Про строительство и ремонт. Электрика. Окна и двери. Кровля и крыша

Весенние явления в жизни растений — Гипермаркет знаний. Конспект урока "растения родного края" Темы о растениях родного края

>>Весенние явления в жизни растений


§ 61. Весенние явления в жизни растений

Весна - пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.

Весеннее движение соков у деревьев и кустарников - первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во все органы растения. В это время листьев еще нет. Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам . Уже в начале марта, раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее - у березы.

Второй признак весны - цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Первой в средней полосе европейской части СССР зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны 123 . Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы.

Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зеленые соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки прошлогодние соцветия.

Почти одновременно с ольхой зацветает орешник, с которым вы знакомились еще осенью. Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях - сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.

Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений - хорошее приспособление к жизни в лесу. Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.

Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на железнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах. Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли - цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков 124 . Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики.

Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев - гладкая и холодная.

Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года. Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.

Третий признак весны - цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная 125 , хохлатки 119 , чистяк весенний 126 , первоцвет весенний 127 . Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.

В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом.

Весной многие из них выходят из-под снега с зелеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осенью. Они часто зацветают до того, как сойдет снег 128 . Вот почему эти растения называют подснежниками.

Растения, цветущие ранней весной, всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян. Это затрудняет их размножение. Многие из растений стали большой редкостью, например печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Явления в жизни растений наступают тогда, когда заканчивается долгая снежная зима. Этот период самый яркий и прекрасный в природе. Набухшие почки на деревьях и кустарниках превращаются в молодые листочки. Интересно, что деревья и кустарники некоторых видов цветут еще до того, как распустятся листья растений.
В зоне умеренного климата ранней весной (уже в начале апреля) цветут ольха и лещина. У них как тычиночные, так и пестичные цветки расположены в разных соцветиях, но на одном растении. Эти растения объединяют в группу однодомных. Перекрестное опыление осуществляется посредством ветра, когда листья на деревьях и кустарниках еще не распустились. Благодаря этому, препятствий для переноса пыльцы с тычиночных цветков на рыльца пестичных нет.

Ещё одно явление в жизни растений - это когда в конце апреля в средней полосе России в лесах цветут различные ивы. Они имеют красивые соцветия желтого цвета с сильным приятным запахом. Эти тычиночные соцветия находятся на одних растениях этого вида. А пестичные светло-зеленые цветки на других экземплярах этого же вида ивы. Эти растения относятся к двудомным, так как у них пестичные и тычиночные цветки располагаются на одном растении. В этом случае опыление осуществляется с помощью насекомых. Целый день пчелы и шмели летают возле сережек ивы, накапливая сладкий нектар и в то же время опыляя пестичные цветки пыльцой с тычиночных. В это время пчелы делают первый сбор, поэтому пчеловоды ставят ульи из омшанника.
Среди травянистых растений раньше всех цветет мать-и-мачеха на берегах рек, на обрывах и отвесных склонах. Соцветия этого растения представляют собой корзинки подобные соцветиям одуванчика, но меньших размеров. Практически из-под снега вырастают стебли мать-и-мачехи с расположенными на них соцветиями. Также на стеблях заметны коричневые чешуйки – недоразвитые листья. Через некоторые время после созревания и рассеивания плодов ранние побеги мать-и-мачехи погибают, а их сменяют побеги с большими листьями, которые сверху имеют гладкую структуру, а снизу покрыты густыми белыми волосками.
Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних времен называют это растение мать-и-мачеха. В летний период в листьях растения образуются органические вещества. Их запасы хранятся в длинных и крупных корневищах. Благодаря этим отложениям, на следующий год в марте формируются цветочные побеги.
У большинства весенних растений цветки появляются до того, как распустятся листья на деревьях. Эти растения накапливают органические вещества в подземных частях – луковицах, корневищах, клубнях. Такие запасы необходимы для образования цветков, плодов и семян. К растениям, цветущим весной, относят ветреницу, медуницу, ландыш (это растения с корневищами), чистяк лютичный, хохлатка (образуют клубни), гусиный лук, тюльпан (луковичные растения).
Часто среди растений, цветущих ранней весной, встречаются экземпляры с коротким периодом жизни. К примеру, чистяк обыкновенный появляется в марте на влажной почве среди кустарников. Когда снег растает в апреле, у чистяка распускаются листья и цветки зеленого цвета. А уже в мае надземные органы растения вянут и погибают. Остаются живыми только подземные органы растения . Это клубеньки,представляющие собой преобразованную корневую систему с накопленными органическими веществами. Помимо этого, в почву попадают клубеньки, появившиеся в пазухах листьев на стебле. Такие клубеньки все лето находятся в «спящем» состоянии, а в осеннее время прорастают. Проросшие клубни зимой остаются под снежным покровом. А в следующем году весной опять надземные побеги быстро растут и появляются цветки и листья. Вот такие бывают явления в жизни наших прекрасных растений.

Организация: ГБОУ ЛНР «Дошкольное учебное учреждение «Ивушка»

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Ровеньки

Конспект интегрированного занятия для детей средней группы.

Лекарственные растения родного края. Калина.

Программное содержание занятия: углубить знания детей о калине, и ее целебных свойствах.

Познакомить дошкольников с традициями народа. Обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями. Развивать наблюдательность и желание познавать мир. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к родной природе. Развивать творческие способности и аккуратность во время выполнения работы - наклеивания материала (веточки калины) на альбомные листы бумаги.

Материал и оборудование к занятию: игрушка зайчика, веточка калины с ягодами, иллюстрации с изображением куста калины, калиновое варенье, чайная посуда, салфетки, гуашь, альбомные листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости я пригласила зайчика, но его почему-то нет. По-видимому, с ним что-то случилось… Может он заболел? Нужно пойти к нему в гости, вдруг ему нужна помощь?

А где живет маленький зайчонок, как вы думаете?

(Предположительные ответы детей).

Воспитатель: Давайте дорогой будем петь об этом песню.

Ох, ты маленький, зайчонок!

Где живешь ты? Где твой домик?

А мой домик за бугром,

Рядом с елкой и дубком.

(Дети отправляются на поиски зайчонка и находят его. Он заболел и лежит в кроватке.)

Воспитатель: Вот мы и добрались в гости к зайчику. А вот и наш зайчик-попрыгайчик. Дети, что нужно сделать, когда мы приходим в гости?

Дети : Поздороваться!

Воспитатель: Правильно. Давайте поздороваемся с зайчонком. Здравствуй, Зайчик! Какой хороший день сегодня! Мы ждали тебя в гости! Почему ты не пришел? Что с тобой случилось?

Зайчик: Добрый день, друзья! Мне очень плохо. Вчера на прогулке я увидел снег. Он был такой белый и пушистый, словно сладкая вата. А сосульки такие красивые и прозрачные, словно леденцы. Мне очень захотелось их попробовать. Я попробовал снег и сосульки на вкус. А сегодня утром понял, что заболел. У меня очень болит голова, болит горло, я кашляю и чихаю.

(Зайчик чихает, закрывает лапкой нос.)

Воспитатель: (к детям) Дети, посмотрите, зайчик закрывает нос лапкой.

(к зайчику) Зайчик, есть ли у тебя носовой платок?

Зайчик: Нет.

Воспитатель: Это очень плохо, потому что когда чихаешь и кашляешь – нужно пользоваться носовым платочком. Это предмет, который нужен для личной гигиены. Он должен быть в кармане всегда. А еще его можно протянуть как помощь своему ближнему. У наших детей есть носовые платочки, и у каждого свой. Понял, зайчонок?

Зайчик: А что же мне делать?

Воспитатель: А мы тебе подарим платочек. Вот, держи (дарят носовой платочек зайчику). Теперь и у тебя есть свой носовой платочек.

(Зайчик берет платочек, благодарит, и продолжает чихать и кашлять.)

Воспитатель: Да, зайчонок, действительно ты простудился. Нужно тебя лечить.

Воспитатель: Ребята, с чего начнем лечение? Как вас лечат мамы, когда вы болеете, что они делают?

Ответы детей: Дают лекарства;

Вызывают доктора;

Меряют температуру;

Поят горячим чаем;

Ставят горчичники;

Делают компрессы.

Воспитатель: Хорошо! Сначала поставим градусник и измерим температуру, а пока зайчик будет лежать, заварим лечебный чай, и накроем стол. Дети, а давайте вспомним, как нужно сервировать стол?

(Дети накрывают стол скатертью, ставят чайный сервиз)

Воспитатель: А теперь, давайте вспомним, как называются предметы, которые мы будем ставить на стол, чтобы напоить зайчонка чаем?

(Дети сервируют стол, уточняя названия предметов и чайной посуды.)

Чайная ложечка;

Салфетки;

Скатерть.

Воспитатель: Итак, стол готов. Давай, зайчонок, посмотрим, высокая ли у тебя температура? Температура в норме. Можно обойтись без врача.

Наступило время рассказать вам, дети, и тебе, зайчонок, кое-что интересное. Когда я была маленькой и часто болела, то мама лечила меня необычными лекарствами, которые дарит нам природа. Их очень много. Но сегодня я расскажу вам об одном из них - это ягоды калины. Вот ее я и взяла сегодня к зайчику, потому что догадалась, что он больной.

Вот посмотрите, как выглядит калина. Ее красивые кусты можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. Давайте вспомним, где мы могли уже видеть похожий куст калины?

Дети: В саду. Во дворе детского сада.

Воспитатель: Правильно. Куст калины растет во дворе нашего детского сада. Калина хорошо очищает воздух от пыли.

А я знаю загадку о ней. Вот послушайте:

Кто ж эти ягоды не знает?

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода?

Дети: Калина!

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим внимательно куст калины. Смотрите, какой он яркий, пышный, красивый. Калина цветет весной. Она увенчана белыми соцветиями. А когда начинает падать первый снег, на кусте калины появляются красные ягоды. Как вы думаете, кто может питаться этими ягодами?

Дети: Ягодами зимой питаются птицы.

Воспитатель: Правильно.

Куст калины очень красив.

Какой куст калины? (пышный, красивый)

Какого цвета листочки? (зеленого)

Какие листья калины (широкие)

Посмотрите, как ягодки собрались в гроздь. На что они похожи? (на маленькие бусины, на гроздья рябины)

Люди очень ценят и любят калину не только за то, что она красивая, а еще и за то, что она обладает целебными свойствами и имеет особенный вкус. Попробуйте ягоды калины. Какие они на вкус?

А что вы нашли в середине ягоды?

На что похожее зернышко?

Давайте соберем зернышки калины на блюдце и подсушим их. Как вы думаете, для чего они нам могут пригодиться?

(Предположительные ответы детей: сделать аппликацию, украсить рамку картины и т.д)

Воспитатель: А еще из них можно сделать бусы для ваших мам.

В давние времена, каждая хозяйка готовила лекарства из калины на долгую зиму:

Сушили ее цвет, ягоды, листья;

Перетирали с медом и сахаром.

Калиновый чай - это первый помощник при простуде. Свежие ягоды употребляют при кашле. Калина - лекарственное растение, потому что содержит много витаминов.

Теперь вы знаете, что калина может вылечить любого от простуды. А давайте зайку будем лечить калиновым чаем. Заварим лечебный чай. Возьмите ягоды калины и положите в этот чайник. А я возьму другой чайник с горячей водой, и налью воду туда, куда вы положили ягоды. Накрою салфеткой - пусть настаивается.

А пока наш калиновый чай настаивается, давайте сделаем зайчонку подарок – нарисуем для него веточку калины.

(Дети дорисовывают ягоды калины на альбомных листах, используя нестандартную технику рисования).

Воспитатель: Посмотрите, какие пышные и красивые гроздья калины вы нарисовали. В народе говорят: «Как была молода – была бела, а как повзрослела – так и покраснела».

(Воспитатель предлагает детям выучить эту пословицу).

Воспитатель: Эти калиновые гроздья, которые так старались рисовать дети, мы подарим тебе, зайчонок. Будь здоровый всегда! (Дарят свои рисунки, зайчик благодарит каждого ребенка по имени.)

Воспитатель: А вот и наш лечебный калиновый чай готов. Садитесь все к столу.

(Дети рассаживаются за столом)

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, сколько вкусных сладостей можно приготовить из ягод калины? Из калины варят сок, кисель, готовят мармелад, варенье, пекут пироги с ягодами калины. (Берет варенье). Попробуйте калиновое варение. Оно очень вкусное и полезное. Какое варенье на вкус?

(Дети угощаются чаем и калиновым вареньем).

Зайчик : Благодарю вас, мои друзья, за помощь! Мне уже намного лучше. Голова не болит, горло тоже не болит. Мне так хорошо, что хочется поиграть с вами.

Воспитатель: Зайчонок, мы охотно с тобой поиграем. Наши дети очень любят игру «Заинька серый умывается».

Ход игры.

Дети становятся в круг, у одного ребенка – зайчик. Он «зайчик» и становится в середину круга. Дети, которые стоят в кругу, вместе с воспитателем проговаривают:

Зайчик серый умывается,

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо!

«Зайчик» имитирует движения в соответствии с текстом (моет и вытирает нос, уши, хвост). Потом прыгает на обеих ногах – идет в гости к кому-либо из детей, и тот становится «зайчиком», берет игрушку и игра повторяется.

Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо играли с зайчиком. Давайте весело попрыгаем с ним?

Воспитатель: Ну что, зайчик-попрыгайчик, вижу я, что тебе уже намного лучше. И запомни, что кушать снег и сосульки нельзя, а то можно заболеть. Надевай теплую шубку. А если вдруг заболеешь, то теперь знаешь чем нужно лечиться.

А вы, ребята, запомнили, чем нужно лечить простуду?

Дети: Да! Калиновым чаем, вареньем.

Воспитатель: Как быстро пролетело время. Нам очень понравилось у тебя, зайчонок, но ребятам нужно возвращаться в детский сад. А ты ложись в теплую кровать и отдыхай. А когда будешь здоровым, приходи к нам в гости, мы тебя будем очень ждать. До свидания!

(Дети прощаются с зайчиком и уходят).

Конспект коллективного занятия по изобразительной деятельности

для детей средней группы. Лепка.

Тема : Гроздья калины.

Программное содержание занятия : Закреплять умение детей передавать форму предметов круглой формы и разной величины. Учить предавать в лепке впечатления от окружающего (поспели ягоды калины). Развивать воображение. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Материалы и оборудование к занятию : Веточки с гроздьями калины для рассматривания, пластилин, доски для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кому мы вчера помогали лечиться?

Дети: Зайчику!

Воспитатель: А как мы это делали? Чем мы помогали ему лечиться? Лекарствами?

Дети: Нет! Мы лечили его калиновым чаем!

Воспитатель: А кто помнит, где растет калина?

Дети: Ее можно встретить везде: вдоль рек, озер, на опушках, в оврагах. А еще она растет во дворе нашего детского сада.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня принесла вам веточку калины. Давайте рассмотрим ее. Какие у нее ягоды в гроздьях?

Дети: Маленькие, красные, округлой формы.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На маленькие бусины.

Воспитатель: А на ягоды какого дерева они похожи?

Дети: На ягоды рябины.

Воспитатель:

Красавица лесная у оврага:

Кустом густа, широкий лист

И гроздья ягод-бус, как будто

Красный дождь пучком повис.

Калину молодую из леса принесу

И дома у окошка с любовью посажу,

Пусть зимой калина бусами краснеет,

А пурга зимою злится и седеет.

Воспитатель: Давайте сейчас устроим конкурс на лучшую работу. Сегодня мы будем лепить гроздья калины. Поделимся на две команды. А чья команда победит – ту работу и отправим в посылке нашему другу Зайчику.

Рассмотрите еще раз внимательно гроздья калины. Какие они?

(Ответы детей)

Какими приемами вы будете пользоваться, выполняя работу?

(Ответы детей)

Приступайте к работе. Работать будем энергично, не отвлекаясь.

(Дети приступают к работе)

Воспитатель: А теперь давайте разместим на стенде ваши работы и рассмотрим, как справилась с заданием первая команда и вторая.

(Обсуждение проводится живо и эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики, подчеркнуть выразительность. Например: пышные гроздья калины, сочные ягоды и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Обе команды справились с заданием. Даже не знаю, чья работа лучше. Давайте отправим в посылке нашему другу Зайчику гроздья калины, которые старательно лепили обе команды.

Список используемой литературы:

  1. Э.С. Вильчковский. Подвижные игры в детском саду. – К.: Рад. шк., 1989. – 176 с. - На укр. яз.;
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.;
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., и.л.;
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 198 – 223 с., ил.
  5. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.: ил. – ISBN 5-09-001634-8.


Тема исследования: Лекарственные растения родного края Объектная область: Медицина Объект исследования: Лекарственные растения, растущие в Калининградской области. Предмет исследования: Значение лекарственных растений для здорового образа жизни. Проблема В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные растения. Знаний в этой области было недостаточно, и мы решили пополнить их, исследуя лекарственные растения нашего края.


Актуальность и новизна Данная тема сейчас очень актуальна, так как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Гипотеза Если изучить разные виды лекарственных растений, научиться их правильно заготавливать и применять, то можно предупредить и излечить много болезней и прекрасно выглядеть без применения химических таблеток.


Цель работы: Сбор необходимой информации о пользе лекарственных растений в лечении разных заболеваний. Задачи: 1) Развитие умения работать с дополнительной литературой. 2) Знакомство с историей лекарственных растений, с правильной их заготовкой. 3) Определение роли лекарственных растений нашей местности в здоровом образе жизни. 4) Поднятие интереса к здоровому образу жизни. Методы исследования Изучение и использование энциклопедий, научно- публицистических изданий, словарей, метод сравнения, сопоставления. Практическая значимость: каждый школьник может открыть работу и найти нужное лекарственное растение от разных болезней и как им лечиться в домашних условиях.








На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.




Правила сбора лекарственных растений. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили. Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется.






Чёрная бузина Малин а В народной медицине плоды малины считаются жаропонижающим средством при гриппе, бронхитах, ларингитах, отхаркивающем при кашле. В народной медицине отвар, приготовленный из цветков и плодов черной бузины, применяют как жаропонижающее, потогонное, мочегонное средство




Крапива В народной медицине крапива используется как ранозаживляющее, мочегонное, общеукрепляющее, слабительное, витаминное, отхаркивающее средство. Она применяется при различных кровотечениях, заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно - при ранах, кровотечениях, кожных заболеваниях, для укрепления волос.



Заключение В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении окружающей среды просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Мы постоянно находимся под угрозой получить целый «букет» заболеваний. Зачастую медицина оказывается бессильной. Но почему мы забываем, что у нас за спиной тысячелетний опыт наших предков, которые веками складывали в копилку народной медицины рецепты лечения различных недугов. Болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. НЕ проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор «природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. Поэтому мы и изучали лекарственные растения нашей местности, их действие и применение.


Литература. Д.Ткач «Домашний доктор» В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины» А.Ф.Гаммерман «Растения- целители».Москва, 1986 г. «Лекарственные растения и их применение».Владивосток. МП «Экслибрис», 1992 г. Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «АВF». Москва. В.И.Даль «Толковый словарь»




МОУ «Осташёвская средняя общеобразовательная школа»

Классный час по теме:

«Лекарственные растения
родного края»,
посвящённый 535-летию
села Осташёва

Подготовила: учитель начальных классов
Стадникова Валентина Ивановна

с. Осташёво
2012 г.
Осташёво- край изумрудный и сказочный.
Классный час: «Лекарственные растения родного края»

Цели: развитие элементов научного мировоззрения,
-общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности учащихся;
-формировать понятие «лекарственные растения», учить распознавать
местные лекарственные растения;
-воспитывать любовь к родному краю, к его природе.
Оборудование: гербарий: «Лекарственные растения родного края», слайды, иллюстрации лекарственных трав, рисунки детей, сказки, сочиненные детьми.
Ведущий. В сентябре 2012 года нашему селу Осташёво исполняется 535 лет.
Село примечательно именами своих бывших владельцев. Сначала – это князья Урусовы, потом – Муравьевы, а затем князь К. Романов. Дядя последнего императора Николая
·
·, президент Российской академии наук,
талантливый поэт Константин Романов очень любил свое Осташёво:
(Слайды 1 и 2).
Люблю тебя, приют уединенный!
Старинный дом над тихою рекой.
И бело – розовый, в нем отраженный
Напротив сельский храм над крутизной
Богато и красиво наше село лесами, полями, речками. А сколько удивительных растений растет всюду! Но они не только привлекают нас своим внешним видом, но они являются лекарями, помогают человеку и животным бороться с многочисленными болезнями. (Слайды 3,4)
Сегодня на классном часе мы подведем итог, проделанной нами исследовательской работе по теме: «Лекарственные растения». Старт этой
работе был дан в сентябре, финиш будет в мае. За это время мы побывали экскурсиях, с целью выявления произрастания лекарственных растений, степени запыленности растений. Провели сбор и сушку лекарственных растений с последующим изготовлением гербария. Изучали литературу о лесной аптеке, написали небольшие сообщения о растениях, сочинения, сказки, придуманы ребусы и кроссворды. Итак, начинаем.
1-ученик.
Лекарственные растения – это группа растений, используемых для лечения болезней человека и животных, а также для предотвращения (профилактики) заболеваний.
2-ученик.
Вещества, обладающие лекарственным действием могут содержатся в любом органе растений: листьях (мать-и-мачеха), стеблях и коре (дуб, облепиха), почках (береза, сосна), корнях (валериана), и конечно, в цветках, плодах и семенах.
3 ученик.
Лекарственные растения используются человеком очень давно: в Индии, в Древнем Египте, Китае целебные травы применяли еще 5 – 6 тыс. лет назад
Одни лекарственные растения – травы (зверобой, ландыш, клевер),
другие – кустарники (малина, бузина), третьи – деревья (береза, сосна, дуб)
Звучит музыка Грига «Шествие гномов». Появляется Лесовик. (Ученик в костюме Лесовика)
Лесовик.
Лес, как сказочное царство:
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура и таблетки.
Ну а чем, как, что лечить,
Я могу вас научить.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растенья,Что пригодны для леченья.
Лекарственные свойства различных растений.
Ведущий. Вот это растение – лекарь знакомо всем с детства. Когда у ребят появляются ссадины на локтях или коленях, мы сразу ищем это растение.
Вопрос: Какое растение поможет нам в походе при ранении? (Слайд 5).
Подорожник. (Слайд 6)
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из вас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Вопрос: Каким растением можно остановить кровотечение? (Слайд 7).
Тысячелистник. (Слайд 8)
Тысячелистник собери в цветенье,
Ускорит раны заживленье -
А растертый стебелек
И отвара внутрь глоток
Успокоит кровоток.
Вопрос: Какое растение может заменить вату? (Слайд 9).

Мох. (Слайд 10).
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда не глянь растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Это мох-сфагнум.
Вопрос: Какое растение помогает при простуде? (Слайд 11).
Липа. (Слайд 12)
Липа – средство от простуды
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
Вопрос: А чем лечить кашель, высокую температуру? (Слайд 13).
Ромашка аптечная. (Слайд 14)
Если случится тебе простудится
Привяжется кашель,
Поднимется жар,
Придвинь к себе кружку,
В которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
Ученица: А мне веснушки мешают!

Земляника. (Слайд 15)
Землянику знают все
И калину тоже.
Соком этим ты намажь
Веснушчатую кожу.

Исполнение русской народной песни «То березка, то рябина». (Слайд16).
Ученик. Наши русские красавицы, стройные белые березки известны во всем мире. Нет дерева милее и роднее березы! Чувства, которые она вызывает, созвучны щедрой, отзывчивой и доброй душе русского человека. Береза – это символ Родины.
Березка. (Ученица в костюме берёзки). Русские врачи более 100 лет назад установили мочегонное действие березовых почек.
Много веков служит береза верой и правдой, принося пользу не только душе,
но и телу. Это знаменитый березовый веник в бане, и деготь, одна ложка которого портит бочку меда, но врачует кожные заболевания, раны, язвы,
ожоги (мазь Вишневского).
Появляется сосна. (Ученица в костюме сосны)
Сосна.
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Кто я, ребята? Что вы знаете обо мне? (Слайд 17).
1 - ученик. Отвар из сосновых почек рекомендуется как отхаркивающее, дезинфицирующее и мочегонное средство; хвойные ванны как общеукрепляющее и успокаивающее средство. «Сосна – душистый лекарь».
2 –ученик. В тяжелые дни блокады Ленинграда было организовано массовое
производство витаминизированного напитка из хвои сосны, который многим спас жизни!
Стихотворение «Бабушкина аптека» - инсценирование.
-Пойду – ка я в аптеку.
-Куда же ты пешком?
-За реку, внук, за реку,
Березовым мостом.
Там есть сыра поляна
Отсюда не видна.
Мне, внучек, валерьяна
Сердешная нужна
Пойдем, милок, со мною,
Старухе подсобишь
И хворь лечить травою
Научишься, глядишь.
Калган отыщешь в поле,
Душицу на чаек
Всем травам в поле воля-
Пойдем со мной, милок!
Ведущий. Оглянись вокруг себя, когда ты летом находишься в лесу, в поле
или на даче.
Иван-чай. Вам приходилось видеть вот такие (Слайд 18) лесные розовые поляны? С таких полян доносится запах меда. Это цветет с июня по август иван - чай (кипрей). Очень полезно это растение! Корневище сладкое, его едят сырым и варёным. Молодые листья кладут в салат, а из высушенных заваривают вкусный чай.
Лесовик. А вот загадка из кузовка.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова
Спрячу- ка в карманчик
Бывший (Одуванчик). (Слайд 19).
Одуванчик. (Ученик в костюме одуванчика). Народная мудрость издавна приписывает отвару из листьев одуванчика способность придавать силы и бодрость, снимает усталость.А настой и препараты из его корней применяют для лечения болезней печени, желчного пузыря. Соком молодых листьев выводят веснушки и темные пятна на коже.
Появляется Белка. (Ученица в костюме белки).
Здравствуйте, ребята!Видеть я вас рада!
Ведь вопросов у меня тьма
Разболелась голова.
Вы вопросы разберите
И ответы мне скажите.
Ведущий. Поможем Белке ответить на вопросы. Игра «Найди меня»
Участникам раздаются воздушные шарики. Надо достать записку из шара, ответить на заданный вопрос и найти ответ на «поляне».
1Что за трава, которую знают слепые? (Крапива)
2. Очень жарко. Я взяла и зонтик сорвала.
И под зонтиком зеленым в лес по ягоды пошла.(Лопух)
3.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
4.В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягода? (Рябина).
5. Эти ягоды найдете на большом лесном болоте.
Словно там набросаны красные горошины.(Клюква)
6.Головка голубая
И длинный стебелек
Ну кто его не знает? Это (Василек).
7 Лекарственное растение, получившее название за форму плодов, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка).
8.Местами еще лежит снег, а там где пригревает солнце, на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, в начале апреля появляются золотые головки
этого растения. (Мат ь - и- мачеха).
Ведущий: Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?
(Слайды 20 – 25).
Собирать растения в лесу, в поле, на лугу, но не вдоль крупных магистралей, не около промышленных предприятий, ферм.
Часть растений оставлять для их воспроизводства.
Листья и цветки собирают чаще всего до и во время цветения растений, т.е. весной и летом.
Корни и корневища – ранней весной, осенью.
Кору в апреле – мае.
Лекарственные растения собирают утром, как только сойдет роса, потому что днем, на ярком солнце количество полезных веществ уменьшается.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Сушат лекарственное сырье в тени, на воздухе.
Лесовик. А вот и весёлая полянка, ребята подготовили весёлые частушки.
Веселые частушки.
1.Я природный материал
летом собирала,
И теперь квартира наша
Стала сеновалом!
2.Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка.
Все таблетки заменяет
Нам головка чеснока!

3.На себе всегда ловлю
Восхищенья взоры!
Красоту мне и здоровье
Дарят помидоры.
4.Я секрет румян достала
У прабабки Фёклы –
Лучше всех румян заморских
Сок от нашей свеклы!

5.Летом каждая полянка,
Словно скатерть-самобранка.
Вкусной ягодой лесной
В раз накормит нас с тобой.
6.Все полянки и кусты
Мы в лесу облазили.
Витамины все, что есть
Запасли мы на зиму.
Лесовик. Вы, ребята, должны помнить:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Вот и закончился наш классный час. Много полезных лекарственных растений растёт в лесах, на полях, на лугах нашего края.
Давайте бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в Красную книгу, но и к тем, которые повсюду окружают нас.
Закончился классный час чаепитием с душистыми травами и мёдом.

1.А.А Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба»//
Москва, «Просвещение», 2007 год.
2.Е.А.Постникова «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» //Москва,«Владос», 2001 год.
3.С.Алиева «Лесная аптека»//Йошкар-Ола, 1999 год.
4.Н.И. Панфилова, В.В. Садовникова «35 суббот плюс каникулы»//
Москва, «Новая школа», 2001 год.
5.И.Д.Агеева «500 новых детских частушек»//Москва, «ТЦ Сфера», 2001 г.
6.О.Журба «Травник»//Москва «Арнадия», 1998 год.
7.А.Ю.Нестеровская, Т.Д. Рендюк «Целебные растения вашей звезды»//Москва «Армада», 1995 год.
8. Интернет – ресурсы.

Осташевская средняя общеобразовательная школа. Стадникова В.И.

13PAGE 14615

Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 815


Приложенные файлы

Похожие публикации