах»

Вот перед вами гнезда. Сосчитайте их. Сколько гнезд на картинке? Два гнезда. А гнезда одинаковые или разные. Разные. Одно гнездо большое, другое маленькое. Покажите большое гнездо. Покажите маленькое гнездо.

В маленькое гнездо положите одно яйцо, а в большое гнездо положите два яйца.
Положите цифру 1 под гнездо, в которой одно яйцо. А какую цифру положим под гнездо с двумя яйцами? Цифру 2.

Дидактическая игра «Сложи целое яйцо из частей»

Это яйцо разбито. В нем сидел птенец. Подрос и разбил яйцо. Чтобы выйти наружу. Давайте попробуем сложить яйцо. Из частей сделать целое.

Игра «А что внутри яйца?»

Возьмите из корзинки яйцо, раскройте его и посмотрите, что там внутри.

Дети раскрывают пластиковые яйца и находят внутри игрушки, изображающие птиц. Дети называют свою птицу, если не могут сами, называет взрослый и просит ребенка повторить.

Пальчиковое рисование «Ягоды для птицы»

Зимой птицы лакомятся ягодами, оставшимися на ветвях деревьев. Давайте нарисуем побольше ягод для птиц.

Игра с прищепками «Птичка»

Прикрепите птичке прищепки так, чтобы у нее появился клюв, лапки и красивый хвостик.

Аппликация «Птицы на кормушке»

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Намажьте клеем поверхность кормушки, насыпьте сверху крупу. Сейчас слетятся птички, зернышки клевать. Наклейте птиц на картинку.

Музыкальное упражнение «Мы насыплем птичкам крошки»

Дети звенят в колокольчики под музыку.

Конструирование «Скворечник»

Люди помогают птицам, когда кормят их. А еще люди помогают птицам, когда строят для них домики и вывешивают на деревьях. Вот домик - скворечник - для птицы скворца.
Давайте выложим скворечник из геометрических фигур.


Какие геометрические фигуры вы использовали? Какого цвета квадрат? Треугольник, круг, прямоугольник?
А теперь возьмите палочку и приделайте скворечнику жердочку, на которую птица будет садиться. А вот и скворец прилетел к вам в скворечник.

Изобразительная деятельность «Помоги птицам прилететь в скворечник»

Возьмите в руки скворечник, домик для птичек, и приложите его к дереву. Молодцы. Давайте приклеим его. А теперь возьмём карандаши и нарисуем дорожку от каждой птицы к скворечнику.

Динамическая пауза «На в дорогу мне торопиться»

Дети двигаются под музыку, изображая полет птицы (ходьба, бег, подскоки).

Слушание музыки: «Соловей» Алябьева.

Воспроизводится соответствующая аудиозапись.

Посмотрите на картинку внимательно и подумайте, кто на картинке не птица? Как вы догадались? А кто это?

А теперь вам нужно найти на рисунке птицу, которая отличается от других птичек. Где она?

Дидактическая игра «Найди пару»

Выберите себе картинку с птицей. Найдите своей птице другую точно такую же вторую птицу.

Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,
На морозе не робей.
По кормушке клювом бей,
Наедайся поскорей.

Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой.

А вот птица, которую зовут павлин. У павлина красивый хвост.

А мы сделаем еще красивее, когда разложим пуговицы на перьях павлиньего хвоста.

Конструирование из бумаги «Птица»

Приклейте своей птице глазки из черного пластилина по одному с каждой стороны головы. А затем приклейте крылья, тоже по одному с каждой стороны птичьего туловища. (После окончания работы предлагается обыграть поделку).

Подвижная игра «Тепло, холодно»

А сейчас давайте поиграем в игру «Тепло, холодно». Вы, ребята, будете воробьями. По команде «тепло» - летайте и чирикайте, а по команде «холодно» - нахохлитесь и садитесь на корточки рядышком друг с другом.

Изобразительная деятельность «Синица»

Из кусочка черного пластилина дети делают глаз птице. А желтой краской пальчиком закрашивают птице брюшко.

Упражнение «Помоги дятлу найти еду»

Дятел ищет жучков и червячков под корой дерева. Возьмите стеки и снимите верхнюю часть коры, чтобы найти под ней еду для дятла.

Гимнастика для глаз «Чайка»

А вот морская птица чайка. Давайте проследим глазами за ее полетом.
Вот чайка полетела вверх. Полетела влево. Вниз опустилась. Вправо полетела. Закружилась над волнами.

Динамическая пауза «Чайки ловят рыбу»

А сейчас дети превращаются в птиц - чаек. Чайки птицы морские, больше всего они любят кушать рыбу, которую сами ловят в море. Отправляйтесь за рыбой. Поймайте и принесите две рыбы. (Воспитатель спрашивает у ребенка сколько рыб он поймал и какого они цвета).

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе ДОУ.

Программные задачи:

  1. Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  2. Закреплять правильное произношение поставленных звуков.
  3. Развивать мышление, речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  4. Активизировать употребление в речи детей существительных, сложных прилагательных, глаголов.
  5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Словарь: соловей, ласточка, аист, скворец, грач, кукушка, стая, перья, гнездо, скворчата, аистята, грачата, кукушата; перелетные, насекомоядные, пернатые, длинноногий, длинношеий, быстрокрылая, длиннохвостая; высиживают яйца, вьют гнезда, гнездятся, щебечут.

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л.Толстой «Галка и кувшин», Г.Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: картинки с изображением птиц, дерево с гнездом, гномы, цветок, кувшинки, лягушки, костюм Кикиморы, разрезные картинки с изображением птиц, дорожка, ручей, кочки, письмо сороки, аудиозапись звуков природы, семечки, шишки.

Ход занятия

Включается аудиозапись с пением сороки. Трещит сорока и приносит письмо.

Помогите! Помогите! В лесу беда! Злая Кикимора заколдовала лес. В лесу стало тихо, все живые существа спрятались. Она не хочет, чтобы вернулись домой перелетные птицы, потому что они мешают ей своим пением. Спасите наш лес!

Логопед : Ребята, мы поможем нашим лесным друзьям? Злая Кикимора приготовила для нас много разных препятствий, которые мы должны с вами преодолеть и выполнить разные задания. А вы знаете как себя нужно вести в лесу? (не кричать, не шуметь, не разводить костры, не бегать по лесу). Будьте осторожны, потому что в лесу можно заблудиться или случайно потревожить кого-нибудь. Мы возьмем собой семечки для птиц, чтобы угостить их.

Я вам открою тайну. Нам будут помогать маленькие помощники. Они будут показывать нам правильную дорогу. Итак, возьмитесь все за руки и отправимся в путь. Мы сейчас идем с вами по лесной тропинке. Ой, кто это тут сидит? Гном в красной шапочке и держит какую-то записку. Давайте прочитаем. Да это же задание.

Игра «Не сорока, не ворона и не чайка, а какая это птица - угадай-ка» (дети рассматривают картинки и называют птиц). Почему их называют перелетными? Молодцы ребята! Пойдем дальше.

Включается запись звуков болота.

Логопед: Дети вы слышите звуки? Кто это квакает? Куда мы с вами пришли? (На болото). Посмотрите сколько здесь кувшинок, лягушек. Ой, и гномик тут как тут. А где же задание? (Записка лежит в кувшинке).

Какие пословицы вы знаете о птицах?

  • Журавль летит высоко, а видит далеко.
  • Орел-царь-птица, а сокола боится.
  • Не всякая птица летит высоко.
  • Знает курица свои яйца.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.

Какая птица лучше всех поет? (Соловей). Кто из птиц не заботится о своем потомстве? (Кукушка).

Игра «Четвертый лишний» (грач, ворона , ласточка, аист).

Логопед: Теперь вам нужно осторожно пройти по кочкам, чтобы не провалиться в болото и не промочить ноги. (Дети идут по кочкам). Как вы думаете, куда мы сейчас придем? Здесь где-то рядом должен быть ручей. Слышите, как он журчит. (Включается запись журчания воды). И тут нас встречает гном! Что же в этот раз нам нужно сделать?

Кто из вас знает загадки о птицах? (Дети рассказывают загадки по очереди).

На шесте - дворец, во дворце певец. (скворец)

Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).

Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садиться? (грач).

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту (аист).

Логопед: Нам нужно перепрыгнуть этот ручей, чтобы двигаться вперед. (Дети перепрыгивают через ручей). Давайте подойдем к высокому дереву. Посмотрите наверх, что вы там увидели? (Гнездо птицы). Но оно пустое, там никого нет. Ведь птицы заколдованы Кикиморой и не могут прилететь домой. Может мы их угостим семечками. Они будут рады такому угощению. (дети насыпают семечки в коробочку). А где же наш помощник гном? Да вот же он спрятался за дерево. Логопед читает задание в записке гнома.

Упражнение «У кого кто?»

У грача - грачата, у аиста - аистята, у кукушки - кукушата, у галки - галчата…

Дети я предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Логопед: Мы пришли с вами на лесную полянку. Садитесь поудобнее, сейчас мы с вами поиграем. Наш гном сорвал цветок и у него рассыпались все лепестки. На каждом лепестке картинка с изображением птички. Вы будете отгадывать птицу по первому и последнему звуку, а затем собирать лепестки так, чтобы получился цветок.

Первый звук (а), последний - (т) - аист.

Первый звук (г), последний - (ч) - грач и т.д.

Аист какой? Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, важный, безголосый.

Ласточка быстрокрылая, длиннохвостая, маленькая.

Кукушка пестрая, прожорливая.

Грач черный, важный.

Сейчас мы с вами постараемся рассказать о какой-нибудь птице. О ком вы хотите рассказать? (Дети рассказывают).

Звучит музыка и появляется Кикимора.

Логопед: Ой, кто это?

Кикимора :

Кто тут верещит, пищит,
Нарушает мой покой.
Щас приду с сковородой
И зажарю эту птицу
Будет радость - поживиться.
Я Кикимора лесная,
Слова «честность» я не знаю.
Нет другой мне радости,
Как людям делать пакости!

Я девчоночка лесная,
Неглупа и хороша я.
Я - Кикимора лесная,
День и ночь одна страдаю.
Трудно выбрать и решить,
За чей счет мне сладко жить!


Логопед : Не ругайся Кикимора. Это дети пришли в лес. Пожалуйста, расколдуй птиц, Разреши им вернуться на Родину.

Кикимора : Еще чего захотели! (Смеется). Они мне жить спокойно не дают. Надоели со своими песнями.

Логопед: Что же нам делать ребята?

Кикимора: Вот я разрезала птиц на кусочки. Смотрите. (Бросает разрезные картинки на пол).

Логопед: Ай, ай, что же ты наделала Кикимора! Разве можно так обращаться?

Кикимора : Вот если соберете картинки, тогда может быть позволю птицам вернуться в лес. (Под музыку дети собирают фрагменты картинок с изображением птиц, а Кикимора ходит вокруг них и наблюдает за ними.)

Логопед: Ну смотри, Кикимора, мы справились с твоим заданием. Выполняй теперь свое обещание.

Кикимора : Ну ладно, так и быть уговорили меня. (Произносит волшебные слова себе под нос - в ключается запись звуков леса). Ой, я совсем забыла, что это я с вами тут заболталась. Меня же Леший на день рождения пригласил. Пора мне идти.

Логопед: Ребята, послушайте как красиво щебечут птицы. Может кто-нибудь из вас узнал знакомые голоса. (Дети слушают и отгадывают птиц). Вот мы и помогли птицам вернуться в лес. Молодцы! Каким стал лес? Какую пользу человеку приносят птицы? Как нужно относиться к птицам? (Дети отвечают).

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Вы помните по какой дороге идти назад? (Дети берут друг друга за руки и выходят из зала под звуки леса).

Похожие публикации